Целевые ориентации
О Формирование будущих граждан страны.
О Развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации среды жизнедеятельности детей.
О Создание условий для всестороннего развития воспитанников’ приобщение к труду, знаниям, культуре.
О Образ (идеал) выпускника: человек высокой культуры, приспособленный к труду. С* Развитие трудовых навыков и творческих способностей
Концептуальные позиции
Ребёнок
© Задатки («начатки») творческих способностей существуют у всех — надо лишь создать для их проявления подходящие условия.
© Дети чрезвычайно общительны, они легко знакомятся друг с другом (игры, рассказы, неугомонная болтовня).
© Дети — настойчивые исследователи, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всё трогать, пробовать.
© Используя воображение, дети часто созидают нечто из ничего.
© Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, своих впечатлениях. Им свойственно выпячивание своего «я», появление фантазии и воображения.
© Большую роль в формировании детского характера играет инстинкт (механизм) подражательности.
Школа
· Идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.
· Школа для детей, а не дети для школы.
· Школа — не подготовка к жизни, а жизнь.
· Школа должна сохранить то, что есть в детях.
· Школа органически связана с обществом и окружающей средой.
· Деятельность — основа жизни ребёнка и источник его развития.
· Изучение ребёнка как целостной личности.
· Дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие па них.
· Все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества.
· Авторитет старших только в том случае действителен, полезен и высок, когда отсутствует элемент принуждения.
· Дети должны чувствовать доверие к себе со стороны старших, т.е. для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям.
· Взаимосвязь всех компонентов воспитания: умственного, физического труда, искусства, игры.
Социум
Организация воспитательного процесса внутри школы с учётом влияний на коллектив окружающей среды.
Педагогизация окружающей среды.
Активное участие школьного коллектива в совершенствовании окружающей среды.
Создание единого общества детей и взрослых.
Возвращение детям детства.
Изучение и всемерное использование воспитательных возможностей среды.
Адаптация ребенка к детскому саду
... если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то ... эмоциональный профиль или, поэтичнее, портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он? I. Отрицательные эмоции ...
Школа — на основе использования этих возможностей — должна стать главным организатором детской жизни как в стенах учебно-воспитательного учреждения, так и за его пределами.
Организационно-содержательные особенности
Школа — педагогический центр, объединяющий воспитательные усилия всех общественных, трудовых, семейных коллективов, лиц и организаций. Детей можно воспитывать в такой мере, в какой осуществляется единство педагогических действий и требований.
Все занятия в школе строились исключительно на личном интересе ребёнка, не желающий работать мог в любой момент уйти. Роль педагога сводилась к организации, к тому, чтобы дать пищу детским интересам, помогать им соразмерять свои силы с целями. В школе не было обычного деления на классы. Создавались группы по интересам в процессе работы, организуемой с той или иной целью, и также в различных кружках (родной язык, драматический, музыкальный и др.).
Примерной учебной программой была программа Наркомпроса, но школа оставляла за собой право перегруппировки образовательного материала и выбора места и времени его подачи соответственно естественному детскому развитию и потребностям организации школьной жизни. Предметные программы Наркомпроса предполагали индивидуальный подход в процессе роста интеллектуальных способностей в зависимости от интересов и занятий детей. «Не дети для программы, а программа для детей» — таков был лозунг педагогов.
Воспитательная работа, органически включая в себя образовательный процесс, была основным видом деятельности педагогов. Содержанием воспитания являлся, в первую очередь, сам ребёнок, его потребности, интересы, а также:
· физический труд, представляющий материальную, дисциплинирующую и опытную основу воспитания;
· деловое самоуправление, организующее жизнь детей, делающее её более лёгкой;
· искусство, формирующее эстетические чувства;
· игра, способствующая мажорной детской жизнедеятельности; игра как жизненная лаборатория ребёнка;
· работа ума, направляющая общую жизнь и удовлетворяющая «дух исследования» детей.
Главные источники воспитательных влияний — школа и социальная среда.
Детский сад входит в комплекс как подготовительная ступень к школе.
Труд. Наибольшее воспитательное значение Шацкий придавал труду, выполняемому при осознании его необходимости для коллектива. Считал, что соединение обучения’с трудом делает процесс учения более осмысленным и что необходимы разнообразие детского труда, сочетание труда индивидуального с коллективным, атмосфера сотрудничества.
Детский труд существенно отличается от труда взрослого тем, что он должен быть обучающим и творческим.
В колонии реализовался принцип самообеспечения: было своё хозяйство — огород, яблоневый сад, ферма. Летом ребята работали на покосе.
