Патопсихологический симптомокомплекс психотической дезорганизации (СПД)

Патопсихологический синдром психотической дезорганизации встречается практически при всех психотических расстройствах (особенно ярко — при синд­ромах помрачения сознания) независимо от их нозологической принадлежноов ти. Под психозом (или психотической дезорганизацией) понимается ярко выра­женное качественное нарушение психической деятельности, представленное на психопатологическом уровне синдромами помраченного сознания, галлюци­нациями и бредом, депрессивным или маниакальным синдромом, психомотор-1 ным ступором или возбуждением, нарушениями оценки реальности, т.е. выра- { женными качественными расстройствами психики.

Варианты: отсутствуют — характерна неспецифичность нарушений психичес­ких процессов

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие: сужение или расширение объема, «восприятие без объекта» (галлюцинации).

Внимание: неустойчивость концентрации, либо «прикованность» внимания (обусловлена иллюзорно-галлюцинаторными переживаниями).

Низкая пере- 1 ключаемость (ригидность, торпидность) или высокая непродуктивная пере ключаемость (лабильность).

Снижение произвольной концентрации. Наруше­ние селективности внимания. Рассредоточенность.

Память: снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память: низкий объем запоминания; воспроизведения по созвучию; ложное воспроиз­ведение (конфабуляции), воспроизведение стимулов из предшествующих зада­ний. Выраженное про- или постактивное торможение следов. Хаотичный про­филь запоминания (отсутствие краевого запоминания, невозможность выявле­ния мнемонических приемов запоминания).

Долгосрочная память: ограниче­ние активации следов, случайное воспроизведение, конфабуляции.

Мышление: нарушение селективности при выборе аналитико-синтетических критериев сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстраги­рования. Непродуктивность мыслительной деятельности. Низкий темп и подвиж­ность ассоциативного процесса, либо чрезмерно высокий темп ассоциирова­ния с опорой на случайные признаки. Нарушение категориального строя. Не­возможность оперирования понятиями, построения суждений и умозаключе­ний. Искаженные умозаключения (бред).

Нарушение целенаправленности

мышления.

Воображение: крайне низкая или чрезмерно высокая продуктивность. Раз­нородность образов или выраженное однообразие продукции. Нереалистич­ность, сверхоригинальность.

Речь: устная — грамматические нарушения, неологизмы, речевые «эмболы» (персеверация звуков, фраз).

11 стр., 5122 слов

Лабораторная работа — Классификация нарушения памяти по Б.В.Зейгарник

НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт» Филиал в г. Муроме          Контрольная работа По дисциплине: Клиническая психология На тему: Классификация нарушения памяти по Б.В.Зейгарник. Выполнил: студентка III курса                                 & ...

Автоматизированная речевая продукция. Излиш­няя спонтанность повествования — логорея. Монолог, невозможность диалого­вой речи, смысловая ригидность. Низкая смысловая насыщенность, либо избы­точная, сопровождающаяся невозможностью понять и оценить смысловую сто­рону сказанного. Разорванность высказываний, непоследовательность изложе­ния. Письменная речь: значительные нарушения каллиграфии, грамматики. Персеверации букв, слов, фраз. При рисовании — персеверация элементов, не­возможность калибровки образов (неузнаваемость), игнорирование краев лис­та (выход за пределы), непродуктивность в рисовании.

Эмоциональная сфера. Неадекватное качество реакций, отсутствие внешней обусловленности. Низкая или высокая сила реагирования. Неустойчивость аф­фективного фона, его выраженное снижение либо повышение. Снижение аффек­тивного контроля. Часто — тревога, страх перед выполнением задания или его части. Мотивационно-потребностная сфера. Неустойчивость мотивов. Парадок­сальность — существование нескольких взаимоисключающих мотивов. Низкое мотивационное опосредование. Нецеленаправленность регуляции поведения, неадекватность регуляции внешним опосредующим факторам. Диагностические рекомендации.

Внешний вид испытуемого, характерный для синдрома психотической дезор­ганизации, отличается большой вариабельностью — от безучастного, аспонтанного, отстраненного и подавленного до расторможенного, гиперактивного и экспрессивного. Мимике может быть свойственна как высокая, так и низкая сйш проявлений; реакции, как правило, скудные и однообразные. Часто невозмож­но калибровать состояние испытуемого по его внешнему виду. Поведение об* следуемого в целом часто соответствует патологическим интрапсихическим мотивам (бред, галлюцинации и др.).

Бывает сложно или невозможно сформи­ровать рабочий мотив обследования. Испытуемый неспособен целенаправлен­но удерживаться в рамках алгоритма обследования, предлагаемого эксперимент татором. С трудом удается мотивировать испытуемого на следование инструи* циям и предписаниям, даже если они усвоены. Контакт формален и неустой­чив. Диалог либо отсутствует, либо может в той или иной мере приобретал характер монолога испытуемого. Продуктивность в эксперименте крайне низ» кая. Часто нарушено понимание инструкций, либо отмечается их неверная трак­товка. Отмечается снижение ориентировки в заданиях, непонимание испытуе­мым цели и субъективного значения обследования. Помощь экспериментато­ра может приниматься, но значительного влияния на результативность, как пра­вило, не оказывает.

11 стр., 5215 слов

Психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями

... испытуемых для формулирования психологического диагноза. 2. Общая характеристика методов обследования лиц с речевыми нарушениями ... ритма рукой, с одновременной двигательной реакцией рукой на зуммер, в ... Р. Кетелла») Ø Типологические (ММРI) Ø Мотивов, интересов, установок Ø Состояний и настроений (САН ... испытуемых. Они удобны при обследовании лиц, с которыми затруднен речевой контакт или имеющих низкий ...

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: шизофрения (все виды, формы и типы течения, кроме неврозоподобных), шизоаффективные расстройства, реактивные психо­зы, эпилептические, экзогенно-органические и органические психозы.

Дифференциальная диагностика.

Шизофренический ППС. Сохранность или специфические нарушения вос­приятия, внимания, оперативной и механической памяти. Нарушение селектив­ности мышления проявляется преимущественно актуализацией гиперабстракт­ных или латентных аналитико-синтетических критериев, конкретные и прямЯ тивные операционные критерии редки. Возможен устойчивый мотив обследо­вания, относительная адекватность эмоциональных реакций и частичная сохраИ ность волевого контроля.

Аффективный ППС. Сохранность операционного компонента познаватель­ных процессов, категориального строя и целенаправленности. Возможна устой­чивость мотивов (в т.ч. обследования).

Стабильное изменение эмоционального фона по одному типу (повышение или понижение).

Адекватность эмоциональ­ных реакций «по знаку», неадекватность по силе.

