Формальные лидеры студенческих групп

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формального лидерства в студенческой группе

1.1 Социально-психологические особенности деятельности формального лидера в студенческой группе

1.2 Критерии лидерства

Глава 2. Проблема формального лидерства в студенческой группе

2.1 Лидерство в малых группах как объект социально психологического исследования

2.2 Исследование личностных качеств формальных лидеров студенческих групп

Заключение

Библиографический список используемой литературы

Приложение

Введение

Развитая система студенческого самоуправления в институте является предпосылкой успешной учебной деятельности студентов. Структура и стиль деятельности студенческого самоуправления основан на демократических принципах, так как деятельность самоуправления — это не что иное, как добровольное участие студентов в управлении жизнью института. Первым и самым важным звеном этой системы является староста — формальный лидер студенческой группы. Поэтому крайне важно осознавать: какими критериями руководствуются студенты и руководство института/факультета при назначении того или иного студента на должность формального лидера студенческой группы; существуют ли специфические качества позволяющие одному человеку лучше справляться с обязанностями формального лидера лучше, чем другому, и если так, то каковы эти качества, каким образом их (качества) можно оценить и можно ли развить подобные качества.

Использование термина «формальный лидер» обусловлено спецификой механизма избрания старосты. С одной стороны это стихийный, спонтанный процесс, основанный на межличностном влиянии, разворачивающийся между лидером (наиболее активный, влиятельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер. Но с другой стороны, для вступления в должность необходимо одобрение формального руководства и регламентированное вручение соответствующих полномочий. Потому нам кажется оправданным использование именно данной формулировки, отражающей специфику, как назначения, так и всей последующей деятельности старосты студенческой группы.

Цель исследования: выяснить обладает ли формальный лидер студенческой группы особыми качествами, отличающими его от других студентов и позволяющие ему соответствовать требованиям, предъявляемым к деятельности формального лидера студенческой группы.

4 стр., 1752 слов

Методические рекомендации куратору студенческой учебной группы

... действующих в университете (ПО ОО «БРСМ», ППО студентов), руководителями студенческого и спортивного клубов. Ознакомление студентов с основными направлениями деятельности этих организаций и вовлечение студентов в их ... общественной работы; - место студента в коллективе группы. 4. Основные черты личности студента: - общественное сознание; - моральные качества; - волевые черты характера; - особенности ...

Задачи:

— выявить личностные качества, которые присущи формальным лидерам студенческих групп;

— выявить представления студентов о личностных качествах, которыми должен обладать формальный лидер студенческой группы;

— исследовать динамику развития требований предъявляемых к деятельности формального лидера студенческой группы самими студентами;

Гипотеза исследования: формальный лидер студенческой группы обладает набором специфических черт, позволяющих ему качественно выполнять функции руководства, координации, информирования и т. п.

Объект исследования: формальные лидеры студенческих групп.

Предмет: специфические качества, свойственные формальным лидерам студенческих групп.

Методологическая база: харизматический и трансформационный подход в исследованиях лидерства; качественный подход.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формального лидерства в студенческой группе

1.1 Социально-психологические особенности деятельности формального лидера в студенческой группе.

В своих исследованиях Т.В. Бендас подчеркивает, что на Западе слово leadership («лидерство») — это общее название для лидерства и менеджмента. У нас же, по-прежнему, лидером считаются только один тип лидеров — стихийные лидеры. Отечественные исследователи различают лидеров и руководителей, но используют зарубежные теории лидерства, которые возникли там, где эти два феномена рассматриваются как единые или во многом схожие, родственные [2, 7]. Особенно ярко совмещение функций лидера и руководителя заметно в деятельности формального лидера студенческой группы, которому, не смотря на наличие властных полномочий, приходится применять весь спектр качеств стихийного лидера. Подобный дуализм обуславливает образ формального лидера как человека обладающего качествами стихийного лидера и руководителя. Вокруг этой двойственности мы и будем выстраивать социально-психологический портрет формального лидера студенческой группы.

Прежде всего, следует понять, какие же функции возложены на формального лидера студенческой группы. Можно выделить четыре основные функции: управленческая, функция контроля, информационная, психологическая. Функция управления сводится к оперативному руководству студенческой группой в повседневной жизни. Функция контроля обеспечивается поддержкой субординации в группе, а также информированием руководства ВУЗа о текущем состоянии группы. Координация отношений «студент — руководство ВУЗа» и «руководство ВУЗа — студент», а также информирование студентов о событиях, мероприятиях, формальных указаний руководства ВУЗа являются составляющими информационной функции. Психологическая функция включает поддержание благоприятного психологического климата внутри студенческой группы и ориентирована именно на лидерские способности формального лидера студенческой группы.

