Организационно-содержательные особенности

Целевые ориентации

О Формирование будущих граждан страны.

О Развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации среды жизнедея­тельности детей.

О Создание условий для всестороннего развития воспитанников’ приобщение к труду, знаниям, куль­туре.

О Образ (идеал) выпускника: человек высокой культуры, приспособленный к труду. С* Развитие трудовых навыков и творческих спо­собностей

Концептуальные позиции

Ребёнок

© Задатки («начатки») творческих способностей существуют у всех — надо лишь создать для их проявления подходящие условия.

© Дети чрезвычайно общительны, они легко зна­комятся друг с другом (игры, рассказы, неугомон­ная болтовня).

© Дети — настойчивые исследователи, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление всё трогать, про­бовать.

© Используя воображение, дети часто созидают нечто из ничего.

© Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, своих впечатлениях. Им свойственно выпя­чивание своего «я», появление фантазии и вообра­жения.

© Большую роль в формировании детского ха­рактера играет инстинкт (механизм) подражатель­ности.

Школа

· Идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.

· Школа для детей, а не дети для школы.

· Школа — не подготовка к жизни, а жизнь.

· Школа должна сохранить то, что есть в де­тях.

· Школа органически связана с обществом и ок­ружающей средой.

· Деятельность — основа жизни ребёнка и источ­ник его развития.

· Изучение ребёнка как целостной личности.

· Дети влияют друг на друга сильнее, чем стар­шие па них.

· Все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества.

· Авторитет старших только в том случае дейст­вителен, полезен и высок, когда отсутствует эле­мент принуждения.

· Дети должны чувствовать доверие к себе со стороны старших, т.е. для взрослых нужен авто­ритет не силы, а знания, опытности и любви к де­тям.

· Взаимосвязь всех компонентов воспитания: умственного, физического труда, искусства, игры.

Социум

Организация воспитательного процесса внутри школы с учётом влияний на коллектив окружаю­щей среды.

Педагогизация окружающей среды.

Активное участие школьного коллектива в со­вершенствовании окружающей среды.

Создание единого общества детей и взрослых.

Возвращение детям детства.

Изучение и всемерное использование воспита­тельных возможностей среды.

9 стр., 4173 слов

Адаптация ребенка к детскому саду

... если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то ... эмоциональный профиль или, поэтичнее, портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Так что же это за портрет ребенка? Какие показатели включает он? I. Отрицательные эмоции ...

Школа — на основе использования этих возможностей — должна стать главным органи­затором детской жизни как в стенах учебно-вос­питательного учреждения, так и за его преде­лами.

 

Организационно-содержательные особенности

Школа — педагогический центр, объединяю­щий воспитательные усилия всех общественных, трудовых, семейных коллективов, лиц и организа­ций. Детей можно воспитывать в такой мере, в какой осуществляется единство педагогических действий и требований.

Все занятия в школе строились исключи­тельно на личном интересе ребёнка, не желающий работать мог в любой момент уйти. Роль педагога сводилась к организации, к тому, чтобы дать пи­щу детским интересам, помогать им соразмерять свои силы с целями. В школе не было обычного деления на классы. Создавались группы по инте­ресам в процессе работы, организуемой с той или иной целью, и также в различных кружках (род­ной язык, драматический, музыкальный и др.).

Примерной учебной программой была программа Наркомпроса, но школа оставляла за собой право перегруппировки образовательного материала и выбора места и времени его подачи соответствен­но естественному детскому развитию и потребно­стям организации школьной жизни. Предметные программы Наркомпроса предполагали индиви­дуальный подход в процессе роста интеллекту­альных способностей в зависимости от интере­сов и занятий детей. «Не дети для программы, а программа для детей» — таков был лозунг педа­гогов.

Воспитательная работа, органически вклю­чая в себя образовательный процесс, была основ­ным видом деятельности педагогов. Содержанием воспитания являлся, в первую очередь, сам ребё­нок, его потребности, интересы, а также:

· физический труд, представляющий материаль­ную, дисциплинирующую и опытную основу вос­питания;

· деловое самоуправление, организующее жизнь детей, делающее её более лёгкой;

· искусство, формирующее эстетические чув­ства;

· игра, способствующая мажорной детской жиз­недеятельности; игра как жизненная лаборатория ребёнка;

· работа ума, направляющая общую жизнь и удовлетворяющая «дух исследования» де­тей.

Главные источники воспитательных влия­ний — школа и социальная среда.

Детский сад входит в комплекс как подгото­вительная ступень к школе.

Труд. Наибольшее воспитательное значение Шацкий придавал труду, выполняемому при осо­знании его необходимости для коллектива. Счи­тал, что соединение обучения’с трудом делает про­цесс учения более осмысленным и что необходимы разнообразие детского труда, сочетание труда ин­дивидуального с коллективным, атмосфера со­трудничества.

Детский труд существенно отличается от труда взрослого тем, что он должен быть обучаю­щим и творческим.

В колонии реализовался принцип само­обеспечения: было своё хозяйство — огород, ябло­невый сад, ферма. Летом ребята работали на по­косе.

Самоуправление. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодейст­вия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее разви­тию личности, усвоению общечеловеческих ценно­стей. Главный орган самоуправления — общее со­брание.

