Организационно-содержательные особенности

Целевые ориентации

О Формирование будущих граждан страны.

О Развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации среды жизнедея­тельности детей.

О Создание условий для всестороннего развития воспитанников’ приобщение к труду, знаниям, куль­туре.

О Образ (идеал) выпускника: человек высокой культуры, приспособленный к труду. С* Развитие трудовых навыков и творческих спо­собностей

Концептуальные позиции

Ребёнок

© Задатки («начатки») творческих способностей существуют у всех — надо лишь создать для их проявления подходящие условия.

© Дети чрезвычайно общительны, они легко зна­комятся друг с другом (игры, рассказы, неугомон­ная болтовня).

© Дети — настойчивые исследователи, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всё трогать, про­бовать.

© Используя воображение, дети часто созидают нечто из ничего.

© Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, своих впечатлениях. Им свойственно выпя­чивание своего «я», появление фантазии и вообра­жения.

© Большую роль в формировании детского ха­рактера играет инстинкт (механизм) подражатель­ности.

Школа

· Идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

· Школа для детей, а не дети для школы.

· Школа — не подготовка к жизни, а жизнь.

· Школа должна сохранить то, что есть в де­тях.

· Школа органически связана с обществом и ок­ружающей средой.

· Деятельность — основа жизни ребёнка и источ­ник его развития.

· Изучение ребёнка как целостной личности.

· Дети влияют друг на друга сильнее, чем стар­шие па них.

· Все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества.

· Авторитет старших только в том случае дейст­вителен, полезен и высок, когда отсутствует эле­мент принуждения.

· Дети должны чувствовать доверие к себе со стороны старших, т.е. для взрослых нужен авто­ритет не силы, а знания, опытности и любви к де­тям.

· Взаимосвязь всех компонентов воспитания: умственного, физического труда, искусства, игры.

Социум

Организация воспитательного процесса внутри школы с учётом влияний на коллектив окружаю­щей среды.

Педагогизация окружающей среды.

Активное участие школьного коллектива в со­вершенствовании окружающей среды.

Создание единого общества детей и взрослых.

Возвращение детям детства.

Изучение и всемерное использование воспита­тельных возможностей среды.

9 стр., 4173 слов

Адаптация ребенка к детскому саду

... если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в ... эмоциональный профиль или, поэтичнее, портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он? I. Отрицательные эмоции ...

Школа — на основе использования этих возможностей — должна стать главным органи­затором детской жизни как в стенах учебно-вос­питательного учреждения, так и за его преде­лами.

 

Организационно-содержательные особенности

Школа — педагогический центр, объединяю­щий воспитательные усилия всех общественных, трудовых, семейных коллективов, лиц и организа­ций. Детей можно воспитывать в такой мере, в какой осуществляется единство педагогических действий и требований.

Все занятия в школе строились исключи­тельно на личном интересе ребёнка, не желающий работать мог в любой момент уйти. Роль педагога сводилась к организации, к тому, чтобы дать пи­щу детским интересам, помогать им соразмерять свои силы с целями. В школе не было обычного деления на классы. Создавались группы по инте­ресам в процессе работы, организуемой с той или иной целью, и также в различных кружках (род­ной язык, драматический, музыкальный и др.).

Примерной учебной программой была программа Наркомпроса, но школа оставляла за собой право перегруппировки образовательного материала и выбора места и времени его подачи соответствен­но естественному детскому развитию и потребно­стям организации школьной жизни. Предметные программы Наркомпроса предполагали индиви­дуальный подход в процессе роста интеллекту­альных способностей в зависимости от интере­сов и занятий детей. «Не дети для программы, а программа для детей» — таков был лозунг педа­гогов.

Воспитательная работа, органически вклю­чая в себя образовательный процесс, была основ­ным видом деятельности педагогов. Содержанием воспитания являлся, в первую очередь, сам ребё­нок, его потребности, интересы, а также:

· физический труд, представляющий материаль­ную, дисциплинирующую и опытную основу вос­питания;

· деловое самоуправление, организующее жизнь детей, делающее её более лёгкой;

· искусство, формирующее эстетические чув­ства;

· игра, способствующая мажорной детской жиз­недеятельности; игра как жизненная лаборатория ребёнка;

· работа ума, направляющая общую жизнь и удовлетворяющая «дух исследования» де­тей.

Главные источники воспитательных влия­ний — школа и социальная среда.

Детский сад входит в комплекс как подгото­вительная ступень к школе.

Труд. Наибольшее воспитательное значение Шацкий придавал труду, выполняемому при осо­знании его необходимости для коллектива. Счи­тал, что соединение обучения’с трудом делает про­цесс учения более осмысленным и что необходимы разнообразие детского труда, сочетание труда ин­дивидуального с коллективным, атмосфера со­трудничества.

Детский труд существенно отличается от труда взрослого тем, что он должен быть обучаю­щим и творческим.

В колонии реализовался принцип само­обеспечения: было своё хозяйство — огород, ябло­невый сад, ферма. Летом ребята работали на по­косе.