Я.Л. Коломинский в исследованиях с использованием социометрии нашел, что не все, кто пользуется в классе наибольшей симпатией, могут стать хорошими старостами, председателями советов отряда, звеньевыми, командирами отрядов и т.д. В работах Л.И. Уманского при исследовании большого контингента учащихся и студентов также не было обнаружено значимой связи между теми, кто вызывает всеобщую симпатию, и теми, кто обладает яркими организаторскими способностями.

4 стр., 1842 слов

Группа как система совместной деятельности Групповая система ...

... основ надежности группы позволит более глубоко изучить и совместную деятельность, и малую группу. 1.2. Динамический подход к исследованию группы Поведение и совместная деятельность группы в разных ... к выводу о неоднозначности такого влияния на разные группы. Большое внимание исследованию совместной деятельности группы в стрессовой, напряженной ситуации для определения влияния регрессивных ...

Говоря о содержании деятельности лидера или организатора, современная психологическая литература (Я.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин) обращает главное внимание на его следующие функции: 1) административную; 2) стратегическую; 3) экспертно-консультативную; 4) коммуникативно-регулирующую; 5) функцию представительства группы во внешней среде; 6) дисциплинарную; 7) воспитательную; 8) психотерапевтическую. (В зарубежной литературе называют 14 функций лидера: координирование деятельности группы, арбитраж и контроль внутренних связей и коммуникаций, санкции и поощрения и др.) [8, 139].

Группы студентов вуза имеют не только общие для любой группы социально-психологические черты, но и обладают специфическими признаками, которые обусловлены особенностями конкретных задач вуза, характером повседневной деятельности студентов. Эти признаки следующие:

— учебные группы в вузе характеризуются однородностью возрастного состава;

— слиянием в единый процесс обучения и воспитания;

— сравнительно высокой степенью самоуправления;

— интенсивностью общения;

— наличием достаточно четкой регламентации отношений;

— наличием функциональной зависимости членов группы, определяемых системой субординационных отношений;

— структура межличностных отношений в учебных группах вуза характеризуется неравномерностью количественного состава статусных категорий и динамичностью, что дает возможность ее оптимизации путем целенаправленных педагогических воздействий [5, 37]. Все эти признаки позволяют выделить особые критерии лидерства в формальной студенческой группе, дающие возможность наиболее целостно и последовательно определить суть формального лидерства в студенческой группе.

Сохранение лидерской позиции обусловлено не только доверием руководства, но и в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи. Исходя из разнообразия типов групповой активности, этот вклад был подвергнут Р. Бейлзом и Ф. Слейтером

дифференцированному рассмотрению, позволившему вычленить как минимум две крупные сферы его приложения:

— сферу инструментальной активности группы, непосредственно связанную с решением групповой задачи;

— сферу эмоциональной активности группы, имеющую к решению хотя и весьма существенное, но до известной степени опосредованное отношение.

Соответственно указанным сферам исторически рассматривались две лидерские роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера. Подобная логика анализа ролевой дифференциации лидерства позднее неоднократно воспроизводилась в работах многих авторов, несмотря на значительные расхождения между некоторыми из них в интерпретации причин возникновения данного феномена [6, 234]. Исходя из специфики деятельности учебной группы, мы можем определить соотношение между этими сферами. А специфика такова: перед студенческой группой очень редко ставятся цели, требующие совместного решения задачи, так как учебный процесс ориентирован на отдельного студента (в отличии, например, от деятельности фирмы, где необходимо именно групповое взаимодействие с распределением обязанностей и т. д.).

3 стр., 1137 слов

Теории лидерства.Определения лидерства и лидера

... в каком-то одном качестве, но посколькуименно это качество и оказывается необходимым в сложившейся ситуации, человек,обладающий им, становится лидером. Интересно, что ситуативная теория лидерства подчеркиваетотносительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что ...

Потому особую важность приобретает лидерство в сфере эмоциональной активности группы, ведь экспрессивный лидер в основном ориентирован не на конкретную цель, а на создание обстановки для её достижения.

1.2 Критерии лидерства

Вот некоторые общий вывод, которые делают исследователи: нет стандартного набора качеств, который был бы присущ лидерам в отличие от других людей. В разной ситуации эффективные руководители обнаруживают различные личностные качества. Структура личностных качеств руководителя (лидера) должна соотноситься с личностными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных (ведомых) [9, 13]. Но учитывая условия конкретной деятельности, вполне конкретные задачи и ограниченный круг способов их выполнения, а также другие перманентно стабильные факторы, мы можем попытаться выделить признаки, характеризующие суть формального лидерства в студенческой группе.

