Об»ект, предмет, цели и задачи акмеологии.

Тема 1.

Акме

Акме – вершина, логос – наука.

Акме в переводе с древнегреческого достижение. Там на надгробных камнях писали не даты рождения-смерти, а те достижения, которых он (покойник) достиг при жизни

Акме — вершина, пик, зрелость, достижения.

Взрослость и зрелость разведены как понятия. Но в большинстве случаев эти понятия совпадают в отдельно взятом человеке.

Тема 2.

Акмеология как наука о личностном и профессиональном росте человека.

Пока мы растем и развиваемся, мы являемся личностью, в период стагнации мы уже как личность не представлены, тк пользуемся тем, что уже есть, те. идем по накатанной. (с)

Наука о закономерностях и путях достижения максимального совершенства во всех видах жизнедеятельности человека.

Сам термин введен Рыбниковым в 1928 году. Он рассматривал акмеологию как раздел возрастной психологии. Этот раздел назывался на тот момент психология взрослости и зрелости.

В 1969 году наш отечественный психолог Ананьев опубликовал свою работу «Человек как предмет познания» и в ней он уже сформулировал проблемы акмеологии. Именно поэтому это направление имеет двух, так сказать, родоначальников

15 июня 1991 года – акмеология зарегистрирована как самостоятельная наука.

В 1993 году наш психолог академик А. А. Бодалёв опубликовал свою работу «Акмеология как учебная и научная дисциплина».

Тема 3.

История формирования акмеологии как науки.

1 этап. 1928 год, когда Рыбников вводит термин акмеология. «…это, возможно, будет наука о развитии зредых людей» (с)

2 этап. Середина 20 века. Именно Ананьев определил акме как период активного развития и овладения полным комплексом социальных и профессиональных функций взрослого человека.

3 этап. 70 годы 20 века. Прежде всего, это Ананьев, Степанова и Обозов. В своих работах они пришли к тому, что действительность (окружающее) рассматривается в рамках совершенствования созидательной деятельности. Они считали, что цель труда – преобразующая. Создание чего-то нового и есть то самое акме – достижение.

В это же время отечественный психолог Кузьмина так же работала в рамках акмеологии(в том числе), и ее труды в этом направлении были связаны с влиянием (конкретно) способностей взрослого человека на меру продуктивности при достижении результата.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... аккуратно ведет себя за столом. В период от года до трех лет у малыша закладываются ос­новы культуры поведения. ... губами. Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В ... как организо­ванность, опрятность, аккуратность. Именно на первом году жиз­ни малыш осваивает некоторые культурно-гигиенические навы­ ...

4 этап. 90 годы 20 века. В 1991 году через несколько месяцев после регистрации акмеологии как науки, была открыта первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности. Эта кафедра была создана по инициативе Бодалёва и Деркача, эта первая кафедра была открыта в Российской Академии Государственной службе при Президенте РФ. Существует по сию пору.

В 1992 году в СпБ была зарегистрирована научно-общественная организация: Российская Академия акмеологически наук. Это не учебное заведение, а научно-общественная организация, что бы об»единить спецов в этой теме, проводить конференции, выпускать литературу и т.д. В 1995 году там же в Спб было создано учебное заведение акмеологического профиля, в 95 году он назывался Санкт-Петербургская акмеологическая академия. Сегодня это Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии.

1996 год. Начинает выходить сборник статей «Акмеология»

5 этап. Начало 21 века и по сейчас. На сегодня акмеология окончательно сформирована как отдельная дисциплина, но от психологии так и не оторвалась, но институтов по РФ около 20, где есть кафедры психологии и акмеологии. Полно учебников и пособий.

Сборник статей «Акмеология» в 2002 году превратился в журнал «Акмеология». Выходит 4 раза в год.

Тема 4.

Об»ект, предмет, цели и задачи акмеологии.

Об»ект акмеологии– прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в разных сферах жизнедеятельности и достигающая вершины в своём развитии.

Предмет – это поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразовании, самокоррекции и самоорганизации.

Цель – это совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, а так же гуманизация этого развития.

Семь групп научных задач акмеологии:

1. Научное освещение феномена акме.

2. Изучение общих и частных закономерностей достижения акме.

3. Выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих достижению акме. Это и внешние и внутренние условия и факторы, в свою делятся на сопутствующие и препятствующие и т.д.

4. Разработка собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Основные методы взяты из психологии и педагогики, так что разработка своих методов актуальна.

5. Разработка акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных видов профессиональной деятельности.

6. Создание собственно акмеологических технологий прогрессивного развития личности и, в первую очередь, профессионализма.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... видов профессиональной деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская работа; культурно-просветительская деятельность. Педагог профессионального ... структуры деятельности, т. е. ту сферу человеческой активности, которую, по давно установившейся в психологии традиции, ...

7. Конкретные прикладные акмеологические исследования.

 

Тема 5

Профессиональная акмеология.

Профессиональная акмеология – это направление акмеологии изучающая закономерности, условия и факторы достижения акме в профессиональной деятельности.

Профессиональное мастерство специалиста – это высокий уровень деятельности в ходе выполнения им (специалистом) своих обязанностей.

Классификация шкал для определения профессионального мастерства.

1. Допрофессионализм. Человек выполняет свою деятельность, не обладая качествами, свойственными профессионалу. Это специалист без наличия акмеологических ин-вариантов, те. работает, но не креативит новое.

2. Профессионализм. Человек последовательно овладевает качествами профессионала и формирует навыки профессиональной деятельности (акмеологические ин-варианты, то есть новые варианты акме).

