Наблюдение как метод специальной психологии
База:центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Цель:
ü формировать навык составления и заполнения протокола наблюдения;
ü формировать навыки целенаправленного «активного» и «пассивного» наблюдения за ребенком с тяжелыми (множественными) нарушениями развития;
ü формировать навык написания психолого-педагогической характеристики (части) по результатам наблюдения.
ü проследить сформированность (либо отсутствие) ценностно-смыслового поля будущего специалиста.
Подготовка к занятию
1. Изучить главу 4 «Методы психолого-педагогического изучения ребенка» §2 «Наблюдение» в монографии Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.
2. Повторить материалы, раскрывающие сущность метода наблюдения в специальной психологии.
3. Изучить предложенные схемы наблюдения (Приложение 1), определить их соответствие (несоответствие) необходимому уровню протоколов наблюдения.
4. Используя литературные источники и предложенные схемы наблюдения подготовить протоколы для наблюдения за ребенком с тяжелыми множественными нарушениями развития по следующим опциям: внешний вид; фон настроения; выраженные аффективные и эмоциональные реакции; соблюдение правил поведения в обществе; навязчивые стереотипные действия; особенности двигательной сферы.
План занятия:
1. Устный опрос по заданиям, проверка наличия протоколов наблюдения.
2. Изучение (методом наблюдения) ребенка с тяжелыми множественными нарушениями по следующим критериям:
ü Внешний вид. Опрятность в одежде.
ü Фон настроения.
ü Выраженные аффективные и эмоциональные реакции.
ü Соблюдение правил поведения в обществе.
ü Навязчивые стереотипные действия.
ü Особенности двигательной сферы.
3. Заполнение протокола наблюдений.
Форма отчетности:
ü заполненный протокол наблюдения;
Взаимосвязь конструктивности мотивации и интеллектуального развития ...
... и интеллектуальное развитие подростков с тяжелыми нарушениями речи. Предметом исследования является взаимосвязь конструктивной мотивации и интеллектуального развития у подростков с тяжелыми нарушениями речи. Гипотеза: ... следующих функций: обеспечивает целостность психической жизни и деятельности человека; формирует его внутреннюю позицию; освобождает человека от неполноценного влияния окружающей ...
ü по результатам проведенного наблюдения написать сочинение-эссе «Ребенок с тяжелыми (множественными) нарушениями глазами студента-дефектолога».
Литература:
1. Шаповал, И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 320 с.
Лабораторное занятие № 2 (4 часа)
Общение детей с особенностями психофизического развития
База:специальные учреждения образования (непрофильные учреждения для каждой группы студентов)
Цель:
ü изучить методом наблюдения некоторые формы общения у детей с разными вариантами дизонтогенеза;
ü формировать навыки целенаправленного «активного» и «пассивного» наблюдения за ребенком с дизонтогенезом;
ü формировать навык заполнения протокола наблюдения.
Подготовка к занятию
1.Изучить в монографии Шипицыной Л.М. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» §2 «Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка» (стр.21-30).
2. Изучить в папке «К лабораторным занятиям» файл «К лабораторному -2».
3. Подготовить протокол наблюдения за общением детей с дизонтогенезом.
План занятия:
1. Устный опрос по заданиям, проверка наличия протоколов наблюдения.
2. Изучение (методом активного наблюдения) специфики общения ребенка с дизонтогенезом.
3. Заполнение протокола наблюдений.
Форма отчетности: в форме таблицы (приложение 2) изложить специфику общения конкретного ребенка с дизонтогенезом.
Литература:
1. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя/ Л.М.Шипицина. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 336с.
Приложение 1
Схемы наблюдения
Мелкая моторика
Баллы | Характеристика | Отметка |
0-1 | практически полностью парализованы кисти рук и пальцы | |
ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий немелкий предмет | ||
3-5 | средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы и пр. | |
6-8 | хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать, плести и т.д. | |
9-10 | мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов |
Общая координация движения
Баллы | Характеристика | Отметка |
0-1 | соответствует возможностям практически парализованного человека | |
ребенок самостоятельно не передвигается | ||
3-5 | среднее состояние двигательных возможностей, ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно; может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью; может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть и пр.); может пройти на цыпочках | |
6-8 | хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений, ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и т.д. | |
9-10 | координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов |
Мимика
Баллы | Характеристика | Отметка |
0-1 | соответствует «каменному» лицу | |
чрезвычайно малая подвижность мышц лица, ребенок может только совершать движения глазами и ртом, не улыбается | ||
3-5 | средняя подвижность лица, ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы | |
6-8 | хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице; оттенки улыбки; может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, испуг, удивление, печаль и т.д.) | |
9-10 | артистическая мимика, ребенок может без слов выражать все мимикой |
Коммуникативность (замкнутость-общительность)
Баллы | Характеристика | Отметка |
0-2 | явная интровертированность, замкнутость, аутичность | |
тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах | ||
4-6 | биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах | |
7-8 | экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт; знакомится с незнакомыми людьми | |
9-10 | крайняя экстраверсия |
Эмоциональная сфера (импульсивность-рефлексивность)
Баллы | Характеристика | Отметка |
0-1 | крайняя импульсивность: внимание ребенка рассеяно, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции, крайняя неуправляемость, асоциальность | |
отражает чрезмерную эмоциональность, неусидчивость, плохую саморегуляцию поведения | ||
3-5 | характеризует среднюю степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, иногда проявление неадекватных эмоциональных реакций | |
6-8 | достаточно выраженная рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошая саморегуляция поведения, глубокое восприятие, интровертированность | |
9-10 | крайняя степень рефлексивности: замкнутость на себе и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокая интроверсия |
Эмоциональная сфера (тревожность-спокойствие)
Баллы | Характеристика | Отметка |
0-1 | крайнее внутреннее напряжение, тревога, страхи, параноидальное состояние | |
достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивание, тремор, истерики и пр.) | ||
3-5 | средний уровень тревожности, достаточная сбалансированность процессов возбуждения и торможения | |
6-8 | спокойная миролюбивая натура, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции | |
9-10 | крайняя степень спокойствия, неэмоциональность, некоторая эмоциональная черствость, отсутствие сопереживания |
Эмоциональная сфера (агрессивность-миролюбие)
Баллы | Характеристика | Отметка |
0-1 | крайняя агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим | |
высокий уровень агрессивности: ребенок постоянно задирает других, ругается, дерется, разрушает, портит все, что делают другие, но иногда может быть покладистым, если ему что-либо нравится | ||
3-5 | средний уровень агрессивности: ситуативно задирает других, может драться или ругаться, если его «задели», но довольно отходчив, может переключить внимание на что-то другое, идет на сотрудничество и перемирие | |
6-8 | характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность, иногда ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих | |
9-10 | крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм |
Приложение 2
Формы общения | Имя ребенка учреждение |
Вербальное общение | |
Восприятие речи | |
Понимание речи | |
Реакция на речь окружающих | |
Умение соблюдать очередность в разговоре | |
Способность при помощи общения удовлетворять свои потребности | |
Способность выражать свои желания: ü отдельными словами ü словосочетаниями ü грамматически правильными предложениями (использование падежных окончаний существительных и прилагательных, построение предложных конструкций и т.д.) | |
Способность отчетливо произносить разные звуки | |
Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. | |
Невербальное общение | |
Кинетика – форма невербального общения, представляющая систему знаков, включающих в себя: ü жесты ü мимику ü пантомимику. | |
Паралингвистика – форма невербального общения, представляющая собой такие «добавки» к вербальному общению, как вокализация, включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха. |