Самоуправление. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей. Главный орган самоуправления — общее собрание.
С.Т. Шацкий стремился создать коллектив детей и взрослых как коллектив растущий. И дети, и педагоги, по его замыслу, должны постоянно совершенствоваться, не удовлетворяясь достигнутым. Детям надо ощутить себя маленькими распорядителями общей жизни.
Физическое воспитание детей первого года жизни
... на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы. В физическом воспитании детей раннего возраста особое значение имеют рациональный режим дня и гигиенические ... развитию движений, совершенствованию их качества и точности. В первом полугодии жизни ребенка для стимулирования активности используются врожденные, безусловные рефлексы. Во втором полугодии ...
Колония — это детский кружок, который сам для себя создаёт законы.
Эстетика. По мнению С.Т. Шацкого, эстетическое воспитание, охватывая весь мир прекрасного (музыка, живопись, театр, прикладное искусство и т.д.), в единстве с трудовым воспитанием становится катализатором творческих потенций личности и коллектива. С.Т. Шацкий по-новому осмыслил содержание эстетического воспитания, назвав его «жизнью искусства».
Под системой эстетического воспитания С.Т. Шацкий понимал взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества, направленное на развитие творческих потенций личности, коллектива. Он полагал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активизацию познавательных, практических и эмоционально-эстетических процессов.
Искусство, гармонично формируя личность, испособно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.
Работа в социуме. Значительное место в педагогической системе С.Т, Шацкого занимала культурно-просветительская работа с населением, прежде всего с детьми. Он сплотил группу педагогов-энтузиастов, реализовал опыт внешкольной ,работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе
коллективизма, развития их творческих способностей.
С.Т. Шацкий обосновал программу, по которой школа должна была начинать работу в среде:
«1. Ответить на вопрос, что такое район, в котором школа работает, и что в нём надо делать.
2. Как протекает в нём жизнь детей и что нужно для её улучшения.
3. Представить себе список дел, в которых школа могла бы принять посильное участие, — дел, касающихся окружающего общества (город, деревня, фабрика), семьи и детского населения.
4. Распределить эти дела по времени их выполнения в течение года и соответственно возрастным школьным группам.
5. Определить, чем дети (ученики школы) должны быть вооружены, чтобы сознательно и организованно могли одолеть эти дела, т.е. какие навыки им для этого нужны.
6. С каждой темой программы соединить практическое выполнение того или другого жизненного и понятного для детей дела».
Деятельность школы-колонии «Бодрая жизнь» была системообразующим элементом воспитательного пространства, которое охватывало большую территорию — в Калужское отделение Первой опытной станции входили также ясли, детские сады, школы первой ступени, клуб, читальня, педтехникум, исследовательские группы, издательский отдел, выставка-музей и структура методической работы с педагогами школ района.
Особенности методов.С.Т. Шацкий был сторонником идеи свободного воспитания.
Метод комплексов — группировка учебного материала вокруг специально отобранных тем. Воспитатель являлся не только организатором, но в то же время исследователем детской жизни. Клуб — живая, гибкая, беспрограммная среда, где жизнь основана на требованиях детской природы. Игра — это жизненная лаборатория ребёнка, ядро «разумной школы» детства.
Предтечи, разновидности, последователи
Ш Общинные школы возникли в Англии и США в 20-х годах прошлого столетия (для социально «защищённых слоев населения).
20 стр., 9969 слов
Исследование особенностей познавательной готовности к обучению ...
... 1. Теоретические аспекты исследования особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения .1 Особенности психического развития дошкольников подготовительной ... становиться предметом сознания. Познавательные процессы способствуют формированию образов окружающей среды, формированию информационной базы, ориентировочной основы психики. Именно познавательные психические ...
Их особенности: общие средства и их распределение, взаимная поддержка отношений между общиной и школой, вовлечение членов общины в принятие решений и управления школой.
Ш Открытая школа — концепция (модель) гуманистического общественного воспитания представлена в большинстве современных социально-воспитательных технологий: холистической (целостной) школы (Германия), интегрированного развития компетентности (Швеция, США), школа + микрорайон (Россия).
Открытая школа многофункциональна, т.е. ориентирована на работу с учащимися, имеющими различные убеждения, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых — они могут приходить сюда в любое время. В открытой школе преобладают тенденции к расширению и укреплению сё взаимодействия с жизнью, всеми социальными институтами — семьёй, предприятиями, культурно-просветительскими учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. И главное — в открытой школе в обучении и воспитании основное внимание уделяется творческому направлению человеческой деятельности, школа создаёт все необходимые условия для личностного развития ребёнка.
