Конспект №10 «Педагогическая помощь и психологическая коррекция поведения детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере»

План:

  1. Нарушение эмоционально – волевой сферы
  2. Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы
  3. Психологическая коррекция характерологических деформаций детей
  4. Коррекционная программа для родителей, имеющих детей с ЗПР
  5. Задачи психолого – педагогической поддержки эмоционально неблагополучных детей

1.Нарушения эмоционально-волевой сферы.

Некогда считалось, что у таких детей имеются те или иные нарушения поведения, но общее и интеллектуальное развитие относительно не нарушено. И все же такие дети отличаются необычными, агрессивными и даже для них самих разрушительными формами поведения и реакциями. Насколько подобные особенности поведения и реакций коренятся в своеобразном виде переживаний, до сих пор остается неясным. Часто приходится давать положительную оценку той точке зрения, что нарушения эмоциональных реакций и поведения связаны с окружающим миром и являются следствием травмировавшей их в самом раннем детстве ситуации. Такое соображение имеет полезную для общества и терапевтов установку, поскольку легче воздействовать на окружающий ребенка мир, чем изменить его конституцию.

Все формы нарушений развития в виде подпороговых нарушений могут являться основой своеобразной ранимости и особого типа реакций у детей с нарушениями поведения. Но еще более специфическое влияние на предрасположенность ребенка к эмоциональным нарушениям или на его плохую адаптацию может оказывать иной фактор.

Случается так, что человек воспринимает свое тело и органы тела как нечто мешающее ему, ограничивающее его, т.е. как своего рода барьер между ним и миром. Сам он будет воспринимать окружающих спокойно, но может быть очень обидчив и подвержен агрессивным чувствам, поскольку он не доволен, скорее, самим собой, а не другими людьми. Человек может чувствовать себя в опасности, ощущая незащищенность тела и дискомфорт; он постоянно будет бояться, что окружающие навредят ему. У таких людей бывает чувство, словно они изранены и беззащитны. Не только реальная близость другого человека, но и слова буквально ранят их. Такие люди легко травмируются, они сверхчувствительны и постоянно раздражены.

Особенно легко оба упомянутых типа выявляются у детей. Сверхчувствительный ребенок неадекватно реагирует на изменение своего окружения. Если он начинает ходить в другую школу или оказывается в незнакомом месте, он замыкается в себе, чувствует себя взволнованным и несчастным; пройдет много времени, прежде чем ребенок освоится с новой ситуацией и почувствует себя хорошо.

5 стр., 2163 слов

Исследование эмоциональной и волевой сферы

... в соответствие с условиями ситуации. 2. Исследование волевой сферы 2.1 Тест ВСК Цель: Методика ВСК направлена на изучение волевых качеств индивида. Предназначена для обобщённой ... тревожность умеренная , испытуемому свойственна психоэмоциональная устойчивость, умение быстро выстраивать нужную линию поведения, способность быстро действовать, также в состоянии адекватно оценивать ситуацию, какой бы ...

Если ребенок продолжительное время остается в одном и том же окружении, и ему нет необходимости встречаться с чужими людьми, то постепенно он может адаптироваться и добиться хороших результатов.

Совершенно по-другому ведут себя дети иного типа. Они, судя по всему, чувствуют облегчение, попадая на новое место; кажется, что они почти счастливы, быстро приспосабливаются к новой среде, работают вместе с другими и в большинстве своем всегда готовы прийти на помощь. Но через некоторое время, ближе познакомившись со своим новым окружением и привыкнув к нему, они ощущают, как вещи теряют свою новизну и перестают их интересовать. Ребенок замечает, что, несмотря на новое окружение, его внутренние проблемы и состояние остались с ним, но именно это ему тяжело переносить и сознавать.

Чем дольше такие дети остаются на одном и том же месте, тем труднее находить с ними общий язык. Их поведение очень скоро оказывается принципиально ошибочным. Действительно, это поведение может быть следствием того, что ребенок ощущает себя пленником своего тела, прикованным к себе самому. Из этой негативной и нередко саморазрушительной ситуации он сможет найти выход лишь тогда, когда в достаточной мере почувствует любовь к себе окружающих людей, когда ему удастся преодолеть себя с помощью нового окружения. Напротив, сверхчувствительный ребенок будет считать, что ему предъявляются чрезмерные требования. От такого ребенка выбудете постоянно слышать: «Я не могу»

Нередко эти дети бывают одаренными, что особенно очевидно проявляется в их артистичности; они удивительным образом привлекают к себе внимание, что объясняется их сверхчувствительной конституцией. Эти дети могут управлять ситуацией по своему желанию, поскольку их необыкновенная чувствительность позволяет им предвидеть и предугадывать намерения других людей. Такие дети проявляют истинное мастерство в том, например, чтобы столкнуть взрослых друг с другом. Но поступают они таким образом не вследствие своей злости, а именно потому, что очень тонко чувствуют подпороговый уровень взаимоотношений между людьми.

Образно выражаясь, тело ребенка очень слабо по сравнению с силой порывов, желаний и чувств, с которыми ему необходимо справиться. Вследствие этого, сопротивляясь, тело, в конце концов, не выдерживает напора импульсов, которые возникают в душе и которые человек и органы его тела не способны интегрировать. У детей, имеющих такую предрасположенность, в любую минуту могут обнаружиться самые различные симптомы острых заболеваний, включая эпилепсеобразные судороги. Было бы ошибочно думать, что дети симулируют. Скорее всего, эти симптомы проявляются в виде чувств, получивших власть над органическими функциями.

О редко встречающихся крайних формах патологического состояния мы упоминаем здесь для того, чтобы обратить ваше внимание на влияния, связанные с конституцией ребенка и наблюдающиеся у детей эмоциональные нарушения, а также для того, чтобы охарактеризовать симптомы, проявляющиеся в подобном случае. Таким детям нужно помогать любым способом. Например, детей целенаправленно можно воспитывать и лечить таким образом, чтобы у них устанавливалось ритмически гибкое соотношение между страстными желаниями и эмоциями с одной стороны и физическим телом — с другой. Очень простое, но очень эффективное решение этой проблемы — предложить детям выполнять такие разнообразные действия, как письмо, ходьба, подъем вверх и вниз по лестнице сначала медленно, а затем все быстрее и, в конце концов, — в очень быстром темпе; по достижении максимального темпа движения постепенно надо замедлять до исходного, медленного темпа. Если эти упражнения повторять, ребенок неосознанно вновь сможет достигнуть состояния упорядоченного, ритмического равновесия между душой и телом.

6 стр., 2785 слов

Комплекс упражнений первого блока

... данной проблемы. Одним из таких решений является организация сопровождения данной категории детей методами двигательной коррекции. Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены, в основном, на ... при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки, ноги. Упражнение усложняется за счет перекрестных растяжек. При этом одновременно ...

Этим детям необходимо постоянно чувствовать зрелость, волю, сострадание и тепло близких. Особенно негативную роль может сыграть оценка крайне выраженных симптомов как симуляции. Взрослый человек должен учиться воспринимать их как реальность, поскольку ребенок по-настоящему страдает, даже если эти симптомы имеют не органический, а эмоциональный характер.

Удивительно то, что именно врачу бывает трудно оценить истерию как заболевание, а не как симуляцию. Даже в случае, когда йог ходит по раскаленным углям босой, речь идет о взаимодействии психологических и физиологических факторов, сходных с истерией. Ни угли, ни сам факт, что кто-то идет по ним, — не фантазия.

Другой упомянутый тип конституции человека, обусловленный определенными задатками, характеризуется тем, что ребенок воспринимает себя пленником своего физического тела, запертым в неволе. Здесь помочь уже значительно труднее. В крайнем своем проявлении дети с такой конституцией подвержены эпилептическим припадкам, в которых можно увидеть как бы попытку силой освободиться из заключения в своем собственном теле, из заключения, являющегося следствием патологической предрасположенности.

Во время сна эти судороги прекращаются и наступает состояние заметного облегчения и освобождения, но, как правило, ненадолго. Серьезной проблемой таких детей является их агрессивность, направленная, собственно говоря, не против других, а против ощущения себя пленником собственного тела.

Если мы будем знать, что агрессивность детей обусловлена органическими причинами, то с некоторыми из них можно открыто обсуждать эту проблему. Хотя положение таких детей определяется их конституцией, они должны учиться вести себя так, чтобы осознавать свою ответственность. Важнейший принцип нравственного воспитания детей — порицание не самого ребенка, а только его действий, и то лишь в том случае, когда ребенок чувствует себя в безопасности, окруженный нашим теплом и симпатией.

Разработаны терапевтические упражнения, призванные облегчить ребенку груз его предрасположенности. Обучению ориентации ребенка в пространстве могут помочь многочисленные упражнения на равновесие, прыжки с трамплина, гимнастические и иные упражнения.

Если у детей нарушен водный баланс, например, из-за рвоты во время приступов или если у них есть предрасположенность к судорогам вследствие обильной еды и обильного питья, то благотворное действие на них окажут плавание и упражнения в воде. Если затруднения детей в большей мере связаны с системой воздухо- или теплообмена организма, то показаны другие упражнения.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной ... на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса. 3. Сдерживать ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, ...

Оба противоположных типа патологической предрасположенности — повышенная чувствительность и ощущение заключенности в собственном теле — часто можно распознать по кистям рук: у детей с повышенной чувствительностью, предрасположенных к истерии, ладонь и кончики пальцев образуют собой доминирующую часть кисти и, так сказать, оттесняют на второй план тыльную сторону кисти. Руки, по большей части, влажные, потные. Кончики пальцев длиннее, чем ногти, которые нередко бывают обкусанными, мягкими и короткими.

У детей, относящихся к другому типу, доминирует дорсальная часть кисти. Она, в общем, бывает крепче и жестче, ногти слегка изгибаются над кончиками пальцев. Кисть руки вряд ли бывает влажной и в меньшей степени открыта.

Кисть руки, разумеется, несет в себе очень интересную информацию, но это всего лишь одно из проявлений типа общей конституции. Если правильно чувствовать конституциональные типы (этому можно научиться), то сможете легко различать их в детях. Мягкий, открытый, цветущий, многообещающий, истерический, сверхчувствительный ребенок с детски мягким выражением глаз является полной противоположностью грубоватого, неповоротливого, замкнутого, «заключенного» в своем теле эпилептоидного ребенка с разочарованием в глазах.

При крайне резких проявлениях обоих описанных конституциональных типов дети бывают легко ранимыми, а на фоне неблагоприятного своего окружения у ребенка может появиться чувство полной несостоятельности. Эти патологические состояния могут вызывать у ребенка и эмоциональные нарушения, особенно, как мы уже говорили, при неблагоприятных воздействиях со стороны окружающего его мира. Поэтому всегда необходимо пытаться понять, связана ли плохая адаптация ребенка с окружающим его миром или она является следствием конституциональной патологии либо еще более глубокой слабости.

Если ребенок испытывает определенные затруднения в эмоционально-волевой сфере и плохо адаптируется, то наряду с проведением соответствующих мероприятий необходимо позаботиться о его окружении. На долгие годы ребенка необходимо окружить симпатией и человеческим теплом, не рассчитывая при этом, что он непременно ответит на ваши чувства.

Кажется, будто дети, имеющие нарушения в эмоциональной сфере, вынуждены отрекаться от самих себя и вредить людям; которые их любят. Такое поведение можно объяснить травмирующими переживаниями раннего детства.

Вряд ли ребенок, имеющий серьезные нарушения эмоционального характера, сможет полностью от них избавиться на этапе взросления. Но если в течение продолжительного времени демонстрировать ему свою симпатию и расположение, особенно в сложный период созревания и в первые годы его взросления, то, в конце концов, ребенок все же сможет адаптироваться и в нем установится относительная гармония. Очевидно, суть проблемы детей с эмоциональными нарушениями и нарушениями поведения заключается в том, что они не учатся любить людей и поэтому не могут брать на себя ответственность за других.

Способность любить, вероятно, зарождается в переживаниях очень раннего детства. Мы уже отмечали, что развитие волевых импульсов и личностное восприятие нравственности связаны с ранними детскими переживаниями. Вряд ли поправимы упущения и ошибки, совершенные нами на этом этапе развития; вряд ли можно будет залечить раны, нанесенные ребенку в это время.

7 стр., 3405 слов

Тематика практических занятий

... Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. – №20. – 15/09/04. // http://topos.ru/article/2752 Практическое занятие № 3 художественная структура романа а. С. Пушкина “евгений онегин” (2 часа) ... нашего времени” М. Ю. Лермонтова // Зарубіжна література. – 2002. – № 12. – С. 12. Практическое занятие № 6 художественное мастерство н. В. Гоголя-реалиста в “петербургских повестях” (2 часа) ...

Юноша начинает чувствовать, что его отец, вероятно, все же не тот человек, который может внушать к себе глубокое уважение, что он, по сути дела, совсем не заслужил того, чтобы быть отцом такого сына. Но в то же время юноша замечает, что стиль поведения отца и отношение ребенка к нему только и дают отцу возможность развивать такие качества. Ребенок замечает, что манера обращения с другими людьми — вещь жизненно важная. Подобный опыт ребенок приобретает лишь в том случае, если встретит человека, который нуждается в нем и которому он сможет оказать помощь при стечении благоприятных обстоятельств. Такая ситуация обычно возникает во взаимоотношениях между старшими и младшими детьми, между ребенком и слабым, пожилым человеком, между юношей и девушкой, но особенно — между здоровым и больным или подвижным и неповоротливым ребенком. У ребенка с нарушениями поведения очень часто появляется желание помогать, пользоваться успехом, иметь возможность что-то дать, чувствовать себя героем. Если такой ребенок попадает в спецшколу, где учатся исключительно дети с нарушениями поведения, то среди таких детей он почти не сможет реализоваться и пережить связанное с этим состояние. Свои положительные намерения он сможет проявить лишь в том, чтобы никогда не выдать другого, не драться, не воровать, не превосходить других в каких-либо проделках.

Следует отметить, что часто состояние юношей с тяжелыми нарушениями поведения существенно улучшается, как только они оказываются в психиатрических лечебницах для взрослых, хотя прежде в любых других условиях, они бывали неуправляемы. По-видимому, этот факт связан с возможностью помогать слабым, пожилым больным, тем более, что в клинике часто не хватает обслуживающего персонала. Впервые за всю жизнь подросток чувствует, что в нем кто-то действительно нуждается.

2.Психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы

Любое отклонение от нормы в развитии предполагает на­рушение не только отдельной функции. Полноценность ре­бенка снижается во всех его жизненных проявлениях, в том числе и в эмоциональной сфере, которая определяет содер­жание мотивов деятельности и тем самым регулирует его по­ведение (К.С. Лебединская).

ЗПР характеризуется глубокими изменениями в струк­туре и качественных характеристиках эмоциональных ре­акций и состояний ребенка, что предполагает включение в систему коррекционной работы программы занятий по оп­тимизации изменений его эмоциональной сферы.

Структура коррекционной программы включает в себя:

  1. первичное диагностическое обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей;
  2. направленное коррекционное воздействие с целью оп­тимизации нарушенных эмоциональных реакций и состоя­ний детей;
  3. рекомендации родителям по осуществлению коррекционно-воспитательных воздействий на детей;
  4. заключительное психодиагностическое обследование для определения эффекта коррекционного воздействия.

Психодиагностическое исследование включает описанные в предшествующей части книги методы исследования, вы­бираемые в зависимости от конкретной цели коррекционной работы.

Для определения результативности коррекционного воздей­ствия психодиагностическое обследование необходимо осуще­ствлять непосредственно до и после проведения программы.

Содержание коррекционного воздействия. Оно включает в себя индивидуальные и групповые формы работы с целью коррекции эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оп­тимизацию межличностного взаимодействия. Программа включает в себя 8 занятий. Время одного занятия 25—35 ми­нут. Программа рассчитана на детей младшего школьного и младшего подросткового возраста.

Если занятие проводится в группе, то группа должна быть однородна по возрасту, число участников группы б—8 че­ловек.

Занятие 1. Как видит себя ребенок в окружающем мире.

Цель: дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое пони­мание себя в окружающем его мире.

Стимульный материал: цветные карандаши, фломасте­ры, большие листы ватмана, маленькие призы. Порядок проведения. Детям предлагается выбрать образ сказочного героя, с которым бы они могли себя сравнить, или представить себя сказочным героем, который им больше все­го нравится.

Затем каждому ребенку дают возможность объяснить, почему он выбрал именно этого сказочного персонажа и что в нем больше всего привлекает.

После этого каждому ребенку предлагается нарисовать свой образ сказочного персонажа на карточке и потом эту кар­точку приколоть к одежде. С детьми договариваются, что при общении с другими людьми они будут вести себя как их герой.

В заключительной части детям предлагается объяснить, что именно привлекало их в манере общения того или иного сказочного персонажа.

Занятие 2. Умею ли я слушать другого человека.

Цель: формирование положительных эмоциональных ре­акций ребенка в отношениях с другими людьми.

Стимульный материал: музыкальные фрагменты с запи­сями спокойной и агрессивной музыки. Порядок проведения. Детям рассказывается сказка о том, как жили-были в одной стране разные сказочные герои (те герои, которых выбрали сами дети), а потом каждому ребен­ку дается возможность рассказать, как жили, что делали, как общались между собой сказочные герои. После этого специа­лист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения ска­зочных героев. Затем, включая благозвучную и спокойную музыку, он воспроизводит позитивные формы общения. По­сле этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также одобрить положительное эмоциональное реагирование детей.

Занятие 3. Хочу сказать приятное другому человеку.

Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.

Порядок проведения. Задание состоит в том, чтобы ска­зочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а потом и себя. По ходу выполнения за­дания психолог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хва­лили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.

В заключение психолог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей.

Занятие 4. Роли, которые играют люди.

Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.

Стимульный материал: разные атрибуты — шапочка док­тора, указка учителя, кисточка художника и т. д. Порядок проведения. Детям предлагается сначала опреде­лить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяс­нить, как изменилось их эмоциональное состояние и пове­дение.

Вторая часть занятия включает в себя моделирование си­туаций, в которых сказочные герои действуют как профес­сионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменились их эмоциональное состояние и поведение.

Занятие 5. Где мне сесть?

Цель: сформировать у детей представления о зависимости эмоциональных реакций от ситуаций общения.

Порядок проведения. На открытом пространстве детям предлагается приблизиться друг к другу на максимально удобное для общения расстояние. Психолог следит за тем, как дети осуществляют этот процесс, и затем просит их объ­яснить, почему они выбрали такое расстояние. После этого он предлагает детям удалиться друг от друга и общаться с этого расстояния, а потом объяснить, что они при этом ис­пытывают и что изменилось. Выбрав наиболее комфортное пространственное размещение, дети должны объяснить, ка­кое эмоциональное состояние они испытывают на различных дистанциях общения.

Занятие 6.

Цель: создать возможности, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.

Стимульный материал: изображения человеческих лиц.

Порядок проведения. Психолог показывает детям изобра­жения разных людей и просит отметить те, которые им более всего понравились. Затем выбирает те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Де­ти описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.

В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не все то золото, что блестит». В резуль­тате занятия психолог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя привлекательность, но и внутренние дос­тоинства человека позволяют нам признать его красоту.

Занятие 7.

Цель: формирование у детей умений и навыков некон­фликтных реакций.

Порядок проведения. В ходе занятия разыгрываются си­туации, в которых сказочные персонажи должны участво­вать в решении спорных вопросов и проблем. Сначала сказочным персонажам предлагают самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем психолог предлагает решение этих про­блем с использованием приемов неконфликтного реагиро­вания.

В заключение занятия детей просят объяснить, какие спо­собы реагирования привели к положительному решению си­туации и почему.

Занятие 8.

Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.

Порядок проведения. В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем его дети выбирают сами. Затем психолог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в ито­ге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызы­вать радостные чувства и у того человека, который ее оказы­вает.

3. Психологическая коррекция характерологических деформаций детей

В структуре характерологических особенностей детей с ЗПР часто отмечаются деформационные изменения. В этой связи следует включить в программу коррекционной рабо­ты следующие методы:

Метод коррекции нарушений характера.

При использовании данного метода важно соблюдение сле­дующих условий:

1) урегулировать питание и сон, пребывание на свежем воз­духе, чередование физической активности и отдыха;

2) крайне целесообразны физические нагрузки (естествен­ные движения, игры, пешеходные экскурсии, спорт).

Метод фиктивной, мнимой коррекции особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируют­ся (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребенка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода) (эффект плацебо), то он будет совершенно здоров.

Метод коррекции заострения отдельных характероло­гических особенностей. (Метод построен на стратегии про­фессора П.Г. Вельского.)

В состав метода входят следующие основные направления:

  1. дружественная и эмоциональная связь психолога с ре­бенком вызывает его желание подчиниться требуемому режиму деятельности;
  2. катарсис — очищение психики ребенка от предшество­вавших переживаний путем «эмоциональных» бесед с пси­хологом;
  3. постепенный перевод эмоциональной энергии, освобо­дившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:
  4. перевод одной эмоции на смежную с ней, близкую по природе другую эмоцию, например азарта — в спорт, фи­зического мазохизма — в психический, т. е. перевод поэзии грусти нарциссизма (самовыставления, самолюбования) — в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле и т. п.;
  5. изменение целевой установки данных эмоций (напри­мер, целесообразен перевод хаотической стихийной агрес­сивности в агрессивность по отношению к объективным со­ циально враждебным феноменам), поручение ответственных заданий;
  6. постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с психологом и полное направление психической энергии на ближайшее окружение.

Представленная схема проведения коррекционных меро­приятий с детьми может рассматриваться как система ори­ентиров, которая будет наполнена конкретным содержанием в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Все перечисленные в главе программы могут быть вклю­чены в работу профильных учреждений (образовательных и медицинских), занимающихся проблемами детей с ЗПР.

Участие родителей обеспечивает эффективность стратегии и тактики коррекционной работы.

4.Коррекционная программа для родителей, имеющих детей с зпр

Исходный уровень

Социальная апатия; раздражительность; аутизм; аг­рессивность; нет навыка сотрудничества в рамках совместной программы, отсутствует готовность к та­кому сотрудничеству; демонстрация девиантного по­ведения; высокая эмоциональная нестабильность; конфликтность и т. п.

Требуемое: психологиче­ские и соци­ально-педаго­гические ожи­дания

Стабилизация эмоциональных реакций и состояний, формирование адекватности эмоционального реаги­рования, развитие бесконфликтных способов реаги­рования, расширение диапазона и качества положи­тельных эмоциональных реакций, активизация пози­тивного опыта в использовании продуктивных эмоцио­нальных реакций

Подход

Индивидуально-дифференцированный, гуманный, личностно-ориентированный

Коррекционная программа

Содер­жание

Снижение уровня личностной и ситуативной тревож­ности детей, агрессивности и фрустрированности ре­акций, активизация положительного эмоционального опыта в системе межличностных отношений, развитие эмпатических реакций

Форма

Индивидуальные и групповые формы коррекционной работы; демонстрация позитивных образцов поведе­ния; созерцание положительных образцов и др.

Сред­ства

Игры, тренинг, беседы и т. п.

Стиль

В зависимости от участника взаимодействия

5.Задачи психолого – педагогической поддержки эмоционально неблагополучных детей

Эмоциональное благополучие — энергетическая база и мощный стимулятор жизнедеятельности маленького человека. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к примитивным и шаблонным формам как интеллектуальной деятельности, так и поведения. Кроме того, это — сигнал о застойных явлениях дезадаптации ребёнка со средой.

Так, улучшение/ухудшение эмоциональных показателей — один из ярких критериев успешности применяемых педагогических технологий, стиля общения, режима жизнедеятельности в школе и т.д. Во-вторых, выявленная эмоциональная ситуация служит источником целеполагания: помогает определить новые и скорректировать текущие задачи психолого-педагогической поддержки детей. В комплексе этих задач назовем основные:

1. Медицинская помощь. В отношении детей с хроническим тревожным, отрицательным настроением делается запрос-заявка школьному врачу на реабилитацию психосоматического здоровья.

2. Психокоррекционная помощь. Учитель делает заявку школьному психологу на психокоррекцию настроения учащихся. Психологическая наука и практика в настоящее время располагает значительным арсеналом психотренинговых технологий в данной области: телесно-ориентированная терапия, арттерапия, музыкальная терапия, групповая психотерапия и т.д.

3. Изменение педагогических аспектов работы с детьми:

— переориентация стиля педагогического общения в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью, гуманистическим отношением к личности школьника;

  • овладение техникой эмоционально-выразительного и тактичного проявление отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроении самого учителя;
  • устранение причин эмоционального дискомфорта на уроке, в школе (совершенствование или смена технологии обучения, опроса, оценивания; изменение режима работы школьников и т.д.);
  • гуманизация отношений между детьми в классе;
  • насыщение учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимулами: игрой, соревнованием, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности; богатым иллюстрированием; образностью изложения; положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.

Литература:

  1. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003