Существует множество различных классификаций качеств, присущих лидерам. Как известно, наиболее ранней социально-психологической теорией лидерства, возникшей на заре XX в., явилась так называемая «теория черт» лидерства. Основной ее постулат гласил, что человек может стать лидером (или, добавим, руководителем, учитывая упоминавшуюся выше двусмысленность трактовки термина «лидерство») лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт. Считалось, что эти характеристики врожденные, не подвержены изменению и пригодны для многих ситуаций. Теория базировалась на идеях английского ученого Ф. Гальтона, подчеркивавшего роль наследственных факторов в жизненном пути знаменитых людей [7, 171].

Первые итоги обсуждаемого подхода были подведены в самом начале 40-х годов в США. Они оказались обескураживающими. Положения теории не выдерживали критики ни в научном, ни в прикладном отношениях. Во-первых, не удалось выявить какой-либо универсальный набор лидерских черт, поскольку примерно лишь 5% от общего их числа (а всего к тому времени было выделено около 80 таких черт) были общими для четырех или более исследований. Во-вторых, провалились попытки прогноза реального поведения людей с помощью психологических тестов, имевших своей идейной основой «теорию черт» [6, 239].

Сейчас мы знаем, что нет никакого врожденного набора качеств, благодаря которым человек становится лидером. Но, в то же время, есть определенные черты, которые, по мнению исследователей, не являются врожденными, но входят в список «лидерских» качеств. Это не перечень конкретных «универсальных» черт, а сформированные в обществе ожидания, выраженные в желаемых качествах, которыми должен обладать лидер. То есть не обязательно, что все лидеры ими обладают.

А. К. Тихонов отмечает, что «самая большая проблема, с которой столкнулись исследователи, изучающие лидерство, — это выбор подходов и язык описания лидерского феномена. В своей жизни и в истории мы можем встретить лидеров, которые очень сильно отличаются друг от друга, но в то же время в них определённо есть общие черты. Но именно это общее кажется чем-то неуловимым и постоянно ускользает. И даже в случае нахождения определённых закономерностей трудно найти инструменты, позволяющие эти закономерности измерить, описать, а затем сформулировать в виде простых, чётких рекомендаций и инструкций, которые могли бы помочь развить в себе лидерский потенциал. Один из способов такого описания — это так называемый качественный подход или описание качеств, которыми должен обладать лидер. По данным ряда исследователей, было определено около 70 качеств, так или иначе соответствующих критериям лидерства. Но эти данные зачастую между собой несогласованны, да и развитие в себе такого числа качеств — задача практически невозможная. Для того, чтобы выбрать те качества, которые, на наш взгляд, являются ключевыми и наиболее полно определяют лидерство был сформирован ряд критериев, которым должны соответствовать эти качества. Во-первых, качество лидера должно быть разделяемо большим числом исследователей, то есть быть достаточно референтным. Во-вторых, качество должно быть ключевым или хотя бы значимым. Без этого качества не мог бы обойтись ни один из общепризнанных лидеров прошлого и современности. Ну и, наконец, в-третьих, качество должно иметь оформленную внутреннюю структуру, чтобы была возможность указать способы его развития, разложив на составные части» [10, 23-24].

7 стр., 3188 слов

Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; ...

... реализации функций управления. Существует три подхода к определению эффективного лидерства. Первый – подход с позиций личных качеств – предполагает, что лидер должен обладать определенным набором достаточно устойчивых качеств, в том числе врожденных. ...

В данной работе мы будем опираться на позиции харизматического лидерства, так как оно в наибольшей степени отражает дуалистический характер явления формального лидерства. В частности, используя атрибутивную модель (Дж. Конжер и Р. Кануго), мы исследуем качества, которые члены студенческой группы приписывают формальному лидеру. Данная модель адаптирована для исследования лидерских качеств менеджеров, то есть в большей мере руководителей, нежели стихийных лидеров. Но нашей задачей, в том числе, и является проведение параллелей между стихийным лидерством и руководством. Суть атрибутивной модели в том, что последователи, наблюдая за поведением лидера, приписывают ему харизматические черты. При этом наблюдение происходит на протяжении сменяющих друг друга трех стадий в процессе:

1) оценки ситуации;

2) демонстрации стратегического предвидения, в частности, с помощью формулировки нетрадиционных целей;

3) демонстрации способности служить примером и вдохновлять последователей.

