1 Вариант 1. Дайте определение основным категориям педагогики

развитие(процесс становления личности и индивидуальности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов)

воспитание (систематическое целенаправленное влияние воспитателя на воспитуемых с целью развития у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира)

образование (процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности)

обучение (целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний)2. Назовите приоритетные принципы модернизации образования согласно Закону об Образовании.

  1. Демократизация образования (ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной основе)
  2. Принцип непрерывности образования (создание единой, с учетом разных вариантов, школы)

Две системы:

  • Школа — среднепроф. учебное заведение – ВУЗ
  • Школа – ВУЗ
  • Вариативность образования (возможность выбора форм получения образования)
  • Открытость образования (деполитизация образования)
  • Гуманизация образования (очеловечивание – уважение личности воспитуемого и т .д. + создание условий для развития его способностей)
  • Гуманитаризация образования (связан с познанием мира, человеческих ценностей – доброта, толерантность…)
  • Регионализация образования (наделение регионов правом выбора форм развития образования)
  • Принцип национального самоутверждения школ
  • Дифференциация образования (уклон на какой-либо предмет)
  • Введение нового базисного учебного плана и ГОСТов (необходимых для сохранения единого образовательного пространства в РФ)
  • Развивающий характер образования

3. Раскройте формы организации процесса обучения

Непосредственное общение:парная (1х1, ученик-учитель, ученики в паре),групповая (микрогруппы, 1 выступает, другие слушают),коллективная формы(общение в парах сменного состава)

Опосредованное общение:индивидуальная форма(по Дьяченко) – нет диалога, ученик выполняет задание)

19 стр., 9015 слов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ

... Развиваясь в процессе деятельности, музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в ... бы активизировали творческое мышление учеников. Важным моментом при этом является использование новых концепций, направленных на творческое развитие способностей личности. В связи ...

+ фронтальная (управление),групповая(микрогруппа),индивидуальная(1х1)

(по Чередову)

4. Приведите классификацию методов обучения.

— по источнику передачи и восприятия материала (по источнику знаний)

а) словесные

б) наглядные

в) практические (Голанд, Перовский)

— по нарастанию исследовательского элемента

а) объяснительно-иллюстративные

б) репродуктивные

в) проблемного изложения

г) эвристические

д) исследовательские

+ активные

5. В чём заключаются преимущества и недостатки классно-урочной системы образования?

+: экономичность, коллектив,

-: большое количество человек, отсутствие обратной связи, фиксированная продолжительность, дисциплина..

6. Дайте характеристику выполняемых функций процесса проверки и оценки знаний учащихся.

Функции оценки — это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно — сопоставительные действия оценивающего. В этой связи имеет смысл проанализировать функции оценки, выделяемые некоторыми методистами .

Обучающая функция оценки.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности ( развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке .

Ориентирующаяфункция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся — выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Стимулирующая функция.

— контролирующая (нужно осуществлять контроль)

— воспитывающая (очень важна адекватная оценка, которая может простимулировать учащегося к дальнейшим успехам)

— развивающая (=)

— изучающая

Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Знания, умения и навыки должны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения. Важно, что оценка (отметка) учащегося отражает перспективы работы с данным учеником и для педагога

4 стр., 1683 слов

Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся

... развития на последующие. Мы исследовали влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся. ... даже под влиянием общества, воспитания, образования достичь высших человеческих качеств. ... развития. Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность выражается в наличии приобретенного опыта, знаний, ...

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

7. Перечислите и раскройте виды воспитания по институциональному признаку

— семейное (до 6-7 лет в семье, бытовое)

— школьное (школьные тематические мероприятия)

— внешкольное (дополнительные занятия)

— конфессиональное (посредством рел. традиций и учреждений)

— по месту жительства (кружки, клубы, ДТЮ по месту жительства) 8. Назовите принципы, на основе которых должен строиться процесс воспитания.

— принципы по Пидкосистому:

а) ориентация на ценности воспитуемого

б) зависимость воспитания от воспитателя

в) субъективность

г) целостность

Принципы воспитательного процесса:

  • принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
  • принцип адекватности системе социальных отношений;
  • принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
  • принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;
  • мотивация учебной деятельности;
  • принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • принцип педагогического оптимизма;
  • принцип демократизации в воспитании.

9. Приведите правила взаимоотношений учителя и учащихся на уроках.

— совмещение интересов ученика и учителя

— контролируемое доверие

— защита прав учащегося

— тактичность оценки

— обеспечение минимального успеха

— исключение принуждения

— развитие интереса

— соблюдение норм межличностных отношений

10. Раскройте одну из образовательных технологий.

— опорные конспекты Шаталова

— кубики Зайцева

— КСО (пары сменного состава)

— КТД

====================================================================

2 Вариант1. Соотношение основных категорий педагогики.

