1 Вариант 1. Дайте определение основным категориям педагогики

развитие(процесс становления личности и индивидуальности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов)

воспитание (систематическое целенаправленное влияние воспитателя на воспитуемых с целью развития у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира)

образование (процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности)

обучение (целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний)2. Назовите приоритетные принципы модернизации образования согласно Закону об Образовании.

  1. Демократизация образования (ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной основе)
  2. Принцип непрерывности образования (создание единой, с учетом разных вариантов, школы)

Две системы:

  • Школа — среднепроф. учебное заведение – ВУЗ
  • Школа – ВУЗ
  • Вариативность образования (возможность выбора форм получения образования)
  • Открытость образования (деполитизация образования)
  • Гуманизация образования (очеловечивание – уважение личности воспитуемого и т .д. + создание условий для развития его способностей)
  • Гуманитаризация образования (связан с познанием мира, человеческих ценностей – доброта, толерантность…)
  • Регионализация образования (наделение регионов правом выбора форм развития образования)
  • Принцип национального самоутверждения школ
  • Дифференциация образования (уклон на какой-либо предмет)
  • Введение нового базисного учебного плана и ГОСТов (необходимых для сохранения единого образовательного пространства в РФ)
  • Развивающий характер образования

3. Раскройте формы организации процесса обучения

Непосредственное общение:парная (1х1, ученик-учитель, ученики в паре),групповая (микрогруппы, 1 выступает, другие слушают),коллективная формы(общение в парах сменного состава)

Опосредованное общение:индивидуальная форма(по Дьяченко) – нет диалога, ученик выполняет задание)

11 стр., 5088 слов

Невербальное общение в процессе межкультурной коммуникации

... работы - раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации. Объект работы - процесс невербального общения между людьми двух разных культур на примере ... основных элементов невербальной коммуникации; выделить сущность процесса невербальной коммуникации; провести сопоставительный анализ невербальных средств общения в русской и китайской лингвокультурах. Методы ...

+ фронтальная (управление),групповая(микрогруппа),индивидуальная(1х1)

(по Чередову)

4. Приведите классификацию методов обучения.

— по источнику передачи и восприятия материала (по источнику знаний)

а) словесные

б) наглядные

в) практические (Голанд, Перовский)

— по нарастанию исследовательского элемента

а) объяснительно-иллюстративные

б) репродуктивные

в) проблемного изложения

г) эвристические

д) исследовательские

+ активные

5. В чём заключаются преимущества и недостатки классно-урочной системы образования?

+: экономичность, коллектив,

-: большое количество человек, отсутствие обратной связи, фиксированная продолжительность, дисциплина..

6. Дайте характеристику выполняемых функций процесса проверки и оценки знаний учащихся.

Функции оценки — это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно — сопоставительные действия оценивающего. В этой связи имеет смысл проанализировать функции оценки, выделяемые некоторыми методистами .

Обучающая функция оценки.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Воспитывающая функция оценки в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности ( развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке .

Ориентирующаяфункция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся — выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Стимулирующая функция.

— контролирующая (нужно осуществлять контроль)

— воспитывающая (очень важна адекватная оценка, которая может простимулировать учащегося к дальнейшим успехам)

— развивающая (=)

— изучающая

Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания и умения. Знания, умения и навыки должны быть оценены прежде всего для того, чтобы наметить как для педагога, так и для школьника пути их совершенствования, углубления, уточнения. Важно, что оценка (отметка) учащегося отражает перспективы работы с данным учеником и для педагога

11 стр., 5055 слов

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся младших классов

... видов контроля учебных достижений учащихся младших классов. 1. Значение оценки учебных достижений учащихся младших классов 1.1 Понятие оценки знаний, умений и навыков контроль достижение оценка учащийся Оценка - это процесс, деятельность (действия) оценивания ...

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

7. Перечислите и раскройте виды воспитания по институциональному признаку

— семейное (до 6-7 лет в семье, бытовое)

— школьное (школьные тематические мероприятия)

— внешкольное (дополнительные занятия)

— конфессиональное (посредством рел. традиций и учреждений)

— по месту жительства (кружки, клубы, ДТЮ по месту жительства) 8. Назовите принципы, на основе которых должен строиться процесс воспитания.

— принципы по Пидкосистому:

а) ориентация на ценности воспитуемого

б) зависимость воспитания от воспитателя

в) субъективность

г) целостность

Принципы воспитательного процесса:

  • принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
  • принцип адекватности системе социальных отношений;
  • принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
  • принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;
  • мотивация учебной деятельности;
  • принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • принцип педагогического оптимизма;
  • принцип демократизации в воспитании.

9. Приведите правила взаимоотношений учителя и учащихся на уроках.

— совмещение интересов ученика и учителя

— контролируемое доверие

— защита прав учащегося

— тактичность оценки

— обеспечение минимального успеха

— исключение принуждения

— развитие интереса

— соблюдение норм межличностных отношений

10. Раскройте одну из образовательных технологий.

