Наука и псевдонаука

Тема 7. Наука и псевдонаука.

Критерии демаркации науки и псевдонауки в неопозитивизме и философии науки К.Поппера. Типы псевдонаучно го знания: пара наука, псевдонаука, девиантная наука, «сциентизм», альтернативная наука. Дополнительные признаки псевдонаучно го знания. Марксизм и психоанализ: науки или псевдонауки? Идеологизация науки как механизм появления псевдонаук («арийская наука», «мичуринская биология» Лысенко и др.)

 

В культуре су­ществовали и продолжают существовать фено­мены вне научно го (или, как его иногда еще на­зывают, ино- или пара научно го) специализи­ро ванно го знания — астрология и алхимия, теология и метафизика, спеку лятивная натур­философия, парапсихология и учение о неопоз­нанных летающих объектах и мно гое другое. Почему? Это не про­стой вопрос, требующий специальных ист ори­ческих и социально-философских исследований. Однако ближайшие причины ясны. Научное знание не может охватить всей сферы реальности. В че­ловеке неискоренима потребность в знании пре­дельных, абсолютных начал бытия, наиболее общих характеристик универсума — область поисков, метафизики, натурфилософии, спеку ля­тивно-мистической мысли. Психологическим мо­тивом, поддерживающим вненаучпые формы познания, является испокон веков существовав­шая у людей надежда найти чудодейственные способы решения их насущных жизненных проблем.

Вненаучное знание, как и знание научное, не является досужей выдумкой, оно производится в определенных интеллекту аль­ных сообщ ествах. Механизмы производства вне научно го знания, а также способы его распространения в общ ест­ве заметно отличаются от аналогичных форм производства и распространения научно го знания.

Паранаучное знание нередко изображают как ультрасовременный феномен, как нечто, куда еще только-только ступает человеческая мысль. Это, конечно, не так. Это знание изв естно очень давно, а некоторые его виды, например астроло­гия, старше обычных наук. Достаточно устой­чивый их перечень сложился к концу XVII в. В него обычно помещали алхимию, астрологию, геомансию (предсказа ние месторождений по внешним чертам земной поверхности), фитогномию (приписывание лечебной силы растениям на основе их подобия или символического со от­ветствия тем или иным частям человеческого организма).

4 стр., 1978 слов

Где проходит граница между наукой и псевдонаукой

... М. Соколова (Соколов М. Где проходит граница между наукой и псевдонаукой [Электронный ресурс] // ПостНаука. 2013. URL: http://postnauka.ru/longreads/17446 ... что прежде было во многом единым корпусом знания. Возьмем пример посвежее. Евгеника сегодня представляется псевдонаучной, ... же почти даром (бессмертие, предсказание личного будущего, научно обоснованный способ достичь гармонии со Вселенной, простую ...

Позднее к ним присоединились френология, месмеризм, парапсихология, уфология (учение о НЛО) и ряд других менее изв ест­ных пара научных направлений. Парапсихоло­гия, или, как ее стали называть сейчас, учение о экстрасенсорном восприятии, например, уже переживала период подъема в конце XIX в. На этой почве в России столкнулись два великих химика — А. М. Бутлеров и Д. И. Менделеев.

  В культуре су­ществовали и продолжают существовать фено­мены вне научно го (или,… Вненаучное знание, как и знание научное, не является досужей выдумкой, оно производится в определенных…

Псевдонаука, пар наука, девиантная наука

Представляется, что в рассматриваемой сфере можно выделить по меньшей мере три вида по­знавательных феноменов: паранормальное зна­ние, псевдонауку и девиантную науку. К пара-нормальному (от греч. рага — около, при) от но­сятся учения о тайных природных и психи чес­ких силах и от ношениях, скрывающихся за обычными, происходящими в пространстве и времени явлениями.

В отличие от этого сторонники псевдонаук не только не отрицают, но и, напротив, подчеркивают свое стремление пользоваться научным ме­то дом. Они собирают факты, выдвигают догадки и гипотезы, обосновывают их. Но, несмотря па эту имитацию научной деятельности, боль шин­ству ученых, да и самим за нимающимся псевдонаукой людям совершенно ясно, что их деятель­ность осуществляется за гранью нормальной науки.

Наиболее близка к обычной научной деятель­ности «девиантпая наука». Девиантной наукой за ни­маются, как правило, люди, получившие науч­ную подготовку, но по тем или иным причинам выбравшие далекие от общепринятых объекты или методы исследования. Сами они убеждены в научности своих занятий, однако боль шинство ученых от носят эти занятия к вне научным.

