Общая характеристика курса 3

Пояснительная записка

 

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. года № N 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год)

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.

Цель изучения окружающего мира — формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

— развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

— формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

— воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

— формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

— формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

Общая характеристика курса

 

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

16 стр., 7507 слов

Рабочая программа дисциплины(модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

... составления плана и содержания дифференцированной логопедической работы или логопедического сопровождения (индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом нарушения (СК-1) готовностьк ... и самостоятельную работу студентов. Усвоение содержания курса опирается на знание студентами основ анато­мии, физиологии, патологии человека, невропатологии и нейро­физиологии, специальной ...

Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

2 стр., 855 слов

Роль ДОУ в формировании личностной готовности детей к школе

... учреждения в формировании личностной готовности детей к школе. ... ребенка, именно в детских образовательных учреждениях ребенок открывает то, что окружающий ... ребенка: он овладевает родовыми человеческими признаками - членораздельной речью, специфическими формами поведения, доступными видами продуктивной деятельности, ... Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. ...

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

В курс «Окружающий мир» также входит изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности, а также 14 часов из регионального компонента по программе В.А. Бойчук. Рабочая программа по предмету « Окружающий мир» для ОУ РБ. 1-4 классы. Уфа. «Китап».2013.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч. в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс – 66ч.(33 учебные недели), 2, 3, 4 классы – по 68 ч. (34 учебные недели)

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатовначального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатовначального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

Календарно-тематическое планирование

№ Уро-ка Тема Кол-во часов Дата проведения ТСО, ИКТ, наглядность Характеристика основных видов деятельности обучающихся
По кален дарю Факт.
I четверть – 17 ч. Где мы живём (4ч)
1. Родная страна. Я – гражданин России. 2.09   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Различать государственные символы России; называть свой « адрес» в мире.
2. Город и село. Проект «Родное село». Я – гражданин Башкортостана ОБЖ. Взаимодействие человека с окружающей средой. 5.09   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Называть основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес.
3. Природа и рукотворный мир. ОБЖ. Опасные и безопасные ситуации. 9.09   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Различать объекты природы и объекты, созданные руками человека.
4. Проверочная работа по разделу «Где мы живем?» Я — гражданин Башкортостана 12.09   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Различатьгосударственные символы России; называть свой « адрес» в мире; различать объекты природы и объекты, созданные руками человека,
Природа (20ч)
5. Неживая и живая природа. 16.09   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Различать объекты неживой и живой природы.
6. Явления природы. ОБЖ. Учусь принимать решения в опасных ситуациях. 19.09   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Знать понятия явления природы, сезонные явления.
7. Что такое погода? 23.09   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Определять погоду; измерять температуру.
8. В гости к осени (экскурсия).

ОБЖ. Что вокруг нас может быть опасным?

26.09   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Различать объекты природы и объекты, созданные руками человека.
9. В гости к осени. 30.09   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Знать понятия явления природы, сезонные явления.
10. Звездное небо. ОБЖ. Дом – машина для жилья. Учимся управлять этой машиной. 3.10   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Знать понятия созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь.
11. Заглянем в кладовые земли. 7.10   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Определять некоторые виды горных пород и минералов.
12. Про воздух… ОБЖ. Как вести себя со злоумышленниками. 10.10   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Отчего загрязняется воздух и вода; на что влияет грязный воздух.
13. Про воду. 14.10   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Как защитить воздух и воду от загрязнения.
14. Какие бывают растения? ОБЖ. Как действовать в чрезвычайных ситуациях. Служ- бы экстренной помощи. 17.10   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Различать изученные группы растений и животных.
15. Какие бывают животные? Экскурсия в краеведческий музей.   21.10   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Различать изученные группы растений и животных.
16. Невидимые нити. ОБЖ. Отчего может возникнуть пожар (в помещении, в транс — порте, на природе).

