Мышление как высший познавательный психический процесс.

6.

Память как психический познавательный процесс.

Память рассматривает основные процессы заучивания, хранения и дальнейшего воспроизведения в будущем. Память как психический познавательный процесс представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени. Ее изучение в наши дни приобрело особенную актуальность, поскольку память выполняет одну из наиболее важных психических функций — это обеспечение единства и целостности личности. Развитие психических познавательных процессов просто невозможно без памяти, поскольку она является промежуточным этапом между большинством познавательных процессов.

В качестве простой формы реализации памяти выступает узнавание предметов, т. е. распознавание ранее опознанных объектов, находящихся в центре восприятия. Данный процесс основан на сопоставлении воспринимаемых признаков в реальности с теми, которые отложились ранее. Более сложная структура памяти подразделяется на основные мнемические процессы:

· узнавание — опознание ранее известного объекта, находящегося в центре восприятия в настоящее время;

· запоминание — процесс, который удерживает определенную информацию в памяти для дальнейшего воспроизведения;

· сохранение — динамический процесс, основанный на организованном усвоении поступаемого материала и его переработку;

· воспроизведение — мнемический процесс, в ходе которого осуществляется актуализация уже сформированного содержания. Как правило, это чувства, мысли и движения;

· забывание — процесс, основанный на уменьшении значительного объема сохраненной информации или утрате четкости, в результате которого воспроизведение информации из памяти становится невозможным.

Память как психический познавательный процесс подразделяется на несколько видов:

· по времени сохранения информации или опыта:

· сенсорная память,

· кратковременная память,

· по характеру психической активности:

· двигательная,

· эмоциональная,

· образная,

· словесно-логическая,

· механическая,

· по средствам, использованным для запоминания:

· натуральная (непосредственная),

· внешне опосредованная,

· внутренне опосредованная.

7.

Мышление как высший познавательный психический процесс.

Высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития. М. – это движение идей, раскрывающие суть вещей, его итогом является мысль, идея.. Специфичным результатом мышления может выступать понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и сущест-х особенностях. Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению.
Функции мышления расширение границ познания путем выхода за пределы чувствительного восприятия.
Задача мышления раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений
Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды человеческого общества.
Виды мышления:
Теоретическое-понятийное мышление это такое М., пользуясь которым ч-к в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действие в уме, непосредственно не имея дело с опытом получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями полученными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.

10 стр., 4994 слов

Память как психический процесс

... называемой чистой памяти, то есть памяти, на которую не влияют процессы мышления. Для ... психическому процессу;, Составить представление об основных видах памяти и их классификации;, Рассмотреть основные процессы и механизмы памяти;, Рассмотреть индивидуальные особенности памяти. Объект исследования в данной работе - память как психический процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов ...

Теоретически-понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретически образное М. отличается от понятийного тем, что материалом который здесь использует человек для решения задачи являются образы. Они непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.
Оба вида относятся к теоретическому мышлению.
Наглядно-образное мышление мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим ч-ком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-обр. ч-к привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого мышления извлекаются из долговр.п. и затем преобраз-ся).

Данная форма М. полно представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой.
Наглядно-действенное мышление сам процесс мышления представляет собой практичес-ю преобраз-ю деятельность, осуществляющую ч-ком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае яв-ся правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид М. широко представлен у людей занятых реальным производств-м трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Операции М.
Абстракция-это выделение какой-либо стороны, св-ва отвлечения от остальных. Рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, или наоборот.
Обобщение – (генерализация) отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщ-е может совершиться путем сравнения при кот-м выделяются общие качества. Так совершается обобщ-е в элемент0х формах М. В высших формах обобщ-е соверш-ся через раскрытие отнош-й, связей, закономерн-й.
Абстр. и обобщ. яв-ся 2мя взаимосв-ми сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Конкретизация – операция обратная обобщению.

2 стр., 702 слов

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями ...

... человеком разнообразной информации (С.Л. Рубинштейн). Память как психическое явление связано с другими психическими процессами , состояниями и личностью в целом . В психологической науке различают такие процессы памяти, как запоминание (запечатление), сохранение ...

Она проявляется в том, что из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явл-й определенному классу.
Сравнение М. сопоставляет вещи, явл-я и их св-ва, выявляя сходство и различия, что приводит к классиф-и.
Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Анализ и синтез в М.взаимосвязаны Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа т.к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. У некоторых людей склонность к синтезу, у др. к анализу.
Синтез — восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

 

8.