Самоуправление. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодейст­вия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее разви­тию личности, усвоению общечеловеческих ценно­стей. Главный орган самоуправления — общее со­брание.

С.Т. Шацкий стремился создать коллектив детей и взрослых как коллектив растущий. И дети, и педагоги, по его замыслу, должны постоянно со­вершенствоваться, не удовлетворяясь достигну­тым. Детям надо ощутить себя маленькими распо­рядителями общей жизни.

8 стр., 3853 слов

Физическое воспитание детей первого года жизни

... на данном этапе подготавливаются созрева­нием соответствующих центров нервной системы. В физическом воспитании детей раннего возраста особое зна­чение имеют рациональный режим дня и гигиениче­ские ... развитию движе­ний, совершенствованию их качества и точности. В первом полугодии жизни ребенка для стимулирования ак­тивности используются врожденные, безусловные рефлексы. Во втором полугодии ...

Колония — это детский кружок, который сам для себя создаёт законы.

Эстетика. По мнению С.Т. Шацкого, эсте­тическое воспитание, охватывая весь мир пре­красного (музыка, живопись, театр, прикладное искусство и т.д.), в единстве с трудовым воспита­нием становится катализатором творческих потен­ций личности и коллектива. С.Т. Шацкий по-ново­му осмыслил содержание эстетического воспита­ния, назвав его «жизнью искусства».

Под системой эстетического воспитания С.Т. Шацкий понимал взаимодействие всех поли­тических и гражданских институтов общества, на­правленное на развитие творческих потенций личности, коллектива. Он полагал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активиза­цию познавательных, практических и эмоционально-эстетических процессов.

Искусство, гармонично формируя личность, испособно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

Работа в социуме. Значительное место в педагогической системе С.Т, Шацкого занимала культурно-просветительская работа с населением, прежде всего с детьми. Он сплотил группу педагогов-энтузиастов, реализовал опыт внешкольной ,работы, основанной на уважении к личности ре­бёнка и направленной на воспитание детей в духе
коллективизма, развития их творческих способно­стей.

С.Т. Шацкий обосновал программу, по ко­торой школа должна была начинать работу в сре­де:

«1. Ответить на вопрос, что такое район, в ко­тором школа работает, и что в нём надо делать.

2. Как протекает в нём жизнь детей и что нужно для её улучшения.

3. Представить себе список дел, в которых школа могла бы принять посиль­ное участие, — дел, касающихся окружающего общества (город, деревня, фабрика), семьи и дет­ского населения.

4. Распределить эти дела по вре­мени их выполнения в течение года и соответст­венно возрастным школьным группам.

5. Опреде­лить, чем дети (ученики школы) должны быть вооружены, чтобы сознательно и организованно могли одолеть эти дела, т.е. какие навыки им для этого нужны.

6. С каждой темой програм­мы соединить практическое выполнение того или другого жизненного и понятного для детей дела».

Деятельность школы-колонии «Бодрая жизнь» была системообразующим элементом воспитательного пространства, которое охваты­вало большую территорию — в Калужское отде­ление Первой опытной станции входили также ясли, детские сады, школы первой ступени, клуб, читальня, педтехникум, исследовательские груп­пы, издательский отдел, выставка-музей и струк­тура методической работы с педагогами школ района.

Особенности методов.С.Т. Шацкий был сторонником идеи свободного воспитания.

Метод комплексов — группировка учебного материала вокруг специально отобранных тем. Воспитатель являлся не только организатором, но в то же время исследователем детской жизни. Клуб — живая, гибкая, беспрограммная среда, где жизнь основана на требованиях детской природы. Игра — это жизненная лаборатория ребёнка, ядро «разумной школы» детства.

Предтечи, разновидности, последователи

Ш Общинные школы возникли в Англии и США в 20-х годах прошлого столетия (для социально «защищённых слоев населения).

36 стр., 17681 слов

Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся ...

... задачам дипломного исследования относятся, Структура дипломной работы состоит:, Глава 1. Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей оставшихся без попечения родителей 1.1. Дети — сироты и дети ... оставшиеся без попечения родителей Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, ...

Их особенности: общие средства и их распределение, взаимная поддержка отношений между общиной и школой, вовлечение членов общины в принятие решений и управления школой.

Ш Открытая школа — концепция (модель) гуманистического общественного воспитания представлена в большинстве современных социально-воспитательных технологий: холистической (целостной) школы (Германия), интегрированного развития компетентности (Швеция, США), школа + микро­район (Россия).

Открытая школа многофункциональна, т.е. ориентирована на работу с учащимися, имеющи­ми различные убеждения, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых — они могут приходить сюда в любое время. В открытой школе преобладают тенденции к расширению и ук­реплению сё взаимодействия с жизнью, всеми социальными институ­тами — семьёй, предприятиями, культурно-просветительскими уч­реждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. И главное — в открытой школе в обучении и воспитании основ­ное внимание уделяется творческому направлению человеческой де­ятельности, школа создаёт все необходимые условия для личностно­го развития ребёнка.

