Объект, предмет, задачи, принципы, условия специальной семейной педагогики

Специальная педагогика является составной частью педагогики. Это теория и практика специального образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднено или невозможно. Она рассматривает проблемы воспитания и обучения в различных условиях детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах.

Семейная педагогика – это наука о воспитании детей в семье. Она изучает специфику условий семейного воспитания, их потенциальные возможности, разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формированию личности ребенка.

Исходя из этих понятий представим определение «специальной семейной педагогики», наиболее полно отражающее, на наш взгляд, ее содержание.

Специальная семейная педагогика – это отрасль специальной педагогики, выделенная по институциональному признаку, которая изучает вопросы воспитания детей с проблемами в развитии в условиях семьи.

Объектом специальной семейной педагогики является процесс воспитания и обучения детей с проблемами в развитии как социально-культурного феномена.

Предметом специальной семейной педагогики являются теоретически обоснованные и практически разработанные вопросы воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии на разных возрастных этапах.

Задачи специальной семейной педагогики.

– Разработка и обоснование содержания, принципов, методов, условий семейного воспитания.

– Изучение, апробация и внедрение различных моделей сопровождения (поддержки) семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии.

– Взаимодействие с общей, специальной (коррекционной), социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к семейному воспитанию.

– Реализация концепции интеграции и адаптации ребенка с проблемами в развитии в образовательную и социально-культурную среду на всех этапах его жизненного цикла; оказание поддержки и помощи семье в этих процессах.

– Организация педагогического просвещения родителей с учетом отклонений ребенка.

– Выявление и использование творческого потенциала семьи.

Принципы специальной семейной педагогики:

11 стр., 5134 слов

Развитие, социализация и воспитание личности

... опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. ... школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием. Человек развивается в той мере, в какой он ...

принцип гуманизации, предусматривающий приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, а также воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

принцип развивающего воспитания, предполагающий ориентацию на личность ребенка и выдвижение целевой установки на овладение ею способами мышления и деятельности;

принцип дифференциации и индивидуализации воспитания, означающий развитие ребенка в семье в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями;

принцип движения от ребенка к миру и от мира к ребенку, предполагающий, что воспитание должно опираться на личный опыт воспитанника, идти от понятного, близкого к более далекому, неизвестному, а затем, на новом уровне, вновь охватывать то, что ребенку хорошо известно;

принцип приоритетности интересов ребенка, обеспечиваемый пониманием проблем ребенка с отклонениями в развитии;

принцип комплексности, предполагающий взаимодействие всех участников процесса, взаимодополняемость социальной адаптации и творческой реабилитации, психического и физического развития, последовательность всех этапов работы и многообразие форм, методов и содержания на каждом из них в процессе семейного воспитания;

принципы диалогизации и проблематизации, вытекающие из понимания необходимости объединения всех участников процесса во всех сферах деятельности и на всех этапах работы;

понимания насущных проблем, с которыми сталкивается как ребенок с отклонениями в развитии, так и его семья, учет этих проблем в реализации всех программ и проектов;

принцип персонификации воспитательного процесса в семье, отождествляющий физиологические, психологические возможности и особенности ребенка с отклонениями в развитии, условия его социальной жизни, возможности его социального окружения, уровень развития и культуры с содержанием деятельности, предлагаемой ребенку как субъекту воспитательной практики;

принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций (за счет сохранных функций);

принцип этапности, заключающийся в выделении нескольких этапов работы; каждый этап органично связан с предыдущим.

Условия эффективного семейного воспитания детей с проблемами в развитии.

– Участие всех членов семьи в процессе воспитания и обучения ребенка с проблемами в развитии.

– Привлечение к процессу семейного воспитания специалистов образовательных, культурных и коррекционных учреждений.

– Организация коррекционно-педагогического просвещения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

– Научная разработка и обоснование моделей психолого-педагогического и коррекционного сопровождения семьи, имеющей ребенка с проблемами в развитии.

– Комплексное психолого-педагогическое воздействие на всех участников процесса.

– Последовательность, системность, структурность педагогических мероприятий.

– Учет особенностей жизнедеятельности семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.

– Сочетание индивидуального подхода к семье с организацией групповой работы.