Речь как инструмент мышления и средство общения. Общение и речь

Мышление органично связано с речью и языком. Их возникно­вение и развитие знаменуют собой появление новой особой фор­мы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей опре­деленные значение и смысл. Речь — это совокупность произноси­мых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных зна­ков. Язык единяя всех людей, пользующихся им, речьиндиви­дуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи ха­рактерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относи­тельно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь выполняет ряд функций:

выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания;

является средством мышления;

выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;

является средством управления поведением других людей.

Главная функция речи у человека состоит в том, что она явля­ется инструментом мышления. В слове как понятии заключено го­раздо больше информации, чем может нести в себе простое соче­тание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно свя­зано с речью, прежде всего доказывается психофизиологически­ми исследованиями участия голосового аппарата в решении ум­ственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мыш­ления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случа­ях мыслительные операции и речедвигательные реакции выпол­няются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль.

9 стр., 4193 слов

Внутренняя речь как механизм мышления

... речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Внутренняя речь -- словесная оболочка мышления. Проблема внутренней речи пока еще недостаточно исследована в психолингвистике, ...

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Речь как средство мышления и общения выполняет в основном коммуникативную функцию. Все ее виды развивают речевое мыш­ление и интеллект личности. Развитие речи зависит от развития мышления и мотивации человека: оно идет от мысли к внутрен­ней речи, предложениям и фразам, ключевым словам, звукам, и наоборот. В этом состоит суть восприятия речи и ее перевода в мысль. Речь должна быть синтаксически и грамматически струк­турированной, доступной, яркой и доказательной. Освоение речи сводится к научению всем ее элементам: четкой артикуляции зву­ковых сигналов, освоению слов, фраз, простых и развернутых пред­ложений. В этом суть психологической модели порождения и фун­кционирования речи.

^ Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информа­цию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые яв­ления, законы и правила).

Без письменной речи человек был бы лишен возможности получить информацию о жизни предыдущих поколений, у него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивиду­альное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это могут позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого че­рез органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. С помощью речи психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способ­ствуют их развитию.

Речь как средство общения характеризуется такими качества­ми, как конструктивность, рефлексивность, альтернативность и един­ство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов рук, поз тела). Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимооб­щением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.

Становление и развитие речи происходит в течение трех пери­одов:

фонетического — по усвоению звукового облика слова (до 2 лет);

грамматического — по усвоению структурных закономернос­тей организации высказывания (до 3 лет);

семантического — по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).

В теориях речевого развития Н. Хомского и Л. Выготского раскрываются механизмы освоения и развития глубинной орфогра­фической грамматики и смыслового синтаксиса. В теориях бихевиористов особая роль в развитии речи отводится среде и подража­нию речи родителей.

Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повыша­ет ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект.

Одна из главных задач психологии и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и саморазвития своего творческого интеллекта.

Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю и пись­менную.

^ Устная речь представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на мо­нологическую и диалогическую. Монологическая речь — разверну­тая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей.

10 стр., 4686 слов

Взаимосвязь мышления и речи в познательной деятельности человека

... ученых, связанные непосредственно с темой взаимодействия речи и мышления. 2. Охарактеризовать понятия речи и мышления, 3. Описать механизмы речемыслительной деятельности. 4. Описать различные точки зрения ... заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и ...

^ Внутренняя речь — беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь, проис­ходящая из внешней, специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме. Посредством внутрен­ней речи происходит переработка образов восприятия, их осозна­ние и классификация в определенной системе понятий. Внутрен­няя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Именно здесь наи­более ярко проявляется знаковая функция речи. Кроме того, внут­ренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функ­цию. Так, внутренняя речь является начальным моментом речево­го высказывания, его программированием перед, реализацией, средством рефлексивных действий, позволяющих строить само­установки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки и осознания своего самосознания. Имен­но поэтому, хотя внутренняя речь — это речь про себя и для себя, она также используется при общении человека с человеком. Письменная речь представляет собой разновидность монологи­ческой речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не толь­ко тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыс­лового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи имеются синтаксические конструкции и сти­ли, особая композиционная структура.

 

9.