Лабильный вариант органического ППС. Стойкое сочетание сужения объе­ма восприятия и лабильности внимания. Нарушение преимущественно смыс­ловой памяти, при сохранности механической и запоминания конкретных сти­мулов. Опора на конкретные, примитивные, внешнеописательные аналитико-синтетические критерии. Повышенная реалистичность и пониженная продук­тивность воображения, банальность, стереотипность, персеверации образов.

Личностно-аномальный ППС. Сохранность или вторичные нарушения операционного и динамического компонентов познавательных процессов.

Трудности и ошибки в диагностике. СПД, как правило, сопровождает ост­рые психопатологические состояния, и чаще является преходящим феноменом. Поэтому диагностика СПД является прямым показанием к рекомендации пси­хологом назначения повторного патопсихологического обследования по мере ослабления психических нарушений. Характерной особенностью психотичес­кой дезорганизации является неоднородность структуры и изменчивость выра­женности нарушений познавательных процессов. Данное обстоятельство дела­ет невозможным определение глубины интеллектуального дефекта, степени мотивационного и волевого снижения, выраженности эмоционального обед­нения и др. показателей, требующих преимущественно психометрической оцен­ки. Поэтому констатация СПД автоматически переносит решение прочих по­ставленных перед психологом задач на этап повторного патопсихологического обследования после выхода пациента из психотического состояния. СПД может явиться «патопсихологической находкой», особенно при аггравации и диссиму-ляции заболевания, т.е. выявляться только на этапе экспериментально-психоло­гического исследования, существенно не проявляя себя в беседе и при наблю­дении, особенно в амбулаторной практике. Ошибки в диагностике СПД связа­ны со свойственной синдрому неспецифичностью и разнородностью наруше­ний, невозможностью «уложить» их ни в один из других патопсихологических синдромов или связать с нозологической принадлежностью. Похожая картина может наблюдаться при установочном поведении испытуемого по типу иска­жения продукции.

28 стр., 13848 слов

Особенности нарушений развития кратковременной памяти у детей с органическими непсихотическими расстройствами

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Особенности нарушений развития кратковременной памяти у детей с органическими непсихотическими расстройствами» Оглавление Введение Глава 1. Нарушения ВПФ у детей дошкольного возраста при органических поражениях головного мозга .1 Специфические нарушения ВПФ у детей при очаговом органическом поражении ЦНС .2 Нарушения развития мнестической сферы у детей, ...

Формирование тестовой батареи. Рекомендуется использование стандар­тной батареи психодиагностических методик в объеме, минимально достаточ­ном для констатации факта наличия СПД.

Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс

Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс (синдром) ус­тойчиво диагностируется при эндогенном психическом заболевании — шизоф­рении. Наиболее важным является проведение патопсихологического исследо­вания при начальных (дебютных) проявлениях болезни, в ремиссии, экспертной практике, когда клинико-психопатологические проявления незначительны, раз­рознены или представлены невротическими (неврозоподобными) синдромами, а также в случаях значительной выраженности психопатологии для дифферен­циальной диагностики.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Варианты: выделение вариантов нецелесообразно.

Основными системообразующими факторами шизофренического патопси­хологического симптомокомплекса являются нарушение селективности психи­ческих процессов (восприятия, памяти, процессов мышления), снижение уровня мотивационной активности, искажение и обеднение эмоционального реаги­рования, снижение целенаправленности психической активности.

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие. При нарушении мотивационной стороны восприятия снижает­ся интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т.д. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приво­дить к ограниченности, нереалистичности или фантастическому характеру вос­приятия.

Внимание. Характерен диссонанс между большей сохранностью непроиз­вольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приво­дить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивости внима­ния варьирует. Возможна патологическая прикованность внимания.

Память. В первую очередь страдает мотивационный компонент памяти. При этом может снижаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестической функции. Опосредованная память страдает в значительно боль­шей степени вследствие нарушения опосредования.

Мышление. Нарушения мышления являются ведущим компонентом данно­го патопсихологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основ­ных звеньев мыслительной деятельности: операционного, динамического, мо-тивационного компонента, критичности. Необходимо отметить, что встречаю­щееся в литературе выделение различных вариантов данного синдрома обус­лавливается разной степенью представленности и выраженности описанных нарушений.

Нарушение операционной стороны мышления:

а) искажение процесса обобщения по типу актуализации несущественных
(преимущественно — латентных или гиперабстрактных) признаков; а также час­
тая опора на второстепенные, поверхностные, личностно значимые признаки;

б) расстройство (ослабление) категориального строя мышления;

в) снижения уровня обобщения, которое обнаруживается на более поздних
стадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причина­
ми нарастанием «органического» профиля изменений.

17 стр., 8226 слов

Развитие коммуникативных умений младших школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности

... обобщения, сравнения; нарушении вербальной стороны мыслительных процессов. Наибольшие затруднения у детей с нарушением слуха вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления, наглядно-действенное мышление, напротив, оказывается ... больше времени им требуется на «врабатывание». Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению количества ошибок. Как отмечает А.В ...

Нарушение мотивационного компонента мышления может проявляться в формах:

а) разноплановости: суждения о каком-либо явлении протекают в разных
плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и це­
ленаправленного высказывания;

б) резонерства: склонность к рассуждательству со своеобразной аффектив­
ной захваченностью, сужением круга смыслообразующих мотивов, повышен­
ной тенденцией к оценочным суждениям;

в) общего нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельнос­ти. Снижается целенаправленность познавательной деятельности, предпочтение отдается легко актуализируемым способам, избегаются трудности и интеллек­туальное напряжение.

Нарушение динамики мышления: чаще встречается ускорение ассоциатив­ного процесса, реже — его замедление. Может выявляться лабильность мышле­ния — колебание темпов выполнения и использование разных уровней обобще­ния; реже, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, инертность

мышления.

Нарушение критичности мышления характерно для всех этапов заболевания, что выступает важным диагностическим признаком в случаях, когда расстрой­ства операционного и мотивационного компонентов не носят еще развернуто­го характера.

Воображение: на ранних стадиях болезни, особенно в психотических состо­яниях, отличается высокой продуктивностью. Характерна разнородность обра­зов, их нереалистичность, сверхоригинальность. На более поздних стадиях раз­вития заболевания и при неблагоприятном течении шизофренического процесса обнаруживается снижение уровня воссоздающего и творческого воображения. Речь: устная — характерны изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значений слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, не­достаточная эмоциональная окраска речевых высказываний).

Возможно пре­обладание монологовой активности. Письменная речь: своеобразие почерка, «набивка» (заполнение пустых пространств листа), орнаментация, привнесение символики, персеверация элементов.