– Внедрение различных форм работы с родителями: беседы, консультации, собрания, семинары, открытые занятия, утренники, спортивные соревнования, оформление наглядных пособий (стенды, вывески, папки-передвижки, статьи).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... периода, как детство, привело к необходимос­ти научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности вос­питания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. Коменским, ...

Курс «Семейная специальная педагогика» связан самым непосредственным образом с курсами специальной дошкольной педагогики и психологии, логопедии, коррекционной педагогики, психологии современной семьи и другими.

В процессе обучения у будущих дошкольных педагогов-дефектологов формируются следующие умения: анализировать особенности семейного воспитания ребенка; разрабатывать и проводить эксперимент, направленный на выявление эмоционального принятия «проблемного» ребенка родителями и анализ его результата; определять заинтересованность родителей в развитии и воспитании ребенка, заботы о нем, адекватной требовательности к нему, тип семейных отношений; планировать и организовывать коррекционную работу с семьей, направленную на повышение уровня родительской компетенции и активизацию роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Важное значение в работе с родителями имеет разработка педагогом-дефектологом специальных программ педагогического образования родителей и индивидуальных семейных коррекционно-воспитательных программ для ребенка с проблемами в развитии.

История семейного воспитания

В настоящее время семья рассматривается как продукт длительного исторического развития. За долгую историю своего существования она изменялась, что связано с развитием человечества, с совершенствованием форм общественного регулирования отношений между полами. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета, группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Подходы к воспитанию детей в семье также трансформировались на протяжении истории.

В начале развития человеческого общества специфической его особенностью являлось групповое, коллективное начало в воспитании. Воспитание проистекало из общественного образа жизни и готовило всех одинаково к повседневному существованию. Зачатки педагогической мысли сводились к практическому воспитанию и проявлялись в традициях и фольклоре.

Как отмечает А. Н. Джуринский, в 9–8 тысячелетиях до н. э. в ряде регионов мира происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества. Основной социальной ячейкой общества становится семья. Воспитание из всеобщего, равного, контролируемого общиной превращается в сословно-семейное, построенное на подражании детей примеру родителей. Воспитание представителей различных страт – вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины – строится в соответствии с сословной принадлежностью и приобретает заметные различия.

В странах античного мира в среде господствующих классов семейное воспитание детей осуществлялось кормилицами, рабынями. Наряду с заботой о сохранении жизни и здоровья ребенка, о его физическом развитии в процессе воспитания использовались издавна сложившиеся и создавались новые сказки, мифы, игры, игрушки. Практика и теория воспитания детей в рабовладельческих государствах, их своеобразие нашли отражение в художественных произведениях, в философских и социально-политических трудах. Так, мысли о воспитании детей представлены в сочинениях древнегреческих философов Платона (427–347 до н. э.) и Аристотеля (384–322 до н. э.), римского оратора и педагога М. Ф. Квинтилиана (35 – ок. 96).

26 стр., 12751 слов

Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста ...

... волевых усилий; изучить стили семейного воспитания в семьях детей, участвующих в эксперименте; установить особенности влияния определенного стиля семейного воспитания на формирование симтомокомплексов характерологических свойств ребенка. Гипотеза: конкретный стиль семейного воспитания оказывает влияние на ...

Например, по мнению Аристотеля, детей до 7 лет необходимо воспитывать в семье. Именно в семье дети должны получать надлежащее возрасту питание, необходимые для развития движения игры, игрушки; слушать развивающие ум рассказы, а с пяти лет – готовиться к будущим школьным занятиям.

У древних восточных славян в условиях первобытнообщинного строя воспитание детей было общественным и ориентированным на подготовку подрастающего поколения к труду земледельцев, охотников, скотоводов. У детей воспитывались такие качества, как любовь к родной земле, трудолюбие, уважение к старшим, а также качества, необходимые защитникам родных поселений.

Принципы и правила воспитания и обучения детей нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях).

Приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев помогало подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей. Непосредственный труд детей совместно со взрослыми, выполнение обрядов, участие в народных играх и празднествах – все это оказывало сильное воспитательное воздействие на детей.