Воображение как высший познавательный процесс

Психики человека

Воображение является высшим по своей психической организации познавательным процессом в субъективной интеллектуальной деятельности человека. Оно не только отражает и воспроизводит в повседневной жизни и профессиональной деятельности индивида ранее сформированные интегральные образы и доминантные стереотипы поведения (условные рефлексы), но и является основой для созидательной творческой деятельности, отличающей человека как венец творения природы.

Обычно под воображением или фантазией как разновидностью творческого воображения в повседневной обыденной жизни имеется в виду не совсем то, что подразумевается под этими понятиями в психологической науке. В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что, таким образом, не имеет никакого практического значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни и интеллектуальной деятельности людей, делая возможным их художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

10 стр., 4975 слов

Адаптация человека и функциональное состояние организма

... количество эритроцитов (у человека с 4-5 до 8 млн. в 1 мм), растет способность гемоглобина связывать кислород, усиливается лёгочная вентиляция, нормализуются сердечная деятельность, состояние нервной системы и ... в организме процессы находятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется, организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, по мнению Бернара ...

Современная отечественная психологическая наука рассматривает воображение с разных точек зрения: и как одну из форм психического отражения мира, и как психический процесс познания, и как цельную психологическую систему, образуемую совокупностью психических процессов моделирования, планирования, творчества, игры и человеческой памяти. Однако наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса организации познания, согласно которой воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых субъективных образов (представлений) путем переработки материала индивидуальных восприятий и представлений, полученных в предшествующем социальном опыте человека.

На наш взгляд, наиболее адекватным является иная дефиниция воображения, отражающая его творческое созидательное начало. Воображение – это своеобразная форма отражения человеком действительности, заключающаяся в преобразовании индивидом имеющихся представлений, понятий и создание на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей, а также создание образов существующих объектов, ранее не встречающихся в субъективном опыте человека.

Воображение всегда опирается на прошлый социальный опыт индивида, образы воображения всегда вторичны, т.е. связаны с ранее пережитым, воспринятым, прочувствованным. В отличие от процессов памяти в воображении не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации, имеющийся опыт преобразуется, обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает новую эмоциональную окраску. Функция воображения заключается в изменении образов, что является непременным и обязательным условием любого творческого процесса. Кроме того, благодаря ему каждый человек имеет возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда, точнее – его идеальный образ.

Возможность субъективного воображения предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает его тесную связь с мышлением. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обуславливается уровнем развития общественного сознания. Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение всегда протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. То, что воображение позволяет человеку предвидеть результаты своей деятельности, придает ему побудительную силу, делает фактором, стимулирующим достижение цели.

Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу. Воображение, или фантазия, представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Несмотря на то, что в воображении у человека возникают образы предметов и явлений, ранее не встречавшихся ему, составляющим их элементам всегда можно найти реальные аналоги. Поэтому, чем больше знаний имеет человек, чем богаче его опыт, чем разнообразнее его впечатления, тем более интересные и неординарные образы и модели действий возникают в его воображении.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... отрешиться, и обычно первое побеждает... Дневное психическое состояние человека накладывает на сны свой отпечаток, но решающее ... состоянию энергетической сущности (тонкое тело). О мелких подробностях я уже не задумывался…» Все проводники человека и его семеричный состав связывают человека ... сублимировать огни наших центров до их седьмого состояния. …Весь Космос построен на семеричном основании, потому ...

В целом мощь творческого воображения и его уровень определяются соотношением двух показателей:

 

  1. насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений;
  2. новизной и оригинальностью, отличными от непосредственно данного его порождения.

Воображение, не удовлетворяющее одновременно обоим условиям, – фантастично, но творчески бесплодно.

К основным функциям воображения относят:

 

  1. целеполагание, которое предусматривает, что будущий результат деятельности создается пока только в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого результата;
  2. предвосхищение (антиципация) – моделирование будущего, положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации, за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами;
  3. комбинирование и планирование, которые совокупно создают образы желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами мыслительной аналитико-синтетической деятельности индивида;
  4. замещение действительности, когда человек силой своего воображения переносится на место событий, совершает действия лишь в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой в тех случаях, когда он лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации;
  5. проникновение во внутренний мир другого человека с помощью воображения, когда на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого) другим субъектом, что служит психологической основой для организации межличностной коммуникации.

Все формы воображения можно подразделить на две большие группы: непроизвольные и произвольныеформы. Непроизвольные (пассивные) формы воображения не зависят от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его мозговой (интеллектуальной) активности или расстройстве работы. Произвольные формы воображения подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают при активной работе человеческого сознания.