С.Т. Шацкий стремился создать коллектив детей и взрослых как коллектив растущий. И дети, и педагоги, по его замыслу, должны постоянно со­вершенствоваться, не удовлетворяясь достигну­тым. Детям надо ощутить себя маленькими распо­рядителями общей жизни.

8 стр., 3853 слов

Физическое воспитание детей первого года жизни

... на данном этапе подготавливаются созрева­нием соответствующих центров нервной системы. В физическом воспитании детей раннего возраста особое зна­чение имеют рациональный режим дня и гигиениче­ские ... развитию движе­ний, совершенствованию их качества и точности. В первом полугодии жизни ребенка для стимулирования ак­тивности используются врожденные, безусловные рефлексы. Во втором полугодии ...

Колония — это детский кружок, который сам для себя создаёт законы.

Эстетика. По мнению С.Т. Шацкого, эсте­тическое воспитание, охватывая весь мир пре­красного (музыка, живопись, театр, прикладное искусство и т.д.), в единстве с трудовым воспита­нием становится катализатором творческих потен­ций личности и коллектива. С.Т. Шацкий по-ново­му осмыслил содержание эстетического воспита­ния, назвав его «жизнью искусства».

Под системой эстетического воспитания С.Т. Шацкий понимал взаимодействие всех поли­тических и гражданских институтов общества, на­правленное на развитие творческих потенций личности, коллектива. Он полагал, что в структуре системы эстетического воспитания происходит соединение воздействий на личность через активиза­цию познавательных, практических и эмоционально-эстетических процессов.

Искусство, гармонично формируя личность, испособно изменить духовный мир человека, его эмоции, переориентировать цели и идеалы личности.

Работа в социуме. Значительное место в педагогической системе С.Т, Шацкого занимала культурно-просветительская работа с населением, прежде всего с детьми. Он сплотил группу педагогов-энтузиастов, реализовал опыт внешкольной ,работы, основанной на уважении к личности ре­бёнка и направленной на воспитание детей в духе
коллективизма, развития их творческих способно­стей.

С.Т. Шацкий обосновал программу, по ко­торой школа должна была начинать работу в сре­де:

«1. Ответить на вопрос, что такое район, в ко­тором школа работает, и что в нём надо делать.

2. Как протекает в нём жизнь детей и что нужно для её улучшения.

3. Представить себе список дел, в которых школа могла бы принять посиль­ное участие, — дел, касающихся окружающего общества (город, деревня, фабрика), семьи и дет­ского населения.

4. Распределить эти дела по вре­мени их выполнения в течение года и соответст­венно возрастным школьным группам.

5. Опреде­лить, чем дети (ученики школы) должны быть вооружены, чтобы сознательно и организованно могли одолеть эти дела, т.е. какие навыки им для этого нужны.

6. С каждой темой програм­мы соединить практическое выполнение того или другого жизненного и понятного для детей дела».

Деятельность школы-колонии «Бодрая жизнь» была системообразующим элементом воспитательного пространства, которое охваты­вало большую территорию — в Калужское отде­ление Первой опытной станции входили также ясли, детские сады, школы первой ступени, клуб, читальня, педтехникум, исследовательские груп­пы, издательский отдел, выставка-музей и струк­тура методической работы с педагогами школ района.

Особенности методов.С.Т. Шацкий был сторонником идеи свободного воспитания.

Метод комплексов — группировка учебного материала вокруг специально отобранных тем. Воспитатель являлся не только организатором, но в то же время исследователем детской жизни. Клуб — живая, гибкая, беспрограммная среда, где жизнь основана на требованиях детской природы. Игра — это жизненная лаборатория ребёнка, ядро «разумной школы» детства.

Предтечи, разновидности, последователи

Ш Общинные школы возникли в Англии и США в 20-х годах прошлого столетия (для социально «защищённых слоев населения).

20 стр., 9969 слов

Исследование особенностей познавательной готовности к обучению ...

... 1. Теоретические аспекты исследования особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения .1 Особенности психического развития дошкольников подготовительной ... становиться предметом сознания. Познавательные процессы способствуют формированию образов окружающей среды, формированию информационной базы, ориентировочной основы психики. Именно познавательные психические ...

Их особенности: общие средства и их распределение, взаимная поддержка отношений между общиной и школой, вовлечение членов общины в принятие решений и управления школой.

Ш Открытая школа — концепция (модель) гуманистического общественного воспитания представлена в большинстве современных социально-воспитательных технологий: холистической (целостной) школы (Германия), интегрированного развития компетентности (Швеция, США), школа + микро­район (Россия).

Открытая школа многофункциональна, т.е. ориентирована на работу с учащимися, имеющи­ми различные убеждения, на диалог, развитие межличностного и межгруппового общения; открыта в прямом смысле целый день и для детей, и для взрослых — они могут приходить сюда в любое время. В открытой школе преобладают тенденции к расширению и ук­реплению сё взаимодействия с жизнью, всеми социальными институ­тами — семьёй, предприятиями, культурно-просветительскими уч­реждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. И главное — в открытой школе в обучении и воспитании основ­ное внимание уделяется творческому направлению человеческой де­ятельности, школа создаёт все необходимые условия для личностно­го развития ребёнка.

