Введение
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств испытуемых [13, с. 234]. Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.
В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования показали, что это понятие суженное и неполное, оно не отражает всей сложности процесса и прежде всего его основных отличительных черт — целостности и общности. Главную сущность педагогического процесса составляет обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности.
Педагогический процесс как ведущая, объединяющая система включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую. В ней слиты воедино процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе с условиями, формами и методами их протекания.
Педагогический процесс как система не идентичен системе его протекания. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования в целом, школа, класс, учебное занятие и др.
Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности детей, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности — сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс не сводим к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т.е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности [5, с. 301].
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... обучение. Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе. Процесс воспитания ... интересам, возможностям личности; • принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет ...
Актуальность исследования данной темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к проблеме реализации принципов целостного педагогического процесса в опыте образовательного учреждения и семьи в современной педагогической науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель исследования: рассмотреть особенности реализации принципа целостного педагогического процесса в опыте образовательного учреждения и семьи.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть сущность и функции педагогического процесса;
— раскрыть структура педагогического процесса в ДОУ, его компоненты, их взаимосвязь;
— изучить педагогическое взаимодействие образовательного учреждения и семьи как основа целостного педагогического процесса;
— провести исследовательскую работу, направленную на выявление уровня взаимодействия образовательного учреждения и семьи в рамках реализации целостного педагогического процесса.
Объект исследования: процесс реализации принципа целостного педагогического процесса в опыте образовательного учреждения и семьи.
Предмет исследования: целостный педагогический процесс в опыте образовательного учреждения и школы.
Гипотеза исследования: проектирование целостного педагогического процесса в образовательном учреждении и семье будет эффективным, если оно: носит многофункциональный, многоуровневый и комплексный характер, является полиструктурным процессом; представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных этапов осознанной, совместной деятельности всех участников целостного педагогического процесса; позволяет не только описывать реальную систему целостного педагогического процесса в образовательном учреждении и семье, но и инициировать, и создавать принципиально новые педагогические проекты в этой области; способствует гармонизации взаимоотношений всех субъектов целостного педагогического процесса на гуманистической основе.
Методы исследования:
— теоретический (изучение учебно-методической и практической литературы по теме курсовой работы);
— эмпирический (проведение опытно-экспериментальной работы по теме исследования).
Теоретической базой исследования послужили труды Ю.К. Бабанского, В.П. Беепалько, М.А. Данилова, Л.Я. Зориной, В.А. Караковского, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, Г.И.Легонького, Н.Д. Никандрова, М.М. Поташника, Г.Ф. Федорец, П.Т.Фролова и некоторых других отечественных ученых, занимающихся исследованием вопросов организации целостного педагогического процесса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Целостный педагогический процесс: теоретические основы и сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь
1.1. Сущность и функции педагогического процесса
Педагогический процесс — это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач [7, с. 234].
Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений ...
... советов учреждения образования по профилактике безнадзорности несовершеннолетних (далее – Совет по профилактике), педагогических советов; аналитические справки о результатах проделанной работы, иные материалы. Указанный план является системообразующим компонентом процесса ...
Педагог — субъект, организующий и направляющий этот процесс. Воспитанник — субъект, чья деятельность является необходимым условием усвоения им опыта, накопленного человечеством, во всем его многообразии. Педагоги и воспитанники как субъекты деятельности (деятели) являются главными компонентами педагогического процесса. К компонентам педагогического процесса относятся также его цели, результаты, содержание, организация.
Опыт, осваиваемый воспитанниками в деятельности, составляет содержание педагогического процесса. Освоение опыта наиболее успешно происходит при использовании специально подобранных для этого педагогических способов взаимодействия и средств в специально организованных условиях. Таким образом, сущность педагогического процесса состоит во взаимодействии педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных способов и средств.
