Определение категории
Профессиональной пригодности кандидата
Определение категории профессиональной пригодности кандидата осуществляется в ходе профессионально-психологического отбора кандидатов на зачисление в военный вуз. Профессионально-психологический отбор проводится для оценки:
· степени военно-профессиональной направленности и мотивации к обучению в военном вузе;
· оценки адекватности представлений о будущей военной профессии;
· внимания, памяти, мышления и определения уровня общего интеллектуального развития;
· наличие профессионально важных качеств необходимых на должностях после окончания вуза.
Профессионально-психологический отбор проводится путем изучения документов, включенных в «Дело кандидата на зачисление в военный вуз»,путем наблюдения, тестирования и собеседования. По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих итоговых заключений о профессиональной пригодности кандидатов:
· рекомендуется в первую очередь – I категория
· рекомендуется во вторую очередь – II категория
· рекомендуется условно – III категория (допускается к обучению при недостатке кандидатов)
· не рекомендуется – IV категория (не допускается к обучению)
Внимание. Очень важно!
Абитуриент должен быть готов дать развернутый ответ устно и письменно на 3 вопроса:
Почему ты выбрал военную профессию?
Почему ты выбрал для поступления именно этот военный вуз?
Как ты представляешь себе свое офицерское будущее (свой рабочий день через 5 лет после окончания военного вуза)?
Устно тебе придется отвечать на эти вопросы при собеседовании, а письменно — в форме сочинения во время тестирования. Поэтому лучше отработать сочинение заранее, чтобы оно было убедительным и написано без ошибок. Рекомендуемый объем сочинения 12-15 предложений, но не менее 10. Время работы над сочинением – 15 минут.
Для подготовки к собеседованию и написанию сочинения можно использовать сайт Министерства обороны РФ www.mil.ru. На сайте кратко представлена информация о задачах и структуре Вооруженных Сил РФ, информация о Видах Вооруженных Сил РФ и краткая характеристика их основных образцов вооружения.
В помощь психологу, оказывающему поддержку подготовки к поступлению в военный вуз.
Особенности профессиональной этики военного психолога
... и обязанностями, устанавливаемыми настоящим кодексом. В реферате рассматриваются особенности профессиональной деятельности военного психолога, связанные с этическими принципами. Современное состояние Вооруженных Сил ... разделения общественного труда с моральными принципами общества. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в ...
Оценка внимания, памяти, мышления и определения уровня общего интеллектуального развития абитуриента осуществляется с помощью следующих методик:
1. МЕТОДИКА «АНАЛОГИИ»
Сущность заданий методики состоит в установлении логических отношений или взаимосвязей между словами (или, вернее – понятиями) по заданному образцу.
2. МЕТОДИКА «ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ»
Сущность заданий методики состоит в установлении закономерностей, лежащих в основе построения числового ряда и нахождении числа, которое должно продолжить этот ряд.
МЕТОДИКА «ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ»
Сущность заданий методики состоит в запоминании геометрических фигур.
5. МЕТОДИКА «АРИФМЕТИЧЕСКИЙ СЧЕТ»
Сущность заданий методики состоит в выполнении арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления) с целыми числами в пределах ста.
6. МЕТОДИКА «ВЕРБАЛЬНАЯ (СЛОВЕСНАЯ) ПАМЯТЬ»
Сущность заданий методики состоит в запоминании слов.
7. МЕТОДИКА «УСТАНОВЛЕНИЕ (ПОИСК) ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ»
Сущность заданий методики состоит в поиске слов с определенным (заданным) порядком и количеством букв.
8. МЕТОДИКА «СИЛЛОГИЗМЫ»
Сущность заданий методики состоит в установлении логических взаимоотношений между двумя суждениями и образовании на их основе третьего суждения (вывода).
9. МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВА»
Сущность заданий методики состоит в классификации слов (понятий).
10. МЕТОДИКА «ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ»
Сущность заданий методики состоит в исследовании способности к пространственным образным представлениям.
В учебном центре «Призыв» в рамках учебной дисциплины «Введение в военную профессию» осуществляется подготовка к успешному прохождению профессионально-психологического отбора
Ниже приводятся примеры заданий перечисленных методик
На выполнение задания отводится 10 минут
9. МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВА»
Сущность задания состоит в классификации слов (понятий).
Рассмотрим методику выполнения задания на конкретных примерах.
Демонстрационный плакат № 9
1. | СТУЛ СТОЛ ТОПОР ДИВАН ШКАФ | 5. СТУЛ 4. СТОЛ 3. ТОПОР 2. ДИВАН 1. ——- | 2. | ИДТИ МЧАТСЯ ПОЛЗТИ ЛЕЖАТЬ БЕЖАТЬ | 5. ИДТИ 4. МЧАТСЯ 3. ПОЛЗТИ 2. ЛЕЖАТЬ 1. ——- | 3. | СТУЛ СТОЛ ДИВАН ШКАФ ТОПОР | 5. СТУЛ 4. СТОЛ 3. ДИВАН 2. ШКАФ 1. —— |
Приведенные примеры аналогичны тем, которые Вам предстоит решать. В левой части каждого задания одно под другим расположены пять слов, четыре из которых могут быть объединены в одну группу (класс).
Вам необходимо выбрать одно из пяти слов, которое отличается по смыслу от остальных четырех и не может быть объединено с ними в одну группу.
Например, в первом задании (№ 1) слова «стул», «стол», «диван», «шкаф» обозначают предметы мебели, слово «топор» не может быть отнесено к предметам мебели, т.к. обозначает название инструмента. Следовательно верным ответом будет ответ под индексом 3.
Рассмотрим второй пример (№ 2).
Слова «идти», «мчаться», «ползти» и «бежать» обозначают различные виды движения, слово «лежать» обозначает пребывание на месте и не может быть отнесено к выделенной группе. Следовательно правильным ответом будет ответ под индексом 2.
В третьем примере (№ 3) правильным ответом, как мы уже установили, является слово «топор». Однако в данном случае это слово среди представленных вариантов ответов отсутствует. Следовательно Вам необходимо выбрать вариант ответа под индексом 1– правильного ответа нет.
Задание выполняется строго по порядку сверху-вниз. Пропускать задания нельзя!
На выполнение методики отводится 10 минут.
10. МЕТОДИКА «ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ»
Сущность задания состоит в исследовании способности к пространственным образным представлениям. Рассмотрим методику выполнения на конкретных примерах (см. страницу ниже).
Демонстрационный плакат № 10
В левой части задания приведены образцы кубов. Кубы расположены таким образом, что из шести граней у каждого куба Вы можете видеть только три. В правой части задания приведено еще четыре куба, одним из которых может быть представленный куб, но повернутый вокруг своей оси. Ваша задача – мысленно вращая куб, приведенный в левой части, сравнить его с приведенными в правой части вариантами кубов и отыскать среди них куб, соответствующий заданному образцу. Если среди приведенных справа кубов нет такого куба, то правильным ответом соответственно будет вариант под индексом 1.
В первом задании правильным будет ответ под индексом «3».
Во втором – под индексом «2».
В третьем задании – верного ответа нет, т.е. метка ставится в графе «1».
Задание выполняется строго по порядку сверху-вниз. Пропускать задания нельзя!