К непроизвольным формам воображения относятся сновидения и галлюцинации. Эти образы рождаются подсознанием человека или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры его головного мозга. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Людей с таким воображением называют «пустыми мечтателями» и «фантазерами». Нередко это люди с бедным личным опытом, не развитой критичностью мышления, слабой волей, не связанные с жизненной практикой. Ничем не сдерживаемая их фантазия может создавать самые причудливые, невероятные и, главное, неосуществимые образы.

11 стр., 5227 слов

Познавательная деятельность человека

... выражения знаний соответствуют и два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности человека: чувственное познание -- процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими; рациональное ... Но представления опираются не только на воспоминание, но и на воображение. Сила воображения позволяет человеку создавать в уме новые образы, способные значительно отличаться от всего ...

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимаютгрезы, которые, подобно непроизвольной форме воображения возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство с произвольными формами обусловлено наличием намерения и возможностью управления процессом по желанию субъекта. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску, в них наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Но, если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует о дефектах развития.

К группе произвольных форм воображения в психологии относятся фантазии, вымыслы или измышления, мечты, научное, художественное, техническое творчество (творческое воображение) и воссоздающее воображение. Из всех перечисленных форм воображения непосредственное отношение к образовательному процессу в высшей школе относятся воссоздающее и творческое воображение, на характеристике которых мы остановимся более подробно.

^ Воссоздающее воображение (представление) возникает у индивида на основе какого-либо вида наглядности (описания, предъявления изображений, схем, деталей и т.п.) и продуцирует образы объективно существующих, но не встречающихся в жизненной практике данного человека предметов и явлений. Они мысленно создаются на основе готового описания и имеющихся у человека представлений и знаний. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей и на основании письменных документов или вещественных артефактов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему умозрительного познания или мышления (словесную, числовую, графическую, нотную и т.д.) уже имеющимися у него знаниями. Воссоздающее воображение – необходимое условие взаимопонимания людей в социальном общении, обязательный элемент обучения, передачи общественного и профессионального опыта, приобретения индивидом необходимой информации, знаний, умений, навыков.

^ Творческое воображение воссоздает образы объектов, пока еще объективно не существующих, но потенциально способных существовать в реальных условиях. Творческий замысел одновременно побуждает человека к действию и воплощает в себе его будущий результат, который изначально должен быть отличным от всего подобного, созданного другими людьми, т.е. иметь личностную или общечеловеческую ценность (научное, техническое, художественное творчество).

Творческое воображение выражается в создании нового оригинального образа или идеи. Однако в данном случае понятие «новый» может иметь двоякое значение: как объективно новое (научное открытие, изобретение) и как субъективно новое (знание).

Создание образа стимулируется не только индивидуальными потребностями человека, но и социальными интересами и потребностями как отдельных групп (корпораций, включая государство), так и всего общества в целом, а также уровнем его интеллектуального, нравственного развития, степенью развития научного и научно-технического прогресса страны или цивилизации. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, гуманитарных и естественных науках, в изобретениях в области науки и техники. Продукт творческого воображения не всегда может быть материализован, т.е. воплощен в виде готовой вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания (чертежа, проекта и т.д.), поскольку реализовать его на практике пока еще невозможно в силу объективных причин.

5 стр., 2245 слов

Воображение. Психический познавательный процесс

... очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и ... грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной ...

Современная психологическая наука выделяет четыре стадии формирования творческого образа:

 

  1. Подготовка (зарождение идеи);
  2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
  3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
  4. Проверка.

Творческие образы создаются человеком с использованием целого ряда приемов, среди которых особо следует выделить творческий синтез (комбинирование), соединение частей, присущих разным объектам (агглютинация), усиление или подчеркивание отдельных качеств объекта (акцентуация), намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека или внешнего вида материального объекта (утрирование), создание образов-носителей определенных идей и мировоззрений (типизация) и др.

 

10.

Жизнь человека – непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние – это временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, реактивными состояниями – системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью – являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются на: 1) общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2) состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 3) конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся: 1) оптимальные и кризисные состояния, 2) пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость); 3) психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном итоге – с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные реакции – это специфичный ответ на конкретный стимул. Вторичные реакции – изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности: 1) вторичные реакции адекватны первичным, 2) вторичные . реакции превышают уровень первичных, 3) вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций. Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.