КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по учебной работе
______________ Д.Ж. Ахмед-Заки
«____» _________ 2014 г.
ПРОГРАММА
ВУЗОВСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:
для магистрантов всех специальностей факультета
(научное и педагогическое направление)
АЛМАТЫ, 2014
Программа рассмотрена на заседании кафедры теоретической и ядерной физики протокол № от 2014 г.
Зав.кафедрой ТиЯФ ____________________ Абишев М.Е.
Программа рассмотрена на заседании кафедры физики твердого тела и нелинейной физики протокол № от 2014г.
Зав.кафедрой ФТТиНФ ____________________ Приходько О.Ю.
Программа рассмотрена на заседании кафедры физики плазмы и компьтерной физики № от 2014 г.
Зав.кафедрой ФПиКФ ____________________ Архипов Ю.В.
Программа рассмотрена на заседании кафедры теплофизики и технической физики протокол № от 2014 г.
Зав.кафедрой ФТиТФ_______________________Болегенова С.А.
Одобрено на заседании методбюро факультета
протокол № от 2014 г.
Председатель методбюро ______________ Габдуллина А.Т.
Программа утверждена на Ученом Совете факультета от «___» ______ 2014 г.
Председатель Ученого Совета __________ Давлетов А.Е.
1. Цель вузовской педагогической практики:
Формирование у магистрантов основ педагогического мастерства и личностное развитие будущего педагога. Педагогическое мастерство предполагает синтез фундаментального предметного, современного методического, новейшего технологического, психолого-педагогического, управленческого знаний.
Задачи вузовской педагогической практики:
· Овладение навыками структурирования и преобразования научного знания в учебный материал, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными современными образовательными технологиями, методами составления задач, упражнений, тестов и другими основами научно-педагогической и учебно-методической работы;
Рабочая программа 25
... ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики (Протокол № _1_ от «_2_» _сентября_ 2013 г.). © ... Научно-исследовательская работа (далее – НИР) является обязательным разделом основной образовательной программы (далее – ООП) бакалавриата и направлена на формирование универсальных и профессиональных ...
· Формирование умений по постановке учебно-воспитательных целей, по выбору типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности обучающихся в зависимости от поставленных педагогических задач; овладение навыками диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности;
· Ознакомление с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, с основными принципами организации образовательного процесса по кредитной технологии обучения в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель».
· Актуализация магистрантами теоретических и практических знаний, полученных ими при изучении психолого-педагогических, методических, фундаментальных и специальных предметных дисциплин;
· Организация взаимодействия и общения магистрантов с обучаемыми, изучения их индивидуальных и возрастных особенностей;
· Выработка у магистрантов творческого, исследовательского подхода к педагогической и научной деятельности, закрепление у них навыков самообразования и самоанализа своего труда.
· Воспитание у магистрантов уважительного отношения к преподавательскому труду, готовности к творческому его осуществлению.
· Формирование у магистрантов профессиональных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления учебно-воспитательной работы, освоение методики обучения и воспитания в высшей школе.
· Ознакомление магистрантов с современным состоянием учебно-воспитательной работы в вузе, с опытом творческой педагогической деятельности ведущих ученых, преподавателей; оказание магистрантами помощи в решении задачи обучения и воспитания студентов.
· Организация взаимодействия и общения магистрантов с обучаемыми, изучения их индивидуальных и возрастных особенностей.
· Формирование у обучающихся основ педагогического мастерства и личностное развитие будущего педагога. Педагогическое мастерство предполагает синтез фундаментального предметного, современного методического, новейшего технологического, психолого-педагогического, управленческого знаний.
Содержание практики
Магистранты в период вузовской педагогической практики принимают непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе физическо-технического факультета КазНУ имени аль-Фараби. Вузовская педагогическая практика включает учебную предметную работу магистранта (включая факультативные занятия и внеаудиторную работу по предмету) и его воспитательнуюработу в качестве куратора-эдвайзера академической группы.