3. Суперпрофессионализм. Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее высоких достижениях и творческих успехах.

4. Непрофессионализм или псевдо-профессионализм. Это уровень, который характеризует отсутствие необходимых знаний, умений и навыков для выполнения профессиональной деятельности. Работник вроде активен в рамках своей деятельности, но на практике это бурная имитация деятельности.

5. Послепрофессионализм. В данном случае человек может остаться либо профессионалом в прошлом или человек может оставаться консультантом, наставником или экспертом в своей сфере.

4 подструктуры профессионала. Это классификация Зеера. То, что касается непосредственно профессионала как суб»екта

1. Подструктура профессионально значимых психофизиологических свойств (нейротизм, экстравертированность, реактивность и т.д.)

2. Подструктура профессионально важных качеств. Как то: ответственность и т.п.

3. Подструктура профессиональной компетентности. Уровень компетентности у профессионала высокий.

4. Подструктура профессиональной направленности. Использование полученных знаний в рамках реализации оных во вне, а не только всё для себя.

 

Методики и тесты.

Методика «Диагностика самоэффективности»

23 утверждения. Реагировать по 11 балльной шкале от – 5 до +5.

1. +3

2. +4 —

3. +2

4. -1 +

5. +1 —

6. -1 +

7. -2 +

8. +1

9. -1

10. -3 +

11. -2 +

12. -2

13. +1

14. -2

15. +3

16. 0

17. -2 +

18. -1 +

19. +3

20. -1 +

21. +2 —

22. -2 +

23. +4

Подразделяют два аспекта: в предметной сфере (находим алгебраическую сумму с 1 по 17 пункт включительно) и самоэффективность в сфере межличностного общения.

 

Тест жизнестойкости. Автор Мади.

43 утверждений. Реагировать так: нет – 0, 1 — скорее нет, чем да; 2 – скорее да, чем нет; 3 – да, конечно.

1. 1

2. 1

3. 0

4. 2

5. 2

6. 2

7. 1

8. 2

9. 2

10. 0

11. 1

12. 3

13. 1

14. 1

15. 1

16. 2

17. 2

18. 2

10 стр., 4741 слов

Взаимосвязь ситуативной тревожности современных молодых людей ...

... на успешность создания семьи, проблема влияния ситуативной тревожности на уровень психологической готовности молодых людей к вступлению в брачные отношения рассмотрена недостаточно широко. На ... взаимосвязи между уровнями тревожности и готовностью вступления в брак у современных молодых людей. Гипотеза: при возрастании уровня ситуативной тревожности у молодых людей, готовность вступления в ...

19. 1

20. 1

21. 1

22. 3

23. 2

24. 2

25. 2

26. 1

27. 1

28. 0

29. 2

30. 1

31. 2

32. 2

33. 1

34. 2

35. 2

36. 2

37. 1

38. 2

39. 1

40. 1

41. 2

42. 0

43. 2

44. 2

45. 2

Жизнестойкость состоит из трёх показателей.

1 составляющая – вовлеченность, это активная жизненная позиция активной личности.

2 составляющая – контроль, уверенность в том, что только борясь можно изменить свою судьбу.

3 составляющая — принятие рисков, готовность рисковать и убежденность в том, что на ошибках можно учиться.

Метод «Краткий опросник самоактуализации»

9 парных утверждений, а и б, выбираем то, что ближе.

1. Б

2. Б

3. Б

4. Б

5. Б

6. Б

7. А

8. А

9. Б

Методика «Дифференциальный тип рефлексии».

30 утверждений, ответы по шкале: 1 – нет; 2 – скорее нет, чем да; 3 – скорее да, чем нет; 4 – да.

1. 4

2. 2

3. 3

4. 4

5. 2

6. 2

7. 4

8. 2

9. 3

10. 3

11. 2

12. 3

13. 4

14. 3

15. 3

16. 4

17. 2

18. 2

19. 4

20. 3

21. 3

22. 3

23. 2

24. 2

25. 4

26. 2

27. 2

28. 3

29. 3

30. 4

Показателей рефлексии три.

Системная рефлексия: причина и следствие.

Интроспекция.

Квазирефлексия.

Метод. Опросник «готовность к саморазвитию»

14 утверждение. Да +, нет -, не знаю ?.

1. +

2. –

3. +

4. +

5. –

6. +

7. +

8. +

9. +

10. +

11. –

12. +

13. +

14. –

Два показателя.

Готовность «знать себя». 6

Готовность «могу самосовершенствоваться». 6

Опросник «Якоря карьеры»

41 утверждение. Варианты ответов: 1 – абсолютно неважно….10 – исключительно важно.

1. 6

2. 5

3. 7

4. 5

5. 8

6. 7

7. 7

8. 7

9. 5

10. 3

11. 7

12. 5

13. 8

14. 3

15. 9

16. 4

17. 7

18. 3

19. 9

20. 4

21. 7

22. 7

23. 8

24. 8

25. 5

26. 3

27. 8

28. 3

29. 7

30. 3

31. 9

32. 5

33. 5

34. 3

35. 8

36. 5

37. 7

38. 5

39. 7

40. 5

41. 3

 

1.Интеграция стилей жизни 40 = 8

2.Автономия 39 = 7,8

3.Служение 37 = 7,4

4.Предпринимательство 29 = 5,8

5.Проф. компетентность. 28 = 5,6

6.Стабильность 15 = 5

7.Вызов 25 = 5

8.Стабильность места жительства 10 = 3,3

9.Менеджмент 14 = 2,8