Арттерапия (терапия искусством) является относительно новым методом психотерапии. Первоначально он разрабатывался в русле психоанализа и основывался на идее бессознательных проявлений человеческой психики в творческих актах (3. Фрейд), проекции человеческих желаний, мечты в продуктах творческой деятельности (К.Г. Юнг).
В настоящее время на метод арттерапии оказывает значительное влияние гуманистическая психология, которая рассматривает искусство как средство интеграции и реинтеграции функционирующей личности, ее творческой реализации, самовыражения (К. Роджерс, А. Маслоу). Основная цель детской терапии искусством состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка, преодолении барьеров в общении, развитии воображения, снятии психического напряжения, страхов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для арттерапии. Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способов субъекта. Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» [Л.С. Выготский, 1987]. А.А. Осипова [2002] называет цели, преследуемые арттерапией: 1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа с рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение). 2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания. 3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений. 4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. 5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. 6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами и лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. 7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию. 8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Как подчеркивает А.А. Осипова [2002], использование арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешить конфликты и наладить отношения в группе, дисциплинирует ее, доставляет радость, дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. Арттерапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию сенсорных, познавательных и созидательных навыков. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел и т. д. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и групповой формах. Музыкальные занятия в ДОУ обладают достаточно большим потенциалом для коррекционно-развивающего воздействия на гиперактивных детей. В основе такого воздействия лежит метод арттерапии и, в частности, такие его виды, как музыкотерапия, танцевальная и театральная терапия. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве коррекции. Многочисленные методики музыкотерпии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и т. д. Кроме того, музыкотерапия служит вспомогательным средством для установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы. В настоящее время можно выделить четыре основных аспекта коррекционного воздействия музыкотерапии: 1. Эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии. 2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей. 3. Регуляция психовегетативных процессов. 4. Повышение эстетических потребностей. В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия выступают: • катарсис – эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния; • облегчение осознания собственных переживаний; • конфронтация с жизненными проблемами; • повышение социальной активности; • приобретение новых средств эмоциональной экспрессии; • облегчение формирования новых отношений и установок. В зависимости от активности клиентов, степени их участи в музыко-терапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапия может быть представлена в активной и пассивной (рецептивной) форме. Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную, активную музыкальную деятельность клиента: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов, активное прослушивание. Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с коррекционной целью и может приобретать различные формы: коммуникативную, реактивную и регулятивную. Коммуникативная коррекция представляет собой совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия. Реактивная коррекция направлена на достижение с помощью музыки катарсиса. Регулятивная коррекция должна способствовать снижению нервно-психического напряжения. Рецептивная музыкотерапия может проводиться в форме пассивного и активного прослушивания, что определяется особенностями групповой дискуссии, возникающей в процессе музыкотерапии. В процессе рецептивной музыкотерапии чаще всего решаются коммуникативные задачи, изменяется настроение клиентов, они отвлекаются от переживаний, уменьшается тревога, напряженность. Участники группы прослушивает специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушиваются три произведения (или музыкальных отрывка), каждый по 5–10 минут. Программа строится таким образом, чтобы постепенно менялись настроение, динамика и темп музыки с различной эмоциональной нагрузкой. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, соответствовать настроению участников, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, оказывающее расслабляющее воздействие. Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций, возникающих у клиента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у участников. Третье произведение призвано снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. Для проведения активной музыкотерапии используются простейшие музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, маракасы, цимбалы и т. д. Участникам предлагаются определенные ситуации, темы, по поводу которых они могут выразить свои чувства или провести диалог, используя музыкальные инструменты. Участники выбирают музыкальные инструменты, и затем с помощью звуков создается диалог или предается настроение. Возможно использовать и хоровое пение. Оно позволяет создать необходимую эмоциональную атмосферу, снизить уровень напряженности, скованности, отчужденности, создать сплоченность, сформировать сотрудничество, взаимопонимание, эмоциональный контакт. Групповая вокалотерапия, пение – важный метод активной музыкотерапии. Преимущество данного метода заключается в сочетании внимания к своей телесной сфере (функциям гортани, шейной мускулатуры, легких, диафрагмы и, по существу, всего организма) с ориентацией на группу. Группа состоит из 15–20 человек, которые размещаются по кругу. Руководитель группы включается в круг и поет вместе со всеми. Используются песни предпочтительно оптимистические, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Вначале упражнения сводятся к основным музыкальным элементам: воспроизведение звука закрытым ртом, воспроизведение гласных в сочетании с движением рук и всего тела и т. д. Преимущество групповой вокалотерапии заключается в том, что при ней каждый участник вовлекается в процесс. Тут имеет значение момент анонимности, чувство своей скрытости в общей массе, которая создает предпосылку к преодолению проблем в общении, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений. Затем, когда уже достигнута динамическая направленность группы, каждому участнику предоставляется возможность предлагать песни, запевалу и т. д. Таким образом участники выходят из состояния анонимности. Музыка выступает как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей и как средство успокоения и даже лечения. Для руководства всей этой работой требуются музыкальные знания и навыки, поэтому психолог должен работать совместно со специалистом-музыкантом. Проведенные учеными наблюдения над людьми с различной музыкальной подготовкой показали, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии [Назайкинский Е.В., 1972]. Поэтому, используя музыку в качестве вспомогательного лечебного средства, нужно учитывать соответствующие вкусы отдельных детей. Воспринимая музыкальное произведение, слушатель всегда создает в своем воображении параллельно разворачивающуюся музыкальную структуру, в основе которой лежат механизмы опережающего отражения, когда каждый новый стимул не только ожидается, но и активно запрашивается извне. Совпадение ожидания с реальным развитием музыкальной фразы, по мнению В.С. Лобзина и М.М. Решетникова, и создает то прекрасное чувство удовлетворения, обычно характеризуемое как эстетическое восприятие. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Механизм воздействия музыки на человека можно понять, исходя из положения А.А. Ухтомского о доминанте. Проявление доминантного возбуждения в определенной совокупности нервных центров лежит в основе деятельности, но устойчивость доминанты может нарушиться, могут возникнуть признаки лабильности центров. И вот тогда дополнительный ритмический раздражитель способен как бы раскачать центральный нервный прибор и ускорить процесс усвоения ритма, лежащего в основе образования доминанты. Физиологические исследования показывают, что в ритмических движениях руководящая роль принадлежит корковым динамическим стереотипам, но в них активное участие принимают и подкорковые области ЦНС [Петрушин В.И., 2000]. Это говорит о связи ритма движений с органическими потребностями и эмоциональными состояниями человека. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движений и ритмом внутренних органов существует определенная связь, регулируемая специальным нервным механизмом – моторно-висцеральными рефлексами. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма, более строгой компактности и экономичности энергетических затрат. Выявлено, что ритмы маршей, рассчитанных на то, чтобы сопровождать отряды войск в длительных походах, обычно чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. И при таком ритме музыки действительно можно идти очень долго, не испытывая сильной усталости. В то же время марши, звучащие во время парадных шествий, более энергичны, их темп усиливают до 72 тактов в минуту – это несколько превышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, потому эти марши с ритмом 2/4, 4/4 оказывают бодрящее, мобилизующее воздействие. В исследованиях также показано, что ритмы вальса оказывают успокаивающее воздействие. Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции – плач, смех, крик, физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившиеся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность. При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать психологические свойства нервной системы детей, подвергающихся воздействию музыки. В одном из исследований А.А. Коротаев [1973] показал, что в спокойной ситуации направление изменений в деятельности лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказывается одинаковым: приятная – улучшает деятельность, а неприятная – ухудшает. В напряженной ситуации направление изменения в деятельности у лиц с «сильной» и «слабой» нервной системой под влиянием приятной и неприятной музыки оказалось противоположным. Приятная музыка улучшает деятельность «сильных», причем почти в такой же степени, как и в спокойной ситуации. У «слабых» же, наоборот, под влиянием приятной музыки обнаружилась четкая тенденция к ухудшению деятельности, т. е. к дальнейшему усилению нервно-психологического напряжения. Однако это ухудшение деятельности у «слабых» под влиянием приятной музыки, происходит не сразу с включением музыки, а лишь спустя 13–15 минут. До этого момента наблюдается улучшение деятельности. В этом же исследовании отмечается отрицательное влияние неприятной