В структуре открытой школы появляются новые воспитате­ли — социальные педагоги, чья деятельность основывается на прин­ципе причастности личности и семьи к любым общественным инсти­тутам. Социальный педагог осуществляет допустимое и целесообраз­ное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и мо­лодёжи, выполняет роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью и обществом. Идеи открытой школы, выдвинутые и апро­бированные в начале прошлого века в России С.Т. Шацким, В.П. Вахтеровым, В.А. Зеленко, Е.Н. Медынским, воплощаются сегодня в социаль­но-педагогических комплексах.

 

Современные социально-педагогические комплексы (СПК)

 

Современный социально — педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо социальными объектами — произ­водственными, учебными заведениями, дошколь­ными учреждениями, учреждениями дополнитель­ного образования для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом ком­плекс является не простым соединением его час­тей, а составляет целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющую свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный климат в педагогическом коллек­тиве, среди детей и родителей.

СПК предполагают интегрированную, педа­гогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса:

а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждений, родители, общественные воспитатели);

б) в различных сферах микросреды личнос­ти (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);

в) в условиях практической социально-эко­номической обстановки;

г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).

Акценты целей

· Построение человекоориентированной школы. » Объединение педагогических воздействий шко­лы и окружающей среды.

· Социализация, формирование социально зна­чимых качеств личности, отвечающих потребнос­тям динамично меняющегося социума (инициати­ва, предприимчивость).

19 стр., 9214 слов

Социально-психологические механизмы формирования личности преступника

... звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона); 3.Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности); 4.Когнитивная – познавательная ус

· Создание воспитывающей среды, социокультурный потенциал которой продуктивно «работа­ет» на социальное, психическое и физическое здо­ровье человека; педагогизация окружающей среды. »

· Формирование позитивных влияний на лич­ность через семью посредством оздоровления внутрисемейных отношений, положительного приме­ра родителей.

· Психолого-педагогическая коррекция поведе­ния трудновоспитуемых детей, их отношений с миром (родителями, сверстниками, окружающими людьми).

· Создание системы социальной охраны и защи­ты детства, профилактики ненормативного поведе­ния.

Особенности концептуала

· Примат личности над государством: во всех взаимоотношениях личности и государства инте­ресы человека первичны.

· Превращение школы из преимущественно про­светительного учреждения в центр духовной, нрав­ственной и эстетической культуры. D Личностная ориентация педагогического про­цесса, поиск и развитие задатков, способностей, за­ложенных природой в каждом индивидууме. D Семья как первичный и основной институт социализации ребёнка; помощь и поддержка се­мьи.

· Удовлетворение и использование интересов де­тей как главной мотивационной базы обучения. D Системность и комплексность воспитательной работы: целостная и последовательная программа воспитания.

· Психологизация воспитательной, профилакти­ческой, коррекционной, защитной деятельности.

Среда в концептуале современного СПК

· Среда — это культурно-образовательное прост­ранство, окружающее школу. Организованная сре­да — это те социальные институты, на которые воз­ложены воспитательные функции по отношению к молодому поколению: семья, учреждения культу­ры, средства массовой информации, производст­венные коллективы, органы местного самоуправ­ления. Неорганизованная среда — это улица, не­формальные объединения молодёжи и взрослых, развлекательные объекты, торговля и др. Окружающая школу среда является для ребён­ка источником знаний во всех сферах обществен­ной культуры: интеллектуальной, материальной, социально-нормативной, эстетической. Среда является также источником эмоци­ональных переживаний школьников, форми­рования у них чувства прекрасного и безобраз­ного, эмоционально-оценочного отношения к миру.

· Среда может быть сферой приложения (а значит, и развития) физических и духовных сил детей, участвующих в её совершенствовании; значит, она является источником развития лич­ности.

· Окружение школы может и должно быть объ­ектом коллективной заботы ребят, проявляемой как ради самой среды (ибо она является не только ценностью для них, но и самоценностью), так и ра­ди людей. Следовательно, среда может играть важ­ную роль в формировании гуманизма, коллекти­визма, демократизма — этих важнейших качеств человека и гражданина.

· Педагогизация окружающей среды — это диа­гностика среды для выявления всех источников влияния на ребёнка, использование её воспита­тельных и образовательных возможностей, органи­зация возможных воздействий на среду для её улучшения.

· Формула интеграции воспитательных усилий школы и среды в современных условиях: учёт + организация + использование.

 

Особенности моделей СПК

В зависимости от локальных условий микро­района технология СПК может иметь несколько вариантов-моделей, акцентирующих те или иные функциональные, социально-педагогические, со­циально-психологические, информационные или другие связи.

14 стр., 6511 слов

Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся ...

... окончании учебы или службы в армии. Закон освобождает сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от оплаты коммунальных ... саморегуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопределения учащихся. / Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и прикладные ... А.П. и др. Профессиональная ориентация молодежи.- М.: Высшая школа, 2009. - 272 с.; Галишникова М. Этапы ...

Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребёнка»

Термин «педагогическая поддержка»- (вве­дён О.С Газманом) подразумевает деятельность различных служб общества, которые заинтересова­ны в охране и защите социальных прав детей. Кро­ме этого, под педагогической поддержкой понима­ют систему разноплановых мероприятий, проводи­мых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направ­ленных на их выявление и поддержку. В контексте личностного подхода к образованию ребёнка это — педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы индивидуализации (автономизации) человека.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал «процесс совместного с ребёнком опреде­ления его собственных интересов, целей, возмож­ностей и путей преодоления препятствий (про­блем), мешающих ему сохранить своё человечес­кое достоинство и самостоятельно достигать жела­емых результатов в обучении, самовоспитании, об­щении, образе жизни».

Такая модель была создана в 1991 году на ба­зе средней школы № 59 и Д/к № 101 г. Ярославля (директор И.Н. Закатова).

Материальная база достаточно развита: 10 оборудованных предметных кабинетов, 15 ком­нат для занятий искусством, актовый и физкуль­турный залы, мастерские, библиотека, столовая, читальный зал, тренажёрный и гимнастический за­лы, 5 дополнительных специализированных каби­нетов психологии и социальной педагогики, ло­гопедический, экологический, прикладного твор­чества и швейный цех.

На территории микрорайона школы нахо­дятся организации коммунального обслуживания, общежитие, аптека, областная больница, рынок, четыре магазина, лесничество, детский комбинат, детская спортивная школа, кинотеатр, действую­щая церковь.

Структура комплекса

Комплекс социально-педагогической под­держки представляет собой сложную многоплано­вую структуру, в которой выделяют три основные инновационные системы:

О образовательную систему на основе множест­венной дифференциации учебного процесса; О систему воспитательной работы и дополни­тельного образования как равноценного компонен­та образования наравне с учебным процессом; О систему социально-педагогической и медико-психологической поддержки детей.

Социальная служба

Социально-педагогический комплекс явля­ется открытой воспитательной системой, предназначенной для выполнения следующих конкретных задач социально-педагогического характера:

* помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком;

* помощь ребёнку в устранении причин, негатив­но влияющих па его успеваемость и посещение уч­реждения;

* привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагоги­ческих мероприятий, акций;

*• распознавание, диагностирование и разреше­ние конфликтов, проблем, трудных жизненных си­туаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ран­них стадиях для предотвращения серьёзных по­следствий;

13 стр., 6405 слов

Физкультурно-оздоровительная работа в школе с учащимися младших классов

... укрепления здоровья детей, обеспечить физическое, психическое и социальное благополучие. Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности физкультурно-оздоровительной работы в школе с учащимися младших классов. ... в высокой степени возбудимы и импульсивны. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное ...

* индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по во­просам разрешения проблемных ситуаций, кон­фликтов, снятию стресса, воспитанию детей в се­мье и т.п.;

* выявление запросов, потребностей детей и раз­работка мер помощи конкретным учащимся с при­влечением специалистов из соответствующих уч­реждений и организаций;

* пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

* решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы вне учебных заня­тий.

Для выполнения этих задач в штатное рас­писание СПК введены должности социальных пе­дагогов, школьных психологов, логопеда и меди­цинских работников. Они представляют социаль­ную службу комплекса, в которую входят’ + территориальная социальная служба (осуще­ствляют социальные педагоги); + внутришкольная служба социальной заботы о детях (классные руководители, воспитатели ГПД, организаторы внеклассной работы по ступеням); + психологическая служба (практические психо­логи и логопед); + медицинская служба (врач, медсестра).

Территориальная социальная служба ком­плекса является открытой социально-педагогичес­кой системой, развёрнутой на внешкольную среду, деятельность и общение учащихся в которой могут стать своеобразным тренингом, позволяющим уп­ражняться, приобретать качества социальной ак­тивности, коллективизма.

Социальный педагог. Территориальную службу осуществляют социальные педагоги. Появление этой новой личности в знаменитой триаде «учитель — ребёнок — родитель» способствует по­строению личностно ориентированной педагогики. Главное в работе социального педагога — быть свя­зующим звеном между профессиональным воспи­танием, семьёй и общественностью.

За каждым из 20 социальных педагогов за­креплены дом или подъезд (40-50 семей с детьми) и часть прилегающей территории микрорайона.

Под руководством социальных педагогов дей­ствуют разновозрастные объединения (РВО) детей, подростков и их родителей по месту жит ельства: это и коллективы из 2-3 семей, и коллектив уча­щихся и их родителей из подъезда, дома и т. д.

На карте микрорайона наглядно изображено всё поле деятельности социальных педагогов. На ней отмечены места дислокации РВО, массовых гу­ляний детей, тусовок, зоны опасных контактов и т. д.

Кроме специализации «семейный социаль­ный педагог», существует распределение социаль­ных педагогов по профилю деятельности (охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и со­циальной дезадаптации, культурно-досуговая дея­тельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д.).

