Плохое поведение — информация к размышлению

Отличительные особенности целей поведения ребенка

Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно разделил плохое поведение на четыре основных категории, или цели: внимание, влияние, месть иуклонение (симуляция неспособности).

Пользуйтесь этими категориями как отправной точкой для установления ошибочной цели поведения вашего ребенка.

Я не предлагаю вам навешивать на детей определенные ярлыки, чтобы четко соотнести с ними эти четыре условные цели, потому что каждый ребенок — это уникальная личность. И все-таки эти цели можно использовать для того, чтобы понять намерения того или иного поведения ребенка.

Плохое поведение — информация к размышлению.

Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на наших детей, что часто заканчивается применением тактики запугивания (подхода с позиции силы).

Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаем себе такой вопрос: «Что мой ребенок хочет сказать мне своим поведением?» Это позволяет нам вовремя снять нарастающее напряжение в отношениях с ним и одновременно повышает наши шансы исправить его поведение.

Важно знать стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

 

 

Таблица ошибочных целей поведения детей(по Рудольфу Дрейкурсу )

Если вы чувствуете Как реагирует ребенок на ваше замечание Что говорит ребенок своим поведением Цель Как исправить такое поведение Научите вашего ребенка
Раздражение. Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение «примерным» ребенком. Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам. Со мной будут считаться, когда заметят или попросят что-либо сделать. Быть любимым — пользоваться вниманием. Внимание Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите. Молча дайте понять ребенку, что вы его любите. Приступайте к действию, как только ребенок начнет раздражать вас. Привлекать к себе внимание должным образом.
Подстрекательство. Потребность употребить свою «власть», возмущение. Вам брошен вызов — «Я заставлю тебя сделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом!» Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, стать хозяином положения. Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияние на кого-нибудь; вы сделаете так, как хочу я; я докажу, что вы не сможете помыкать мной. Влияние Дайте право на выбор, не приказывайте.

Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность .

Достигать желаемого так, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными.
Обида. Разъяренность. Вы хотите «свести счеты». «Как ты мог поступить так со мной?» Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе. Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считаться лишь тогда, когда я отомщу обидчику. Месть Не вымещайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт. Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымещать ее на других.
Отчаяние. «Что мне делать?» Жалость. Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделать что-либо. Пассивен. У меня ничего не получается так, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать. Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое. Уклонение Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутит свое достоинство. Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои истинные способности.

ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, КОГДА ДЕТИ УПРЯМЯТСЯ И КАПРИЗНИЧАЮТ?

Инструкция: та же, что и в первом опроснике.

1. Выяснить причину каприза и по возможности устранить ее.

2. Предложить ребенку интересное занятие.

3. Хвалить не столько за конечный результат сколько за старание.

4. Сразу же награждать за желательное поведение и наказывать за плохое.

5. Четко и конкретно формулировать требования, инструкции и ожидания и проверять, правильно ли их понял ребенок («сличать картинки»).

6. Дать ребенку отдохнуть, побыть одному или утешить.

7. Переключить на другую тему, «озадачить» неожиданным вопросом, предложить на выбор несколько альтернатив подавляемому поведению.

8. Удивить нестандартной реакцией, проявив сочувствие, приласкав, предложить «выбросить капризки», неожиданно извинившись.

9. Рассказать о своих чувствах, возникающих во время капризов ребенка, подчеркнув, что родители любят его всегда и всякого, но данное поведение им не нравится.

10. Проявить гибкость, отказаться от категоричности, предложить компромисс, не ограничиваться одними и теми же формами стимуляции и последействий.

11. Предложить поменяться ролями, предварительно обсудив мотивы поведения каждого участника конфликта и пообещав испробовать тот «педагогический прием», который ребенок считает эффективным.

12. Изменить форму обращения (вместо приказа и запрета использовать просьбу или обращение за советом).

13. Настоять на подчинении во что бы то ни стало, дав понять «кто в доме хозяин».

14. Спросить: «Ты меня любишь?» и предложить доказать свою любовь.

15. Сказать: «Если ты больной, то давай лечиться, ложись в постель».

16. Проконсультировать у психолога, психиатра и пролечить, если надо.

17. Уговорить, доходчиво объяснив смысл предъявляемых требований.

18. Не требовать немедленного прекращения игры, но четко обозначить «латентный период» (в том числе с помощью будильника).

19. Если проступок нельзя исправить, время наказания или лишения удовольствия должно быть четко ограниченным и не чрезмерным.

20. Высмеять нежелательное поведение.

21. В спокойной обстановке (во время вечерней сказки) рассказать душещипательную историю о ребенке, который расстраивал любящих родителей своим поведением.

22. Составить договор (контракт) с конкретным перечислением взаимных обязательств, гарантирующих «мир и дружбу» в семье.

23. Пригрозить ремнем, а если не поверил – выпороть («выбить дурь»).

24. Поставить в угол, посадить на «скамью штрафников», вывести из игры, проголосовав красными карточками.

25. Отобрать «звездочку» или «чипс», заработанные примерным поведением, показать желтую карточку, предупреждающую об «опасности поведения», вручить нелепый бантик в качестве антинаграды.

26. При проявлении агрессии предложить разрядить ее на боксерской груше, в спортивных упражнениях, физической работе. При несогласии – показать кто сильнее, обхватив «мертвой хваткой», приперев к стенке или «дав сдачи».

27. При притивоправном поведении отвести в милицию, вызвать ее.

28. Передать ответственность за последствие избранного ребенком поведения ему самому.

29. Перестать баловать, не покупать лишних «незаслуженных» игрушек.

30. Лишить внимания, не разговаривать и не смотреть на ребенка, пока тот не перестанет капризничать и не выполнит инструкции.

31. Дать ребенку свободно высказаться.

32. Самим родителям подавать пример выполнения нового, трудного, пугающего задания, вдохновлять, создавать ситуацию успеха.

33. При невозможности отреагировать «сейчас и здесь» выдать «штрафной талон», четко обозначив время, место и форму осуществления наказующей процедуры.

34. Составить список студенческой поведенческих проблем и решать их последовательно, одну за другой, а не пытаться решить все сразу.

35. Отказаться от стремления сделать ребенка сверхсовершенным, ограничить список проблемного поведения только теми поступками, дискомфорт от которых не перекрывается радостью от успехов в учебе, творческих достижений ребенка, его душевным теплом.

36. Последовательно передать ребенку ответственность за те проблемы, которые он в состоянии решать самостоятельно, показывая пример решения собственных проблем (родительской части общих проблем) и заботы о своем благополучии.

37. Увеличить время «чистого» общения с ребенком.

38. Облекать трудные задания в игровую и соревновательную формы.

39. Общаться на равных, заменив «ТЫ-высказывания» «Я-высказываниями».

40. Разделить общую проблему (например, проблему «неаккуратности») на конкретные поведенческие «мишени» («Собирание игрушек», «Складывание одежды» и т.п.) и последовательно работать над каждой из них.

41. Порицать не ребенка (он безусловно любимый), а его поведение, которое он может исправлять без ущерба для чувства полноценности (бороться не с ребенком, а с его «манерами»).

42. Учитывать черты характера своего ребенка, индивидуализируя мотивацию его поведения в соответствии с актуальными потребностями (сначала «стерпится», а потом может и «слюбится»).

43. Рассказывать ребенку об отрицательном влиянии капризов на здоровье, характер, отношение к нему окружающих, судьбу.

44. Запечатлеть капризулю и упрямца на фоторграфию, магнитофон, видеокассету для «доски почета», «семейного альбома», «на память друзьям и потомкам».