Таким образом, в народной педагогике веками накапливался и отражался в произведениях устного народного творчества опыт домашнего семейного воспитания. Как отмечает Т. А. Куликова, каждому народу были присущи свои идеалы воспитания, представления о его цели и средствах. Данный опыт является незаменимым материалом для современной семейной педагогики, которая при разработке теоретических основ домашнего воспитания опирается на семейную народную культуру и исторически сложившиеся традиции воспитания детей в семье (И. В. Бестужев-Лада, И. С. Кон, В. М. Петров, Г. Н. Волков и др.).

Представим характеристику становления семейного воспитания по Т. А. Куликовой и О. Л. Зверевой.

В период разложения родового строя и формирования феодальных отношений происходит объединение племен в единую древнерусскую народность, которая создает древнерусское государство – Киевскую Русь (вторая половина IX–XII вв.).

Государственной религией становится христианство, однако своеобразно сочетающееся с прежними языческими верованиями, обычаями и традициями. Строгая дисциплина, физические наказания, раннее религиозно-нравственное воспитание – вот характерные черты средневековой педагогической практики. Основные средства семейного воспитания – молитвы, посты, воздержание, смирение, покорность.

Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении князя Владимира Мономаха детям» (1096 г.).

В этом памятнике Киевской Руси подтверждается патриархально-родовой характер воспитания (совет почитать старших, оценка отца как наивысшего авторитета для детей).

Особым способом воспитания объявлялось подражание детей отцу.

В Киевской Руси воспитание и обучение детей всех сословий осуществлялись преимущественно в семье. Дети знати и горожан могли получить элементарное образование дома. Церковь видела свою задачу в осуществлении контроля над семейным воспитанием. В семьи бояр приглашались домашние учителя – священники. Семья обучала праведному житию посредством религиозного воспитания, преподавания правил общежития. В семье передавались наследственные знания, навыки ремесел и промыслов.

В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями. Яркое представление о взглядах на семейную жизнь и воспитание того времени, основанное на строгой дисциплине, требовании безусловного подчинения детей взрослым, утверждении в них «страха божьего», дает «Домострой» (XVI в.) – сводный рукописный памятник правил общественной и семейной жизни. Например, в одной из глав перечислены запреты, которые должны соблюдать дети и взрослые: «не красть, не распутничать, не лгать, не клеветать, не обижать чужого, не бродяжничать, не насмехаться, не помнить зла» и т. д. «Домострой» обязывает главу семьи заботиться о детях, но держать их в строгости, наказывать розгою, воспитывать почтительное отношение к взрослым, требовать беспрекословного подчинения старшим, особенно отцу. По «Домострою», следует обучать детей ремеслу, с ранних лет прививать им трудовые навыки, воспитывать настойчивость, аккуратность, бережливость, а также давать детям определенные знания. По мере того как развитие общественных отношений приводило к усилению борьбы с феодально-крепостническим строем, идеи «Домостроя» играли все более отрицательную роль. Поэтому понятие «домострой» впоследствии стало нарицательным обозначением консервативного семейного уклада.

22 стр., 10683 слов

Психологическая помощь детям в ситуации развода родителей

... всех, в первую очередь он отражается на ребенке. Воспитание ребенка в семье, пережившей развод или уход одного из родителей, становится серьезным испытанием (конечно, за исключением случаев ... и личности, к главным из которых относятся: снижение рождаемости; ухудшение условий семейного воспитания; падение работоспособности и производительности труда бывших супругов; ухудшение показателей здоровья, ...

До конца XVI века обучение детей происходило преимущественно в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Грамотность рассматривалась как элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и ремеслами. Начальные знания, позволявшие включаться в общественную жизнь, приобретали также у приходских священников и мастеров грамоты (мирские люди различных профессий, владевшие грамотой: книжные писцы, иконописцы и пр.).

Семейная педагогика этого периода развивалась под воздействием религиозных представлений о цели, функциях и средствах воспитания детей.

В XVII веке наблюдаются первые попытки определения основного содержания воспитания и образования по возрастам. Большой вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Славинецкий (1600–1675) и Симеон Полоцкий (1629–1680).

