Патопсихологический синдром психотической дезорганизации встречается практически при всех психотических расстройствах (особенно ярко — при синдромах помрачения сознания) независимо от их нозологической принадлежноов ти. Под психозом (или психотической дезорганизацией) понимается ярко выраженное качественное нарушение психической деятельности, представленное на психопатологическом уровне синдромами помраченного сознания, галлюцинациями и бредом, депрессивным или маниакальным синдромом, психомотор-1 ным ступором или возбуждением, нарушениями оценки реальности, т.е. выра- { женными качественными расстройствами психики.
Варианты: отсутствуют — характерна неспецифичность нарушений психических процессов
Структура:
Когнитивная сфера.
Восприятие: сужение или расширение объема, «восприятие без объекта» (галлюцинации).
Внимание: неустойчивость концентрации, либо «прикованность» внимания (обусловлена иллюзорно-галлюцинаторными переживаниями).
Низкая пере- 1 ключаемость (ригидность, торпидность) или высокая непродуктивная пере ключаемость (лабильность).
Снижение произвольной концентрации. Нарушение селективности внимания. Рассредоточенность.
Память: снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память: низкий объем запоминания; воспроизведения по созвучию; ложное воспроизведение (конфабуляции), воспроизведение стимулов из предшествующих заданий. Выраженное про- или постактивное торможение следов. Хаотичный профиль запоминания (отсутствие краевого запоминания, невозможность выявления мнемонических приемов запоминания).
Долгосрочная память: ограничение активации следов, случайное воспроизведение, конфабуляции.
Мышление: нарушение селективности при выборе аналитико-синтетических критериев сравнения, обобщения, классификации, конкретизации и абстрагирования. Непродуктивность мыслительной деятельности. Низкий темп и подвижность ассоциативного процесса, либо чрезмерно высокий темп ассоциирования с опорой на случайные признаки. Нарушение категориального строя. Невозможность оперирования понятиями, построения суждений и умозаключений. Искаженные умозаключения (бред).
Нарушение целенаправленности
мышления.
Воображение: крайне низкая или чрезмерно высокая продуктивность. Разнородность образов или выраженное однообразие продукции. Нереалистичность, сверхоригинальность.
Речь: устная — грамматические нарушения, неологизмы, речевые «эмболы» (персеверация звуков, фраз).
Лабораторная работа — Классификация нарушения памяти по Б.В.Зейгарник
... механизмами корсаковского синдрома являются нарушения ретроактивного торможения, a не слабость следообразования. Экспериментально-психологическое исследование непосредственной памяти обнаруживает низкое плато без наращивания. Одной ... А разве я уже собирал животных?». задания же, не требующие запоминания только что совершенных действий, больной выполняет: объясняет правильно переносный смысл ...
Автоматизированная речевая продукция. Излишняя спонтанность повествования — логорея. Монолог, невозможность диалоговой речи, смысловая ригидность. Низкая смысловая насыщенность, либо избыточная, сопровождающаяся невозможностью понять и оценить смысловую сторону сказанного. Разорванность высказываний, непоследовательность изложения. Письменная речь: значительные нарушения каллиграфии, грамматики. Персеверации букв, слов, фраз. При рисовании — персеверация элементов, невозможность калибровки образов (неузнаваемость), игнорирование краев листа (выход за пределы), непродуктивность в рисовании.
Эмоциональная сфера. Неадекватное качество реакций, отсутствие внешней обусловленности. Низкая или высокая сила реагирования. Неустойчивость аффективного фона, его выраженное снижение либо повышение. Снижение аффективного контроля. Часто — тревога, страх перед выполнением задания или его части. Мотивационно-потребностная сфера. Неустойчивость мотивов. Парадоксальность — существование нескольких взаимоисключающих мотивов. Низкое мотивационное опосредование. Нецеленаправленность регуляции поведения, неадекватность регуляции внешним опосредующим факторам. Диагностические рекомендации.
Внешний вид испытуемого, характерный для синдрома психотической дезорганизации, отличается большой вариабельностью — от безучастного, аспонтанного, отстраненного и подавленного до расторможенного, гиперактивного и экспрессивного. Мимике может быть свойственна как высокая, так и низкая сйш проявлений; реакции, как правило, скудные и однообразные. Часто невозможно калибровать состояние испытуемого по его внешнему виду. Поведение об* следуемого в целом часто соответствует патологическим интрапсихическим мотивам (бред, галлюцинации и др.).
Бывает сложно или невозможно сформировать рабочий мотив обследования. Испытуемый неспособен целенаправленно удерживаться в рамках алгоритма обследования, предлагаемого эксперимент татором. С трудом удается мотивировать испытуемого на следование инструи* циям и предписаниям, даже если они усвоены. Контакт формален и неустойчив. Диалог либо отсутствует, либо может в той или иной мере приобретал характер монолога испытуемого. Продуктивность в эксперименте крайне низ» кая. Часто нарушено понимание инструкций, либо отмечается их неверная трактовка. Отмечается снижение ориентировки в заданиях, непонимание испытуемым цели и субъективного значения обследования. Помощь экспериментатора может приниматься, но значительного влияния на результативность, как правило, не оказывает.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: шизофрения (все виды, формы и типы течения, кроме неврозоподобных), шизоаффективные расстройства, реактивные психозы, эпилептические, экзогенно-органические и органические психозы.
Дифференциальная диагностика.
Шизофренический ППС. Сохранность или специфические нарушения восприятия, внимания, оперативной и механической памяти. Нарушение селективности мышления проявляется преимущественно актуализацией гиперабстрактных или латентных аналитико-синтетических критериев, конкретные и прямЯ тивные операционные критерии редки. Возможен устойчивый мотив обследования, относительная адекватность эмоциональных реакций и частичная сохраИ ность волевого контроля.
Заключение по результатам психологического обследования испытуемого
... испытуемого в социальных контактах, коммуникабельности, стремлении соответствовать стандартам поведения. Таким образом, по результатам обследования можно говорить об отсутствии признаков органического ППС (доминируют нарушения ... симптомокомплексом). ... Мотив экспертизы сформирован, но неустойчив. Фон настроения ровный, скорее сниженный, испытуемый спокоен, несколько заторможен (на момент обследования ...
Аффективный ППС. Сохранность операционного компонента познавательных процессов, категориального строя и целенаправленности. Возможна устойчивость мотивов (в т.ч. обследования).
Стабильное изменение эмоционального фона по одному типу (повышение или понижение).
Адекватность эмоциональных реакций «по знаку», неадекватность по силе.
Лабильный вариант органического ППС. Стойкое сочетание сужения объема восприятия и лабильности внимания. Нарушение преимущественно смысловой памяти, при сохранности механической и запоминания конкретных стимулов. Опора на конкретные, примитивные, внешнеописательные аналитико-синтетические критерии. Повышенная реалистичность и пониженная продуктивность воображения, банальность, стереотипность, персеверации образов.