— опорные конспекты Шаталова

— кубики Зайцева

— КСО (пары сменного состава)

— КТД

====================================================================

2 Вариант1. Соотношение основных категорий педагогики.

Развитиесоотносится с воспитанием и обучением так как процесс становления личности идет в ходе воздействия на воспитуемого и в ходе процесса усвоения знаний

— такая категория, как Образованиевключает в себя и воспитание, и обучение т.к. это процесс усвоения системы знаний обеспечения развития личности

воспитаниеблизко к категориям образования и обучения, т.к. в школе идет воспитательный процесс в рамках тематических мероприятий, так как учитель «воспитывая учит, а уча – воспитывает». И желаемые результаты воспитания должны определяться в рамках гуманистической системы образования

2. Структура образовательной системы РФ.Раскройте подробнее среднее образование.

— дошкольное

-начальное

-среднее неполное

-среднее полное

-средне-профессиональное — высшее

-постдипломное

Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).

3 стр., 1447 слов

Взаимодействие школы и семьи в воспитании младших школьников

... школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. ... Теоретическая значимость курсовой работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании младшего школьника. Практическая значимость: на основе обработки и интерпретации ...

Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого контингента в высшие учебные заведения

3. Определите понятие «оценка». Что оно включает?

Оценка — процесс оценивания, осуществляемая учителем для определения подготовки обучаемых по существующим оценочным требованиям.

В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаках.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности.

Оценка может быть методом влияния, наказания и стимуляции

оценка, отметка, опосредованная оценка, неопределенная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение, ободрение..

4. Приведите классическую общую структуру урока.

-орг.момент

-постановка целей и задач

— проверка зун

— изучение нового материала

-закрепление материала

-выводы, итоги

-д.з.

5. Дайте определение процесса воспитания.

— процесс целенаправленного воздействия воспитателя на воспитуемого с целью формирования желаемого отношения к окружающему миру (в рамках гуманитарного образования) 6. Определите задачи трудового воспитания.

— формирование трудовых навыков, культуры труда, развитие способности к труду, потребности в нем, накопление профессионального опыта, формирование творческих моментов и ответственности. 7. Охарактеризуйте возрастные периоды детей школьного возраста. —младшая(начальная) школа – 7-10 лет. Происходит адаптация, серьезные психические изменения, переход к осознанности, развитие (непроизвольного запоминания, формирование качеств личности

средняяшкола10-15 лет — подростковый возраст (Возраст «Бури и Натиска». Бурный подъем жизнедеятельности организма. Происходит интенсивное формирование личности ребенка. Но ребенок еще психически не созрел в этот период)

старшаяшкола – 15-17 — Ранняя юность (Это период физического расцвета человека. Нервная система совершенствуется. Меняется подход к обучению. Происходит проф. ориентация. Действует закон неравномерности индивидуального психологического развития. Увеличивается объем памяти, мышление становится критичным)

8. В чём состоит процесс индивидуализации.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуали­зации субъективной реальности. Индивидуализация — это само­определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не­повторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная лич­ность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индиви­дуальность — это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

13 стр., 6251 слов

Проблемы развития личности в учебной деятельности

... и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: ... ещё в детстве, и здесь важнейшую роль играют семейное воспитание и учебная деятельность. Эти два аспекта моделируют личность и закладывают фундамент для её дальнейшего развития. Поэтому так ...

развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

9. Раскройте общепедагогические умения по Н.В. Кузьминой.- познавательные (добывать знания)

— проектировочные (длит.план)

— конструктивные (ближ. План)

— организационные (орг. Деят.)

— коммуникативные (общение)

10. Перечислите возможные стили руководства учителем образовательного процесса.- авторитариный

— демократический

-либеральный

=================================================================== 3 вариант 1. Система педагогических наук.

  1. — общая педагогика
  2. — дошкольная
  3. — общеобразовательной школы
  4. — специальная (дефектология)
  5. — проф-тех и среднеспец. образования
  6. — высшей школы
  7. — исправительно-трудовая
  8. -военная
  9. — история педагогики

2. Взаимосвязь педагогики с другими науками

Взаимосвязь – когда науки объединяются и дают развитие новой отрасли науки. (Например, математика + педагогика = методика преподавания математики).

— Психология, преподаваемый предмет

3. Строение образовательного стандарта рф.

— минимум знаний, которые все должны освоить

— максимальный объем учебной нагрузки

— требования к уровню подготовки выпускников

4. Перечислите оценочные суждения по б.Г. Ананьеву.

оценка может быть: а) ориентирующей, воздействующей на умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; б)стимулирующей, воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. в)воспитывающей— под непосредственным влиянием отметки происходит «ускорение или замедление темпов умственной работы, качественные сдвиги (изменение приемов работы), изменение в структуре апперцепции, преобразование интеллектуальных механизмов»

Б.Г. Ананьев исследовал жизнь и учебный процесс студентов, считал что оценки должны быть парциальными: -оценки может не быть -она м.б. опосредованной(пример из жизни) -неопределенной (найди ошибку) -замечание (исправь) -отрицание, -порицание, -согласие, -одобрение, -ободрение.

