РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Б.3.24 ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
по направлению подготовки
ПСИХОЛОГИЯ
квалификация (степень) выпускника: академический бакалавр
факультетпсихологии
Симферополь – 2014 год
Рабочая программа ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(название учебной дисциплины)
для студентов по направлению подготовки 37.03.01 Психология.
Программа составлена в соответствии с ФГОС ВО № ___
от ____ ______ 2013 г. и учебным планом ТНУ для очной (заочной) формы обучения
от «20» июня 2014 г.
“27” августа 2014 г. 15 с.
Разработчики:Бородина И. И., преподаватель кафедры общей психологии и психофизиологии.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общей психологии и психофизиологии
Протокол от “29” августа 2014 г. № 1
Заведующий кафедрой общей психологии и психофизиологии
_____________________ (Павленко В.Б.)
(подпись) (Ф.И.О.)
“29” августа 2014 г.
Согласовано с методической комиссией психологического факультета
Протокол от “29” августа 2014 г. № 1
“29” августа 2014 г. Председатель ________________ (Зябкина И.В.)
(подпись) (Ф.И.О.)
© Бородина И. И., 2014 г. | |
© Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, 2014 год |
Описание учебной дисциплины
Рабочаяпрограмма учебной дисциплины является частью основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки ФГОС ВО 37.04.01 психология
В части освоения основного(ых) вида(ов) профессиональной деятельности:
научно-исследовательской,
практической,
организационно-управленческой,
педагогической
- Цель и задачи учебной дисциплины.
С целью овладения указанным(и) видом профессиональной деятельности и приобретения соответствующей(их) компетенции(й) студент в ходе освоения учебной дисциплины должен: знать и уметь
Шифр компетен-ции | компетенция | знать | уметь |
ОК-6 | Обладать способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | Основные понятия современной социальной работы и систему взглядов в этой области | Использовать нормативно-правовые и этические знания при осуществлении профессиональной деятельности |
ОПК-1 | Обладать способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | Основную литературу и расположение в сети интернета основных электронных баз данных, содержащих информацию о новых научных фактах в области психологии | 1.Осуществлять научно−методическое сопровождение психологических основ социальной работы 2. Пропагандировать психологические знания для работников различных сфер жизни общества |
ПК-1 | Обладать способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности | Основные закономерности психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп | 1. Подбирать психодиагностические методы и методики для психологического сопровождения психического развития 2.Применять психодиагностические методы и методики |
ПК-3 | Обладать способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий | Основную симптоматику и особенности работы с группами риска и лицами с симптоматикой социально−психологической дезадаптации | 1. Подбирать адекватные способы оказания психологической помощи в сопровождении разных категорий лиц 2. Применять способы оказания психологической помощи детям с трудностями развития |
ПК−6 | Обладать способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | Основные закономерности методологии и методики прикладных психологических исследований в области социальной работы | 1. Участвовать в проведении тестирования по итогам социально−психологического сопровождения 2. Осуществлять психологическую помощь в научно− и учебно−методической работе центров социальных служб семьи, детей и молодежи |
Пк−10 | Обладать способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека | Основные закономерности, формы, методы и приемы оказания психологической помощи | Организовывать, проводить и анализировать групповые и индивидуальные формы оказания психологической помощи различным социальным категориям лиц |
ПК−14 | Обладать способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества | Основные методы и приемы психогигиены, психопрофилактики в психологическом сопровождении социальной работы | 1. Применять техники психологической помощи и коррекции психических состояний 2. Анализировать эффективность применения техник психологической помощи и коррекции психических состояний |
Самостоятельная работа (заочное отделение)
№ п/п | Название темы | Количество часов | Уровень освоения |
Дезадаптация \ социальная адаптация личности | |||
Психоаналитический подход в современной социальной работе | |||
Современная теория процесса психоаналитического консультирования | |||
Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе | |||
Терапевтическая когнитивная оценка | |||
Мультимодальная терапия | |||
Принципы гуманистической психологии в социальной работе | |||
Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства (Р. Ж. Мухамедрахимов) | |||
Поддержка родителей детей с особыми потребностями (Р. Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов) | |||
Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков (Н. Л. Васильева) | |||
Общие принципы и развитие семейного консультирования (М. А. Гулина, Ю. Л. Чупахина) | 1, 3 | ||
Семейная психотерапия (Н, Л. Васильева) | 1, 3 | ||
Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье (М. А. Гулина, О. Н. Боголюбова) | 1, 3 | ||
Психологические особенности детей — социальных сирот (М. А. Гулина, А. Л. Козлова) | 1, 3 | ||
Основы групповой терапевтической социальной работы (Ю. Т. Ковалев, М. А. Гулина) | 1, 3 | ||
Диагностика сексуального насилия | 1, 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Методы обучения
Словесные методы: беседа, лекция.
Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация.
Практические методы: эксперименты, практические работы, рефераты.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лекционных кабинетов 1; мастерских _-_; лабораторий 1; вычислительных классов _-1; специализированных аудиторий _-_
Оборудование лекционного кабинета*: компьютерный видеопроектор
Технические средства обучения*: компьютерный видеопроектор
Оборудование лаборатории (мастерских, классов, аудиторий)*: компьютеры, приборы для измерения функциональных состояний человека, психодиагностические программы.
Методы и критерии оценивания
Виды учебной деяльности | Методика оценивания | Критерии оценивания | Количество баллов | |
дневное отд. | заочное отд. | |||
Лекция | Проверка присутствия, проверка наличия и полноты конспекта | Полнота конспекта | 0−4 | 0−7 |
Практическая работа (теоретическая подготовка) | Опрос | Полнота и правильность ответа. | 0−4 | |
Практическая занятие (практическая работа) | Анализ активного участия в проведении учебных экспериментов, наличие протокола проведения практического занятия, эксперимента | Протокол практического занятия, эксперимента в рабочей тетради, содержательность выводов из результатов учебного эксперимента. | 0−6 | |
Самостоятельная работа | Подготовка рефератов, компьютерных презентаций | Качество и полнота написания реферата, компьютерной презентации | 0−1 | 0−2 |
Оценка выполнения тестов на портале дистанционного обучения | Правильность ответов | 0−1 | 0−2 |
Критерии оценки зачета
Система оценивания
90 -100 баллов — А — «отлично»
Ответы на все вопросы логически верные, последовательные, без ошибок с предоставлением примеров по лекционным материалам. При этом видна способность студента дифференцировать, интегрировать знания, видеть альтернативы в решении задач. Студент проявляет высокий уровень мышления, эрудицию, умеет использовать полученные знания. При этом должны быть выполнены ниже следующие условия:
Посещение всех лекционных занятий. Наличие полного конспекта лекций по всем темам, предусмотренным рабочей учебной программой, посещение и отличные ответы на всех практических занятий, выполнение самостоятельной работы с предоставлением рефератов по данным темам.
82-89 баллов — В — „хорошо”
Дан ответ на вопрос, но не полностью открыто его содержание. Студент отвечает материал логически, последовательно, но есть незначительные ошибки, некоторые расхождения в ответах. При этом он умеет дифференцировать и интегрировать знания соответствующих наук, проявляет заинтересованность в выборе верных ответов. При этом должны быть выполнены ниже следующие условия.
Посещение всех лекционных занятий. Наличие конспекта лекций по всем темам, предусмотренным рабочей учебной программой, посещение и положительные ответы на всех практических занятиях, выполнение самостоятельной работы с предоставлением рефератов по данным темам.
74-81 балла — C- „хорошо”
Дан неполный ответ на вопрос, но студент отвечает материал логически, последовательно. Однако студент не знает некоторых второстепенных вопросов по теме. При этом должно быть соблюдено:
Пропущено не более 10% лекционных занятий. Конспекты лекций не являются полными по основным темам, предусмотренным рабочей учебной программой, посещение и положительные ответы на всех практических занятиях, выполнение самостоятельной работы с предоставлением рефератов по данным темам.
64-73 балла — D — „удовлетворительно”
Студент дал ответ только на часть вопроса. В целом вопрос раскрыт не в полной мере. Изложенный материал логически верен, последователен, но в работе есть ошибки, которые указывают на неполные знания студента соответствующей темы. При этом студент может использовать основные знания по каждому вопросу, владеет умением синтезировать существующую информацию и интегрировать знания. При этом могут быть ниже следующие состояния.
Пропущено не более 20% лекционных занятий. Неполные конспекты лекций, пропуск и удовлетворительные ответы на практических занятиях, не полное выполнение самостоятельной работы по данным темам.