 

24.10   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Различать изученные группы растений и животных.
17. Дикорастущие и культурные растения. 28.10   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Распознавать дикорастущие и культурные растения ( по несколько представителей каждой группы).
II четверть – 16 ч.
18. Дикие и домашние животные. ОБЖ. Что делать при пожаре. 7.11   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Распознавать диких и домашних животных.
19. Комнатные растения. 11.11   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Ухаживать за комнатными растениями.
20. Животные живого уголка. ОБЖ. Если горит у соседей. 14.11   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
21. Про кошек и собак. 18.11   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Распознавать домашних животных и ухаживать за ними.
22. Красная книга России и Башкортостана. ОБЖ. «От маленькой искры боль – шой пожар бывает» (КВН) 21.11   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Приводить примеры животных и растений Красной книги; выполнять правила поведения в природе.
23. Будь природе другом! Проект «Красная книга Башкортостана, или Возьмём под защиту». 25.11   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Приводить примеры животных и растений Красной книги; выполнять правила поведения в природе.
24. Проверочная работа по разделу «Природа». ОБЖ. Экстремальная ситуация для человека в природной сре- де – что это? 28.11   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Использовать полученные знания в новых условиях. Учиться контролировать и оценивать свою работу.
Жизнь города и села (10ч)
25. Что такое экономика? 2.12   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Вести наблюдения за жизнью города (села); перечислять составные части экономики.
26. Из чего что сделано? ОБЖ. Если заблудился в лесу. 5.12   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Определить материал, из которого сделан предмет.
27. Как построить дом? 9.12   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Перечислять составные части экономики; определить материал, из которого сделан предмет.
28. Какой бывает транспорт? ОБЖ. Ядовитые растения, грибы, плоды. 12.12   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Различать изученные виды транспорта.
29. Культура и образование. 16.12   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Называть учреждения культуры и образования.
30. Все профессии важны. Проект «Профессии». ОБЖ. Учусь ориентироваться. 19.12   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Вести наблюдения за трудом людей, перечислить профессии.
31. В гости к зиме (экскурсия). 23.12   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе зимой.
32. В гости к зиме . ОБЖ. Водоёмы. Зимняя река. 26.12   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Рассказывать о изменениях в живой и неживой природе зимой.
33. Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села». 30.12   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Использовать полученные знания в новых условиях. Учиться контролировать и оценивать свою работу.
III четверть – 19ч.
34. Презентация проектов «Родное село», «Красная книга», «Профессии» ОБЖ. Зимняя река. География безопасности. 16.01   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Использовать полученные знания в новых условиях. Учиться контролировать и оценивать свою работу.
Здоровье и безопасность (9ч)
35. Строение тела человека. 20.01   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Называть внутренние органы человека.
36. Если хочешь быть здоров. ОБЖ. Водная переправа и меры безопасности при пользовании водной переправой. 23.01   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Называть внутренние органы человека; выполнять правила личной гигиены.
37. Берегись автомобиля! 27.01   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Применять правила дорожного движения; выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту.
38. Школа пешехода. ОБЖ. Водная переправа и меры безопасности при пользовании водной переправой. 30.01   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Применять правила дорожного движения.
39. Домашние опасности. 3.02   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту.
40. Пожар. ОБЖ. Животные вокруг нас. 6.02   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Выполнять правила безопасного поведения на улице и в быту.
41. На воде и в лесу. Заповедники Башкортостана. 10.02   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Выполнять правила безопасного поведения на воде и в лесу.
42. Опасные незнакомцы. ОБЖ. Меры безопасности при общении с домашними животными. 13.02   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Выполнять правила безопасного поведения при контактах с незнакомцами.
43. Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность». 17.02   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Использовать полученные знания в новых условиях. Учиться контролировать и оценивать свою работу.
Общение (7ч)
44. Наша дружная семья. ОБЖ. Как ухаживать за кошкой и собакой. 20.02   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Объяснять что такое культура общения.
45. Проект «Родословная». 24.02   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Называть имена и отчества родителей, родственников.
46. В школе. ОБЖ. Учусь читать дорожные знаки. 27.02   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Знать обязанности в школе; правила вежливости; как вести себя за столом.
47. Правила вежливости. 3.03   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Знать правила вежливости; как вести себя за столом, в общественном транспорте, в кинотеатре; в общественных местах;
48. Ты и твои друзья. ОБЖ. Разметка улиц и дорог.   6.03   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Знать как вести себя в кинотеатре; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощения с друзьями.
49. Мы – зрители и пассажиры.   10.03   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Как вести себя в общественном транспорте, в кинотеатре. Культура поведения в общественных местах.
50. Проверочная работа по разделу «Общение». ОБЖ. Светофор. Регулировщик.   13.03   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Использовать полученные знания в новых условиях. Учиться контролировать и оценивать свою работу.
Путешествия (18ч)
51. Посмотри вокруг. 17.03   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
52. Ориентирование на местности. ОБЖ. Почему на улице опасно? 20.03   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
IV четверть – 18 ч
53. Ориентирование на местности. 3.04   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
54. Формы земной поверхности. ОБЖ. Кодекс выживания пеше – хода. 7.04   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Рассказывать о формах земной поверхности.
55. Водные богатства. Водохранилища Башкортостана 10.04   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Наблюдать за водными богатствами.
56. В гости к весне (экскурсия).

