Наследственность и развитие.

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминуются совместным воздействием трёх факторов –

· Наследственности;

· Среды;

· Воспитания.

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определённых качеств и особенностей.

Носители наследственности – гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»).

Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Получены факты, заставляющие переосмыслить многие устоявшиеся педагогические положения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части.

Детерминированная часть программы обеспечивает (прежде всего) продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления).

От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни, могут передаваться потомству.

Наследственный характер имеют болезни крови, сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (карликовость).

Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Переменная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путём саморазвития и самосовершенствования.

Важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств.

Что наследуют дети – готовые способности к определённому виду деятельности или только предрасположения, задатки? Экспериментальные исследования показывают, что наследуются не способности, а задатки.

6 стр., 2758 слов

Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей

... программа человека и природа интеллектуальных способностей». Однако актуальность выбранной контрольной работы связана еще с получением данных для создания полного представления об особенностях ... человек», а также статьи периодической печати. Основная часть Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей Генетическая программа человека ... соответствующей задаткам человека, остается ...

Унаследованные человеком задатки не всегда могут реализоваться. Всё зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определённом виде деятельности. Удастся ли индивиду развить свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества и т.д.

В педагогике учитывается роль специальных задатков человека.

Специальными называются задатки к определённому виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. Специальными задатками называют музыкальные, художественные, математические, лингвистические. Спортивные и другие.

Особенно важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики.

В отечественной педагогике долгое время считалось, что человек не рождается злым или добрым, щедрым или скупым, а тем более злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Древние говорили, что душа новорожденного – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Природой человеку даётся драчливость, жестокость, агрессивность или наоборот. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

В последнее время всё более опред6елённую, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты.

Влияние среды на развитие личности.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Эту мысль подтверждают факты.

В старинных преданиях сохранилось много рассказов о людях, вскормленных и воспитанных животными. Известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 – медведями, один случай – павианами, не менее десяти- другими породами обезьян. Один ребёнок был вскормлен леопардом, один – овцой.

6 стр., 2595 слов

ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития в образовании литература 1. Забрамная С.Д. Психологическая диагностика. — М.: Владос, 1995. 2. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. — М., 2005. 3. Психологическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Академия, 2005. 4. Психолого-медико-педагогическое обследование ...

В 1920 году в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух девочек. Одной было лет 7, другой – около двух лет.

Как ведёт себя дикий зверь в городской квартире, так же вели себя и вывезенные из джунглей дети.

Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причём только ночью. Днём спали, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшая девочка вскоре умерла, так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет.

Все эти годы доктор Синг вёл подробный дневник наблюдения за девочкой.

Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить её стоять. Через шесть лет начала ходить, но бегала только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых шести слов. За десять лет лексикон девочки составлял всего около ста слов.

Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, по уровню своего развития девочка была как четырёхлетний ребёнок.

«…Появляясь на земном шаре физически слабым и не обладая врождёнными идеями, будучи не в состоянии подчиняться основным законам своего существования, определившим его главенствующее положение во Вселенной, человек лишь в обществе может добиться того исключительного положения, к которому его пре5дназначила сама природа. Не будь цивилизации, он оказался бы одним из самых ничтожных и неразумных животных… человек всегда только то, что из него делает общество…» (Г.Итард).

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.

На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические. Социальные, школьные, семейные.

По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду среду социальную и домашнюю.

Социальную среду относят к отдалённому окружению, а домашнюю – к ближайшему.

В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие.

11 стр., 5101 слов

Воздействие на человека негативных факторов производственной среды

Лекция 1. «ВВЕДЕНИЕ. Воздействие на человека негативных факторов производственной среды» 1. Основные понятия и терминология безопасности труда Жизненный опыт показывает, что любой создаваемый вид деятельности человека должен быть полезен для его существования, но одновременно деятельность может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к травматизму, заболеваниям, а порой ...

Ближняя среда – это семья, родственники, друзья. Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далёкое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребёнок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растёт и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

(Нынешняя семья переживает не лучшие времена. Растёт число разводов, неполных семей, растёт и число социально обездоленных детей.)

Кризис семьи, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

(Подростковая преступность достигла угрожающих размеров. Значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.)

Развитие и воспитание.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве.

Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия. В то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место. Возможности воспитания в формировании человека.

Роль воспитания оценивается по-разному, причём диапазон этих оценок очень широк – от утверждения его полной бессильности и бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Истина находится между крайностями. Лозунг «Воспитание может всё» (Гельвеций) себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

8 стр., 3642 слов

Виды памяти. Воспитание личным примером

... примера. При использовании положительного примера в воспитании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития ... общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превращению ... пример как метод воспитания.Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность данного метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести ...

Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития.

Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определённых качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом и состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства.

Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С.Выготский (1896-1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребёнком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития:

1) «уровень актуального развития»;

2) «зона ближайшего развития».

На первом уровне ребёнок выполняет задания самостоятельно. На втором – он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых.

Только то воспитание признаётся хорошим, которое идёт впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

Деятельность как фактор развития.

Влияние на развитие наследственности среды и воспитания дополняется ещё одним фактором – деятельностью личности.

Под этим понимается всё многообразие занятий человека, всё то, что он делает. Очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это ещё одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определённой области, тем выше уровень его развития в этой области.

12 стр., 5734 слов

Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности

СЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Вопросы Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Материнство и отцовство. Педагогическая культура семьи. Правовые основы семейного воспитания. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и ...

Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а определяются «сдерживающими» факторами – способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и т.д.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд.

По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность.

Особый вид деятельности – общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже маленький ребёнок проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает своё отношение к людям, предметам.

В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повышаться, так и снижаться.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Для неё характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике.

Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духовного и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоянный источник – потребности. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

На различных возрастных ступенях должны оперативно меняться виды и характер деятельности.

Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели не опекали ребёнка, без собственного труда он мало чего достигнет.

Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер.

11 стр., 5293 слов

Педагогика шп

6.Понятие о методологии педагогики и ее уровни.Логика педагогического исследования,его основные этапы.Взаимосвязь педагогической науки и практики.Методологию в педагогике следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразования действительности В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно научный и ...

Развитие личности происходит под воздействием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности: «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л.Рубинштейн, — чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается».

Основные понятия: процесс, развитие, развитие человека, противоречия, преемственность, задатки, среда, внутренние и внешние условия, общения, активность.

Контрольные вопросы и учебные задания для студентов

1.Что значит познать закономерности человеческого развития? Приведите примеры.

2.Чем детерминируется процесс и результат человеческого развития? Приведите примеры.

3.Что является естественным (биологическим) в человеке?

4.Что такое наследственность? Приведите примеры.

5.Что такое гены? Объясните на примере своей личности.

6.Что такое наследственные программы развития человека? Приведите примеры.

7.Суть детерминированной части наследственной программы. Приведите примеры.

8.Принадлежат ли к наследственным качествам особенности нервной системы?

9.Переменная (варіативна) часть программы. Объясните на примере.

10.Являются ли наследственными интеллектуальные качества? Приведите примеры.

11.Являются ли наследственными моральные качества и психика? Приведите примеры.

12.Являются ли наследственными способности к интеллектуальной деятельности?

13.Что такое среда? Социальная среда и домашнее. Приведите примеры.

14.Влияние среды на формирование человека. Приведите примеры.

15.Что имеет наибольшее влияние на развитие человека: среда или наследственность? Приведите примеры.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области «Образование и педагогика» / И.П. Подласый; — 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1: Общие основы. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 527 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области «Образование и педагогика» / И.П. Подласый; — 2-е изд., испр. и доп. Кн. 2: Теория и технологии обучения. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 575 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.:учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области «Образование и педагогика» / И.П. Подласый; — 2-е изд., испр. и доп. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 463 с.

4. Фібула М.М Педагогіка: Посібник. –К.: Академія, 2000. – С.52-57.