музыки, которая в напряженной ситуации сильнее воздействует на «сильных», а «слабые» как бы не обращают внимание, отключаются. Музыка способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить. Обладая большой силой психофизиологического воздействия, она способна придать покой и движение, легкость и тяжесть, возбудить то или иное эмоциональное впечатление. Музыка способна стимулировать функционирование нервно-моторных центров организма, настроить эмоциональное состояние, познавательные процессы и двигательный аппарат на рабочий ритм. Поэтому музыку нужно использовать в повседневной жизни детского сада, на занятиях, перед занятиями, при укладывании на сон и т. д. Иными словами, музыка помогает организовать детей на тот или иной вид деятельности. Для этого ее нужно тщательно отбирать. Особое значение подбор произведений приобретает при моделировании настроения. Считается, что достаточно длинное и универсальное эмоциональное воздействие без эффектов «пресыщения» оказывают лишь классические произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, И.С. Баха, Ф. Шопена, К. Глюка, Л.В. Бетховена и т. п. Музыка вызывает целую гамму эмоционально-психологических переживаний, окраска которых всегда глубоко индивидуальна. Для того чтобы вывести ребенка из того или иного эмоционального состояния, ему необходимо сначала дать прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер музыки в соответствии с желаемой переменой в настроении. На основании опытов, проведенных исследователями, можно утверждать, что наиболее сильный и выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка. В сложном произведении, передающем бурную смену настроений, его суммарное итоговое воздействие трудно, а иногда просто невозможно предугадать. В связи с этим в психопрофилактических целях не рекомендуют брать объемные произведения целиком, но использовать отрывки или произведения малых форм. В большинстве исследований указывается, что достаточно провести 8–10 сеансов направленного прослушивания музыки, чтобы получить наглядное улучшение психического состояния ребенка. Рекомендуется последовательно прослушивать 2–3 специально подобранных комплекса, состоящих из трех произведений, вызывающих в итоге сходную реакцию. Выбираются в первую очередь музыкальные композиции, в которых преобладает мелодия с выдержанным ритмом. Во время каждого занятия предлагают использовать мелодию, в какой-то мере отвечающую душевному состоянию слушателя в данный момент. Например, если ребенка мучает меланхолия, страх, то первой ему предлагают для прослушивания грустную мелодию, которая звучит для него как голос сострадания и сочувствия его подлинным или воображаемым невзгодам. Звучание следующего произведения призвано противостоять действию первой мелодии, как бы нейтрализуя его. В данный момент это должна быть светлая, воздушная мелодия, дарующая утешение и вселяющая надежду. Третье произведение, завершающее данный комплекс, предлагают выбирать с таким расчетом, чтобы его звучание обладало наибольшей силой эмоционального воздействия, чтобы оно породило у слушателя настроение, необходимое для оздоровления его психического и эмоционального состояния. Как правило, это должна быть динамическая музыка, вселяющая уверенность в себе, мужество, твердость духа. В.И. Петрушин [2000] отмечает, что не всегда то, что было замышлено автором (композитором) при написании им своего сочинения, в адекватной форме воссоздается в сознании слушателя. В силу своей многозначности конкретизация музыкального образа у разных слушателей может оказаться различной. Если один из слушателей увидел в ноктюрне Шопена живописный заход солнца, то другому вспомнится образ матери. То, что видят пациенты в музыкальных образах, представляет собой проекцию их внутреннего мира на причудливое зеркало звучащей музыкальной ткани, и содержание этих образов, подобно образам сновидений, представляет для психотерапевта богатый материал для нахождения в прошлом опыте пациента зон подавленного конфликта и заблокированных переживаний, которые сказываются на его нынешнем состоянии. Эффект, производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от самого содержания музыкального произведения, сколько от того, каковы были условия воспитания слушателя и как складывался его музыкальный опыт. Вот поэтому необходимо учить детей слушать и воспринимать музыку, формировать основы музыкальной культуры. Имеется много данных, говорящих о том, что эмоциональная отзывчивость на музыку и особая потребность в ней связана не только с наличием музыкальных способностей, но и с уровнем нейротизма. В исследованиях П. Фресса и Ж. Пиаже отмечается, что источником весьма многочисленных эмоциональных реакций является тревожность или чувствительность к неизбежной и неопределенной опасности в сочетании с неуверенностью в себе. Тревожные субъекты, каково бы ни было происхождение их тревоги, являются более эмоциональными. Большими любителями музыки нередко оказываются те, у кого в личностной сфере можно наблюдать разного рода конфликты. Как установила С. Риджуэй, чем больше конфликтов у слушателей в межличностных отношениях, тем чаще они обращаются к музыке, рассматривая ее как посредника, с помощью которого они могут справиться со своими аффективными ассоциациями, связанными с социальным взаимодействием. Снижение нейротизма и внутренней тревожности больше наблюдается, как было установлено в исследованиях Л. Баллера, Р. Олсона и Т. Брина, при прослушивании печальной музыки. Поэтому ее рекомендуют слушать при наличии таких состояний. При этом лучше всего поддается изживанию под воздействием печальной музыки тревожность, имеющая характер временного состояния под влиянием внешних неблагоприятных факторов. В то же время использование радостной музыки с целью снятия тревожности, как указывают Дж. Альтшулер и целый ряд других исследователей, может иметь обратный эффект, т. е. повышать тревогу и раздражительность Такие психофизиологические характеристики, как сила и слабость нервной системы, ее подвижность и динамичность, на бессознательном уровне заставляют ребенка отдавать свои предпочтения музыке, соответствующей его особенностям. Ритмы музыки, вероятно, оказывают влияние на биоритмические структуры мозга, которые под воздействием музыки настраиваются на частоту воспринимаемых ритмов. Поскольку реакция навязывания ритмов более всего проявляется у детей со слабой нервной системой, обладающей высокой чувствительностью и большей скоростью перестройки по всей зоне частот мозговых ритмов, то и эмоциональная отзывчивость на музыку более всего свойственна представителям именно этого типа. Вместе с ростом музыкального опыта и расширением кругозора развиваются музыкальные способности, совершенствуются психодинамические показатели биоритмики мозга, и слушателям начинает нравиться и та музыка, которая по своему настроению первоначально была далека от их природного темперамента. Психотерапевтический эффект от прослушанной музыки во внешнем плане проявляется в разрядке внутреннего переживания во внешних движениях, спектр которых может быть от легких покачиваний тела и рук до плача. Во «внутреннем» плане интенсивное переживание музыки влечет за собой оживление далеких, продолжающихся оставаться аффективно значимыми переживаний. Для того чтобы музыка подействовала на ребенка-слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки, не отвлекаться. Практические задания на дирижирование воспринимаемой музыки увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что соответственно приносит и нужный психотерапевтический эффект. Таким образом, музыка оказывает большое психопрофилактическое и психотерапевтическое воздействие, является средством преодоления различных эмоциональных нарушений и нежелательных состояний. Для того чтобы достичь положительного результата, необходимо выполнить комплекс психолого-педагогических условий: • тщательно и целенаправленно осуществлять подбор музыкальных произведений с учетом индивидуальных психофизиологических и личностных особенностей детей; • осуществить компоновку музыкальных произведений в комплексы, позволяющие решать различные коррекционно-развивающие и образовательные задачи; • использовать специальные приемы, позволяющие настроить и подготовить ребенка к взаимодействию с музыкой, создать комфортные для этого условия. |
Приемы работы
«Общение с музыкой дает хорошую психическую закалку на всю жизнь, служит незаменимым средством «гигиены души”», – так считает музыкальный руководитель МДОУ № 10 г. Озерска. В работе с детьми важно помнить об этом всегда и строить свою работу с учетом индивидуализированного подхода к ребенку, а особенно к гиперактивному. Занятия в старшей и подготовительной группах проводятся в хорошем ритме, используются музыкальные разминки и игры для того, чтобы снять усталость и дать заряд бодрости. На каждом занятии имеют место приемы, основанные на контрастах, концентрирующие внимание: • громко – тихо (пение, хлопки, речь); • светло – темно («солнышко и дождик», световой эффект); • весело – грустно (речь, слушание музыки и т. д.); • медленно – быстро (движение, речь).
Следует стремиться, чтобы гиперактивный ребенок был в центре разыгрываемых на занятиях ситуаций. Так, например, если дети вошли в зал по тропинке из осенних листьев, то педагог может попросить подвижного ребенка собрать эти листочки. За правильное выполнение задания он получает своеобразную награду в виде игры, особенно любимой гиперактивными детьми («Магазин», «Гость», «Зоопарк», «Волк и коза» и т. д.). Следует обратить внимание и на репертуар. Практический опыт показал, что патриотические песни, танцы являются настоящим «спасением» для гиперактивных мальчиков, так как они вовлекают детей в целенаправленную осмысленную деятельность, дисциплинируют их, организуют детскую активность. Мальчикам старшей группы можно предложить разучить к празднику 23 февраля песню «Рисунок» Протасова. Ее исполнение сопровождается привлекательными для мальчиков действиями: маршировкой, отдачей чести и т. д. А в танце «Добрые молодцы» дети могут проявить силу, волю, выдержку. Как правило, танец очень нравится детям, они готовы каждый день репетировать, выступать, что решает важную задачу воспитания выдержки и саморегуляции. Для девочек лучше подойдут спокойные, нежные танцы и песни, одновременно помогающие сосредотачивать внимание. Например, танец «Зимний» с серебристыми нитями помог сосредоточить внимание на нежной музыке, и девочки, характеризующиеся расторможенностью в поведении, менялись на глазах, превращаясь в легких балерин. К работе музыкального руководителя могут подключиться и воспитатели группы. Как на музыкальных занятиях, так и вне их можно использовать игры со стихами, которые увлекают и организуют детей. При этом используются специфические приемы: читать стихи высоким, низким голосом, медленно, быстро, шепотом, с простукиванием ритма и т. д. Хороший эффект дают пальчиковые и музыкально-ритмические игры («Считалочка», «Капуста», «Солнышко» и др.). Музыка может использоваться не только на музыкальных занятиях, но и в ходе коррекционно-развивающей работы психолога с гиперактивными детьми, а также сопровождать повседневную жизнедеятельность детей, выступая звуковым фоном. С различными вариантами подбора музыкальных произведений можно ознакомиться в приложении 8. |