Книга Е. Славинецкого «Гражданство обычаев детских» включает 164 правила поведения среди взрослых, сверстников, в школе, дома, в церкви, во время еды, при встречах; есть специальная глава – «О игрании» и главы о том, с чего начинать день, как готовиться ко сну. Правила, изложенные в книге, относятся к поведению, но Славинецкий подчеркивает, что внешние проявления отражают внутренние качества человека. С. Полоцкий создал две книги – «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых говорилось об основных канонах воспитания, почтении к родителям и другим родственникам и др. Симеон Полоцкий одним из первых высказался против применения суровых наказаний в семейном воспитании детей. Он обращал особое внимание родителей на необходимость обучения детей родному языку и подчеркивал важную роль примера взрослых.

С начала XVIII в. до второй половины XIX в. внутри феодализма развиваются капиталистические отношения и усиливается разложение феодального строя. Интересным памятником, отразившим требования государства того времени к воспитанию детей, является «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению…» (1717 г.), в котором представлен свод правил поведения, отражающих жизнь русского общества. Нормы поведения детей в обществе определялись сообразно их социальному положению. Многие из этих правил являются продолжением развития требований к поведению дворянских детей, молодежи, сформулированных в «Домострое» и «Гражданстве обычаев детских». С прогрессивными идеями о воспитании детей с раннего возраста выступали в эти годы члены так называемой «Ученой дружины» – Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, И. Т. Посошков. В литературе выдвигаются новые идеалы, пути и средства семейного воспитания.

11 стр., 5242 слов

Социальная работа в семьях разведенных родителей

... о браке предусматривает, что после развода только один из родителей сохраняет полное право на воспитание ребенка; другой родитель обязан только оказывать материальную помощь, но не имеет никакого права ... гармония в семейных отношениях значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздраженная атмосфера. Замечено, что и дети дошкольного ...

В работах передовых русских мыслителей и деятелей просвещения И. И. Бецкого, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена содержится характеристика семейного воспитания конца XVIII – начала XIX в. Они подвергли критике крепостничество и существующую систему воспитания. Основная цель нового семейного воспитания – это подготовка детей к жизни в обществе. Непременные условия такого воспитания – духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Таким образом, в педагогических трудах этого периода выдвигались новые идеалы, пути и средства семейного воспитания. Все больше осознается значение раннего детства в формировании человека. Большое внимание уделяется изучению особенностей развития детей, разработке задач, содержания и методов воспитания детей до школы.

Во второй половине XIX в. вопросам воспитания уделяли внимание виднейшие представители революционно-демократического направления – Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Высказывания Н. И. Пирогова о воспитании детей в семье представляют большую ценность. Он призывал родителей к формированию правдивого человека с раннего детства, подчеркивал необходимость изучать особенности маленьких детей, считаться с их побуждениями и возможностями.

Для улучшения семейного воспитания и пропаганды в России идеи детского сада много сделали педагоги и видные общественные деятели А. С. Симонович, Е. Н. Водовозова, Е. И. Кронради.

В конце XIX – начале ХХ в. большой вклад в развитие вопросов семейной педагогики внесли П. Ф. Лесгафт («Семейное воспитание ребенка и его значение»), П. Ф. Каптерев («Энциклопедия семейного воспитания и обучения»).

В книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» П. Ф. Лесгафт изложил научные основы воспитания детей. Большую роль при этом он отводит умной, любящей, активно деятельной матери. Периоду первоначального накопления жизненного опыта ребенка (от 0 до 8 лет) Лесгафт придавал исключительное значение: он считал, что до 8 лет закладываются основы нравственного характера, дети знакомятся с окружающим миром, начинается развитие индивидуальных способностей. Труд П. Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребенка и его значение» считается одним из первых в России научно обоснованным произведением, в котором определены цель, задачи, содержание и методы воспитания детей в семье.

Многие педагоги и общественные деятели предреволюционного периода обращались к теме семейного воспитания. Они рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов, подчеркивали необходимость специальной подготовки родителей к процессу воспитания детей (Т. А. Куликова).

В 1908 г. прошел 1 съезд по семейному воспитанию, который способствовал обобщению опыта и распространению прогрессивных методов и средств воспитания детей. Таким образом, можно сказать, что в начале ХХ столетия было заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Приоритетными в семейном воспитании были определены религия, труд и произведения народной культуры, такие как песни, сказки и т. д.

