Педагогические взгляды на детскую игру (исторический аспект)

Функции игровой деятельности

Игровая деятельность бывает: 1) диагностическая (сегодня начинает развиваться активными темпами); 2) развлекательная (воздействие на эмоциональную сферу); 3) стимулирующая (в приобретении знаний, познавательных интересов); 4) образовательная (получение умственного развития, получение знаний); 5) воспитательная (воспитание качеств личности: нравственная сфера, самостоятельность, культура поведения); 6) терапевтическая; 7) коррекционная.

Значение игры в развитии детей дошкольного возраста

Игра позволяет детям: 1) отдыхать и развлекаться, 2) фантазировать и импровизировать, 3) самовыражаться и развивать свои способности, 4) самостоятельно находить верное решение, 5) соревноваться и радоваться полученным достижениям.

Воспитателям игра позволяет: 1) расширить и закрепить у детей опыт соц. отношений, 2) содействовать творческому применению результатов обучения, 3) формировать у детей коммуникативные навыки, соц. ориентации и нормы поведения, 4) создавать условия для развития позитивных личностных качеств, 5) совершенствовать умение межличностного взаимодействия в умственном, нравственном и эмоциональном планах.

Социально-биологические основы игры

Проблема игры издавна привлекала внимание педагогов и психологов. Различные группы исследователей по-разному объясняли сущность и истоки игры. КАРЛ ГРОСС писал: игра — это упражнение, которое определено источниками в целях его усовершенствования. С. ХОЛЛ видел в игре проживание индивидуума прошлой истории человечества. В игре ребенок вспоминает утерянный рай. ФРЕЙД: игра — особая форма удовлетворения глубинных влечений, главным образом сексуальных. АДЛЕР: в игре ребенок пытается заглушить и устранить свой комплекс неполноценности. Ж. ПИАЖЭ рассматривал игру как иллюзорный мир оторванный от действительности, в котором ребенок замыкается от своих переживаний.

В противоположность биологизаторской точке зрения, существуют теории, которые рассматривают игру как деятельность, в основе которой лежит единство психологических и соц. факторов. ФАКТОРЫ соц. истоков игры: 1) эксперимент ЛОДЫГИНОЙ-КОТС- в 1год 6 месяцев начались глобальные различия в развитии ребенка и шимпанзе; 2) этнографическая теория ЭЛЬКОНИНА: дети разных народов играют в разные игры, в которых отражаются их культура и быт; 3) классовая теория УШИНСКОГО: дети разных классов и сословий играют в разные игры; 4) генезис игры: некоторые формы игры усваиваются только под руководством взрослых.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального стипендиального положения, в соответствии ...

Педагогические взгляды на детскую игру (исторический аспект)

Игра — основной вид деятельности детей. Разные психологи имели свой взгляд на игру. Платон писал, что по своему душевному складу дети нуждаются в забавах, забавы возникают когда дети собираются вместе, особенно рекомендовал спортивные игры. Цитата: «каков ребенок в игре, таков и в труде». Я. М. Каменский связывал игру с обучением. Цитата: «прежде чем работать в полную силу, мозг должен окрепнуть, для этой цели подходит игра, которая даёт пищу для работы мозга и упражняет его». Д. Лок: все игры должны направлять на формирование хороших привычек, игру рассматривал как средство нравственного воспитания (необходимы игрушки из природного материала, критиковал обилие игрушек (развивается в детях несдержанность)).

Ж. Ж. Руссо рассматривал игровую деятельность как путь формирования свободной личности: «будьте внимательны к играм и забавам детей, пусть бегают и кричат когда им хочется, это вызвано потребностью их организма». Р. Оуэн подчеркивал необходимость площадки для детских игр и гимнастических упражнений, считал игру основным воспитательным средством. Д. Фребель: игра — ядро педагогики, стихия в которой живет ребенок, называл игру первым самостоятельным занятием ребенка. М. Монтессори отводил важную роль игре в развитии сенсорики. А. С. Макаренко: не торопитесь отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочие усилия, в игре ребенок проявляет активность, радость творчества, эстетические переживания. Предлагал сочетать индивидуальные игры с коллективными.

