ЛЕКЦИЯ 10 Общая характеристика физических способностей
Вопросы:
1.Понятие о способностях, основные формы их проявления и классификация
2.Основные закономерности развития физических способностей
3.Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам
Литература:
1.Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учебное пособие / Под. ред. Ю.Ф.Курамшина, В.И.Попова; СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПБ.: 1999. С. 103 — 118.
2.Теория и методика физической культуры: Учебник /Под. ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. С. 106-109.
3. Лях В.И. двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. –М.: Терра-Спорт, 2000 -192 с.
1.Понятия: физические (двигательные) способности, физические качества, двигательные задатки, одаренность, двигательные возможности.
Способность – возможность осуществлять какую-либо деятельность. Свойство или состояние делать что-либо, индивидуальные данные, обуславливающие предрасположенность к какой-либо деятельности, потенциал или наличие возможности, доступные проявления, мера продуктивности деятельности.
Одаренность, талант, гениальность – различная степень яркости выраженности способности.
Двигательные способности – индивидуальные особенности, определяющих уровень двигательных возможностей (Лях).
Под индивидуальными возможностями понимаются те, которые связаны с успешным осуществлением конкретной двигательной деятельности. Качество – существенный признак, степень достоинства, свойство индивидуальности, реализованные способности, степень готовности выполнять двигательное действие в соответствии с конкретными требованиями, количественная сторона деятельности организма. (Грантынь)
ФС – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения.
В основе неодинакового проявления способностей у разных людей лежит иерархия врожденных (наследственных) задатков: 1 — анатомо-физиологических и 2 — психодинамических.
Специальная и общая физическая подготовка для развития физических ...
... высокого спортивного мастерства в любом виде спортивной деятельности и, в частности, в боксе, связана с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их ... для повышения или поддержания уровня существующих функциональных возможностей. Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность, длительность и частота, которые вместе определяют ...
1- анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы – свойства нервной системы- сила, подвижность строение коры, проводимость и т.д.
-физиологические — функциональные возможности (особенности СС, Д, мышечной систему суставно-связочного аппарата, показатели периферического кровообращения и т д.)
-биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечных сокращений)
-морфологические (телесные) (длинна тела и его частей, масса мышечной и жировой ткани)
— генные.
2 – свойства нервных процессов – обеспечение реализации психической деятельности.
— особенности регуляции состояний (эмоциональных, волевых)
— темперамент, черты характера.
Способности существуют в скрытом, нереализованном виде – в виде задатков, и виде потенциальных возможностей, которые могут реализоваться в процессе создания благоприятных условий, или нет.
На уровень развития физических способностей, помимо задатков влияют и средовые факторы – социально-бытовые условия жизни, климатические и географические условия, материальное и методическое обеспечение.
Способности проявляются и развиваются в процессе двигательной деятельности.
Двигательное качество – степень, уровень проявления двигательной способности в процессе развития. Качество – это реализованная способность, отличающаяся некой своеобразностью, определенностью и значимостью для какой-либо деятельности. Определение конкретных качеств позволяет выявлять и различать отдельные характеристики двигательных способностей необходимых для конкретных двигательных действий. Пример: Силовые способности – абсолютная сила, взрывная сила и т.д.
Классификация: не создана единая.
1. Различают 5 видов физических способностей: мышечная сила (силовые СП), быстрота (скоростные СП), координация (координационные СП), выносливость и гибкость.
2. Деление на два класса (Лях В.И.): кондиционные и координационные. 1 – являются «энергетическими», обеспечивающих функциональную, ресурсную базу для реализации двигательного действия. 2 – информационные, позволяющие управлять, регулировать, соразмерять, уточнять действие при его выполнении в конкретных, специфических условиях (рис).
Двигательные способности
Кондиционные (энергетические)
Координационные (информационные)
- Скоростные
- Выносливость
- Силовые
- Гибкость
Координационные способности, относящиеся к отдельным группам двигательных действий, специальные КС
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДВИГАТЕЛЬНОГО ...
... функций и интеллектуальных способностей ребенка. Объект исследования - двигательное развитие. Предмет исследования - особенности использования самостоятельной двигательной деятельности как средства двигательного развития детей дошкольного возраста. Цель работы - определить эффективность двигательного развития детей дошкольного возраста. Задачи ...
Сочетания кондиционных способностей:
-Силовая выносливость
-Скоростная выносливость
-Скоростно-силовые способности
Специфические КС
— к равновесию
— к ориентированию
-к реагированию
-к дифференцированию параметров движений
-к ритму
-к перестроению
— к вестибулярной устойчивости
-к произвольному расслаблению мышц
— к согласованию (связи)
—
Сочетания КС
-к ориентированию и дифференцированию
-к реакции и ориентированию
-к перестроению и ритму
Всевозможные сочетания кондиционных и координационных способностей
-к выносливости и ориентированию
— к гибкости и согласованию
— к дифференциации силовых напряжений
Рис. Схема систематизации двигательных способностей (Лях В.И., 2000)
3. Классификация (В.С.Мерлин, Вяткин, Никитюк) как попытка целостного и комплексного изучении природы человека, включает 6 групп:
— психологические способности
-социально-психологические
— личностные
— психодинамические
— морфологические
— физиологические: двигательные, сенсорные, энергетические.
- Основные закономерности развития способностей
- Движение – ведущий фактор развития фc: движение формирует функцию. Если орган или система организма не работаю, то функции угасают и даже могут исчезнуть, а работа реализуется через движения.
- Зависимость развития двигательных способностей от режима двигательной деятельности. Выполняемая работа должна иметь определенный режим. К понятию режим относится точность установленного порядка чередования выполнения упражнения и интервалов отдыха. Это определяется фазовыми колебаниями работоспособности человека, что связано с тратами энергоресурсов и процессом их выработки и восстановления. (Кривая динамики работоспособности).
Существуют следующие типы режимов: 1-упражнения повторяются через короткие промежутки времени: происходит снижение работоспособности; 2- когда интервалы отдыха позволяют вернуть уровень основных функциональных показателей к исходным то есть полностью их восстановить; 3- интервалы отдыха настолько продолжительны, что следующее упражнение выполняется в фазе повышенной работоспособности.
- Этапность развития физических способностей. Способности развиваются при выполнении одинаковых нагрузок в определенной динамике, которая выражается в следующих этапах развития:
Первый – прогрессирования показателей проявления, активизируются приспособительные сдвиги в организме.
Тема 1.Тесты интеллекта
... данных, коррекционность теста, профориентация, качество обучения, способности. Вопросы для подготовки с последующим обсуждением на занятии: Проблемы изучения интеллекта в отечественной психологии. Тесты интеллекта: - «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) и ...
Второй – достижение максимальных показателей, стадия устойчивой адаптации.
Третий – снижение показателей, адаптация полностью отключает приспособительные механизмы и развивающий эффект исчезает.
Таков механизм адаптации организма к нагрузке, какой бы высокой она не была.
- Неравномерность и гетерохронность развития способностей.
Наибольший прирост способностей наблюдается на начальном этапе занятий, с повышением уровня развития прирост показателей значительно снижается.
Гетерохронность – разновременность, не совпадение во времени развития различных способностей. Это выражено в проявлении сенситивных периодов развития способностей –период времени наиболее благоприятных естественных условий развития организма для прогрессирования.
- Обратимость показателей развития способностей.
Достаточно небольшого перерыва в занятиях, чтобы процесс развития способностей приобрел обратимый характер, произошел регресс показателей. 6.Перенос физических способностей.
Различные способности развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. 7. Единство и взаимосвязь дв умений и навыков и способностей.
Степень владения двигательным действием влияет на степень развития способностей и наоборот.
- Методы контроля уровня развития физических способностей, требования к тестам
Способы контроля (измерения) способностей можно подразделить на:
- Тесты (педагогические, биологические, психологические)
- Пробы (функциональные, медицинские, психологические)
- Контрольные упражнения (специально подобранные, основное упражнение, игровые задания)
Критериями оценивания могут быть:
- Абсолютные показатели (длина дистанции, время пробегания дистанции, угол размаха движения, количество раз, вес отягощения, длительность выполнения упражнения и т.д.)
- Относительные показатели (величина прироста результата, отношение результативного выполнения к ошибочному, условные баллы, индексы)
- Нормативные показатели
Требования к тестам
Тест измерение или испытание, проводимые с целью определения состояния или работоспособности человека.
Не всякие измерения могут быть использованы как тесты. Для этого они должны удовлетворять специальным требованиям:
- Надежность
- Информативность
- Наличие систем оценок
- Стандартность процедуры и условий должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста.
Надежностью теста называется степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях.
«Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических ...
... к модулю 2 «Физические способности и их развитие»………………………….. 81 Литература…………………………………………………………….. 87 ТЕМА 2.1. «Общее понятие о физических способностях. Принципы развития физических способностей» Контрольное задание 4: Подготовьте ... поступать так, чтобы никакие высшие достижения, никакой рекорд не были результатом перенапряжения, не отразились на здоровье. Никаких стимуляторов, кроме жажды победы ...
Нет фиксированного значения надежности, в большинстве случаев используются следующие ориентиры:
0,95-0,99 – отличная надежность
0,90-0,94 – хорошая
0,89-0,90 – приемлемая
0,70- 0,79 – плохая
0,60-0,69 – сомнительная, пригодна лишь для характеристики группы (В.Н.Зациорский, 1979).
Добиться повышения надежности теста можно увеличивая число повторных попыток. При нескольких повторных попытках результаты можно определять: по лучшей попытке,
По средне арифметической величине.
Говоря о надежности тестов, различают их стабильность, согласованность и эквивалентность.
Под стабильностью теста понимают воспроизводимость результатов при повторении через определенное время в одинаковых условиях. Она зависит от: вида теста, контингента испытуемых и временного интервала.
Согласованность теста характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест. По существу это надежность оценки результатов при проведении теста различными людьми.
Информативность – это степень точности, с которой он измеряет свойство. Называют валидностью (от английского обоснованность, действительность, законность).
Степень информативности может характеризоваться количественно – на основе опытных данных, и качественно – на основе содержательного анализа ситуаций.
Идея определения эмпирической информативности состоит в том, что результаты теста сравниваются с некоторыми критериями.
Критерий – это показатель заведомо и бесспорно отражающий то свойство, которое собираются измерять.
Чаще всего в спорте критериями служат:
- Результат
- Количественная характеристика техники упражнения (длина шага в беге, сила отталкивания в прыжках)
- Результаты другого теста, информативность которого доказана
- Принадлежность к определенной группе. Например, можно сравнить членов сборной страны, мастеров спорта
- Составной критерий. Например, сумма баллов в многоборье, когда нет единого критерия.
Вопрос выбора критериев является самым важным при определении реального значения информативности теста.