12 стр., 5923 слов

Педагогические проблемы воспитания и просвещения родителей по ...

... дальнейшего образования. В настоящее время существует большое количество методик физического воспитания детей, основанных на различных методологических подходах (развивающее, природосообразное обучение и ... с семьей, однако механизм педагогического взаимодействия взрослых участников образовательного процесса практически не затрагивается. При реализации системы взаимодействия педагогов и родителей ...

В послереволюционный период семейное воспитание находилось в кризисном состоянии. Это связано с тем, что долгие годы культивируемые ценностные ориентиры семейного воспитания (например, религиозная направленность) подвергались критике. Воспитание становится прерогативой государства, что приводит к возрастанию роли общественного дошкольного воспитания и ослаблению внимания к проблемам семейной педагогики. Обращение к отдельным вопросам семейной педагогики можно найти в работах Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Н. К. Крупская особо подчеркивает роль матери в воспитании детей и то, что именно в семье должны закладываться основы нравственности будущего члена общества. А. С. Макаренко рассматривает семью как естественный коллектив, он отмечает, что, «теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения как организации воспитания и счастья». В «Книге для родителей» А. С. Макаренко показывает различные виды ложного родительского авторитета и противопоставляет им истинный авторитет родителей, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение.

Во второй половине ХХ столетия усиливается внимание к вопросам семейного воспитания со стороны государственных структур. Так, в новой редакции Программы КПСС, принятой на 27 съезде КПСС (1986 г.) говорилось, что семья «играет важную роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. Здесь формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям». Тем самым государство подчеркивает значимость семьи и определяет ее роль в воспитании детей.

В последующие годы разрабатывается и принимается ряд законодательных документов, в которых отражены вопросы семьи и семейной политики. Так, например, в Конституции Российской Федерации (1993 г.) записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования; правовые вопросы образования детей, в том числе образования в семье, отражены в Законе РФ «Об образовании»(1992 г.); профилактике социального неблагополучия детей посвящена федеральная программа «Дети России» (1995 г.); урегулированию отношений «семья – общество» служат принятые Указом Президента Российской Федерации «Основные направления государственной семейной политики» (1996 г.) и др. Усиление внимания к вопросам семьи свидетельствует о том, что современным обществом осознается понимание того, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

29 стр., 14482 слов

Коррекция психики детей переживших развод родителей

... одного из родителей остается 1288 детей, передается в дом ребенка – 30, под опеку и усыновление – 132, отбира­ется у родителей как не обеспечивающих нормальное воспитание – 32, ... V. Приложение ___________________________________________75 Введение В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, зна­чимость, слабеют ...

Именно в этот период начинается экспериментальное изучение семьи. Отдельным направлениям семейного воспитания посвящены работы Е. П. Арнаутовой, Т. А. Марковой, Т. А. Куликовой, В. Я. Титаренко, Л. В. Загик, А. И. Захарова и других авторов.

Большой интерес представляет изучение так называемых проблемных семей и семей, имеющих детей с нарушениями в развитии.

Известно, что на протяжении всего развития человечества любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование. Отношение к таким людям менялось в зависимости от характерной для данного общества ценностной позиции, обусловленной идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями – от прецедентов физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество. В культуре русского народа еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным людям и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах благотворительности, которые существовали на всех этапах развития российского общества.

В советский период религия, светская и церковная благотворительность, филантропия были объявлены вне закона. Политика государства в отношении детей, имеющих нарушения в развитии, была направлена на создание сети учреждений круглогодичного их содержания. Попадая в специальную школу-интернат, ребенок оказывался практически изолированным от семьи. Взаимодействие родителей и специалистов в процессе обучения и воспитания детей было достаточно ограниченным.

Сейчас в России начинается процесс деинституциализации, главная тенденция которого – желание и готовность родителей воспитывать ребенка в семье, а не в закрытых учреждениях интернатного типа, что и определяет возрастание интереса к вопросам семейного воспитания детей, имеющих нарушения в развитии.

В настоящее время в российском обществе укреплятся понимание того, что семья должна принимать непосредственное участие в воспитании и обучении собственного ребенка, быть ответственной за его судьбу, что сподвигло родителей объединиться в различные фонды, ассоциации, проблемные группы, способствовало созданию центров помощи для семей, имеющих детей-инвалидов.

