Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ
при освоении ОП ВО, реализующей ФГОС ВПО
Для направления подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
программы
«Педагогическая психология»
«Педагогика и психология высшей школы»
«Дошкольная психология и педагогика»
«Педагогика и психология образования»
Квалификация (степень) выпускника магистр
Нормативный срок обучения — 2 года
Москва
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ/ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ
По дисциплине
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Направление подготовки — 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Программы
«Педагогическая психология»
«Педагогика и психология высшей школы»
Дошкольная психология и педагогика»
«Педагогика и психология образования»
Курс — 1, семестр — 2.
Москва
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
Наименование трудового действия[1] | Соответствующие компетенции[2] | Структура компетенции[3] | Тема занятия[4] | Вид аттестации[5] | Оценочные средства |
Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; | Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1); Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3); Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9) | Знает:тезаурус психологии развития и детской психологии, закономерности возрастного развития Уметь: определят норму и отклонение в психическом развитии Владеет: навыками построения взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся Знает: особенностей и закономерностей развития и воспитания детей в зависимости от этнографических и социальных особенностей образа жизни народов Умеет: учитывать поликультурные особенности общения и взаимодействия Владеет: методами организации и развития общение в поликультурной среде и совместной деятельности детей и взрослых Знает сущность активных методов обучения в психолого-педагогической деятельности Умеет применять основные активные методы обучения Владеет способами применения активных методов обучения в психолого-педагогической деятельности | Основные группы детей с особыми образовательными потребностями | Текущий контроль успеваемости | Типология отклонений в развитии. Конспект классификации дизонтогенеза по В.В. Лебединскому |
Дети с нарушением познавательной сферы | Текущий контроль успеваемости | Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей. | |||
Дети с сенсорными нарушениями | Текущий контроль успеваемости | Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей | |||
Дети с нарушением опорно-двига-тельного аппарата | Промежуточная аттестация обучающихся | Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей | |||
Дети с задержкой психического развития | Текущий контроль успеваемости | Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей | |||
Дети с расстройствами аутистического спектра | Текущий контроль успеваемости | Характеристика группы, требования к ОП для данной категории детей | |||
Система инклюзивного и специального образования в России и за рубежом | Промежуточная аттестация обучающихся | Реферат, участие в образовательном событии |
2. Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (комплекты заданий для оценки сформированности компетенций со шкалой оценивания)[6]
Задания для текущего контроля успеваемости
Раздел 1.
1. Составьте конспект классификации психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому. Приведите пример нарушений каждого вида. Заполните таблицу:
Тип дизонтогенеза и его существенные характеристики | Примеры нарушений психического развития |
Критерии и показатели, используемые при оценивании задания
Критерии оценки | Показатели | Баллы |
Объем | Все типы дизонтогенеза и их характеристики | |
Корректность | Примеры адекватны | |
Оформление | Соблюдены нормы оформления |
2. Познакомьтесь с диагностическим комплексом М.М.Семаго, определите сферу его применения, апробируйте его при диагностике старшего дошкольника или младшего школьника. Составьте протокол обследования по схеме:
Цель, испытуемый (возраст, имя/шифр), дата, время, ход диагностики, результаты в виде таблицы, вывод об особенностях психического развития и соответствии/несоответствии психического развития норме, психолого-педагогические рекомендации
Критерии и показатели, используемые при оценивании задания
Критерии оценки | Показатели | Баллы |
Объем | Протокол представлен, все части комплекса проведены | |
Структура | Структура протокола соблюдена | |
Адекватность | Интерпретации и рекомендации соответствуют результатам исследований |
Раздел 2.
1. Составьте требования к примерной образовательной программе для обучения каждой категории детей с ОВЗ: организационно-технические, психолого-педагогические, кадровые. Заполнить таблицу по каждой группе детей с ОВЗ.
Вид нарушения | Психологические особенности | Особенности образовательной среды |
Познавательные: Социально-психологические: Личностные: | Организационно-технические: Содержательные: Психологические: Дидактические: Кадровые: |
Критерии и показатели, используемые при оценивании задания
Критерии оценки | Показатели | Баллы |
Содержание | Дана характеристика группы детей по показателям | |
Структура | Структура образовательной среды соблюдена | |
Адекватность | Особенности среды соответствуют типу нарушения |
Раздел 3.
1. Изучите опыт специального и инклюзивного образования в России и за рубежом (США, Великобритании, Норвегии, Швеции и др.).
Представьте реферат с указанием проблем инклюзивного образования.
Требования к структуре реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Критерии и показатели, используемые при оценивании учебного реферата
Критерии | Показатели | Баллы |
Новизна реферированного текста | — Не менее 70 % оригинальности | 5 балла |
Степень раскрытия сущности проблемы | — соответствие плана теме реферата; — соответствие содержания теме и плану реферата; — полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; — умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; — умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы | 5 балла |
Обоснованность выбора источников | — круг, полнота использования не менее 20 литературных источников по проблеме, не менее 50% источников за последние 5 лет | 5 балла |
Соблюдение требований к оформлению | — правильное оформление ссылок на используемую литературу; — грамотность и культура изложения; — соблюдение требований к оформлению и объему реферата (15-20 стр.); — отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; | 4 балла |
Тематика рефератов по дисциплине
1. Особенности восприятия идей инклюзивного образования родителями и педагогами.
2. Психолого-педагогические особенности организации предметно-пространственной среды инклюзивной группы детского сада.
3. Модель организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду.
4. Организация совместной деятельности детей в условиях инклюзивной группы.
5. Особенности адаптации к школе детей с сенсорными нарушениями.
6. Психолого-педагогические условия развития игровой деятельности детей с задержкой психического развития.
7. Использование современных информационных и компьютерных технологий в процессе обучения детей с ОВЗ.
8. Развитие детей раннего возраста с нарушениям общения.
9. Профилактика тревожности и страхов у детей с ОВЗ.
10. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании готовности ребенка с ОВЗ к школьному обучению.
11. Основные причины и факторы отклоняющегося развития.
12. Соотношение задержки и недоразвития, отклонения и нарушения. Соотношение дефицитарного, поврежденного и недостаточного развития в психике ребенка с ОВЗ.
13. Качественные и количественные показатели в психологическом исследовании детского возраста.
14. Базовые структуры психического развития в диагностике ОВЗ.
15. Особенности развития познавательной сферы и характер поведения различных категорий детей с ОВЗ.
16. Соотношение качественных и количественных показателей в оценке психического развития ребенка с ОВЗ.
17. Дифференциальные признаки умственной отсталости и задержки психического развития,
18. Этапы дифференциально-диагностического обследования.
19. Расстройства личности (психопатии) у детей.
20. Система специального образования в России.
21. Инклюзивное образование в России (конец XX в. — начало XXI в): задачи, проблемы и перспективы.
22. Психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.
23. Психическое развитие детей с детским церебральным параличем.
24. Особенности психического развития детей с комплексными дефектами.
25. Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в выявлении и сопровождении детей с ОВЗ.
Узловые вопросы курса
1. Проблема психологической структуры дефекта. Взаимодействие первичных дефектов и вторичных нарушений.
2. Проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях в развитии детей.
3. Специфические закономерности аномального развития.
4. Понятие аномального развития (дизонтогенез).
5. Типы нарушений психического развития.
6. Компенсация и коррекция нарушений в развитии: психологические механизмы.
7. Социальная адаптация. Трудности взаимодействия с социальной средой у аномальных детей.
8. Зона ближайшего развития при обучении и воспитании аномальных детей.
9. Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребенка в социальную среду.
10. Психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество.
11. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии. Психологический диагноз, его виды.
12. Социально-психологические предпосылки эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.
13. Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей.
14. Задержка психического развития (ЗПР).
Подходы к классификации ЗПР.
15. Принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний.
16. Психологическая характеристика детей с нарушением речи.
17. Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками слуха.
18. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
19. Психологические основы коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
20. Психологическая характеристика раннего детского аутизма (РДА) как специфической аномалии развития.
21. Развитие специального и инклюзивного образования в России и за рубежом.
22. Психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.
23. Психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество.
Технологическая карта дисциплины
(при балльно-рейтинговой системе)
Программы
«Педагогическая психология», «Педагогика и психология высшей школы»,
«Педагогика и психология образования», «Дошкольная психология и педагогика»
Наименование дисциплины / курса | Уровень образования | Статус дисциплины в учебном плане | Количество часов в учебном плане | Форма отчетности | Курс, семестр |
Психология обучения и развитие детей с особыми образовательными потребностями | магистр | вариативный | 2 з.е. | зачет | 1 курс, 2 семестр |
Смежные дисциплины по учебному плану: | |||||||
Психология воспитания | |||||||
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений на входе) | |||||||
Тема или задание текущей аттестационной работы | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | |||
Типология отклонений в психическом развитии. Конспект классификации дизонтогенеза по Лебединскому с примерами | Практическая работа | Внеаудиторная | |||||
Итого: | |||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине) | |||||||
Тема или задание текущей аттестационной работы | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | |||
Апробация комплекса психодиагностических методик для выявления отклонений в психическом развитии дошкольника и младшего школьника (по М.Семаго), протокол | Практическая работа | Внеаудиторная | |||||
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с нарушением интеллекта | Практическая работа | Внеаудиторная | |||||
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с нарушением сенсорики (слуха и зрения) | Практическая работа | Внеаудиторная | |||||
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с ЗПР | Практическая работа | Внеаудиторная | |||||
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с ОДА | Практическая работа | Внеаудиторная | |||||
Составление требований к реализации инклюзивного образования в ДОО и СОШ для детей с РАС | Практическая работа | Внеаудиторная | |||||
Образовательное событие, участие в конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса» (статья, доклад) , | участие в конференции или матер-классе, подготовка статьи | Внеаудиторная | |||||
Итого: | |||||||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ | |||||||
Тема или задание текущей аттестационной работы | Виды текущей аттестации | Аудиторная или внеаудиторная | Минимальное количество баллов | Максимальное количество баллов | |||
Написание и защита реферата по вопросам специального и инклюзивного образования в России и за рубежом | Практическая работа | внеаудиторная | |||||
Итого: | |||||||