5 стр., 2312 слов

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ЭМОЦИНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ ВВЕДЕНИЕ Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого периода, ...

Эмоциональная сфера. Ее нарушения могут проявляться в снижении нюан­сировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадек­ватные по амплитуде и направленности реакции на относительно стандартный стимул, выраженная эмоциональная амбивалентность и парадоксальность, обед­нение всех параметров эмоционального ответа (повышение порога возникно­вения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания,

экспрессии).

Мотивационно-потребностная сфера. Нарушение структуры и иерархии потребностей, часто в виде сосуществования гомеостатических и отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических) при ослаблении потреб­ности в безопасности, самопроявлении и т.д. Нарушение побудительной и смыс-лообразующей функций мотивов. Характерными являются ослабление побу­дительной функции мотивов, парадоксальность мотивации в виде сосущество­вания нескольких взаимоисключающих мотивов, искажения целеполагания и целедостижения.

Диагностические рекомендации.

В беседе можно отметить снижение заинтересованности в контакте, в обсуж­дении эмоционально-значимых тем, в ряде случаев — неадекватную направлен­ность интереса (исключительную сосредоточенность на психопатологической тематике).

Имеют значение ослабление и парадоксальность мимического сопро­вождения, характерные речевые нарушения.

При экспериментальном исследовании преобладающим чаще отмечается формальное участие в эксперименте, слабый интерес к его целям, процессу и результатам, ослаблена реакция на критику. Исследуемые пациенты не задают вопросов, не ищут оценки и одобрения, легко нарушают инструкции, отказыва­ются от выполнения. Отказ не является аффективно насыщенным, в ряде случа» ев его можно преодолеть достаточно легко, хотя и ненадолго. В силу нарушения критичности помощь со стороны экспериментатора используется мало или от:-‘ вергается. Темп работы испытуемого в эксперименте может быть повышен. Часты указания на субъективную истощаемость. Возможна фиксация внима» ния пациента на случайных, хаотично и причудливо выхваченных из общего контекста деталях стимульного материала. Исследование внимания пробам© Шульте, «счетом с переключением» может выявить изменения объема и пере­ключаемое™ произвольного внимания; может отмечаться отвлекаемость на посторонние раздражители, связанная со слабостью рабочего мотива. Непро­извольное внимание обычно страдает менее, характерно снижение внимания к ошибкам, реакциям экспериментатора. При исследовании непосредственного запоминания можно отметить нарушение его динамики — феномен «плато» (мнемограмма по типу 3\5\7\7\7\4).

В силу нарушения процессов ассоциировав ния продуктивность опосредованно^О-■3^шоШнан^ая^[методика пиктограмм) так-жТЪШчноневысока и может быть ниже объема непосредственного. При ис* следовании ассоциативного процесса более специфичным является нарушение содержательной стороны (неадекватность ассоциаций), может нарушаться и динамика мышления (неравномерная скорость ассоциирования, снижение или повышение темпа).

Нарушения мышления можно отметить в беседе и, особен­но, в экспериментальном исследовании (пробы «Классификация», «Исключе­ние», «Аналогии», «Сравнение понятий», «Толкование пословиц» и т.п.).

При легком уровне проявлений данного симптомокомплекса можно отме­тить незначительные нарушения селективности признаков в аналитико-синте-тических операциях: уравновешивание частоты актуализации существенных, второстепенных и латентных признаков, колебания в выборе признаков, правиль­ного варианта решения и т.д. При более глубоких нарушениях актуализация не­существенных признаков становится устойчивой, нарушается логика рассужу дений, появляются элементы разноплановости (суждения о каком либо явлении протекают в разных плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и целенаправленного высказывания), резонерства (склонность к нецеленаправленному, бесплодному рассуждательству) в тех случаях, когда имеет-место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смысло-образующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям).

При исследовании мышления и воображения отмечается увеличение количества оригинальных неадекватных форм. Частым феноменом, обнаруживаемым в эксперименте, является проекция параноидных переживаний, когда содержанию стимульного материала приписываются угрожающие, враждебные импульсы, часто в прямо психопатологической форме.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: шизофрения, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности. Дифференциальная диагностика.

Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс необходимо дифференцировать с СПД (см.выше).

По нарушениям мотивационно-потреб-ностной и эмоциональной сфер личности шизофренический ППС необходимо разграничивать с личностно-аномальным симптомокомплексом, особенно шизоидным. Часто, особенно при наличии в клинической картине стойких на­рушений аффекта, и выявлению соответствующих патопсихологических экви­валентов — с аффективным симптомокомплексом. Реже, при выявлении в рам­ках шизофренического симптомокомплекса нарушений внимания, снижения уровня обобщения, ослабления целенаправленности и критичности мышления — с органическим патопсихологическим симптомокомплексом. Следует обра­щать внимание на облигатные признаки шизофренического симптомокомплек­са, включающие специфический тип искажения обобщений, ослабление моти-вационной активности, нарушение целенаправленности деятельности, обедне­ние и неадекватность эмоционального ответа.

Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубо­ком уровне нарушений, когда трудно отграничить эмоциональные изменения, склонность к оригинальности ассоциаций, эпизодические искажения обобще­ния при неглубоких нарушениях мотивационной сферы от подобных наруше­ний в рамках личностно-аномального симптомокомплекса. В данном случае решающим является ослабление связи эмоциональных реакций с внешними стимулами, низкая адекватность оригинальных ассоциаций, возникновение ис­кажений при аналитико-синтетических операциях вне связи с психологически понятными личностными искажениями в процессе исследования. Также труд­ности могут возникнуть при сочетании с выраженными органическими нару­шениями (снижение памяти, внимания, уровня обобщения), когда последние маскируют искажения мышления, нарушения мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер. Необходимо учитывать, что нарушения продуктивности и динамики психических процессов при аффективных расстройствах часто мас­кируют стоящие за ними нарушения шизофренического регистра.

Формирование тестовой батареи. Рекомендуется использование стандар­тной тестовой батареи, с акцентом на пробы, исследующие мышление, ассоци­ативный процесс. В случае неглубоких нарушений целесообразно основное внимание обращать на пробы с менее структурированным материалом (на­пример, методика Роршаха, ТАТ), большей степенью свободы, требующие вы­сокой творческой активности пациента; а также на «провокационные» пробы, требующие достаточной критичности и целенаправленности мышления. В ряде случаев для подтверждения ослабления значения социума, изменения мотива-ционно-потребностной сферы, самооценки и т.п., целесообразно включать в тестовую батарею различные «личностные» методики (тест Сонди, тест Вагне-‘ ра, ТАТ, тест «самооценка», проективные рисуночные методики и т.п.).