60-63 баллов — Е — „удовлетворительно”
Дан неточный ответ на вопрос, нет логичности и последовательности. Студент во время ответа пользуется только конспектом лекций по теме занятия, которая выносилась на самостоятельное изучение. При этом могут быть следующие обстоятельства.
Пропущено более 20% лекционных занятий. Неполные конспекты лекций, пропуск и удовлетворительные ответы на всех практических занятиях, не полное выполнение самостоятельной работы.
35-59 баллов — FX — „неудовлетворительно”
(с возможностью пересдачи)
Студент во время ответа не использует в полной мере необходимую информацию, не владеет умениями выбирать надлежащую информацию, отвечает непоследовательно. Ответы на вопросы имеют грубые ошибки, которые обнаруживают неумение делать аргументированные выводы и обобщение. При этом могут быть следующие обстоятельства.
Пропущено более 30% лекционных занятий. Незнание базовых источников по дисциплине и основных терминов и законов, пропуск практических занятий, не полное выполнение самостоятельной работы по данным темам, удовлетворительные ответы на занятиях.
1-34 баллов — F — „неудовлетворительно”
(с обязательным повторным курсом)
Студент не имеет ответов на поставленные вопросы, отвечает непоследовательно, с грубыми или концептуальными ошибками.
Показывает незнание фундаментальных, базовых положений науки, не умеет дифференцировать и интегрировать полученные знания. Студент не владеет умениями выбирать надлежащую информацию.
Незнание базовых источников по дисциплине, не владение понятийным аппаратом и терминологией по данному курсу.
Распределение баллов (всего по видам деятельности за семестр)
Форма обучения | Текущий контроль | Промежуточная аттестация (зачет/экзамен) | Всего** | |||
Вид учебной деятельности | ||||||
Лекция | Практические занятия | Самостоятельная работа | Зачет | |||
Дневная | 4×5=20 | 10×5=50 | 2×14=28 | |||
Заочная | 7×5=35 | 4×16=64 |
*Итоговый балл успеваемости по дисциплине рассчитывается как среднее арифметическое между баллом промежуточной аттестации и баллом зачета.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к зачету
1. Место психологии в системе социального знания
2. Психосоциальная помощь и психосоциальная работа
3. Значение психологической теории для психосоциальной работы
4. Теория социальной работы с точки зрения общей теории систем
5. Развитие профессиональных стандартов в социальной работе
6. Этические правила деятельности психолога
7. Современный структурный подход в социальной работе
8. Диагностический и функциональный подходы в современной социальной работе
9. Психоаналитический подход в современной социальной работе
10. Современная теория процесса психоаналитического консультирования
11. Когнитивно-бихевиоральные модели в социальной работе
12. Терапевтическая когнитивная оценка
13. Принципы гуманистической психологии в социальной работе
14. Психологическое консультирование в социальной работе
15. Понятие, цели, задачи и методы консультирования
16. Потребители социальных услуг (клиенты)
17. Основы консультативного взаимодействия
18. Этапы консультирования
19. Основы групповой терапевтической социальной работы
20. Мультимодальная терапия
21. Понятие тренинга и его функции в социальной работе
22. Принципы работы тренинговой группы
23. Динамика развития тренинговой группы
24. Создание тренинговой программы
25. Асссртивное поведение как ресурс
26. План по развитию собственного уверенного поведения «Горячий топ «
27. Структура тренинга
28. Основные характеристики методов тренинга
29. Социальная адаптация как механизм социализации личности
30. Представления о социальной адаптации в различных психологических школах
31. Дезадаптация личности
32. Стратегии социальной адаптации
33. Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста; программы раннего вмешательства
34. Психологическая помощь подросткам
35. Психодинамические механизмы эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков
36. Поддержка родителей детей с особыми потребностями
37. Общие принципы и развитие семейного консультирования
38. Семейная психотерапия
39. Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье
40. Психологические особенности детей — социальных сирот
41. Члены семьи инвалида
42. Сиблинги ребенка-инвалида
43. Семья, где инвалид является родителем
44. Особенности жизненного цикла, функции и структуры семьи ребенка-инвалида
45. Кризисные периоды в жизни семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
46. Жизненные стратегии семьи инвалида
47. Направление и формы социальной работы с семьей инвалида
48. Теоретические основы семейного насилия
49. Диагностика насилия в семье
50. Диагностика и выявление физического насилия
51. Диагностика сексуального насилия
52. Диагностика пренебрежения основными нуждами ребенка
53. Консультирование как вид психосоциальной помощи родителям
54. Консультирование и групповая работа с детьми
55. Профилактика жестокого обращения и насилия над детьми: просвещение и информирование
56. Психологические особенности людей пожилого возраста
57. Теории старшин
58. Диагностика пожилых людей
59. Консультирование как вид психосоциальной помощи пожилым людям
60. Тренинг в психосоциальной работе с пожилыми людьми
61. Психологические особенности проживания кризиса и утраты
62. Феномен посттравматического стрессового расстройства
63. Проблема суицида и суицидального поведения
64. Психологическое воздействие безработицы
65. Психологические проблемы гомосексуальных отношений
66. Психологическая помощь в местах лишения свободы
12. Шкала оценивания: национальная и ECTS
Методическое обеспечение (в том числе, и для самостоятельной работы)
Рекомендуемая литература:
Основная(учебники, пособия)
1. Адаптация осужденных к среде ИТУ: учебное пособие / под ред. В. И. Селиванова. – Рязань : Рязанский гос. ун−т, 1994. – 250 с.
2. Анчукова, Н. И. Психология социальной работы : практикум / Н. И. Анчукова. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. – 53 с.
3. Братченко, С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: психологические аспекты / С. Л. Братченко. − Москва : Смысл, 2009. − 137 с.
4. Буданов А. В. Практическая психология воспитательной работы с осужденными: учебное пособие. – М. : Домодедово, 2008. – 372 с.
5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учебное пособие для студ. по направ. и спец. психологии / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. − Москва : Академия, 2012. − 416 с.
6. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и психолого-педагогические основы суицидологии : учебное пособие. − СПб. : Речь, 2009. – 472 с.
7. Кузікова, С. Б. Теорія і практика вікової психокорекції : навчальний посібник для студ. вищ. навч. закладів / С. Б. Кузікова. — 2-ге вид., стереотип. − Суми : Університетська книга, 2009. − 384 с.
8. Практическая психология образования: учебное пособие для студентов высших и специальных учебных заведений / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ “Сфера”, 2008. − 528 с.
9. Психология социальной работы / под ред. М. А. Гулиной. – М. : Высшая школа, 2012. – 274 с.
10. Тарабрина Н. Практикум по психологии посттравматического стресса. − СПб.: Питер, 2001. – 538 с.
11. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. − М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 192 с.
Дополнительная
1. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. − СПб.: СПбГУ, 2008. – 380 с.
2. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками : научное издание / Л. Ф. Анн. – СПб. : Питер, 2006. − 271 с.
3. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека // Психологический журнал. Т. 17, № 6, 1996. – С. 4−12.
4. Баркан, А. И. Плохие привычки хороших детей: учимся понимать своего ребенка / А.И. Баркан. − Москва : Дрофа-Плюс, 2003. − 352 с.
5. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития : пер.с англ. / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М. : Когито-Центр, 2014. − 350с.
6. Булах, І. С. Психологія особистісного зростання підлітка : монографія / І.С. Булах ; [НПУ ім. М.П. Драгоманова]. − Київ : НПУ, 2013. − 340 с.
7. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. − СПб.: Питер, 2011. – 639 с.
8. Волков В. Н. Медицинская психология в ИТУ. − М. : Мед изд, 1999. – 475 с.
9. Грецов, А. Г. Практическая психология для подростков и родителей : научное издание / А. Г. Грецов. − СПб : Питер, 2006. − 224 с.
10. Гуркин Ю. А. Сексуальное насилие у подростков: пособие для врачей. — М. : Наука, 2007. – 590 с.
11. Дебольский М. Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. − М. : АСТ, 2008. – 310 с.
12. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. − СПб. : Питер, 2001. – 278 с.
13. Кле, М. Психология подростка (психосексуальное развитие) : научное издание / Мишель Кле. – М. : Педагогика, 2011. − 176 с.
14. Клуб ищущих работу // Подготовка руководителей клуба: пособие для преподавателей. − М. : АСТ, 2006. – 174 с.
15. Козюля В. Организация деятельности психологической лаборатории и психологов в воспитательных колониях УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 1, 2000. – С. 47 – 59.
