Введение.
Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах — дома, на работе или в учебном заведении, в гостях, среди дорожных попутчиков. Люди в группах ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними — помогают друг другу или, наоборот, конкурируют.
Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне непосредственного опыта личности группа — это и есть общество, «другие люди».
Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Такие взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени, называются социальной взаимосвязью.
Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако нужно отметить, что далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Для того, чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, прежде всего, наличие трех единств — места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Также важно, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
На основании этого можно предположить, что социальные группы образуются за счет, каких то общих интересов участников этих групп, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой.
Целью данной работы является:
· комплексное изучение социальных групп и их видов;
· рассмотреть пути формирования групп, их функции и значения.
Задачи:
1) дать определение «социальная группа»
2) рассмотреть виды социальных групп
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... Субъект носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. Классификация субъектов социальной работы: ✓ организации, учреждения, социальные институты общества: • государство со своими структурами в ...
Понятия социальных групп.
Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей.
Социальная группа — это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих социально необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.
В этом плане под понятие «социальная группа» подпадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть большими и малыми).
Отсюда вытекает необходимость понимания социальной группы в третьем, еще более узком смысле, что чаще всего и делается.[1]
При этом важно иметь в виду, что одни социологи при определении соотношения понятий «социальная группа» и «социальная общность» берут за основу первое, рассматривая социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие — второе, определяя социальную группу как малую социальную общность. Поэтому разделение указанных понятий достаточно условно, ибо и класс, и нацию, и семью в этом плане можно рассматривать и как социальные общности и как социальные группы.
Но разграничивая понятия «социальная группа» и «социальная общность», социологи обычно не сводят все лишь к количественным параметрам. Социальные группы отличаются также большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т.д.
Из сказанного следует, что не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами.
Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию и даже цикл лекций, не будет социальной группой, а студенческая группа в вузе — социальная группа.
Социологи по-разному определяют понятие «социальная группа». Так, наш социолог Г.С.Антипина рассматривает социальную группу как: «совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности» . Р.Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы: взаимодействие, членство и идентичность. Он характеризует ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.[2] Давая аналогичное определение, Н.Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение.
Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление
... игры и развлечения. Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление О.Г.Левина Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое ... менее успел в ликвидации последствий своих успехов. Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства — это объективная реальность современного мира. Сегодня ...
Виды групп.
Классификация групп.
Одним из главных критериев типологии групп является их численность. В социологии различают малые, средние и большие группы Чем меньше группа, тем больше возможностей индивид получает для того, чтобы познать других х людей и установить с ними тесные отношения Разница между малыми, средними и большими группами заключается прежде всего в характере коммуникационных процессов Тесное межличностное общение в малых группах доз воля им вырабатывать нормы и ценности, образцы поведения, а также осуществлять социальный контроль эффективнее, чем в средних, а особенно — в больших группах Более того, крупные и средние группы только то ди могут демонстрировать образцы организованной поведения, формировать устойчивые внутригрупповые нормы и ценности, когда сами они включают малые группы как элементы своей структурктури.
Однако критерий численности — это лишь формальный индикатор разницы между большими, малыми и средними группами Именно из-за его формальность невозможно точно указать, где именно пролегает численное граница между этими и группами Численность лишь отражает качественные различия в возможностях непосредственного межличностного общения в группах различной численности, в частности, различные возможности обратной связику[3].
Малые группы — это хорошо знакомые между собой люди, которые объединены общими целями, интересами и постоянно взаимодействуют между собой (семья, студенческая группа, производственная бригада, компания друзей) В малых группах каждый ее член может непосредственно контактировать с любым другим членом той же группы; частности, он всегда может среагировать на поведение каждого из ее членов, и, в свою очередь, наблюдать, как реагирует есть на его поведение каждый член группы Таким образом, в малой группе существует постоянно действующая система прямого и обратной связи между всеми ее членами.
Возможности такой связи ограничиваются, с одной стороны, эффективностью каналов связи между индивидами, с другой стороны, — размером группы Постоянные тесные контакты индивидов возможны только в сравнительно невелики их группах, а потому частые межличностные отношения в группах по 17-20, а то и 30 человек кажутся маловероятными Исследования социологов показали, что неформальные молодежные группы чаще насчитывают от 2-3 до 8 человек (около 70% групп) и от 8 до 12 человек (около 30% группп).
Правда, в малых социальных групп могут принадлежать и высоко формализованные целевые объединения, например бригада на производстве или студенческая академическая Однако даже в таком случае групповые ко онтакт теряют некоторые свойства малой группы частности, постоянство связей между членами группы и взаимовлияние членов группы друг на друга Обычно в группах, насчитывающих более семи человек происходит \»разделение» на подгруппы, т.е. выделяются и объединяются лица, имеющие собственные интересы и цели, отличные от тех, которые присущи другим членам группы Это может привести к распаду групп распаду группы.
Классификация групп людей
... и условно существует. Реальная группа - это объединение, где люди связаны реальными контактами, т.е. взаимоотношения его членов, общие цели и задачи (например, группа однокурсников). Реальная группа может существовать кратковременно или ...
Итак, очевидно правильно будет считать верхней границей малой группы все-таки объединения 5-7 человек Такая группа достаточноь
большой, чтобы ее члены чувствовали, что могут свободно выражать свои эмоции и даже вступать в споры друг с другом, но она достаточно мала, чтобы ее члены могли не обращать друг на друга внимание.
Первичные и вторичные социальные группы.
Среди малых групп выделяют первичные и вторичные.
Первичные группы — это малые группы, образующиеся по следующим причинам: брачно-семейные связи, симпатия, эмоциональная привязанность т.д..
Американский социолог Эдвард Шиллз (р 1911 г) выделяет три типа малых первичных групп:
«Начальные группы», которые имеют прочные, многолетние связи и традиции К этим группам индивид может принадлежать независимо от его желаний Примером такой группы является семья.
«Личностные группы» — группы друзей Основанием для формирования таких групп является взаимная симпатия.
«Идеологические группы», которые объединяют людей с общими ценностями[4].
Отношения в первичных группах является эмоционально окрашенными и обычно не имеют для их участников утилитарной ценности (мы дружим с кем-то не потому, что это принесет нам какую-то выгоду, а потому, что этот человек нам с симпатичная, близка по духу) Первичные группы формируют личность, ее нравственные принципы, вкусы Не случайно говорят: «С кем поведешься, от того и наберешься».
Вторичные группы включают в себя некоторое количество первичных групп скажем, академическая студенческая группа, спортивная команда или отделения солдат всегда внутренне разделены на меньшие группы лиц, контакты м между которыми чаще, имеют эмоциональный характер В первичных группах отношения между людьми индивидуальные (одним людям мы симпатизируем больше, другим — меньше, никто не заставит нас полюбить человека, на м не является симпатичная), а вторичные группы объединяют людей, связанных между собой в связи с выполнением ими определенных функций, статусов, ролей, а не из-за симпатии в таких группах социальные контакты знеособле нет и имеют утилитарный характер Например, отношения бригадира и подчиненных ему рабочих обезличенные, а их функции должны выполняться, независимо от дружественных или враждебных отношений между ними.
Чем крепче первичные групповые связи, тем эффективнее функционирует и вторичная группа Американские социологи выяснили, что во время Второй мировой войны успех немецких боевых подразделений, в первую очередь, достигался тем, что командование сумело наладить в воинских частях те близкие дружеские отношения, которые свойственны для первичных групп в гражданской жизни Немецкие солдаты, вместе проходили военную подготовку — вместе и воевали в том же составе более того, если войска союзников пополнялись по мере того, как отдельные бойцы выбывали из строя, то немецкие подразделения воевали, пока сохранялась такая возможность, и даже впоследствии подразделение выводился в тыл для переформирования и образование новой боевой единицы Средние группы — это такие группы, в которых каждый член может знать каждую другого человека, входящего в группы у, но не может отследить реакцию каждого из них на отдельный элемент своего поведения, поскольку для этого группа слишком велика (например, студенты факультета, рабочие цеха и т.п.).
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Большие группы — это такие группы, в которых отдельные их члены могут не быть лично знакомы друг с другом (жители Львова, украинские, члены конфессиональной группы) Это многотысячные группы людей, рассеянные на больших иких пространствах и для которых свойственны косвенные социальные взаимодействия (классовые, территориальные, этнические сообщества).