Педагогическая практика предусматривает следующие виды деятельности:
– разработка индивидуальной программы прохождения педагогической практики;
– посещение научно-методических консультаций, ознакомление с организацией учебно-воспитательной и методической работы кафедр;
– изучение опыта преподавания ведущих преподавателей университета в ходе посещения учебных занятий по научной дисциплине, смежным наукам;
– изучение нормативных и правовых документов (Закон РК «Об образовании», государственных общеобязательных стандартов, рабочих учебных планов, типовых программ и т.д.);
Дневник Учебно-воспитательной практики
... практике работе. По окончании педагогической практики студенты представляют групповому руководителю практики следующую документацию: дневник; характеристику о работе во время практики, написанную ответственным за практику в учебном заведении (преподаватель) и подписанную директором учебного ... занятия 1.Тема занятия. Дидактические цели и задачи занятия. Тип, структура занятия. Оснащение занятия: ...
– посещение и анализ занятий, проводимых магистрантами и магистрантами;
– индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, разработка учебно-методических материалов;
– проведение учебных занятий по учебной дисциплине (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий);
– индивидуальная работа с обучающимися, руководство научными (магистерскими) исследованиями, руководство исследовательской практикой студентов (магистрантов).
Организация и проведение педагогической практики, сроки и формы проведения
1. Участие в работе установочной конференции по вузовской педагогической практике.
2. Ведение дневника вузовской педпрактики (заполняется ежедневно, записи краткие и конкретные).
3. Изучение:
· организации трудового процесса университета;
· организации и управления учебно-воспитательным процессом вуза, факультета, группы.
4. Изучение передового педагогического опыта преподавателей:
· изучение педагогической, методической, воспитательной работы преподавателя-физика и куратора-эдвайзера группы, беседы с ними, посещение их занятий, изучение УМКД по предмету, планов воспитательной работы куратора-эдвайзера группы, участие во внеаудиторных мероприятиях;
· беседы с заведующими кафедрами, с преподавателями, работающими на этой кафедре, посещение их занятий (не менее 15 посещений за период практики),
5. Знакомство с группой при непосредственном наблюдении за студентами группы.
6. Знакомство с физическими лабораториями, их оборудованием.
7. Планирование, подготовка и проведение учебных занятий:
· разработка планов-конспектов разных типов занятий с применением разнообразных методов, активизирующих процесс усвоения студентами учебного материала;
· подготовка к занятиям, изготовление наглядных пособий и приборов, подготовка демонстраций, дидактического материала.
· В рамках педагогической практики магистрантам необходимо подготовить и провести для обучающихся бакалавриата и магистратуры не менее 5-6 лекционных, 5-6 практических (семинарских/лабораторных) и 5-6 занятий по самостоятельной работе (для 2-х и 3-х кредитов); не менее 8-10 лекционных, 8-10 практических (семинарских/лабораторных) и 8-10 занятий по самостоятельной работе (для 4 и 6 кредитов) обучающихся под руководством преподавателя. Отдельно проводится зачетное лекционное, зачетное практическое занятия и зачетный обучающий (методический) семинар.
· обсуждение проведенного занятия совместно с методистом кафедры и преподавателем.
8. Посещение занятий других магистрантов-практикантов и активное участие в их обсуждении и анализе.
9. Участие в постановке новых лабораторных работ и написание методических указаний к ним, привлечение к выполнению этой работы студентов.
10. Выполнение заданий по психологии и педагогике.
11. Проведение факультативных, дополнительных занятий, консультаций и других видов занятий.
12. Участие в работе (или руководство) физического или какого-либо технического кружка, организация и проведение тематических вечеров по физике или технике, экскурсий, выпуск физических газет, организация и проведение физических викторин, олимпиад (в соответствии с планом учебно-воспитательной работы вуза).
13. Подготовка отчетной документации.
14. Участие в работе итоговой конференции по вузовской педагогической практике.
Контроль и оценка результатов работы магистрантов за педагогическую практику
Аттестация результатов профессиональной практики обучающихся программ послевузовского образования осуществляется в сроки, определяемые академическим календарем и графиком поведения практики.
