— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)

ЛЕКЦИЯ 10 Общая характеристика физических способностей

Вопросы:

1.Понятие о способностях, основные формы их проявления и классификация

2.Основные закономерности развития физических способностей

3.Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам

Литература:

1.Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под. ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПБ.: 1999. С. 103 — 118.

2.Теория и методика физической культуры: Учебник /Под. ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. С. 106-109.

3. Лях В.И. двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. –М.: Терра-Спорт, 2000 -192 с.

1.Понятия: физические (двигательные) способности, физические качества, двигательные задатки, одаренность, двигательные возможности.

Способность – возможность осуществлять какую-либо деятельность. Свойство или состояние делать что-либо, индивидуальные данные, обуславливающие предрасположенность к какой-либо деятельности, потенциал или наличие возможности, доступные проявления, мера продуктивности деятельности.

Одаренность, талант, гениальность – различная степень яркости выраженности способности.

Двигательные способности – индивидуальные особенности, определяющих уровень двигательных возможностей (Лях).

Под индивидуальными возможностями понимаются те, которые связаны с успешным осуществлением конкретной двигательной деятельности. Качество – существенный признак, степень достоинства, свойство индивидуальности, реализованные способности, степень готовности выполнять двигательное действие в соответствии с конкретными требованиями, количественная сторона деятельности организма. (Грантынь)

ФС – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

В основе неодинакового проявления способностей у разных людей лежит иерархия врожденных (наследственных) задатков: 1 — анатомо-физиологических и 2 — психодинамических.

11 стр., 5129 слов

Специальная и общая физическая подготовка для развития физических качеств быстрото выносливости

... спортивного мастерства в любом виде спортивной деятельности и, в частности, в боксе, связана с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их ... Пермский государственно-технологический университет Реферат Специальная и общая физическая подготовка для развития физических качеств быстроты, выносливости и прыгучести в лёгкой атлетике. Выполнил: Отавин ...

1- анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы – свойства нервной системы- сила, подвижность строение коры, проводимость и т.д.

-физиологические — функциональные возможности (особенности СС, Д, мышечной систему суставно-связочного аппарата, показатели периферического кровообращения и т д.)

-биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечных сокращений)

-морфологические (телесные) (длинна тела и его частей, масса мышечной и жировой ткани)

— генные.

2 – свойства нервных процессов – обеспечение реализации психической деятельности.

— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)

— темперамент, черты характера.

Способности существуют в скрытом, нереализованном виде – в виде задатков, и виде потенциальных возможностей, которые могут реализоваться в процессе создания благоприятных условий, или нет.

На уровень развития физических способностей, помимо задатков влияют и средовые факторы – социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное и методическое обеспечение.

Способности проявляются и развиваются в процессе двигательной деятельности.

Двигательное качество – степень, уровень проявления двигательной способности в процессе развития. Качество – это реализованная способность, отличающаяся некой своеобразностью, определенностью и значимостью для какой-либо деятельности. Определение конкретных качеств позволяет выявлять и различать отдельные характеристики двигательных способностей необходимых для конкретных двигательных действий. Пример: Силовые способности – абсолютная сила, взрывная сила и т.д.

Классификация: не создана единая.

1. Различают 5 видов физических способностей: мышечная сила (силовые СП), быстрота (скоростные СП), координация (координационные СП), выносливость и гибкость.

12 стр., 5560 слов

Особенности воспитания координационных способностей юных боксеров

... развитие выносливости, силовых и скоростно-силовых качеств, координационных способностей и др. Общая физическая подготовка боксера комплексно развивает физические способности в сочетании с вариативными двигательными навыками и ...

2. Деление на два класса (Лях В.И.): кондиционные и координационные. 1 – являются «энергетическими», обеспечивающих функциональную, ресурсную базу для реализации двигательного действия. 2 – информационные, позволяющие управлять, регулировать, соразмерять, уточнять действие при его выполнении в конкретных, специфических условиях (рис).

Двигательные способности

Кондиционные (энергетические)

Координационные (информационные)

  • Скоростные
  • Выносливость
  • Силовые
  • Гибкость

Координационные способности, относящиеся к отдельным группам двигательных действий, специальные КС

Сочетания кондиционных способностей:

-Силовая выносливость

-Скоростная выносливость

-Скоростно-силовые способности

Специфические КС

— к равновесию

— к ориентированию

-к реагированию

-к дифференцированию параметров движений

-к ритму

-к перестроению

— к вестибулярной устойчивости

-к произвольному расслаблению мышц

— к согласованию (связи)

Сочетания КС

-к ориентированию и дифференцированию

-к реакции и ориентированию

-к перестроению и ритму

Всевозможные сочетания кондиционных и координационных способностей

-к выносливости и ориентированию

— к гибкости и согласованию

— к дифференциации силовых напряжений

Рис. Схема систематизации двигательных способностей (Лях В.И., 2000)

7 стр., 3270 слов

Суммарные показатели видов вербальных психологических значений невербального поведения

Приложение 1. Методика "Свободной семантической оценки невербального поведения" В основу разработки методики положены следующие теоретические положе­ния: 1) о различных индикативных и функциональных возмож­ностях невербального поведения и невербальной интеракции; 2) о невербальном поведении как личностном образовании, сви­детельствующем о действиях, состояниях, интеллектуально-воле­вых процессах, ...

3. Классификация (В.С.Мерлин, Вяткин, Никитюк) как попытка целостного и комплексного изучении природы человека, включает 6 групп:

— психологические способности

-социально-психологические

— личностные

— психодинамические

— морфологические

— физиологические: двигательные, сенсорные, энергетические.

  1. Основные закономерности развития способностей
  1. Движение – ведущий фактор развития фc: движение формирует функцию. Если орган или система организма не работаю, то функции угасают и даже могут исчезнуть, а работа реализуется через движения.
  2. Зависимость развития двигательных способностей от режима двигательной деятельности. Выполняемая работа должна иметь определенный режим. К понятию режим относится точность установленного порядка чередования выполнения упражнения и интервалов отдыха. Это определяется фазовыми колебаниями работоспособности человека, что связано с тратами энергоресурсов и процессом их выработки и восстановления. (Кривая динамики работоспособности).

    Существуют следующие типы режимов: 1-упражнения повторяются через короткие промежутки времени: происходит снижение работоспособности; 2- когда интервалы отдыха позволяют вернуть уровень основных функциональных показателей к исходным то есть полностью их восстановить; 3- интервалы отдыха настолько продолжительны, что следующее упражнение выполняется в фазе повышенной работоспособности.

  3. Этапность развития физических способностей. Способности развиваются при выполнении одинаковых нагрузок в определенной динамике, которая выражается в следующих этапах развития:

Первый – прогрессирования показателей проявления, активизируются приспособительные сдвиги в организме.

8 стр., 3574 слов

Проявление информационной работоспособности в процедуре психологического диагностирования внимания детей 7-9 лет

... тестирования внимания от показателей информационной работоспособности; лимитировании развития внимания низкой информационной работоспособностью. Исходя из особенностей ... продуктивные и репродуктивные способности. Кроме того, общими преимуществами выбранных тестов являются четкие руководства ... поминутно. Данный критерий позволяет корректно оценивать степень снижения ИР как одной из характеристик ...

Второй – достижение максимальных показателей, стадия устойчивой адаптации.

Третий – снижение показателей, адаптация полностью отключает приспособительные механизмы и развивающий эффект исчезает.

Таков механизм адаптации организма к нагрузке, какой бы высокой она не была.

  1. Неравномерность и гетерохронность развития способностей.

Наибольший прирост способностей наблюдается на начальном этапе занятий, с повышением уровня развития прирост показателей значительно снижается.

Гетерохронность – разновременность, не совпадение во времени развития различных способностей. Это выражено в проявлении сенситивных периодов развития способностей –период времени наиболее благоприятных естественных условий развития организма для прогрессирования.

  1. Обратимость показателей развития способностей.

Достаточно небольшого перерыва в занятиях, чтобы процесс развития способностей приобрел обратимый характер, произошел регресс показателей. 6.Перенос физических способностей.

Различные способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. 7. Единство и взаимосвязь дв умений и навыков и способностей.

Степень владения двигательным действием влияет на степень развития способностей и наоборот.

  1. Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам

Способы контроля (измерения) способностей можно подразделить на:

  • Тесты (педагогические, биологические, психологические)
  • Пробы (функциональные, медицинские, психологические)
  • Контрольные упражнения (специально подобранные, основное упражнение, игровые задания)

Критериями оценивания могут быть:

8 стр., 3608 слов

«Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических способностей».

Содержание ТЕМА 2.1. «Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических способностей». Контрольное задание 4. ……………………………………………………………… 3 ТЕМА 2.2. Методологические основы развития двигательных способностей. Контрольное задание 5………………………….. 23 ТЕМА 2.3. Структура скоростных способностей и методика их развития. Контрольное задание 6…………………………………… 24 ТЕМА 2.4. Методика развития ...

  • Абсолютные показатели (длина дистанции, время пробегания дистанции, угол размаха движения, количество раз, вес отягощения, длительность выполнения упражнения и т.д.)
  • Относительные показатели (величина прироста результата, отношение результативного выполнения к ошибочному, условные баллы, индексы)
  • Нормативные показатели

Требования к тестам

Тест измерение или испытание, проводимые с целью определения состояния или работоспособности человека.

Не всякие измерения могут быть использованы как тесты. Для этого они должны удовлетворять специальным требованиям:

  • Надежность
  • Информативность
  • Наличие систем оценок
  • Стандартность процедуры и условий должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста.

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Нет фиксированного значения надежности, в большинстве случаев используются следующие ориентиры:

0,95-0,99 – отличная надежность

0,90-0,94 – хорошая

0,89-0,90 – приемлемая

0,70- 0,79 – плохая

0,60-0,69 – сомнительная, пригодна лишь для характеристики группы (В.Н.Зациорский, 1979).

Добиться повышения надежности теста можно увеличивая число повторных попыток. При нескольких повторных попытках результаты можно определять: по лучшей попытке,

По средне арифметической величине.

Говоря о надежности тестов, различают их стабильность, согласованность и эквивалентность.

Под стабильностью теста понимают воспроизводимость результатов при повторении через определенное время в одинаковых условиях. Она зависит от: вида теста, контингента испытуемых и временного интервала.

Согласованность теста характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. По существу это надежность оценки результатов при проведении теста различными людьми.

4 стр., 1608 слов

Психодиагностика (тест с ответами)

Московский Региональный Институт Высшего Социально- Экономического Образования Тестовые задания По предмету: « Общая психодиагностика» Преподаватель: Аржакаева Т.А. Студентка: Бричковская М.Н. группа: 3ПС-07/У Видное 2009г. Тема 1. Психодиагностика как научная дисциплина и практическая деятельность. 1.Выберите из предложенных вариантов ответа ( А, Б, В, Г), только один правильный. Психодиагностика ...

Информативность – это степень точности, с которой он измеряет свойство. Называют валидностью (от английского обоснованность, действительность, законность).

Степень информативности может характеризоваться количественно – на основе опытных данных, и качественно – на основе содержательного анализа ситуаций.

Идея определения эмпирической информативности состоит в том, что результаты теста сравниваются с некоторыми критериями.

Критерий – это показатель заведомо и бесспорно отражающий то свойство, которое собираются измерять.

Чаще всего в спорте критериями служат:

  • Результат
  • Количественная характеристика техники упражнения (длина шага в беге, сила отталкивания в прыжках)
  • Результаты другого теста, информативность которого доказана
  • Принадлежность к определенной группе. Например, можно сравнить членов сборной страны, мастеров спорта
  • Составной критерий. Например, сумма баллов в многоборье, когда нет единого критерия.

Вопрос выбора критериев является самым важным при определении реального значения информативности теста.