Патопсихологический симптомокомплекс психотической дезорганизации (СПД)

Патопсихологический синдром психотической дезорганизации встречается практически при всех психотических расстройствах (особенно ярко — при синд­ромах помрачения сознания) независимо от их нозологической принадлежноов ти. Под психозом (или психотической дезорганизацией) понимается ярко выра­женное качественное нарушение психической деятельности, представленное на психопатологическом уровне синдромами помраченного сознания, галлюци­нациями и бредом, депрессивным или маниакальным синдромом, психомотор-1 ным ступором или возбуждением, нарушениями оценки реальности, т.е. выра- { женными качественными расстройствами психики.

Варианты: отсутствуют — характерна неспецифичность нарушений психичес­ких процессов

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие: сужение или расширение объема, «восприятие без объекта» (галлюцинации).

Внимание: неустойчивость концентрации, либо «прикованность» внимания (обусловлена иллюзорно-галлюцинаторными переживаниями).

Низкая пере- 1 ключаемость (ригидность, торпидность) или высокая непродуктивная пере ключаемость (лабильность).

Снижение произвольной концентрации. Наруше­ние селективности внимания. Рассредоточенность.

Память: снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память: низкий объем запоминания; воспроизведения по созвучию; ложное воспроиз­ведение (конфабуляции), воспроизведение стимулов из предшествующих зада­ний. Выраженное про- или постактивное торможение следов. Хаотичный про­филь запоминания (отсутствие краевого запоминания, невозможность выявле­ния мнемонических приемов запоминания).

Долгосрочная память: ограниче­ние активации следов, случайное воспроизведение, конфабуляции.

Мышление: нарушение селективности при выборе аналитико-синтетических критериев сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстраги­рования. Непродуктивность мыслительной деятельности. Низкий темп и подвиж­ность ассоциативного процесса, либо чрезмерно высокий темп ассоциирова­ния с опорой на случайные признаки. Нарушение категориального строя. Не­возможность оперирования понятиями, построения суждений и умозаключе­ний. Искаженные умозаключения (бред).

Нарушение целенаправленности

мышления.

Воображение: крайне низкая или чрезмерно высокая продуктивность. Раз­нородность образов или выраженное однообразие продукции. Нереалистич­ность, сверхоригинальность.

Речь: устная — грамматические нарушения, неологизмы, речевые «эмболы» (персеверация звуков, фраз).

11 стр., 5122 слов

Лабораторная работа — Классификация нарушения памяти по Б.В.Зейгарник

... механизмами корсаковского синдрома являются нарушения ретроактивного торможения, a не слабость следообразования. Экспериментально-психологическое исследование непосредственной памяти обнаруживает низкое плато без наращивания. Одной ... А разве я уже собирал животных?». задания же, не требующие запоминания только что совершенных действий, больной выполняет: объясняет правильно переносный смысл ...

Автоматизированная речевая продукция. Излиш­няя спонтанность повествования — логорея. Монолог, невозможность диалого­вой речи, смысловая ригидность. Низкая смысловая насыщенность, либо избы­точная, сопровождающаяся невозможностью понять и оценить смысловую сто­рону сказанного. Разорванность высказываний, непоследовательность изложе­ния. Письменная речь: значительные нарушения каллиграфии, грамматики. Персеверации букв, слов, фраз. При рисовании — персеверация элементов, не­возможность калибровки образов (неузнаваемость), игнорирование краев лис­та (выход за пределы), непродуктивность в рисовании.

Эмоциональная сфера. Неадекватное качество реакций, отсутствие внешней обусловленности. Низкая или высокая сила реагирования. Неустойчивость аф­фективного фона, его выраженное снижение либо повышение. Снижение аффек­тивного контроля. Часто — тревога, страх перед выполнением задания или его части. Мотивационно-потребностная сфера. Неустойчивость мотивов. Парадок­сальность — существование нескольких взаимоисключающих мотивов. Низкое мотивационное опосредование. Нецеленаправленность регуляции поведения, неадекватность регуляции внешним опосредующим факторам. Диагностические рекомендации.

Внешний вид испытуемого, характерный для синдрома психотической дезор­ганизации, отличается большой вариабельностью — от безучастного, аспонтанного, отстраненного и подавленного до расторможенного, гиперактивного и экспрессивного. Мимике может быть свойственна как высокая, так и низкая сйш проявлений; реакции, как правило, скудные и однообразные. Часто невозмож­но калибровать состояние испытуемого по его внешнему виду. Поведение об* следуемого в целом часто соответствует патологическим интрапсихическим мотивам (бред, галлюцинации и др.).

Бывает сложно или невозможно сформи­ровать рабочий мотив обследования. Испытуемый неспособен целенаправлен­но удерживаться в рамках алгоритма обследования, предлагаемого эксперимент татором. С трудом удается мотивировать испытуемого на следование инструи* циям и предписаниям, даже если они усвоены. Контакт формален и неустой­чив. Диалог либо отсутствует, либо может в той или иной мере приобретал характер монолога испытуемого. Продуктивность в эксперименте крайне низ» кая. Часто нарушено понимание инструкций, либо отмечается их неверная трак­товка. Отмечается снижение ориентировки в заданиях, непонимание испытуе­мым цели и субъективного значения обследования. Помощь экспериментато­ра может приниматься, но значительного влияния на результативность, как пра­вило, не оказывает.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: шизофрения (все виды, формы и типы течения, кроме неврозоподобных), шизоаффективные расстройства, реактивные психо­зы, эпилептические, экзогенно-органические и органические психозы.

Дифференциальная диагностика.

Шизофренический ППС. Сохранность или специфические нарушения вос­приятия, внимания, оперативной и механической памяти. Нарушение селектив­ности мышления проявляется преимущественно актуализацией гиперабстракт­ных или латентных аналитико-синтетических критериев, конкретные и прямЯ тивные операционные критерии редки. Возможен устойчивый мотив обследо­вания, относительная адекватность эмоциональных реакций и частичная сохраИ ность волевого контроля.

2 стр., 948 слов

Заключение по результатам психологического обследования испытуемого

... испытуемого в социальных контактах, коммуникабельности, стремлении соответствовать стандартам поведения. Таким образом, по результатам обследования можно говорить об отсутствии признаков органического ППС (доминируют нарушения ... симптомокомплексом). ... Мотив экспертизы сформирован, но неустойчив. Фон настроения ровный, скорее сниженный, испытуемый спокоен, несколько заторможен (на момент обследования ...

Аффективный ППС. Сохранность операционного компонента познаватель­ных процессов, категориального строя и целенаправленности. Возможна устой­чивость мотивов (в т.ч. обследования).

Стабильное изменение эмоционального фона по одному типу (повышение или понижение).

Адекватность эмоциональ­ных реакций «по знаку», неадекватность по силе.

Лабильный вариант органического ППС. Стойкое сочетание сужения объе­ма восприятия и лабильности внимания. Нарушение преимущественно смыс­ловой памяти, при сохранности механической и запоминания конкретных сти­мулов. Опора на конкретные, примитивные, внешнеописательные аналитико-синтетические критерии. Повышенная реалистичность и пониженная продук­тивность воображения, банальность, стереотипность, персеверации образов.

Личностно-аномальный ППС. Сохранность или вторичные нарушения операционного и динамического компонентов познавательных процессов.

Трудности и ошибки в диагностике. СПД, как правило, сопровождает ост­рые психопатологические состояния, и чаще является преходящим феноменом. Поэтому диагностика СПД является прямым показанием к рекомендации пси­хологом назначения повторного патопсихологического обследования по мере ослабления психических нарушений. Характерной особенностью психотичес­кой дезорганизации является неоднородность структуры и изменчивость выра­женности нарушений познавательных процессов. Данное обстоятельство дела­ет невозможным определение глубины интеллектуального дефекта, степени мотивационного и волевого снижения, выраженности эмоционального обед­нения и др. показателей, требующих преимущественно психометрической оцен­ки. Поэтому констатация СПД автоматически переносит решение прочих по­ставленных перед психологом задач на этап повторного патопсихологического обследования после выхода пациента из психотического состояния. СПД может явиться «патопсихологической находкой», особенно при аггравации и диссиму-ляции заболевания, т.е. выявляться только на этапе экспериментально-психоло­гического исследования, существенно не проявляя себя в беседе и при наблю­дении, особенно в амбулаторной практике. Ошибки в диагностике СПД связа­ны со свойственной синдрому неспецифичностью и разнородностью наруше­ний, невозможностью «уложить» их ни в один из других патопсихологических синдромов или связать с нозологической принадлежностью. Похожая картина может наблюдаться при установочном поведении испытуемого по типу иска­жения продукции.

Формирование тестовой батареи. Рекомендуется использование стандар­тной батареи психодиагностических методик в объеме, минимально достаточ­ном для констатации факта наличия СПД.

Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс

Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс (синдром) ус­тойчиво диагностируется при эндогенном психическом заболевании — шизоф­рении. Наиболее важным является проведение патопсихологического исследо­вания при начальных (дебютных) проявлениях болезни, в ремиссии, экспертной практике, когда клинико-психопатологические проявления незначительны, раз­рознены или представлены невротическими (неврозоподобными) синдромами, а также в случаях значительной выраженности психопатологии для дифферен­циальной диагностики.

14 стр., 6630 слов

Мышление как процесс решения задач

... наглядной ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений. Мышление как процесс решения задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области ... тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация есть возникновение Новой познавательной потребности: «А ...

Варианты: выделение вариантов нецелесообразно.

Основными системообразующими факторами шизофренического патопси­хологического симптомокомплекса являются нарушение селективности психи­ческих процессов (восприятия, памяти, процессов мышления), снижение уровня мотивационной активности, искажение и обеднение эмоционального реаги­рования, снижение целенаправленности психической активности.

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие. При нарушении мотивационной стороны восприятия снижает­ся интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т.д. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приво­дить к ограниченности, нереалистичности или фантастическому характеру вос­приятия.

Внимание. Характерен диссонанс между большей сохранностью непроиз­вольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приво­дить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивости внима­ния варьирует. Возможна патологическая прикованность внимания.

Память. В первую очередь страдает мотивационный компонент памяти. При этом может снижаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестической функции. Опосредованная память страдает в значительно боль­шей степени вследствие нарушения опосредования.

Мышление. Нарушения мышления являются ведущим компонентом данно­го патопсихологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основ­ных звеньев мыслительной деятельности: операционного, динамического, мо-тивационного компонента, критичности. Необходимо отметить, что встречаю­щееся в литературе выделение различных вариантов данного синдрома обус­лавливается разной степенью представленности и выраженности описанных нарушений.

Нарушение операционной стороны мышления:

а) искажение процесса обобщения по типу актуализации несущественных
(преимущественно — латентных или гиперабстрактных) признаков; а также час­
тая опора на второстепенные, поверхностные, личностно значимые признаки;

б) расстройство (ослабление) категориального строя мышления;

в) снижения уровня обобщения, которое обнаруживается на более поздних
стадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причина­
ми нарастанием «органического» профиля изменений.

Нарушение мотивационного компонента мышления может проявляться в формах:

а) разноплановости: суждения о каком-либо явлении протекают в разных
плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и це­
ленаправленного высказывания;

б) резонерства: склонность к рассуждательству со своеобразной аффектив­
ной захваченностью, сужением круга смыслообразующих мотивов, повышен­
ной тенденцией к оценочным суждениям;

в) общего нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельнос­ти. Снижается целенаправленность познавательной деятельности, предпочтение отдается легко актуализируемым способам, избегаются трудности и интеллек­туальное напряжение.

Нарушение динамики мышления: чаще встречается ускорение ассоциатив­ного процесса, реже — его замедление. Может выявляться лабильность мышле­ния — колебание темпов выполнения и использование разных уровней обобще­ния; реже, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, инертность

9 стр., 4012 слов

Методы исследования нарушений психических процессов и состояний

... интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической ... и больниц. Патопсихологические данные все шире стали использоваться психиатрами в процессе дифференциальной диагностики психических заболеваний. Ценный и плодотворный принцип личностного ...

мышления.

Нарушение критичности мышления характерно для всех этапов заболевания, что выступает важным диагностическим признаком в случаях, когда расстрой­ства операционного и мотивационного компонентов не носят еще развернуто­го характера.

Воображение: на ранних стадиях болезни, особенно в психотических состо­яниях, отличается высокой продуктивностью. Характерна разнородность обра­зов, их нереалистичность, сверхоригинальность. На более поздних стадиях раз­вития заболевания и при неблагоприятном течении шизофренического процесса обнаруживается снижение уровня воссоздающего и творческого воображения. Речь: устная — характерны изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значений слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, не­достаточная эмоциональная окраска речевых высказываний).

Возможно пре­обладание монологовой активности. Письменная речь: своеобразие почерка, «набивка» (заполнение пустых пространств листа), орнаментация, привнесение символики, персеверация элементов.

Эмоциональная сфера. Ее нарушения могут проявляться в снижении нюан­сировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадек­ватные по амплитуде и направленности реакции на относительно стандартный стимул, выраженная эмоциональная амбивалентность и парадоксальность, обед­нение всех параметров эмоционального ответа (повышение порога возникно­вения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания,

экспрессии).

Мотивационно-потребностная сфера. Нарушение структуры и иерархии потребностей, часто в виде сосуществования гомеостатических и отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических) при ослаблении потреб­ности в безопасности, самопроявлении и т.д. Нарушение побудительной и смыс-лообразующей функций мотивов. Характерными являются ослабление побу­дительной функции мотивов, парадоксальность мотивации в виде сосущество­вания нескольких взаимоисключающих мотивов, искажения целеполагания и целедостижения.

Диагностические рекомендации.

В беседе можно отметить снижение заинтересованности в контакте, в обсуж­дении эмоционально-значимых тем, в ряде случаев — неадекватную направлен­ность интереса (исключительную сосредоточенность на психопатологической тематике).

Имеют значение ослабление и парадоксальность мимического сопро­вождения, характерные речевые нарушения.

При экспериментальном исследовании преобладающим чаще отмечается формальное участие в эксперименте, слабый интерес к его целям, процессу и результатам, ослаблена реакция на критику. Исследуемые пациенты не задают вопросов, не ищут оценки и одобрения, легко нарушают инструкции, отказыва­ются от выполнения. Отказ не является аффективно насыщенным, в ряде случа» ев его можно преодолеть достаточно легко, хотя и ненадолго. В силу нарушения критичности помощь со стороны экспериментатора используется мало или от:-‘ вергается. Темп работы испытуемого в эксперименте может быть повышен. Часты указания на субъективную истощаемость. Возможна фиксация внима» ния пациента на случайных, хаотично и причудливо выхваченных из общего контекста деталях стимульного материала. Исследование внимания пробам© Шульте, «счетом с переключением» может выявить изменения объема и пере­ключаемое™ произвольного внимания; может отмечаться отвлекаемость на посторонние раздражители, связанная со слабостью рабочего мотива. Непро­извольное внимание обычно страдает менее, характерно снижение внимания к ошибкам, реакциям экспериментатора. При исследовании непосредственного запоминания можно отметить нарушение его динамики — феномен «плато» (мнемограмма по типу 3\5\7\7\7\4).

10 стр., 4900 слов

Исследование структуры нарушений мышления при шизофрении с позиций ...

... никакие данные в области нейропсихологии, нейрогенетики или нейробиологии не могут объяснить нарушений мышления, которые до сих пор даже не описаны единообразно и полностью не ... к его динамическим, регуляционным, эмоциональным, личностным и другим производным либо побочным вариантам нарушений мышления. Для каждой из 59 характеристик были разработаны операциональные дефиниции, сформулированные на ...

В силу нарушения процессов ассоциировав ния продуктивность опосредованно^О-■3^шоШнан^ая^[методика пиктограмм) так-жТЪШчноневысока и может быть ниже объема непосредственного. При ис* следовании ассоциативного процесса более специфичным является нарушение содержательной стороны (неадекватность ассоциаций), может нарушаться и динамика мышления (неравномерная скорость ассоциирования, снижение или повышение темпа).

Нарушения мышления можно отметить в беседе и, особен­но, в экспериментальном исследовании (пробы «Классификация», «Исключе­ние», «Аналогии», «Сравнение понятий», «Толкование пословиц» и т.п.).

При легком уровне проявлений данного симптомокомплекса можно отме­тить незначительные нарушения селективности признаков в аналитико-синте-тических операциях: уравновешивание частоты актуализации существенных, второстепенных и латентных признаков, колебания в выборе признаков, правиль­ного варианта решения и т.д. При более глубоких нарушениях актуализация не­существенных признаков становится устойчивой, нарушается логика рассужу дений, появляются элементы разноплановости (суждения о каком либо явлении протекают в разных плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и целенаправленного высказывания), резонерства (склонность к нецеленаправленному, бесплодному рассуждательству) в тех случаях, когда имеет-место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смысло-образующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям).

При исследовании мышления и воображения отмечается увеличение количества оригинальных неадекватных форм. Частым феноменом, обнаруживаемым в эксперименте, является проекция параноидных переживаний, когда содержанию стимульного материала приписываются угрожающие, враждебные импульсы, часто в прямо психопатологической форме.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: шизофрения, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности. Дифференциальная диагностика.

Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс необходимо дифференцировать с СПД (см.выше).

По нарушениям мотивационно-потреб-ностной и эмоциональной сфер личности шизофренический ППС необходимо разграничивать с личностно-аномальным симптомокомплексом, особенно шизоидным. Часто, особенно при наличии в клинической картине стойких на­рушений аффекта, и выявлению соответствующих патопсихологических экви­валентов — с аффективным симптомокомплексом. Реже, при выявлении в рам­ках шизофренического симптомокомплекса нарушений внимания, снижения уровня обобщения, ослабления целенаправленности и критичности мышления — с органическим патопсихологическим симптомокомплексом. Следует обра­щать внимание на облигатные признаки шизофренического симптомокомплек­са, включающие специфический тип искажения обобщений, ослабление моти-вационной активности, нарушение целенаправленности деятельности, обедне­ние и неадекватность эмоционального ответа.

8 стр., 3618 слов

Конспект №10 «Педагогическая помощь и психологическая коррекция ...

... пор остается неясным. Часто приходится давать положительную оценку той точке зрения, что нарушения эмоциональных реакций и поведения связаны с окружающим миром и являются следствием ... чувство полной несостоятельности. Эти патологические состояния могут вызывать у ребенка и эмоциональные нарушения, особенно, как мы уже говорили, при неблагоприятных воздействиях со стороны окружающего его ...

Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубо­ком уровне нарушений, когда трудно отграничить эмоциональные изменения, склонность к оригинальности ассоциаций, эпизодические искажения обобще­ния при неглубоких нарушениях мотивационной сферы от подобных наруше­ний в рамках личностно-аномального симптомокомплекса. В данном случае решающим является ослабление связи эмоциональных реакций с внешними стимулами, низкая адекватность оригинальных ассоциаций, возникновение ис­кажений при аналитико-синтетических операциях вне связи с психологически понятными личностными искажениями в процессе исследования. Также труд­ности могут возникнуть при сочетании с выраженными органическими нару­шениями (снижение памяти, внимания, уровня обобщения), когда последние маскируют искажения мышления, нарушения мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер. Необходимо учитывать, что нарушения продуктивности и динамики психических процессов при аффективных расстройствах часто мас­кируют стоящие за ними нарушения шизофренического регистра.

Формирование тестовой батареи. Рекомендуется использование стандар­тной тестовой батареи, с акцентом на пробы, исследующие мышление, ассоци­ативный процесс. В случае неглубоких нарушений целесообразно основное внимание обращать на пробы с менее структурированным материалом (на­пример, методика Роршаха, ТАТ), большей степенью свободы, требующие вы­сокой творческой активности пациента; а также на «провокационные» пробы, требующие достаточной критичности и целенаправленности мышления. В ряде случаев для подтверждения ослабления значения социума, изменения мотива-ционно-потребностной сферы, самооценки и т.п., целесообразно включать в тестовую батарею различные «личностные» методики (тест Сонди, тест Вагне-‘ ра, ТАТ, тест «самооценка», проективные рисуночные методики и т.п.).

Аффективный патопсихологический симптомокомплекс

Аффективные расстройства в клинике представлены преимущественно ма­ниакальным и депрессивным синдромами. Клинически выраженные аффектив­ные синдромы обычно не нуждаются в патопсихологическом подтверждении. Патопсихологическое исследование чаще всего необходимо при стертых, ати­пичных, «скрытых» (маскированных, поведенческих) депрессивных и маниакаль­ных состояниях или при их включении в более сложные психопатологические синдромы (например, в аффективно-бредовые).

Аффективный патопсихологический синдром классически представлен при эндогенных аффективных психозах.

Варианты: а) гипертимический; б) гипотимический

4.3.1. Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.

Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страда­ющих патологическим повышением аффекта (варианты маниакального синд­рома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, увеличения скорости протекания и ослабления последовательности) психических процессов.

9 стр., 4027 слов

Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти

... не всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания. Упражнения, направленные на развитие мышления Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки ... укажет большее число различных функций предмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и ...

Структура;

Когнитивная сфера.

Восприятие: расширение объема, снижение дифференцированности воспри­ятия, «случайное» восприятие.

Внимание: нарушение устойчивости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение переключаемости, иногда наблюдается «сверхпереключаемость».

Память: в ряде случаев отмечается гипермнезия. Непосредственное механи­ческое запоминание нарушается при значительной степени выраженности аф­фективных расстройств. Смысловое чаще сохранно.

Мышление: ускорение темпа мыслительного процесса, лабильность мышления (отсутствие когнитивной стратегии).

Оживление ассоциативного процес­са. Продуктивность мышления обычно не нарушена, однако имеет место сни­жение целенаправленности суждений, ослабление волевого контроля над каче­ством интеллектуальной продукции, снижение критической оценки своих ре­зультатов.

Воображение: продуктивность сохранна, возможно повышение при отно­сительно сохранной реалистичности.

Речь: устная — ускорение темпа и увеличение громкости речи, преобладание монолога, логоррея. Слабое «оттормаживание» побочных ассоциаций. Ассо­циации по созвучию. Письменная речь: гиперпродуктивность, патетический или

поэтический стиль.

Эмоциональная сфера. Повышение фона настроения (гипертимия), неста­бильность, чрезмерная интенсивность эмоциональных реакций. Могут быть неадекватными по направленности, «случайными». Нарушения волевого конт­роля над аффективностью.

Мотивационно-потребностная сфера. Ослабление и неустойчивость мо­тивов деятельности, целеполагания. Доминирование утилитарно-гедонистичес­ких и «случайных» мотивов (например, ориентировочных реакций).

Гиперсек­суальность.

Диагностические рекомендации.

Внешний вид испытуемого, характерный для гипертимического варианта аффективного патопсихологического симптомокомплекса, отличается гиперди­намическими проявлениями в мимике, жестикуляции и моторике. Мимичес­кие и пантомимические реакции усиленные и крайне разнообразные; могут быть достаточно адекватными по направленности и соответствовать приподня­тому фону настроения. Высокую работоспособность испытуемого в экспери­менте обычно обуславливают мотивы коммуникации и самоутверждения. По­ведение обследуемого может носить игровой оттенок, отличаться склонностью к самолюбованию или быть сексуально окрашенным. Основной проблемой экспериментатора часто является необходимость жестко регламентировать де­ятельность пациента из-за ее низкой целенаправленности. Продуктивность в эк­сперименте обычно повышена, особенно в заданиях, апеллирующих к творчес­ким решениям и мало отягощенных нормативами. Возможна «творческая» переработка инструкций в связи с нарушением критичности. Помощь экспери­ментатора принимается, что когнитивного стиля существенно не меняет. Реак­ция на неудачу в эксперименте слабая, по типу отрицания неуспеха.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: маниакальная фаза аффективных эндогенных пси­хозов, шизофрения с периодическим и приступообразно-прогредиентным те­чением, шизоаффективные психозы, экзогенно-органические (например, ток­сические) и органические поражения головного мозга.

24 стр., 11599 слов

НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ ДЕПРЕССИИ И СТРЕССЕ

... (его утрата или переедание) ­ нарушение функции кишечника (запоры) ­ снижение сексуальных потребностей ­ снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных ... о собственной ненужности, незначимости, беспомощности ­ замедленность мышления Для постановки диагноза "депрессия" необходимо, чтобы часть ... улучшать своё самочувствие. ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ ДЕПРЕССИИ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ...

Дифференциальная диагностика:

Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомо-комплекса следует дифференцировать с патопсихологическим симптомокомп-лексом психотической дезорганизации, а также с шизофреническим патопси­хологическим симптомокомплексом. Возможно сочетание данного симптомо-комплекса с органическим.

Трудности и ошибки в диагностике: при решении клинической задачи раз­граничения «чистых» аффективных нарушений от шизоаффективного вариан­та течения шизофрении в эксперименте достаточно часто обнаруживается, что динамические нарушения, характерные для аффективного патопсихологичес­кого симптомокомплекса, «закрывают» нарушения, характерные для шизофре­нии. В данной ситуации рекомендуется повторное проведение исследования вне психотического состояния.

Формирование тестовой батареи: стандартная.

4.3.2.Гипотимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.

Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страда­ющих гипотимическими расстройствами (варианты депрессивного синдрома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, снижения скорости протекания и интенсивности) психических процессов.

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие: сужение объема.

Внимание: снижение активности. Затруднение произвольной концентрации на объектах. Возможна истощаемость внимания. Снижение переключаемости» и объема.

Память: снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память: низкий объём запоминания; про- или постактивное торможение следов. Смыс­ловое запоминание и долгосрочная память страдают мало.

Мышление: замедление темпа мыслительного процесса, бедность и шаблон­ность ассоциаций. Обычно выявляется негрубое снижение уровня обобщения. При стимуляции пациенты демонстрируют сохранную способность опериро­вать категориями. Часто проявляется инертность мышления, стереотипность подходов к решению заданий и склонность к персеверациям. Мотивационный компонент мышления может быть снижен, что проявляется в общей мало- или непродуктивности. Целенаправленность суждений не страдает. Пациенты мо­гут гиперкритически оценивать результаты своей деятельности, что, однако, не противоречит диагностике ослабления критичности мышления.

Воображение: продуктивность существенно снижена, реалистичность со­хранна.

Речь: устная — выражено замедление темпа речи, уменьшение громкости, низкая спонтанная речевая активность. Непродуктивность или малая продуктив­ность в диалоге. Письменная речь: микрография, возможна непродуктивность.

Эмоциональная сфера. Снижение фона настроения (гипотимия).

Обычно -пониженная амплитуда, малая нюансированность, низкая экспрессивность эмо­циональных реакций. Высокий порог возникновения эмоционального ответа. Инертность эмоциональных реакций. Направленность эмоционального ответа

м. б. адекватной,

Мотивационно-потребностная сфера. Общее ослабление мотивационной активности. Низкая актуальность потребности самосохранения, направленность агрессии на себя (аутрагрессия).

Диагностические рекомендации.

Характерен внешний печальный, подавленный вид испытуемого, что сопро­вождается низким уровнем моторной активности, мимических, пантомимичес­ких проявлений. Работоспособность в эксперименте обычно очень низкая, вы­ражена истощаемость, существенно снижен темп психических процессов. Ха­рактерны отказы от выполнения относительно более сложных заданий. Рабочий мотив не формируется или участие по типу сотрудничества. Заинтересован­ность в результатах не проявляется. Необходима активная стимуляция для полу­чения продукции в эксперименте. Усвоение и удерживание инструкций страда­ет мало. Реакция на неудачу в эксперименте слабая, часто интрапунитивной

направленности. №М

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: депрессии любой этиологии, за исключением невротических депрессий.

Дифференциальная диагностика.

Необходимо разграничивать с органическим ППС.

Трудности и ошибки в диагностике. Для разграничения с органическим ППС необходимо учитывать вторичный характер нарушений функций внимания и памяти в структуре аффективного ППС, улучшение аттентивно-мнестических показателей в ответ на стимуляцию, сохранность смыслового запоминания, ка­тегориальную четкость мышления, незначительные нарушения его критичнос­ти, большую доступность использования прошлого опыта.

Формирование тестовой батареи: стандартная.

Органический патопсихологический симптомокомплекс

Органический патопсихологический симптомокомплекс характерен для широкой группы заболеваний, сопровождающихся поражением различных структур головного мозга с психотическими, интеллектуальными и личностны­ми расстройствами.

Характерные нарушения когнитивных функций включают расстройства вни­
мания и запоминания, абстрагирования, динамики мышления, качества анали-
тико-синтетических операций. <*ц

Варианты: а) ригидный; б) лабильный; в) мнестический.

Структура ППС:

Когнитивная сфера.

Восприятие: сужение объема.

Внимание: при ригидном варианте органического патопсихологического симптомокомплекса отмечается снижение объема, переключаемое™, концен­трации внимания, а также выявляется быстрое наступление истощения внима­ния. Лабильный вариант органического патопсихологического симптомокомп­лекса характеризуется снижением объема и устойчивости внимания; при мне-стическом — описанные выше нарушения внимания могут сочетаться и высту­пать в виде сужения объема, нарушения концентрации и повышенной истощаемости процессов внимания.

Память: нарушения памяти являются типичными для всех трех вариантов органического патопсихологического симптомокомплекса, и проявляются рас­стройством произвольного и непроизвольного запоминания, хранения и вос­произведения информации. Кратковременная память: низкий объем запомина­ния; ложные воспроизведения (конфабуляции), воспроизведение стимулов из предшествующих заданий. Выраженное про- или постактивное торможение следов. Иногда механическое запоминание относительно сохранно по сравне­нию со смысловым. Долгосрочная память: затруднение и мозаичность воспро­изведения, конфабуляции. При мнестическом варианте органического ППС на­рушения памяти существеннр доминируют над расстройствами процесса мыш­ления.

Мышление: возможно некоторое замедление темпа ассоциативного процес­са, его подвижности,, характерна шаблонность ассоциаций. Классическим при­знаком выступает нарушение операционной стороны мышления, проявляюще­еся заметным снижением уровня обобщения. В своих решениях пациенты опи­раются на несущественные, поверхностные признаки предметов и явлений -конкретные, ситуационные, случайные. Существенно нарушены операции аб­страгирования, анализа и синтеза, особенно при взаимодействии с незнакомым материалом. Ригидный вариант органического ППС характеризуется низким темпом, инертностью мышления, склонностью к персеверациям; стабильный вариант — лабильностью мышления, отсутствием оформленной стратегии решения задании. ‘Возможно снижение мотивационноготомтготгенТа мышления, снижетгие-его целенаправленности, разноплановость. Обязательны нарушения критичности мышления.

Воображение: выраженное снижение продуктивности, шаблонность твор­ческой продукции.

Речь: устная — нарушения грамматики, обеднение просодики, низкая смыс­ловая насыщенность, часто смысловая ригидность. Персеверации. Письменная речь: крупный, неровный почерк; нарушения грамматики, персеверации. При рисовании — макрография, дрожащий, разорванный контур, персеверация эле­ментов, конкретность.

Эмоциональная сфера. Увеличение амплитуды, малая нюансированность эмоциональных реакций. Низкий порог возникновения эмоционального отве­та. Выраженная инертность эмоциональных реакций, возможна тенденция к аффективной кумуляции. Направленность эмоционального ответа может быть адекватной. Нарушения волевого контроля над эмоциональными проявления­ми. Обеднение этических эмоций.

Мотивационно-потребностная сфера. Ослабление спонтанной мотиваци-онной активности, мотивационная истощаемость. Низкое мотивационное опос­редование, возможны нарушения целеполагания. Нарушение структуры и иерархии потребностей с резким доминированием утилитарно-гедонистичес­ких мотивов. Часто — актуализация агрессивных побуждений.

Диагностические рекомендации. Характерный ЬаЫтш может быть связан с усиленной малонюансированной мимической экспрессией (огрубленные черты лица, малодифференцированная мимика).

Часто усиление моторной ак­тивности, пантомимики. Работоспособность в эксперименте обычно низкая, выражена истощаемость, снижен темп психических процессов. Характерны отказы от выполнения относительно более сложных заданий. Обычно удается мотивировать пациента на выполнение заданий, помощь и подсказка прини­маются, но используются ограниченно, в зависимости от степени интеллекту­ального снижения. Стимуляция повышает продуктивность в эксперименте. Реакция на неудачу в эксперименте выражена, часто экстрапунитивной на­правленности.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: широкий круг «органических» заболеваний го­ловного мозга — травматического, интоксикационного, сосудистого, атрофичес-кого, опухолевого, метаболического, эндокринного, паразитарного генеза. Иног­да обнаруживается при шизофрении с длительными сроками течения, как след­ствие интенсивной проводимой в настоящий момент или как последствие дли­тельной терапии психотропными средствами; при органических расстройствах

личности.

Дифференциальная диагностика.

Необходимо дифференцировать с шизофреническим (при нарушениях ди­намики мыслительного процесса, персеверациях), аффективным (его гипоти-мическим вариантом, особенно проявляющимся выраженной непродуктив­ностью), личностно-аномальным (поскольку в рамках органического профи­ля нарушений также встречаются искажения процесса обобщения за счет

привлечения личностно-значимых признаков) патопсихологическими симпто-мокомплексами. Часты сочетания органического с вышеперечисленными ППС.

Трудности и ошибки в диагностике.

Обычно больших трудностей не возникает. Характерны диссоциация в каче­стве выполнения заданий, связанная с интеллектуальными затруднениями; яв­ные нарушения внимания и памяти, истощаемость, нарушения аффективного контроля. Необходимо соблюдать диагностическую осторожность при иссле­довании лиц с низким образовательным и культуральным уровнем, дающими в эксперименте сходный профиль.

Формирование тестовой батареи. Стандартная батарея может дополняться тестами исследования интеллекта (оптимально — тестом Векслера), позволяю­щими верифицировать «органический» профиль нарушений.

Олигофреническнй патопсихологический симптомокомплекс

Олигофренический ППС следует рассматривать как специфичный вариант органического ППС. Характерным признаком олигофренического патопсихо­логического симптомокомплекса является тотальный характер нарушения всех психических процессов. Структура ППС: Когнитивная сфера.

Восприятие: отмечается сужение объема, недостаточная дифференцирован-ность восприятия, плохо различаются сходные предметы при их узнавании (при выраженной степени нарушения).

В связи с нечеткостью восприятия для пра­вильного узнавания изображений требуется значительное количество времени. Кроме того, восприятие недостаточно активно. При рассматривании изображений отмечается поверхностное схватывание отдельных объектов, изображенных на них. Внимание: характерно недоразвитие произвольного внимания, сужение объема, плохое распределение, затрудненное переключение и истощаемость внимания. Это обуславливает трудности сосредоточения на заданиях, требую­щих умственного напряжения. При отыскивании чисел по таблицам Шульте отмечаются пропуски чисел, их «потери», увеличение времени работы с каж­дой отдельной таблицей.

Память: выявляются нарушения операционного, динамического, мотиваци-онного компонентов процесса запоминания. Механическая память более раз­вита, чем опосредованная. Однако, даже для запоминания не связанных между собой по смыслу слов требуются многие повторения, а через короткое время воспроизводится небольшое их количество. Медленно и с трудом усваивается новый материал, необходимо его неоднократное повторение, но он быстро за­бывается и использование на практике каких-либо приобретенных знаний зат-

руднено. В методике пиктограмм в связи с нарушением образования логичес­ких связей между словами и изображением слабой оказывается опосредован­ная память. Лучше запоминаются внешние признаки предметов и явлений в их случайных сочетаниях, но внутренние логические связи и отношения запоми­наются плохо, так как недостаточно понимаются.

Мышление: выявляются нарушения операционной стороны мышления по типу снижения уровня доступных обобщений; нарушение динамики мышле­ния по типу замедления протекания мыслительных операций (тугоподвижность мышления), инертности; ослабления мотивационного компонента мышления; нарушения критичности мышления. Снижение уровня доступных обобщений проявляется конкретно^ситуационным характером мышления, затруднением абстрагирования. Выделение существенных признаков, закономерных связей затруднено. Плохо усваиваются правила и общие понятия; при способности установления различия в предметах невозможным оказывается выделение су­щественных черт их сходства. При «сравнении понятий» опора идет на случай­ные, внешние признаки, а существенные игнорируются. Особые затруднения отмечаются при выполнении «классификации предметов», где формирование групп осуществляется с опорой на включенность тех или иных предметов в еди­ную конкретную ситуацию из опыта испытуемого. Невозможным оказывается абстрагирование от всех предъявляемых предметов какого-либо признака, со­гласно которому предметы, обычно входящие в различные наглядные ситуации, могли бы быть объединены в единую группу. Так, затруднено объединение в одну группу по признаку «живого — неживого». При построении «простых ана­логий» часто невозможным оказывается усвоение инструкции, выполнение заданий «случайно», по произвольному конкретному способу. «Сложные ана­логии» недоступны.

Также обнаруживается слабость регулирующей функции мышления и не­критичность суждений при непоследовательности рассуждений.

Воображение: выраженный дефект развития фантазии и воображения. В эксперименте оказываются невозможными даже составление рассказов из за­данных слов, связная передача событий из собственной жизни.

Речь: устная — дефекты произношения, косноязычие, шепелявость, плохое различение звуков, путаница близких фонем, искажения слов при произноше­нии (особенно сложных слов).

.Словарь, как пассивный, так и активный, мал. Слово часто является не понятием, а названием конкретных объектов. Речь пло­хо оформлена грамматически, фразы односложные. Письменная речь часто не сформирована.

Эмоциональная сфера. Незрелость и малая дифференцированность эмоци­ональных реакций, тонкие оттенки чувств недоступны. Высшие чувства слабо развиты. В переживании доминируют элементарные чувства, которые нередко исчерпываются удовлетворением физических потребностей. Осознавание эмо- ций ограничено. Часты как переоценка своих возможностей, некритическое отношение к ним, так и переживание чувства своей неполноценности в связи с4* отрицательным отношением со стороны других людей, обиды за свою несосто­ятельность.

Мотивационно’потргбностная сфера. Низкий уровень мотивационной ак­тивности и малое мотивационное разнообразие. Низкий уровень мотивацион-ного опосредования, слабость целеполагания. Несформированность социаль­но направленных мотивов. Дефицитарность волевой активности, высокая вну­шаемость.

Диагностические рекомендации.

Внешний облик пациентов часто отмечен дизонтогенетическими признака­ми. Характерно выраженное ослабление мимической экспрессии, гипомимия, гипопантомимия. «Угловатость» и несформированность тонких двигательных навыков. Существенное значение имеют речевые нарушения, выраженные зат­руднения при усвоении инструкций, понимания смысла заданий. Работоспособ­ность в эксперименте низкая, выражена истощаемость, существенно снижен темп психических процессов. Рабочий мотив не формируется, преобладает ве­домость. Заинтересованность в результатах мала. Необходима активная стиму­ляция для получения продукции в эксперименте. Важным диагностическим аспектом является низкая обучаемость испытуемых в эксперименте. С этой целью на протяжении всего исследования проводится обучающий эксперимент, где испытуемому предлагаются разные виды обучающей помощи: стимулиру­ющая, уточняющая, организующая и полный обучающий урок. От степени выраженности олигофренического дефекта зависит использование испытуемым вида обучающей помощи, а следовательно, и обучаемость будет различной, от небольшого снижения до полного отсутствия обучаемости.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: дифференцированные и недифференцированные формы олигофрении.

Дифференциальная диагностика.

Наиболее часто олигофренический ППС приходится дифференцировать с органическим. Основными дифференциально-диагностическими признаками при олигофреническом ППС являются тотальный характер нарушения всех ком­понентов мышления, процессов анализа и синтеза (при органическом ППС на­рушения мышления носят мозаичный характер, и в большей степени страдают процессы внимания, памяти и работоспособность в целом); различия отмеча­ются также в способности использования и объеме прошлого опыта, а также в структуре нарушений эмоциональности.

Трудности и ошибки в диагностике. Затруднительна дифференциация лег­ких форм олигофрении и пограничного уровня умственного развития. В этих случаях следует учитывать степень нарушения процессов мышления и крите-

рий обучаемости, раскрывающий возможности «зоны ближайшего развития», если таковая имеется.

Формирование тестовой батареи. Стандартная тестовая батарея, с введе­нием в методики всех уровней обучающего эксперимента.

Эпилептический патопсихологический симптомокомплекс

Данный симптомокомплекс также следует рассматривать как специфичный вариант органического ППС, наиболее часто встречающийся при эпилепсии как нервно-психического заболевания, реже при аномалиях личности.

Характерными признаками эпилептического патопсихологического симпто-мокомплекса являются низкая переключаемость, инертность психических про­цессов, склонность к детализации в восприятии и мышлении, специфические изменения эмоций и мотивации.

Структура:

Когнитивная сфера.

Восприятие: детализирующий характер восприятия. Испытуемый подробно описывает мельчайшие детали, затрудняясь в выделении целого.

Внимание: наблюдается сужение объема и низкая переключаемость процес­са, истощаемость внимания отсутствует. Наряду с этим, отмечается повышен­ная сосредоточенность на эмоционально-значимых объектах.

Память: нарушения операционного, динамического и, менее, — мотивацион-ного компонентов процесса запоминания. В легких случаях обнаруживаются нарушения произвольной репродукции (концентрация внимания на удержании в памяти какого-либо слова приводит к ухудшению способности произвольной репродукции).

Смысловая память страдает в меньшей степени, чем механичес­кое запоминание. Долговременная память нарушается мало.

Мышление: снижение темпа ассоциативного процесса, шаблонность ассо-. циаций. Снижение уровня обобщения, склонность актуализировать в качестве опорных при обобщении конкретные ситуационные и личностно-значимые признаки. Характерный стиль выполнения мыслительной задачи — функциональ­но-эгоцентрический. Выраженные нарушения динамики — инертность мышле­ния, склонность к детализации и персеверациям. Нарушение критичности мыш­ления, выраженный эгоцентризм суждений. Иногда отмечается специфическое резонерство, возникающее по бытовым, личностно-значимым основаниями, часто имеющее оттенок морализации, не сопровождающееся нарушением це­ленаправленности суждений.

Воображение: использование клише.

Речь: устная — изменения темпа, часто логорея или олигофазия, использова­ние в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов (слащавость), своеобра­зие речевой стилистики (патетический, официальный стиль).

Письменная речь

— аккуратность, педантичность, каллиграфический характер почерка, шаблон­ные фразы и персеверации.

Эмоциональная сфера. Отмечается увеличение амплитуды и снижение под­вижности эмоциональных реакций. Выражена склонность к кумуляции аффек­та, что в сочетании с нарушением волевого контроля над негативными эмоци­ями может проявляться в периодических брутальных эмоциональных разряд­ках. Диссоциация между демонстрируемой доброжелательностью, угодливос­тью и внутренней фиксацией на негативных эмоциональных аспектах. Типично переживание чувства обиды и злопамятность по отношению к конкретным фрустрирующим лицам/обстоятельствам, а также переживание чувства ревно­сти. Возможны длящиеся дисфорические состояния.

Мотивационно-потребностная сфера. Во всех случаях обнаруживаются специфические нарушения мотивации. Спонтанный уровень мотивационной активности высокий. Отмечается преобладание эгоцентрических, в случае вы­раженных личностных изменений — утилитарно-гедонистических мотивов. На­блюдается поведенческая диссоциация — пациенты демонстрируют преимуще­ственно альтруистические, просоциальные основания своего поведения. Уси­лены агрессивные и сексуальные побуждения. В поведении проявляется склон­ность к порядку и аккуратности.

Диагностические рекомендации.

Можно отметить замедленность в движениях, мимическую бедность. Харак­терен низкий или невысокий темп работы в эксперименте, что часто существен­но удлиняет исследование. Мотив участия в исследовании часто оформляется как стремление соответствовать ожиданиям экспериментатора. Работоспособ­ность в эксперименте варьирует, истощаемость отсутствует. Помощь и подсказ­ка принимаются, но используются ограниченно, в зависимости от степени ин­теллектуального снижения. Испытуемые часто высказывают благодарность за исследование.

Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихоло­гический симптомокомплекс: генуинная и симптоматическая эпилепсия, орга­нические заболевания головного мозга, последствия черепно-мозговой травмы, органические расстройства личности, «эпилептоидная» психопатия (в МКБ-10 поглощена компульсивным личностным расстройством).

Дифференциальная диагностика.

Проводится преимущественно с органическим патопсихологическим сим-птомокомплексом. Определяющими признаками являются выраженная инерт­ность психических процессов, наклонность к детализации в восприятии и мыш­лении, своеобразие изменений эмоциональной и мотивационной сфер.

Трудности и ошибки в диагностике. Обычно диагностика затруднений не вызывает.

Формирование тестовой батареи. Стандартная тестовая батарея.

Личностно-аномальный патопсихологический симптомокомплекс

Понятие аномалий личности в отечественной психиатрии соответствует тер­мину «психопатии» /личностные расстройства в МКБ-10/. К психопатиям при­ближаются акцентуации характера как крайние проявления нормы, в ряде слу­чаев сопровождающиеся явными проявлениями декомпенсации, способству­ющие проявлению психических заболеваний, своеобразию формирования лич­ности, а также социально-психологических проблем, возникающих у субъекта в связи с воспитанием, образованием, соблюдением законов, семейными отно­шениями и профессиональным ростом.

Патопсихологические эквиваленты нарушений психической деятельности выявляются при исследовании когнитивных, эмоциональных, мотивационньгх характеристик психопатических личностей полярных вариантов — возбудимого (диссоциальное личностное расстройство, в первую очередь) и торпидного ти­пов (депрессивное, компульсивное личностное расстройство и др.).

Варианты: а) возбудимый; б) торпидный.

Более заметно познавательная деятельность нарушается у пациентов, стра­дающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким интеллекту­альным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.

4.7.1. Возбудимый вариант личностно-аномалъного патопсихологическо­го симптомокомплекса

Структура ППС:

Когнитивная сфера.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают или их нарушения не связаны со структурой синдрома.

Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны значительные колебания продуктивности (импульсивность в работе, внезапные отказы), нарушение, обобщения по типу актуализации не­существенных, личностно-значимых признаков, возможная проекция (главным образом, агрессивная) в ассоциативном эксперименте, «Пиктограмме»; нару­шение критичности. Высокая аффективная обусловленность мышления.

Воображение. Возможная проекция установок (например, агрессивных, садистических).

Достаточная реалистичность воображения, может быть повы­шена его оригинальность.

Речь. Обычно достаточно хорошо интонированная, часто сопровождающа­яся активной мимикой и жестикуляцией. Нередко использование в устной речи ненормативных, жаргонных слов.

Эмоциональная сфера Увеличение амплитуды и подвижности эмоциональ­ных реакций, возможна яркая эмоциональная экспрессия. Снижение порога, возникновения эмоционального ответа. Эксплозивность, склонность к эмоцио­нальному «самовзвинчиванию». Выраженная нестабильность аффективного фона, нарушение или снижение волевого контроля над эмоциями, ослабление этического контроля.

Мотивационно-потребностная сфера: отмечается деформация мотиваци-онной сферы с доминированием примитивных (агрессивных, утилитарно-гедо­нистических и т.д.) мотивов, слабость звучания альтруистических мотивов. Ха­рактерны нестабильность и завышение уровня притязаний, неадекватное повы­шение и неустойчивость самооценки. Диагностические рекомендации.

Заострение свойств личности можно отметить при беседе, изучении анам­неза, экспериментальном исследовании различными личностными опросника­ми и проективными тестами (значительное повышение (понижение) бальных оценок по тем или иным шкалам, типам реакций и т.п.).

Нестабильный, завы­шенный уровень притязаний, завышенная самооценка выявляется в клинико-психологической беседе, в ходе экспериментального исследования (подчерки­вание своей правоты, своих положительных качеств и достоинств в процессе беседы, неадекватная личностная экстрапунитивная реакция на критику при исследовании познавательной деятельности и т.п.).

Повышенную конфликтность в межперсональных отношениях можно наблюдать и в ситуации эксперимента (нарушение дистанции, провокационные вопросы и высказывания испытуемо­го и т.п.).

Возможно проецирование интерперсональных конфликтов в тестах «пиктограмм», «рассказ по картинке», «рассказ по серии картинок» и т.п. На­рушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интен­сивности и длительности реакций, трудности их переключения, что может отме­чаться при беседе и экспериментальном исследовании (например, шоковые реакции на эмоционально значимые понятия в ассоциативном эксперименте, методике «пиктограмм». Выраженная аффективная обусловленность мышле­ния проявляется в колебаниях продуктивности, качества выполнения по прин­ципу интересности-неинтересности, успешности-неуспешности. Импульсив­ность в работе, нарушения волевого контроля особенно заметны при предъяв­лении достаточно длинной серии однотипных заданий («Выделение существен­ных признаков», «Исключение» и т.п.).

Часто отмечается формирование оппо-зиционно-негативистических или других искажающих установок в эксперимен­те. При общей сохранности категориального строя и операций мышления в ряде случаев возможны неадекватные решения, связанные с искажением обобще­ния по типу актуализации второстепенных, личностно-значимых признаков, при этом значимость избранного варианта часто подчеркивается испытуемым («Я так считаю»).

Психические расстройства, при которых встречается возбудимый вариант * личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса: расстрой­ства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личнос­ти при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.

Дифференциальная диагностика, формирование тестовой батареи — см. в п. 4.7.2.

4.7.2 Торпидный вариант личностно-аномального

патопсихологического симптомокомплекса

Структура:

Когнитивная. сфера.

Восприятие, внимание и память обычно не страдают.

Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны колебания продуктивности, нарушение обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков, возмож­ная проекция (главным образом, внутренних конфликтов) в ассоциативном эк­сперименте, методике «пиктограмм», заданиях «рассказ по картинке», и т.п.

Воображение. Продуктивность варьирует. Значимость оценки эксперимен­татора высокая. Достаточная реалистичность воображения, возможно повыше­ние его оригинальности.

Эмоциональная сфера. Повышенный уровень тревожности. Сниженный порог возникновения эмоционального ответа. Реакция на внешние раздражи­тели (в том числе, на замечания экспериментатора) адекватна по направленно­сти, неадекватно повышена по силе. «Застреваемость».

Мотивационно-потребностная сфера. Направленность мотива деятельно­сти на избегание неуспеха. Система ценностей — дополняющая, неустойчивая, низкая самооценка. Произвольная волевая регуляция деятельности слабая. В организации познавательных процессов большая роль отводится эмоциональ­ной вовлеченности, чувству безопасности в ситуации эксперимента. Диагностические рекомендации.

Заострение свойств личности подразумевает выделение основного радика­ла, характерологических особенностей, определяющих стиль восприятия и ми­роощущения. Они влияют на степень адаптации в социуме и самооценку. В силу неуверенности и тревожности она будет характеризоваться неустойчивостью и тенденцией к снижению. У таких людей чаще преобладает дополняющая систе­ма ценностей, что указывает на превалирование вытеснения как механизма за­щиты. Мотив будет направлен на избегание неуспеха, подкрепление своих отве­тов. Реакция на критику преимущественно интрапунитивная. Стимулом для работы здесь является похвала и одобрение, критика усиливает тревожность и снижает результаты. Первостепенным является внутренний характер конфлик­та, который порождает внешние противоречия. Что касается познавательных процессов, то сохранность основных компонентов мышления, памяти, внима-_______________________

У» кг>Г1<^аш[>Л^'<*-ттггпхпт® интеллектуальной базой. При сниженных интел­лектуальных показателях внимание селективно, отмечается значительная вра-батываемость, что влияет на мнестические показатели (кривая запоминания но­сит нарастающий или зигзагообразный характер).

При общей способности опе­рировать категориями, проводить анализ и синтез, возможны искажения обоб­щения по личностно-значимым и второстепенным признакам, формирование суждений на основе конкретно-ситуационных связей.

Психические расстройства, при которых встречается торпидный вариант лич-ностно-аномального симптомокомплекса: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности (психопатоподобные состо­яния) при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.

Дифференциальная диагностика.

Оба йяриянтяпичнпстро-яномядкнпгр ППГ необходимо дифференцировать с шизофреническим патопсихологическим симптомокомпдексом, обращая внимаТГйе~нХХар11ктер актуализируемых при обобщении несущественных при­знаков (личностно-значимые или латентные), а также вид нарушения мотиваци-онной активности. ~»

Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубо­ких нарушениях операций мышления, когда клинически решается задача отгра­ничения психопатоподобных нарушений при шизофрении от собственно пси­хопатии. В случае наличия нарушений внимания, памяти и мышления по орга­ническому типу необходимо дифференцировать описываемый патопсихологи­ческий симптомокомплекс от органического. Решающим будет являться выра­женность личностной и аффективной обусловленности мышления.

Формирование тестовой батареи. Рекомендуется включение в стандарт­ную тестовую батарею психодиагностических методик, направленных на изу­чение мотивов, установок, самооценки, уровня притязаний, типа акцентуации и т.п., то есть проводить развернутое исследование личности для верификации ус­тановления личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса.