Общая характеристика лит-ры Киевской Руси.

Ист. предпосылки развития древнерусской лит-ры. Нач. период ее развития.

Предпосылки:

üПринятие христианства

üНаличие высокоразвитых норм устного народного творчества

üСоздание раннефеодального государства

üСоздание Кириллом и Мефодием славянской азбуки. Возникновение письменности

Источники дрл:

üУстное народное поэт. тв-во

üКнижная христ.культура,идущая от Византии южных славян.

 

Специфические особенности дрл.

üРукописный характер

üСинкретизм дрл (связь с философией и религией)

üНадличностный характер, анонимность большинства произведений,

üЯрко выраженная утилитарность дрл

ü«Воинствующий дидактизм»

üПреимущественно церковный хар-р дрл.

üСпецифический средневековый историзм, герои – крупные ист.деятели, нет вымысла.

üПублицистический характер большинства произведений.

 

Жанровая система дрл

Существование жанров дрл – это не только лит. явление, но и элементы уклада жизни, быта в его широком понимании. Жанры неравноправны, создают иерархическую систему, где есть жанры первичные и объединяющие. Есть 2 подсистемы: мирские (светские) и церковные (религиозные) жанры. Жанровой системе присущ динамизм.

Церковные жанры:

üПатристика – «творение отцов церкви», греко-римских философов и богословов. Элементы церковного быта,догматы христианства.

üЖитие(агиография)

üПатерик – сборник житийных текстов.

üСлово – толкование правил поведения в церкви или повествование о чем-л.

üПроповедь – иногда носила полит.хар-р.

üПоучение – имеет общие св-ва с проповедью.

üХождение (и мирской жанр)

üАпокриф – легендарно-религиозное повествование, тематически близкое к Библии, но расход.с ней в изобр.героев и трактовки их поступков, подпольная лит-ра.

Мирские жанры:

üЛетопись – объед.по отношению ко всем жанрам жанр.

üИсторическая повесть

üБытовая повесть

üИсторическое сказание – с фольклорными корнями

üИст.предание – в основе лежит легенда.

üЕстественно-научная литература

üХождение

üСборники афоризмов

üКняжеское житие

Между подсистемами жанров очень много взаимодействий.

 

 

Общая характеристика лит-ры Киевской Руси.

üРазвитие носит ускоренный характер, что обычно для малописьменных литератур.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как: система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности; мера ...

üВысокий уровень развития лит-ры соответствует высокой степени общей культуры Киевской Руси. Лит-ру Киевской Руси называют «золотым веком дрл».

üРусская лит-ра в этот период не только усвоила опыт византийской лит-ры, но и создала на ее основе оригинальные произведения.

üНоваторство русских книжников выразилось прежде всего в создании первой русской летописи («Повесть временных лет»), житии («Сказание о Борисе и Глебе»)

üПроизведение служат обоснованием идеи политической и религиозной самостоятельности Руси.

üЧеткое деление на положит.и отриц.героев. нет полутонов.

üХарактерна идеализация героев, их общественного положения.

üВ литературу начинают проникать автобиографические элементы.

üПереводы не были точным воыпроизв.оригинала, а относительно свободным переложением, поэтому туда проникает и фольклор.

üВ пору Киевской Руси заложены основы дальнейшего развития лит-ры.

 

 

5. «Повесть временных лет»: основные идеи, жанровый состав.

Автор, первая редакция – Нестор.

Основные идеи:

üТема Родины – определяющая, ведущая в летописи

üРусская земля, ее исторические судьбы.

üВысокая патриотическая идея могущества Русской земли.

üЕе полит.самостоятельность, религиозная независимость от Византии.

«Повесть» отличают необычайная злободневность, публицистичность, резкое осуждение княжеских усобиц и распрей, ослабляющих могущество Руси. Применяется хронологический принцип изложения материала, который придает летописи эффект цепи событий и в то же время фрагментарность. Широко представлена специальная терминология: военная, охотничья, юридическая, церковная. Вырабатываются фразеологические сочетания (целовать крест), используются народные пословицы и поговорки.

Жанровый состав:

üКраткие погодные записи

üИсторические повести и сказания

üЭлементы агиографического стиля

üЛетописец выступает в роли учителя-проповедника – проповедь.

 

6. Идейно-художественные особенности «Слова о законе и благодати» Иллариона.

üПроникнуто патриотическим пафосом.

üОсновная тема: равноправие всех христианских народов вне зависимости от того, когда они приняли христианство.

üЖанр: торжественная проповедь, создавалась для праздничной службы.

3 стр., 1387 слов

Деловые стили

Под деловым стилем понимается доминирующая манера, в которой тот или иной человек ведет деловое общение, пытается строить свои деловые отношения. Выделяют 4 основных стиля делового общения. Энергичный стиль Человек, для которого характерен энергичный стиль делового общения, основное внимание уделяется действиям (ориентация на действия). Для людей этого стиля характерно стремление обсуждать с ...

Стилистические особенности «Слова»:

üИспользование цитат из Священного Писания

üСимволический параллелизм

üМетафоричность, антитезы

üПовторы, глагольные рифмы

üРиторические вопросы, восклицания.

Высокое художественное мастерство обеспечило большую популярность «Слову».

7. «Поучение» Владимира Мономаха: идеи, особ-ти жанра и стиля, личность автора.

Особенности жанра и стиля:

üПринадлежит первому светскому автору

üВпервые заявлены моменты автобиографии

üДвойная адресность (духовное завещание сыновьям – общая адресность)

üПереплетение дидактики с автобиографией.

üПодкрепление наставлений не только фрагментами Писания, но и примерами из собственной жизни.

üОхватывается широкий круг жизненных явлений

üВ стиле обнаруживаются книжные элементы и элементы живого разговорного языка. Яркая особенность стиля – наличие отточенных, ярких, легко запоминающихся афоризмов.

Идеи: Центральная идея состоит в призыве, обращенном к детям Мономаха и всем, кто услышит «Поучение», строго соблюдать требования семейного правопорядка, руководствоваться ими, а не личными интересами. «Поучение» выходит за рамки семейного завещания и приобретает общественное значение.

Личность автора:

üКнязь должен заботиться о благе государства, его единстве, сохранении мира, и о народе.

üКнязь – пример высокой нравственности.

üОсновной порок – лень.

üСам Мономах – человек деятельный.

üРевностный поборник просвещения, широко образованный, хорошо знает литературу своего времени.

üЩедрость, постоянная забота о распространении доброго имени.

üНезаурядный деятель русского средневековья, идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

 

Житийная литература Киевской Руси.

Представлена несколькими произведениями:

1.«Сказание о Борисе и Глебе» — новаторство в том, что представлена только смерть героев. Сохраняется историческая конкретность, подробности, резкое осуждение убийцы-Святополка и братоубийства. Несет важную идею родового старшинства в системе наследования. Обильные монологи, плачи – выражение их благочестивых чувств. Драматизм в слезном обращении Глеба, колебания. Описание посмертных чудес, ореол святости. Попытки дать описание внешности героя (Бориса).

4 стр., 1765 слов

39. Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой

39. Рассказы М.Зощенко. Особенность сказовой манеры. Автор и герой Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль. Прославился же он исключительно за счёт своих рассказов (фельетонов),которых он написал больше ...

Эмоциональность стиля изложения, политическая злободневность.

2.«Чтение о житии Б. и Г.» Нестора – исторические подробности невыгодны для церкви. Поэтому Б. и Г. изображаются принявшими мученическую смерть без всяких колебаний + описание чудес после смерти.

3.«Житие Феодосия Печерского» — аскетический христианский идеал, к которому стремится Феодосий противопоставляется враждебному отношению общества и материнской любовью. Все завершается победой небесной любви над любовью земной. Историзм, патриотический пафос, отражение особенностей политической и монастырской жизни.

 

 

9. Пафос «Хождения в святую землю» игумена Даниила.

Произведение написано ради тех, кто не смог совершить паломничество, чтобы они могли мысленно совершить этот путь. Имеет не только познавательное, но и нравственное, воспитательное значение. Подробное описание святых мест и интересна личность автора. Начинается произведение самоуничижением.

Пафос: Даниил стремится передать читателям чувства, которые испытывает любой христианин, подходя к Иерусалиму. Но это не мешает ему сознавать себя полномочным представителем Русской земли в Палестине. Даниил, испытывая искреннюю гордость сообщает, что его с честью принял король крестоносцев –Даниил молился у Гроба Господня за всю Русскую землю, и он сообщает, что его лампада зажглась, а у католиков не зажглась – патриотический (и религиозный?)пафос.

Путешествие, предпринятое с религиозной целью, своим патриотическим пафосом перекликается с летописью и другими произведениями тех времен.

 

Переводная литература Киевской Руси.

Отбор произведений для перевода определялся потребностями верхов феодального общества. Задачи упрочения христианской морали, новой религии стояли на переднем плане, и это обусловило преобладание церковной переводной литературы над светской.

Но древнерусские книжники перевели ряд воинских и дидактических повестей, способствующих упрочению того светского идеалал, который пропагандировала оригинальная литература. Переводчики не передавали в точности содержание оригинала, а максимально приближали к запросам времени и среды. Отсюда редакционная правка.

ü«Александрия» — византийский рыцарский роман, который был превращен на Руси в историческую повесть, посвященную деяниям и жизни исторической личности. Александр в повести – необыкновенный человек и бесстрашный воин. Но ему свойственна не только доблесть, но и чувство сострадания, участия к страданиям и горю других. Усиление христианского морализма.

13 стр., 6164 слов

Судьба деревни в прозе Бунина (на примере повести ‘Деревня’)

... так - как страну деревень). Идея автора повести - изобразить русский народ без идеализации, Русскую душу в ее трагических основах. ... , пылающее у шалаша, гигантские тени, движущиеся по земле. Из необъятного множества слов писатель безошибочно выбирает наиболее ... на сходках, на праздниках… Мы узнаем, что свершается на Руси - столичной, деревенской, уездной. Злободневная современность, русско-японская ...

ü«Девгениево деяние» — Девгений изображен прекрасным юношей. Былинный план, где подчеркивается мужество, сила и храбрость юного Девгения. Мотив змееборчества, Девгению смерть в бою не грозит, как в сказке, он побеждает врагов, убивая сразу по тысяче и добывает себе прекрасную невесту. И вместе с тем. Девгений – благочестивый христианский герой. Все его победы осуществляются благодаря упованию на силу Божию. В результате перевода оригинал, византийский любовный роман превратился в героическую воинскую повесть о борьбе с погаными. Особое внимание – сказочным элементам.

Переводы – не точное воспроизведение оригинала, а свободное его переложение. Отсюда – стилистические элементы народной поэзии, оригинальной письменности.

 

11. Общая характеристика литературного периода феод. раздробленности. (вторая треть 12 века – 1 половина 13 века)

üРаспад гос-ва на отд.княжества привел к появлению и развитию областных лит.школ (Киевская, Новгородская, Владимиро-суздальская и т.п.)

üПисатели разных княжеств опирались на традицию лит-ры Киевской Руси и вносили в произведения новые особенности, связанные с фольклором в данной местности, идейными тенденциями того или иного княжества.

üНесмотря на развитие областных литературных школ, все произведения этого периода являются единым реальным целым, единая тема русской истории.

üЗаметен рост личностного начала в произведениях.

üВпервые в русской литературе заявлена тема социального неравенства («Моление Даниила Заточника»)

üВ изображении отрицательных героев авторы уходят от одномерности, показывают и положительные их черты.

üСоздается первый оригинальный патерик. Он способствовал укреплению авторитета монастыря, формированию идеала поведения и служил идее единства Руси, укреплял ее самобытность.

27 стр., 13235 слов

Повесть Леонида Андреева Иуда Искариот: ‘Психологическая интерпретация евангельского сюжета’

... его (Андреева) художни­ческой, русской души. В связи с этим вспомним еще раз слова автора о замысле его повести «Иуда Искариот» —это « ... потом нерешительно делал первый скачок — и с каждым прикосновением к земле, беря от нее быстроту и крепость, становился легкий, свирепый, ... , но народной. Ибо наш народ, носитель и хранитель "Святой Руси", это он ныне занял место Иуды апостола-предателя»; «в его ...

üАктивно развивается жанр воинской повести.

üНовые тенденции в житийной литературе. Героями житий становятся защитники Русской земли и проникают элементы воинских повестей.

üСобытия нашествия нашли отражение и в проповедническом жанре. («Слова» Серапиона Владимирского)

üСвоеобразный отклик на нашествие – перевод.повести («Сказание о 12 снах царя Шахаиши»)

 

12. «Слово о полку Игореве»: центральная идея, ее сюжетно-композиционные средства выражения, образная система.

Центральная идея – страстный призыв русских князей к единению против общего врага. Эта идея получает четкое воплощение во всей художественной структуре произведения, и прежде всего в его сюжете и композиции.

Кульминация сюжета, поражение русских войск, показывает, какие последствия это имела для Русской земли и для успеха коалиционного похода Святослава против половцев, сведенного на нет.

Символ единой Русской земли – Киев и великий киевский князь. Вводится картина «мутного» сна, который видит Святослав. Чувство скорби из-за поражения Игоря, Святослав выражает в «золотом слове». Монолог князя перерастает в страстный публицистический призыв автора, обращенный к князьям постоять «за землю Русскую», отомстить, и прекратить вековые междоусобные распри. Публицистическое обращение автора сменяется лирическим плачем жены Игоря Ярославны.

Нет последовательного рассказа, отступление от ряда исторических фактов. Автор дает лишь самые значимые эпизоды, позволяющие высказать свое отношение к событиям и донести до слушателей основную идею. Именно гражданская патриотическая идея прочно цементирует в единое художественное целое все части произведения. Четкость полит.мысли, лирическая взволнованность, публицистическая страстность, широта исторического мышления, высокая художественность, метафоричность, символичность.

Образы:

üИгорь – мужество, храбрость, благородство.

üВсеволод – мужество, доблесть

üОбразы-символы – солнце, свет, соколы (князи) в контрасте с тьмой тучами, галками, вороном (половцы).

üСвятослав – великий, грозный, идеал мудрого правителя, хранителя чести и славы Русской земли.

üЯрославна – образ русской женщины, верной и преданной, горячо любящей подруги. Ее мысли обращены не только к мужу, но и к его воинам. В ней обобщены лучшие черты русской женщины. Ее скорбь – воплощение скорби всех матерей и жен русских. Яросалавна – «одинокая кукушка»

14 стр., 6552 слов

Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского "Дядюшкин сон"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра зарубежной и русской литературы Курсовая работа Система главных героев и конфликт в повести Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон» Выполнила: студентка 3 курса группы «» филологического факультета Научный руководитель: ассистент Стерлитамак 2005 СОДЕРЖАНИЕ Введение ...

üОбраз русской земли – автор видит ее великим единым и могучим феодальным государством с политическим центром в Киеве. Обязателен мир и прекращение усобиц.

üОбраз Бояна – идеальный певец, вещий внук бога Велеса, обладает божественной силой песнопенья,песни подобны соловьиным трелям. Персты Бояна – «десять соколов».

 

Повести о начале монголо-татарского нашествия. Восприятие авторами нашествия.

События, связанные с монголо-татарским нашествием (сер.13 века), получили широкое отражение в литературе той поры.

ü«Повесть о битве на реке Калке». Обстоятельно излагает ход события. В битве приняли участия только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства, что стало причиной поражения, отмечает автор. Хорошо передано настроение русского общества при известии о появлении завоевателей. Народное сознание связывает с битвой на реке Калке упоминание о гибели русских богатырей.

ü«Повесть о разорении Рязани Батыем» — прославляет мужество защитников Рязани. Поражение усматривается в междоусобице и эгоистической политике князей. Не связаны с содержанием присутствующие там религиозно-моралистические рассуждения о причинах гибели Рязани – наказание за грехи. Но эти рассуждения не затмевают главной причины – забвение владимирским князем интересов всей Русской земли. Самоубийство княгини Евпраксии с сыном – лаконично прославляется подвиг верности, мужества, силы супружеской любви русской женщины. Героический мотив повести соединен с религиозным призывом умереть за веру. Евпатий Коловрат – эпический герой под стать богатырям русских былин. Он наделен гиперболической силой. Мужеством и отвагой. Повесть верно передает настроение общества того времени, отличается живостью, яркостью и драматизмом повествования.

ü«Слово о погибели Русской земли» (надо ли про него говорить?) — исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре – образ Русской земли, «светло-светлой». Неизв.автор слагает гимн родине, говорит о ее богатстве и красоте, сопоставляет былое величие Руси с нынешним упадком, есть своеобразная периодизация истории Руси.

Повести передают настроение людей того времени и проч.

16. «Житие Александра Невского»: традиции и новаторство.

«Житие» написано вскоре после смерти князя.

üСоздает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов.

üНе укладывается в каноны житийной литературы, поэтому было внесено в летописи.

ü«Житие» — это рассказ о жизни, главным содержанием которой являлись подвиги. Основа – 2 воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере, причем последняя изображена в традиционной стилистической манере воинской повести.

üАлександр перед битвами укрепляет дух молитвой, как и полагается благочестивому князю. Автор жития говорит о помощи Александру небесного полка. На самом деле – незаурядный полководческий талант Александра.

üПодчеркивается, что победа принесла Александру всемирную славу.

üАлександр прославляется как идеальный правитель и защитник православия (рассказ о приходе на Русь папских послов)

üЗавершается житие сказанием о смерти Александра. В агиографической традиции описывается посмертное чудо Александра (рука из гроба за грамотой)

üНоваторство в постоянном присутствии автора-рассказчика. Правда, он спешит заявить о своем смирении во вступлении к житию. Его присутствие ощутимо в отборе и интерпретации материала.

üАвтор восхищается героем и гордится им, сочувствует ему. Эмоциональное напряжение достигает высшей точки в конце жития, где он гиперболизирует чувство скорби и горя.

Так «Житие» обнаруживает связь, как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями.

 

Переводная литература Руси периода феодальной раздробленности.

Получили распространение 2 переводные повести:

ü«Сказание об Индии богатой» — гиперболически изображает далекую сказочно-утопическую христианскую державу, превосходящую своим богатством, военной мощью Византийскую империю. Описываются чудеса и богатства Индии. По жанру близко к хождениям. Возможно этот жанр использован для того, чтобы убедить читателя в истинности фант.рассказов о несметности богатств и гигантских размерах царства.

ü«Сказание о 12 снах царя Шахаиши» — носит эсхатологических характер. Его основу составляет восточная повесть о загадочных снах царя и их толкованиях. Повесть носит христианизированный характер. Общее содержание снов сводится к предсказанию наступления злых времен, когда люди будут враждовать друг с другом. Характерны яркие картины упадка нравов, обличительный пафос сказания, его близость Апокалипсису способствовали его популярности в период эпидемии чумы, когда ожидали конца света.

 

 

18. Общая хар-ка литературы периода борьбы русского народа с монголо-татарами и начала формирования централизованного государства(2 половина 13 в.–15 в.)

üЛит-ра утверждает нравственный идеал человека, безраздельно отдающего себя обществу, благу других людей.

üЦентральная тема — создание суверенного Русского государства, защита его целостности, борьбы за независимость.

üОтражаются существенные стороны характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить трудности, волю к борьбе и к победе, чувство родины и ответственности за нее.

üДоминирует полит.теория «Москва – третий Рим»

üОтражается подъем нац.самосознания: гражданско-патриотический, героический пафос, документальный и эмоционально-экспрессивный стили.

üОбластническим тенденциям противостоит народная идея единства Руси под эгидой сильной великокняжеской власти.

üВозникает интерес к светскому повествованию с развернутым занимательным сюжетом

üВозрастает интерес к внутренним состояниям человеческой души, психологическим переживаниям, динамике чувств и эмоций.

üВоплощается идеал красоты душевной гармонии, активизируется и используется опыт лит-ры Киевской Руси.

 

Произведения о Куликовской битве.

ü«Сказание о Мамаевом побоище» — Присутствуют языческие элементы, например, обращение Дмитрия к силам природы, наличие художественного вымысла, элемента психологизма.

üЛетописная повесть «О Куликовской битве» — повесть была создана «по горячим следам». В ней излагаются основные факты и дается эмоционально-экспрессивная публицистическая оценка этим фактам. Центр.герой – московский князь Дмитрий Иванович. Это идеальный христианин, отважный воин, который бьется впереди. Он противопоставлен в повести нечестивому злодею Мамаю и его союзниками – литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом – предателем. Предательство «своего» вызывает особое негодование автора. Много ист.деталей. Основная цель – показать превосходство храбрости русских войск над высокоумием татар и заклеймить позором предательство рязанского князя Олега.

ü«Задонщина» — поэтическая повесть, посвященная прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами. Стиль радостный, автор проникнут осознанием конца периода печали. «Задонщине» присущи следы деловой прозы и строфичность, которая подчеркивается одинаковыми зачинами. Нет упоминания о предательстве Олега, весь пафос, лирически взволнованный и патетический, направлен на пропаганду идеи сплочения, так как благодаря единству и была одержана победа.

20. «Задонщина»: центральная идея, ее сюжетно-композиционные средства выражения, образная система (в сравнении со «Словом о полку Игореве»)

«Задонщина» — поэтическая повесть, посвященная прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами, факты автор черпал из летописной повести, а литературным образцом служило «Слово о полку Игореве». Использование в «Задонщине» поэтического плана и худ.приемов «Слова» обусловлено идейно-художественным замыслом этого произведения, где сопоставлялись события прошлого и современности. «Слово» призывало к объединению для борьбы с врагом, а «Задонщина» прославляла единение, благодаря которому и была одержана победа.

Воинская доблесть и мужество князей характеризуются теми же приемами, что и в «Слове». Тоже восхваляется вещий Боян.

Павших воинов оплакивают жены, их плачи построены, подобно плачу Ярославны, на обращении к Дону, ветру, Москве-реке.

Стиль радостный, автор проникнут осознанием конца периода печали. По сравнению со «Словом» «Задонщина» более абстрагирует, психологизирует действие, убираются языческие мифологические образы, усиливается христианский элемент. В уста героев вкладываются благочестивые размышления, вводится религиозная фантастика. Сложные метафорические образы «Слова», символика, связанные с языческой мифологией, отсутствуют, но шире используются некоторые приемы устной народной поэзии. (гуси, лебеди, соколы, волки и проч.) «Задонщине» присущи следы деловой прозы и строфичность, которая подчеркивается одинаковыми зачинами. Нет упоминания о предательстве Олега, весь пафос, лирически взволнованный и патетический, направлен на пропаганду идеи сплочения, так как благодаря единству и была одержана победа.

 

 

21. Отражение политической теории «Москва – третий Рим» в древнерусской литературе.

1380 г. – победа на Куликовом поле

1439 г. – падает авторитет Византии (Флорентийская уния)

1448 г. – автокефальность Руси

1453 г. – завоевание Византии турками

Московская Русь претендует на роль Вселенской Империи и Вселенской церкви.

Лучше всего эта теория получила отражение в послании к Василию III Филофея. А также в текстах:

© «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера: символическое знамение борьбы змея (мусульманства) с орлом (христианством) – падение Константинополя. И указание Львом Премудрым на «русый» народ, который спасёт Византию. Героем изображён император Константин. Жестоким, но справедливым изображается турецкий султан Магмет (новый шаг в развитии исторической повести).

© «Повесть о Вавилонском царстве» (переводной текст)

© «Сказание о князьях Владимирских» (начало 16 в.): попытка установить генеалогическую связь московских князей с основателем Римской империи Августом-Кесарем. Эта легенда служила важным политическим средством обоснования прав московских князей на царский титул и на самодержавную форму правления государством, содействовала укреплению внутриполитического авторитета этой власти и способствовала упрочению международного престижа Московского государства.

 

22. Житийная литература 14 – 15 вв. Творчество Епифания Премудрого.

В конце 14 – начале 15 вв. в агиографической литературе происходит возрождение экспрессивно-эмоционального стиля литературы. Это связано с подъёмом национального самосознания, вызванного борьбой с иноземными поработителями, формированием идеологии централизованного государства, укреплением авторитета великокняжеской власти. На первый план выдвигается нравственный идеал человека целеустремлённого, стойкого, способного к самопожертвованию во имя блага народа.

Епифаний Премудрый большую часть своей жизни провёл в стенах Троице-Сергиева монастыря из-за его богатой библиотеки. Его перу принадлежат два произведения.

«Житие Стефана Пермского». Цель жития – прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далёкой коми-пермяцкой земле, показать торжество христианства над язычеством. Житие открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть и три плача (пермских людей, пермской церкви и «Плач и похвала инока списающа»).

Главную заслугу Стефана Епифаний видит в его просветительской деятельности, в создании пермской азбуки и переводе на пермский язык «священного писания». Плачи в этом житии выражают не только чувство скорби пермских людей, но и чувство восторга, удивления перед величием подвига героя.

Житие нарушало традиционные рамки канона:

© Размером

© Обилием фактического материала

© Критику симонии («поставление» на церковные должности за деньги)

© Новой трактовкой отрицательного героя

© Отсутствием описания как прижизненных, так и посмертных чудес

© Композиционной структурой.

По-видимому, Епифаний предназначал его для индивидуального чтения и, подобно Феофану Греку, писал невзирая на канонические образцы.

«Житие Сергия Радонежского». Оно написано с большой исторической точностью, но стиль изложения менее риторичен. Епифаний хорошо передаёт факты биографии Сергия, с лирической теплотой говорит о его деятельности, связанной с укреплением централизованного Русского государства. Задача – актуализировать память о Сергии (через 25 лет после его смерти), запечатлеть его в истории, духовной русской жизни. Текст насыщен чудесами (даже до рождения).

Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал русский язык, содействовал дальнейшему развитию литературы, изображая психологические состояния человека, динамику его чувств.

 

 

23. Особенности Новгородской литературы 14 – 15 вв.

В 14 – 15 вв. Новгород был крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром северо-западной Руси. Типичная феодальная республика. Складываются 2 своеобразные «партии»: московская (крестьяне, заинтересованные в централизации управления) и литовская (боярская торговая олигархия) Острая классовая борьба.

Древнейшим памятником новгородской литературы является летопись. По поручению Евфимия II в начале 15 в. создаётся Софийский временник, где центром истории Руси признаётся Новгород. В 14 в. активно развивается жанр хождений («Хожение Стефана Новгородца»).

Расцвет Новгородской агиографии падает на вторую треть 15 в. Евфимий II устанавливает почитание местных новгородских святых, покровителей города: архиепископов Иоанна и Моисея.

«Повесть о путешествии новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим». Много лет Иоанн мечтал побывать в Иерусалиме. Однажды в его кувшин забрался бес. Он перекрестил его. Бес взмолился, что отвезёт его в Иерусалим, при условии того, что он никому не расскажет. Иоанн рассказывает о своих приключениях, как о своём знакомом. Но договор нарушен. Бес творит пакости святителю. Новгородцы решают, что человеку, который ведёт непотребную жизнь, не подобает быть святителем. Его посадили на плот, но он плывёт вверх к стенам монастыря, как доказательство невиновности.

«Повесть о новгородском посаднике Щиле». Щил занимался ростовщичеством. Завещал родственникам, чтобы они отпевали его в церкви. После 40 дней молитв чудо – Щил по грудь выходит из ада и т.д. 3 иллюстрации – 120 дней. Против «откупания» грехов выступали «стригольники», считавшие, что не должно быть посредников между человеком и Богом.

«Повесть о новгородском белом клобуке». Повесть состоит из 3 частей. Первая – история возникновения клобука (головной убор священника).

Константин передаёт его Сильвестру в Рим. Вторая – переход клобука из Рима в Константинополь (православие).

Третья часть – переход из Византии в Великий Новгород. Там клобук встречает архиепископ Василий, предупреждённый ангелом о его прибытии. Предполагают, автор повести – толмач Дмитрий Герасимов. «Новгород – третий Рим».

Таким образом, особенности новгородской литературы:

© Сепаратистские тенденции, культивируемые правящими верхами феодального общества

© Прославление местных святынь, архиепископов

© Широко используется легендарный повествовательный материал

© Сюжетная занимательность

© Конкретность изображения

© Простота стиля.

Общая характеристика литературы централизованного русского государства.

Конец 15 – 16 вв.

© Бурная эпоха предопределила публицистический характер большинства произведений. Публицистика выделяется в особый род творческой деятельности. В ней наиболее концентрированно и открыто представлены кардинальные проблемы времени.

© Ведётся полемика по поводу характера государственного управления, места и роли в этом управлении царя, боярства, служивого дворянства и монашества.

© Появление т.н. обобщающих произведений как церковной, так и светской литературы, которые идеологически закрепляли объединение русских земель вокруг Москвы.

© Интерес авторов к частному человеку, его жизни, быту. Социальный статус героя уже не важен.

© Активное проявление автора в тексте, которому важно выразить, что он думает сам по тому или иному поводу.

© Поиски художественной формы, трансформация устойчивых жанров, прежде всего хождения («За три моря» Афанасия Никитина), жития («Повесть о Петре и Февронии»), появление нового жанра бытовой повести.

© Рост личностного начала обеспечил появление индивидуального стиля (публицистика Ивана Грозного).

В литературу входит живая разговорная речь, вплоть до ругательств.

© Элементы Возрождения в литературе конца 15 – 16 вв.

 

 

25. Политические проблемы конца 15 – 16 вв. в повестях о Дракуле и царице Динаре.

«Сказание о Дракуле воеводе» ставит вопрос о характере власти единодержавного властителя, о значении его личности. Исторический прототип Дракулы – воевода Влад Цепеш, управлявший Румынией в середине 15 в. О его необычайной жестокости в Европе ходило много рассказов. Написанная в форме посольской «отписки», «Повесть о Дракуле» главное внимание сосредотачивает на деяниях самовластного воеводы. Эти деяния излагаются в форме небольших сюжетных рассказов, где первостепенное значение приобретает диалог, а судьба персонажа зависит от ума и находчивости собеседника, ведь государь прежде всего ценит ум, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, воинскую доблесть. Автор повести почти не высказывает своего отношения к поведению героя. Повесть лишена христианского дидактизма. Все поступки Дракула совершает по своей воле, не подстрекаемый никакими потусторонними силами. Не прославляя и не осуждая его, автор как бы приглашал читателей принять участие в решении центрального вопроса – каким должен быть великий государь: подобает ли ему быть милостивым или грозным. Этот вопрос затем главным образом ставится в публицистике.

Решению этой проблемы также посвящена «Повесть об Иверской царице Динаре». Здесь прославляется мудрая царица Грузии (Тамара).

Отличительные качества царицы – христианское благочестие и воинская доблесть. Эта повесть утверждает, что только самодержец способен защитить свою державу от иноземных врагов и править царством в мире и тишине. Власть государя начинает окружаться ореолом святости, поэтому в изображении Динары широко используются приёмы агиографии, выступающие в тесном переплетении с приёмами воинских повестей. Также эта повесть свидетельствует о крепнущих культурных и литературных связях России и Грузии.

 

26. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию. Для своего произведения автор избирает жанр путевых записок, очерков. «Хождение» лишено религиозно-дидактических целей. Никитиным движет любознательность и практическая сметка. Пытливо присматриваясь к нравам и обычаям чужой страны, Афанасий свято хранит в своём сердце образ родины. Православная вера является для Никитина символом родины. Переменить веру для него равносильно изменить родине. Однако автор чужд религиозного фанатизма. Он внимательно присматривается к религиозным обрядам, описывает святыни.

Что описывается в «Хождении»:

© Обилие автобиографического материала

© Интерес русского человека к быту и нраву чужой страны

© Ежегодный грандиозный базар

© Особенности климата Индии

© Местные легенды

Особенности «Хождения»:

© Просторечная и разговорная лексика русского языка переплетается с арабскими, персидскими, турецкими словами

© Лаконизм, умение подмечать и описывать главное

© Точность и строгая фактичность

Всё это выгодно отличает «Хождение» от описаний Индии европейскими путешественниками.

 

 

27. Публицистика 16 в.: авторы, темы, идеи, стиль.

Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Наиболее яркое выражение они нашли в публицистических произведениях.

В первой четверти XVI в. возникло «Сказание о князьях владимирских», которое в отличие от «Повести временных лет» выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа. В одну из подчиненных ему областей на берега Вислы он якобы послал своего брата Пруса, который и основал род легендарного Рюрика. Один из наследников Августа, Пруса и Рюрика — древнерусский князь Владимир Мономах получил от византийского императора символы царской власти: шапку-венец, драгоценные бармы-оплечья и другие дары. С той поры этим венцом и венчались все последующие русские князья. Таким образом, обе легенды — и о происхождении княжеской власти от римского императора, и о получении царских регалий из Константинополя — имели своей целью укрепить авторитет власти на Руси, обосновывали стремление возвратить древнерусские земли, находящиеся под властью Польши и Литвы.

В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около 1510 г.) выдвигалась идея «Москва – третий Рим». В его изложении история выступает как процесс смены трех мировых царств. Первые два Рима — собственно Рим и Константинополь — погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва. Если же и Москва впадет в грехи, ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше православного государства. Следовательно, мысль Филофея должна приниматься не как претензия Русского государства на мировое господство или мессианство, но в смысле большой ответственности Руси за дальнейшее существование мира. Не достижение мировой власти, а объединение всех русских земель под главенством Москвы является основной идеей посланий Филофея.

Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и вообще об устройстве Русского государства.

В конце 40 — начале 50-х годов XVI в. пишет свои челобитные Ивану IV Иван Семенович Пересветов (возможно, вымышленная личность).

Для изложения своих взглядов Пересветов пользуется своеобразным литературным приемом. Он рисует несуществовавшего идеального монарха — Махмет-Салтана турецкого, который, сосредоточив в своих руках всю власть, сумел тем не менее установить в своем государстве справедливые отношения и твердый правопорядок. В своей политике Махмет-Салтан опирался на «воинников». За усердную службу он хорошо оплачивал своих воинов из казны, в которую стекались все доходы его царства.

Турецкому султану Пересветов противопоставляет византийского «царя» Константина, который «вельможам своим волю дал». Они же отстранили его от власти и злоупотреблениями довели страну до гибели.

Поэтому образцом для Пересветова выступал сильный правитель, но не самовластец, ибо кроме прав у него были и обязанности перед «воинниками», которыми он и был «силен и славен». Пересветов, следовательно, обращал внимание на дворянство как государственную опору, а боярство обвинял в трусости и недостатке служебного рвения. Стремясь к усилению военной мощи, Пересветов выступал против института холопства, так как рабы, понятно, воины плохие. «Которая земля порабощена, — писал он, — в той земле все зло сотворяется». Такова в общих чертах программа государственного устройства одного нз публицистов того времени.

Яростный спор по этим же проблемам мы наблюдаем в знаменитой переписке (1564-1577) Ивана Грозного с князем Андреем Курбским — одним из его сторонников в 50-е годы. Бежав с началом опричнины за рубеж, Курбский прислал царю послание, обвиняя его в тирании и жестокости. Грозный ответил. Вся переписка составляет два послания царя и три князя, которым был написан также памфлет «История о великом князе Московском». Обоих авторов отличает широкая образованность: они знали античность, историю Рима, Византии и Руси, Библию и богословскую литературу. Оба обладали незаурядным литературным талантом.

Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады. К управлению государством, по его мысли, необходимо привлекать «мудрых советников» и даже «всенародных человек». Следовательно, Курбский выступал за монархию, но ограниченную. Царь Иван же истинной монархией считал только монархию с неограниченной властью. Это он и доказывал — в данном случае с пером в руках. Аргументами служат прежде всего факты из прежней истории, согласно которым «самодержавство» существует в Русской земле «божиим соизволением» «издревле» — с князя Владимира Святославовича. Однако в малолетство Ивана IV «бояре и вельможи» «от бога державу данную мне от прародителей наших под свою власть отторгли». Это, по мнению царя, грозило гибелью государству. Теперь настало время вернуть самодержавную власть, при которой не царь действует для блага подданных, а обязанностью их является верная служба государю. Все жители страны — от холопа до князя – это государевы холопы. «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же», — лаконично формулировал царь Иван свой принцип неограниченного правления.

 

Творчество М. Грека.

Родился в Албании, принадлежал знатному роду. Юные годы Грека прошли в странствиях по городам Италии. Там он становится монахом доминиканского монастыря св. Марка. Спустя некоторое время Грек возвращается в православие. Затем прибывает в Москву, где служит переводчиком.

Первые оригинальные произведения Максима Грека посвящены обличению черного духовенства и защите «нестяжания». В монастырях процветают пьянство, чревоугодие, гомосексуализм, разврат, сребролюбие, праздность. Развращённым русским монахам Грек противопоставляет католических.

Защите «нестяжания» посвящен полемический философский трактат «Беседа ума с душой». Ум – аллегория высоких нравственных принципов монашества, душа – воплощение пороков.

В «Слове о покаянии» Грек с большим сочувствием говорит о монастырском крестьянине, изнуряемом непосильным трудом.

В «Стезании Любостяжателя с нестяжателем» Грек доказывает необходимость добровольного отказа монастырей от своих вотчинных прав.

Активная защита «нестяжательства», обличение монашества были поставлены ему в вину. Но литературно-публицистическую деятельность Грек не прекращал и в заточении. Он выступал с критикой религиозного формализма, выдвигал требование логического подхода к текстам «писания». Касался он и политических вопросов. В аллегорическом образе одиноко неутешно плачущей вдовы Василии-царства Грек изображает русское государство. Так, Грек ставит вопрос о необходимости разумного управления государством без кровопролитий, жестокости и лихоимства.

Все сочинения Максима Грека написаны в строгом соответствии с правилами риторического и грамматического искусства. Он развивает свои мысли в чёткой логической последовательности, аргументируя каждое положение. Литературная манера Максима Грека оказала большое влияние на его учеников и последователей: Андрея Курбского и Зиновия Отенского.

 

 

Обобщающие произведения 16 в.

Характерной особенностью развития русской литературы 16 в. явилось создание многочисленных обобщающих произведений как церковной, так и светской литератур, идеологически закреплявших объединение русских земель вокруг политического, религиозного и культурного центра Москвы. Путём объединения памятников местных областных литератур, их идейно-стилистической переработки создаётся единая общерусская литература, приобретающая общегосударственное, политическое значение. Колоссальная работа по собиранию церковной письменности, её стилистической и идеологической обработке была проделана по инициативе и под руководством митрополита Макария.

«Великие Четьи-Минеи». В Новгороде Макарий начал собирать все святые книги. В Москве он созывает два церковных собора по канонизации мнимо чтимых святых. Оба собора канонизировали 40 святых. Этот акт имел важное политическое значение, способствуя идеологическому укреплению авторитета светской и церковной власти.

Общерусские летописные своды. Воскресенская летопись: история Руси с момента образования Киевского государства до 1541 г., нет стилистического единства. Никоновская летопись: придано стилистическое единство.

Степенная книга. Попытка систематического прагматического изложения истории Русского Московского царства в форме генеалогической преемственности от Рюрика до Ивана Грозного. Излагается в форме агиобиографий его правителей по степеням родства. И Степенная книга, и летописные своды исполняли роль официального исторического документа.

«Домострой». Составление приписывается попу Сильвестру. Регламентировал поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни (рекомендует один метод – палку).

Это первая «Энциклопедия домашнего хозяйства». Его ценность – в широком отражении реальных особенностей русского быта и языка 16 столетия.

Упорядочению церковной и нравственной жизни был посвящён специальный «Стоглавый» церковный собор.

«История о Казанском царстве». Это связное историческое повествование, пронизанное единой историко-публицистической концепцией. Здесь возвеличивается Московское царство и его правитель: вся история Казани рассматривается как история постепенного усиления её зависимости от Москвы. Центральный герой – Иван Грозный, личность которого даётся в ореоле военной и царской славы. Но при этом автор подчёркивает храбрость не только русских воинов, но и их врагов – казанцев. Также в «Истории» отводится большое место изображению внутреннего психологического состояния её персонажей.

«Сказание о киевских богатырях». Оригинальная литературная обработка устно-поэтического былинного сюжета. Свидетельствует о развитии новых тенденций в повествовательной литературе 16 в., об усиливающемся проникновении в неё фольклора, её демократизации, а также об отходе от исторических сюжетов и стремлении к эпическим обобщениям и занимательности.

 

 

31. «Повесть о Петре и Февронии»: особенности жанра, образ центральной героини.

Создана в середине 16 в. писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.

Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 в. Однако вокруг этих имён был создан ряд народных легенд, составивших основу сюжета повести. С устно-поэтической народной традицией связан образ Февронии. На первый план выдвигается её необычайная мудрость. Она «одерживает» победу над слугой князя Петра, и над самим Петром, состязаясь с ним в мудрости. Также Феврония согласна уврачевать язвы Петра при одном условии – стать его женой. Подобно героиням русских народных сказок, Феврония борется за свою любовь, за своё счастье. До конца дней она свято хранит свою любовь к мужу. По требованию муромских бояр она покидает город, взяв с собой самое дорогое – своего супруга.

Характер центральной героини в повести дан весьма многогранно. Дочь крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силой ума и воли. Она обладает чутким, нежным сердцем, способна с неизменным постоянством и верностью любить и бороться за свою любовь. Её чудесный обаятельный образ заслоняет собою фигуру князя Петра.

В повести намечена тема социального неравенства. Бояре обвиняют Февронию в нарушении порядка: она неподобающим княгине образом ведёт себя за столом. Повесть резко осуждает своеволие боярства. Бояре не хотят, чтобы Феврония господствовала их жёнами.

Характерная особенность повести – отражение в ней некоторых деталей крестьянского и княжеского быта.

Агиографические элементы не играют существенной роли. В повести отсутствуют характерные для жития описания благочестивого происхождения героев. Весьма своеобразны и те «чудеса», которые совершает Феврония: собранные ею со стола хлебные крошки превращаются в фимиам (таким образом обвинение, возведённое на неё боярами, отводится), а маленькие деревца наутро превращаются в большие деревья (символ животворящей силы любви и супружеской верности).

Утверждением этой силой и отрицанием монашеского аскетического идеала служит также посмертное чудо: после смерти их тела оказываются в одном гробу.

Ореолом святости окружается не аскетическая монашеская жизнь, а идеальная супружеская жизнь в миру и мудрое единодержавное управление своим княжеством. Таким образом, «Повесть о Петре и Февронии» принадлежит к числу оригинальнейших высокохудожественных произведений дрл, ставивших острые социальные, политические и морально-этические вопросы. Это подлинный гимн русской женщине, её уму, самоотверженной и деятельной любви. Начальная стадия развития жанра светской бытовой повести.

 

Начало русского театра и драматургии.

В последней трети 17 в. возникает первый в России придворный театр. Инициатива создания принадлежала главе Посольского приказа Матвееву. Царь Алексей Михайлович одобрил эту инициативу. Весной 1672 г. началась деятельная подготовка к организации первого придворного театра. Для этого стали приспосабливать дом боярина Милославского, а пастору Немецкой слободы Грегори предложили набрать труппу актёров и начать их обучение. Было набрано 60 актёров-мужчин. Грегори был не только первым режиссёром, но и первым драматургом. Все работы по организации театра велись под наблюдением Матвеева. Денег не жалели.

Открытие театра и первое представление состоялось 17 октября 1672 г. Спектакль длился 10 часов. Зимой 1673 г. театр продолжал свою работу в новом помещении над Аптекарской палатой Кремля. После смерти Грегори в 1675 г. руководство труппой перешло к Юрию Гинверу, затем Степану Чижинскому. Однако в начале 1676 г. в связи со смертью Алексея Михайловича придворный театр прекратил существование.

Репертуар придворного театра был довольно обширен. Большим успехом пользовалась пьеса на исторический сюжет о Тамерлане – «Темир-Аксаково действо». «Комедии»=драма разделялись по жанрам: «жалостные» (с трагической развязкой), «прохладные» (с благополучной развязкой), «потешные» (весёлые).

Особенности драматургии:

© Внешняя занимательность

© Тесное переплетение трагического и комического

© Пьесы тяготели к развёрнутым эпическим повествованиям

© Герои – цари, полководцы, что соответствовало общему аристократическому духу придворного театра

© Пьесы снабжены предисловиями.

Таким образом, появление драматургии в русской литературе было связано с формированием придворной культуры. Появление придворного театра способствовало развитию школьной драматургии.

Жанр школьной драмы использовался в Киево-Могилянской академии в нравственно-воспитательных целях и служил средством борьбы с католическим влиянием. «Комидия притчи о блудном сыне» (конфликт разрешается торжеством отцовской морали).

Количество действующих лиц невелико.

Школьная драма стоит в преддверии классицистической драматургии:

© Логически последовательное развитие действия

© Чёткость композиции

© Деление персонажей на положительных и отрицательных

© Дидактизм

© Стремление к логически обобщённому изображению явлений действительности.

 

Переводная литература 17 в.

В 17 в. усиливаются экономические и культурные связи Русского государства с Западной Европой. Тяга к европейской образованности, европейским формам быта не могла не сказаться на изменении характера переводной литературы. Внимание сосредоточивается на европейской литературе позднего средневековья: рыцарский роман, бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористический рассказ, анекдот. Переводы осуществляются преимущественно с польского языка через посредство белорусов и украинцев.

Переводятся произведения:

© Светского содержания

© Используются достижения и открытия в изображении человеческого характера, сделанные оригинальной литературой

© Герои многогранны, их поступки органически вытекают из свойств и качеств характера

© Образы часто сближаются с персонажами устного народного творчества.

«Великое зерцало». Это религиозно-дидактические и нравоучительно-бытовые повести. В сборнике использована апокрифическая и житийная литературы, которая иллюстрировала те или иные положения христианской догматики. Обличается также женское упрямство, женская злоба, невежество, лицемерие.

«Римские деяния». Сборник содержит 39 произведений, связанных с Римом. Жанровый состав неоднороден – мотивы приключенческой повести, волшебной сказки, шутливого анекдота и дидактического рассказа. Даётся аллегорическое и моралистическое толкование.

«Фацеции». Смешные анекдотические случаи из повседневной жизни людей. Темы рассказов – женская хитрость и лукавство (прославляются), невежество.

«История семи мудрецов». Новеллы сугубо бытового содержания про злую мачеху.

«Повесть о Бове Королевиче». Рыцарский западноевропейский роман, подверженный значительной русификации. Привлекает читателя авантюрным сюжетом, близким к волшебной сказке. В повествование вводится много элементов русского быта. Так западноевропейский рыцарский роман стал достоянием дрл и устного народного творчества.

«Повесть о Еруслане Лазаревиче». Возникает в казачьей среде. Еруслан обладает гиперболической богатырской силой, ему чужды хитрость, обман, коварство. Герой был близок и понятен русскому читателю, видевшему в нём отражение своего идеала человека.