16. Кононко, О. Л. Соціально-емоційний розвиток особистості (в дошкільному дитинстві) : навчальний посібник для вищих навч. закладів / О.Л. Кононко. − Київ : Освіта , 2008. − 255 с.
17. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. − М.: Академический проект, 2009. – 395 с.
18. Лайне М. Криминология и социология отклоненного поведения. − Хельсинки: Международные публикации Центра обучения тюремных служащих, 1994. – 482 с.
19. Луценко, І. О. Дитина і дорослий : вчимося спілкуватись : готуємося до мовленнєвого спілкування з дошкільниками / І. О. Луценко ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. − К. : Світич, 2008. − 203 с.
20. Медведева Г. П. Введение в социальную геронтологию. − М. : Наука, 2000. – 475 с.
21. Методичні рекомендації до програми розвитку та виховання дитини раннього віку «Зернятко» : методические указания / О. Л. Богініч, О. Л. Кононко, В. А. Карпішина та ін. ; М-во освіти і науки України. − Київ : Кобза, 2004. − 188 с.
22. Мэнделл Дж. Г., Дамон Л. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими сексуальное насилие. − М.: Генезис, 1998. – 485 с.
23. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал, Т. 13, № 1, 2002. – 380 с.
24. Пізнай себе : уроки для підлітків / упоряд. Т. Гончаренко. − Київ : Редакції загально-педагогічних газет, 2005. − 128 с.
25. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками : практикум / под общ. ред. М. Р. Битяновой. – СПб. : Питер, 2006. − 304 с.
26. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан ; Акад. пед. и соц. наук, Московский психол. — соц. ин-т. – М. : [s. n.], 2010. − 303 с.
27. Психическое развитие воспитанников детских домов / под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. − М. : Высшая школа, 2010. – 385 с.
28. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте : методическое пособие для детских практич. психологов учреждений образования. — 5-е изд. − Екатеринбург : Деловая книга, 2010. − 127 с.
29. Пушкарев А., Доморацикий В., Гордеева Е. Посттравматическое стрессовое расстройство. − М.: Институт психотерапии, 2000. – 428 с.
30. Рабочая книга пенитенциарного психолога / под ред. А. И. Мокрецова, В. П. Голубева, А. В. Шамиса. − М.: ВНИИ МВД России, ГУИН МВД России, 2008. – 590 с.
31. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2011.
32. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности / Х. Ремшмидт; пер. с нем. Г. И. Лойдиной; под ред. Т. А. Гудковой. – М. : Мир, 2014. – 320 с.
33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: Владос, 2005. − 529 с.
34. Руководство по предупреждению насилия над детьми: учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов / под ред. Н. К. Асановой. − М.: Высшая школа, 1997. – 471 с.
35. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / под ред. И. В. Дубровиной. − М.: Академия. 2005. – 480 с.
36. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / под ред. И.В. Дубровиной. − М.: Академия. 2005. – 123 с.
37. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. − М.: Новая школа, 2005. – 144 с.
38. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. − СПб. : Речь, 2000. – 627 с.
39. Тисдейл К. Арт-терапия в работе с осужденными // Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. − СПб.: Питер, 2000. – 529 с.
40. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. − М.: Наука, 2005. – 80 с.
41. Фристад, М. Ребенок с эмоционально неустойчивым харатером : научное издание / М. Фристад, Дж. Арнольд; пер. с англ. В. Н. Мухина. – СПб. : Питер, 2014. − 272 с.
42. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. − М.: Из−во Московского ун−та, 2009. – 475 с.
43. Шнейдеман С. Э. Душа самоубийцы. − М.: Смысл, 2001. – 375 с.
Информационные ресурсы:
http://www.un.org/ru/documents /decl_conv// Конвенция о правах ребенка
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml / Декларация прав ребенка
http://base.garant.ru/179146/ / Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22883 / Документы \ Правовые и этические вопросы деятельности педагога-психолога образовательного учреждения \ Приложение к разделу «Правовые и этические вопросы деятельности педагога-психолога образовательного учреждения»
http://www.msses.ru/about/teachers/psikhologiya-sotsialnoy-raboty-soderzhanie-i-metody-psikhosotsialnoy-praktiki.php
/ тест ДВГУ (ДВФУ) Психология социальной работы