В структуре открытой школы появляются новые воспитате­ли — социальные педагоги, чья деятельность основывается на прин­ципе причастности личности и семьи к любым общественным инсти­тутам. Социальный педагог осуществляет допустимое и целесообраз­ное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и мо­лодёжи, выполняет роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью и обществом. Идеи открытой школы, выдвинутые и апро­бированные в начале прошлого века в России С.Т. Шацким, В.П. Вахтеровым, В.А. Зеленко, Е.Н. Медынским, воплощаются сегодня в социаль­но-педагогических комплексах.

 

Современные социально-педагогические комплексы (СПК)

 

Современный социально — педагогический комплекс представляет собой объединение школы с какими-либо социальными объектами — произ­водственными, учебными заведениями, дошколь­ными учреждениями, учреждениями дополнитель­ного образования для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. При этом ком­плекс является не простым соединением его час­тей, а составляет целостную систему, обладающую относительной автономией, имеющую свою социально-культурную атмосферу, психологический воспитательный климат в педагогическом коллек­тиве, среди детей и родителей.

СПК предполагают интегрированную, педа­гогически целесообразную организацию учебного и воспитательного процесса:

а) с участием всех субъектов воспитания (педагоги, воспитатели специальных учреждений, родители, общественные воспитатели);

б) в различных сферах микросреды личнос­ти (семья, класс, школа, производство, деловые круги, дом, клуб, неформальная группа и др.);

в) в условиях практической социально-эко­номической обстановки;

г) на всех возрастных этапах (дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, выпускник).

Акценты целей

· Построение человекоориентированной школы. » Объединение педагогических воздействий шко­лы и окружающей среды.

2 стр., 834 слов

Повышение действенности и результативности социально-педагогической ...

... (защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства). Организаторская работа заключается в реализации социально значимой деятельности обучающихся, ... выполняет диспетчерскую функцию, направляя к соответствующим специалистам. Сведения о специалистах служб экстренной помощи должны размещаться на информационных стендах и сайте ...

· Социализация, формирование социально зна­чимых качеств личности, отвечающих потребнос­тям динамично меняющегося социума (инициати­ва, предприимчивость).

· Создание воспитывающей среды, социокультурный потенциал которой продуктивно «работа­ет» на социальное, психическое и физическое здо­ровье человека; педагогизация окружающей среды. »

· Формирование позитивных влияний на лич­ность через семью посредством оздоровления внутрисемейных отношений, положительного приме­ра родителей.

· Психолого-педагогическая коррекция поведе­ния трудновоспитуемых детей, их отношений с миром (родителями, сверстниками, окружающими людьми).

· Создание системы социальной охраны и защи­ты детства, профилактики ненормативного поведе­ния.

Особенности концептуала

· Примат личности над государством: во всех взаимоотношениях личности и государства инте­ресы человека первичны.

· Превращение школы из преимущественно про­светительного учреждения в центр духовной, нрав­ственной и эстетической культуры. D Личностная ориентация педагогического про­цесса, поиск и развитие задатков, способностей, за­ложенных природой в каждом индивидууме. D Семья как первичный и основной институт социализации ребёнка; помощь и поддержка се­мьи.

· Удовлетворение и использование интересов де­тей как главной мотивационной базы обучения. D Системность и комплексность воспитательной работы: целостная и последовательная программа воспитания.

· Психологизация воспитательной, профилакти­ческой, коррекционной, защитной деятельности.

Среда в концептуале современного СПК

· Среда — это культурно-образовательное прост­ранство, окружающее школу. Организованная сре­да — это те социальные институты, на которые воз­ложены воспитательные функции по отношению к молодому поколению: семья, учреждения культу­ры, средства массовой информации, производст­венные коллективы, органы местного самоуправ­ления. Неорганизованная среда — это улица, не­формальные объединения молодёжи и взрослых, развлекательные объекты, торговля и др. Окружающая школу среда является для ребён­ка источником знаний во всех сферах обществен­ной культуры: интеллектуальной, материальной, социально-нормативной, эстетической. Среда является также источником эмоци­ональных переживаний школьников, форми­рования у них чувства прекрасного и безобраз­ного, эмоционально-оценочного отношения к миру.

· Среда может быть сферой приложения (а значит, и развития) физических и духовных сил детей, участвующих в её совершенствовании; значит, она является источником развития лич­ности.

· Окружение школы может и должно быть объ­ектом коллективной заботы ребят, проявляемой как ради самой среды (ибо она является не только ценностью для них, но и самоценностью), так и ра­ди людей. Следовательно, среда может играть важ­ную роль в формировании гуманизма, коллекти­визма, демократизма — этих важнейших качеств человека и гражданина.

· Педагогизация окружающей среды — это диа­гностика среды для выявления всех источников влияния на ребёнка, использование её воспита­тельных и образовательных возможностей, органи­зация возможных воздействий на среду для её улучшения.

14 стр., 6511 слов

Профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся ...

... окончании учебы или службы в армии. Закон освобождает сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от оплаты ... саморегуляции как одна из причин трудностей профессионального самоопределения учащихся. / Профессиональная ориентация и обучение (теоретические и ... А.П. и др. Профессиональная ориентация молодежи.- М.: Высшая школа, 2009. - 272 с.; Галишникова М. Этапы профессионального самоопределения ...

