Особенности социальной ситуации развития.Учебная деятельность как ведущая деятельность.

Оглавление:

Введение

1. Особенности социальной ситуации развития.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельность.

3. Формирование умения учиться.

4. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте

4.1. Восприятие.

4.2. Память.

4.3. Внимание.

5. Развитие словесно-логического мышления.

6. Формирование новой системы отношений.

7. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Как пишет В. В. Давыдов, «младший школьный возраст» — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.

Что же происходит, когда ребенок приходит в школу? Происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношении: «ребенок — взрослый» и «ребенок — дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, отношения внутри детского коллектива также не определяют взаимоотношения с родителями. Эти отношения существуют параллельно, они связаны иерархическими связями. Так или иначе, важно учитывать, что благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии. В школе возникает новая структура этих отношении. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется:

Система «ребенок — учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условии:

Впервые отношение «ребенок — учитель» становится отношением «ребенок — общество». В школе с самого начала должна быть построена система четко определенных отношении, основанных на принятых правилах. Построить такую систему отношений очень трудно. По словам Гегеля, приход в школу — это приведение человека к общественной норме. В школе закон общий для всех. Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает всю жизнь ребенка.

3 стр., 1139 слов

Назовите причины такого поведения ребёнка. Охарактеризуйте учебные ...

... такого поведения ребёнка? Охарактеризуйте учебные ситуации наиболее трудные для таких детей. Дайте рекомендации учителю и родителям по общению с таким ребёнком. ВАРИАНТ 3 Задание ... Не для всех детей здесь благоприятный «эмоционально-психологический климат». Какие дети в классе обычно занимают благоприятное положение среди сверстников? Назовите методы изучения межличностных отношений в классе. Дайте ...

1.Особенности социальной ситуации развития

Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, необходимо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с детьми дома или в детском саду. Этих отличий несколько :

1) более жесткий распорядок жизни ( рано вставать, по звонку начинать работать, на уроке не вертеться и т. д.);

2) более официальный стиль отношений ( учитель выступает как наставник, строго требующий выполнения правил. Конечно, доброжелательность, улыбка, поощрение учителя приближают его к детям, но все-таки это более далёкая дистанция, чем у воспитатель детского сада);

3) в школе особое внимание уделяется способам работы, сознательному выполнению действий заданным способом.

Но, пожалуй, самая большая трудность школьного обучения состоит в том, что оно требует теоретического мышления, интереса к теоретическим знаниям. Ребенок легко может сообразить, что если у него было 30 рублей и на 10 он купил конфету, то у него останется 20 рублей. Но на вопрос, как уменьшится число 30, если отнять 10, — отвечает : 14, 8, 23 и т. п.

Анатомно-физиологические возможности младшего школьника позволяют выполнять достаточно серьёзную работу. После 7 лет заметно увеличивается вес головного мозга, особенно лобные доли. Усиливаются тормозные процессы в коре головного мозга — основа сдержанности и точности реакции. В этот период формируются все изгибы позвоночника, окостенение скелета не закончено, появляются возможности для развития спортивных навыков и большая опасность искривления позвоночника при неправильной посадке. Правильная поза за столом — важнейшее условие работоспособности школьника. Важно также помнить, что у детей слабо развита мелкая моторика и кисть руки быстро утомляется.

Время активной работоспособности 6-7-летнего школьника не превышает 20 минут. Ш.А. Амонашвили считает целесообразным в начальной школе проводить 20-минутные уроки, но не 4, а 8 в день, чтобы не создавать у детей привычки работать вполсилы.

2.Учебная деятельность как ведущая деятельность

Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли назвать хорошим за то, что у него нарядная курточка или бантик, теперь каждый встречный спрашивает, как дела в школе, какие отметки. В семье выделяется специальное время занятий, специальное место, покупают то, что требует школа, школьная тема постоянно присутствует в разговоре. Главным человеком для ребенка становится учитель, школьные отметки начинают определять его «ценность» в глазах окружающих, определять его самооценку и самопринятие. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо. Все, что связано с выполнением уроков, становится точкой роста, развития. Желание быть в школе, желание заслужить похвалу учителя помогают не только принять школьные требования, но и с гордостью выполнять все до мелочей.

9 стр., 4049 слов

Развитие чувств младших школьников средствами фольклора

... исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросампсихологии младшего школьника, даются практическиерекомендации по развитию чувств у учащихся начальной школы средствами фольклора. Не случайно фольклор широко применялив ... ведет к тому, что чувства становятся все более и более сознательными,глубокими и управляемыми. Новое положение, которое занимает младший школьник средидетей и в семье, ...

Содержанием учебной деятельности выступают научные понятия, законы науки и общие способы решения практических задач. Их усвоение составляет цель учебной деятельности. Ее результат — не изменение окружающей среды действительности, а изменение самого ученика, субъекта учения.

Успешное прохождение этапа начальной школы приводит к появлению новообразований младшего школ……..

Список используемой литературы:

1. Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопр. психол.1981. — № 6

2. Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология// 2999/socialnaya-situaciya-razvitiya-mladshego-shkolnika

3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты. проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.:Тривола. 1998. — 352с., ил. ISBN 5-78415-008-3

4. Дубровина, И.В. и др. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.

5. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы).

/ Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. — М., 1966.

6. Возрастная психология — Павелко Р. О. // psihologia

7. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. — Томск: Пеленг, 1993. — С.38-43.