Большие группы разделяют на номинальные (их выделяют только для нужд статистики, например: потребители стирального порошка «Ариэль»; пассажиры пригородных поездов; стоящие на учете в больнице и др.) и реальные (критерием их выделения есть реальные признаки — пол, доход, раса, национальность, место жительства, образование, профессия и др.)[5].
Выделяют три главных типа реальных групп:
стратификационные группы — рабство, касты, сословия, классы;
этнические группы — расы, нации, народы, племена, кланы;
территориальные группы — выходцы из одной местности, горожане, крестьяне.
Реальные группы — реальные проблемы для общества, номинальные же — не создают подобного по масштабу и характеру спектра социальных проблем Мы легко можем вспомнить себе какие-то расовые или классовые, или крестьянские бунты, но не стоит искать в истории примеров волнений среди покупателей стирального порошка или пассажиров пригородных автобусов.
Большие группы являются носителями основных черт культуры Именно группа (этническая, профессиональная, городская и др.) осуществляет отбор и утверждает основные обычаи, традиции, ценности и через посредство малой группы \»доносить \»этот отбор к каждому индивидуально.
Из сказанного понятно, почему численность сама по себе не всегда позволяет однозначно отнести ту или иную группу к большой, малой или средней Взаимодействие в группе численностью в и6-20 лиц можно организовать таким образом, что она будет функционировать как малая группа есть каждый индивид, который входит в нее сможет точно знать, как относится к каждому его поступку каждый другой член этой группы С другой стороны, как что в группе численностью и0 лиц не наладить эффективного механизма межличностного общения, вполне может оказаться, что она будет вести себя как средняя по численности группа, когда, например, индивидов д будет реагировать скорее на некую усредненную мнению группы, чем на мнение каждого отдельного ее членена.
Референтные группы.
Поведение человека, его ценности и убеждения формируются под влиянием той группы с которой человек себя отождествляет В повседневной жизни человек постоянно сравнивает себя с другими, чтобы определить свою поведем инку (кто я?) Это сравнение происходит зачастую автоматически, без долгих раздумий, однако, если индивид принимает какое-то важное для него решение, скажем, касающееся выбора или смены профессии, что ли, места жительства и т.п., то такое сравнение является сознательным.
Поскольку все люди принадлежат к многим группам, каждая из которых уникальна субкультурой (например, семья, компания друзей, профессиональная, конфессиональная, этническая группа и т.д.), то образцы поведения того же человека у в разных группах также отличаются Это не значит, что люди поведенческими хамелеонами, которые постоянно меняют свое поведение, свои ценности, мотивации и убеждения в зависимости от того, с какой группой во ни себя отождествляют в конкретный момент Люди обязательно выделяют важные для себя группы, через призму ценностей которых строят свое поведение.
С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, ...
... Выделяют социальный тип идентификации и ролевой. С точки зрения социологии, личностью является каждый человек, так как показывает индивидуальность проявления в нем социальных ... господствующий статистически, эталон) тип личности. 3. Признак принадлежности к социальной групп: интеллигенция, рабочие, военные, студенты.Вводится понятиемаргинальнойличности, обозначающей разрыв со своей социальной ...
Социальные группы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий называют референтными группами.
Референтная группа может быть, а может и не быть группой к которой индивид принадлежит реально Довольно часто референтная группа становится лишь источником психологической идентификации Люди могут ориентироваться в своей пове единци на социальную группу, к которой они не принадлежат Это помогает объяснить некоторые противоречия в поведении определенных индивидов, например, революционер — выходец из привилегированных слоев[6].
Референтные группы выполняют не только нормативные, но и сравнительные функции Индивид пытается жить в соответствии со стандартами группы, которая является для него референтной Он культивирует в себе соответствующие жизненные принципы, вкусы, политические и другие взгляды и т.п. Если группа, которой индивид реально принадлежит, далека от группы, которая является для него референтной, у него возникает ощущение относительной депривации (несправедливости) — то есть недовольство, вызванное разрывом между тем, что у человека на самом деле и тем, что она хотела бы иметь.
