— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)

ЛЕКЦИЯ 10 Общая характеристика физических способностей

Вопросы:

1.Понятие о способностях, основные формы их проявления и классификация

2.Основные закономерности развития физических способностей

3.Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам

Литература:

1.Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под. ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. — СПБ.: 1999. С. 103 — 118.

2.Теория и методика физической культуры: Учебник /Под. ред. Ю.Ф.Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. С. 106−109.

3. Лях В.И. двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. -М.: Терра-Спорт, 2000 -192 с.

1.Понятия: физические (двигательные) способности, физические качества, двигательные задатки, одаренность, двигательные возможности.

Способность — возможность осуществлять какую-либо деятельность. Свойство или состояние делать что-либо, индивидуальные данные, обуславливающие предрасположенность к какой-либо деятельности, потенциал или наличие возможности, доступные проявления, мера продуктивности деятельности.

Одаренность, талант, гениальность — различная степень яркости выраженности способности.

Двигательные способности — индивидуальные особенности, определяющих уровень двигательных возможностей (Лях).

Под индивидуальными возможностями понимаются те, которые связаны с успешным осуществлением конкретной двигательной деятельности. Качество — существенный признак, степень достоинства, свойство индивидуальности, реализованные способности, степень готовности выполнять двигательное действие в соответствии с конкретными требованиями, количественная сторона деятельности организма. (Грантынь)

ФС — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.

6 стр., 2789 слов

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

... что двигательная деятельность и мозговая активность определяют в значительной степени высокую умственную работоспособность и становятся одним из условий и физической ... и интеллектуальных способностей ребенка. Объект исследования - двигательное развитие. Предмет исследования - особенности использования самостоятельной двигательной деятельности как средства двигательного развития детей ...

В основе неодинакового проявления способностей у разных людей лежит иерархия врожденных (наследственных) задатков: 1 — анатомо-физиологических и 2 — психодинамических.

1- анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы — свойства нервной системы- сила, подвижность строение коры, проводимость и т. д.

-физиологические — функциональные возможности (особенности СС, Д, мышечной систему суставно-связочного аппарата, показатели периферического кровообращения и т. д.)

-биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечных сокращений)

-морфологические (телесные) (длинна тела и его частей, масса мышечной и жировой ткани)

— генные.

2 — свойства нервных процессов — обеспечение реализации психической деятельности.

— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)

— темперамент, черты характера.

Способности существуют в скрытом, нереализованном виде — в виде задатков, и виде потенциальных возможностей, которые могут реализоваться в процессе создания благоприятных условий, или нет.

На уровень развития физических способностей, помимо задатков влияют и средовые факторы — социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное и методическое обеспечение.

Способности проявляются и развиваются в процессе двигательной деятельности.

Двигательное качество — степень, уровень проявления двигательной способности в процессе развития. Качество — это реализованная способность, отличающаяся некой своеобразностью, определенностью и значимостью для какой-либо деятельности. Определение конкретных качеств позволяет выявлять и различать отдельные характеристики двигательных способностей необходимых для конкретных двигательных действий. Пример: Силовые способности — абсолютная сила, взрывная сила и т. д.

12 стр., 5560 слов

Особенности воспитания координационных способностей юных боксеров

... способностей относятся: способность к ориентированию в пространстве, равновесие, ритм, способности к восприятию, дифференцированию, временных и силовых параметров движений, способности к реагированию, быстроте перестроения двигательном деятельности, способности ... выносливость. Под выносливостью следует понимать способность ... особенностей воспитания двигательных координационных способностей мальчиков ...

Классификация: не создана единая.

1. Различают 5 видов физических способностей: мышечная сила (силовые СП), быстрота (скоростные СП), координация (координационные СП), выносливость и гибкость.

2. Деление на два класса (Лях В.И.): кондиционные и координационные. 1 — являются «энергетическими», обеспечивающих функциональную, ресурсную базу для реализации двигательного действия. 2 — информационные, позволяющие управлять, регулировать, соразмерять, уточнять действие при его выполнении в конкретных, специфических условиях (рис).

Двигательные способности

Кондиционные (энергетические)

Координационные (информационные)

  • Скоростные
  • Выносливость
  • Силовые
  • Гибкость

Координационные способности, относящиеся к отдельным группам двигательных действий, специальные КС

Сочетания кондиционных способностей:

-Силовая выносливость

-Скоростная выносливость

-Скоростно-силовые способности

Специфические КС

— к равновесию

— к ориентированию

-к реагированию

-к дифференцированию параметров движений

-к ритму

-к перестроению

— к вестибулярной устойчивости

-к произвольному расслаблению мышц

— к согласованию (связи)

2 стр., 693 слов

Упражнения на концентрацию внимания (3)

Чем полезно: Минусы: Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. В возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль ...

-

Сочетания КС

-к ориентированию и дифференцированию

-к реакции и ориентированию

-к перестроению и ритму

Всевозможные сочетания кондиционных и координационных способностей

-к выносливости и ориентированию

— к гибкости и согласованию

— к дифференциации силовых напряжений

Рис. Схема систематизации двигательных способностей (Лях В.И., 2000)

3. Классификация (В.С.Мерлин, Вяткин, Никитюк) как попытка целостного и комплексного изучении природы человека, включает 6 групп:

— психологические способности

-социально-психологические

— личностные

— психодинамические

— морфологические

— физиологические: двигательные, сенсорные, энергетические.

  1. Основные закономерности развития способностей
  1. Движение — ведущий фактор развития фc: движение формирует функцию. Если орган или система организма не работаю, то функции угасают и даже могут исчезнуть, а работа реализуется через движения.
  2. Зависимость развития двигательных способностей от режима двигательной деятельности. Выполняемая работа должна иметь определенный режим. К понятию режим относится точность установленного порядка чередования выполнения упражнения и интервалов отдыха. Это определяется фазовыми колебаниями работоспособности человека, что связано с тратами энергоресурсов и процессом их выработки и восстановления. (Кривая динамики работоспособности).