Аффективный патопсихологический симптомокомплекс

Аффективные расстройства в клинике представлены преимущественно ма­ниакальным и депрессивным синдромами. Клинически выраженные аффектив­ные синдромы обычно не нуждаются в патопсихологическом подтверждении. Патопсихологическое исследование чаще всего необходимо при стертых, ати­пичных, «скрытых» (маскированных, поведенческих) депрессивных и маниакаль­ных состояниях или при их включении в более сложные психопатологические синдромы (например, в аффективно-бредовые).

Аффективный патопсихологический синдром классически представлен при эндогенных аффективных психозах.

Варианты: а) гипертимический; б) гипотимический

4.3.1. Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.

Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страда­ющих патологическим повышением аффекта (варианты маниакального синд­рома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, увеличения скорости протекания и ослабления последовательности) психических процессов.

Структура;

Когнитивная сфера.

Восприятие: расширение объема, снижение дифференцированности воспри­ятия, «случайное» восприятие.

Внимание: нарушение устойчивости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение переключаемости, иногда наблюдается «сверхпереключаемость».

Память: в ряде случаев отмечается гипермнезия. Непосредственное механи­ческое запоминание нарушается при значительной степени выраженности аф­фективных расстройств. Смысловое чаще сохранно.

Мышление: ускорение темпа мыслительного процесса, лабильность мышления (отсутствие когнитивной стратегии).

Оживление ассоциативного процес­са. Продуктивность мышления обычно не нарушена, однако имеет место сни­жение целенаправленности суждений, ослабление волевого контроля над каче­ством интеллектуальной продукции, снижение критической оценки своих ре­зультатов.

Воображение: продуктивность сохранна, возможно повышение при отно­сительно сохранной реалистичности.

Речь: устная — ускорение темпа и увеличение громкости речи, преобладание монолога, логоррея. Слабое «оттормаживание» побочных ассоциаций. Ассо­циации по созвучию. Письменная речь: гиперпродуктивность, патетический или

поэтический стиль.

Эмоциональная сфера. Повышение фона настроения (гипертимия), неста­бильность, чрезмерная интенсивность эмоциональных реакций. Могут быть неадекватными по направленности, «случайными». Нарушения волевого конт­роля над аффективностью.

Мотивационно-потребностная сфера. Ослабление и неустойчивость мо­тивов деятельности, целеполагания. Доминирование утилитарно-гедонистичес­ких и «случайных» мотивов (например, ориентировочных реакций).

Гиперсек­суальность.

Диагностические рекомендации.

Внешний вид испытуемого, характерный для гипертимического варианта аффективного патопсихологического симптомокомплекса, отличается гиперди­намическими проявлениями в мимике, жестикуляции и моторике. Мимичес­кие и пантомимические реакции усиленные и крайне разнообразные; могут быть достаточно адекватными по направленности и соответствовать приподня­тому фону настроения. Высокую работоспособность испытуемого в экспери­менте обычно обуславливают мотивы коммуникации и самоутверждения. По­ведение обследуемого может носить игровой оттенок, отличаться склонностью к самолюбованию или быть сексуально окрашенным. Основной проблемой экспериментатора часто является необходимость жестко регламентировать де­ятельность пациента из-за ее низкой целенаправленности. Продуктивность в эк­сперименте обычно повышена, особенно в заданиях, апеллирующих к творчес­ким решениям и мало отягощенных нормативами. Возможна «творческая» переработка инструкций в связи с нарушением критичности. Помощь экспери­ментатора принимается, что когнитивного стиля существенно не меняет. Реак­ция на неудачу в эксперименте слабая, по типу отрицания неуспеха.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: маниакальная фаза аффективных эндогенных пси­хозов, шизофрения с периодическим и приступообразно-прогредиентным те­чением, шизоаффективные психозы, экзогенно-органические (например, ток­сические) и органические поражения головного мозга.

Дифференциальная диагностика:

Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомо-комплекса следует дифференцировать с патопсихологическим симптомокомп-лексом психотической дезорганизации, а также с шизофреническим патопси­хологическим симптомокомплексом. Возможно сочетание данного симптомо-комплекса с органическим.

Трудности и ошибки в диагностике: при решении клинической задачи раз­граничения «чистых» аффективных нарушений от шизоаффективного вариан­та течения шизофрении в эксперименте достаточно часто обнаруживается, что динамические нарушения, характерные для аффективного патопсихологичес­кого симптомокомплекса, «закрывают» нарушения, характерные для шизофре­нии. В данной ситуации рекомендуется повторное проведение исследования вне психотического состояния.

Формирование тестовой батареи: стандартная.

4.3.2.Гипотимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.

Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страда­ющих гипотимическими расстройствами (варианты депрессивного синдрома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, снижения скорости протекания и интенсивности) психических процессов.

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие: сужение объема.

Внимание: снижение активности. Затруднение произвольной концентрации на объектах. Возможна истощаемость внимания. Снижение переключаемости» и объема.

Память: снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память: низкий объём запоминания; про- или постактивное торможение следов. Смыс­ловое запоминание и долгосрочная память страдают мало.

Мышление: замедление темпа мыслительного процесса, бедность и шаблон­ность ассоциаций. Обычно выявляется негрубое снижение уровня обобщения. При стимуляции пациенты демонстрируют сохранную способность опериро­вать категориями. Часто проявляется инертность мышления, стереотипность подходов к решению заданий и склонность к персеверациям. Мотивационный компонент мышления может быть снижен, что проявляется в общей мало- или непродуктивности. Целенаправленность суждений не страдает. Пациенты мо­гут гиперкритически оценивать результаты своей деятельности, что, однако, не противоречит диагностике ослабления критичности мышления.

Воображение: продуктивность существенно снижена, реалистичность со­хранна.

Речь: устная — выражено замедление темпа речи, уменьшение громкости, низкая спонтанная речевая активность. Непродуктивность или малая продуктив­ность в диалоге. Письменная речь: микрография, возможна непродуктивность.

Эмоциональная сфера. Снижение фона настроения (гипотимия).

Обычно -пониженная амплитуда, малая нюансированность, низкая экспрессивность эмо­циональных реакций. Высокий порог возникновения эмоционального ответа. Инертность эмоциональных реакций. Направленность эмоционального ответа

м. б. адекватной,

Мотивационно-потребностная сфера. Общее ослабление мотивационной активности. Низкая актуальность потребности самосохранения, направленность агрессии на себя (аутрагрессия).

Диагностические рекомендации.