В неко­торых случаях социальный педагог превращается в тъютора. Его позиция — быть доверенным лицом учащегося, способным обсуждать и строить его об­разовательную программу — траекторию движения. Педагогика учителя — это педагогика ответов, педа­гогика тьютора — педагогика вопросов. Тьютор ра­ботает с вопросом ребёнка к самому себе, и когда появляются осмысленные, рефлексивные вопросы про себя, это означает, что тьютор достиг цели.

В циклограмме дел-мероприятий, проводи­мых ежегодно с детьми на территории микрорайона (в них участвуют также родители и взрослые жите­ли), — благотворительные концерты, выставки-про­дажи изделий детского творчества, праздники «Мы и наши питомцы», «Живи, Земля», систематичес­кие дискотеки для молодёжи. Завоевали признание родителей и жителей народные праздники «Свят­ки», «Масленица», олицетворяющие возрождение русских национальных обрядовых традиций.

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... прерываться сериальным к/з комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная ... этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 ... этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, ...

Социальные педагоги организуют с детьми РВО своих домов выходы в театры, цирк, на худо­жественные выставки, концерты.

Работа с родителями. Действует система педагогического просвещения родителей; произво­дятся анкетирование родителей, сбор заявлений от них; ведутся индивидуальные собеседования; многие родители сотрудничают со школой, являясь общественными воспитателями, кружководами, тренерами.

К совместной работе школы с детьми при­влекаются учреждения культуры, спорта, медици­ны, внешкольные воспитательные учреждения, правоохранительные органы, территориальная де­путатская группа и родительская общественность.

Социальная служба проводит ежегодную конференцию родителей, общественности и жите­лей микрорайона, где обсуждаются общие задачи воспитания молодежи, выбирается Попечитель­ский совет комплекса.

Внутришкольная служба социальной за­боты. У классного руководителя есть определён­ные обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: организация детского питания, по­мощь многодетным и малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи на ре­бёнка, связь и общение с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.), индивидуальная воспитательная работа с «трудными» детьми класса.

В условиях комплекса, при наличии соци­альных педагогов, классные руководители получа­ют дополнительную и весьма ощутимую поддерж­ку. Социальные педагоги информируют их о пове­дении и условиях жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, могут проводить консилиу­мы по отдельным сложным ситуациям. Кроме то­го, социальные педагоги оказывают помощь класс­ным руководителям и в проведении воспитатель­ных мероприятий.

Таким образом, классные руководители и со­циальные педагоги (каждый в своей сфере обще­ния) помогают друг другу лучше понять ребёнка, «ведут» ребёнка от детского сада до выпуска из школы.

Психологическая служба комплекса, в ко­торую входят три штатных психолога, проводит диагностику интересов и способностей детей, дела­ет прогноз и разрабатывает модель индивидуаль­ного развития ребёнка, оказывает психокоррекци-онную и психотерапевтическую помощь, консуль­тирует по различным вопросам.

Психологический кабинет имеет рабочее про­странство для занятий и тренингов по чсловековед-ческим дисциплинам, уголок психологической раз­грузки для учителя. Там же сосредотачиваются дан­ные наблюдений, тестирования и анкетирования учащихся, ведётся картотека трудных учащихся. Психологическая служба обеспечивает от­слеживание результатов развития учащихся. Благодаря работе психологов совершается постепенная «психологизадия» учебно-воспита­тельного процесса.

15 стр., 7237 слов

Влияние стилей семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП

... так же постараемся выявить влияние стиля семейного воспитания на уровень адаптации к школе детей с ДЦП и без данной патологии. Результаты нашей работы могут являться фундаментом ... требованиям и ожиданиям, предъявляемых в условиях школьного обучения [44]. В среднем период адаптации школьника составляет 4-7 недель. Поведение ребенка в данный период может быть нормальным, а ...

Задача медика — валеологической службы — отслеживать и корректировать процессы физичес­кого развития детей. Силами врача, медсестры и учителей физкультуры производятся: мониторинг здоровья учащихся (вес, рост, зрение, диагностика заболеваний); формирование физкультурных групп, групп корригирующей гимнастики, здоро­вого образа жизни; профилактика инфекционных заболеваний; проверка режима питания; контроль за санэпидрежимом учащихся; профилактика вредных привычек.

Управление. Высшим органом муниципаль-но-общественного управления комплексом являет­ся конференция, которую представляют делегаты от коллективов учащихся, школьных работников и родительской общественности. Конференция из­бирает Попечительский совет комплекса, кото­рый является се исполнительным органом.

Председатель Совета, как и директор ком­плекса, периодически отчитывается на конферен­ции. Состав и функции Совета определяются дей­ствующим Уставом комплекса.

Педагогический совет решает все текущие вопросы, связанные с осуществлением учебно-вос­питательного процесса с учётом рекомендации Со­вета комплекса.

Ученическое самоуправление представ­лено постоянными и временными органами (ко­торые создаются для какого-либо конкретного дела).

Постоянные органы ученического само­управления состоят из совета старшеклассников, совета параллелей и советов классов (староста, ор­ганизаторы по видам деятельности).

