Тема 1.
Акме
Акме – вершина, логос – наука.
Акме в переводе с древнегреческого достижение. Там на надгробных камнях писали не даты рождения-смерти, а те достижения, которых он (покойник) достиг при жизни
Акме — вершина, пик, зрелость, достижения.
Взрослость и зрелость разведены как понятия. Но в большинстве случаев эти понятия совпадают в отдельно взятом человеке.
Тема 2.
Акмеология как наука о личностном и профессиональном росте человека.
Пока мы растем и развиваемся, мы являемся личностью, в период стагнации мы уже как личность не представлены, тк пользуемся тем, что уже есть, те. идем по накатанной. (с)
Наука о закономерностях и путях достижения максимального совершенства во всех видах жизнедеятельности человека.
Сам термин введен Рыбниковым в 1928 году. Он рассматривал акмеологию как раздел возрастной психологии. Этот раздел назывался на тот момент психология взрослости и зрелости.
В 1969 году наш отечественный психолог Ананьев опубликовал свою работу «Человек как предмет познания» и в ней он уже сформулировал проблемы акмеологии. Именно поэтому это направление имеет двух, так сказать, родоначальников
15 июня 1991 года – акмеология зарегистрирована как самостоятельная наука.
В 1993 году наш психолог академик А. А. Бодалёв опубликовал свою работу «Акмеология как учебная и научная дисциплина».
Тема 3.
История формирования акмеологии как науки.
1 этап. 1928 год, когда Рыбников вводит термин акмеология. «…это, возможно, будет наука о развитии зредых людей» (с)
2 этап. Середина 20 века. Именно Ананьев определил акме как период активного развития и овладения полным комплексом социальных и профессиональных функций взрослого человека.
3 этап. 70 годы 20 века. Прежде всего, это Ананьев, Степанова и Обозов. В своих работах они пришли к тому, что действительность (окружающее) рассматривается в рамках совершенствования созидательной деятельности. Они считали, что цель труда – преобразующая. Создание чего-то нового и есть то самое акме – достижение.
В это же время отечественный психолог Кузьмина так же работала в рамках акмеологии(в том числе), и ее труды в этом направлении были связаны с влиянием (конкретно) способностей взрослого человека на меру продуктивности при достижении результата.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организованность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы ...
4 этап. 90 годы 20 века. В 1991 году через несколько месяцев после регистрации акмеологии как науки, была открыта первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности. Эта кафедра была создана по инициативе Бодалёва и Деркача, эта первая кафедра была открыта в Российской Академии Государственной службе при Президенте РФ. Существует по сию пору.
В 1992 году в СпБ была зарегистрирована научно-общественная организация: Российская Академия акмеологически наук. Это не учебное заведение, а научно-общественная организация, что бы об»единить спецов в этой теме, проводить конференции, выпускать литературу и т.д. В 1995 году там же в Спб было создано учебное заведение акмеологического профиля, в 95 году он назывался Санкт-Петербургская акмеологическая академия. Сегодня это Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии.
1996 год. Начинает выходить сборник статей «Акмеология»
5 этап. Начало 21 века и по сейчас. На сегодня акмеология окончательно сформирована как отдельная дисциплина, но от психологии так и не оторвалась, но институтов по РФ около 20, где есть кафедры психологии и акмеологии. Полно учебников и пособий.
Сборник статей «Акмеология» в 2002 году превратился в журнал «Акмеология». Выходит 4 раза в год.
Тема 4.
Об»ект, предмет, цели и задачи акмеологии.
Об»ект акмеологии– прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в разных сферах жизнедеятельности и достигающая вершины в своём развитии.
Предмет – это поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразовании, самокоррекции и самоорганизации.
Цель – это совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, а так же гуманизация этого развития.
Семь групп научных задач акмеологии:
1. Научное освещение феномена акме.
2. Изучение общих и частных закономерностей достижения акме.
3. Выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих достижению акме. Это и внешние и внутренние условия и факторы, в свою делятся на сопутствующие и препятствующие и т.д.
4. Разработка собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Основные методы взяты из психологии и педагогики, так что разработка своих методов актуальна.
5. Разработка акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных видов профессиональной деятельности.
6. Создание собственно акмеологических технологий прогрессивного развития личности и, в первую очередь, профессионализма.
Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...
... видов профессиональной деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская работа; культурно-просветительская деятельность. Педагог профессионального ... структуры деятельности, т. е. ту сферу человеческой активности, которую, по давно установившейся в психологии традиции, ...
7. Конкретные прикладные акмеологические исследования.
Тема 5
Профессиональная акмеология.
Профессиональная акмеология – это направление акмеологии изучающая закономерности, условия и факторы достижения акме в профессиональной деятельности.
Профессиональное мастерство специалиста – это высокий уровень деятельности в ходе выполнения им (специалистом) своих обязанностей.
Классификация шкал для определения профессионального мастерства.
1. Допрофессионализм. Человек выполняет свою деятельность, не обладая качествами, свойственными профессионалу. Это специалист без наличия акмеологических ин-вариантов, те. работает, но не креативит новое.
2. Профессионализм. Человек последовательно овладевает качествами профессионала и формирует навыки профессиональной деятельности (акмеологические ин-варианты, то есть новые варианты акме).
3. Суперпрофессионализм. Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее высоких достижениях и творческих успехах.
4. Непрофессионализм или псевдо-профессионализм. Это уровень, который характеризует отсутствие необходимых знаний, умений и навыков для выполнения профессиональной деятельности. Работник вроде активен в рамках своей деятельности, но на практике это бурная имитация деятельности.
5. Послепрофессионализм. В данном случае человек может остаться либо профессионалом в прошлом или человек может оставаться консультантом, наставником или экспертом в своей сфере.
4 подструктуры профессионала. Это классификация Зеера. То, что касается непосредственно профессионала как суб»екта
1. Подструктура профессионально значимых психофизиологических свойств (нейротизм, экстравертированность, реактивность и т.д.)
2. Подструктура профессионально важных качеств. Как то: ответственность и т.п.
3. Подструктура профессиональной компетентности. Уровень компетентности у профессионала высокий.
4. Подструктура профессиональной направленности. Использование полученных знаний в рамках реализации оных во вне, а не только всё для себя.
Методики и тесты.
Методика «Диагностика самоэффективности»
23 утверждения. Реагировать по 11 балльной шкале от – 5 до +5.
1. +3
2. +4 —
3. +2
4. -1 +
5. +1 —
6. -1 +
7. -2 +
8. +1
9. -1
10. -3 +
11. -2 +
12. -2
13. +1
14. -2
15. +3
16. 0
17. -2 +
18. -1 +
19. +3
20. -1 +
21. +2 —
22. -2 +
23. +4
Подразделяют два аспекта: в предметной сфере (находим алгебраическую сумму с 1 по 17 пункт включительно) и самоэффективность в сфере межличностного общения.
Тест жизнестойкости. Автор Мади.
43 утверждений. Реагировать так: нет – 0, 1 — скорее нет, чем да; 2 – скорее да, чем нет; 3 – да, конечно.
1. 1
2. 1
3. 0
4. 2
5. 2
6. 2
7. 1
8. 2
9. 2
10. 0
11. 1
12. 3
13. 1
14. 1
15. 1
16. 2
17. 2
18. 2
Взаимосвязь ситуативной тревожности современных молодых людей ...
... на успешность создания семьи, проблема влияния ситуативной тревожности на уровень психологической готовности молодых людей к вступлению в брачные отношения рассмотрена недостаточно широко. На ... взаимосвязи между уровнями тревожности и готовностью вступления в брак у современных молодых людей. Гипотеза: при возрастании уровня ситуативной тревожности у молодых людей, готовность вступления в ...
19. 1
20. 1
21. 1
22. 3
23. 2
24. 2
25. 2
26. 1
27. 1
28. 0
29. 2
30. 1
31. 2
32. 2
33. 1
34. 2
35. 2
36. 2
37. 1
38. 2
39. 1
40. 1
41. 2
42. 0
43. 2
44. 2
45. 2
Жизнестойкость состоит из трёх показателей.
1 составляющая – вовлеченность, это активная жизненная позиция активной личности.
2 составляющая – контроль, уверенность в том, что только борясь можно изменить свою судьбу.
3 составляющая — принятие рисков, готовность рисковать и убежденность в том, что на ошибках можно учиться.
Метод «Краткий опросник самоактуализации»
9 парных утверждений, а и б, выбираем то, что ближе.
1. Б
2. Б
3. Б
4. Б
5. Б
6. Б
7. А
8. А
9. Б
Методика «Дифференциальный тип рефлексии».
30 утверждений, ответы по шкале: 1 – нет; 2 – скорее нет, чем да; 3 – скорее да, чем нет; 4 – да.
1. 4
2. 2
3. 3
4. 4
5. 2
6. 2
7. 4
8. 2
9. 3
10. 3
11. 2
12. 3
13. 4
14. 3
15. 3
16. 4
17. 2
18. 2
19. 4
20. 3
21. 3
22. 3
23. 2
24. 2
25. 4
26. 2
27. 2
28. 3
29. 3
30. 4
Показателей рефлексии три.
Системная рефлексия: причина и следствие.
Интроспекция.
Квазирефлексия.
Метод. Опросник «готовность к саморазвитию»
14 утверждение. Да +, нет -, не знаю ?.
1. +
2. –
3. +
4. +
5. –
6. +
7. +
8. +
9. +
10. +
11. –
12. +
13. +
14. –
Два показателя.
Готовность «знать себя». 6
Готовность «могу самосовершенствоваться». 6
Опросник «Якоря карьеры»
41 утверждение. Варианты ответов: 1 – абсолютно неважно….10 – исключительно важно.
1. 6
2. 5
3. 7
4. 5
5. 8
6. 7
7. 7
8. 7
9. 5
10. 3
11. 7
12. 5
13. 8
14. 3
15. 9
16. 4
17. 7
18. 3
19. 9
20. 4
21. 7
22. 7
23. 8
24. 8
25. 5
26. 3
27. 8
28. 3
29. 7
30. 3
31. 9
32. 5
33. 5
34. 3
35. 8
36. 5
37. 7
38. 5
39. 7
40. 5
41. 3
1.Интеграция стилей жизни 40 = 8
2.Автономия 39 = 7,8
3.Служение 37 = 7,4
4.Предпринимательство 29 = 5,8
5.Проф. компетентность. 28 = 5,6
6.Стабильность 15 = 5
7.Вызов 25 = 5
8.Стабильность места жительства 10 = 3,3
9.Менеджмент 14 = 2,8