Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки
(по Р.В. Овчаровой)
2 – да; 1– трудно сказать; 0 – нет.
Вопросы:
1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
6. Мне нравится находить причины своих неудач.
7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
10. Убедительно могу доказать правоту.
11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
12. У меня часто рождаются интересные идеи.
13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат:
24-32 балла – высокий уровень;
12-24 балла – средний;
0-12 баллов – низкий.
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности
(по Л.В. Байбородой)
Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.
Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1– привлекает слабо;
0– не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности?
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
Педагогическая деятельность как творчество
... роли творчества в процессе педагогической деятельности. Предмет исследования: педагогическая деятельность как творчество. Гипотеза исследования: педагогическая деятельность неразрывно связана с процессом творчества. Для ... личностью, что накладывает ограничения (не навреди своим творчеством!). Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе ...
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Методика изучения социализированности
(социальной адаптированности, активности, автономности,
Нравственной воспитанности) личности учащихся
(по М.И. Рожкову)
Цель:выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4– всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.
1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать людям.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защитить тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.
1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20
Обработка полученных данных
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.
Проблемы личности в социальной психологии
... источников, соответствующих дисциплинам "Социология личности" и "Психология личности". Объект исследования - личность. Предмет исследования - методики исследования проблем личности. Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии. Для достижения данной цели, ...
Т.А. Огнева, О.И. Мотков кандидат психологических наук
Методика «Психологическая культура личности»
(для учащихся 2 – 7 классов средней школы)
Методика предназначена для изучения особенностей психологического функционирования личности школьников начальной и средней школы (2 – 7 классов).
Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. В контексте данной методики речь скорее идет о культуре совершения психологических процессов, а не о культуре психологических знаний.
Методика позволяет изучать выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений учащихся:
1 – самопонимание и самопознание, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;
2 — конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;
3 — хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей — развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных познавательных задач и в общении;
4 – наличие творчества –охотное освоение новых дел и игр, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности и новых игр;
5 — самоорганизованность —достаточно реалистичное их планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на учебу и другие дела;
6 — гармонизирующее саморазвитие —наличие самозадач и деятельности посамовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.
Эти шесть частных показателей составляют общий фактор – Психологическая культура личности (все вопросы методики).
Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.
Данная методика – модификация одноименной методики О.И. Моткова (Мотков О.И. Психологическая культура личности/ Газ. “Школьный психолог”, 1999, № 15, с. 8-9; . В ней, во-первых, с учетом возрастных особенностей детей, изменены формулировки пунктов, но с сохранением их запроектированного психологического содержания. Пункты даны в виде вопросов, что упрощает их понимание. Во-вторых, для облегчения работы школьников с методикой, учитывается только реальное проявление признаков психологической культуры в поведении, без необходимости оценивать силу своих стремлений к ней (т.е. собираются данные только по шкале Б первоначальной методики).
В то же время сохранены 5-балльная шкала возможных ответов, изучаемые показатели психологической культуры, ключ и способ обработки первичных данных.
БЛАНК методики “Психологическая культура личности” (2 – 7 классы)
Инструкция:Пожалуйста, ответьте на предложенные ниже вопросы о ваших умениях общаться с другими детьми и владеть собой. Свой ответ выбирайте из пяти предложенных возможных ответов. Справа от каждого вопроса обведите кружком цифру, обозначающую выбранный Вами ответ.