Советы учащихся участвуют в планировании и проведении ключевых комплексных дел школь­ных коллективов, дежурствах, работе педсовета и Совета комплекса, организации работы в классах.

Модель «Школа — координатор воспитательной деятельности социальных институтов»

Осуществляется в условиях микрорайона большого города, в центре посёлка, села, особенно­стью которых является большое количество уч­реждений, которые могут реализовать воспита­тельную функцию по отношению к детям. Это уч­реждения дополнительного образования, театры и кинотеатры, которые могут вести работу с детьми и в своих стенах, и в школах, другие учреждения культуры (музеи, библиотеки), служба быта. Всё это может быть использовано в работе с детьми как в рамках школы (творческие встречи, беседы, лекции, выставки), так и за её пределами (походы, работа кружков).

Однако, несмотря на высокий воспитательный потенциал среды в рамках такого микрорайона, ей присущи, может быть больше, чем другим, и негативные воздействия. Развлека­тельные заведения, пивные бары, рынки, автовок­залы, молодёжные тусовки — всё это оказывает да­леко не лучшее влияние на школьников. Модель воспитательной системы СПК для таких условий должна учитывать и позитивные возможности, и негативные явления. В рамках такой системы пре­дусматривается использование воспитательного потенциала всех учреждений (кинотеатры, учреж­дения дополнительного образования; кафе, где для них проводятся литературные встречи за чашкой чая; пошивочные ателье, которые проводят кон­сультации по шитью для девочек), и самых разно­образных мер по предотвращению отрицательных влияний среды (общественно полезные акции, де­журство школьников вместе со взрослыми на ули­цах, профилактические беседы в классах).

Школа-комплекс реализует функцию объе­динения воспитательных усилий, координат ора влияний, осуществляемых различными воспита­тельными субъектами и является методическим центром, руководящим педагогизацией окружаю­щей среды.

Модель «Содружество школы и производства»

Необходимо близкое соседство с крупными производственными предприятиями.

Были разработаны и реализованы на практи­ке модели взаимодействия школы и промышлен­ного предприятия (Свердловская область), школы и сельскохозяйственного производства (Ставро­польский край).

Завод — школа, колхоз — школа, воинская часть — школа — это целая система двусторонних организованных связей, которыми определяется вся атмосфера окружающего школу социального пространства, где влияния на детей семьи и кол­лектива предприятия взаимосвязаны. Учреждения культуры и быта здесь также сориентированы на крупное предприятие, работников которого они обслуживают. В таких условиях система школа — предприятие становится определяющей.

Школа организует совместно с базовыми предприятиями жизнедеятельность детей в сво­бодное от занятий время. Школьники часто посе­щают предприятие, куда они приходят с рапорта­ми, праздничными подарками, сделанными собст­венными руками, выступают с концертами. Рабо­чие и руководители предприятия осведомлены об учебных и общественных успехах ребят. Предпри­ятие участвует в оборудовании классов и предмет­ных кабинетов. В школьной газете, радиопередачах рассказывается не только об учебно-воспитатель­ном процессе, а и о делах предприятия.

Среди молодёжи на предприятии много вче­рашних выпускников школы. Во Дворце культуры предприятия они вместе со школьниками занима­ются техническим творчеством, спортом, туриз­мом, джазом, вокалом, филателией. В школе также работают разнообразные творческие объединения учащихся, родителей и молодых рабочих, прово­дятся совместные диспуты, спортивные встречи. Школьники и рабочие вместе заботятся и о млад­ших, особенно о трудных подростках. Функциони­руют лагеря труда и отдыха, воспитателями кото­рых являются молодые производственники.

Модель — «Школа — вуз»

Цель: решение проблем непрерывного обра­зования школа — вуз.

Примерный алгоритм действий на переход­ном этапе (окончание школы — поступление в вуз):

· Изучение спроса на услуги по подготовке в вуз среди учащихся школы, обсуждение информации с педагогическим коллективом (предварительный анализ возможностей).

· Получение, изучение и обсуждение учебных планов и программ подготовки абитуриентов, ана­лиз возможностей их реализации, принятие реше­ния.

· Организация встречи с родителями потенци­альных абитуриентов.

· Подготовка документов, смет, рабочих планов, графика тестирования.

· Встречи учителей-предметников и куратора со специалистами соответствующих кафедр.

· Стартовое тестирование по четырём дисципли­нам.

· Первое промежуточное тестирование.

· Встречи учителей-предметников с соответству­ющими кафедрами.

· Родительское собрание по анализу уровня зна­ний учащихся.

· Второе промежуточное тестирование. Встреча учителей-предметников с заведующи­ми кафедрами.

· Итоговое тестирование.

· Организационное (родительское) собрание по итогам.

· Мастерская учителей-предметников и курато­ров с заведующими кафедрами по введению в спе­циальности.

Межведомственный социально-педа­гогический комплекс

(средняя школа № 18 г. Йошкар-Ола, директор Г.Е. Пейсахович).

Это образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений образования, культуры, спорта, государственных и общественных органи­заций.

