Основные направления зарубежной психологии на рубеже 19-20 веков

Наблюдения, его виды.

Методы наблюдения –знания о психологии человека путём наблюдения непосредственно за самими психическими явлениями в том их виде, в к-ом они представлены в сознании человека, или за теми внешними признаками, в к-ых проявляется психология человека.

Наблюдение:внутреннее (самонаблюдение), внешнее (за группами);

внешнее наблюдение (есть наблюдатель, следит за субъектами наблюдения, фиксирует результаты);

внутреннее (самонаблюдение);

Интроспекция – внутреннее наблюдение души(самонаблюдение — форма словесного отчета испытуемого (наблюдение за собой));

Рефлексия (переживание, размышление по поводу собственного состояния)

включенное наблюдение (человек является членом группы, он в неё включен и наблюдает за субъектом, который и не подозревает об этом)

Структурализированное, неструктурализированное;

Структурализированное:

— чёткий план;

— продуманная фиксация полученных результатов ;

— гипотезы (форма перехода от наблюдения к описанию) ;

— объяснения.

 

4. Эксперимент в психологии, его виды, примеры эксперимента.

Экспериментальный метод (в психологии используется более 130 лет) – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого.

Виды:

лабораторный метод (проводиться в условиях лаборатории, действия испытуемого определяют инструкциями, испытуемые знают, что надо ними проводят эксперимент) пр.: эксперименты на память, внимание;

естественный метод → эксперимент перенесён в естественную среду; предложен А.Ф.Лазурским в 1910г. – люди в состоянии стресса. Форма эксперимента – беседа, урок, общение, естественные условия;

психолого-педагогический метод (испытуемый знает, что его испытывают), пр.:ЕГЭ

1) Эксперимент Аша (исследование давления группы)

Какой из треков равен эталонному? 7 человек говорят правильно, а 5 человек (подсадные) на 3 туре говорят не правильный результат. ¾ поддались группе и сказали неверно. 37% комфортизм — поддались.

2) Что больше, площадь круга или площадь звезды?

S круга больше S круга на 1/3. 46% — согласились, что S звезды больше.

3) Эксперимент на возникновения групповых норм (Шериф М. 1937г) – Первый день. 3 испытуемых завели в темную комнату, включили резкий точечный свет, этот свет начинает двигаться. Испытуемых спрашивали на сколько сдвинулся свет, фиксировали результат.

6 стр., 2530 слов

Яновский_место метода самонаблюдения

... его непосредственное наблюдение. Такое непосредственное наблюдение субъекта, его внутреннего мира — это и есть самонаблюдение, или, в рамках терминологии В.Вундта, интроспекция. Заслугой В.Вундта, следовательно, является не просто введение метода эксперимента в ...

Второй день. Тех же 3 испытуемых ввели в туже комнату, включили тот же свет. Испытуемые говорили те же результаты, что и в первый день, но свет не двигался.

Эксперимент над студентами в Америке. «свобода слова не привилегия, а не право»

Приостановить свободу слово? По одиночке не соглашались. При подсадных 58% поддались, согласились.

 

5.Требования к тестам (валидность, надёжность, стандартизация тестов).

Валидность – хар-ка методики, к-ая обеспечивает уверенность в том, что измеряется именно данное св-во, а не какое-то другое.

Надёжность теста – способность давать аналогичные результаты при повторном исследовании.

Стандартизация теста – все компоненты теста должны соответствовать оригинальной версии инструкции.

 

История развития психологической науки

История психологии делиться на 2 периода:

1) описательный ( 6-5 вв до н.э. — до конца 19 века) – развивался в недрах философии.

2) появление психологии как науки с 1879 г.

прочитать историю можно здесь либо в нашем чудном учебнике 🙂

 

Основные направления зарубежной психологии на рубеже 19-20 веков

1) Структурализм. Направление школы Вильгельма Вундта. Осуществляет профессиональную подготовку психологов. Психология – наука о создании человека, которое должно изучаться экспериментально. Вундт считал, что сознание надо изучать через чисто элементы.

2 направления:

Физиологическая – сознание, ощущение, память.

Психология народов – изучение языков, мифов, традиций, прав, обычаев.

Цели: получение данных о структуре сознания через выделение его чистых элементов.

Методы: эксперимент, самонаблюдение по методу спец.программ.

2) Функционализм(основатель В. Джеймс).

Направление возникло для того, чтобы решить политические задачи. Джеймс предложил наблюдение, анализ результатов деятельности человека.

Психология – наука описывает и истолковывает состояние сознания (суждение, желание, эмоции, ощущение).

Предмет психологии – сознание. Сознание – неделимое целое, поток. Связывал психологию с физиологией. Сознание обеспечивает связь с внешней средой.

3) Бихевиоризм. Основатель Э.Торндайк и Д.Уотсон. Концепция: не изучение сознания, а изучение стимулов (внеш.условий) и как изменялась реакция организма с изменением стимулов. Классическая форма бихевиоризма: стимул ⇒ реакция (S ⇒ P).

Сначала сопоставлялись стимулы, сделали вывод, что стимул зависит от какого-то действия.

4) Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

Поведение зависит от внешнего воздействия.

8. Классификация психологических явлений

Выделяют 3 крупные группы психологических явлений:

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

... ­гия развивалась как «наука о сознанию». У истоков психологии сто­ял французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650). Собственное сознание изучали тогда только методом интроспек­ции (буквально «смотрение ... большая прочность памяти. Этот факт был детально прослежен в экспериментах с так называемыми отсроченными реакциями. Эксперимент: Животное помещалось на привязь, и на его глазах в ящик ...

1. Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психологических явлений (чувство, память, внимание)

2. Психические состояния — это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психологической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности действий личности.

3. Психические свойства – следует понимать устойчивое образование, обеспечив.определённый уровень деятельности и поведения человека.