    2 стр., 514 слов

    Что Вы получите благодаря упражнению «16 ассоциаций»?

    Тест Юнга “16 ассоциаций” поможет найти ключ бессознательного Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем. Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его ...

    Существуют следующие типы режимов: 1-упражнения повторяются через короткие промежутки времени: происходит снижение работоспособности; 2- когда интервалы отдыха позволяют вернуть уровень основных функциональных показателей к исходным то есть полностью их восстановить; 3- интервалы отдыха настолько продолжительны, что следующее упражнение выполняется в фазе повышенной работоспособности.

  3. Этапность развития физических способностей. Способности развиваются при выполнении одинаковых нагрузок в определенной динамике, которая выражается в следующих этапах развития:

Первый — прогрессирования показателей проявления, активизируются приспособительные сдвиги в организме.

Второй — достижение максимальных показателей, стадия устойчивой адаптации.

Третий — снижение показателей, адаптация полностью отключает приспособительные механизмы и развивающий эффект исчезает.

Таков механизм адаптации организма к нагрузке, какой бы высокой она не была.

  1. Неравномерность и гетерохронность развития способностей.

Наибольший прирост способностей наблюдается на начальном этапе занятий, с повышением уровня развития прирост показателей значительно снижается.

Гетерохронность — разновременность, не совпадение во времени развития различных способностей. Это выражено в проявлении сенситивных периодов развития способностей -период времени наиболее благоприятных естественных условий развития организма для прогрессирования.

  1. Обратимость показателей развития способностей.

Достаточно небольшого перерыва в занятиях, чтобы процесс развития способностей приобрел обратимый характер, произошел регресс показателей. 6. Перенос физических способностей.

11 стр., 5001 слов

Тема 1. Тесты интеллекта

2011-2012 уч.г. Семинарские занятия по дисциплине «Основы психодиагностики» для студентов ФСПиП, ДО, специальности «Психология», 3 курс, 6 семестр. Цель занятия: уточнить проблемы и направления исследования интеллекта; закрепить знания о тестах интеллекта, формировать умения и навыки по их практическому применению и составлять по данным обследования соответствующее психологическое заключение. ...

Различные способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. 7. Единство и взаимосвязь дв умений и навыков и способностей.

Степень владения двигательным действием влияет на степень развития способностей и наоборот.

  1. Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам

Способы контроля (измерения) способностей можно подразделить на:

  • Тесты (педагогические, биологические, психологические)
  • Пробы (функциональные, медицинские, психологические)
  • Контрольные упражнения (специально подобранные, основное упражнение, игровые задания)

Критериями оценивания могут быть:

  • Абсолютные показатели (длина дистанции, время пробегания дистанции, угол размаха движения, количество раз, вес отягощения, длительность выполнения упражнения и т. д.)
  • Относительные показатели (величина прироста результата, отношение результативного выполнения к ошибочному, условные баллы, индексы)
  • Нормативные показатели

Требования к тестам

Тест измерение или испытание, проводимые с целью определения состояния или работоспособности человека.

Не всякие измерения могут быть использованы как тесты. Для этого они должны удовлетворять специальным требованиям:

  • Надежность
  • Информативность
  • Наличие систем оценок
  • Стандартность процедуры и условий должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста.

Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.

Нет фиксированного значения надежности, в большинстве случаев используются следующие ориентиры:

0,95−0,99 — отличная надежность

0,90−0,94 — хорошая

4 стр., 1608 слов

Психодиагностика (тест с ответами)

Московский Региональный Институт Высшего Социально- Экономического Образования Тестовые задания По предмету: « Общая психодиагностика» Преподаватель: Аржакаева Т.А. Студентка: Бричковская М.Н. группа: 3ПС-07/У Видное 2009г. Тема 1. Психодиагностика как научная дисциплина и практическая деятельность. 1.Выберите из предложенных вариантов ответа ( А, Б, В, Г), только один правильный. Психодиагностика ...

0,89−0,90 — приемлемая

0,70- 0,79 — плохая

0,60−0,69 — сомнительная, пригодна лишь для характеристики группы (В.Н.Зациорский, 1979).

Добиться повышения надежности теста можно увеличивая число повторных попыток. При нескольких повторных попытках результаты можно определять: по лучшей попытке,

По средне арифметической величине.

Говоря о надежности тестов, различают их стабильность, согласованность и эквивалентность.

Под стабильностью теста понимают воспроизводимость результатов при повторении через определенное время в одинаковых условиях. Она зависит от: вида теста, контингента испытуемых и временного интервала.

Согласованность теста характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. По существу это надежность оценки результатов при проведении теста различными людьми.

Информативность — это степень точности, с которой он измеряет свойство. Называют валидностью (от английского обоснованность, действительность, законность).

Степень информативности может характеризоваться количественно — на основе опытных данных, и качественно — на основе содержательного анализа ситуаций.

Идея определения эмпирической информативности состоит в том, что результаты теста сравниваются с некоторыми критериями.

Критерий — это показатель заведомо и бесспорно отражающий то свойство, которое собираются измерять.

Чаще всего в спорте критериями служат:

  • Результат
  • Количественная характеристика техники упражнения (длина шага в беге, сила отталкивания в прыжках)
  • Результаты другого теста, информативность которого доказана
  • Принадлежность к определенной группе. Например, можно сравнить членов сборной страны, мастеров спорта
  • Составной критерий. Например, сумма баллов в многоборье, когда нет единого критерия.

Вопрос выбора критериев является самым важным при определении реального значения информативности теста.