В 1991 году в Москве зарегистрирована неправительственная общественная организация – Ассоциация родителей детей с нарушением слуха, представляющая интересы глухих детей и их семей, способствующая социальной и правовой защите, реабилитации и интеграции в среду слышащих. Ассоциация работает со всеми, кто обращается за помощью: СДОУ (специальными дошкольными образовательными учреждениями), СШОУ (специальными школьными образовательными учреждениями), классами в обычных школах.

В 1992 г. в Санкт-Петербурге создана ГАООРДИ (Городская ассоциация общественных организаций родителей детей-инвалидов), объединяющая на сегодняшний день 75 Ассоциаций родителей детей-инвалидов различных категорий. Цель ГАООРДИ – объединение и координация усилий общественных организаций, представляющих интересы детей-инвалидов, их семей, молодых инвалидов с детства, оказание им помощи и поддержки. В результате вошедшие в Ассоциацию организации смогли совместно отстаивать свои интересы в органах исполнительной и законодательной власти. Благодаря накопленному опыту Ассоциация начала создавать различные модели социальной поддержки детей с ограниченными возможностями и их семей. Наиболее успешные из них осуществляются при поддержке международных благотворительных фондов и органов государственной власти.

8 стр., 3825 слов

Психологическая помощь семье в воспитании ребенка

... -педагогическая и психологическая помощь родителям в воспитании ребенка Заключение Список использованных источников Введение Актуальность: Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый ...

В 1993 г. создана московская ассоциация «Даун Синдром» с целью содействия выживанию и развитию детей с синдромом Дауна, их интеграции в общество как полноценных и полноправных людей.

В 1996 г. Департаментом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы зарегистрирован «Фонд семьи», миссией которого является способствование возрождению, стабилизации и развитию в России семьи как основы общества. Значительная помощь оказывается Фондом семьям, имеющим детей с проблемами в развитии.

В Москве, Санкт-Петербурге, Волгодонске, Нижнем Новгороде и других городах России созданы центры помощи семьям, имеющим детей с проблемами в развитии: «Даунсайт» (для детей с синдромом Дауна), «Лефортово» (для детей с ДЦП, поражением ЦНС, нарушениями ОДА, тугоухостью, слабовидением), «Благополучие» (для детей с нарушением слуха, зрения, ОДА, соматически ослабленных), «Преодоление» (центр трудовой и профессионально-творческой реабилитации детей и инвалидов с детства), «Ренес» (реабилитационный центр для неслышащих), центры социальной помощи семье и детям, реабилитационно-образовательные центры для детей-инвалидов, Центры «Брак и Семья» и др.

Проблемы семей, имеющих детей с нарушениями в развитии, изучаются российскими учеными (А. И. Антонов, А. Я. Варга, А. И. Захаров, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Н. Д. Шматко, В. А. Феоктистова, Н. А. Анисимова, С. М. Хорош, Н. С. Жукова, В. И. Селиверстов, М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова и др.), что способствует улучшению качества и возможностей семейного воспитания детей, повышению педагогической компетенции родителей.

Таким образом, система норм, ценностей и стратегий семьи выверена столетиями. Ее устойчивость и гибкость, адаптационные способности и терпимость обеспечиваются следованием опыту многих предшествующих поколений. Современная семейная педагогика располагает разнообразным и богатым как эмпирическим, так и экспериментальным материалом, который может быть использован для разработки теоретических и практических проблем семейного воспитания в целом, и в частности, вопросов семейного воспитания детей с нарушениями в развитии.