Взаимодействие участников педагогического процесса — педагогов и воспитанников — специально организуется и направляется педагогами для реализации поставленной цели, поэтому цель педагогического процесса выступает его системообразующим фактором (фактором, благодаря которому организуется вся система взаимодействия, без которого невозможно существование педагогического процесса).
Цель педагогического процесса детализируются в педагогических задачах. Педагогическая задача формулируются в результате осмысления конкретной педагогической ситуации, соотнесённой целью и условиями её реализации. Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса. Решение каждой педагогической задачи означает шаг на пути к поставленной цели. Динамика педагогического процесса, прослеживается в переходе от решения одной педагогической задачи к другой [11, с. 256].
Движущие силы педагогического процесса основываются на его противоречиях. Педагогический процесс, в силу своей сложности, очень противоречив. Его движение от задачи к задаче происходит в результате разрешения его противоречий. Противоречия педагогического процесса подразделяются на объективные (существующие независимо от субъектов педагогического процесса) и субъективные (являющихся следствием действий субъектов, например, ошибочно принятых педагогических решений).
Движение педагогического процесса обеспечивается посредством научно обоснованного разрешения объективных противоречий, а также своевременного осознания и устранения противоречий субъективных.
Примеры противоречий:
— между целостностью личности и функциональным подходом (разграничением по отдельным функциям) к ее формированию;
— между индивидуальным характером становления личности и массовым характером организации педагогического процесса;
— между определяющим значением деятельности в развитии личности и преимущественно словесным воздействием на личность в воспитании;
— между возрастающей ролью гуманитарных предметов в социальном становлении человека и возрастающей технологизацией педагогического процесса и др.
Наиболее общим объективным противоречием является противоречие между возможностями воспитуемых и требованиями, которые к ним предъявляют общество, школа, учителя. Это противоречие обусловлено невозможностью выполнять предъявляемые требования раньше, чем для этого созреют объективные условия: у ребенка сформируются необходимые качества, свойства личности, расширятся знания, разовьются способности. Для преодоления данного противоречия личности необходимо освоить новый для неё опыт, выработать в себе требуемые качества.
Педагогический процесс и его особенности
... педагогического процесса. . Обусловленность педагогического процесса. Развитие и подведение итогов педагогического процесса зависят от: ) развития самых разносторонних желаний человека ... Развитие личности в педагогическом процессе. Уровень развития личности и темпы достижения целей педагогического процесса определяются следующими факторами: ) генетический фактор - наследственность; ) педагогический ...
Педагогический процесс выполняет определенные функции. Казалось бы, у него одна функция — обеспечить достижение цели воспитания. В общем-то это правильно. Однако даже самая примитивная цель воспитания (например, подготовка воспитанника к выполнению в обществе роли исполнителя несложных обязанностей) достаточно сложна по своему содержанию. Исполнителя самых простых обязанностей нужно познакомить с ними, добиться их усвоения, выработать умения их выполнять в различных (изменяющихся) условиях, сформировать навыки сотрудничества с другими людьми в производственных и бытовых условиях [3, с. 214].
Даже эти перечисленные задачи, которые необходимо решать в ходе педагогического процесса, показывают, что функции его достаточно многообразны. И первой, наиболее заметной функцией педагогического процесса является просвещение воспитанников. Усвоение ими знаний о природе, обществе, отношениях между людьми и об отношении людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности начинается в семье, продолжается на более высоком, профессиональном уровне в школе. Потом происходит усвоение профессиональных знаний в профессиональных учебных заведениях, в системе повышения квалификации работающего специалиста; обеспечение человека разнообразной, необходимой ему информацией осуществляется через средства массовой информации, культурно-просветительные учреждения и др.
Таким образом, с первых дней жизни человека и до самой его кончины функция его информатизации является одной из важнейших для педагогического процесса. Знать все то, что необходимо для обеспечения нормального своего существования, не говоря уже о достойной жизнедеятельности в обществе, человек может, только освоив хотя бы минимум культурного достояния общества.
Второй функцией педагогического процесса является развитие воспитанника, совершенствование его физических сил, интеллектуальных возможностей, его духовности. Из четырех «высших начал педагогического процесса», сформулированных П.Ф. Каптеревым, два непосредственно касаются именно этой функции: 1) все физические и духовные силы воспитываемого подлежат усовершенствованию соответственными систематическими упражнениями; 2) усовершенствование личности основывается на самодеятельных упражнениях, развиваемых организмом в силу присущей ему самодеятельности [2, с. 315].
Подчеркивая важность оказания систематического влияния на развитие воспитанников, П.Ф. Каптерев писал: «Помощь саморазвитию организма должно оказывать не случайную, отрывочную по временам и обстоятельствам, но постоянную, систематическую, продуманную. Точно так же заботы об усовершенствовании личности не должны касаться одной какой-либо стороны, а обнимать всего человека» [9, с. 367].
Естественно, в первые годы жизни ребенка педагогический процесс должен обеспечить прежде всего развитие физическое и интеллектуальное. Укрепление здоровья дошкольника, младшего школьника и подростка, его полноценное физиологическое развитие являются залогом успешного развития его интеллекта и духовной сферы в целом. В то же время своевременное обогащение знаний воспитанника и развитие рационально-деятельностной сферы способствуют его совершенствованию в физическом отношении.
Руководство развитием личности в процессе деятельности
... в воспитании: 1. социализация личности в процессе жизнедеятельности 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для эффективного ...
Для взрослого человека проблемы интеллектуального и физического развития отодвигаются на второй план, а затем и совсем утрачивают свою актуальность. Актуальным становится сохранение здоровья, способности мыслить, воспринимать и использовать информацию. Большое значение приобретает проблема развития профессионального мастерства, развитие способностей применения полученных знаний и выработанных умений в различных, в том числе новых, условиях.
В пожилом возрасте возникает не менее острая для человека проблема развития способности использования уменьшающихся возможностей (физических, прежде всего, но и интеллектуальных тоже) для обеспечения полноценной жизни. И естественно, что роль педагогического процесса в развитии этих способностей должна быть значительной. Только выполнять эту функцию в отношении взрослых и пожилых людей будет не общеобразовательная школа, а профе……..
Литература
Апарина И.И. Детские проблемы Российской Федерации, на пороге третьего тысячелетия: краткий аналитический обзор. — М.: НТЦ Развитие, 2010.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. — М., 2011.
Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи. — Вологда, 2011.
Асмолов А.Г. Психология личности. — М.: МГУ, 2010. — с. 311.
Богославец Л.Г. Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении // Педагог, 2009.№1(6).
Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М., 2013. — с. 401.
Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии. — М., 2012. — с. 223.
Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. — М., 2015. — с. 327
Давыдова О.И. Технология организации контакта и взаимопонимания между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых социальных условиях// Психолого-педагогические проблемы современного образования: Сборник научных статей. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2011. — с. 328.
Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2010. №1. с. 48.
Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2010. №2. с. 49.
Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. — М., 2014. — с. 318.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М., 2012. — с. 428.
Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2010. №3. с. 90.
Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: Метод. рук. для работников дошкольных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. — М., 2011. — с. 401.
Особенности развития общения в дошкольном возрасте
... взаимодействия. Усвоение нравственных норм С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту ... и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее ...
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — с. 311.
Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Радугина. — М., 2009. — с. 503.
Ромашина С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2012. — с. 204.
Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством развития личности воспитанников ДОУ: Пособие для руководителей и методистов. — М.: Айрис-пресс, 2014. — с. 364.
Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон «Об актах гражданского состояния». — М., 2010.
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. — М., 2013. — с. 319.
Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. — М., 2013. — с. 323.
Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 2009. — с. 308.
Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Гуманизация детско-родительских отношений. — Красноярск, 2013. — с. 273.
Шилов И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи) Практикум. — СПб., 2010. — с. 600.