В структуре открытой школы появляются новые воспитатели — социальные педагоги, чья деятельность основывается на принципе причастности личности и семьи к любым общественным институтам. Социальный педагог осуществляет допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодёжи, выполняет роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью и обществом. Идеи открытой школы, выдвинутые и апробированные в начале прошлого века в России С.Т. Шацким, В.П. Вахтеровым, В.А. Зеленко, Е.Н. Медынским, воплощаются сегодня в социально-педагогических комплексах.
Современные социально-педагогические комплексы (СПК)
Современный социально — педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо социальными объектами — производственными, учебными заведениями, дошкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом комплекс является не простым соединением его частей, а составляет целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющую свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный климат в педагогическом коллективе, среди детей и родителей.
СПК предполагают интегрированную, педагогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса:
а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждений, родители, общественные воспитатели);
б) в различных сферах микросреды личности (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);
в) в условиях практической социально-экономической обстановки;
г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).
Акценты целей
· Построение человекоориентированной школы. » Объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды.
Повышение действенности и результативности социально-педагогической ...
... (защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства). Организаторская работа заключается в реализации социально значимой деятельности обучающихся, ... выполняет диспетчерскую функцию, направляя к соответствующим специалистам. Сведения о специалистах служб экстренной помощи должны размещаться на информационных стендах и сайте ...
· Социализация, формирование социально значимых качеств личности, отвечающих потребностям динамично меняющегося социума (инициатива, предприимчивость).
· Создание воспитывающей среды, социокультурный потенциал которой продуктивно «работает» на социальное, психическое и физическое здоровье человека; педагогизация окружающей среды. »
· Формирование позитивных влияний на личность через семью посредством оздоровления внутрисемейных отношений, положительного примера родителей.
· Психолого-педагогическая коррекция поведения трудновоспитуемых детей, их отношений с миром (родителями, сверстниками, окружающими людьми).
· Создание системы социальной охраны и защиты детства, профилактики ненормативного поведения.
Особенности концептуала
· Примат личности над государством: во всех взаимоотношениях личности и государства интересы человека первичны.
· Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры. D Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме. D Семья как первичный и основной институт социализации ребёнка; помощь и поддержка семьи.
· Удовлетворение и использование интересов детей как главной мотивационной базы обучения. D Системность и комплексность воспитательной работы: целостная и последовательная программа воспитания.
· Психологизация воспитательной, профилактической, коррекционной, защитной деятельности.
Среда в концептуале современного СПК
· Среда — это культурно-образовательное пространство, окружающее школу. Организованная среда — это те социальные институты, на которые возложены воспитательные функции по отношению к молодому поколению: семья, учреждения культуры, средства массовой информации, производственные коллективы, органы местного самоуправления. Неорганизованная среда — это улица, неформальные объединения молодёжи и взрослых, развлекательные объекты, торговля и др. Окружающая школу среда является для ребёнка источником знаний во всех сферах общественной культуры: интеллектуальной, материальной, социально-нормативной, эстетической. Среда является также источником эмоциональных переживаний школьников, формирования у них чувства прекрасного и безобразного, эмоционально-оценочного отношения к миру.
· Среда может быть сферой приложения (а значит, и развития) физических и духовных сил детей, участвующих в её совершенствовании; значит, она является источником развития личности.
· Окружение школы может и должно быть объектом коллективной заботы ребят, проявляемой как ради самой среды (ибо она является не только ценностью для них, но и самоценностью), так и ради людей. Следовательно, среда может играть важную роль в формировании гуманизма, коллективизма, демократизма — этих важнейших качеств человека и гражданина.
· Педагогизация окружающей среды — это диагностика среды для выявления всех источников влияния на ребёнка, использование её воспитательных и образовательных возможностей, организация возможных воздействий на среду для её улучшения.
Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся ...
... окончании учебы или службы в армии. Закон освобождает сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от оплаты ... саморегуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопределения учащихся. / Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и ... А.П. и др. Профессиональная ориентация молодежи.- М.: Высшая школа, 2009. - 272 с.; Галишникова М. Этапы профессионального самоопределения ...
· Формула интеграции воспитательных усилий школы и среды в современных условиях: учёт + организация + использование.
Особенности моделей СПК
В зависимости от локальных условий микрорайона технология СПК может иметь несколько вариантов-моделей, акцентирующих те или иные функциональные, социально-педагогические, социально-психологические, информационные или другие связи.
Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребёнка»
Термин «педагогическая поддержка»- (введён О.С Газманом) подразумевает деятельность различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Кроме этого, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. В контексте личностного подхода к образованию ребёнка это — педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы индивидуализации (автономизации) человека.
Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал «процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».
Такая модель была создана в 1991 году на базе средней школы № 59 и Д/к № 101 г. Ярославля (директор И.Н. Закатова).
Материальная база достаточно развита: 10 оборудованных предметных кабинетов, 15 комнат для занятий искусством, актовый и физкультурный залы, мастерские, библиотека, столовая, читальный зал, тренажёрный и гимнастический залы, 5 дополнительных специализированных кабинетов психологии и социальной педагогики, логопедический, экологический, прикладного творчества и швейный цех.
На территории микрорайона школы находятся организации коммунального обслуживания, общежитие, аптека, областная больница, рынок, четыре магазина, лесничество, детский комбинат, детская спортивная школа, кинотеатр, действующая церковь.
Структура комплекса
Комплекс социально-педагогической поддержки представляет собой сложную многоплановую структуру, в которой выделяют три основные инновационные системы:
О образовательную систему на основе множественной дифференциации учебного процесса; О систему воспитательной работы и дополнительного образования как равноценного компонента образования наравне с учебным процессом; О систему социально-педагогической и медико-психологической поддержки детей.
Социальная служба
Социально-педагогический комплекс является открытой воспитательной системой, предназначенной для выполнения следующих конкретных задач социально-педагогического характера:
* помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком;
Физкультурно-оздоровительная работа в школе с учащимися младших классов
... школе; - разработать пути совершенствования организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста. Объект исследования - дети младшего школьного возраста. Предмет исследования - особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися ...
* помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих па его успеваемость и посещение учреждения;
* привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
*• распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ранних стадиях для предотвращения серьёзных последствий;
* индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
* выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
* пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;
* решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы вне учебных занятий.
Для выполнения этих задач в штатное расписание СПК введены должности социальных педагогов, школьных психологов, логопеда и медицинских работников. Они представляют социальную службу комплекса, в которую входят’ + территориальная социальная служба (осуществляют социальные педагоги); + внутришкольная служба социальной заботы о детях (классные руководители, воспитатели ГПД, организаторы внеклассной работы по ступеням); + психологическая служба (практические психологи и логопед); + медицинская служба (врач, медсестра).
Территориальная социальная служба комплекса является открытой социально-педагогической системой, развёрнутой на внешкольную среду, деятельность и общение учащихся в которой могут стать своеобразным тренингом, позволяющим упражняться, приобретать качества социальной активности, коллективизма.
Социальный педагог. Территориальную службу осуществляют социальные педагоги. Появление этой новой личности в знаменитой триаде «учитель — ребёнок — родитель» способствует построению личностно ориентированной педагогики. Главное в работе социального педагога — быть связующим звеном между профессиональным воспитанием, семьёй и общественностью.
За каждым из 20 социальных педагогов закреплены дом или подъезд (40-50 семей с детьми) и часть прилегающей территории микрорайона.
Под руководством социальных педагогов действуют разновозрастные объединения (РВО) детей, подростков и их родителей по месту жит ельства: это и коллективы из 2-3 семей, и коллектив учащихся и их родителей из подъезда, дома и т. д.
На карте микрорайона наглядно изображено всё поле деятельности социальных педагогов. На ней отмечены места дислокации РВО, массовых гуляний детей, тусовок, зоны опасных контактов и т. д.
Кроме специализации «семейный социальный педагог», существует распределение социальных педагогов по профилю деятельности (охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д.).
В некоторых случаях социальный педагог превращается в тъютора. Его позиция — быть доверенным лицом учащегося, способным обсуждать и строить его образовательную программу — траекторию движения. Педагогика учителя — это педагогика ответов, педагогика тьютора — педагогика вопросов. Тьютор работает с вопросом ребёнка к самому себе, и когда появляются осмысленные, рефлексивные вопросы про себя, это означает, что тьютор достиг цели.
Центрация, основанная на интересах (проявлениях) своей сущности ...
... учащихся, родителей, коллег, администраторов), называется…. Гуманистической Альтруистической Авторитетной Бюрократической Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ____ в психическом развитии ребенка. ... точке зрения А.Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «____________», связанный с осознанием незаслуженной награды. ...