Д. Б. Эльконин об уровнях развития игры

В отечественной психологии разрабатывалась теория И., исходящая из признания ее социальной природы. Эльконин определяет И. как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игровой деятельности.

Первый уровень развития И.

1. Центральным содержанием И. являются действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Это действия «матери» или «воспитательницы», направленные на «детей». Самое существенное в выполнении этих ролей — кормление кого-то. В каком порядке производится кормление и чем именно — безразлично.

2. Роли фактически есть, но они определяются характером действий, а не сами определяют действие. Как правило, они не называются. Даже в том случае, если в И. имеется ролевое разделение функций и роли называются, напр. один ребенок изображает маму, а другой — папу или один ребенок — воспитательницу, а другой — повара детского сада, дети фактически не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.

3. Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций (напр., кормления при переходе от одного блюда к другому).

И. со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в др., за ними следующие действия, так же, как и не предваряются др. действиями, напр. мытьем рук и т. п. Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. Порядок обеда не является существенным.

Второй уровень развития И.

1. Основным содержанием И. является действие с предметом, но на первый план уже выдвигается соответствие игрового действия реальному действию.

2. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализаций действий, связанных с ней.

11 стр., 5317 слов

Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми

... потребностями в новых впечатлениях и активности, может быть реализована в совместных действиях со взрослым. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулирует предметами, ... на эти вопросы. Сторонники теории “импритинга” – запечатления также отводят первостепенную роль раннему опыту ребенка в формировании его отношений к окружающим. Сущность ее заключается в переносе ...

3. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т. е. последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется и выходит за пределы какой-либо одного типа действий. Кормление связывается с приготовлением и подачей пищи на стол. Окончание кормления связывается с последующими за ним по логике жизни действиями.

Третий уровень развития И.

1. Основным содержанием И. становится выполнение роли и вытекающих из нее действий. Выделяются специальные действия, передающие характер отношений к др. участникам И., связанные с выполнением роли, напр. обращение к повару: «Давайте первое» и т. п.

2. Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала И. Роли определяют и направляют поведение ребенка.

3. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразными: не только собственно кормление, но и чтение сказки, укладывание спать и т. д.; не только прививка, но и выслушивание, перевязка, измерение температуры и т. п. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по И. в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем. Но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.

4. Нарушение логики действий опротестовывается. Протест обычно сводится к ссылке на то, что «так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Причем нарушение правила — порядка действий замечается лучше со стороны, чем самим выполняющим действие. Упрек в нарушении правил огорчает ребенка, и он пытается поправить ошибку и найти ей оправдание.

Четвертый уровень развития И.

1. Основным содержанием И. становится выполнение действий, связанных с отношением к др. людям, роли которых выполняют др. дети. Эти действия явно выступают на фоне всех действий, связанных с выполнением роли.

2. Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении всей И. ребенок ведет одну линию поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явно ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.

3. Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают разнообразие действий того лица, которое изображает ребенок. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам И.

4. Нарушение логики действий и правил отвергается, что мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил.

Формирование национального самосознания

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к родине, формирование основ патриотизма, гражданственности, национального самосознания –это субъективное отражение объективного фактора принадлежности человека к национальному сообществу осознание отличий от других народов. Сложность решения данной задачи связано прежде всего с возрастом детей

3 стр., 1323 слов

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса подростков

... подростка. Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникшие в сфере дидактической игры как средства развития познавательного интереса подростков. Предмет курсовой работы - учебные пособия и научные ... реакции на новизну является активация в мозгу позвоночных эндогенных морфинов (эндорфинов). Действие эндорфинов связано не только с блокированием боли за счет их связи с ...

Задачи формирования основ национального самосознания дошкольников:

1. Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.

2. Фор-ие у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять.

3. Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.

Фор-ие нац-ого сам-ия предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями: проявлять заботу о родных и близких; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности и т. д.

Основными формами ознакомления дошкольников сродным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детой; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества белорусов и др. Средства воспитания: белорусский фольклор, государственная геральдика, белорусский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности детей.

Подобраны разнообразные виды организации игровой деятельности.

1. Ролевые игры, основанные на моделировании социального содержания деятельности, традициях проведения праздников и обрядов: «Бабулін падворак», «Калядныя вечары», «Свята беларускіх гульняў».

2. Подвижные игры, отражающие национальные обряды, праздники: «Лянок», «Проса», «Гарлачыкі», «Млынок», «Пастух і статак», «Работнікі», «Мак», «Запляціся, пляцень».

3. Игры-драматизации по мотивам белорусских песенок и сказок: «Зіма з летам сустракаецца, пра здаровейка пытаецца», «Дамавік», «Як варона салаўём прыкінулася».

4. Игры-путешествия: «Экскурсия по городу», «Путешествие по Белоруссии (Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость)», «Поездка в Минск», «Путешествие по рекам и озёрам Беларуси», «Азёры роднага краю», «Рэкі роднага краю», «Буйныя гарады Беларусі», «Запаветныя мясціны Беларусі».

5. Дидактические игры: «Отбери картинки, где изображены животные, встречающиеся в наших лесах», «С какого дерева листок», «Тайны запаведнага лесу», «Магазин сувениров» др.

Использование сюжетно-ролевой игры при ознакомлении детей с различными профессиями

CРИ — воспроизведение действий и отношений взрослых. Струк-ра СРИ: замысел, сюжет, роль, игр. действия, игр. правила. Задачи ознакомления с проф-ми: 1) вызвать интерес к окр. миру, форм-ть представление о труде; 2) расширять представление и знания о профессиях. Этапы развития: подготовительный (до 2-х лет), кратковрем. взаимод-е в игре, длительное взаимод-е, режиссерская игра. СРИ процесс рассматривается: предыгровой, подготовительный, сама игра, послеигровое обсуждение. Главная функция воспитателя — поддержание процесса.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ П.Я.ГАЛЬПЕРИН 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ...

Влияние театрализованных игр на социализацию детей

Театрализованная игра (ТИ) является сильнейшим средством социализации ребенка. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра социальна по своему происхождению и своей природе.

Велико значение театральной деятельности (ТД) ребенка в социальном становлении его личности, т. к. театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

ТД оказывает многостороннее влияние на развитие личности ребенка. Занимаясь ТИ ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический уровни своего существа. Именно этот навык включения в нужный момент самого себя и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой, полноценной жизни.

Театр дает детям образец для подражания. Участвуя в ТИ, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки. Из всех видов искусства, именно театр дает ребенку слиться с другой личностью, установить наиболее глубокие, тесные и разнообразные отношения. ТИ побуждает действовать в вымышленных обстоятельствах по-настоящему, как в жизни. Роль помогает раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто. Дети учатся проявлять и регулировать свои чувства, а также понимать чувства других. Каждый участник ТИ вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. А значит, развиваются коммуникативные способности, умение общаться. Воспитание коммуникативных способностей – стержень социальной адаптации.

В ТД ребенок решает проблемные ситуации от лица персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, а значит почувствовать себя успешным. Ребенок в игре, выполняет две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение.

Т. О., ТИ рассматривается как могучий инструмент, который дает реальную возможность адаптироваться ребенку в социальной среде. ТИ позволяет формировать опыт соц. навыков поведения благодаря тому, что литературное произведение всегда имеет нравственную направленность, а эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка. Следовательно, в игре закладываются основы нравственных качеств, усваиваются первые нормы человеческих взаимоотношений. Поэтому ТИ является средством социализации детей, в процессе которой создают благоприятные условия для развития общения, формирование самосознания, чувства партнерства.

Роль игр-драматизаций в развитии детей с ограниченной подвижностью.

Специфические особенности психофизического развития детей с нарушениями требуют применения здоровьесберегающих технологий, т. е. — систему мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Ахутина Т. В. предлагает использовать следующие виды здоровьесберегающих образовательных технологий в детском саду:

14 стр., 6611 слов

Применение дидактических игр в развитии словарного запаса детей ...

... концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.Т. Власенко, Н.И. Горелов, ... Цель работы: выявление особенностей развития словаря детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования - процесс развития словаря детей средствами детской литературы. Предмет исследования: дидактическая игра и лексические упражнения ...

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Коррекционные технологии.

Театрализованная деятельность в работе с детьми обладает необходимыми возможностями и характеристиками для сохранения и стимулирования здоровья, обучения здоровому образу жизни и проведения необходимой коррекции, т. е. объединяет вышеперчисленные здоровьесберегающие технологии. Поэтому для коррекции эмоционально — личностной сферы у детей дошк. возраста с нарушениями выбрана игра – драматизация, как синтез здоровьесберегающих образовательных технологий.

Работа по развитию эмоциональной сферы у детей с нарушениями через игру драматизацию проводится в несколько этапов.

На первом этапе происходит знакомство детей с произведением. Здесь используются: выразительное чтение, беседа, (на понимание содержание, отдельных средств выразительности), упражнения для развития умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, ориентироваться в тексте, проблемные ситуации.

В ходе основного этапа проходит разыгрывание фрагментов сказок, в том числе под музыкальное сопровождение. Дети учатся пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение) через упражнения, словесные перевоплощения. Дети знакомятся с основами эмоционального состояния (радость, печаль, страх, удивление, злость, покой) и способами их вербального и невербального выражения. Из многообразия средств выразительности для детей с ограниченными возможностями здоровья выбраны: умение имитировать характерные движения персонажей (животных), умение использовать элементы художественно-образных выразительных средств (интонации, мимики, пантомимы).

Используются этюды над выразительностью.

Третий этап – драматизация отработанного произведения.

Для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности устанавливается взаимосвязь со специалистами: вместе с музыкальным руководителем — проводится логоритмика, инструктором по физической культуре — дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

Т. О, эффективность использования проводимой работы состоит в том, что у всех детей с нарушениями физического здоровья отмечена положительная динамика в количественных и качественных изменениях состояния психофизического здоровья: повышается работоспособность, активизируется познавательный интерес, обеспечивается успешность детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения.

Организация педагогом условий для игрового предметного взаимодействия детей раннего возраста

От того на сколько успешно проходит освоение игры в раннем возрасте зависит полноценное развитие игры в дальнейшем. Интерес к сверстникам проявляется уже в начале 2-го года. Если детей не учить устанавливать взаимодействие они могут не адекватно реагировать на действия сверстника.

Начинаем взаимодействие детей друг с другом, используя любые катающиеся предметы. Наприм. : мяч по скамеечки, или дорожке.

Схема такая:

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... в процессе коррекционной работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения: 1. перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные инструменты и ... неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии. По мнению Л. Берковица, ...

1. Активизировать ребенка;

2. Переключаем внимание на партнера-сверстника;

3. Замыкаем действия детей друг на друге.

(используем тележки, вагончика, грузовички; скамеечку тоже заменяем: дорожкой, ковриком и т. д.).

Совместная постройка башни из кубиков, или совместный сбор пирамиды.

Резюме: Организация условий для совместного предметного взаимодействия очень быстро дает результат: изменяется эмоциональное отношение в группе. Дети начинают проявлять инициативу для вступления в контакт. Все это закладывает основу совместной сюжетной игры в дальнейшем.

Условия и методы развития творческой игры детей младшего и среднего возраста

К 3-м годам дети начинают понимать условное, предметное действие. 3-х летний ребёнок становится способен овладеть ролью: от простого ролевого подражания до включения роли в разнообразные связи и отношения. Если ребёнка не учить, игра остаётся на уровне подражания. Ролевое поведение имеет 2 аспекта: ролевое действие, ролевая речь.

Педагогические условия организации игры на данном этапе: а) отведение достаточного времени и оборудования для них; б) проектирование педагогического внимания на развитии игры; в) организация предметно-игровой среды; г) использование разнообразного потенциала развивающих игрушек.

Методы развития творческой игры:

1. упражнения по развитию воображения;

2. телефонные разговоры, игры придумывания, игры фантазирования;

3. психогимнастика;

4. показ сценок, сказок;

5. словесно-дидактические игры;

6. выполнение тематических программ;

7. составление детьми рассказов на определённые темы, связанные с наблюдениями;

8. выполнение детьми практических опытов и поручений.

Методы по развитию детского ролевого поведения и сотрудничество с партнёром:

1. Показ способов принятия образа другого;

2. Раскрытие образа, через особенности внешнего вида;

3. Использование рассказов мотиваций для побуждения детей принятия роли;

4. Поощрение детей взявших на себя ролевое поведение.

5. Организация взаимодействия: обмен действиями, создание проблемных ситуаций, разделение действий.

Условия и методы формирования у детей старшего возраста раннего ролевого поведения и ролевой речи.

Задачи формирования ролевого поведения детей старшего дошк. возраста:

1. Вызвать у ребёнка желание отождествлять себя с человеком определённой профессии;

2. Способствовать использованию ролевой речи в игре;

3. Учить использовать в игре разнообразные средства выразительности (эмоции, мимика);

4. Формировать умение выражать нравственный смысл деятельности, чувство и переживание героев.

Игра должна развёртываться таким образом, чтобы для реб. возникла необходимость смены роли в процессе развёртывания сюжета.

Структура ролей включает главные и дополнительные роли. «Куст ролей»

Для того, чтобы реб. открыл возможность смены роли, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников игры. В этом возрасте необходимо использовать минимальное кол-во игрушек, чтобы не отвлекать детей от ролевого взаимодействия.

С детьми у которых слабо развито ролевое поведение используют сказочные сюжеты, т. к. появление следующего персонажа ожидаемо. Реб. должен иметь возможность к игровой импровизации. Если от реб. поступило предложение, инициатива — его нужно поддержать.

17 стр., 8207 слов

Особенности режиссерских игр детей дошкольного возраста

... С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к ... других разновидностей игр. Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре - одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется ...

Задачи по формированию игры детей младшего и среднего возраста

С 3-х лет дети понимают условные предметные действия, становится способ. овладеть ролью: от прост. ролевого до включения роли в разнообр. связи и отношения. если не учить, то ост. на уровне подражания.

Ролевое поведение имеет 2 аспекта: 1) ролевые действия; 2) ролевая речь.

Пед. условия организ. игры: 1) отвед. достат. времени для игр и оборудование; 2) проектирование пед. влияния по развитию игры; 3) организ. предм. -игровой среды; 4) использ. разнообр. потенциала разв. игрушек.

Методы разв. творческой. игры: 1) упр-е по развит. воображения; 2) телеф. разговоры, игры-придумывания, игры-фантаз.; 3) психогимнастика; 4) показ сценок, загадок; 5) слов-дидактич. игры; 6) выполн. темат. программ; 7) сост. детьми рассказов на опр. темы связаны с наблюдением; 8) вып. практич. опытов, поручений.

Способы разв. игр. замыслов и сюжетов: а) использ. различн. приемов, внисение образ. игрушек; б) включ. детей в актив деят-ть по организ. жизни игрушек в быту; в) взаимосвязь внесен. игрушек с образов. процессом.

Методы разв. ролев. поведения и сотрудничество со сверстниками:

1. показ спос. принятия образов другого;

2. раскрытие образа ч/з внешний вид;

3. исп. рассказов-мотиваций;

4. поощ-е детей взявш. на себя рол. повед.;

5. организ. взаимод: обмен дейтсв., созд. проблем. ситуаций, раздел. действий.

Совместное сюжетосложение как более сложный построения игры в старшем дошкольном возрасте.

Под совместным сюжетосложением понимаются следующие умения детей:

1. Выстраивать новую последовательность событий.

2. Использовать разное тематическое содержание.

3. Быть ориентированным на партнера-сверстника.

4. Умение комбинировать предложенные события в общем сюжете игры.

Эффективным средством формирования этих умений является игра-придумывание И-П. В ст.возрасте И-П доступна как совместная деятельность со взрослым. Совместную игру надо начинать не с придумывания новых сюжетов, а с «расшатывания» знакомых сказок. Наиболее удобными для расшатывания являются волшебные сказки. В них есть сюжетная схема, которую мы и расшатываем.

В этой игре стимулируются воображение ребенка. Он начинает понимать, что замыслы партнеров могут отличаться от его собственного замысла. Перед ребенком возникает необходимость изменить свой замысел в зависимости от реплик партнера. Воспитатель должен обращать внимание детей, если появляется смысловое несоответствие в игре. И-П должна занимать не более 15 мин. Число участников 4-5 чел, большое кол-во не целесообразно.

Привлекательность этой игры для детей зависит:

— от эмоционального поведения взрослого;

— от увлеченности сюжетом;

— от способности к импровизации;

— от гибкого реагирования на предложения детей.

Особенности использования разноконтекстных игровых ролей.

По мере овладения умениями комбинировать разнообразные события воспитатель может стимулировать детей к соединению построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью используются разноконтекстные роли (наприм: Буратино и в-ль; принцесса и милиционер; баба-яга и продавец)

Чтобы не закрывать предметными действиями творческую работу, лучше использовать телефонные разговоры этих персонажей. Подбирая роли в-ль опирается на детские интересы и стимулирует к использованию знаний, полученных из разных источников. Здесь важен подбор партнеров. Игра будет протекать успешнее, если уровень игровых умений у детей примерно одинаковый.

24 стр., 11560 слов

Педагогические условия руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ

... игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. ... игровой среды. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. ...

 

Особенности перспективного и календарного планирования развития детской игры.

Анализ планов восп-лей дают возм-ть выявить наиболее типичные ошибки:

1. Тематика игр не согласуется с работой по ознакомлению с окружающим.

2. Планирование восп-ли понимают как планирование развития сюж.линии, что приводит к стандартизации игры, превращает его в спектакль.

3. В планах воспитателей почти не прослеживается перспектива формирования с-р игры.

4. Часто усложнение сюжета понимается как увеличение игровых действий на заданную тематику.

5. В планах не указывается развитие умений детей, творчески комбинировать игровые эпизоды и переносить личные впечатления в игру.

6. Нет указаний как подводить детей к использованию воображаемых предметов и предметов-заместителей.

Развитие игры под таким планом приводит детей к выполнению шаблонных действий. Развитие сюжетной игры должно быть перспективно. Оно дает в-лю возможность:

— обеспечить развитие содержательной стороны игры

— преобразовать личный опыт ребенка в его ролевое поведение

— усложнить игровые умения детей, строить ролевые диалоги и комбинировать игровые эпизоды.

— обеспечить место и время для игры

— научить детей самостоятельно создавать игровые уголки, трансформировать предметную среду

— обеспечить усвоение детьми правил взаимодействия со сверстниками.

Перспективное планирование создает преемственность в работе вос-лей одной группы. План разрабатывается с учетом условий конкретной группы, интересов детей.

Перспективный план состоит из 4-х граф:

1. «Ознакомление с окружающим в активной деятельности». Пишется тематика занятий, экскурсий, бесед, художественная литература.

2. «Обогащение игрового опыта». В ней записываются усложняющиеся умения.

3. «Изменение предметно-игровой среды». Тематика игрушек, атрибутов.

4. «Активизирующее общение взрослого с детьми»

Вполне возможно разрабатывать одну тему в течение месяца.

В перспективном плане обязательно должны быть отражены следующие моменты:

1. Приемы, способствующие возникновению игры, пробуждению интереса.

2. Методы и приемы обогащения содержания.

3. Способы организации взаимодействия со сверстниками.

4. Способы подбора игрушек и атрибутов.

Перспективный план по развитию игры составляется на квартал, его нужно разбить на недели.