ОБЖ. КВН «Клуб внимательный пешеход»

14.04   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе весной.
57. В гости к весне (урок). 17.04   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Рассказывать о изменениях в живой и неживой природе весной.
58. Россия на карте. Я – гражданин России. ОБЖ. Здоровье и болезнь. Сказка о вредных привычках. 21.04   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Рассказывать о родной стране, ее столице и других городах, о разных странах мира и нашей планете в целом; элементарные приемы чтения карты;
59. Проект «Города России». Знаменитые города России. 24.04   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Представлять другие города России.
60. Путешествие по Москве, Уфе. ОБЖ. Витамины и здоровый организм. 28.04   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Приводить примеры достопримечательностей Москвы.
61. Московский Кремль. 5.05   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Рассказывать о достопримечательностях Московского Кремля.
62. Города на Неве, Белой. ОБЖ. Здоровая пища. 8.05   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Приводить примеры достопримечательностей Санкт-Петербурга.
63. Путешествие по планете. 12.05   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Знать океаны и материки Земли.
64. Путешествие по материкам. ОБЖ. Реклама табака и алкоголя. 15.05   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Знать особенности природы и жизни людей на разных материках.
65. Путешествие по материкам.   15.05  
66. Страны мира. Республика Башкортостан. Проект «Страны мира». 19.05   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Рассказывать о некоторых странах мира.
67. Проект «Страны мира». 22.05  
68. Впереди лето. ОБЖ. Правда об алкоголе. 22.05   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Знать и называть признаки лета, месяцы, знать о вреде алкоголя
Проверочная работа по разделу «Путешествия». 26.05   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Использовать полученные знания в новых условиях. Учиться контролировать и оценивать свою работу.
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». 29.05   Ноутбук, электронное приложение к учебнику Использовать полученные знания в новых условиях. Учиться контролировать и оценивать свою работу.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове­ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид­кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ­ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа­ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).

Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).

Наблюдение за погодой своего края. Предска­зание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).

Особенности поверхности родного края (краткая харак­теристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяй­ственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

Условия, необходимые для жизни рас­тения (свет, тепло, воздух, вода).

Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту­щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

Размноже­ние животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей).

Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — рас­пространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот­ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот­ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между­народные экологические организации (2—3 примера).

Между­народные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнеде­ятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.

 

Человек и общество

 

Общество — совокупность людей, которые объединены об­щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно­стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкла­де в культуру человечества традиций и религиозных воз­зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру­гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о челове­ческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле­нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забо­та о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се­мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни­кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен­тации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. На­земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова­ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас­совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти­туция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. От­ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав­ственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления об­щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе­ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни Рос­сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло­щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори­ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).

Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).

Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо­ру).

Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив­ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме­чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо­бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федера­ция. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен­ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность исто­рико-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообра­зии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с нескольки­ми странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

 

Правила безопасной жизни

 

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, пере­греве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.).

Правила безопасности при контактах с незна­комыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас­ности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав­ственный долг каждого человека.