· Формула интеграции воспитательных усилий школы и среды в современных условиях: учёт + организация + использование.

 

Особенности моделей СПК

В зависимости от локальных условий микро­района технология СПК может иметь несколько вариантов-моделей, акцентирующих те или иные функциональные, социально-педагогические, со­циально-психологические, информационные или другие связи.

Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребёнка»

Термин «педагогическая поддержка»- (вве­дён О.С Газманом) подразумевает деятельность различных служб общества, которые заинтересова­ны в охране и защите социальных прав детей. Кро­ме этого, под педагогической поддержкой понима­ют систему разноплановых мероприятий, проводи­мых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направ­ленных на их выявление и поддержку. В контексте личностного подхода к образованию ребёнка это — педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы индивидуализации (автономизации) человека.

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал «процесс совместного с ребёнком опреде­ления его собственных интересов, целей, возмож­ностей и путей преодоления препятствий (про­блем), мешающих ему сохранить своё человечес­кое достоинство и самостоятельно достигать жела­емых результатов в обучении, самовоспитании, об­щении, образе жизни».

Такая модель была создана в 1991 году на ба­зе средней школы № 59 и Д/к № 101 г. Ярославля (директор И.Н. Закатова).

Материальная база достаточно развита: 10 оборудованных предметных кабинетов, 15 ком­нат для занятий искусством, актовый и физкуль­турный залы, мастерские, библиотека, столовая, читальный зал, тренажёрный и гимнастический за­лы, 5 дополнительных специализированных каби­нетов психологии и социальной педагогики, ло­гопедический, экологический, прикладного твор­чества и швейный цех.

На территории микрорайона школы нахо­дятся организации коммунального обслуживания, общежитие, аптека, областная больница, рынок, четыре магазина, лесничество, детский комбинат, детская спортивная школа, кинотеатр, действую­щая церковь.

Структура комплекса

Комплекс социально-педагогической под­держки представляет собой сложную многоплано­вую структуру, в которой выделяют три основные инновационные системы:

О образовательную систему на основе множест­венной дифференциации учебного процесса; О систему воспитательной работы и дополни­тельного образования как равноценного компонен­та образования наравне с учебным процессом; О систему социально-педагогической и медико-психологической поддержки детей.

Социальная служба

Социально-педагогический комплекс явля­ется открытой воспитательной системой, предназначенной для выполнения следующих конкретных задач социально-педагогического характера:

* помощь семье в решении проблем, связанных с учёбой, воспитанием, присмотром за ребёнком;

13 стр., 6405 слов

Физкультурно-оздоровительная работа в школе с учащимися младших классов

... школе; - разработать пути совершенствования организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста. Объект исследования - дети младшего школьного возраста. Предмет исследования - особенности организации физкультурно-оздоровительной работы с учащимися ...

* помощь ребёнку в устранении причин, негатив­но влияющих па его успеваемость и посещение уч­реждения;

* привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагоги­ческих мероприятий, акций;

*• распознавание, диагностирование и разреше­ние конфликтов, проблем, трудных жизненных си­туаций, затрагивающих интересы ребёнка, на ран­них стадиях для предотвращения серьёзных по­следствий;

* индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, администрации по во­просам разрешения проблемных ситуаций, кон­фликтов, снятию стресса, воспитанию детей в се­мье и т.п.;

* выявление запросов, потребностей детей и раз­работка мер помощи конкретным учащимся с при­влечением специалистов из соответствующих уч­реждений и организаций;

* пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

* решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы вне учебных заня­тий.

Для выполнения этих задач в штатное рас­писание СПК введены должности социальных пе­дагогов, школьных психологов, логопеда и меди­цинских работников. Они представляют социаль­ную службу комплекса, в которую входят’ + территориальная социальная служба (осуще­ствляют социальные педагоги); + внутришкольная служба социальной заботы о детях (классные руководители, воспитатели ГПД, организаторы внеклассной работы по ступеням); + психологическая служба (практические психо­логи и логопед); + медицинская служба (врач, медсестра).

Территориальная социальная служба ком­плекса является открытой социально-педагогичес­кой системой, развёрнутой на внешкольную среду, деятельность и общение учащихся в которой могут стать своеобразным тренингом, позволяющим уп­ражняться, приобретать качества социальной ак­тивности, коллективизма.

Социальный педагог. Территориальную службу осуществляют социальные педагоги. Появление этой новой личности в знаменитой триаде «учитель — ребёнок — родитель» способствует по­строению личностно ориентированной педагогики. Главное в работе социального педагога — быть свя­зующим звеном между профессиональным воспи­танием, семьёй и общественностью.

За каждым из 20 социальных педагогов за­креплены дом или подъезд (40-50 семей с детьми) и часть прилегающей территории микрорайона.

Под руководством социальных педагогов дей­ствуют разновозрастные объединения (РВО) детей, подростков и их родителей по месту жит ельства: это и коллективы из 2-3 семей, и коллектив уча­щихся и их родителей из подъезда, дома и т. д.

На карте микрорайона наглядно изображено всё поле деятельности социальных педагогов. На ней отмечены места дислокации РВО, массовых гу­ляний детей, тусовок, зоны опасных контактов и т. д.