Комплекс представляет собой дифференци­рованное единство разнообразных самостоятель­ных школ и центров, объединённых на основе одной целевой комплексной программы воспитания и обучения: средняя общеобразовательная школа, начальная школа, школа искусств, спортивная школа, производственный комплекс и лечебно- восстановительный центр.

Воспитательная система школы-комплекса является социально-педагогической структурой, упорядоченной не только относительно собствен­но педагогических целей, но и целей самого ребён­ка, связанных с удовлетворением актуальных по­требностей личности.

 

Модель «СПК — как специально спроектированная среда»

Воспитывающий характер окружающей шко­лу педагогически организованной среды определя­ют три подсистемы: единая материальная база вос­питания, разветвлённая сеть разных по профилю воспитательных объединений и система органов детского самоуправления.

Как правило, при создании СПК речь идёт о совершенствовании уже существующей среды (зе­лёные посадки, сооружение спортивных и игровых площадок, создание клубов, кружков, мастерских, изостудий).

Специальное проектирование педагогически организованной среды было осуществлено в опыте создания МЖСК (г. Свердловск и др.), где моло­дые строители — родители детей младших клас­сов — не только возводили жилые дома, но и целе­сообразно планировали социально-воспитатель­ную сферу всего микрорайона.

Наиболее ярко этот тип СПК представлен в опыте В.Д. Семёнова, М.П. Щетинина, Е.Б. Куркина, Н.П. Гузика.

Школа-комплекс Н.П. Гузика(Украина, Крым, пос. Южный).

СПК пос. Южного представ­ляет интегративную систему общеобразовательной школы, трудовой, школы искусств, спортивной, других детских воспитательных учреждений систе­мы образования, культуры, школы для родителей. Комплекс имеет собственное многопрофильное производство, сориентированное на производство сельскохозяйственной и промышленной продук­ции, а также на обслуживание населения. В нём обучается около 1000 детей.

Школа-комплекс является культурным цент­ром для всех жителей портового посёлка. В её спор­тивных залах взрослые и дети занимаются гимнас­тикой, проводят свободное время в киноконцертном и выставочном залах, в библиотеке, кафе, парке.

Особенности концептуала: принципы инте­грации, саморегуляции, природосообразности, ком­плексности, трудовой политехнической школы.

Интеграция. В начальной школе до десяти­летнего возраста обучение ребёнка чтению, письму, государственному, родному, другим языкам и мате­матике интегрируется с эмоционально-волевыми компонентами индивидуального развития и воспи­тания.

В пятых-шестых классах в содержание обу­чения входят программы, позволяющие развивать присущий ребёнку тип аналитико-синтетичсской деятельности, а также память, продуктивное мыш­ление, оценочные умственные способности.

Начиная с седьмого класса в содержании обучения основное внимание уделяется освоению практических навыков и подготовке к осознанно­му выбору будущей профессии.

В старшей школе спектр учебных предметов сужается до уровня требований вступительных эк­заменов в соответствующие вузы, а также про­педевтических профессиональных задач.

Наиболее крупная форма интеграции — со­единение общего среднего образования с высшим.

Модель общего среднего образования пре­дусматривает трёхлетнюю старшую школу (10-12-е кл.).

Содержание образования в этой школе инте­грируется в одном случае с профессионально-тех­нической, а в другом — с высшей школой. Это позволяет ученику начиная с десятого класса од­новременно усваивать необходимую школьную и вузовскую программу. В состав школы-комплекса входит колледж второго уровня аккредитации. Ус­транив дублирующие курсы и программы из школьного и вузовского комплексов содержания образования, на основе его интеграции успешно решается проблема двенадцатилетнего образова­ния для тех, кто ориентирован на вуз.

А та часть старшеклассников, которая стремится получить рабочие профессии, может их осваивать в школьном комплексе школа — ПТУ.

Саморегуляция. Огромный и сложный орга­низм школы обладает способностью к саморегу­ляции. В комплексе созданы такие условия, при которых ученикам невыгодно плохо учиться, а учителям — плохо работать. На это, в частности, работает созданная Н.П. Гузиком «комбинирован­ная система обучения».

В средних и старших классах используется дифференцированный темп прохождения школь­ных программ. Ребятам на весь учебный год по каждому предмету выдаются три дифференциро­ванные учебные программы и планы. Одна из этих программ содержит определённый объём требова­ний по воспроизведению основополагающего мате­риала курса; другая — по самостоятельному при­менению программных знаний; а третья — требует умений применять знания творчески.

В конце установленного учебным планом срока обучения по теме каждый ученик сдаёт учи­телю зачёт по тем индивидуальным программам, которые он успел выполнить.

Принципиально отличается от общепринятой система организации обучения в 7-11-х классах. Школьникам предлагается на выбор пять направле­ний обучения: гуманитарно-общественное, физико-математическое, химико-биологическое, реальное, эстетическое. Программа каждого из направлений делится на базовую и профильную. Базовая обеспе­чивает необходимый уровень среднего образования, а поэтому является общей для всех направлений. Задача профильных программ — создание благо­приятных условий как для общего развития учени­ков, так и для удовлетворения интересов и развития индивидуальных способностей детей. В течение первого полугодия в седьмом классе ребята могут отдать предпочтение другому направлению обуче­ния — окончательно выбрать путь. Можно изменять профиль и в последующих классах.

