Роль ДОУ в формировании личностной готовности детей к школе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 5

1.1. Становление личностных механизмов поведения 5

1.2. Развитие воли и произвольности дошкольника 10

1.3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте 18

1.4. Становление этических инстанций и социальных чувств 26

1.5. Интеллектуальная готовность к школе 30

1.6. Личностная готовность к школе 33

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38

2.1. Школа и детский сад в системе процесса социализации 38

2.2. Социальная компетентность 43

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 46

3.1. Социально-психологические характеристики выборки 46

3.2. Методы исследования и их обоснование 46

3.3. Процедура и особенности проведения исследования 47

3.4. Результаты исследования 47

3.5. Интрепретация данных 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ШКАЛА ИЗМЕРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОЛЛА МОДИФИЦИРОВАННАЯ 54

ВВЕДЕНИЕ

…Школьное обучение

никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития,

проделанную ребенком.

Л.С. Выготский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребенка, то преемственность применительно к нашей теме проанализируем с позиции детского сада и с позиции школы.

Роль детского образовательного учреждения переоценить или недооце-нить невозможно: именно там начинается первичная социализация ребенка, именно в детских образовательных учреждениях ребенок открывает то, что окружающий мир – это не только семья, он гораздо больше. А.Н. Леонтьев говорил, что в процессе социализации особое значение имеет дошкольное детство, так как в этот период происходит фактическое “очеловечивание” ребенка: он овладевает родовыми человеческими признаками — членораздельной речью, специфическими формами поведения, доступными видами продуктивной деятельности, знаковым мышлением. Л.С. Выготский, рассматривая социализацию как “процесс врастания в человеческую культуру”, подчеркивал особую роль овладения различными формами знака в становлении ребенка как человека.

11 стр., 5199 слов

Методики по исследованию детей старшего дошкольного возраста

... ребёнка. Испытуемый – Иван Власов, 6 лет.      Для исследования были использованы следующие психологические методики:         Методика №1 «Эталоны» (Л.А. Венгер). ... Цель: выявить уровень мотивационной готовности ребенка к обучению в школе, раскрыть состав и выраженность мотивов, побуждающих ребенка идти в школу, а также степень осознанности этих ...

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности, формируется го-товность ребенка к школе – дальнейшему развитию. Понятие готовности к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. То есть можно выделить личностную и интеллектуальную готовность к школе [3, 12].

В структуре социально-психологического компонента личностной готовности можно выделить следующие подструктуры [22]:

• Коммуникативную компетентность

• Социальную компетентность

• Языковую компетентность

Цель исследования: изучение роли детского образовательного учреждения в формировании личностной готовности детей к школе.

Целью работы определяются и задачи:

1. Теоретический обзор литературы.

2. Исследование школьной готовности.

3. Исследование социальной компетентности детей дошкольного возраста.

4. Интерпретация результатов исследования.

Гипотеза: социальная компетентность детей, посещающих ДОУ выше социальной компетентности детей не посещающих ДОУ.

Объект исследования: особенности формирования личностной школьной готовности.

Предмет исследования: социальная компетентность детей дошкольного возраста……

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 239 с.

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991.

3. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994. — 192 с.

4. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведе-ния дошкольников в условиях детского сада// Ребенок в детском саду, 2003, № 2

5. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни – новый инструмент оценки развития детей. СПб.: Речь, 2001.

6. Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994

7. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.

8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Комплекс-Центр, 1993. — 176 с.

9. Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. — М.: Редакционно-издательский цент Консорциума “Социальное здоровье России”, 1995. — 127 с.

4 стр., 1868 слов

Формирование у детей дошкольников психологической готовности к обучению в школе

... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48 4. Комплекс занятий на развитие готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….49 5. Работы детей к тесту «Раскрась картинку». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... Практикум по детской психологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ...

10. Лисютенко О.Н., Прочухаева М.М. Организация и проведение групповой игротерапии в ДОУ/ Создание интегративного пространства в до-школьном образовательном учреждении в целях профилактики социального сиротства. – М., 2004

11. Маркова А. К., Лидерс А. Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.

13. Руководство практического психолога. Готовность к школе: разви-вающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.

14. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003. – 368 с.

15. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. -М., 1991.

16. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. «Академия развития»,1996

17. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.. Роль детского сада в подготовке де-тей к школе. Ярославль «Академия развития», 1996

18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336 с.

19. Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. 1998. № 3 – 4.

20. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2001. – 368 с.

21. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/ Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 320с.

22. psy.piter.com/library: Шварцман О.А., Личностная готовность ребенка к школе. Постановка проблемы