В циклограмме дел-мероприятий, проводимых ежегодно с детьми на территории микрорайона (в них участвуют также родители и взрослые жители), — благотворительные концерты, выставки-продажи изделий детского творчества, праздники «Мы и наши питомцы», «Живи, Земля», систематические дискотеки для молодёжи. Завоевали признание родителей и жителей народные праздники «Святки», «Масленица», олицетворяющие возрождение русских национальных обрядовых традиций.
Социальные педагоги организуют с детьми РВО своих домов выходы в театры, цирк, на художественные выставки, концерты.
Работа с родителями. Действует система педагогического просвещения родителей; производятся анкетирование родителей, сбор заявлений от них; ведутся индивидуальные собеседования; многие родители сотрудничают со школой, являясь общественными воспитателями, кружководами, тренерами.
К совместной работе школы с детьми привлекаются учреждения культуры, спорта, медицины, внешкольные воспитательные учреждения, правоохранительные органы, территориальная депутатская группа и родительская общественность.
Социальная служба проводит ежегодную конференцию родителей, общественности и жителей микрорайона, где обсуждаются общие задачи воспитания молодежи, выбирается Попечительский совет комплекса.
Внутришкольная служба социальной заботы. У классного руководителя есть определённые обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: организация детского питания, помощь многодетным и малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи на ребёнка, связь и общение с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.), индивидуальная воспитательная работа с «трудными» детьми класса.
В условиях комплекса, при наличии социальных педагогов, классные руководители получают дополнительную и весьма ощутимую поддержку. Социальные педагоги информируют их о поведении и условиях жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, могут проводить консилиумы по отдельным сложным ситуациям. Кроме того, социальные педагоги оказывают помощь классным руководителям и в проведении воспитательных мероприятий.
Таким образом, классные руководители и социальные педагоги (каждый в своей сфере общения) помогают друг другу лучше понять ребёнка, «ведут» ребёнка от детского сада до выпуска из школы.
Психологическая служба комплекса, в которую входят три штатных психолога, проводит диагностику интересов и способностей детей, делает прогноз и разрабатывает модель индивидуального развития ребёнка, оказывает психокоррекци-онную и психотерапевтическую помощь, консультирует по различным вопросам.
Психологический кабинет имеет рабочее пространство для занятий и тренингов по чсловековед-ческим дисциплинам, уголок психологической разгрузки для учителя. Там же сосредотачиваются данные наблюдений, тестирования и анкетирования учащихся, ведётся картотека трудных учащихся. Психологическая служба обеспечивает отслеживание результатов развития учащихся. Благодаря работе психологов совершается постепенная «психологизадия» учебно-воспитательного процесса.
Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...
... по проблеме исследования. . Изучить особенности адаптации к школе детей с ЗПР. Глава 1. Адаптация к школе детей с трудностями обучения обусловленными задержкой психического развития .1 Адаптация: понятие, виды. ... взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, ...
Задача медика — валеологической службы — отслеживать и корректировать процессы физического развития детей. Силами врача, медсестры и учителей физкультуры производятся: мониторинг здоровья учащихся (вес, рост, зрение, диагностика заболеваний); формирование физкультурных групп, групп корригирующей гимнастики, здорового образа жизни; профилактика инфекционных заболеваний; проверка режима питания; контроль за санэпидрежимом учащихся; профилактика вредных привычек.
Управление. Высшим органом муниципаль-но-общественного управления комплексом является конференция, которую представляют делегаты от коллективов учащихся, школьных работников и родительской общественности. Конференция избирает Попечительский совет комплекса, который является се исполнительным органом.
Председатель Совета, как и директор комплекса, периодически отчитывается на конференции. Состав и функции Совета определяются действующим Уставом комплекса.
Педагогический совет решает все текущие вопросы, связанные с осуществлением учебно-воспитательного процесса с учётом рекомендации Совета комплекса.
Ученическое самоуправление представлено постоянными и временными органами (которые создаются для какого-либо конкретного дела).
Постоянные органы ученического самоуправления состоят из совета старшеклассников, совета параллелей и советов классов (староста, организаторы по видам деятельности).
Советы учащихся участвуют в планировании и проведении ключевых комплексных дел школьных коллективов, дежурствах, работе педсовета и Совета комплекса, организации работы в классах.
Модель «Школа — координатор воспитательной деятельности социальных институтов»
Осуществляется в условиях микрорайона большого города, в центре посёлка, села, особенностью которых является большое количество учреждений, которые могут реализовать воспитательную функцию по отношению к детям. Это учреждения дополнительного образования, театры и кинотеатры, которые могут вести работу с детьми и в своих стенах, и в школах, другие учреждения культуры (музеи, библиотеки), служба быта. Всё это может быть использовано в работе с детьми как в рамках школы (творческие встречи, беседы, лекции, выставки), так и за её пределами (походы, работа кружков).