Кроме специализации «семейный социаль­ный педагог», существует распределение социаль­ных педагогов по профилю деятельности (охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и со­циальной дезадаптации, культурно-досуговая дея­тельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д.).

В неко­торых случаях социальный педагог превращается в тъютора. Его позиция — быть доверенным лицом учащегося, способным обсуждать и строить его об­разовательную программу — траекторию движения. Педагогика учителя — это педагогика ответов, педа­гогика тьютора — педагогика вопросов. Тьютор ра­ботает с вопросом ребёнка к самому себе, и когда появляются осмысленные, рефлексивные вопросы про себя, это означает, что тьютор достиг цели.

1 стр., 440 слов

Центрация, основанная на интересах (проявлениях) своей сущности ...

... учащихся, родителей, коллег, администраторов), называется…. Гуманистической Альтруистической Авторитетной Бюрократической Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ____ в психическом развитии ребенка. ... точке зрения А.Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «____________», связанный с осознанием незаслуженной награды. ...

В циклограмме дел-мероприятий, проводи­мых ежегодно с детьми на территории микрорайона (в них участвуют также родители и взрослые жите­ли), — благотворительные концерты, выставки-про­дажи изделий детского творчества, праздники «Мы и наши питомцы», «Живи, Земля», систематичес­кие дискотеки для молодёжи. Завоевали признание родителей и жителей народные праздники «Свят­ки», «Масленица», олицетворяющие возрождение русских национальных обрядовых традиций.

Социальные педагоги организуют с детьми РВО своих домов выходы в театры, цирк, на худо­жественные выставки, концерты.

Работа с родителями. Действует система педагогического просвещения родителей; произво­дятся анкетирование родителей, сбор заявлений от них; ведутся индивидуальные собеседования; многие родители сотрудничают со школой, являясь общественными воспитателями, кружководами, тренерами.

К совместной работе школы с детьми при­влекаются учреждения культуры, спорта, медици­ны, внешкольные воспитательные учреждения, правоохранительные органы, территориальная де­путатская группа и родительская общественность.

Социальная служба проводит ежегодную конференцию родителей, общественности и жите­лей микрорайона, где обсуждаются общие задачи воспитания молодежи, выбирается Попечитель­ский совет комплекса.

Внутришкольная служба социальной за­боты. У классного руководителя есть определён­ные обязанности, относящиеся к сфере социальной заботы о детях: организация детского питания, по­мощь многодетным и малообеспеченным семьям, наблюдение и отслеживание влияния семьи на ре­бёнка, связь и общение с родителями учащихся класса (просвещение, консультации, организация помощи и др.), индивидуальная воспитательная работа с «трудными» детьми класса.

В условиях комплекса, при наличии соци­альных педагогов, классные руководители получа­ют дополнительную и весьма ощутимую поддерж­ку. Социальные педагоги информируют их о пове­дении и условиях жизнедеятельности учащихся во второй половине дня, могут проводить консилиу­мы по отдельным сложным ситуациям. Кроме то­го, социальные педагоги оказывают помощь класс­ным руководителям и в проведении воспитатель­ных мероприятий.

Таким образом, классные руководители и со­циальные педагоги (каждый в своей сфере обще­ния) помогают друг другу лучше понять ребёнка, «ведут» ребёнка от детского сада до выпуска из школы.

Психологическая служба комплекса, в ко­торую входят три штатных психолога, проводит диагностику интересов и способностей детей, дела­ет прогноз и разрабатывает модель индивидуаль­ного развития ребёнка, оказывает психокоррекци-онную и психотерапевтическую помощь, консуль­тирует по различным вопросам.

Психологический кабинет имеет рабочее про­странство для занятий и тренингов по чсловековед-ческим дисциплинам, уголок психологической раз­грузки для учителя. Там же сосредотачиваются дан­ные наблюдений, тестирования и анкетирования учащихся, ведётся картотека трудных учащихся. Психологическая служба обеспечивает от­слеживание результатов развития учащихся. Благодаря работе психологов совершается постепенная «психологизадия» учебно-воспита­тельного процесса.

24 стр., 11675 слов

Адаптация к школе детей с трудностями в обучении, обусловленными ...

... по проблеме исследования. . Изучить особенности адаптации к школе детей с ЗПР. Глава 1. Адаптация к школе детей с трудностями обучения обусловленными задержкой психического развития .1 Адаптация: понятие, виды. ... взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, ...

Задача медика — валеологической службы — отслеживать и корректировать процессы физичес­кого развития детей. Силами врача, медсестры и учителей физкультуры производятся: мониторинг здоровья учащихся (вес, рост, зрение, диагностика заболеваний); формирование физкультурных групп, групп корригирующей гимнастики, здоро­вого образа жизни; профилактика инфекционных заболеваний; проверка режима питания; контроль за санэпидрежимом учащихся; профилактика вредных привычек.

Управление. Высшим органом муниципаль-но-общественного управления комплексом являет­ся конференция, которую представляют делегаты от коллективов учащихся, школьных работников и родительской общественности. Конференция из­бирает Попечительский совет комплекса, кото­рый является се исполнительным органом.

Председатель Совета, как и директор ком­плекса, периодически отчитывается на конферен­ции. Состав и функции Совета определяются дей­ствующим Уставом комплекса.

Педагогический совет решает все текущие вопросы, связанные с осуществлением учебно-вос­питательного процесса с учётом рекомендации Со­вета комплекса.

Ученическое самоуправление представ­лено постоянными и временными органами (ко­торые создаются для какого-либо конкретного дела).

Постоянные органы ученического само­управления состоят из совета старшеклассников, совета параллелей и советов классов (староста, ор­ганизаторы по видам деятельности).

Советы учащихся участвуют в планировании и проведении ключевых комплексных дел школь­ных коллективов, дежурствах, работе педсовета и Совета комплекса, организации работы в классах.

Модель «Школа — координатор воспитательной деятельности социальных институтов»

Осуществляется в условиях микрорайона большого города, в центре посёлка, села, особенно­стью которых является большое количество уч­реждений, которые могут реализовать воспита­тельную функцию по отношению к детям. Это уч­реждения дополнительного образования, театры и кинотеатры, которые могут вести работу с детьми и в своих стенах, и в школах, другие учреждения культуры (музеи, библиотеки), служба быта. Всё это может быть использовано в работе с детьми как в рамках школы (творческие встречи, беседы, лекции, выставки), так и за её пределами (походы, работа кружков).

Однако, несмотря на высокий воспитательный потенциал среды в рамках такого микрорайона, ей присущи, может быть больше, чем другим, и негативные воздействия. Развлека­тельные заведения, пивные бары, рынки, автовок­залы, молодёжные тусовки — всё это оказывает да­леко не лучшее влияние на школьников. Модель воспитательной системы СПК для таких условий должна учитывать и позитивные возможности, и негативные явления. В рамках такой системы пре­дусматривается использование воспитательного потенциала всех учреждений (кинотеатры, учреж­дения дополнительного образования; кафе, где для них проводятся литературные встречи за чашкой чая; пошивочные ателье, которые проводят кон­сультации по шитью для девочек), и самых разно­образных мер по предотвращению отрицательных влияний среды (общественно полезные акции, де­журство школьников вместе со взрослыми на ули­цах, профилактические беседы в классах).

Школа-комплекс реализует функцию объе­динения воспитательных усилий, координат ора влияний, осуществляемых различными воспита­тельными субъектами и является методическим центром, руководящим педагогизацией окружаю­щей среды.

Модель «Содружество школы и производства»

Необходимо близкое соседство с крупными производственными предприятиями.

Были разработаны и реализованы на практи­ке модели взаимодействия школы и промышлен­ного предприятия (Свердловская область), школы и сельскохозяйственного производства (Ставро­польский край).

Завод — школа, колхоз — школа, воинская часть — школа — это целая система двусторонних организованных связей, которыми определяется вся атмосфера окружающего школу социального пространства, где влияния на детей семьи и кол­лектива предприятия взаимосвязаны. Учреждения культуры и быта здесь также сориентированы на крупное предприятие, работников которого они обслуживают. В таких условиях система школа — предприятие становится определяющей.

Школа организует совместно с базовыми предприятиями жизнедеятельность детей в сво­бодное от занятий время. Школьники часто посе­щают предприятие, куда они приходят с рапорта­ми, праздничными подарками, сделанными собст­венными руками, выступают с концертами. Рабо­чие и руководители предприятия осведомлены об учебных и общественных успехах ребят. Предпри­ятие участвует в оборудовании классов и предмет­ных кабинетов. В школьной газете, радиопередачах рассказывается не только об учебно-воспитатель­ном процессе, а и о делах предприятия.

Среди молодёжи на предприятии много вче­рашних выпускников школы. Во Дворце культуры предприятия они вместе со школьниками занима­ются техническим творчеством, спортом, туриз­мом, джазом, вокалом, филателией. В школе также работают разнообразные творческие объединения учащихся, родителей и молодых рабочих, прово­дятся совместные диспуты, спортивные встречи. Школьники и рабочие вместе заботятся и о млад­ших, особенно о трудных подростках. Функциони­руют лагеря труда и отдыха, воспитателями кото­рых являются молодые производственники.

Модель — «Школа — вуз»

Цель: решение проблем непрерывного обра­зования школа — вуз.

Примерный алгоритм действий на переход­ном этапе (окончание школы — поступление в вуз):

· Изучение спроса на услуги по подготовке в вуз среди учащихся школы, обсуждение информации с педагогическим коллективом (предварительный анализ возможностей).

· Получение, изучение и обсуждение учебных планов и программ подготовки абитуриентов, ана­лиз возможностей их реализации, принятие реше­ния.

· Организация встречи с родителями потенци­альных абитуриентов.

· Подготовка документов, смет, рабочих планов, графика тестирования.

· Встречи учителей-предметников и куратора со специалистами соответствующих кафедр.

· Стартовое тестирование по четырём дисципли­нам.

· Первое промежуточное тестирование.

· Встречи учителей-предметников с соответству­ющими кафедрами.

· Родительское собрание по анализу уровня зна­ний учащихся.

· Второе промежуточное тестирование. Встреча учителей-предметников с заведующи­ми кафедрами.

· Итоговое тестирование.

· Организационное (родительское) собрание по итогам.

· Мастерская учителей-предметников и курато­ров с заведующими кафедрами по введению в спе­циальности.

Межведомственный социально-педа­гогический комплекс

(средняя школа № 18 г. Йошкар-Ола, директор Г.Е. Пейсахович).

Это образовательное учреждение, основанное на взаимодействии и сотрудничестве педагогов, детей, родителей, учреждений образования, культуры, спорта, государственных и общественных органи­заций.

Комплекс представляет собой дифференци­рованное единство разнообразных самостоятель­ных школ и центров, объединённых на основе одной целевой комплексной программы воспитания и обучения: средняя общеобразовательная школа, начальная школа, школа искусств, спортивная школа, производственный комплекс и лечебно- восстановительный центр.

Воспитательная система школы-комплекса является социально-педагогической структурой, упорядоченной не только относительно собствен­но педагогических целей, но и целей самого ребён­ка, связанных с удовлетворением актуальных по­требностей личности.

 

Модель «СПК — как специально спроектированная среда»

Воспитывающий характер окружающей шко­лу педагогически организованной среды определя­ют три подсистемы: единая материальная база вос­питания, разветвлённая сеть разных по профилю воспитательных объединений и система органов детского самоуправления.

Как правило, при создании СПК речь идёт о совершенствовании уже существующей среды (зе­лёные посадки, сооружение спортивных и игровых площадок, создание клубов, кружков, мастерских, изостудий).

Специальное проектирование педагогически организованной среды было осуществлено в опыте создания МЖСК (г. Свердловск и др.), где моло­дые строители — родители детей младших клас­сов — не только возводили жилые дома, но и целе­сообразно планировали социально-воспитатель­ную сферу всего микрорайона.

Наиболее ярко этот тип СПК представлен в опыте В.Д. Семёнова, М.П. Щетинина, Е.Б. Куркина, Н.П. Гузика.

Школа-комплекс Н.П. Гузика(Украина, Крым, пос. Южный).

СПК пос. Южного представ­ляет интегративную систему общеобразовательной школы, трудовой, школы искусств, спортивной, других детских воспитательных учреждений систе­мы образования, культуры, школы для родителей. Комплекс имеет собственное многопрофильное производство, сориентированное на производство сельскохозяйственной и промышленной продук­ции, а также на обслуживание населения. В нём обучается около 1000 детей.

Школа-комплекс является культурным цент­ром для всех жителей портового посёлка. В её спор­тивных залах взрослые и дети занимаются гимнас­тикой, проводят свободное время в киноконцертном и выставочном залах, в библиотеке, кафе, парке.

Особенности концептуала: принципы инте­грации, саморегуляции, природосообразности, ком­плексности, трудовой политехнической школы.

Интеграция. В начальной школе до десяти­летнего возраста обучение ребёнка чтению, письму, государственному, родному, другим языкам и мате­матике интегрируется с эмоционально-волевыми компонентами индивидуального развития и воспи­тания.

В пятых-шестых классах в содержание обу­чения входят программы, позволяющие развивать присущий ребёнку тип аналитико-синтетичсской деятельности, а также память, продуктивное мыш­ление, оценочные умственные способности.

Начиная с седьмого класса в содержании обучения основное внимание уделяется освоению практических навыков и подготовке к осознанно­му выбору будущей профессии.

В старшей школе спектр учебных предметов сужается до уровня требований вступительных эк­заменов в соответствующие вузы, а также про­педевтических профессиональных задач.

Наиболее крупная форма интеграции — со­единение общего среднего образования с высшим.

Модель общего среднего образования пре­дусматривает трёхлетнюю старшую школу (10-12-е кл.).

Содержание образования в этой школе инте­грируется в одном случае с профессионально-тех­нической, а в другом — с высшей школой. Это позволяет ученику начиная с десятого класса од­новременно усваивать необходимую школьную и вузовскую программу. В состав школы-комплекса входит колледж второго уровня аккредитации. Ус­транив дублирующие курсы и программы из школьного и вузовского комплексов содержания образования, на основе его интеграции успешно решается проблема двенадцатилетнего образова­ния для тех, кто ориентирован на вуз.

А та часть старшеклассников, которая стремится получить рабочие профессии, может их осваивать в школьном комплексе школа — ПТУ.

Саморегуляция. Огромный и сложный орга­низм школы обладает способностью к саморегу­ляции. В комплексе созданы такие условия, при которых ученикам невыгодно плохо учиться, а учителям — плохо работать. На это, в частности, работает созданная Н.П. Гузиком «комбинирован­ная система обучения».

В средних и старших классах используется дифференцированный темп прохождения школь­ных программ. Ребятам на весь учебный год по каждому предмету выдаются три дифференциро­ванные учебные программы и планы. Одна из этих программ содержит определённый объём требова­ний по воспроизведению основополагающего мате­риала курса; другая — по самостоятельному при­менению программных знаний; а третья — требует умений применять знания творчески.

В конце установленного учебным планом срока обучения по теме каждый ученик сдаёт учи­телю зачёт по тем индивидуальным программам, которые он успел выполнить.

Принципиально отличается от общепринятой система организации обучения в 7-11-х классах. Школьникам предлагается на выбор пять направле­ний обучения: гуманитарно-общественное, физико-математическое, химико-биологическое, реальное, эстетическое. Программа каждого из направлений делится на базовую и профильную. Базовая обеспе­чивает необходимый уровень среднего образования, а поэтому является общей для всех направлений. Задача профильных программ — создание благо­приятных условий как для общего развития учени­ков, так и для удовлетворения интересов и развития индивидуальных способностей детей. В течение первого полугодия в седьмом классе ребята могут отдать предпочтение другому направлению обуче­ния — окончательно выбрать путь. Можно изменять профиль и в последующих классах.

Поднимаясь вверх от репродуктивной про­граммы до интересной, творческой, ученик осозна­ёт пользу знаний и ощущает удовольствие от про­цесса познания. Учитель тоже заинтересован в творческом росте своих воспитанников, ибо тем самым он обеспечивает и свой профессиональный рост.

Принцип саморегуляции заложен в систему управления школой. Элементарной ячейкой учи­тельского коллектива в ней является предметная кафедра. Она образуется из числа учителей, препо­дающих дисциплины профилирующего цикла. Во главе кафедры стоит заведующий, избираемый её членами на два года. Кафедра несёт ответствен­ность за организацию учебно-воспитательного процесса по своему направлению. Она же занима­ется и хозяйственно-финансовой деятельностью в пределах средств, отпускаемых для неё дирекцией школы.

Природосообразность. Принцип природо-сообразности предполагает индивидуальный темп усвоения детьми школьной программы. Кроме это­го, важно обеспечить условия для нормального физического развития ребёнка.

Ученики начальной школы могут обучаться по одной из трёх программ, а именно: то ли по той, которая рассчитана на усвоение курса начальной школы за 3-3,5 года, то ли по программе с темпом 4-4,5 года, то ли предусматривающей получение начального образования за 5-5,5 лет. Ученикам предоставляется право переходить из одного клас­са в другой на протяжении всех лет обучения в на­чальной школе.

Основным видом естественной деятельности детей младшего школьного возраста является игра. В школе на каждую параллель классов создаются учебно-игровые павильоны по чтению, письму, ма­тематике, краеведению, труду и эстетике, где мож­но и активно двигаться, и при необходимости выподнять учебную работу за ученическим столом. Сценарии игр-уроков составляются бригадой учи­телей, работающих в одной параллели. Вместе с тем создаются условия для обучения по всем пред­метам, как обычно, одним учителем: каждому учи­телю предоставляется право выбрать любой вари­ант организации обучения.

В начальной школе содержание учебных предметов связывается с игрой, трудом, занятиями физкультурой, музыкой, рисованием, техникой, проводятся занятия по гимнастике памяти. Кроме того, в течение уроков есть время на разминку па­мяти и логики.

Сообразно природе выстраивается и режим дня. В нём учтены необходимая смена и чередова­ние видов деятельности. Проведение уроков пла­нируется во время пика умственной работоспособ­ности, а именно: между 8 и 10 часами утра и 15-16 часами дня. Остальное время — разнообразные ви­ды внеклассной и внешкольной работы, пребыва­ние на воздухе и отдых.

Согласно принципу природосообразности необходимы условия для естественного активного движения детей: уроки в основном проводятся в движении, используются гимнастические снаря­ды — качели, шведские стенки, турники. Ежеднев­но все занимаются спортивной и ритмической гим­настикой.

Дети продвигаются в усвоении знаний по программе, но в своём темпе. Если педагоги видят лёгкость усвоения материала, то в специально ор­ганизованных для этого группах дети ускоряют темп — до обнаружения приемлемой именно для этого ребёнка скорости. Но и в дальнейшем ребё­нок может поменять траекторию движения — в со­ответствии с законами его развития. Чаще всего дети проходят начальную школу за 1,5-2 года, за четыре — никогда.

Для детей с замедленным темпом работают группы психологического тренинга, реабилитиру­ющие память ребёнка, восстанавливающие утра­ченные или неразвитые способности, развивающие творческое мышление.

Средняя школа, состоящая из гимназии, ли­цея и колледжа, работает по двухсеместровой структуре.

Первый семестр заканчивается за неделю до Нового года. Между семестрами устанавливаются (месяц с четвертью) зимние каникулы. В этот период наи­более короткие световые и наиболее холодные дни,биологическая активность детей существенно сни­жается.

Январь — месяц праздников. В каникулы де­ти и учителя имеют возможность провести их по-христиански, без суеты и с благоговейностью. Кро­ме того, длинный каникулярный период даёт воз­можность школе организовать для детей зимний отдых в санаториях, домах отдыха, в лыжных ту­ристических походах.

Второй семестр длится до 23 июня; он разби­вается на два периода: аудиторный (учебный) и ау-диторно-домашний (зачётно-экзаменационный).

Первый период длится до Пасхи. За два дня до этого праздника объявляются недельные пасхаль­ные каникулы. После них учебный процесс в шко­ле связывается с проведением итоговой зачётной сессии.

В этот период на каждый учебный предмет, который изучается в данном классе, отводится три-пять дней для проведения обобщающих и кон­сультационных занятий.

В содержании обучения теперь превалирует интегрированная, межпредметно-обобщающая ин­формация.

Формы проведения занятий укрупняются, связываются с выработкой и усовершенствовани­ем умений применять академические знания и учебно-познавательный опыт в различных практикозначимых ситуациях.