Развитиесоотносится с воспитанием и обучением так как процесс становления личности идет в ходе воздействия на воспитуемого и в ходе процесса усвоения знаний

— такая категория, как Образованиевключает в себя и воспитание, и обучение т.к. это процесс усвоения системы знаний обеспечения развития личности

воспитаниеблизко к категориям образования и обучения, т.к. в школе идет воспитательный процесс в рамках тематических мероприятий, так как учитель «воспитывая учит, а уча – воспитывает». И желаемые результаты воспитания должны определяться в рамках гуманистической системы образования

2. Структура образовательной системы РФ.Раскройте подробнее среднее образование.

— дошкольное

-начальное

3 стр., 1408 слов

Тема 15 закономерности и принципы воспитания школьников

... методам, организации воспитательного процесса. Требования, предъявляемые к принципам воспитания: обязательность; комплексность; равнозначность. Обязательностьпредполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса. Принципы несут в себе ...

-среднее неполное

-среднее полное

-средне-профессиональное — высшее

-постдипломное

Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения

3. Определите понятие «оценка». Что оно включает?

Оценка — процесс оценивания, осуществляемая учителем для определения подготовки обучаемых по существующим оценочным требованиям.

В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаках.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности.

Оценка может быть методом влияния, наказания и стимуляции

оценка, отметка, опосредованная оценка, неопределенная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение, ободрение..

4. Приведите классическую общую структуру урока.

-орг.момент

-постановка целей и задач

— проверка зун

— изучение нового материала

-закрепление материала

-выводы, итоги

-д.з.

5. Дайте определение процесса воспитания.

— процесс целенаправленного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью формирования желаемого отношения к окружающему миру (в рамках гуманитарного образования) 6. Определите задачи трудового воспитания.

— формирование трудовых навыков, культуры труда, развитие способности к труду, потребности в нем, накопление профессионального опыта, формирование творческих моментов и ответственности. 7. Охарактеризуйте возрастные периоды детей школьного возраста. —младшая(начальная) школа – 7-10 лет. Происходит адаптация, серьезные психические изменения, переход к осознанности, развитие (непроизвольного запоминания, формирование качеств личности

средняяшкола10-15 лет — подростковый возраст (Возраст «Бури и Натиска». Бурный подъем жизнедеятельности организма. Происходит интенсивное формирование личности ребенка. Но ребенок еще психически не созрел в этот период)

старшаяшкола – 15-17 — Ранняя юность (Это период физического расцвета человека. Нервная система совершенствуется. Меняется подход к обучению. Происходит проф. ориентация. Действует закон неравномерности индивидуального психологического развития. Увеличивается объем памяти, мышление становится критичным)

8. В чём состоит процесс индивидуализации.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуали­зации субъективной реальности. Индивидуализация — это само­определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не­повторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная лич­ность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индиви­дуальность — это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... понятийно-терминологический и сравнительный анализ – для характеристики и упорядочивая понятийного поля познавательных процессов проблемы личности и музыкальной деятельности; сравнение; обобщение отечественного и зарубежного опыта исследования проблемы.   Понятие ...

развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

9. Раскройте общепедагогические умения по Н.В. Кузьминой.- познавательные (добывать знания)

— проектировочные (длит.план)

— конструктивные (ближ. План)

— организационные (орг. Деят.)

— коммуникативные (общение)

10. Перечислите возможные стили руководства учителем образовательного процесса.- авторитариный

— демократический

-либеральный

=================================================================== 3 вариант 1. Система педагогических наук.

  1. — общая педагогика
  2. — дошкольная
  3. — общеобразовательной школы
  4. — специальная (дефектология)
  5. — проф-тех и среднеспец. образования
  6. — высшей школы
  7. — исправительно-трудовая
  8. -военная
  9. — история педагогики

2. Взаимосвязь педагогики с другими науками

Взаимосвязь – когда науки объединяются и дают развитие новой отрасли науки. (Например, математика + педагогика = методика преподавания математики).

— Психология, преподаваемый предмет

3. Строение образовательного стандарта рф.

— минимум знаний, которые все должны освоить

— максимальный объем учебной нагрузки

— требования к уровню подготовки выпускников

4. Перечислите оценочные суждения по б.Г. Ананьеву.

оценка может быть: а) ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; б)стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. в)воспитывающей— под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов»

Б.Г. Ананьев исследовал жизнь и учебный процесс студентов, считал что оценки должны быть парциальными: -оценки может не быть -она м.б. опосредованной(пример из жизни) -неопределенной (найди ошибку) -замечание (исправь) -отрицание, -порицание, -согласие, -одобрение, -ободрение.

5. Раскройте классические дидактические принципы.