5. Раскройте классические дидактические принципы.

  1. — научности (достоверно)
  2. — самостоятельности и сознательности (отношение, деятельность)
  3. — преемственности (предшествующее развивается в последующем) — последовательности (порядок и логика)
  4. — систематичности (регулярность занятий с учителем)
  5. — наглядности (наглядный материал помогает понять)
  6. — доступности (на понятном языке)
  7. — прочности (закрепление, повторение, зубрежка)

6. Дайте классификацию урока исходя из дидактических целей.

4 стр., 1837 слов

Самоконтроль в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

...   Предложите методические приемы реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе фитнес-тренировки силовой направленности. Указать основные критерии дифференцирования, постановку задач, ... пол, уровень подготовленности, особенности телосложения) и дифференциации (соматотип) в процессе фитнес тренировки силовой направленности. Постановка задач с учетом индивидуально-типологических ...

— изучение нового материала (тогда из структуры урока убираем проверку д/з) — семинар (тогда без изучения нового материала) — обобщающий урок (без дз,без нового — только закрепление) — лабораторный урок (то же самое) — комбинированный, интегрированный, традиционный — все пункты структуры урока

7. Приведите общую структуру процесса воспитания.

1)определение четкой и конкретной цели (соотнести цель и результаты) 2)разработка пакета теоретических оснований 3)поэтапная,пошаговая структура деятельности 4)анализ результатов(мониторинг,коррекция,рефлексия-по виду,сост.,деятельности,отношениям —возможность коррекции

8. Перечислите основные направления воспитания, осуществляемого в общеобразовательной школе.

1) умственное

2) нравственное

3) трудовое

4) эстетическое

5) экономическое

6) экологическое

7) гражданское

8) правовое

9) физическое

9. Охарактеризуйте процесс социализации.

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

процесс включения индивида в систему общественных отношений.

10. Назовите методы изучения учащихся

— анкетирование

— социометрия

— беседа, интервью

— наблюдение

-контент-анализ — специальные психологические тесты

=========================================================================

4 Вариант 1. Связь педагогики с другими науками.

Связь педагогики и других наук– когда знания из других наук обогащают знания педагогики.

Педагогика опирается на результаты исследований других наук. Характер связи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике из того, что изучает конкретная отрасль знаний. Психология позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов. Философия и социология позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность.

6 стр., 2721 слов

Модель социального воспитания личности в семейном социуме

... основы воспитания личности в семейном социуме 1.1 Социальное воспитание Понятие «социальное воспитание» - одно из основных понятий в социальной педагогике. В современной науке социальное воспитание трактуется как особый вид педагогической деятельности по ...

Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.

-физиология, антропология, правоведение, экономика…

2. Компоненты образовательного стандарта.

-федеральный

-региональный

-школьный

3. Перечислите и раскройте современные дидактические принципы.

  1. — развивающего обучения (учить мыслить не только на фактологическом, но и на теоретическом, и на методологическом уровне)
  2. — создания оптимальных условий (атмосфера)ш
  3. — обучение на высшем уровне сложности (в сочетании с доступностью)
  4. — сознательности отношения к процессу (установка)
  5. — опоры
  6. — опережающего обучения (сводить темы)

4. Определите понятие «процесс обучения».

— Двусторонний процесс взаимной деятельности учителя и ученика, направленный на передачу и усвоение зун

5. Раскройте формы учебной работы.

— урок (фикс. Время, сотав, тыердое расписание, план, ведущая роль учителя…)

-лекция (90-120 мин, обшая форма передачи объема информации ориентированного на самостоятельную работу студентов. М.б. вводная, обзорана, проблемная, информационная, с заранее запланированными ошибками, бинарная, консультация, конференция)

-семинар (практическая работа всей группы)

-практикум ( работа груупы с использованием практических инструментов, направления ппна расширение, закрепление и контроль полученных зун)

6. Определите понятие «цели воспитания».

Ожидаемые изменения в человеке (группе людей), осуществляемые под воздействием специально подготовленных и планомерно проводимых воспитательных акций и действий

Цели измений в психологическом состоянии, сознании, знании, мировоззрении, способах деятельности, личности…

7. Приведите и охарактеризуйте виды воспитания по стилю отношений между воспитанниками и воспитателем.

— авторитарный («я- командующий», «я- отец»)

— демократический (1 среди равных, равный среди равных)

— либеральный

— попустительский

8. В чём состоят задачи нравственного воспитания.

— в формировании общечеловеческих ценностей, развитии нравственных качеств, накоплении нравственного опыта и знаний о правилах поведения в обществе

Внимательность, долг, честь, заботливость, скромность, чувство человеческого достоинства

9. Какие особенности учащихся необходимо учитывать учителю в профессиональной деятельности.

— возрастные

— половые

— индивидуальные

10. Охарактеризуйте одну из известных вам систему воспитания.

— афинская

-спартанская

-Макаренко

-Сухомлинский

— КТД