Личностно-аномальный ППС. Сохранность или вторичные нарушения операционного и динамического компонентов познавательных процессов.
Трудности и ошибки в диагностике. СПД, как правило, сопровождает острые психопатологические состояния, и чаще является преходящим феноменом. Поэтому диагностика СПД является прямым показанием к рекомендации психологом назначения повторного патопсихологического обследования по мере ослабления психических нарушений. Характерной особенностью психотической дезорганизации является неоднородность структуры и изменчивость выраженности нарушений познавательных процессов. Данное обстоятельство делает невозможным определение глубины интеллектуального дефекта, степени мотивационного и волевого снижения, выраженности эмоционального обеднения и др. показателей, требующих преимущественно психометрической оценки. Поэтому констатация СПД автоматически переносит решение прочих поставленных перед психологом задач на этап повторного патопсихологического обследования после выхода пациента из психотического состояния. СПД может явиться «патопсихологической находкой», особенно при аггравации и диссиму-ляции заболевания, т.е. выявляться только на этапе экспериментально-психологического исследования, существенно не проявляя себя в беседе и при наблюдении, особенно в амбулаторной практике. Ошибки в диагностике СПД связаны со свойственной синдрому неспецифичностью и разнородностью нарушений, невозможностью «уложить» их ни в один из других патопсихологических синдромов или связать с нозологической принадлежностью. Похожая картина может наблюдаться при установочном поведении испытуемого по типу искажения продукции.
Формирование тестовой батареи. Рекомендуется использование стандартной батареи психодиагностических методик в объеме, минимально достаточном для констатации факта наличия СПД.
Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс
Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс (синдром) устойчиво диагностируется при эндогенном психическом заболевании — шизофрении. Наиболее важным является проведение патопсихологического исследования при начальных (дебютных) проявлениях болезни, в ремиссии, экспертной практике, когда клинико-психопатологические проявления незначительны, разрознены или представлены невротическими (неврозоподобными) синдромами, а также в случаях значительной выраженности психопатологии для дифференциальной диагностики.
Мышление как процесс решения задач
... наглядной ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений. Мышление как процесс решения задач Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области ... тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация есть возникновение Новой познавательной потребности: «А ...
Варианты: выделение вариантов нецелесообразно.
Основными системообразующими факторами шизофренического патопсихологического симптомокомплекса являются нарушение селективности психических процессов (восприятия, памяти, процессов мышления), снижение уровня мотивационной активности, искажение и обеднение эмоционального реагирования, снижение целенаправленности психической активности.
Структура:
Когнитивная сфера.
Восприятие. При нарушении мотивационной стороны восприятия снижается интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора и т.д. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приводить к ограниченности, нереалистичности или фантастическому характеру восприятия.
Внимание. Характерен диссонанс между большей сохранностью непроизвольного и более заметным нарушением произвольного внимания. Изменение субъективного значения отдельных элементов действительности может приводить к неадекватной направленности внимания. Степень устойчивости внимания варьирует. Возможна патологическая прикованность внимания.
Память. В первую очередь страдает мотивационный компонент памяти. При этом может снижаться объем непосредственной памяти, нарушаться динамика мнестической функции. Опосредованная память страдает в значительно большей степени вследствие нарушения опосредования.
Мышление. Нарушения мышления являются ведущим компонентом данного патопсихологического симптомокомплекса. Нарушается функция всех основных звеньев мыслительной деятельности: операционного, динамического, мо-тивационного компонента, критичности. Необходимо отметить, что встречающееся в литературе выделение различных вариантов данного синдрома обуславливается разной степенью представленности и выраженности описанных нарушений.
Нарушение операционной стороны мышления:
а) искажение процесса обобщения по типу актуализации несущественных
(преимущественно — латентных или гиперабстрактных) признаков; а также час
тая опора на второстепенные, поверхностные, личностно значимые признаки;
б) расстройство (ослабление) категориального строя мышления;
в) снижения уровня обобщения, которое обнаруживается на более поздних
стадиях развития заболевания в связи с обусловленным различными причина
ми нарастанием «органического» профиля изменений.
Нарушение мотивационного компонента мышления может проявляться в формах:
а) разноплановости: суждения о каком-либо явлении протекают в разных
плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и це
ленаправленного высказывания;
б) резонерства: склонность к рассуждательству со своеобразной аффектив
ной захваченностью, сужением круга смыслообразующих мотивов, повышен
ной тенденцией к оценочным суждениям;
в) общего нарушения процесса саморегуляции познавательной деятельности. Снижается целенаправленность познавательной деятельности, предпочтение отдается легко актуализируемым способам, избегаются трудности и интеллектуальное напряжение.
Нарушение динамики мышления: чаще встречается ускорение ассоциативного процесса, реже — его замедление. Может выявляться лабильность мышления — колебание темпов выполнения и использование разных уровней обобщения; реже, особенно на начальных этапах параноидной шизофрении, инертность
Методы исследования нарушений психических процессов и состояний
... интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической ... и больниц. Патопсихологические данные все шире стали использоваться психиатрами в процессе дифференциальной диагностики психических заболеваний. Ценный и плодотворный принцип личностного ...
мышления.
Нарушение критичности мышления характерно для всех этапов заболевания, что выступает важным диагностическим признаком в случаях, когда расстройства операционного и мотивационного компонентов не носят еще развернутого характера.
Воображение: на ранних стадиях болезни, особенно в психотических состояниях, отличается высокой продуктивностью. Характерна разнородность образов, их нереалистичность, сверхоригинальность. На более поздних стадиях развития заболевания и при неблагоприятном течении шизофренического процесса обнаруживается снижение уровня воссоздающего и творческого воображения. Речь: устная — характерны изменения семантической стороны (шизофазия, неологизмы, изменение значений слов, избыточная смысловая насыщенность речи) и просодической стороны (невыразительность и монотонность речи, недостаточная эмоциональная окраска речевых высказываний).
Возможно преобладание монологовой активности. Письменная речь: своеобразие почерка, «набивка» (заполнение пустых пространств листа), орнаментация, привнесение символики, персеверация элементов.
Эмоциональная сфера. Ее нарушения могут проявляться в снижении нюансировки, динамики, адекватности эмоциональных реакций. Характерны неадекватные по амплитуде и направленности реакции на относительно стандартный стимул, выраженная эмоциональная амбивалентность и парадоксальность, обеднение всех параметров эмоционального ответа (повышение порога возникновения, ослабления амплитуды, динамики, спектра, субъективного переживания,
экспрессии).
Мотивационно-потребностная сфера. Нарушение структуры и иерархии потребностей, часто в виде сосуществования гомеостатических и отдельных высших потребностей (познавательных, эстетических) при ослаблении потребности в безопасности, самопроявлении и т.д. Нарушение побудительной и смыс-лообразующей функций мотивов. Характерными являются ослабление побудительной функции мотивов, парадоксальность мотивации в виде сосуществования нескольких взаимоисключающих мотивов, искажения целеполагания и целедостижения.
Диагностические рекомендации.
В беседе можно отметить снижение заинтересованности в контакте, в обсуждении эмоционально-значимых тем, в ряде случаев — неадекватную направленность интереса (исключительную сосредоточенность на психопатологической тематике).
Имеют значение ослабление и парадоксальность мимического сопровождения, характерные речевые нарушения.
При экспериментальном исследовании преобладающим чаще отмечается формальное участие в эксперименте, слабый интерес к его целям, процессу и результатам, ослаблена реакция на критику. Исследуемые пациенты не задают вопросов, не ищут оценки и одобрения, легко нарушают инструкции, отказываются от выполнения. Отказ не является аффективно насыщенным, в ряде случа» ев его можно преодолеть достаточно легко, хотя и ненадолго. В силу нарушения критичности помощь со стороны экспериментатора используется мало или от:-‘ вергается. Темп работы испытуемого в эксперименте может быть повышен. Часты указания на субъективную истощаемость. Возможна фиксация внима» ния пациента на случайных, хаотично и причудливо выхваченных из общего контекста деталях стимульного материала. Исследование внимания пробам© Шульте, «счетом с переключением» может выявить изменения объема и переключаемое™ произвольного внимания; может отмечаться отвлекаемость на посторонние раздражители, связанная со слабостью рабочего мотива. Непроизвольное внимание обычно страдает менее, характерно снижение внимания к ошибкам, реакциям экспериментатора. При исследовании непосредственного запоминания можно отметить нарушение его динамики — феномен «плато» (мнемограмма по типу 3\5\7\7\7\4).
Исследование структуры нарушений мышления при шизофрении с позиций ...
... никакие данные в области нейропсихологии, нейрогенетики или нейробиологии не могут объяснить нарушений мышления, которые до сих пор даже не описаны единообразно и полностью не ... к его динамическим, регуляционным, эмоциональным, личностным и другим производным либо побочным вариантам нарушений мышления. Для каждой из 59 характеристик были разработаны операциональные дефиниции, сформулированные на ...
В силу нарушения процессов ассоциировав ния продуктивность опосредованно^О-■3^шоШнан^ая^[методика пиктограмм) так-жТЪШчноневысока и может быть ниже объема непосредственного. При ис* следовании ассоциативного процесса более специфичным является нарушение содержательной стороны (неадекватность ассоциаций), может нарушаться и динамика мышления (неравномерная скорость ассоциирования, снижение или повышение темпа).
Нарушения мышления можно отметить в беседе и, особенно, в экспериментальном исследовании (пробы «Классификация», «Исключение», «Аналогии», «Сравнение понятий», «Толкование пословиц» и т.п.).
При легком уровне проявлений данного симптомокомплекса можно отметить незначительные нарушения селективности признаков в аналитико-синте-тических операциях: уравновешивание частоты актуализации существенных, второстепенных и латентных признаков, колебания в выборе признаков, правильного варианта решения и т.д. При более глубоких нарушениях актуализация несущественных признаков становится устойчивой, нарушается логика рассужу дений, появляются элементы разноплановости (суждения о каком либо явлении протекают в разных плоскостях; определения и выводы не представляют собой планомерного и целенаправленного высказывания), резонерства (склонность к нецеленаправленному, бесплодному рассуждательству) в тех случаях, когда имеет-место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смысло-образующих мотивов, повышенная тенденция к оценочным суждениям).
При исследовании мышления и воображения отмечается увеличение количества оригинальных неадекватных форм. Частым феноменом, обнаруживаемым в эксперименте, является проекция параноидных переживаний, когда содержанию стимульного материала приписываются угрожающие, враждебные импульсы, часто в прямо психопатологической форме.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: шизофрения, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизоидное расстройство личности. Дифференциальная диагностика.
Шизофренический патопсихологический симптомокомплекс необходимо дифференцировать с СПД (см.выше).
По нарушениям мотивационно-потреб-ностной и эмоциональной сфер личности шизофренический ППС необходимо разграничивать с личностно-аномальным симптомокомплексом, особенно шизоидным. Часто, особенно при наличии в клинической картине стойких нарушений аффекта, и выявлению соответствующих патопсихологических эквивалентов — с аффективным симптомокомплексом. Реже, при выявлении в рамках шизофренического симптомокомплекса нарушений внимания, снижения уровня обобщения, ослабления целенаправленности и критичности мышления — с органическим патопсихологическим симптомокомплексом. Следует обращать внимание на облигатные признаки шизофренического симптомокомплекса, включающие специфический тип искажения обобщений, ослабление моти-вационной активности, нарушение целенаправленности деятельности, обеднение и неадекватность эмоционального ответа.
Конспект №10 «Педагогическая помощь и психологическая коррекция ...
... пор остается неясным. Часто приходится давать положительную оценку той точке зрения, что нарушения эмоциональных реакций и поведения связаны с окружающим миром и являются следствием ... чувство полной несостоятельности. Эти патологические состояния могут вызывать у ребенка и эмоциональные нарушения, особенно, как мы уже говорили, при неблагоприятных воздействиях со стороны окружающего его ...
Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубоком уровне нарушений, когда трудно отграничить эмоциональные изменения, склонность к оригинальности ассоциаций, эпизодические искажения обобщения при неглубоких нарушениях мотивационной сферы от подобных нарушений в рамках личностно-аномального симптомокомплекса. В данном случае решающим является ослабление связи эмоциональных реакций с внешними стимулами, низкая адекватность оригинальных ассоциаций, возникновение искажений при аналитико-синтетических операциях вне связи с психологически понятными личностными искажениями в процессе исследования. Также трудности могут возникнуть при сочетании с выраженными органическими нарушениями (снижение памяти, внимания, уровня обобщения), когда последние маскируют искажения мышления, нарушения мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер. Необходимо учитывать, что нарушения продуктивности и динамики психических процессов при аффективных расстройствах часто маскируют стоящие за ними нарушения шизофренического регистра.
Формирование тестовой батареи. Рекомендуется использование стандартной тестовой батареи, с акцентом на пробы, исследующие мышление, ассоциативный процесс. В случае неглубоких нарушений целесообразно основное внимание обращать на пробы с менее структурированным материалом (например, методика Роршаха, ТАТ), большей степенью свободы, требующие высокой творческой активности пациента; а также на «провокационные» пробы, требующие достаточной критичности и целенаправленности мышления. В ряде случаев для подтверждения ослабления значения социума, изменения мотива-ционно-потребностной сферы, самооценки и т.п., целесообразно включать в тестовую батарею различные «личностные» методики (тест Сонди, тест Вагне-‘ ра, ТАТ, тест «самооценка», проективные рисуночные методики и т.п.).
Аффективный патопсихологический симптомокомплекс
Аффективные расстройства в клинике представлены преимущественно маниакальным и депрессивным синдромами. Клинически выраженные аффективные синдромы обычно не нуждаются в патопсихологическом подтверждении. Патопсихологическое исследование чаще всего необходимо при стертых, атипичных, «скрытых» (маскированных, поведенческих) депрессивных и маниакальных состояниях или при их включении в более сложные психопатологические синдромы (например, в аффективно-бредовые).
Аффективный патопсихологический синдром классически представлен при эндогенных аффективных психозах.
Варианты: а) гипертимический; б) гипотимический
4.3.1. Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.
Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страдающих патологическим повышением аффекта (варианты маниакального синдрома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, увеличения скорости протекания и ослабления последовательности) психических процессов.
Упражнения на развитие мышления, воображения, внимания, памяти
... не всех познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания. Упражнения, направленные на развитие мышления Загадки Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки ... укажет большее число различных функций предмета. Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и ...
Структура;
Когнитивная сфера.
Восприятие: расширение объема, снижение дифференцированности восприятия, «случайное» восприятие.
Внимание: нарушение устойчивости внимания, повышенная отвлекаемость, нарушение переключаемости, иногда наблюдается «сверхпереключаемость».
Память: в ряде случаев отмечается гипермнезия. Непосредственное механическое запоминание нарушается при значительной степени выраженности аффективных расстройств. Смысловое чаще сохранно.
Мышление: ускорение темпа мыслительного процесса, лабильность мышления (отсутствие когнитивной стратегии).
Оживление ассоциативного процесса. Продуктивность мышления обычно не нарушена, однако имеет место снижение целенаправленности суждений, ослабление волевого контроля над качеством интеллектуальной продукции, снижение критической оценки своих результатов.
Воображение: продуктивность сохранна, возможно повышение при относительно сохранной реалистичности.
Речь: устная — ускорение темпа и увеличение громкости речи, преобладание монолога, логоррея. Слабое «оттормаживание» побочных ассоциаций. Ассоциации по созвучию. Письменная речь: гиперпродуктивность, патетический или
поэтический стиль.
Эмоциональная сфера. Повышение фона настроения (гипертимия), нестабильность, чрезмерная интенсивность эмоциональных реакций. Могут быть неадекватными по направленности, «случайными». Нарушения волевого контроля над аффективностью.
Мотивационно-потребностная сфера. Ослабление и неустойчивость мотивов деятельности, целеполагания. Доминирование утилитарно-гедонистических и «случайных» мотивов (например, ориентировочных реакций).
Гиперсексуальность.
Диагностические рекомендации.
Внешний вид испытуемого, характерный для гипертимического варианта аффективного патопсихологического симптомокомплекса, отличается гипердинамическими проявлениями в мимике, жестикуляции и моторике. Мимические и пантомимические реакции усиленные и крайне разнообразные; могут быть достаточно адекватными по направленности и соответствовать приподнятому фону настроения. Высокую работоспособность испытуемого в эксперименте обычно обуславливают мотивы коммуникации и самоутверждения. Поведение обследуемого может носить игровой оттенок, отличаться склонностью к самолюбованию или быть сексуально окрашенным. Основной проблемой экспериментатора часто является необходимость жестко регламентировать деятельность пациента из-за ее низкой целенаправленности. Продуктивность в эксперименте обычно повышена, особенно в заданиях, апеллирующих к творческим решениям и мало отягощенных нормативами. Возможна «творческая» переработка инструкций в связи с нарушением критичности. Помощь экспериментатора принимается, что когнитивного стиля существенно не меняет. Реакция на неудачу в эксперименте слабая, по типу отрицания неуспеха.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: маниакальная фаза аффективных эндогенных психозов, шизофрения с периодическим и приступообразно-прогредиентным течением, шизоаффективные психозы, экзогенно-органические (например, токсические) и органические поражения головного мозга.
НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ ДЕПРЕССИИ И СТРЕССЕ
... (его утрата или переедание) нарушение функции кишечника (запоры) снижение сексуальных потребностей снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных ... о собственной ненужности, незначимости, беспомощности замедленность мышления Для постановки диагноза "депрессия" необходимо, чтобы часть ... улучшать своё самочувствие. ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРИ ДЕПРЕССИИ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ...
Дифференциальная диагностика:
Гипертимический вариант аффективного патопсихологического симптомо-комплекса следует дифференцировать с патопсихологическим симптомокомп-лексом психотической дезорганизации, а также с шизофреническим патопсихологическим симптомокомплексом. Возможно сочетание данного симптомо-комплекса с органическим.
Трудности и ошибки в диагностике: при решении клинической задачи разграничения «чистых» аффективных нарушений от шизоаффективного варианта течения шизофрении в эксперименте достаточно часто обнаруживается, что динамические нарушения, характерные для аффективного патопсихологического симптомокомплекса, «закрывают» нарушения, характерные для шизофрении. В данной ситуации рекомендуется повторное проведение исследования вне психотического состояния.
Формирование тестовой батареи: стандартная.
4.3.2.Гипотимический вариант аффективного патопсихологического симптомокомплекса.
Нарушения познавательной деятельности, выявляемые у пациентов, страдающих гипотимическими расстройствами (варианты депрессивного синдрома), выражаются, в основном, в виде динамических нарушений (в первую очередь, снижения скорости протекания и интенсивности) психических процессов.
Структура:
Когнитивная сфера.
Восприятие: сужение объема.
Внимание: снижение активности. Затруднение произвольной концентрации на объектах. Возможна истощаемость внимания. Снижение переключаемости» и объема.
Память: снижение объема оперативной памяти. Кратковременная память: низкий объём запоминания; про- или постактивное торможение следов. Смысловое запоминание и долгосрочная память страдают мало.
Мышление: замедление темпа мыслительного процесса, бедность и шаблонность ассоциаций. Обычно выявляется негрубое снижение уровня обобщения. При стимуляции пациенты демонстрируют сохранную способность оперировать категориями. Часто проявляется инертность мышления, стереотипность подходов к решению заданий и склонность к персеверациям. Мотивационный компонент мышления может быть снижен, что проявляется в общей мало- или непродуктивности. Целенаправленность суждений не страдает. Пациенты могут гиперкритически оценивать результаты своей деятельности, что, однако, не противоречит диагностике ослабления критичности мышления.
Воображение: продуктивность существенно снижена, реалистичность сохранна.
Речь: устная — выражено замедление темпа речи, уменьшение громкости, низкая спонтанная речевая активность. Непродуктивность или малая продуктивность в диалоге. Письменная речь: микрография, возможна непродуктивность.
Эмоциональная сфера. Снижение фона настроения (гипотимия).
Обычно -пониженная амплитуда, малая нюансированность, низкая экспрессивность эмоциональных реакций. Высокий порог возникновения эмоционального ответа. Инертность эмоциональных реакций. Направленность эмоционального ответа
м. б. адекватной,
Мотивационно-потребностная сфера. Общее ослабление мотивационной активности. Низкая актуальность потребности самосохранения, направленность агрессии на себя (аутрагрессия).
Диагностические рекомендации.
Характерен внешний печальный, подавленный вид испытуемого, что сопровождается низким уровнем моторной активности, мимических, пантомимических проявлений. Работоспособность в эксперименте обычно очень низкая, выражена истощаемость, существенно снижен темп психических процессов. Характерны отказы от выполнения относительно более сложных заданий. Рабочий мотив не формируется или участие по типу сотрудничества. Заинтересованность в результатах не проявляется. Необходима активная стимуляция для получения продукции в эксперименте. Усвоение и удерживание инструкций страдает мало. Реакция на неудачу в эксперименте слабая, часто интрапунитивной
направленности. №М
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: депрессии любой этиологии, за исключением невротических депрессий.
Дифференциальная диагностика.
Необходимо разграничивать с органическим ППС.
Трудности и ошибки в диагностике. Для разграничения с органическим ППС необходимо учитывать вторичный характер нарушений функций внимания и памяти в структуре аффективного ППС, улучшение аттентивно-мнестических показателей в ответ на стимуляцию, сохранность смыслового запоминания, категориальную четкость мышления, незначительные нарушения его критичности, большую доступность использования прошлого опыта.
Формирование тестовой батареи: стандартная.
Органический патопсихологический симптомокомплекс
Органический патопсихологический симптомокомплекс характерен для широкой группы заболеваний, сопровождающихся поражением различных структур головного мозга с психотическими, интеллектуальными и личностными расстройствами.
Характерные нарушения когнитивных функций включают расстройства вни
мания и запоминания, абстрагирования, динамики мышления, качества анали-
тико-синтетических операций. <*ц
Варианты: а) ригидный; б) лабильный; в) мнестический.
Структура ППС:
Когнитивная сфера.
Восприятие: сужение объема.
Внимание: при ригидном варианте органического патопсихологического симптомокомплекса отмечается снижение объема, переключаемое™, концентрации внимания, а также выявляется быстрое наступление истощения внимания. Лабильный вариант органического патопсихологического симптомокомплекса характеризуется снижением объема и устойчивости внимания; при мне-стическом — описанные выше нарушения внимания могут сочетаться и выступать в виде сужения объема, нарушения концентрации и повышенной истощаемости процессов внимания.
Память: нарушения памяти являются типичными для всех трех вариантов органического патопсихологического симптомокомплекса, и проявляются расстройством произвольного и непроизвольного запоминания, хранения и воспроизведения информации. Кратковременная память: низкий объем запоминания; ложные воспроизведения (конфабуляции), воспроизведение стимулов из предшествующих заданий. Выраженное про- или постактивное торможение следов. Иногда механическое запоминание относительно сохранно по сравнению со смысловым. Долгосрочная память: затруднение и мозаичность воспроизведения, конфабуляции. При мнестическом варианте органического ППС нарушения памяти существеннр доминируют над расстройствами процесса мышления.
Мышление: возможно некоторое замедление темпа ассоциативного процесса, его подвижности,, характерна шаблонность ассоциаций. Классическим признаком выступает нарушение операционной стороны мышления, проявляющееся заметным снижением уровня обобщения. В своих решениях пациенты опираются на несущественные, поверхностные признаки предметов и явлений -конкретные, ситуационные, случайные. Существенно нарушены операции абстрагирования, анализа и синтеза, особенно при взаимодействии с незнакомым материалом. Ригидный вариант органического ППС характеризуется низким темпом, инертностью мышления, склонностью к персеверациям; стабильный вариант — лабильностью мышления, отсутствием оформленной стратегии решения задании. ‘Возможно снижение мотивационноготомтготгенТа— мышления, снижетгие-его целенаправленности, разноплановость. Обязательны нарушения критичности мышления.
Воображение: выраженное снижение продуктивности, шаблонность творческой продукции.
Речь: устная — нарушения грамматики, обеднение просодики, низкая смысловая насыщенность, часто смысловая ригидность. Персеверации. Письменная речь: крупный, неровный почерк; нарушения грамматики, персеверации. При рисовании — макрография, дрожащий, разорванный контур, персеверация элементов, конкретность.
Эмоциональная сфера. Увеличение амплитуды, малая нюансированность эмоциональных реакций. Низкий порог возникновения эмоционального ответа. Выраженная инертность эмоциональных реакций, возможна тенденция к аффективной кумуляции. Направленность эмоционального ответа может быть адекватной. Нарушения волевого контроля над эмоциональными проявлениями. Обеднение этических эмоций.
Мотивационно-потребностная сфера. Ослабление спонтанной мотиваци-онной активности, мотивационная истощаемость. Низкое мотивационное опосредование, возможны нарушения целеполагания. Нарушение структуры и иерархии потребностей с резким доминированием утилитарно-гедонистических мотивов. Часто — актуализация агрессивных побуждений.
Диагностические рекомендации. Характерный ЬаЫтш может быть связан с усиленной малонюансированной мимической экспрессией (огрубленные черты лица, малодифференцированная мимика).
Часто усиление моторной активности, пантомимики. Работоспособность в эксперименте обычно низкая, выражена истощаемость, снижен темп психических процессов. Характерны отказы от выполнения относительно более сложных заданий. Обычно удается мотивировать пациента на выполнение заданий, помощь и подсказка принимаются, но используются ограниченно, в зависимости от степени интеллектуального снижения. Стимуляция повышает продуктивность в эксперименте. Реакция на неудачу в эксперименте выражена, часто экстрапунитивной направленности.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: широкий круг «органических» заболеваний головного мозга — травматического, интоксикационного, сосудистого, атрофичес-кого, опухолевого, метаболического, эндокринного, паразитарного генеза. Иногда обнаруживается при шизофрении с длительными сроками течения, как следствие интенсивной проводимой в настоящий момент или как последствие длительной терапии психотропными средствами; при органических расстройствах
личности.
Дифференциальная диагностика.
Необходимо дифференцировать с шизофреническим (при нарушениях динамики мыслительного процесса, персеверациях), аффективным (его гипоти-мическим вариантом, особенно проявляющимся выраженной непродуктивностью), личностно-аномальным (поскольку в рамках органического профиля нарушений также встречаются искажения процесса обобщения за счет
привлечения личностно-значимых признаков) патопсихологическими симпто-мокомплексами. Часты сочетания органического с вышеперечисленными ППС.
Трудности и ошибки в диагностике.
Обычно больших трудностей не возникает. Характерны диссоциация в качестве выполнения заданий, связанная с интеллектуальными затруднениями; явные нарушения внимания и памяти, истощаемость, нарушения аффективного контроля. Необходимо соблюдать диагностическую осторожность при исследовании лиц с низким образовательным и культуральным уровнем, дающими в эксперименте сходный профиль.
Формирование тестовой батареи. Стандартная батарея может дополняться тестами исследования интеллекта (оптимально — тестом Векслера), позволяющими верифицировать «органический» профиль нарушений.
Олигофреническнй патопсихологический симптомокомплекс
Олигофренический ППС следует рассматривать как специфичный вариант органического ППС. Характерным признаком олигофренического патопсихологического симптомокомплекса является тотальный характер нарушения всех психических процессов. Структура ППС: Когнитивная сфера.
Восприятие: отмечается сужение объема, недостаточная дифференцирован-ность восприятия, плохо различаются сходные предметы при их узнавании (при выраженной степени нарушения).
В связи с нечеткостью восприятия для правильного узнавания изображений требуется значительное количество времени. Кроме того, восприятие недостаточно активно. При рассматривании изображений отмечается поверхностное схватывание отдельных объектов, изображенных на них. Внимание: характерно недоразвитие произвольного внимания, сужение объема, плохое распределение, затрудненное переключение и истощаемость внимания. Это обуславливает трудности сосредоточения на заданиях, требующих умственного напряжения. При отыскивании чисел по таблицам Шульте отмечаются пропуски чисел, их «потери», увеличение времени работы с каждой отдельной таблицей.
Память: выявляются нарушения операционного, динамического, мотиваци-онного компонентов процесса запоминания. Механическая память более развита, чем опосредованная. Однако, даже для запоминания не связанных между собой по смыслу слов требуются многие повторения, а через короткое время воспроизводится небольшое их количество. Медленно и с трудом усваивается новый материал, необходимо его неоднократное повторение, но он быстро забывается и использование на практике каких-либо приобретенных знаний зат-
руднено. В методике пиктограмм в связи с нарушением образования логических связей между словами и изображением слабой оказывается опосредованная память. Лучше запоминаются внешние признаки предметов и явлений в их случайных сочетаниях, но внутренние логические связи и отношения запоминаются плохо, так как недостаточно понимаются.
Мышление: выявляются нарушения операционной стороны мышления по типу снижения уровня доступных обобщений; нарушение динамики мышления по типу замедления протекания мыслительных операций (тугоподвижность мышления), инертности; ослабления мотивационного компонента мышления; нарушения критичности мышления. Снижение уровня доступных обобщений проявляется конкретно^ситуационным характером мышления, затруднением абстрагирования. Выделение существенных признаков, закономерных связей затруднено. Плохо усваиваются правила и общие понятия; при способности установления различия в предметах невозможным оказывается выделение существенных черт их сходства. При «сравнении понятий» опора идет на случайные, внешние признаки, а существенные игнорируются. Особые затруднения отмечаются при выполнении «классификации предметов», где формирование групп осуществляется с опорой на включенность тех или иных предметов в единую конкретную ситуацию из опыта испытуемого. Невозможным оказывается абстрагирование от всех предъявляемых предметов какого-либо признака, согласно которому предметы, обычно входящие в различные наглядные ситуации, могли бы быть объединены в единую группу. Так, затруднено объединение в одну группу по признаку «живого — неживого». При построении «простых аналогий» часто невозможным оказывается усвоение инструкции, выполнение заданий «случайно», по произвольному конкретному способу. «Сложные аналогии» недоступны.
Также обнаруживается слабость регулирующей функции мышления и некритичность суждений при непоследовательности рассуждений.
Воображение: выраженный дефект развития фантазии и воображения. В эксперименте оказываются невозможными даже составление рассказов из заданных слов, связная передача событий из собственной жизни.
Речь: устная — дефекты произношения, косноязычие, шепелявость, плохое различение звуков, путаница близких фонем, искажения слов при произношении (особенно сложных слов).
.Словарь, как пассивный, так и активный, мал. Слово часто является не понятием, а названием конкретных объектов. Речь плохо оформлена грамматически, фразы односложные. Письменная речь часто не сформирована.
Эмоциональная сфера. Незрелость и малая дифференцированность эмоциональных реакций, тонкие оттенки чувств недоступны. Высшие чувства слабо развиты. В переживании доминируют элементарные чувства, которые нередко исчерпываются удовлетворением физических потребностей. Осознавание эмо- ций ограничено. Часты как переоценка своих возможностей, некритическое отношение к ним, так и переживание чувства своей неполноценности в связи с4* отрицательным отношением со стороны других людей, обиды за свою несостоятельность.
Мотивационно’потргбностная сфера. Низкий уровень мотивационной активности и малое мотивационное разнообразие. Низкий уровень мотивацион-ного опосредования, слабость целеполагания. Несформированность социально направленных мотивов. Дефицитарность волевой активности, высокая внушаемость.
Диагностические рекомендации.
Внешний облик пациентов часто отмечен дизонтогенетическими признаками. Характерно выраженное ослабление мимической экспрессии, гипомимия, гипопантомимия. «Угловатость» и несформированность тонких двигательных навыков. Существенное значение имеют речевые нарушения, выраженные затруднения при усвоении инструкций, понимания смысла заданий. Работоспособность в эксперименте низкая, выражена истощаемость, существенно снижен темп психических процессов. Рабочий мотив не формируется, преобладает ведомость. Заинтересованность в результатах мала. Необходима активная стимуляция для получения продукции в эксперименте. Важным диагностическим аспектом является низкая обучаемость испытуемых в эксперименте. С этой целью на протяжении всего исследования проводится обучающий эксперимент, где испытуемому предлагаются разные виды обучающей помощи: стимулирующая, уточняющая, организующая и полный обучающий урок. От степени выраженности олигофренического дефекта зависит использование испытуемым вида обучающей помощи, а следовательно, и обучаемость будет различной, от небольшого снижения до полного отсутствия обучаемости.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: дифференцированные и недифференцированные формы олигофрении.
Дифференциальная диагностика.
Наиболее часто олигофренический ППС приходится дифференцировать с органическим. Основными дифференциально-диагностическими признаками при олигофреническом ППС являются тотальный характер нарушения всех компонентов мышления, процессов анализа и синтеза (при органическом ППС нарушения мышления носят мозаичный характер, и в большей степени страдают процессы внимания, памяти и работоспособность в целом); различия отмечаются также в способности использования и объеме прошлого опыта, а также в структуре нарушений эмоциональности.
Трудности и ошибки в диагностике. Затруднительна дифференциация легких форм олигофрении и пограничного уровня умственного развития. В этих случаях следует учитывать степень нарушения процессов мышления и крите-
рий обучаемости, раскрывающий возможности «зоны ближайшего развития», если таковая имеется.
Формирование тестовой батареи. Стандартная тестовая батарея, с введением в методики всех уровней обучающего эксперимента.
Эпилептический патопсихологический симптомокомплекс
Данный симптомокомплекс также следует рассматривать как специфичный вариант органического ППС, наиболее часто встречающийся при эпилепсии как нервно-психического заболевания, реже при аномалиях личности.
Характерными признаками эпилептического патопсихологического симпто-мокомплекса являются низкая переключаемость, инертность психических процессов, склонность к детализации в восприятии и мышлении, специфические изменения эмоций и мотивации.
Структура:
Когнитивная сфера.
Восприятие: детализирующий характер восприятия. Испытуемый подробно описывает мельчайшие детали, затрудняясь в выделении целого.
Внимание: наблюдается сужение объема и низкая переключаемость процесса, истощаемость внимания отсутствует. Наряду с этим, отмечается повышенная сосредоточенность на эмоционально-значимых объектах.
Память: нарушения операционного, динамического и, менее, — мотивацион-ного компонентов процесса запоминания. В легких случаях обнаруживаются нарушения произвольной репродукции (концентрация внимания на удержании в памяти какого-либо слова приводит к ухудшению способности произвольной репродукции).
Смысловая память страдает в меньшей степени, чем механическое запоминание. Долговременная память нарушается мало.
Мышление: снижение темпа ассоциативного процесса, шаблонность ассо-. циаций. Снижение уровня обобщения, склонность актуализировать в качестве опорных при обобщении конкретные ситуационные и личностно-значимые признаки. Характерный стиль выполнения мыслительной задачи — функционально-эгоцентрический. Выраженные нарушения динамики — инертность мышления, склонность к детализации и персеверациям. Нарушение критичности мышления, выраженный эгоцентризм суждений. Иногда отмечается специфическое резонерство, возникающее по бытовым, личностно-значимым основаниями, часто имеющее оттенок морализации, не сопровождающееся нарушением целенаправленности суждений.
Воображение: использование клише.
Речь: устная — изменения темпа, часто логорея или олигофазия, использование в речи уменьшительно-ласкательных суффиксов (слащавость), своеобразие речевой стилистики (патетический, официальный стиль).
Письменная речь
— аккуратность, педантичность, каллиграфический характер почерка, шаблонные фразы и персеверации.
Эмоциональная сфера. Отмечается увеличение амплитуды и снижение подвижности эмоциональных реакций. Выражена склонность к кумуляции аффекта, что в сочетании с нарушением волевого контроля над негативными эмоциями может проявляться в периодических брутальных эмоциональных разрядках. Диссоциация между демонстрируемой доброжелательностью, угодливостью и внутренней фиксацией на негативных эмоциональных аспектах. Типично переживание чувства обиды и злопамятность по отношению к конкретным фрустрирующим лицам/обстоятельствам, а также переживание чувства ревности. Возможны длящиеся дисфорические состояния.
Мотивационно-потребностная сфера. Во всех случаях обнаруживаются специфические нарушения мотивации. Спонтанный уровень мотивационной активности высокий. Отмечается преобладание эгоцентрических, в случае выраженных личностных изменений — утилитарно-гедонистических мотивов. Наблюдается поведенческая диссоциация — пациенты демонстрируют преимущественно альтруистические, просоциальные основания своего поведения. Усилены агрессивные и сексуальные побуждения. В поведении проявляется склонность к порядку и аккуратности.
Диагностические рекомендации.
Можно отметить замедленность в движениях, мимическую бедность. Характерен низкий или невысокий темп работы в эксперименте, что часто существенно удлиняет исследование. Мотив участия в исследовании часто оформляется как стремление соответствовать ожиданиям экспериментатора. Работоспособность в эксперименте варьирует, истощаемость отсутствует. Помощь и подсказка принимаются, но используются ограниченно, в зависимости от степени интеллектуального снижения. Испытуемые часто высказывают благодарность за исследование.
Психические расстройства, при которых встречается данный патопсихологический симптомокомплекс: генуинная и симптоматическая эпилепсия, органические заболевания головного мозга, последствия черепно-мозговой травмы, органические расстройства личности, «эпилептоидная» психопатия (в МКБ-10 поглощена компульсивным личностным расстройством).
Дифференциальная диагностика.
Проводится преимущественно с органическим патопсихологическим сим-птомокомплексом. Определяющими признаками являются выраженная инертность психических процессов, наклонность к детализации в восприятии и мышлении, своеобразие изменений эмоциональной и мотивационной сфер.
Трудности и ошибки в диагностике. Обычно диагностика затруднений не вызывает.
Формирование тестовой батареи. Стандартная тестовая батарея.
Личностно-аномальный патопсихологический симптомокомплекс
Понятие аномалий личности в отечественной психиатрии соответствует термину «психопатии» /личностные расстройства в МКБ-10/. К психопатиям приближаются акцентуации характера как крайние проявления нормы, в ряде случаев сопровождающиеся явными проявлениями декомпенсации, способствующие проявлению психических заболеваний, своеобразию формирования личности, а также социально-психологических проблем, возникающих у субъекта в связи с воспитанием, образованием, соблюдением законов, семейными отношениями и профессиональным ростом.
Патопсихологические эквиваленты нарушений психической деятельности выявляются при исследовании когнитивных, эмоциональных, мотивационньгх характеристик психопатических личностей полярных вариантов — возбудимого (диссоциальное личностное расстройство, в первую очередь) и торпидного типов (депрессивное, компульсивное личностное расстройство и др.).
Варианты: а) возбудимый; б) торпидный.
Более заметно познавательная деятельность нарушается у пациентов, страдающих расстройством личности возбудимого типа, с невысоким интеллектуальным уровнем, находящихся в состоянии выраженной декомпенсации.
4.7.1. Возбудимый вариант личностно-аномалъного патопсихологического симптомокомплекса
Структура ППС:
Когнитивная сфера.
Восприятие, внимание и память обычно не страдают или их нарушения не связаны со структурой синдрома.
Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны значительные колебания продуктивности (импульсивность в работе, внезапные отказы), нарушение, обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков, возможная проекция (главным образом, агрессивная) в ассоциативном эксперименте, «Пиктограмме»; нарушение критичности. Высокая аффективная обусловленность мышления.
Воображение. Возможная проекция установок (например, агрессивных, садистических).
Достаточная реалистичность воображения, может быть повышена его оригинальность.
Речь. Обычно достаточно хорошо интонированная, часто сопровождающаяся активной мимикой и жестикуляцией. Нередко использование в устной речи ненормативных, жаргонных слов.
Эмоциональная сфера Увеличение амплитуды и подвижности эмоциональных реакций, возможна яркая эмоциональная экспрессия. Снижение порога, возникновения эмоционального ответа. Эксплозивность, склонность к эмоциональному «самовзвинчиванию». Выраженная нестабильность аффективного фона, нарушение или снижение волевого контроля над эмоциями, ослабление этического контроля.
Мотивационно-потребностная сфера: отмечается деформация мотиваци-онной сферы с доминированием примитивных (агрессивных, утилитарно-гедонистических и т.д.) мотивов, слабость звучания альтруистических мотивов. Характерны нестабильность и завышение уровня притязаний, неадекватное повышение и неустойчивость самооценки. Диагностические рекомендации.
Заострение свойств личности можно отметить при беседе, изучении анамнеза, экспериментальном исследовании различными личностными опросниками и проективными тестами (значительное повышение (понижение) бальных оценок по тем или иным шкалам, типам реакций и т.п.).
Нестабильный, завышенный уровень притязаний, завышенная самооценка выявляется в клинико-психологической беседе, в ходе экспериментального исследования (подчеркивание своей правоты, своих положительных качеств и достоинств в процессе беседы, неадекватная личностная экстрапунитивная реакция на критику при исследовании познавательной деятельности и т.п.).
Повышенную конфликтность в межперсональных отношениях можно наблюдать и в ситуации эксперимента (нарушение дистанции, провокационные вопросы и высказывания испытуемого и т.п.).
Возможно проецирование интерперсональных конфликтов в тестах «пиктограмм», «рассказ по картинке», «рассказ по серии картинок» и т.п. Нарушение аффективного контроля проявляется в неадекватных стимулу интенсивности и длительности реакций, трудности их переключения, что может отмечаться при беседе и экспериментальном исследовании (например, шоковые реакции на эмоционально значимые понятия в ассоциативном эксперименте, методике «пиктограмм». Выраженная аффективная обусловленность мышления проявляется в колебаниях продуктивности, качества выполнения по принципу интересности-неинтересности, успешности-неуспешности. Импульсивность в работе, нарушения волевого контроля особенно заметны при предъявлении достаточно длинной серии однотипных заданий («Выделение существенных признаков», «Исключение» и т.п.).
Часто отмечается формирование оппо-зиционно-негативистических или других искажающих установок в эксперименте. При общей сохранности категориального строя и операций мышления в ряде случаев возможны неадекватные решения, связанные с искажением обобщения по типу актуализации второстепенных, личностно-значимых признаков, при этом значимость избранного варианта часто подчеркивается испытуемым («Я так считаю»).
Психические расстройства, при которых встречается возбудимый вариант * личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.
Дифференциальная диагностика, формирование тестовой батареи — см. в п. 4.7.2.
4.7.2 Торпидный вариант личностно-аномального
патопсихологического симптомокомплекса
Структура:
Когнитивная. сфера.
Восприятие, внимание и память обычно не страдают.
Мышление. При общей сохранности категориального строя и динамики мышления возможны колебания продуктивности, нарушение обобщения по типу актуализации несущественных, личностно-значимых признаков, возможная проекция (главным образом, внутренних конфликтов) в ассоциативном эксперименте, методике «пиктограмм», заданиях «рассказ по картинке», и т.п.
Воображение. Продуктивность варьирует. Значимость оценки экспериментатора высокая. Достаточная реалистичность воображения, возможно повышение его оригинальности.
Эмоциональная сфера. Повышенный уровень тревожности. Сниженный порог возникновения эмоционального ответа. Реакция на внешние раздражители (в том числе, на замечания экспериментатора) адекватна по направленности, неадекватно повышена по силе. «Застреваемость».
Мотивационно-потребностная сфера. Направленность мотива деятельности на избегание неуспеха. Система ценностей — дополняющая, неустойчивая, низкая самооценка. Произвольная волевая регуляция деятельности слабая. В организации познавательных процессов большая роль отводится эмоциональной вовлеченности, чувству безопасности в ситуации эксперимента. Диагностические рекомендации.
Заострение свойств личности подразумевает выделение основного радикала, характерологических особенностей, определяющих стиль восприятия и мироощущения. Они влияют на степень адаптации в социуме и самооценку. В силу неуверенности и тревожности она будет характеризоваться неустойчивостью и тенденцией к снижению. У таких людей чаще преобладает дополняющая система ценностей, что указывает на превалирование вытеснения как механизма защиты. Мотив будет направлен на избегание неуспеха, подкрепление своих ответов. Реакция на критику преимущественно интрапунитивная. Стимулом для работы здесь является похвала и одобрение, критика усиливает тревожность и снижает результаты. Первостепенным является внутренний характер конфликта, который порождает внешние противоречия. Что касается познавательных процессов, то сохранность основных компонентов мышления, памяти, внима-_______________________
У» кг>Г1<^аш[>Л^'<*-ттггпхпт® интеллектуальной базой. При сниженных интеллектуальных показателях внимание селективно, отмечается значительная вра-батываемость, что влияет на мнестические показатели (кривая запоминания носит нарастающий или зигзагообразный характер).
При общей способности оперировать категориями, проводить анализ и синтез, возможны искажения обобщения по личностно-значимым и второстепенным признакам, формирование суждений на основе конкретно-ситуационных связей.
Психические расстройства, при которых встречается торпидный вариант лич-ностно-аномального симптомокомплекса: расстройства личности (психопатии), ремиссии и дисгармонические изменения личности (психопатоподобные состояния) при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга, ЧМТ и др.
Дифференциальная диагностика.
Оба йяриянтяпичнпстро-яномядкнпгр ППГ необходимо дифференцировать с шизофреническим патопсихологическим симптомокомпдексом, обращая внимаТГйе~нХХар11ктер актуализируемых при обобщении несущественных признаков (личностно-значимые или латентные), а также вид нарушения мотиваци-онной активности. ~»
Трудности и ошибки в диагностике. Встречаются, в основном, при неглубоких нарушениях операций мышления, когда клинически решается задача отграничения психопатоподобных нарушений при шизофрении от собственно психопатии. В случае наличия нарушений внимания, памяти и мышления по органическому типу необходимо дифференцировать описываемый патопсихологический симптомокомплекс от органического. Решающим будет являться выраженность личностной и аффективной обусловленности мышления.
Формирование тестовой батареи. Рекомендуется включение в стандартную тестовую батарею психодиагностических методик, направленных на изучение мотивов, установок, самооценки, уровня притязаний, типа акцентуации и т.п., то есть проводить развернутое исследование личности для верификации установления личностно-аномального патопсихологического симптомокомплекса.