В адаптированном для нашего исследования виде эти стадии будут выглядеть так:

1) анализ формальным лидером текущих событий в группе (оценка группой точности такого анализа);

2) демонстрация способности к предвидению, творческий подход (оценка группой данных способностей и нетрадиционного подхода в решении проблем);

3) мотивация членов группы, способность служить примером (оценка группой качества мотивации).

По итогам деятельности формального лидера на этих этапах происходит оценка лидерских качеств формального лидера и приписывание ему соответствующих харизматических черт.

лидер студенческий группа

Глава 2. Проблема формального лидерства в студенческой группе

2.1 Лидерство в малых группах как объект социально психологического исследования

С.А. Алифанов выделяет три основных подхода к проблеме лидерства: когнитивный подход, интеракционистский подход (лидерство как процесс) и теория систем.

С точки зрения когнитивного подхода человек рассматривается в качестве наблюдателя, который активно оценивает и интерпретирует информацию, поступающую из внешнего мира, а не пассивно воспринимает ее. Причем интерпретация, причинного поведения наблюдаемых людей является предметом теории атрибуции, которая исследует «наивную психологию» людей — причинно-следственный анализ поведения и восприятия «человека с улицы», в то время как классификацию — подведение непринимаемого поведения под определенный стереотип — изучает концепция категоризации.

7 стр., 3188 слов

Эффективный стиль лидерства: подход с позиций личных качеств; ...

... реализации функций управления. Существует три подхода к определению эффективного лидерства. Первый – подход с позиций личных качеств – предполагает, что лидер должен обладать определенным набором достаточно устойчивых качеств, в том числе врожденных. ...

Приложение идей когнитивного подхода к лидерству, осуществленное в последнее время, было направлено на решение двух основных вопросов.

Во-первых, пристальное внимание исследователей привлекли те причины, которые выдвигают лидеры для объяснения плохого выполнения группового задания последователями, а также то, каким образом причинная интерпретация влияет на оценку, даваемую лидером своим последователям, и на его поведение по отношению к ним.

Во-вторых, ученых интересовало, каким образом определенный индивид в группе людей начинает восприниматься как лидер, каковы механизмы и условия возникновения «имиджа» лидера у членов группы и каково влияние социальных событий на поведение лидера, соответствующего или, наоборот, противоречащего этому «имиджу», на лидерство этого индивида в группе. Здесь исследовались имплицитные теории людей о том, что такое эффективное лидерство.

Представляют несомненный интерес те направления теоретического осмысления проблемы, в которых делается попытка динамического анализа лидерства как процесса.

Истоки подобного угла изучения данной области можно найти в работах Е. Холландера, выполненных в 1969—1971 гг., где лидерство уподобляется процессу обмена, в котором лидеры и последователи находятся во взаимозависимых отношениях и влияют друг на друга.

Существенным вкладом в развитие интеракционистский подхода стала модель «вертикальной связи в диадах», предложенная Г. Грэеном и его коллегами. Эти авторы ставят под вопрос общепринятое положение о том, что лидеры относятся одинаково к различным последователям, которое имплицитно содержится в теориях «наилучшего стиля лидерства». Лидер не обращается с группой как с чем-то целостным, монолитным. Взаимодействие лидеров и последователей происходит в диадах, один на один, и складывающиеся между лидером и различными последователями отношения относительно независимы от отношений вне рассматриваемой диады. Лидер не возвышается над группой последователей, а является одним из участников взаимодействия, входящих в диаду.

В данной модели выделяются два типа отношений лидера и последователя: отношение к неформальному помощнику и отношение к обычному члену группы. Их дифференцирует индикатор — «широта обсуждения», который показывает, насколько лидер готов обсуждать проблемы последователя и открыт для оказания ему индивидуализированной помощи. Более предпочитаемые члены группы получают лидерский стиль управления, в то время как другие воспринимаются менее способными, и лидер во взаимодействии с ними использует начальственный стиль. Когда в группе развиваются взаимоотношения первого типа, лидер во все большей степени становится зависим от результатов переговоров с последователями, от процесса взаимодействия с каждым из них, и, следовательно, с этого момента его лидирование определяется уже не столько формальной властью, связанной с руководящей позицией, сколько межличностным обменом с последователями в рамках диадного взаимодействия. Взаимный обмен стабилизируется во времени, становится социальной структурой, регулирующей как поведение лидера, так и поведение последователя. Пока природа взаимосвязи не изменяется, поведение лидера и последователя остается более понимаемым и предсказуемым для них обоих [1, 90-98].

По мнению Т.В. Бендас, в настоящее время наблюдается расцвет в исследованиях двух областей лидерства (политического и организационного) и формирование двух новых подходов — гендерного и культурального.

В рамках изучения политического лидерства развиваются четыре направления:

1) Психоаналитический анализ личности был начат еще классической работой З. Фрейда и У. Буллита (1992), исследовавших с помощью биографического метода Томаса Вульфа Вильсона — 28-го президента США — показавших, что в личности этого президента преобладали фемининные, а не маскулинные черты, что обусловило его стремление держать в своем окружении людей, которые стояли на более низком уровне развития и были ниже по статусу. Также классической считается работа Г. Лассуэла, объяснявшего поведение политических лидеров патологическими чертами личности, а стремление к власти рассматривавшего как признак такой патологии [4, 233].

2) Социальный бихевиоризм был нацелен на создание модели поведения личности президента и других политических деятелей: работы Дж. Рейзера, О. Холсти (исследовавшего, к примеру, деятельность государственного секретаря США Дж. Даллеса во время холодной войны и сделавшего вывод о решающем влиянии перцептивных факторов в конфликтной ситуации), Дж. Розенау.

3) В рамках когнитивного подхода изучалась когнитивная сложность лидеров.

4) В американской политической психологии созданы различные типологии лидеров в трудах Де Ривера, Дж. Барбер, М. Драйвер.

Исследования в области лидерства в организационной психологии ознаменовались переходом от группового к динамическому его пониманию и от транзакционного — к трансфармационному. Обратимся к основным подходам в сфере организационного лидерства:

1) Интерпретационный подход включает когнитивистские работы Дж. Брунера, Д. Шапиро, С. Мулаека и др. (существование у «наивного» испытуемого подразумеваемых теорий личности).

2) Авторы диадического подхода предложили революционные идеи: если до этого природа лидерства считалась групповой, то сейчас было выдвинуто предположение о диадической природе лидерства и о неодинаковом характере отношений, возникающих в процессе взаимодействия, с разными подчиненными (Г. Грайен).

Несмотря на критику (в частности по поводу узости подхода, невнимания к важнейшим ситуационным переменным), теория диад считается одной из наиболее популярных, и не только в США, но и в других странах.

3) Харизматическое лидерство. Все концепции этого направления считают харизматическими следующие характеристики лидера:

— демонстрацию стратегического предвидения;

— вдохновляющее воздействие на последователей;

— демонстрацию суперспособностей к впечатляющему менеджменту;

— доверие последователей;

— предвидение кризисных ситуаций;

— способность к трансформации (преобразованию) последователей.

Так наша работа непосредственно опирается на позиции харизматического лидерства, то необходимо более подробно изучить направления его развития.

Рассмотрим некоторые концепции более подробно.

1. Дж. Конжер и Р. Канунго разрабатывают атрибутивную модель, согласно которой последователи приписывают лидеру харизматические черты, наблюдая за его поведением на протяжении сменяющих друг друга трех стадий в процессе:

а) оценки ситуации (учитывается точность этой оценки);

б) демонстрации стратегического предвидения, в частности, с помощью формулировки нетрадиционных целей;

в) демонстрации способности служить примером и вдохновлять последователей (с помощью впечатляющего менеджмента).

2. Основываясь на понятиях социализированного и персонализированного стремления к власти, введенных Д. Мак-Клелландом, Хауэлл выделяет соответствующие два вида харизматического лидерства:

а) социализированная харизма характеризуется:

— сдержанным стремлением к власти и не слишком усердным использованием ее;

— индуцированием интернализации (т. е. возникновения ценностей, общих для лидера и последователя);

— стремлением к целям, соответствующим потребностям подчиненных;

— постоянной их поддержкой и интеллектуальной стимуляцией;

б) для персонализированной харизмы свойственны:

— несдержанное стремление к власти и усиленное использование этой власти; индукция идентификации (т. е. взаимоотношения между лидером и последователем строятся на основе привлекательности лидера);

— стремление к целям, представляющим выгоду лично для лидера, и обманом,

— силой навязанным последователям;

— поддержка последователей демонстрируется лидером только в случае, если это ему выгодно. В результате последователи социализированного лидера становятся автономными, свободными и ответственными, а персонализированного — зависимыми, подчиненными и покорными.

Если социализированные лидеры в целом полезны для организации, так как стремятся к целям, конгруэнтным ее целям, то персонализированные приносят пользу лишь в кризисных ситуациях.

3. Кетц де Врейз рассматривает харизматическое лидерство с позиций психоаналитической парадигмы: лидер воспринимается последователями как стабильная фигура отца, когда он демонстрирует исполнение одной из трех ролей:

— героя;

— прорицателя;

— спасителя.

При этом действует процесс переноса (трансференции).

Особенно восприимчивыми в этом плане являются беспомощные, эмоционально неустойчивые, плохо контролирующие себя последователи и последователи, находящиеся в критической ситуации. Такая ситуация действует и на лидера он может перейти от адекватного восприятия себя к резкому преувеличению своих достоинств, стремясь увеличить одновременно и зависимость от него последователей.

4) Трансформационное лидерство. В отличие от транзакционного трансформационный лидер ориентирован на создание долговременных отношений с подчиненными, поэтому он пытается преобразовывать (трансформировать) их таким образом, чтобы они стремились к сверхдостижениям. Назначение лидерства высшего порядка — трансформационного (иногда его называют дальновидным) — состоит в продуцировании и прогнозировании изменений в организации: взглядов, ценностей, целей.

Лидер так трансформирует своих подчиненных, что они начинают воспринимать цели организации как свои собственные.

Этот процесс осуществляется с помощью четырех механизмов:

а) харизмы лидера (предвидения будущего и способности сообщать об этом);

б) интеллектуальной стимуляции (поощрения стратегического мышления и рационального решения проблем);

в) внимания к подчиненным (проявляется в создании команды единомышленников);

г) вдохновляющего стимулирования (внушения энтузиазма и оптимистичного взгляда на будущее).

5) Гуманистический подход можно было бы охарактеризовать как подход к лидерству, центрированному на последователе. Собственно говоря, некоторые концепции, уже рассмотренные выше (представления о социализированном харизматическом или трансформационном лидере), также отражают гуманистические устремления лидерологов [2, 106-119].

Таким образом, мы провели обзор основных подходов к проблеме лидерства.

2.2 Исследование личностных качеств формальных лидеров студенческих групп

Итак, чтобы доказать гипотезу нам необходимо провести исследование, подтверждающее, что формальный лидер студенческой группы обладает набором специфических черт, позволяющих ему качественно выполнять функции руководства, координации, информирования и т. п. В первую очередь необходимо было выделить критерии оценки личности формального лидера, изучая которые мы бы могли доказать или опровергнуть нашу гипотезу.

Опираясь на классификацию ключевых качеств современного лидера (предложенную А.К. Тихоновым) и адаптированную модель харизматического лидерства, мы выделили критериальные качества, предполагая наличие которых мы проведем письменный опрос (анкетирование):

1) Коммуникативные качества. Коммуникативные качества помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми, и без них лидер просто не мыслим, — это коммуникация. При этом коммуникативность следует отличать от общительности. Коммуникабельность для лидера связана с необходимостью устанавливать рабочий контакт с членами группы, а общительность — это больше удовлетворение собственной потребности в общении и скорее является средством самовыражения. К коммуникативным качествам относятся: коммуникабельность, умение мотивировать, вдохновлять, убеждать [3, 21].

2) Системные навыки. Системные навыки — это навыки управленца, руководителя. Формальный лидер студенческой группы является базовым звеном институтского самоуправления, а само понятие «самоуправление» подразумевает использование его членами методов руководства и менеджмента. В этом ему помогут такие качества, как:

— видение (позволяет создавать образ нового, ещё не реализованного будущего и показывать его членам группы);

— целеполагание (позволяет сформулировать видение в совершенно конкретный осязаемый результат.);

— чувствительность к изменениям (способность улавливать изменения и точно реагировать на них);

— гибкость (позволяет для каждой конкретной ситуации иметь возможность поступить наиболее эффективно);

— целеустремленность, настойчивость (позволяет, столкнувшись с трудностями, не останавливаться, а двигаться дальше, используя весь свой лидерский потенциал);

3) Внутренние качества — это те механизмы, которые формируют лидерство, это именно тот базис, на котором строится всё остальное. Можно сколько угодно казаться быть лидером, пытаться демонстрировать свои лидерские задатки, но если человек не чувствует себя таковым, если в нём нет убеждённости в том, что он готов вести за собой, ему просто не поверят. В основе данной убежденности, как правило, лежат:

— уверенность в себе (определяется как некоторое базовое состояние, с которым ассоциируется лидер);

— дерзновенность (в отличие от состояния уверенности, позволяет не только чувствовать, но и действовать);

— проактивность (умение упреждать, создавать события);

— самообладание (включает в себя целый ряд таких качеств, как стрессоустойчивость, умение держать удар, выдержанность, которые, так или иначе, связаны с критическими ситуациями, что, в свою очередь, сопряжено с проявлением сильных негативных эмоций);

— внутренняя целостность (как совокупность всех представленных выше качеств в гармоничном соотношении друг с другом).

4) Качества не соответствующие формальному лидеру. В эту категорию были включены разнообразные черты, которые, по нашему мнению, не могут с положительной стороны характеризовать личность формального лидера студенческой группы: честолюбие, преобладание личных мотивов над коллективными, некоммуникабельность, слабоволие, неразборчивость в средствах достижения цели и т. п.

Нами были составлены 26 вопросов анкеты закрытого типа (требующих ответов «да», и «нет») (см. Приложение).

Вопросы анкеты взаимосвязаны и частично перекрывают друг друга. Анкетирование проводилось на факультете социальной педагогики среди студентов первого и второго курсов.

Результаты анкетирования

1 курс

Уровень

Качества

Низкий

Средний

Высокий

Коммуникативные

0 чел.

(0%)

3 чел.

(13,7%)

19 чел.

(86,3%)

Системные

0 чел.

(0%)

3 чел.

(13,7%)

19 чел.

(86,3%)

Внутренние

0 чел.

(0%)

0 чел.

(0%)

22 чел.

(100%)

Не соответствующие образу формального лидера

13 чел.

(59 %)

9 чел.

(41%)

0 чел.

(0%)

2 курс

Уровень

Качества

Низкий

Средний

Высокий

Коммуникативные

3 чел.

(9,4%)

11 чел.

(34,4%)

18 чел.

(56,2%)

Системные

0 чел.

(0%)

8 чел.

(25%)

24 чел.

(75 %)

Внутренние

0 чел.

(0%)

3 чел.

(9,4%)

29 чел.

(90,6%)

Не соответствующие образу формального лидера

24 чел.

(75%)

6 чел.

(18,7%)

2 чел.

(6,3%)

Большинство студентов первого и второго курса отмечают важность наличия у формального лидера коммуникативных, системных и внутренних качеств. Особенно ярко эта тенденция выражена у студентов первого курса (более 85%), считающих данные качества критерием успешной деятельности формального лидера.

Обрабатывая полученные результаты, мы пришли к выводу о существовании набора качеств, отличающих личность старосты студенческой группы от других студентов. В первую очередь, это касается внутренних качеств. Более 90% всех опрошенных считают эти качества формального лидера важными, и связывают успешность деятельности старосты именно с его чертами характера (которыми, по сути, и являются внутренние качества).

86% студентов первого курса и 75 % студентов второго курса подтверждают высокую значимость системных (управленческих) навыков формального лидера. О высокой значимости коммуникативных качеств отозвалось 86% студентов первого курса и 56% студентов второго курса.

В анкетах 75% студентов второго курса и 59% студентов первого курса зафиксирован низкий показатель значимости качеств, не соответствующих образу формального лидера.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о подтверждении выдвинутой гипотезы. Действительно, существуют качества, определяющие успешность деятельности формального лидера студенческой группы. Но нам лишь удалось очертить общий круг качеств и навыков, которыми должен обладать староста студенческой группы. Для выяснения более конкретных условий реализации потенциала формального лидера (как в плане личностных качеств, навыков руководства, так и в других отношениях) требуются дополнительные исследования.

Заключение

Анализируя результаты проделанной работы, хотелось бы отметить, что существует ряд проблем, связанных с феноменом формального лидерства в студенческой группы. Данная работа носит характер зондирования и отвечает лишь на несколько актуальных вопросов. В то время возникают такие проблемы как:

— критерии, которыми должны руководствуются студенты и руководство института/факультета при назначении того или иного студента на должность формального лидера студенческой группы;

— конкретные личностные качества и навыки руководства, требующиеся формальному лидеру;

— условия реализации потенциала формального лидера;

— критерии эффективности деятельности формального лидера;

— динамические характеристики явления формального лидерства и многие другие.

В дальнейшем планируется провести диагностику динамики изменения представлений студентов о важности лидерских и управленческих качеств в деятельности формального лидера студенческой группы. В качестве диагностических методов предполагается использовать анкеты открытого типа, метод незаконченных предложений, тестовые методики.

Крайне интересно было бы провести исследование явления формального лидерства в контексте диадического подхода, предполагающего постулат о диадической природе лидерства и о неодинаковом характере отношений, возникающих в процессе взаимодействия, с разными членами малой группы.

Проблема студенческого самоуправления также еще недостаточно изучена. Практическая и теоретическая сторона вопроса тщательно прорабатывалась в советское время. Но изменившиеся условия и специфика деятельности органов институтского самоуправления диктуют необходимость пересмотра многих аспектов данной проблемы. Функции, содержание деятельности, требования, предъявляемые к старостам и другим членам студенческого самоуправления необходимо конкретизировать в соответствии с современными условиями. Отсюда и рождается необходимость в проведении исследований подобных данному.

В целом следует признать важность исследуемой нами проблемы. Об актуальности проблемы лидерства говорит огромное количество отечественных и зарубежных исследований, множество теорий происхождения лидерства и подходов к рассмотрению механизмов взаимодействия лидера и группы. Наша задача заключается, в основном, в адаптации уже существующих теорий к специфическим особенностям формального лидерства в студенческой группе.

Список используемой литературы

1) Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. — 1991. — №3. — С. 90-98.

2) Бендас Т.В. Психология лидерства: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 431 с.

3) Вергилес Э.В. «Теории лидерства» М.: 2002. — 42 с.

4) Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. — М.: Новая школа, 1996. — 352 с.

5) Житницкий М.И. Эффективность процесса обучения в высшей школе / Под ред. А. В. Косова. — Л.: ВВМУ им. М. В. Фрунзе, 1985. — 115 с.

6) Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.

7) Майерс Д. Социальная психология. — СПБ.: Питер, 1999. — 688 с.

8) Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. — Л.: 1986. — 315 с.

9) Сельченок К.В. Психология лидерства. Хрестоматия. — Мн.: 2004. — 364 с.

10) Тихонов А.К. Ключевые качества современного лидера // Вестник НЛП. — 2010. — №31. — С. 23-24.

Приложение

Анкета

Уважаемый друг!

Мы проводим изучение представлений о качествах, которыми должен обладать староста студенческой группы. Твоё мнение по высказываниям, приведенным в анкете, окажет большую помощь в организации деятельности студенческого самоуправления. Истинность результатов исследования в большей степени зависит от искренности и продуманности ответов, качества заполнения анкеты.

В анкете представлено 26 высказываний, с которыми Вы можете согласиться (проставив ответ «да») или не согласиться (проставив ответ «нет»).

Заранее благодарим за помощь. Фамилию можно не проставлять.

1. Староста группы должен уметь убеждать окружающих в своей точке зрения.

2. Старосте группы не обязательно соответствовать высокому «моральному облику».

3. Роль старосты группы основана на его умении правильно оценивать ситуацию.

4. Староста группы должен быть всегда уверен в правильности своих поступков.

5. В своих поступках староста должен, прежде всего, руководствоваться личными мотивами.

6. Достигая цель, староста всегда найдет нужный стимул для одногруппников.

7. Должность старосты студенческой группы подразумевает наличие умения находить кратчайшие пути к достижению поставленной перед всей группой цели.

8. Решительность в поступках — одна из главных характеристик старосты группы.

9. Установление контакта с группой не входит в список задач ставящихся перед старостой.

10. Староста должен вдохновлять одногруппников на достижение поставленной цели.

11. Способность ориентироваться в критической ситуации является важным навыком присущим старосте группы.

12. От старосты должна исходить инициатива в решении вопросов касающихся всей группы.

13. Волевые качества — это черта руководителя, а староста группы таковым не является и потому этими качествами не обладает.

14. Если староста группы сам убеждён в том, о чём он говорит, то уровень доверия к нему и значимость его слов сильно возрастает.

15. Применение нестандартных решений является характерным показателем деятельности старосты.

16. Староста группы не должен быть подвержен эмоциональным срывам.

17. Старосте группы не обязательно заручаться поддержкой группы при принятии того или иного решения.

18. Умение установить контакт с одногруппниками должно входит в список способностей старосты.

19. Староста группы обязан проявлять упорство в достижении цели.

20. О деятельности старосты группы можно судить по уровню его ответственности.

21. Упрямство не является тем качеством, с помощью которого староста бы мог завоевать авторитет среди одногруппников.

22. Деятельность старосты подразумевает использование любых средств и методов.

23. Используя внушение, староста группы может действовать эффективнее.

24. Если староста группы не умеет принимать быстрые, адекватные решения, то ему сложнее координировать деятельность коллектива.

25. Если староста не уверен в своих силах, то это отрицательно отразится на отношении к нему одногруппников.

26. Честолюбие помогает старосте завоевать авторитет у группы.

Ключ

За ответ «да» начисляется 1 балл, «нет» — 0 баллов.

Коммуникативные качества: ответы «да» на вопросы — 1, 6, 10, 14, 18, 23

Системные навыки: ответы «да» на вопросы — 3, 7, 11, 15, 19, 24

Внутренние качества: ответы «да» на вопросы — 4, 8, 12, 16, 20, 21, 25

Качества не соответствующие формальному лидеру: ответы «да» на вопросы — 2, 5, 9, 13, 17, 22, 26

Размещено на