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи

1. Стадии семьи :Этап формирования семьи

Родительские функции :Осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих; развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства; налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; распределение времени между домом и работой; выработка порядка принятия решений, удовлетворяющих обе стороны; беседы между супругами о будущем семьи

Функции ребенка : —

 

2. Стадии семьи :Семья, ждущая ребенка, семья с младенцем

Родительские функции :Привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; привыкание к новой жизни, связанной с появлением ребенка; создание в семье атмосферы, благоприятной для семьи и для ребенка; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком, не перегружающее ни одного из родителей

Функции ребенка :Ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; приспособление к ожиданиям других людей; развитие координации движений рук и глаз; нахождение удобного ритма смены покоя и действия; овладение словами, короткими фразами, речью

 

3. Стадии семьи :Семья с ребенком дошкольного возраста

Родительские функции :Развитие интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд; поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к чрезвычайно возросшим с появлением в доме ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; поддержка сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих, беседы о будущих детях; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье – открытых, позволяющих супругам говорить на самые различные темы; развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнение ими новой роли; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей

Функции ребенка :Преодоление противоречия между желанием быть с объектом своей привязанности и невозможностью этого; привыкание к самостоятельности; выполнение требований взрослого по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); проявление интереса к товарищам, играм; стремление быть как мама и папа

 

4. Стадии семьи :Семья школьника

Родительские функции :Воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотно шений в семье (открытость, откровенность); забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; сотрудничество с родителями других школьников

Функции ребенка :Получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают; включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения, моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли; осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира

 

5. Стадии семьи :Семья с ребенком старшего школьного возраста

Родительские функции :Передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, определение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены, матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности

Функции ребенка :Положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстниками противоположного пола, созданию семьи; постепенное формирование собственного мировоззрения

 

6. Стадии семьи :Семья со взрослым ребенком, входящим в мир

Родительские функции :Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей

Функции ребенка :Осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; создание прочных и в то же время гибких и обоюдоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи

 

7. Стадии семьи :Семья среднего возраста («пустое гнездо»)

Родительские функции :Обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое, радостное использование большого количества свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки)

Функции ребенка : —

 

8. Стадии семьи :«Постаревшая» семья

Осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; воспитание готовности по мере уменьшения собственных сил принять помощь других людей; подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить оставшиеся годы и спокойно умереть

Функции ребенка : Наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявление заботы о престарелых родителях; помощь им, если это необходимо, материальная и духовная; подготовка к окончательному уходу родителей; подготовка своих детей к потере бабушки (дедушки)

 

 

Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что функции семьи постоянно меняются в зависимости от периода становления и развития семьи.

Исследования семейных систем детей с проблемами в развитии позволило A. P. Turnbull, H. R. Turnbull выделить следующие функции: экономическую, рекреационную, социализирующую, самоидентификации, аффективную, образовательно-профессиональную. Д. В. Зайцев к традиционному блоку функций (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, сфера первичного социального контроля, духовного общения, социально-статусная, досуговая, эмоциональная, сексуальная) предлагает добавить ряд специфических функций, реализуемых семьей по отношению к ребенку с проблемами в развитии: это абилитационно-реабилитационная (восстановление психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включение его в социальную среду, приобщение к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей); корригирующая (исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями);компенсирующая (замещение, перестройка нарушенных или недосформированных функций организма, его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытка заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными компенсаторными механизмами).

Реализация данных функций может носить явный и скрытый характер. При этом семья обладает сложным внутренним строением, своей структурой и функциями, зависящими от этапа семейных отношений.

 

Характеристика общественного и семейного воспитания в России

В 60-70-е годы ХХ века осуществлялись педагогические исследования с целью научного обоснования путей и средств, обеспечивающих функционирование системы «школа – семья – общественность». Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Приведем схему Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (табл. 2).

Таблица 2

Недостатки и преимущества общественного и семейного воспитания детей

Детский сад

Недостатки

Деловая форма общения воспитателя, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком Сравнительная жесткость режима дня Общение с детьми одного возраста

Преимущества

Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников

Семья

Преимущества

Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов

Недостатки

Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье возможность этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представлений взрослых, инертность в поисках

Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания

 

 

Факторы, определяющие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка:

– важным фактором, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые считают глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания; оно строится на кровном родстве, его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю. П. Азаров, И. В. Гребенников, Т. А. Маркова, А. В. Петровский, А. Г. Харчев и др.);

– постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость изо дня в день (Т. А. Маркова);

– наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи;

– семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту, полу, профессии (мама – музыкант, папа – врач, бабушка – педагог, дедушка – биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать их.

Итак, семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни, в ней происходит поэтапное расширение его кругозора и опыта.