Кант «Грезы духовидцы, прояснен­ные грезами метафизики» — разбирает учение знаменитого шведского мистика XVIII в. Э. Сведепборга.

Паранаука: Шеллинг— «науки постепенно исчезнут и на место их явится непосредственное знание. Все науки, как таковые, изобретены лишь по не до­ста тку этого знания; например, весь лабиринт астрономических вычислений существует по то­му, что человеку не было дано усматривать не­посредственно необходимость в небесных дви­жениях как таковую, или духовно сопереживать реальную жизнь вселенной. Существовали и бу­дут существовать не нуждающиеся в науке лю­ди, в которых смотрит сама природа и которые сами в своем видении сделались природою. Это настоящие ясновидцы, подлинные эмпирики, к которым эмпирики, называющие себя так те­перь, от носятся как политиканы, переливающие из пустого в порожнее, к посланным от Бога пророкам»

Если в ньютоновской картине мира, как уже отмечалось, человек предстает ничтожным и в общем-то случайным наблюдателем размерен­но го хода мировой машины, то в натурфилосо­фии он снова водворяется в центр мироздания. Это связано с одной из основных ее идей — че­рез человека, включенно го в жизнь природы, проходят ее силы и стихии, и он, как совершен­ное существо, может переживать выше и ниже него расположенные в великой цепи природы уровни ее организации..

В отличие от этого сторонники псевдонаук не только не отрицают, но и, напротив, подчеркивают свое стремление пользоваться научным ме­то дом. Они… Наиболее близка к обычной научной деятель­ности «девиантпая наука». Девиантной… Кант «Грезы духовидцы, прояснен­ные грезами метафизики» — разбирает учение знаменитого шведского мистика XVIII в. Э.…

4 стр., 1611 слов

Психология как наука. Научное и ненаучное психологическое знание

... особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. 3. Предмет психологии. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других ... сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название. С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Что же является предметом ...

Признаки псевдонауки

n Некритическое использование «фактов», почерп­нутых из мифов, древних легенд и аналогичных источников.

n Исследо­ванием через истолкование. Обычные ученые от носятся к научной литературе лишь как к средству коммуникации, обмена результатами исследований. Сторонники же псевдонаук подходят к ней так, как некото­рые литературные критики подходят к худо­жественной литературе.

n Наука объясняет факты пос­редством законов. Псевдонаука содержит «рассказ», «ист орию» того, как сверши­лись, по мнению автора, определенные событиях. — «объяснение через сценарий».

n «Безошибочность» псевдонаучных учений. В науке существуют разнообразные и постоянно дейст­вующие механизмы коррекции знания. В отличие от этого критические споры в псевдонауке обычно пре­вращаются в риторические дебаты.

Из девиантной науки — в науку. Вернадский писал: «исто­рия науки на каждом шагу показывает, что.. истина нередко в большем объеме открыта научным еретикам, чем ортодоксальным представителям научной мысли».

n Исследо­ванием через истолкование. Обычные ученые от носятся к научной литературе лишь как к средству коммуникации, обмена результатами… n Наука объясняет факты пос­редством законов. Псевдонаука содержит «рассказ»,… n «Безошибочность» псевдонаучных учений. В науке существуют разнообразные и постоянно дейст­вующие механизмы коррекции…

Критерии демаркации науки и не-науки

Проблема разграничения науки и не-науки называется проблемой демаркации (от англ. demarcation — разграничение) и является одной из центральных в философии науки.

Первым критерием, по которому можно судить о осмысленности того или ино го понятия или суждения, является изв естное еще Юму и Канту требование со отнесения этого понятия с опытом. Если в чувственном опыте, в эмпирии невозможно указать какие-либо объекты, которые это понятие означает, то оно лишено значения, оно является пустым звуком. В ХХ веке у позитивистов Венского кружка это требование получило название принципа верифицируем ости: понятие или суждение имеет значение если и только если оно эмпирически проверяемо.

Когда парапсихолог, астролог или “целитель” вещает о “биополях”, “силах Космоса”, “энергетиках”, “аурах” и т.п., то можно спросить — а есть ли, собственно говоря, нечто эмпирически фиксируемое, так или иначе наблюдаемое, что стоит за этими словами ? И выясняется, что ничего такого нет, а стало быть все эти слова лишены значения, они бессмысленны. Примеры таких вещей с точки зрения неопозитивистов:

· Гармония правит миром

· Все живые существа обладают энтелехией (витализм)

· Либидо Фрейда

Этот критерий начинает давать сбои в более тонких случаях. Возьмем, например, такие влиятельные учения, как марксизм и психоанализ. И Маркс, и Фрейд считали свои теории научными, таковыми их считали и их мно гочисленные последователи. Нельзя отрицать и того, что многие выводы этих учений подтверждались — верифицировались — эмпирическими фактами.

9 стр., 4065 слов

Психология наука о психике или учение о душе Братусь

... когда мы говорим о науке и ее прикладных аспектах, уместна другая пара: учение, или наука о психике психотерапия, психокоррекция ... Итак, в одном случае психология понимается как учение о душе, или душесловие. Практическое применение такого ... учение о душе — было незаконно похищено и использовано как титул для совсем иной научной области» (Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, ...

 

КАРЛ ПОППЕР (1902-1994) изучал сначала физику и математику, а по том философию. До 1937 г. работал в Вене, участвовал в дискуссиях Венского кружка, выступая критиком его программных положений. С 1946 г. профессор Лондонской школы экономики и политических наук, где вместе со своими учениками и последователями разрабатывал влиятельное направление в философии науки — критический рационализм. Критицизм Поппер считал основным мето дом науки и наиболее рациональной стратегией поведения учено го.

Еще будучи студентом Поппер глубоко интересовался марксизмом и психоанализом, сотрудничал с создателем одно го из вариантов психоанализа А.Адлером. Но вскоре у Поппера стали возникать сомнения в научности этих учений. “Я обнаружил, — пишет он, — что те из моих друзей, которые были поклонниками Маркса, Фрейда и Адлера, находились под впечатлением некоторых моментов, общих для этих теорий, в частности под впечатлением их явной объяснительной силы. Казалось, эти теории способны объяснить практически все, что происходило в той области, которую они описывали. Изучение любой из них как будто бы приводило к полному духовному перерождению или к откровению, раскрывающему наши глаза на новые истины, скрытые от непосвященных. Раз ваши глаза однажды были раскрыты, вы будете видеть подтверждающие примеры всюду: мир полон верификация ми теории. Все, что происходит, подтверждает ее. Поэтому истинность теории кажется очевидной и сомневающиеся в ней выглядят людьми, отказывающимися признать очевидную истину либо по тому, что она несовместима с их классовыми интересами, либо в силу присущей им подавленности, непонятой до сих пор и нуждающейся в лечении”.

Размышляя над этой ситуацией, Поппер пришел к выводу, что нетрудно получить верификации, эмпирические подтверждения почти любой умело скроенной теории. Но подлинно научные теории должны выдерживать более серьезную проверку. Они должны допускать рискованные предсказа ния, т.е. из них должны выводиться такие факты и наблюдаемые следствия, которые, если они наблюдаются в действительности, могли бы опровергнуть теорию. Не верифицируем ость, которую выдвигали члены Венского кружка служит, по Попперу, критерием научности. Критерием демаркации науки и не-науки является фальсифицируем ость — принципиальная опровержим ость любого утверждения, от носимого к науке.

Если теория устроена так, что ее невозможно опровергнуть, то она стоит вне науки. Именно неопровержим ость марксизма, психоанализа, астрологии и т.п., связанная с расплывчатостью их понятий и умением их сторонников истолковывать любые факты как не противоречащие и подтверждающие их взгляды, делает эти учения ненаучными.

Важно: у Поппера другая роль эмпирии — это не базис, а средство проверки — оселок.

 

Первым критерием, по которому можно судить о осмысленности того или ино го понятия или суждения, является изв естное еще Юму и Канту требование… Когда парапсихолог, астролог или “целитель” вещает о “биополях”, “силах… · Гармония правит миром

8 стр., 3576 слов

Из книги г. С. Альтшуллера Творчество как точная наука. Теория ...

... применять новые методы. А для этого необходимо научно обоснованная и практически работоспособная теория решения изобретательских задач. Из истории изучения изобретательского творчества В седьмом томе « ... По-видимому, математика, лишенная возможности развиваться экспериментальным путем, раньше и сильнее других наук испытала потребность в инструменте для решения творческих задач. Термины «открытие» и ...