МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ _____ _____________ 20__ г. |
мп
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
РАБОТЫ МАГИСТРАНТА
Фамилия, имя, отчество | Тукальская Надежда Ильинична |
Факультет | Психологии |
Профилирующая кафедра | Кафедра общей и социальной психологии |
Специальность (код профиля и название) | 1–23 81 01 Психологическое консультирование и психокоррекция |
Форма получения образования | Дневная |
Срок получения образования | 01.09.2015 г. – 30.06.2016 г. |
Тема магистерской диссертации | «Содержательные и динамические характеристики мотивации учебной деятельности студентов разных факультетов» Утверждена приказом ректора № от ___ _____________20__ |
Научный руководитель | Доцент кафедры общей и социальной психологии, кандидат педагогических наук, доцент Вербова Кристина Владимировна Назначен приказом ректора № от ___ _____________20__ |
СОГЛАСОВАНО:
Магистрант _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. | Декан факультета _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. Заведующий кафедрой _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. |
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Курс/ семестр | Теоретическое обучение и научная работа | Экзаменационная сессия | Подготовка магистерской диссертации | Практика | Защита магистерской диссертации | Каникулы |
1/1 | 01.09.15 – 09.01.16 (19 недель) | 11.01.16 – 23.01.16 (2 недели) | 25.01.16 – 06.02.16 (2 недели) | |||
1/2 | 08.02.16 – 09.04.16 (9 недель) | 16.05.16 – 28.05.16 (2 недели) | 30.05.16 – 18.06.16 (3 недели) | 11.04.16 – 14.05.16 (5недель) | 20.06.16 – 25.06.16 (1 неделя) |
План ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Название дисциплин (в соответствии с учебным планом специальности) | Количество часов /из них аудиторных | Количество зачётных единиц | Форма контроля | Семестр |
Дисциплины специальной подготовки | ||||
Психологическая диагностика личности и группы | 64/32 | зачет | ||
Кризисная психология | 100/32 | экзамен | ||
Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей | 104/34 | экзамен | ||
Клиническая психология | 100/32 | экзамен | ||
Основы организации психологической помощи населению | 60/20 | зачет | ||
Организационное консультирование | 148/56 | зачет; экзамен | 1,2 | |
Клиническое консультирование | 68/30 | зачет | ||
Психологическое консультирование и психокоррекция в образовании | 70/32 | зачет | ||
Методика организации и проведения психологического тренинга | 128/46 | экзамен; зачет | 1,2 | |
Психология совладающего поведения | 52/28 | зачет | ||
Патопсихология | 46/28 | зачет | ||
Экзистенциально-гуманистическое консультирование | 52/30 | зачет | ||
Гештальт консультирование | 52/32 | зачет | ||
Практика | 7,5 | дифференцированный зачёт |
Магистрант
_____________ ____________
_____ _____________ 20__ г.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Тема магистерской диссертации: Содержательные и динамические характеристики мотивации учебной деятельности студентов разных факультетов |
Актуальность темы: Мотивация учебной деятельности – системное образование, обеспечивающее побуждение, направленность и регуляцию выполнения учебной деятельности. Актуальность данной проблемы определяется значительным ростом заинтересованности общества в реализации интеллектуального, личностного и творческого потенциала студентов как важнейших источников их достижений, являющихся основой прогрессивного развития современного высокотехнологичного общества. Все это свидетельствует об актуальности изучения структуры, составляющих и условий эффективного функционирования мотивации учебной деятельности современных студентов на данном этапе развития психологии и в целях практического использования этих данных в отечественных образовательных средах. |
Цели и задачи исследования: Цель нашего исследования: выявить содержательные и динамические характеристики мотивации учебной деятельности студентов. Задачи: 1) Определить теоретические основы исследования содержательных и динамических характеристик мотивации учебной деятельности студентов разных факультетов.
2) Охарактеризовать соотношение внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов разных факультетов. 3) Охарактеризовать структуру внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов разных факультетов. 4) Выявить характер взаимосвязи структурных характеристик внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов. 5) Определить каузальные параметры мотивации учебной деятельности студентов. 6) Выявить характер взаимосвязи мотивационного профиля с атрибутивным стилем у студентов. 7) Разработать методические рекомендации на развитие внутренней мотивации учебной деятельности студентов. |
Объект и предмет исследования: Объект — мотивация учебной деятельности студентов. Предмет – содержательные и динамические характеристики мотивации учебной деятельности студентов. |
Методы исследования: В данном исследовании применены методы сбора и обработки эмпирических данных. 1) Методы сбора эмпирических данных: метод психологического тестирования. Использовались следующие психодиагностические методики: 1) опросник «Шкалы Академической Мотивации» (ШАМ) (Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, О. А. Сычев).
2) «Шкала внутренней и внешней мотивационной ориентации Т. Амабиле» (адаптация Т. О. Гордеевой и Е.Н. Осина). 3) «Методика диагностики оптимистического-пессимистического атрибутивного стиля» (СТОУН-К) (Гордеева, Осин). 2) Методы обработки данных: метод математико-статистической обработки данных– U-критерий Манна – Уитни, корреляционный анализ. |
Связь работы с научными программами и темами Проблеме мотивации учебной деятельности посвящено множество работ зарубежных и отечественных авторов. Они касаются теоретических проблем связанных с определением структуры, составляющих и механизмов функционирования учебной мотивации (Маркова, 1980; Deci, Ryan, 2000; Ryan, Deci, 2002 и др.). |
Научная новизна и практическая значимость Научная новизна состоит в том, что впервые была определена и эмпирически подтверждена система мотивационных составляющих учебной деятельности, выявлены различия и отношения между этими составляющими (мотивационными блоками), проанализированы классификации учебных мотивов. Практическая значимость данных исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологическими службами вузов, а также в учебном процессе при подготовке специалистов в системе высшего и дополнительного образования.. Обзор современных представлений и исследований, посвященных мотивации учебной деятельности позволит поддерживать содержание курса «Педагогическая психология» на современном научном уровне.
Материалы данного исследования позволяют расширить знания о мотивации учебной деятельности студентов, обучающихся на разных факультетах, и могут быть использованы в процессе преподавания общей и педагогической психологии. |
Основное содержание диссертации: — Мотивация учебной деятельности, будучи вариантом мотивации достиженческой деятельности, представляет собой целостную, сложную многомерную и многоуровневую динамическую систему, которая развивается и функционирует посредством процессов взаимного влияния. — Анализ существующих классификаций учебных мотивов. Соискателем самостоятельно собран эмпирический материал, проведена его статистическая обработка, осуществлен анализ и интерпретация полученных данных. |
Дата представления к предварительной защите май 2016 |
Магистрант _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. | Научный руководитель _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. Заведующий кафедрой _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. |
ПЛАН ПОДГОТОВКИ магистерской диссертации
I Семестр
№ п/п | Содержание работы | Ожидаемые результаты | Планируемый срок выполнения | Отметка о выполнении |
1. | Изучение литературных источников по теме диссертации и составление на их основе библиографического списка; определение проблемного поля исследования. | Библиографический список | Сентябрь | |
2. | Подготовка теоретической главы магистерской диссертации. Освоение методов сбора данных эмпирического исследования. | Теоретическая глава | Октябрь | |
3. | Промежуточный контроль на кафедре | Отчёт | Октябрь | |
4. | Проведение эмпирического исследования | Составление протокола эмпирического исследования. | Ноябрь | |
5. | Обработка и интерпретация данных эмпирического исследования | Построение таблиц и гистограмм по результатам эмпирического исследования. | Декабрь | |
6. | Выступление с докладом на СНО | Доклад | Декабрь | |
7. | Текущая аттестация | Отчёт | Январь |
II Семестр
№ п/п | Содержание работы | Ожидаемые результаты | Планируемый срок выполнения | Отметка о выполнении |
1. | Анализ теоретической и эмпирической глав диссертации | Формулирование выводов по теме диссертации | Февраль | |
2. | Участие в научных мероприятиях, подготовка материалов к публикации. | Статья | Март | |
3. | Промежуточный контроль на кафедре | Отчёт | Апрель | |
4. | Предварительная защита магистерской диссертации | Проект магистерской диссертации | Май | |
5. | Итоговая аттестация | Магистерская диссертация | Июнь |
Магистрант _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. Научный руководитель _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. | Заведующий кафедрой _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. Утвержден на заседании кафедры________ протокол заседания №_________от__________20__г. |
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Руководитель практики А. М. Колышко, заведующий кафедрой общей и социальной психологии
База практики кафедра общей и социальной психологии
I. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
№ п/п | Содержание | Отметка о выполнении |
1. | Определить соотношение внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов разных факультетов | |
2. | Охарактеризовать структуру внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов разных факультетов | |
3. | Выявить характер взаимосвязи структурных характеристик внутренней и внешней мотивации учебной деятельности студентов | |
4. | Определить каузальные параметры мотивации учебной деятельности студентов | |
5. | Выявить характер взаимосвязи мотивационных характеристик с атрибутивным стилем у студентов | |
6. | Разработать методические рекомендации по развитию внутренней мотивации учебной деятельности студентов |
Магистрант
_____________ ____________
_____ _____________ 20__ г.
Руководитель практики
_____________ ____________
_____ _____________ 20__ г.
Заведующий кафедрой
_____________ ____________
_____ _____________ 20__ г.
II. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Период | Содержание | Отметка о выполнении |
1) 11.04.2016 — 17.04.2016 | Теоретический этап – изучения и анализ литературных источников. Теоретическое обоснование проблемы психологического исследования. Формирования цели и задачи исследования. Поиск и подбор научной литературы, отражающей современное состояние психологических знаний, связанных с содержанием изучаемой проблемы. | |
2) 18.04.2016 — 24.04.2016 | Методический этап – подбор и выбор методов диагностического инструмента в соответствии с задачами. | |
3) 25.04.2016 — 01.05.2016 | Эмпирический этап: проведение исследования содержательных и динамических характеристик мотивации учебной деятельности студентов разных факультетов. Посещение УО «Гродненского государственного университета имени Янки Купалы» для проведения исследования. | |
4) 02.05.2016 — 08.05.2016 | Аналитический этап: индивидуальная самостоятельная работа (обработка и интерпретация проведенного диагностического исследования).