С этой зависимости между референтной группой и чувством депривации вытекают определенные социотехнические выводы относительно того, как оптимально организовать воздействие на индивидов, с целью их воспитания, стимулирования с социальной активности и т.п. Если пытаться навязать индивидам или группам ценности и нормы поведения тех групп, которые расположены на высшем уровне социальной иерархии, это не вызовет у индивидов и групп ничего го другого, кроме чувства депривации, поэтому всегда необходимо задавать цели таким образом, чтобы люди могли поверить в возможность их достижения Например, от худшего ученика в классе неуместно требовать, чтобы то и равнялся на лучшего, потому что он чувствует слишком большую дистанцию, которая лежит между ними, недостаток способностей и возможностей для преодоления этой дистанции уместно ориентировать объекты воздействия на индивиде в или группы с такими же выходными данными или с подобным положением депривации, которые все-таки сумели улучшить свое социальное положений вещей.
Основные признаки групповой общности.
Способность группы выступать как единое целое достигается благодаря тому, что основные атрибутивные свойства социальной общности в ней проявляются качественно более высокой интенсивностью, глубиной.Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства:1. Наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели. Примеров общегрупповых целей, ради реализации которых мы поступаемся своими интересами, множество — например, ради благополучия, престижа своей семьи каждый из нас готов чем-то пожертвовать (покупка новой престижной мебели заставляет нас отказаться от реализации каких-то личных планов и т.д.).
Вопрос №17 Семейная воспитательная группа как форма социального ...
... безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (1991г.) Вопрос №17 Семейная воспитательная группа как форма социального обслуживания несовершеннолетних, оказавшихся в социально-опасном положении. СВГ создаются ... воспитательной группе РЦентр несет ответственность за его жизнь, здоровье, воспитание и развитие. Семья, взявшая на воспитание ребенка, обеспечивает заботу, социальную адаптацию, ...
Наличие единой общегрупповой цели и принятие ее участниками группы — важнейший признак и условие функционирования групповой общности[8].2. Принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой, формирование «Мы-сознания». Совпадение, схожесть системы ценностей, норм поведения становится условием и (в то же время) результатом устойчивости, прочности внутренних связей между членами социальной группы. Человек не может ощущать себя частью группы, если придерживается иных принципов, разделяет иные (чем у группы) нормы, ценности. Он должен или подчиниться принятым в групповой общности нормам, представлениям, или выйти из группы, утратив соответствующие преимущества. Эффект идентификации индивида с общностью, т.е. «Мы-сознание» (иногда говорят «Мы — чувство»)[9], — важнейший признак наличия социальной группы, а причисление менее выражен, рано или поздно он должен достигнуть степени развития параметров других атрибутивных свойств — в противном случае начнется распад группы. Так, устойчивые взаимодействия могут возникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Но если нормы еще сохранились (как более инерционные явления), а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы. Не случайно у высокоинтегрированных групп все три показателя, как правило, достаточно развиты. Отставание или опережение каких-либо параметров — признаки позитивного или негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления, интеграции или дезинтеграции группы.3. Устойчивая, само возобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы, институализация групповых взаимоотношений.Все эти три атрибутивных свойства групповой общности находятся в постоянном сопряжении. Если один из этих параметров менее выражен, рано или поздно он должен достигнуть степени развития параметров других атрибутивных свойств — в противном случае начнется распад группы. Так, устойчивые взаимодействия могут возникнуть лишь на основе принятия всеми членами групповых норм поведения, системы ценностей. Но если нормы еще сохранились (как более инерционные явления), а взаимодействия уже рассыпаются, так как отсутствует хорошая организация, координация внутри группы, то рано или поздно рассыпаются и нормы.Не случайно у высокоинтегрированных групп все три показателя, как правило, достаточно развиты. Отставание или опережение каких-либо параметров — признаки позитивного или негативного развития, становления или разрушения, процессов усиления, интеграции или дезинтеграции группы.
Функции групп.
В процессе рассмотрения особенностей и структуры социальных групп возникает вопрос: почему люди образуют группы и нередко очень дорожат своим членством в них? Очевидно, что группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Американский социолог Н. Смелзер выделяет следующие функции групп:[10]
Формальные лидеры студенческих групп
... влиянии, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной ... 2) стратегическую; 3) экспертно-консультативную; 4) коммуникативно-регулирующую; 5) функцию представительства группы во внешней среде; 6) дисциплинарную; 7) воспитательную; 8) психотерапевтическую. (В ...
1. Социализации. Эта функция заключается в том, что только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, обеспечивают основу его включения в систему более широких социальных связей;
2. Инструментальную. Данная функция состоит в осуществлении той или иной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Кроме того, участие человека в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможность самореализации;
3. Экспрессивную. Она состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль часто выполняют первичные и неформальные группы. Будучи ее членом, человек получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми;
4. Поддерживающую. Данная функция состоит в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях. Они ищут поддержки в группе, чтобы ослабить неприятные чувства.
Заключение.
Таким образом, кратко рассмотрен вопрос о дефиниции понятия «социальная группа». Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества. Российский социолог Г.С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Из этого следует, что Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство[11].
Также было рассмотрено формирование социальных групп, их основные черты:
· устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
· относительно высокая степень сплоченности;
· отчетливо выражена однородность состава, то есть наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
· вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.
В результате проведенного анализа социальных групп, можно сделать следующие выводы:
Группой можно назвать совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
социальная группа формальная вторичная
В социологии выделяют следующие виды групп: референтные, большие и малые; внутренние и внешние; формальные и неформальные; первичные и вторичные[12].
Для группы (в общих чертах) характерны следующие атрибутивные свойства: наличие (помимо совпадающих целей) единой общегрупповой цели; принятие членами группы основных ценностей, норм, разделяемых группой; устойчивая, самовозобновляющаяся система солидарных взаимодействий членов группы. Выделяют следующие функции групп: социализация, инструментальная, экспрессивная, поддерживающая.
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе ...
... общие интересы. Симпатии. Привычки. Молодежь как социально-демографическая группа Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик (от 16 до 25, 30). Особенности ... молодежи как социальной группы: 1. переходность социального положения 2. высокий ...
Список литературы.
1.Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 2012.
2. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. наук, доц. Лощакова Д.Г. — М.: ИНФРА — М, 2010. — 304с. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф.В.И.
3.Добренькова. — М.: Гардарика, 2011. — 432с 3. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Издат. Корпорация «Логос»; 4.Западно-европейская социология XIX-нач. XX веков / Под ред. В. И. Добренькова. М., 2011.Екатеринбург: «Деловая книга», 2011. — 382с.
5.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Мысль, 2009 5. Куликов Л.М., Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. — Финансы и статистика, 2012. — 336с.
6. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф.А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРАМ — М, 2012. — 654с.
7. Основы социологии: Курс лекций в 2 ч. / Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 2011.
8. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 2012.
9. Социология: Курс лекций /А.А. — Радугин, К.А. Радугин. — М.: Владос, 2010 — 192 с.
10 Социология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Кравченко. М., 2011.
11.Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие/ Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. /Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. — М.: Аспект Пресс 2010. — 461 с.
12. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 2009.304 с.
[1] Добренькова. — М.: Гардарика, 2011. — 432с 3. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Издат. Корпорация «Логос»;
[2] Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лощаков Д.Г. Социология: Учебник / Под ред. канд. фил. наук, доц. Лощакова Д.Г. — М.: ИНФРА — М, 2010. — 304с. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф.В.И.
[3] Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 2012.
[4] Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М.: Мысль, 2009 5. Куликов Л.М., Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. — Финансы и статистика, 2012. — 336с.
[5] Западно-европейская социология XIX-нач. XX веков / Под ред. В. И. Добренькова. М., 2011.Екатеринбург: «Деловая книга», 2011. — 382с.
[6] Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 2012
[7] Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф.А.Г. Эфендиева. — М.: ИНФРАМ — М, 2012. — 654с.
[8] Основы социологии: Курс лекций в 2 ч. / Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 2011.
[9] Социология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Кравченко. М., 2011.
[10] Социология. Хрестоматия / Под ред. А. И. Кравченко. М., 2011.
[11] Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 2009.304 с.
[12] Социология: Курс лекций /А.А. — Радугин, К.А. Радугин. — М.: Владос, 2010 — 192 с.