Поднимаясь вверх от репродуктивной про­граммы до интересной, творческой, ученик осозна­ёт пользу знаний и ощущает удовольствие от про­цесса познания. Учитель тоже заинтересован в творческом росте своих воспитанников, ибо тем самым он обеспечивает и свой профессиональный рост.

Принцип саморегуляции заложен в систему управления школой. Элементарной ячейкой учи­тельского коллектива в ней является предметная кафедра. Она образуется из числа учителей, препо­дающих дисциплины профилирующего цикла. Во главе кафедры стоит заведующий, избираемый её членами на два года. Кафедра несёт ответствен­ность за организацию учебно-воспитательного процесса по своему направлению. Она же занима­ется и хозяйственно-финансовой деятельностью в пределах средств, отпускаемых для неё дирекцией школы.

Природосообразность. Принцип природо-сообразности предполагает индивидуальный темп усвоения детьми школьной программы. Кроме это­го, важно обеспечить условия для нормального физического развития ребёнка.

Ученики начальной школы могут обучаться по одной из трёх программ, а именно: то ли по той, которая рассчитана на усвоение курса начальной школы за 3-3,5 года, то ли по программе с темпом 4-4,5 года, то ли предусматривающей получение начального образования за 5-5,5 лет. Ученикам предоставляется право переходить из одного клас­са в другой на протяжении всех лет обучения в на­чальной школе.

Основным видом естественной деятельности детей младшего школьного возраста является игра. В школе на каждую параллель классов создаются учебно-игровые павильоны по чтению, письму, ма­тематике, краеведению, труду и эстетике, где мож­но и активно двигаться, и при необходимости выподнять учебную работу за ученическим столом. Сценарии игр-уроков составляются бригадой учи­телей, работающих в одной параллели. Вместе с тем создаются условия для обучения по всем пред­метам, как обычно, одним учителем: каждому учи­телю предоставляется право выбрать любой вари­ант организации обучения.

В начальной школе содержание учебных предметов связывается с игрой, трудом, занятиями физкультурой, музыкой, рисованием, техникой, проводятся занятия по гимнастике памяти. Кроме того, в течение уроков есть время на разминку па­мяти и логики.

Сообразно природе выстраивается и режим дня. В нём учтены необходимая смена и чередова­ние видов деятельности. Проведение уроков пла­нируется во время пика умственной работоспособ­ности, а именно: между 8 и 10 часами утра и 15-16 часами дня. Остальное время — разнообразные ви­ды внеклассной и внешкольной работы, пребыва­ние на воздухе и отдых.

Согласно принципу природосообразности необходимы условия для естественного активного движения детей: уроки в основном проводятся в движении, используются гимнастические снаря­ды — качели, шведские стенки, турники. Ежеднев­но все занимаются спортивной и ритмической гим­настикой.

Дети продвигаются в усвоении знаний по программе, но в своём темпе. Если педагоги видят лёгкость усвоения материала, то в специально ор­ганизованных для этого группах дети ускоряют темп — до обнаружения приемлемой именно для этого ребёнка скорости. Но и в дальнейшем ребё­нок может поменять траекторию движения — в со­ответствии с законами его развития. Чаще всего дети проходят начальную школу за 1,5-2 года, за четыре — никогда.

Для детей с замедленным темпом работают группы психологического тренинга, реабилитиру­ющие память ребёнка, восстанавливающие утра­ченные или неразвитые способности, развивающие творческое мышление.

Средняя школа, состоящая из гимназии, ли­цея и колледжа, работает по двухсеместровой структуре.

Первый семестр заканчивается за неделю до Нового года. Между семестрами устанавливаются (месяц с четвертью) зимние каникулы. В этот период наи­более короткие световые и наиболее холодные дни,биологическая активность детей существенно сни­жается.

Январь — месяц праздников. В каникулы де­ти и учителя имеют возможность провести их по-христиански, без суеты и с благоговейностью. Кро­ме того, длинный каникулярный период даёт воз­можность школе организовать для детей зимний отдых в санаториях, домах отдыха, в лыжных ту­ристических походах.

Второй семестр длится до 23 июня; он разби­вается на два периода: аудиторный (учебный) и ау-диторно-домашний (зачётно-экзаменационный).

Первый период длится до Пасхи. За два дня до этого праздника объявляются недельные пасхаль­ные каникулы. После них учебный процесс в шко­ле связывается с проведением итоговой зачётной сессии.

В этот период на каждый учебный предмет, который изучается в данном классе, отводится три-пять дней для проведения обобщающих и кон­сультационных занятий.

В содержании обучения теперь превалирует интегрированная, межпредметно-обобщающая ин­формация.

Формы проведения занятий укрупняются, связываются с выработкой и усовершенствовани­ем умений применять академические знания и учебно-познавательный опыт в различных практикозначимых ситуациях.