  1. — научности (достоверно)
  2. — самостоятельности и сознательности (отношение, деятельность)
  3. — преемственности (предшествующее развивается в последующем) — последовательности (порядок и логика)
  4. — систематичности (регулярность занятий с учителем)
  5. — наглядности (наглядный материал помогает понять)
  6. — доступности (на понятном языке)
  7. — прочности (закрепление, повторение, зубрежка)

6. Дайте классификацию урока исходя из дидактических целей.

4 стр., 1837 слов

Самоконтроль в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

... занятия, их продолжительность, основное содержание. Средства, используемые в процессе аэробной тренировки: фитнес-технологии аэробной направленности (классическая аэробика, степ-аэробика, ...   Предложите методические приемы реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе фитнес-тренировки силовой направленности. Указать основные критерии дифференцирования, постановку задач, ...

— изучение нового материала (тогда из структуры урока убираем проверку д/з) — семинар (тогда без изучения нового материала) — обобщающий урок (без дз,без нового — только закрепление) — лабораторный урок (то же самое) — комбинированный, интегрированный, традиционный — все пункты структуры урока

7. Приведите общую структуру процесса воспитания.

1)определение четкой и конкретной цели (соотнести цель и результаты) 2)разработка пакета теоретических оснований 3)поэтапная,пошаговая структура деятельности 4)анализ результатов(мониторинг,коррекция,рефлексия-по виду,сост.,деятельности,отношениям —возможность коррекции

8. Перечислите основные направления воспитания, осуществляемого в общеобразовательной школе.

1) умственное

2) нравственное

3) трудовое

4) эстетическое

5) экономическое

6) экологическое

7) гражданское

8) правовое

9) физическое

9. Охарактеризуйте процесс социализации.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

процесс включения индивида в систему общественных отношений.

10. Назовите методы изучения учащихся

— анкетирование

— социометрия

— беседа, интервью

— наблюдение

-контент-анализ — специальные психологические тесты

=========================================================================

4 Вариант 1. Связь педагогики с другими науками.

Связь педагогики и других наук– когда знания из других наук обогащают знания педагогики.

Педагогика опирается на результаты исследований других наук. Характер связи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике из того, что изучает конкретная отрасль знаний. Психология позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов. Философия и социология позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность.

6 стр., 2721 слов

Модель социального воспитания личности в семейном социуме

... основы воспитания личности в семейном социуме 1.1 Социальное воспитание Понятие «социальное воспитание» - одно из основных понятий в социальной педагогике. В современной науке социальное воспитание трактуется как особый вид педагогической деятельности ...

Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.

-физиология, антропология, правоведение, экономика…

2. Компоненты образовательного стандарта.

-федеральный

-региональный

-школьный

3. Перечислите и раскройте современные дидактические принципы.

  1. — развивающего обучения (учить мыслить не только на фактологическом, но и на теоретическом, и на методологическом уровне)
  2. — создания оптимальных условий (атмосфера)ш
  3. — обучение на высшем уровне сложности (в сочетании с доступностью)
  4. — сознательности отношения к процессу (установка)
  5. — опоры
  6. — опережающего обучения (сводить темы)

4. Определите понятие «процесс обучения».

— Двусторонний процесс взаимной деятельности учителя и ученика, направленный на передачу и усвоение зун

5. Раскройте формы учебной работы.

— урок (фикс. Время, сотав, тыердое расписание, план, ведущая роль учителя…)

-лекция (90-120 мин, обшая форма передачи объема информации ориентированного на самостоятельную работу студентов. М.б. вводная, обзорана, проблемная, информационная, с заранее запланированными ошибками, бинарная, консультация, конференция)

-семинар (практическая работа всей группы)

-практикум ( работа груупы с использованием практических инструментов, направления ппна расширение, закрепление и контроль полученных зун)

6. Определите понятие «цели воспитания».

Ожидаемые изменения в человеке (группе людей), осуществляемые под воздействием специально подготовленных и планомерно проводимых воспитательных акций и действий

Цели измений в психологическом состоянии, сознании, знании, мировоззрении, способах деятельности, личности…

7. Приведите и охарактеризуйте виды воспитания по стилю отношений между воспитанниками и воспитателем.

— авторитарный («я- командующий», «я- отец»)

— демократический (1 среди равных, равный среди равных)

— либеральный

— попустительский

8. В чём состоят задачи нравственного воспитания.

— в формировании общечеловеческих ценностей, развитии нравственных качеств, накоплении нравственного опыта и знаний о правилах поведения в обществе

Внимательность, долг, честь, заботливость, скромность, чувство человеческого достоинства

9. Какие особенности учащихся необходимо учитывать учителю в профессиональной деятельности.

— возрастные

— половые

— индивидуальные

10. Охарактеризуйте одну из известных вам систему воспитания.

— афинская

-спартанская

-Макаренко

-Сухомлинский

— КТД