Однако, несмотря на высокий воспитательный потенциал среды в рамках такого микрорайона, ей присущи, может быть больше, чем другим, и негативные воздействия. Развлекательные заведения, пивные бары, рынки, автовокзалы, молодёжные тусовки — всё это оказывает далеко не лучшее влияние на школьников. Модель воспитательной системы СПК для таких условий должна учитывать и позитивные возможности, и негативные явления. В рамках такой системы предусматривается использование воспитательного потенциала всех учреждений (кинотеатры, учреждения дополнительного образования; кафе, где для них проводятся литературные встречи за чашкой чая; пошивочные ателье, которые проводят консультации по шитью для девочек), и самых разнообразных мер по предотвращению отрицательных влияний среды (общественно полезные акции, дежурство школьников вместе со взрослыми на улицах, профилактические беседы в классах).
Школа-комплекс реализует функцию объединения воспитательных усилий, координат ора влияний, осуществляемых различными воспитательными субъектами и является методическим центром, руководящим педагогизацией окружающей среды.
Модель «Содружество школы и производства»
Необходимо близкое соседство с крупными производственными предприятиями.
Были разработаны и реализованы на практике модели взаимодействия школы и промышленного предприятия (Свердловская область), школы и сельскохозяйственного производства (Ставропольский край).
Завод — школа, колхоз — школа, воинская часть — школа — это целая система двусторонних организованных связей, которыми определяется вся атмосфера окружающего школу социального пространства, где влияния на детей семьи и коллектива предприятия взаимосвязаны. Учреждения культуры и быта здесь также сориентированы на крупное предприятие, работников которого они обслуживают. В таких условиях система школа — предприятие становится определяющей.
Школа организует совместно с базовыми предприятиями жизнедеятельность детей в свободное от занятий время. Школьники часто посещают предприятие, куда они приходят с рапортами, праздничными подарками, сделанными собственными руками, выступают с концертами. Рабочие и руководители предприятия осведомлены об учебных и общественных успехах ребят. Предприятие участвует в оборудовании классов и предметных кабинетов. В школьной газете, радиопередачах рассказывается не только об учебно-воспитательном процессе, а и о делах предприятия.
Среди молодёжи на предприятии много вчерашних выпускников школы. Во Дворце культуры предприятия они вместе со школьниками занимаются техническим творчеством, спортом, туризмом, джазом, вокалом, филателией. В школе также работают разнообразные творческие объединения учащихся, родителей и молодых рабочих, проводятся совместные диспуты, спортивные встречи. Школьники и рабочие вместе заботятся и о младших, особенно о трудных подростках. Функционируют лагеря труда и отдыха, воспитателями которых являются молодые производственники.
Модель — «Школа — вуз»
Цель: решение проблем непрерывного образования школа — вуз.
Примерный алгоритм действий на переходном этапе (окончание школы — поступление в вуз):
· Изучение спроса на услуги по подготовке в вуз среди учащихся школы, обсуждение информации с педагогическим коллективом (предварительный анализ возможностей).
· Получение, изучение и обсуждение учебных планов и программ подготовки абитуриентов, анализ возможностей их реализации, принятие решения.
· Организация встречи с родителями потенциальных абитуриентов.
· Подготовка документов, смет, рабочих планов, графика тестирования.
· Встречи учителей-предметников и куратора со специалистами соответствующих кафедр.
· Стартовое тестирование по четырём дисциплинам.
· Первое промежуточное тестирование.
· Встречи учителей-предметников с соответствующими кафедрами.
· Родительское собрание по анализу уровня знаний учащихся.
· Второе промежуточное тестирование. Встреча учителей-предметников с заведующими кафедрами.
· Итоговое тестирование.
· Организационное (родительское) собрание по итогам.
· Мастерская учителей-предметников и кураторов с заведующими кафедрами по введению в специальности.
Межведомственный социально-педагогический комплекс
(средняя школа № 18 г. Йошкар-Ола, директор Г.Е. Пейсахович).
Это образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений образования, культуры, спорта, государственных и общественных организаций.
Комплекс представляет собой дифференцированное единство разнообразных самостоятельных школ и центров, объединённых на основе одной целевой комплексной программы воспитания и обучения: средняя общеобразовательная школа, начальная школа, школа искусств, спортивная школа, производственный комплекс и лечебно- восстановительный центр.
Воспитательная система школы-комплекса является социально-педагогической структурой, упорядоченной не только относительно собственно педагогических целей, но и целей самого ребёнка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности.
Модель «СПК — как специально спроектированная среда»
Воспитывающий характер окружающей школу педагогически организованной среды определяют три подсистемы: единая материальная база воспитания, разветвлённая сеть разных по профилю воспитательных объединений и система органов детского самоуправления.
Как правило, при создании СПК речь идёт о совершенствовании уже существующей среды (зелёные посадки, сооружение спортивных и игровых площадок, создание клубов, кружков, мастерских, изостудий).
Специальное проектирование педагогически организованной среды было осуществлено в опыте создания МЖСК (г. Свердловск и др.), где молодые строители — родители детей младших классов — не только возводили жилые дома, но и целесообразно планировали социально-воспитательную сферу всего микрорайона.
Наиболее ярко этот тип СПК представлен в опыте В.Д. Семёнова, М.П. Щетинина, Е.Б. Куркина, Н.П. Гузика.
Школа-комплекс Н.П. Гузика(Украина, Крым, пос. Южный).
СПК пос. Южного представляет интегративную систему общеобразовательной школы, трудовой, школы искусств, спортивной, других детских воспитательных учреждений системы образования, культуры, школы для родителей. Комплекс имеет собственное многопрофильное производство, сориентированное на производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, а также на обслуживание населения. В нём обучается около 1000 детей.
Школа-комплекс является культурным центром для всех жителей портового посёлка. В её спортивных залах взрослые и дети занимаются гимнастикой, проводят свободное время в киноконцертном и выставочном залах, в библиотеке, кафе, парке.
Особенности концептуала: принципы интеграции, саморегуляции, природосообразности, комплексности, трудовой политехнической школы.
Интеграция. В начальной школе до десятилетнего возраста обучение ребёнка чтению, письму, государственному, родному, другим языкам и математике интегрируется с эмоционально-волевыми компонентами индивидуального развития и воспитания.
В пятых-шестых классах в содержание обучения входят программы, позволяющие развивать присущий ребёнку тип аналитико-синтетичсской деятельности, а также память, продуктивное мышление, оценочные умственные способности.
Начиная с седьмого класса в содержании обучения основное внимание уделяется освоению практических навыков и подготовке к осознанному выбору будущей профессии.
В старшей школе спектр учебных предметов сужается до уровня требований вступительных экзаменов в соответствующие вузы, а также пропедевтических профессиональных задач.
Наиболее крупная форма интеграции — соединение общего среднего образования с высшим.
Модель общего среднего образования предусматривает трёхлетнюю старшую школу (10-12-е кл.).
Содержание образования в этой школе интегрируется в одном случае с профессионально-технической, а в другом — с высшей школой. Это позволяет ученику начиная с десятого класса одновременно усваивать необходимую школьную и вузовскую программу. В состав школы-комплекса входит колледж второго уровня аккредитации. Устранив дублирующие курсы и программы из школьного и вузовского комплексов содержания образования, на основе его интеграции успешно решается проблема двенадцатилетнего образования для тех, кто ориентирован на вуз.
А та часть старшеклассников, которая стремится получить рабочие профессии, может их осваивать в школьном комплексе школа — ПТУ.
Саморегуляция. Огромный и сложный организм школы обладает способностью к саморегуляции. В комплексе созданы такие условия, при которых ученикам невыгодно плохо учиться, а учителям — плохо работать. На это, в частности, работает созданная Н.П. Гузиком «комбинированная система обучения».
В средних и старших классах используется дифференцированный темп прохождения школьных программ. Ребятам на весь учебный год по каждому предмету выдаются три дифференцированные учебные программы и планы. Одна из этих программ содержит определённый объём требований по воспроизведению основополагающего материала курса; другая — по самостоятельному применению программных знаний; а третья — требует умений применять знания творчески.
В конце установленного учебным планом срока обучения по теме каждый ученик сдаёт учителю зачёт по тем индивидуальным программам, которые он успел выполнить.
Принципиально отличается от общепринятой система организации обучения в 7-11-х классах. Школьникам предлагается на выбор пять направлений обучения: гуманитарно-общественное, физико-математическое, химико-биологическое, реальное, эстетическое. Программа каждого из направлений делится на базовую и профильную. Базовая обеспечивает необходимый уровень среднего образования, а поэтому является общей для всех направлений. Задача профильных программ — создание благоприятных условий как для общего развития учеников, так и для удовлетворения интересов и развития индивидуальных способностей детей. В течение первого полугодия в седьмом классе ребята могут отдать предпочтение другому направлению обучения — окончательно выбрать путь. Можно изменять профиль и в последующих классах.