По итогам практики обучающиеся представляют отчеты в соответствии с объемом и уровнем проведенной работы. В отчет по педагогической практике включается характеристика на обучающегося с оценкой, подписанная руководителем практики, заверенная печатью деканата. Руководитель практики на основании рассмотрения ее итогов и отчетов практикантов выносит заключение об итогах практики.
Отчеты по практикам и заключения руководителей заслушиваются на заседании профилирующей кафедры, которое принимает решение об оценке итогов практики. При выставлении оценок по педагогической практике учитываются оценки методистов от кафедр педагогики и психологии.
приложения: образцы документации
Физико-технический факультет
График проведения педпрактики на осенний семестр 2011-2012 учебного года
Специальность__________________________________________ Кафедра___________________________________
№ | Ф.И.О. | Темы лекций, семинарских, открытых занятий, внеаудиторные мероприятия, воспитательное мероприятие* | Дата и время проведения | аудитория | Руководитель практики |
*каждый магистрант согласно программе практики должен провести зачетных не мене 2 лекций, 1 семинарских занятий, если же есть лабораторные занятия, то по 1 семинарских и 1 лабораторных занятий, открытые занятия, внеаудиторные мероприятия, зачетное воспитательное мероприятие и т.д
Форма дневника практиканта
Запись на титульном листе дневника
Дневник
по педагогической практике
магистранта Ф.И.О. _________________________________
курс___________________
отделение______________
факультет _____________
Запись на второй странице дневника
Начало и конец практики (число, месяц, год)
______________________________________________________
Практика проводится в КазНУ им.аль-Фараби, г.Алматы
Адрес____________________________________________________
Методисты КазНУ:
Методисты от кафедры педагогики (ФИО)____________________
телефон:_________________________________________________
Методисты от кафедры психологии (ФИО)____________________
телефон:_________________________________________________
Методист-предметник от факультета (ФИО)__________________
телефон:_________________________________________________
Общий руководитель педагогической практики от факультета (ФИО)___________________________________________________
телефон:_________________________________________________
Запись на последующих страницах дневника
Расписание занятий практиканта в данном ВУЗЕ
Дни недели и числа | Часы занятий | ||||||
08.30-09.50 | 10.00-11.20 | 11.40-13.00 | 13.15-14.35. | 14.45-16.05 | 16.25-17.45 | 17.55-19.15 | |
Понедельник | Гео.фак. 4к.,230 ауд | ||||||
Вторник | |||||||
Среда | |||||||
Четверг | |||||||
Пятница | Ю 10-305 | ||||||
Суббота | Ю 210-420 ауд. |
Индивидуальный план магистранта-практиканта по учебной работе
№ | Виды учебной работы | Тема занятия | Дата проведения | время | ауд | Отметка о выполнении и подпись преподавателя |
лекция | Психология как общественная наука | 11.40-13.00 | Отлично (подпись) | |||
Семинар | Формы обучения | |||||
Лаборатоно-практическое занятие |
Индивидуальный план практиканта
По воспитательной работе
№ | Виды воспитательной работы | Тема занятия | Дата проведения | время | Место проведения | Отметка о выполнении и подпись преподавателя |
Мероприятие | «Посвящение студентов» | 11.40-13.00 | Актовый зал | Отлично (подпись) | ||
Поход | «Здоровый образ жизни» | 10.00 | Медео | Отлично (подпись) | ||
Дебаты | «Программа-2030» | 13.00 | 203 ауд | Хорошо (подпись) |
Дневник практиканта
А) дневник является важным документом, в котором фиксируются проводимые практикантом все виды работы за день;
Б) запись в дневнике должна проводиться сразу по ходу выполнения работы или по окончании рабочего дня.
Вид работы | Дата, время, место проведения | Результаты деятельности |
Посещение лекции профессора Хмель Н.Д. | 15.09.03; 15.00; 230 ауд. | Тема: Система высшего профессионального образования в РК Вопросы…………. Анализ лекции. «+» стороны; «-»стороны; выводы, предложения, рекомендации (для себя) |
Посещение библиотеки | 15.09.03 | Подготовка к лекции на тему, ознакомление с теориями ученых (ФИ); составление конспекта, и рекомендуемой литературы студентам |