Характерен внешний печальный, подавленный вид испытуемого, что сопро­вождается низким уровнем моторной активности, мимических, пантомимичес­ких проявлений. Работоспособность в эксперименте обычно очень низкая, вы­ражена истощаемость, существенно снижен темп психических процессов. Ха­рактерны отказы от выполнения относительно более сложных заданий. Рабочий мотив не формируется или участие по типу сотрудничества. Заинтересован­ность в результатах не проявляется. Необходима активная стимуляция для полу­чения продукции в эксперименте. Усвоение и удерживание инструкций страда­ет мало. Реакция на неудачу в эксперименте слабая, часто интрапунитивной

направленности. №М

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: депрессии любой этиологии, за исключением невротических депрессий.

Дифференциальная диагностика.

Необходимо разграничивать с органическим ППС.

Трудности и ошибки в диагностике. Для разграничения с органическим ППС необходимо учитывать вторичный характер нарушений функций внимания и памяти в структуре аффективного ППС, улучшение аттентивно-мнестических показателей в ответ на стимуляцию, сохранность смыслового запоминания, ка­тегориальную четкость мышления, незначительные нарушения его критичнос­ти, большую доступность использования прошлого опыта.

Формирование тестовой батареи: стандартная.

Органический патопсихологический симптомокомплекс

Органический патопсихологический симптомокомплекс характерен для широкой группы заболеваний, сопровождающихся поражением различных структур головного мозга с психотическими, интеллектуальными и личностны­ми расстройствами.

Характерные нарушения когнитивных функций включают расстройства вни­
мания и запоминания, абстрагирования, динамики мышления, качества анали-
тико-синтетических операций. <*ц

Варианты: а) ригидный; б) лабильный; в) мнестический.

Структура ППС:

Когнитивная сфера.

Восприятие: сужение объема.

Внимание: при ригидном варианте органического патопсихологического симптомокомплекса отмечается снижение объема, переключаемое™, концен­трации внимания, а также выявляется быстрое наступление истощения внима­ния. Лабильный вариант органического патопсихологического симптомокомп­лекса характеризуется снижением объема и устойчивости внимания; при мне-стическом — описанные выше нарушения внимания могут сочетаться и высту­пать в виде сужения объема, нарушения концентрации и повышенной истощаемости процессов внимания.

Память: нарушения памяти являются типичными для всех трех вариантов органического патопсихологического симптомокомплекса, и проявляются рас­стройством произвольного и непроизвольного запоминания, хранения и вос­произведения информации. Кратковременная память: низкий объем запомина­ния; ложные воспроизведения (конфабуляции), воспроизведение стимулов из предшествующих заданий. Выраженное про- или постактивное торможение следов. Иногда механическое запоминание относительно сохранно по сравне­нию со смысловым. Долгосрочная память: затруднение и мозаичность воспро­изведения, конфабуляции. При мнестическом варианте органического ППС на­рушения памяти существеннр доминируют над расстройствами процесса мыш­ления.

Мышление: возможно некоторое замедление темпа ассоциативного процес­са, его подвижности,, характерна шаблонность ассоциаций. Классическим при­знаком выступает нарушение операционной стороны мышления, проявляюще­еся заметным снижением уровня обобщения. В своих решениях пациенты опи­раются на несущественные, поверхностные признаки предметов и явлений -конкретные, ситуационные, случайные. Существенно нарушены операции аб­страгирования, анализа и синтеза, особенно при взаимодействии с незнакомым материалом. Ригидный вариант органического ППС характеризуется низким темпом, инертностью мышления, склонностью к персеверациям; стабильный вариант — лабильностью мышления, отсутствием оформленной стратегии решения задании. ‘Возможно снижение мотивационноготомтготгенТа мышления, снижетгие-его целенаправленности, разноплановость. Обязательны нарушения критичности мышления.

Воображение: выраженное снижение продуктивности, шаблонность твор­ческой продукции.

Речь: устная — нарушения грамматики, обеднение просодики, низкая смыс­ловая насыщенность, часто смысловая ригидность. Персеверации. Письменная речь: крупный, неровный почерк; нарушения грамматики, персеверации. При рисовании — макрография, дрожащий, разорванный контур, персеверация эле­ментов, конкретность.

Эмоциональная сфера. Увеличение амплитуды, малая нюансированность эмоциональных реакций. Низкий порог возникновения эмоционального отве­та. Выраженная инертность эмоциональных реакций, возможна тенденция к аффективной кумуляции. Направленность эмоционального ответа может быть адекватной. Нарушения волевого контроля над эмоциональными проявления­ми. Обеднение этических эмоций.

Мотивационно-потребностная сфера. Ослабление спонтанной мотиваци-онной активности, мотивационная истощаемость. Низкое мотивационное опос­редование, возможны нарушения целеполагания. Нарушение структуры и иерархии потребностей с резким доминированием утилитарно-гедонистичес­ких мотивов. Часто — актуализация агрессивных побуждений.

Диагностические рекомендации. Характерный ЬаЫтш может быть связан с усиленной малонюансированной мимической экспрессией (огрубленные черты лица, малодифференцированная мимика).

Часто усиление моторной ак­тивности, пантомимики. Работоспособность в эксперименте обычно низкая, выражена истощаемость, снижен темп психических процессов. Характерны отказы от выполнения относительно более сложных заданий. Обычно удается мотивировать пациента на выполнение заданий, помощь и подсказка прини­маются, но используются ограниченно, в зависимости от степени интеллекту­ального снижения. Стимуляция повышает продуктивность в эксперименте. Реакция на неудачу в эксперименте выражена, часто экстрапунитивной на­правленности.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: широкий круг «органических» заболеваний го­ловного мозга — травматического, интоксикационного, сосудистого, атрофичес-кого, опухолевого, метаболического, эндокринного, паразитарного генеза. Иног­да обнаруживается при шизофрении с длительными сроками течения, как след­ствие интенсивной проводимой в настоящий момент или как последствие дли­тельной терапии психотропными средствами; при органических расстройствах

личности.

Дифференциальная диагностика.

Необходимо дифференцировать с шизофреническим (при нарушениях ди­намики мыслительного процесса, персеверациях), аффективным (его гипоти-мическим вариантом, особенно проявляющимся выраженной непродуктив­ностью), личностно-аномальным (поскольку в рамках органического профи­ля нарушений также встречаются искажения процесса обобщения за счет

привлечения личностно-значимых признаков) патопсихологическими симпто-мокомплексами. Часты сочетания органического с вышеперечисленными ППС.

Трудности и ошибки в диагностике.

Обычно больших трудностей не возникает. Характерны диссоциация в каче­стве выполнения заданий, связанная с интеллектуальными затруднениями; яв­ные нарушения внимания и памяти, истощаемость, нарушения аффективного контроля. Необходимо соблюдать диагностическую осторожность при иссле­довании лиц с низким образовательным и культуральным уровнем, дающими в эксперименте сходный профиль.

Формирование тестовой батареи. Стандартная батарея может дополняться тестами исследования интеллекта (оптимально — тестом Векслера), позволяю­щими верифицировать «органический» профиль нарушений.

Олигофреническнй патопсихологический симптомокомплекс

Олигофренический ППС следует рассматривать как специфичный вариант органического ППС. Характерным признаком олигофренического патопсихо­логического симптомокомплекса является тотальный характер нарушения всех психических процессов. Структура ППС: Когнитивная сфера.

Восприятие: отмечается сужение объема, недостаточная дифференцирован-ность восприятия, плохо различаются сходные предметы при их узнавании (при выраженной степени нарушения).

В связи с нечеткостью восприятия для пра­вильного узнавания изображений требуется значительное количество времени. Кроме того, восприятие недостаточно активно. При рассматривании изображений отмечается поверхностное схватывание отдельных объектов, изображенных на них. Внимание: характерно недоразвитие произвольного внимания, сужение объема, плохое распределение, затрудненное переключение и истощаемость внимания. Это обуславливает трудности сосредоточения на заданиях, требую­щих умственного напряжения. При отыскивании чисел по таблицам Шульте отмечаются пропуски чисел, их «потери», увеличение времени работы с каж­дой отдельной таблицей.

Память: выявляются нарушения операционного, динамического, мотиваци-онного компонентов процесса запоминания. Механическая память более раз­вита, чем опосредованная. Однако, даже для запоминания не связанных между собой по смыслу слов требуются многие повторения, а через короткое время воспроизводится небольшое их количество. Медленно и с трудом усваивается новый материал, необходимо его неоднократное повторение, но он быстро за­бывается и использование на практике каких-либо приобретенных знаний зат-

руднено. В методике пиктограмм в связи с нарушением образования логичес­ких связей между словами и изображением слабой оказывается опосредован­ная память. Лучше запоминаются внешние признаки предметов и явлений в их случайных сочетаниях, но внутренние логические связи и отношения запоми­наются плохо, так как недостаточно понимаются.

Мышление: выявляются нарушения операционной стороны мышления по типу снижения уровня доступных обобщений; нарушение динамики мышле­ния по типу замедления протекания мыслительных операций (тугоподвижность мышления), инертности; ослабления мотивационного компонента мышления; нарушения критичности мышления. Снижение уровня доступных обобщений проявляется конкретно^ситуационным характером мышления, затруднением абстрагирования. Выделение существенных признаков, закономерных связей затруднено. Плохо усваиваются правила и общие понятия; при способности установления различия в предметах невозможным оказывается выделение су­щественных черт их сходства. При «сравнении понятий» опора идет на случай­ные, внешние признаки, а существенные игнорируются. Особые затруднения отмечаются при выполнении «классификации предметов», где формирование групп осуществляется с опорой на включенность тех или иных предметов в еди­ную конкретную ситуацию из опыта испытуемого. Невозможным оказывается абстрагирование от всех предъявляемых предметов какого-либо признака, со­гласно которому предметы, обычно входящие в различные наглядные ситуации, могли бы быть объединены в единую группу. Так, затруднено объединение в одну группу по признаку «живого — неживого». При построении «простых ана­логий» часто невозможным оказывается усвоение инструкции, выполнение заданий «случайно», по произвольному конкретному способу. «Сложные ана­логии» недоступны.

Также обнаруживается слабость регулирующей функции мышления и не­критичность суждений при непоследовательности рассуждений.

Воображение: выраженный дефект развития фантазии и воображения. В эксперименте оказываются невозможными даже составление рассказов из за­данных слов, связная передача событий из собственной жизни.

Речь: устная — дефекты произношения, косноязычие, шепелявость, плохое различение звуков, путаница близких фонем, искажения слов при произноше­нии (особенно сложных слов).

.Словарь, как пассивный, так и активный, мал. Слово часто является не понятием, а названием конкретных объектов. Речь пло­хо оформлена грамматически, фразы односложные. Письменная речь часто не сформирована.

Эмоциональная сфера. Незрелость и малая дифференцированность эмоци­ональных реакций, тонкие оттенки чувств недоступны. Высшие чувства слабо развиты. В переживании доминируют элементарные чувства, которые нередко исчерпываются удовлетворением физических потребностей. Осознавание эмо- ций ограничено. Часты как переоценка своих возможностей, некритическое отношение к ним, так и переживание чувства своей неполноценности в связи с4* отрицательным отношением со стороны других людей, обиды за свою несосто­ятельность.

Мотивационно’потргбностная сфера. Низкий уровень мотивационной ак­тивности и малое мотивационное разнообразие. Низкий уровень мотивацион-ного опосредования, слабость целеполагания. Несформированность социаль­но направленных мотивов. Дефицитарность волевой активности, высокая вну­шаемость.

Диагностические рекомендации.

Внешний облик пациентов часто отмечен дизонтогенетическими признака­ми. Характерно выраженное ослабление мимической экспрессии, гипомимия, гипопантомимия. «Угловатость» и несформированность тонких двигательных навыков. Существенное значение имеют речевые нарушения, выраженные зат­руднения при усвоении инструкций, понимания смысла заданий. Работоспособ­ность в эксперименте низкая, выражена истощаемость, существенно снижен темп психических процессов. Рабочий мотив не формируется, преобладает ве­домость. Заинтересованность в результатах мала. Необходима активная стиму­ляция для получения продукции в эксперименте. Важным диагностическим аспектом является низкая обучаемость испытуемых в эксперименте. С этой целью на протяжении всего исследования проводится обучающий эксперимент, где испытуемому предлагаются разные виды обучающей помощи: стимулиру­ющая, уточняющая, организующая и полный обучающий урок. От степени выраженности олигофренического дефекта зависит использование испытуемым вида обучающей помощи, а следовательно, и обучаемость будет различной, от небольшого снижения до полного отсутствия обучаемости.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: дифференцированные и недифференцированные формы олигофрении.

Дифференциальная диагностика.

Наиболее часто олигофренический ППС приходится дифференцировать с органическим. Основными дифференциально-диагностическими признаками при олигофреническом ППС являются тотальный характер нарушения всех ком­понентов мышления, процессов анализа и синтеза (при органическом ППС на­рушения мышления носят мозаичный характер, и в большей степени страдают процессы внимания, памяти и работоспособность в целом); различия отмеча­ются также в способности использования и объеме прошлого опыта, а также в структуре нарушений эмоциональности.

Трудности и ошибки в диагностике. Затруднительна дифференциация лег­ких форм олигофрении и пограничного уровня умственного развития. В этих случаях следует учитывать степень нарушения процессов мышления и крите-

рий обучаемости, раскрывающий возможности «зоны ближайшего развития», если таковая имеется.

Формирование тестовой батареи. Стандартная тестовая батарея, с введе­нием в методики всех уровней обучающего эксперимента.

Эпилептический патопсихологический симптомокомплекс

Данный симптомокомплекс также следует рассматривать как специфичный вариант органического ППС, наиболее часто встречающийся при эпилепсии как нервно-психического заболевания, реже при аномалиях личности.

Характерными признаками эпилептического патопсихологического симпто-мокомплекса являются низкая переключаемость, инертность психических про­цессов, склонность к детализации в восприятии и мышлении, специфические изменения эмоций и мотивации.

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие: детализирующий характер восприятия. Испытуемый подробно описывает мельчайшие детали, затрудняясь в выделении целого.

Внимание: наблюдается сужение объема и низкая переключаемость процес­са, истощаемость внимания отсутствует. Наряду с этим, отмечается повышен­ная сосредоточенность на эмоционально-значимых объектах.

Память: нарушения операционного, динамического и, менее, — мотивацион-ного компонентов процесса запоминания. В легких случаях обнаруживаются нарушения произвольной репродукции (концентрация внимания на удержании в памяти какого-либо слова приводит к ухудшению способности произвольной репродукции).

Смысловая память страдает в меньшей степени, чем механичес­кое запоминание. Долговременная память нарушается мало.

Мышление: снижение темпа ассоциативного процесса, шаблонность ассо-. циаций. Снижение уровня обобщения, склонность актуализировать в качестве опорных при обобщении конкретные ситуационные и личностно-значимые признаки. Характерный стиль выполнения мыслительной задачи — функциональ­но-эгоцентрический. Выраженные нарушения динамики — инертность мышле­ния, склонность к детализации и персеверациям. Нарушение критичности мыш­ления, выраженный эгоцентризм суждений. Иногда отмечается специфическое резонерство, возникающее по бытовым, личностно-значимым основаниями, часто имеющее оттенок морализации, не сопровождающееся нарушением це­ленаправленности суждений.

Воображение: использование клише.

Речь: устная — изменения темпа, часто логорея или олигофазия, использова­ние в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов (слащавость), своеобра­зие речевой стилистики (патетический, официальный стиль).

Письменная речь

— аккуратность, педантичность, каллиграфический характер почерка, шаблон­ные фразы и персеверации.

Эмоциональная сфера. Отмечается увеличение амплитуды и снижение под­вижности эмоциональных реакций. Выражена склонность к кумуляции аффек­та, что в сочетании с нарушением волевого контроля над негативными эмоци­ями может проявляться в периодических брутальных эмоциональных разряд­ках. Диссоциация между демонстрируемой доброжелательностью, угодливос­тью и внутренней фиксацией на негативных эмоциональных аспектах. Типично переживание чувства обиды и злопамятность по отношению к конкретным фрустрирующим лицам/обстоятельствам, а также переживание чувства ревно­сти. Возможны длящиеся дисфорические состояния.

Мотивационно-потребностная сфера. Во всех случаях обнаруживаются специфические нарушения мотивации. Спонтанный уровень мотивационной активности высокий. Отмечается преобладание эгоцентрических, в случае вы­раженных личностных изменений — утилитарно-гедонистических мотивов. На­блюдается поведенческая диссоциация — пациенты демонстрируют преимуще­ственно альтруистические, просоциальные основания своего поведения. Уси­лены агрессивные и сексуальные побуждения. В поведении проявляется склон­ность к порядку и аккуратности.

Диагностические рекомендации.

Можно отметить замедленность в движениях, мимическую бедность. Харак­терен низкий или невысокий темп работы в эксперименте, что часто существен­но удлиняет исследование. Мотив участия в исследовании часто оформляется как стремление соответствовать ожиданиям экспериментатора. Работоспособ­ность в эксперименте варьирует, истощаемость отсутствует. Помощь и подсказ­ка принимаются, но используются ограниченно, в зависимости от степени ин­теллектуального снижения. Испытуемые часто высказывают благодарность за исследование.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: генуинная и симптоматическая эпилепсия, орга­нические заболевания головного мозга, последствия черепно-мозговой травмы, органические расстройства личности, «эпилептоидная» психопатия (в МКБ-10 поглощена компульсивным личностным расстройством).

Дифференциальная диагностика.

Проводится преимущественно с органическим патопсихологическим сим-птомокомплексом. Определяющими признаками являются выраженная инерт­ность психических процессов, наклонность к детализации в восприятии и мыш­лении, своеобразие изменений эмоциональной и мотивационной сфер.

Трудности и ошибки в диагностике. Обычно диагностика затруднений не вызывает.

Формирование тестовой батареи. Стандартная тестовая батарея.

Личностно-аномальный патопсихологический симптомокомплекс

Понятие аномалий личности в отечественной психиатрии соответствует тер­мину «психопатии» /личностные расстройства в МКБ-10/. К психопатиям при­ближаются акцентуации характера как крайние проявления нормы, в ряде слу­чаев сопровождающиеся явными проявлениями декомпенсации, способству­ющие проявлению психических заболеваний, своеобразию формирования лич­ности, а также социально-психологических проблем, возникающих у субъекта в связи с воспитанием, образованием, соблюдением законов, семейными отно­шениями и профессиональным ростом.

Патопсихологические эквиваленты нарушений психической деятельности выявляются при исследовании когнитивных, эмоциональных, мотивационньгх характеристик психопатических личностей полярных вариантов — возбудимого (диссоциальное личностное расстройство, в первую очередь) и торпидного ти­пов (депрессивное, компульсивное личностное расстройство и др.).

Варианты: а) возбудимый; б) торпидный.

Более заметно познавательная деятельность нарушается у пациентов, стра­дающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким интеллекту­альным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.

4.7.1. Возбудимый вариант личностно-аномалъного патопсихологическо­го симптомокомплекса

Структура ППС:

Когнитивная сфера.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают или их нарушения не связаны со структурой синдрома.

Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны значительные колебания продуктивности (импульсивность в работе, внезапные отказы), нарушение, обобщения по типу актуализации не­существенных, личностно-значимых признаков, возможная проекция (главным образом, агрессивная) в ассоциативном эксперименте, «Пиктограмме»; нару­шение критичности. Высокая аффективная обусловленность мышления.

Воображение. Возможная проекция установок (например, агрессивных, садистических).

Достаточная реалистичность воображения, может быть повы­шена его оригинальность.