Поднимаясь вверх от репродуктивной программы до интересной, творческой, ученик осознаёт пользу знаний и ощущает удовольствие от процесса познания. Учитель тоже заинтересован в творческом росте своих воспитанников, ибо тем самым он обеспечивает и свой профессиональный рост.
Принцип саморегуляции заложен в систему управления школой. Элементарной ячейкой учительского коллектива в ней является предметная кафедра. Она образуется из числа учителей, преподающих дисциплины профилирующего цикла. Во главе кафедры стоит заведующий, избираемый её членами на два года. Кафедра несёт ответственность за организацию учебно-воспитательного процесса по своему направлению. Она же занимается и хозяйственно-финансовой деятельностью в пределах средств, отпускаемых для неё дирекцией школы.
Природосообразность. Принцип природо-сообразности предполагает индивидуальный темп усвоения детьми школьной программы. Кроме этого, важно обеспечить условия для нормального физического развития ребёнка.
Ученики начальной школы могут обучаться по одной из трёх программ, а именно: то ли по той, которая рассчитана на усвоение курса начальной школы за 3-3,5 года, то ли по программе с темпом 4-4,5 года, то ли предусматривающей получение начального образования за 5-5,5 лет. Ученикам предоставляется право переходить из одного класса в другой на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Основным видом естественной деятельности детей младшего школьного возраста является игра. В школе на каждую параллель классов создаются учебно-игровые павильоны по чтению, письму, математике, краеведению, труду и эстетике, где можно и активно двигаться, и при необходимости выподнять учебную работу за ученическим столом. Сценарии игр-уроков составляются бригадой учителей, работающих в одной параллели. Вместе с тем создаются условия для обучения по всем предметам, как обычно, одним учителем: каждому учителю предоставляется право выбрать любой вариант организации обучения.
В начальной школе содержание учебных предметов связывается с игрой, трудом, занятиями физкультурой, музыкой, рисованием, техникой, проводятся занятия по гимнастике памяти. Кроме того, в течение уроков есть время на разминку памяти и логики.
Сообразно природе выстраивается и режим дня. В нём учтены необходимая смена и чередование видов деятельности. Проведение уроков планируется во время пика умственной работоспособности, а именно: между 8 и 10 часами утра и 15-16 часами дня. Остальное время — разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы, пребывание на воздухе и отдых.
Согласно принципу природосообразности необходимы условия для естественного активного движения детей: уроки в основном проводятся в движении, используются гимнастические снаряды — качели, шведские стенки, турники. Ежедневно все занимаются спортивной и ритмической гимнастикой.
Дети продвигаются в усвоении знаний по программе, но в своём темпе. Если педагоги видят лёгкость усвоения материала, то в специально организованных для этого группах дети ускоряют темп — до обнаружения приемлемой именно для этого ребёнка скорости. Но и в дальнейшем ребёнок может поменять траекторию движения — в соответствии с законами его развития. Чаще всего дети проходят начальную школу за 1,5-2 года, за четыре — никогда.
Для детей с замедленным темпом работают группы психологического тренинга, реабилитирующие память ребёнка, восстанавливающие утраченные или неразвитые способности, развивающие творческое мышление.
Средняя школа, состоящая из гимназии, лицея и колледжа, работает по двухсеместровой структуре.
Первый семестр заканчивается за неделю до Нового года. Между семестрами устанавливаются (месяц с четвертью) зимние каникулы. В этот период наиболее короткие световые и наиболее холодные дни,биологическая активность детей существенно снижается.
Январь — месяц праздников. В каникулы дети и учителя имеют возможность провести их по-христиански, без суеты и с благоговейностью. Кроме того, длинный каникулярный период даёт возможность школе организовать для детей зимний отдых в санаториях, домах отдыха, в лыжных туристических походах.
Второй семестр длится до 23 июня; он разбивается на два периода: аудиторный (учебный) и ау-диторно-домашний (зачётно-экзаменационный).
Первый период длится до Пасхи. За два дня до этого праздника объявляются недельные пасхальные каникулы. После них учебный процесс в школе связывается с проведением итоговой зачётной сессии.
В этот период на каждый учебный предмет, который изучается в данном классе, отводится три-пять дней для проведения обобщающих и консультационных занятий.
В содержании обучения теперь превалирует интегрированная, межпредметно-обобщающая информация.
Формы проведения занятий укрупняются, связываются с выработкой и усовершенствованием умений применять академические знания и учебно-познавательный опыт в различных практикозначимых ситуациях.