Очень редко 2 — редко 3 — иногда 4 — часто 5 — всегда
Фамилия и имя ___________________________ Дата обследования_________________
Дата рождения___________________________ Пол__________________________
Школа №, город ___________________________ Класс ______________________
№ | психологические умения и проявления | |||||
Всегда ли ты понимаешь, чем вызваны твои поступки? | ||||||
Сочувствуешь ли ты другим детям, когда им плохо? | ||||||
Умеешь ли ты отвлекаться от неприятных переживаний и переключаться на интересные и приятные занятия? | ||||||
Охотно ли ты осваиваешь новые игры? | ||||||
Успеваешь ли ты готовить уроки так, чтобы оставалось время для других дел? | ||||||
Стараешься ли ты вести себя так, чтобы быть похожим на своих любимых героев? | ||||||
Признаешь ли ты свою неправоту в споре с другими, если ты не прав? | ||||||
Способен ли ты сохранять спокойствие в спорах с одноклассниками? | ||||||
Умеешь ли ты сохранять выдержку в трудных ситуациях? | ||||||
Умеешь ли ты придумывать игры для себя, чтобы не было скучно? | ||||||
Всегда ли ты выполняешь свои обещания? | ||||||
Поддерживаешь ли ты в себе бодрость с помощью физических нагрузок и других занятий? | ||||||
Можешь ли ты сказать, кем хочешь стать в будущем? | ||||||
Стараешься ли ты говорить так, чтобы тебя лучше понимали окружающие? | ||||||
Часто ли тебе удается улучшить свое плохое настроение? | ||||||
Ищешь ли ты новые приемы и способы выполнения привычной деятельности? | ||||||
Часто ли тебе удается осуществлять свои намерения? | ||||||
Умеешь ли ты заставить себя чистить зубы, убирать постель, держать в порядке свой стол? |
КЛЮЧ
№№ | Виды культурно-психологического поведения | Вопросы №№ |
I | Самопонимание и самопознание | 1, 7, 13 |
II | Конструктивность общения | 2, 8, 14 |
III | Психическая саморегуляция | 3, 9, 15 |
IY | Наличие творчества | 4, 10, 16 |
Y | Самоорганизованность | 5, 11, 17 |
YI | Саморазвитие | 6, 12, 18 |
VII | Психологическая культура в целом | 1 — 18 |
Изучается степень проявления шести видов культурно-психологического поведения, составляющих психологическую культуру человека, а также ее общее проявление в целом.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Вычисляем показатели проявления каждого вида культурно-психологического поведения — Ср I, Cp II, …. Сначала подсчитываем среднее арифметическое ответов о культурно-психологическом поведении вида I, затем — вида II, и так далее.
Затем вычисляем среднюю по обобщенному показателю психологической культуры в целом Ср пк — т.е. показателю итоговой степени проявления всех шести видов психологической культуры — суммируем ответы по всем вопросам и делим сумму на 18. Заносим эти средние в таблицу.
2. Определяем по таблице 1 уровни гармоничности каждого вида психологической культуры и обобщенный показатель —уровень гармоничности психологической культуры личности в целом.
Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик психологической культуры (балльные показатели)
УРОВЕНЬ | Гармоничность качеств психол. культуры (Хср = 3,25 балла) | % |
Высокий | 3,61 — 4,50 | 65,01 — 87,50 |
Псевдо-высокий | 4,51 — 5,00 | 87,51 — 100,0 |
Средний | 2,91 — 3,60 | 47,51 — 65,00 |
Низкий | 1,00 — 2,90 | 0,00 — 47,50 |
Шкала перевода любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе, в проценты:
балл 1,01,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7
% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,515 17,5 20 22,5 2527,5 30 32,5 35 37,540 42,5
балл 2,8 2,9 3,03,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6
% 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,565 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5 85 87,5 90
балл 4,7 4,8 4,9 5,00
% 92,5 95 97,5 100,0
Таблица 2. Средние данные групп детей младших и средних классов
Группа | I – Самопони-мание | II — Констр. общения | III – Саморе- гуляция | IV – Твор- чество | V — Самоорга-низован-ность | VI – Самораз- витие | VII – Психол. культура | |||||||
Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | Ср | CD | |
Литература
1. Александровская Э.М., Пиатковски Ю. Структура личностных свойств у младших школьников и их самооценка/ «Здоровье, развитие, личность». Ред. Г.Н. Сердюковская и др. М.: Медицина 1990 — 336 с. С. 222-243
2. Григорьева Т.Г., Линская П.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Новосибирск, М., 1997
3. Детская психодиагностика и профориентация/ Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс 1999 — 384 с.
4. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула, 1998
5. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пос. для шк. Психологов. М.: Владос-Пресс, 2002 — 360 с.
6. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000
7. Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пос. М.: УРАО, 1999 — 176 с.
9. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Урал. изд-во, 1997 — 320 с.
10. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практ. пос. М.: Треугольник, 1993 — 96 с. (методика «Культурно-психологический потенциал»)
11. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура личности»/ Газ. «Школьный психолог», 1999, № 15, с. 8-9
12. .
13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ Сфера, 1996 — 240 с.
14. Психология развития: Учеб./Т.М. Марютина и др. Ред. Т.Д. Марцинковская. М.: Академия. 2001 — 352 с.
15. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995
16. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. М., 1986
17. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника/ Вопр. Психологии, 1996, № 3. С. 28-34
Оценка псих. климата (В.С.Орешкин, В.В.Онуфриева)
- Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
- Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
- Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
«По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».