Математико-статистическая обработка эмпирического материала. Формулирование практических рекомендаций. |
|
5) 09.05.2016 — 14.05.2016 | Индивидуальная самостоятельная работа: подготовка отчетной документации по практике. Качественная (психологическая) интерпретация статистических выводов. Формулирование практических рекомендаций. |
ОТЧЁТ О ПРАКТИКЕ
Исследование проводилось в 2015–2016 году на базе УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». В исследовании принимали участие 177 испытуемых – студентов психологического и инженерно-строительного факультетов (1,2,3,5 курсов).
Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов:
— теоретического уровня – анализ литературы по теме исследования;
— эмпирического уровня – «Шкала внутренней и внешней мотивационной ориентации Т. Амабиле» (адаптация Т. О. Гордеевой и Е. Н. Осина); Опросник «Шкалы Академической Мотивации» (ШАМ) (Т. О. Гордеева, Е.Н. Осин, О. А. Сычев); «Методика диагностики оптимистического-пессимистического атрибутивного стиля» (СТОУН-К) (Гордеева, Осин);
При обработке эмпирического материала применялись следующие методы: U – критерий Манна – Уитни и корреляционный анализ.
В ходе эмпирического анализа было выявлено:
Мы выявили характер взаимосвязи мотивационных характеристик с атрибутивным стилем у студентов 2 курса психологического факультета.
Статистическая обработка полученных результатов при помощи корреляционного анализа, с выделением корреляционных плеяд, позволяет обнаружить взаимосвязь мотивационных характеристик учебной деятельности студентов с параметрами каузальной атрибуции, представленными в таблице 1.
Таблица 1 – Взаимосвязь мотивационных характеристик с параметрами каузальной атрибуции
Параметр | Мотивация познания | Мотивация достижения | Мотивация саморазвития | Амотивация |
1)Глобальность | 0,42 | 0,46 | 0,44 | -0,50 |
2) Оптимизм в ситуации успеха | 0,62 | 0,65 | 0,59 | -0,67 |
Полученные результаты позволяют говорить о взаимосвязи между параметрами каузальной атрибуции и характеристиками мотивации учебной деятельности студентов: параметр глобальности линейно положительно взаимосвязан с мотивацией познания (r=0,42), достижения (r=0,46), саморазвития (r=0,44); линейно отрицательно взаимосвязан с амотивацией (r= -0,50).
Такой параметр каузальной атрибуции, как оптимизм в ситуации успеха, имеет взаимосвязь с характеристиками мотивации учебной деятельности студентов: линейно положительно взаимосвязан с мотивацией познания (r=0,62), достижения(r=0,65), саморазвития(r=0,59); линейно отрицательно взаимосвязан с амотивацией (r=-0,67).
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что параметр – глобальностьпроявляет взаимосвязь следующим образом:
– чем в большей степени студент-психолог стремится узнавать новое, понимать изучаемый предмет, тем в большей степени он склонен к обобщению причин своего поведения (взаимосвязь мотивации познания с глобальностью);
– чем в большей степени студент-психолог стремится добиваться максимально высоких достижений в учёбе, испытывать удовольствие в процессе решения трудных задач, тем в большей степени он склонен к обобщению причин своего поведения (взаимосвязь мотивации достижения с глобальностью);
– чем в большей степени студент-психолог стремится к развитию своих способностей, своего потенциала в рамках учебной деятельности, достижению мастерства и компетентности, тем в большей степени он склонен к обобщению причин своего поведения (взаимосвязь мотивации саморазвития с глобальностью);
– чем в большей степени у студента-психолога выражено отсутствие интереса и ощущения осмысленности учебной деятельности, тем в меньшей степени он склонен к обобщению причин своего поведения (взаимосвязь амотивации с глобальностью).
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что параметр –оптимизм в ситуации успехапроявляет взаимосвязь следующим образом:
– чем в большей степени для студента-психолога характерно стремление узнавать новое, понимать изучаемый предмет, добиваться максимально высоких достижений в учёбе, стремиться к развитию своих способностей, своего потенциала в рамках учебной деятельности, тем в большей степени он ощущает меру приложения своих способностей и усилий, а также чувство радости и гордости за свои успехи в учебной деятельности (взаимосвязь мотивации познания, достижения, саморазвития с оптимизмом в ситуации успеха);
– чем в большей степени у студента-психолога выражено отсутствие интереса и ощущения осмысленности учебной деятельности, тем в меньшей степени он ощущает меру приложения своих способностей и усилий, а также чувство радости и гордости за свои успехи в учебной деятельности (взаимосвязь амотивации с оптимизмом в ситуации успеха).
Разработаны практические рекомендации на основе полученных результатов.
Магистрант _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. | Руководитель практики _____________ ____________ _____ _____________ 20__ г. |