Речь. Обычно достаточно хорошо интонированная, часто сопровождающа­яся активной мимикой и жестикуляцией. Нередко использование в устной речи ненормативных, жаргонных слов.

Эмоциональная сфера Увеличение амплитуды и подвижности эмоциональ­ных реакций, возможна яркая эмоциональная экспрессия. Снижение порога, возникновения эмоционального ответа. Эксплозивность, склонность к эмоцио­нальному «самовзвинчиванию». Выраженная нестабильность аффективного фона, нарушение или снижение волевого контроля над эмоциями, ослабление этического контроля.

Мотивационно-потребностная сфера: отмечается деформация мотиваци-онной сферы с доминированием примитивных (агрессивных, утилитарно-гедо­нистических и т.д.) мотивов, слабость звучания альтруистических мотивов. Ха­рактерны нестабильность и завышение уровня притязаний, неадекватное повы­шение и неустойчивость самооценки. Диагностические рекомендации.

Заострение свойств личности можно отметить при беседе, изучении анам­неза, экспериментальном исследовании различными личностными опросника­ми и проективными тестами (значительное повышение (понижение) бальных оценок по тем или иным шкалам, типам реакций и т.п.).

Нестабильный, завы­шенный уровень притязаний, завышенная самооценка выявляется в клинико-психологической беседе, в ходе экспериментального исследования (подчерки­вание своей правоты, своих положительных качеств и достоинств в процессе беседы, неадекватная личностная экстрапунитивная реакция на критику при исследовании познавательной деятельности и т.п.).

Повышенную конфликтность в межперсональных отношениях можно наблюдать и в ситуации эксперимента (нарушение дистанции, провокационные вопросы и высказывания испытуемо­го и т.п.).

Возможно проецирование интерперсональных конфликтов в тестах «пиктограмм», «рассказ по картинке», «рассказ по серии картинок» и т.п. На­рушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интен­сивности и длительности реакций, трудности их переключения, что может отме­чаться при беседе и экспериментальном исследовании (например, шоковые реакции на эмоционально значимые понятия в ассоциативном эксперименте, методике «пиктограмм». Выраженная аффективная обусловленность мышле­ния проявляется в колебаниях продуктивности, качества выполнения по прин­ципу интересности-неинтересности, успешности-неуспешности. Импульсив­ность в работе, нарушения волевого контроля особенно заметны при предъяв­лении достаточно длинной серии однотипных заданий («Выделение существен­ных признаков», «Исключение» и т.п.).

Часто отмечается формирование оппо-зиционно-негативистических или других искажающих установок в эксперимен­те. При общей сохранности категориального строя и операций мышления в ряде случаев возможны неадекватные решения, связанные с искажением обобще­ния по типу актуализации второстепенных, личностно-значимых признаков, при этом значимость избранного варианта часто подчеркивается испытуемым («Я так считаю»).

Психические расстройства, при которых встречается возбудимый вариант * личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса: расстрой­ства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личнос­ти при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.

Дифференциальная диагностика, формирование тестовой батареи — см. в п. 4.7.2.

4.7.2 Торпидный вариант личностно-аномального

патопсихологического симптомокомплекса

Структура:

Когнитивная. сфера.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают.

Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны колебания продуктивности, нарушение обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков, возмож­ная проекция (главным образом, внутренних конфликтов) в ассоциативном эк­сперименте, методике «пиктограмм», заданиях «рассказ по картинке», и т.п.

Воображение. Продуктивность варьирует. Значимость оценки эксперимен­татора высокая. Достаточная реалистичность воображения, возможно повыше­ние его оригинальности.

Эмоциональная сфера. Повышенный уровень тревожности. Сниженный порог возникновения эмоционального ответа. Реакция на внешние раздражи­тели (в том числе, на замечания экспериментатора) адекватна по направленно­сти, неадекватно повышена по силе. «Застреваемость».

Мотивационно-потребностная сфера. Направленность мотива деятельно­сти на избегание неуспеха. Система ценностей — дополняющая, неустойчивая, низкая самооценка. Произвольная волевая регуляция деятельности слабая. В организации познавательных процессов большая роль отводится эмоциональ­ной вовлеченности, чувству безопасности в ситуации эксперимента. Диагностические рекомендации.

Заострение свойств личности подразумевает выделение основного радика­ла, характерологических особенностей, определяющих стиль восприятия и ми­роощущения. Они влияют на степень адаптации в социуме и самооценку. В силу неуверенности и тревожности она будет характеризоваться неустойчивостью и тенденцией к снижению. У таких людей чаще преобладает дополняющая систе­ма ценностей, что указывает на превалирование вытеснения как механизма за­щиты. Мотив будет направлен на избегание неуспеха, подкрепление своих отве­тов. Реакция на критику преимущественно интрапунитивная. Стимулом для работы здесь является похвала и одобрение, критика усиливает тревожность и снижает результаты. Первостепенным является внутренний характер конфлик­та, который порождает внешние противоречия. Что касается познавательных процессов, то сохранность основных компонентов мышления, памяти, внима-_______________________

У» кг>Г1<^аш[>Л^'<*-ттггпхпт® интеллектуальной базой. При сниженных интел­лектуальных показателях внимание селективно, отмечается значительная вра-батываемость, что влияет на мнестические показатели (кривая запоминания но­сит нарастающий или зигзагообразный характер).

При общей способности опе­рировать категориями, проводить анализ и синтез, возможны искажения обоб­щения по личностно-значимым и второстепенным признакам, формирование суждений на основе конкретно-ситуационных связей.

Психические расстройства, при которых встречается торпидный вариант лич-ностно-аномального симптомокомплекса: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности (психопатоподобные состо­яния) при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.

Дифференциальная диагностика.

Оба йяриянтяпичнпстро-яномядкнпгр ППГ необходимо дифференцировать с шизофреническим патопсихологическим симптомокомпдексом, обращая внимаТГйе~нХХар11ктер актуализируемых при обобщении несущественных при­знаков (личностно-значимые или латентные), а также вид нарушения мотиваци-онной активности. ~»

Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубо­ких нарушениях операций мышления, когда клинически решается задача отгра­ничения психопатоподобных нарушений при шизофрении от собственно пси­хопатии. В случае наличия нарушений внимания, памяти и мышления по орга­ническому типу необходимо дифференцировать описываемый патопсихологи­ческий симптомокомплекс от органического. Решающим будет являться выра­женность личностной и аффективной обусловленности мышления.

Формирование тестовой батареи. Рекомендуется включение в стандарт­ную тестовую батарею психодиагностических методик, направленных на изу­чение мотивов, установок, самооценки, уровня притязаний, типа акцентуации и т.п., то есть проводить развернутое исследование личности для верификации ус­тановления личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса.