Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

при освоении ОП ВО, реализующей ФГОС ВПО

 

Для направления подготовки

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

программы

«Педагогическая психология»

«Педагогика и психология высшей школы»

«Дошкольная психология и педагогика»

«Педагогика и психология образования»

 

Квалификация (степень) выпускника магистр

Нормативный срок обучения — 2 года

 

Москва

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

 

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

По дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 

Направление подготовки — 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Программы

«Педагогическая психология»

«Педагогика и психология высшей школы»

Дошкольная психология и педагогика»

«Педагогика и психология образования»

Курс — 1, семестр — 2.

 

 

Москва

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине

Наименование трудового действия[1] Соответствующие компетенции[2] Структура компетенции[3] Тема занятия[4] Вид аттестации[5] Оценочные средства
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;   Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1); Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3); Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9) Знает:тезаурус психологии развития и детской психологии, закономерности возрастного развития Уметь: определят норму и отклонение в психическом развитии Владеет: навыками построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся Знает: особенностей и закономерностей развития и воспитания детей в зависимости от этнографических и социальных особенностей образа жизни народов Умеет: учитывать поликультурные особенности общения и взаимодействия Владеет: методами организации и развития общение в поликультурной среде и совместной деятельности детей и взрослых   Знает сущность активных методов обучения в психолого-педагогической деятельности Умеет применять основные активные методы обучения Владеет способами применения активных методов обучения в психолого-педагогической деятельности Основные группы детей с особыми образовательными потребностями Текущий контроль успеваемости Типология отклонений в развитии. Конспект классификации дизонтогенеза по В.В. Лебединскому
Дети с нарушением познавательной сферы Текущий контроль успеваемости Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей.
Дети с сенсорными нарушениями Текущий контроль успеваемости Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей
Дети с нарушением опорно-двига-тельного аппарата Промежуточная аттестация обучающихся Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей
Дети с задержкой психического развития Текущий контроль успеваемости Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей
Дети с расстройствами аутистического спектра Текущий контроль успеваемости Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей
Система инклюзивного и специального образования в России и за рубежом Промежуточная аттестация обучающихся Реферат, участие в образовательном событии

2. Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (комплекты заданий для оценки сформированности компетенций со шкалой оценивания)[6]

Задания для текущего контроля успеваемости

Раздел 1.

1. Составьте конспект классификации психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому. Приведите пример нарушений каждого вида. Заполните таблицу:

 

Тип дизонтогенеза и его существенные характеристики Примеры нарушений психического развития
   
   

Критерии и показатели, используемые при оценивании задания

Критерии оценки Показатели Баллы
Объем Все типы дизонтогенеза и их характеристики
Корректность Примеры адекватны
Оформление Соблюдены нормы оформления

 

2. Познакомьтесь с диагностическим комплексом М.М.Семаго, определите сферу его применения, апробируйте его при диагностике старшего дошкольника или младшего школьника. Составьте протокол обследования по схеме:

Цель, испытуемый (возраст, имя/шифр), дата, время, ход диагностики, результаты в виде таблицы, вывод об особенностях психического развития и соответствии/несоответствии психического развития норме, психолого-педагогические рекомендации

Критерии и показатели, используемые при оценивании задания

Критерии оценки Показатели Баллы
Объем Протокол представлен, все части комплекса проведены
Структура Структура протокола соблюдена
Адекватность Интерпретации и рекомендации соответствуют результатам исследований

 

Раздел 2.

1. Составьте требования к примерной образовательной программе для обучения каждой категории детей с ОВЗ: организационно-технические, психолого-педагогические, кадровые. Заполнить таблицу по каждой группе детей с ОВЗ.

 

Вид нарушения Психологические особенности Особенности образовательной среды
  Познавательные:   Социально-психологические:   Личностные:   Организационно-технические:   Содержательные:   Психологические:   Дидактические:   Кадровые:

Критерии и показатели, используемые при оценивании задания

Критерии оценки Показатели Баллы
Содержание Дана характеристика группы детей по показателям
Структура Структура образовательной среды соблюдена
Адекватность Особенности среды соответствуют типу нарушения

 

Раздел 3.

1. Изучите опыт специального и инклюзивного образования в России и за рубежом (США, Великобритании, Норвегии, Швеции и др.).

Представьте реферат с указанием проблем инклюзивного образования.

Требования к структуре реферата:

1) титульный лист;

2) план работы с указанием страниц каждого пункта;

3) введение;

4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;

5) заключение;

6) список использованной литературы;

7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).

Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата

Критерии Показатели Баллы
Новизна реферированного текста   — Не менее 70 % оригинальности 5 балла
Степень раскрытия сущности проблемы   — соответствие плана теме реферата; — соответствие содержания теме и плану реферата; — полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; — умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; — умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы 5 балла
Обоснованность выбора источников   — круг, полнота использования не менее 20 литературных источников по проблеме, не менее 50% источников за последние 5 лет 5 балла
Соблюдение требований к оформлению   — правильное оформление ссылок на используемую литературу; — грамотность и культура изложения; — соблюдение требований к оформлению и объему реферата (15-20 стр.); — отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;   4 балла

 

Тематика рефератов по дисциплине

1. Особенности восприятия идей инклюзивного образования родителями и педагогами.

2. Психолого-педагогические особенности организации предметно-пространственной среды инклюзивной группы детского сада.

3. Модель организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду.

4. Организация совместной деятельности детей в условиях инклюзивной группы.

5. Особенности адаптации к школе детей с сенсорными нарушениями.

6. Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности детей с задержкой психического развития.

7. Использование современных информационных и компьютерных технологий в процессе обучения детей с ОВЗ.

8. Развитие детей раннего возраста с нарушениям общения.

9. Профилактика тревожности и страхов у детей с ОВЗ.

10. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании готовности ребенка с ОВЗ к школьному обучению.

11. Основные причины и факторы отклоняющегося развития.

12. Соотношение задержки и недоразвития, отклонения и нарушения. Соотношение дефицитарного, поврежденного и недостаточного развития в психике ребенка с ОВЗ.

13. Качественные и количественные показатели в психологическом исследовании детского возраста.

14. Базовые структуры психического развития в диагностике ОВЗ.

15. Особенности развития познавательной сферы и характер поведения различных категорий детей с ОВЗ.

16. Соотношение качественных и количественных показателей в оценке психического развития ребенка с ОВЗ.

17. Дифференциальные признаки умственной отсталости и задержки психического развития,

18. Этапы дифференциально-диагностического обследования.

19. Расстройства личности (психопатии) у детей.

20. Система специального образования в России.

21. Инклюзивное образование в России (конец XX в. — начало XXI в): задачи, проблемы и перспективы.

22. Психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.

23. Психическое развитие детей с детским церебральным параличем.

24. Особенности психического развития детей с комплексными дефектами.

25. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в выявлении и сопровождении детей с ОВЗ.

Узловые вопросы курса

1. Проблема психологической структуры дефекта. Взаимодействие первичных дефектов и вторичных нарушений.

2. Проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях в развитии детей.

3. Специфические закономерности аномального развития.

4. Понятие аномального развития (дизонтогенез).

5. Типы нарушений психического развития.

6. Компенсация и коррекция нарушений в развитии: психологические механизмы.

7. Социальная адаптация. Трудности взаимодействия с социальной средой у аномальных детей.

8. Зона ближайшего развития при обучении и воспитании аномальных детей.

9. Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребенка в социальную среду.

10. Психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество.

11. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. Психологический диагноз, его виды.

12. Социально-психологические предпосылки эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.

13. Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей.

14. Задержка психического развития (ЗПР).

Подходы к классификации ЗПР.

15. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.

16. Психологическая характеристика детей с нарушением речи.

17. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками слуха.

18. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

19. Психологические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

20. Психологическая характеристика раннего детского аутизма (РДА) как специфической аномалии развития.

21. Развитие специального и инклюзивного образования в России и за рубежом.

22. Психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.

23. Психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество.


 

Технологическая карта дисциплины

(при балльно-рейтинговой системе)

Программы

«Педагогическая психология», «Педагогика и психология высшей школы»,

«Педагогика и психология образования», «Дошкольная психология и педагогика»

Наименование дисциплины / курса Уровень образования   Статус дисциплины в учебном плане Количество часов в учебном плане Форма отчетности Курс, семестр
Психология обучения и развитие детей с особыми образовательными потребностями магистр вариативный 2 з.е. зачет 1 курс, 2 семестр
Смежные дисциплины по учебному плану:
Психология воспитания
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений на входе)
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Типология отклонений в психическом развитии. Конспект классификации дизонтогенеза по Лебединскому с примерами Практическая работа Внеаудиторная
Итого:
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)  
  Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов  
           
Апробация комплекса психодиагностических методик для выявления отклонений в психическом развитии дошкольника и младшего школьника (по М.Семаго), протокол Практическая работа Внеаудиторная  
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с нарушением интеллекта Практическая работа Внеаудиторная  
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с нарушением сенсорики (слуха и зрения) Практическая работа Внеаудиторная  
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с ЗПР Практическая работа Внеаудиторная  
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с ОДА Практическая работа Внеаудиторная  
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с РАС Практическая работа Внеаудиторная  
Образовательное событие, участие в конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса» (статья, доклад) , участие в конференции или матер-классе, подготовка статьи Внеаудиторная  
Итого:  
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ  
Тема или задание текущей аттестационной работы Виды текущей аттестации Аудиторная или внеаудиторная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов  
Написание и защита реферата по вопросам специального и инклюзивного образования в России и за рубежом Практическая работа внеаудиторная  
Итого: