Мотивация как психологическая категория.

Темы контрольных работ

по дисциплине «Формирование учебной деятельности в начальной школе»

для направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» (профили «Психология образования» и «Психология спорта»)

 

Контрольная работа состоит из ответов на 4 вопроса. Все вопросы выбираются по номеру зачетки. Первый вопрос выбирается из списка «1 вопрос», второй вопрос – из списка «2 вопрос» и т.д. Следует ответить не на 1, а на все 4 вопроса.

Работ может быть напечатана или написана от руки. Шрифт 14, кегль Times New Roman, межстрочный интервал 1,5.

Ответ на каждый вопрос должен быть объемом 2-3 страницы. Обратите внимание, что следует придерживаться как нижней, так и верхней границы объема. Требование выставлено, чтобы студент не просто скопировал текст из интернета, не читая, а ознакомился с информацией и выделил главное, тем самым показав умение анализировать информацию. Таким образом, общий объем работы – 8-12 страниц.

Требований к использованным источникам нет.

Контрольную работу нужно принести на первое аудиторное занятие. Высылать по интернету работу не нужно.

 

Вопрос

1. Какие существуют трактовки понятия «учебная деятельность»?

2. Как трактуется учебная деятельность в направлении Эльконина — Давыдова?

3. В чем сущность учебной деятельности?

4. Назовите авторов концепции учебной деятельности.

5. Как трактуется понятие «субъект деятельности» в концепции учебной деятельности?

6. Назовите основные особенности учебной деятельности.

7. Назовите характерные особенности усвоения знаний и умений внутри УД.

8. Как определяет структуру учебной деятельности В.В. Репкин?

9. Сравните точки зрения на структуру УД В.В. Репкина и А.У. Варданяна.

10. Какие компоненты УД выделили Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов?

11. В чем проявляется специфика учебной задачи?

12. Какие учебные действия в структуре УД выделяют И. Ломпшер и А. Коссаковски?

13. Назовите закономерности формирования и функционирования различных видов деятельности по В.В. Давыдову.

14. Что понимается под становлением УД?

15. Чем отличается становление УД от ее формирования?

16. Назовите основные возрастные особенности формирования УД.

17. Что характерно для формирования УД в младшем подростковом возрасте?

27 стр., 13231 слов

Вопрос 1. Психологические особенности ведения переговоров

... во многом зависит от собеседника. Для Вопрос 1. Психологические особенности ведения переговоров Инициатива проведения переговоров всегда ... Домодедово: ВИПК МВД России, 2011. 12. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у ... России, 2007. 13. Цветков, В.Л. Психология оперативно-розыскной деятельности [Текст]: учеб. пособие / В.Л. Цветков, В.М. ...

18. Что такое ведущая деятельность?

19. В каком возрасте учебная деятельность является ведущей деятельностью?

20. В чем проявляется ведущий характер учебной деятельности в младшем школьном возрасте?

21. Назовите основные аспекты диагностики учебной деятельности.

22. По каким признакам можно изучать степень сформированности учебных действий?

23. Дайте характеристику мотивации как психологической категории.

24. В чем суть проблемы определения мотивов?

25. Назовите основные трактовки мотива.

26. Кто из отечественных ученых рассматривает мотив как потребность?

27. Как соотносятся следующие понятия: «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера личности»?

28. Охарактеризуйте сущность учебных мотивов.

29. Назовите основные источники учебной мотивации.

30. Какие группы учебных мотивов выделяет М.В. Матюхина?

31. Приведите классификацию учебных мотивов по А.К. Марковой.

32. Назовите характеристики и функции учебной мотивации.

33. В чем особенности проявления интереса в мотивационной сфере учащихся?

34. Какие типы отношения к учению в мотивационной сфере учащихся выделяет А.К. Маркова?

35. Сравните содержательные и динамические качества мотивов.

36. Какими факторами определяется учебная мотивация?

37. Назовите основные уровни познавательных и социальных мотивов учебной деятельности.

38. Назовите основные формы проявления учебных мотивов в учебном процессе.

39. Дайте характеристику силы и устойчивости учебных мотивов.

 

1. В чем суть проблемы мотивации достижения успеха?

2. Как трактуется мотивация достижения в теории мотивации Аткинсона?

3. Что характерно для изучения мотивации достижения успеха в отечественной психологии?

4. Дайте характеристику соотношения мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

5. Назовите особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.

6. В чем суть феномена «обученной беспомощности»?

7. Назовите основные этапы формирования учебной мотивации по Л.М. Фридману.

8. Рассмотрите особенности развития внутренней мотивации учения.

9. Какие этапы становления могут проходить мотивы всех видов и уровней по А.К. Марковой?

10. В чем трудности изучения учебной мотивации?

11. Какие методы, по А.К. Марковой, являются наиболее надежными для изучения мотивации учащихся и наиболее приемлемыми для учителя?

12. Сравните понятия «учение» и «учебная деятельность».

13. Объясните, из каких элементов состоит любая человеческая деятельность?

14. В чем суть каждого элемента деятельности человека?

15. Что значит научить ребенка учиться?

16. В чем суть учебной мотивации?

17. Какие приемы, методы, организационные формы обучения и средства применимы для развития учебных мотивов?

18. Целенаправленное развитие, каких основных групп действий, необходимо для формирования операционального компонента учебной деятельности?

4 стр., 1947 слов

Глава 1. Регулятивные универсальные учебные действия в начальной школе

... Изучение структуры и содержания процесса организации проектной деятельности в формировании регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. Задачи ... исследования 1. Раскрыть понятия «проектная деятельность» и «регулятивные универсальные учебные действия»; 2. Рассмотреть возможности проектной деятельности в начальной школе; 3. Рассмотреть теоретические ...

19. Опишите наиболее общие действия, востребованные для решения учебной задачи?

20. В чем суть структурных действий по принятию информации: перекодирования, переноса и прогнозирования?

21. К содержательным действиям, востребованным в решении учебной задачи, относятся…

22. От чего зависит успешность применения содержательных операциональных действий в учебной деятельности?

23. Что собой представляют организационные действия учебной деятельности?

24. Приведите примеры формирования операционального компонента учебной деятельности.

25. Что такое оценочные способности?

26. Какие умения предполагают развитие у школьников оценочных способностей?

27. Что такое ориентировочная деятельность? Какое отношение она имеет к оценочным способностям?

28. Объясните возможные направления целенаправленного формирования у учащихся оценочных способностей.

29. К каким видам оценочных действий в образовательном процессе учителю необходимо приобщать учащихся?

30. Способы развития оценочных действий учебной деятельности:…

31. Как способности учащихся к самоконтролю и самооценке способствуют развитию учебной деятельности и личности младшего школьника?

32. Как связаны формирование учебной деятельности и развитие умственных способностей у младших школьников?

33. Содержание образовательного процесса начальной школы.

34. Ценностные ориентиры начального образования.

35. Формирование основ гражданской идентичности личности, уважение истории и культуры каждого народа.

36. Формирование психологических условий развития общения.

37. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

38. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

39. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

 

1. Развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности.

2. Формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке).

3. Формирование самоуважения и эмоционально положительного отношения к себе.

4. Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

5. Формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

6. Мотивация.

7. Учебные задачи.

8. Учебные операции.

9. Контроль учебной деятельности.

10. Оценка учебной деятельности.

11. Функции учебной универсальных учебных действий.

12. Задачи деятельностного подхода.

13. Виды универсальных учебных действий.

14. Личностые учебные действия.

15. Метапредметные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

16. Предметые учебные достижения.

17. Связь универсальных учебных действий с предметами.

Мотивация как психологическая категория.

Мотивационная сфера личности.

Внешняя и внутренняя мотивация.

Познавательный мотив.

Мотив благополучия.

Мотив престижа.

Мотив давления.

Социальный мотив.

Качества учебных мотивов.

Мотвация в достижении успеха.

Соотношение мотивов достижения успеха и избегания неудачи.

Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе.

30. Формирование учебной мотивации.

4 стр., 1756 слов

Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной ...

... в учебно – воспитательном процессе школы. Объект исследования: процесс профессиональной деятельности педагога – психолога в школе. Предмет исследования: формирование эмоциональной ... активности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой), тест - опросник мотивации успехов и неудач (МУН) А. Реана, модифицированная методика ... Вызванные эмоцией тенденции к действию оказывают организующее влияние

31. Развитие внутренней мотивации учения.

32. Методы воздействия на учебную мотивацию.

33. Формирование мотивации через опору на положительные эмоции от результатов деятельности.

34. Формирование мотивации через убеждение, разъяснение, внушение, информирование, примеры.

35. Анализ учебной мотивации через наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.

36. Изучение учебной мотивации через методику «свободных заданий», методику прерывания процесса решения задач.

37. Формирование учебной мотивации.

38. Развитие внутренней мотивации учения.

39. Методы воздействия на учебную мотивацию.

 

Вопрос

1. Формирование мотивации через опору на положительные эмоции от результатов деятельности.

2. Формирование мотивации через убеждение, разъяснение, внушение, информирование, примеры.

3. Анализ учебной мотивации через наблюдение, беседы, опросы, анкетирование.

4. Изучение учебной мотивации через методику «свободных заданий», методику прерывания процесса решения задач.

5. Понятия «учебные достижения», «образовательные достижения».

6. Планируемые результаты начального общего образования по формированию универсальных учебных действий.

7. Сфера личностных универсальных учебных действий.

8. Сфера регулятивных универсальных учебных действий.

9. Сфера познавательных универсальных учебных действий.

10. Сфера коммуникативных универсальных учебных действий.

11. Планируемые результаты по чтению и навыкам работы с текстом.

12. Проблемы проверки и оценки результатов обучения младших школьников в педагогической теории и школьной практики.

13. Схематизация операционального компонента учебной деятельности.

14. Интеллектуальная составляющая операционального компонента.

15. Развитие интеллектуальной составлюящей.

16. Эмоциональная составляющая операционального компонента.

17. Развитие эмоциональной составляющей.

18. Волевая составляющая операционального компонента.

19. Развитие волевой составляющей.

20. Струтурные действия по принятию информации: перекодирование, перенос, прогнозирование.

21. Содержательные действия по принятию информации: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация, установление закономерностей, приемы запоминания.

22. Организационные действия.

23. Понятия «самоконтроль», «саморегуляция».

24. Когнитивный самоконтроль.

25. Аффективный самоконтроль.

26. Поведенческий самоконтроль.

27. Формирование навыков самоконтроля.

28. Предварительный этап самоконтроля.

29. Исполнительский этап самостоятельной деятельности.

30. Заключительный этап самоконтроля.

31. Методические приемы развития навыков самоанализа и самооценки действий.

32. Обучение работе с планом деятельности.

33. Условия эффективности развития навыков самоконтроля учащихся.

34. Рефлексивные оценочные способности.

9 стр., 4253 слов

24.Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности

... действию, к деятельности. Стимулирование – это процесс активизации деятельности персонала, повышения его заинтересованности в реализации целей и решении задач, стоящих перед организацией. Процессы мотивации ... разработке систем стимулирования профессиональной деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению ... и распоряжениям вышестоящих органов управления. Административные методы ...

35. Подберите (придумайте) способы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте.

36. Подберите (придумайте) способы диагностики сформированности учебной мотивации у учащихся.

37. Подберите (придумайте) упражнения, методы или формы усвоения ориентировочных учебных действий учащимися

38. Подберите (придумайте) упражнения, методы или формы усвоения исполнительных учебных действий учащимися

39. Подберите (придумайте) упражнения, методы или формы усвоения оценочных учебных действий учащимися

 

Примерная тематика докладов с презентацией

1. Мораль, ее функции и структура.

2. Христианская концепция происхождения и сущности морали.

3. Прогресс и регресс в нравственности.

4. Проблема взаимодействия морали и права в современном обществе.

5. Нравственные аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

6 Особенности проявления моральных норм в деятельности сотрудников различных служб правоохранительных органов.

7. Профессиональный риск в деятельности сотрудников правоохранительных органов и его нравственное содержание.

8. Нравственная допустимость правового принуждения.

9. Этика профессиональных отношений с осужденными.

10. Гуманизм как этический принцип.

11. Понятие и виды профессиональной этики.

12. Особенности профессии юриста и ее основное нравственное значение.

13. Судебная этика, ее содержание и значение.

14. Правовые и нравственные отношения в уголовном процессе.

15. Соотношение цели и средства в уголовном процессе.

16. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания.

17. Этические основы использования отдельных видов доказательств.

18. общие нравственные требования к деятельности следователя.

19. Этика производства следственных действий.

20. Нравственные требования к деятельности судебной власти.

21. Роль судьи в обеспечении нравственного характера разбирательства дела.

22. Нравственное содержание приговора и других решений суда.

23. Нравственное значение судебных прений.

24. Этика обвинительной речи прокурора.

25. Этика речи защитника.

26. Культура производства по уголовному делу.

27. Культура процессуальных документов.

28. Понятие и содержание культуры процессуальной деятельности.

29. Судебный этикет.

30. Кодекс судейской этики.

31. Правила поведения юристов в профессиональной и внеслужебной деятельности.

32. Нравственно-психологические качества судьи, следователя, прокурора.

 

Вопросы для подготовки к зачету во время прохождения промежуточной аттестации

1. Этика как наука о нравственности, ее предмет и методы.

2. Мораль как предмет этики, ее характеристика.

3. Сущность морали, ее основные функции.

4. Соотношение этики и морали.

5.Соотношение морали и права.

6.Соотношение морали и политики.

11 стр., 5169 слов

Профессиональная деформация работников органов правопорядка

... деятельности сотрудников ОВД постоянно существует реальная опасность нежелательных изменений в системе нравственных ценностей, в их мировоззрении, психическом и физическом состоянии. Совокупность этих изменений принято называть профессиональной ... таких нарушений дисциплины сотрудниками органов внутренних дел, как совершение ... и не совпадают с профессиональной этикой. В частности, статистические данные, ...

7. Юридическая и моральная ответственность

8. История возникновения и развития этической
мысли.

9. Основные категории этики.

10.Добро и зло как основные этические категории.

11. Честь и совесть как основа деятельности сотрудников

правоохранительных органов.

12. Категория долга. Долг служебный и моральный.

13. Гуманизм как этический принцип.

14. Понятие и особенности юридической этики.

15. Задачи профессиональной деятельности юриста.

16. Значение юридической этики для современного
юриста.

17. Профессиональная этика и профессионально-нравственные признаки.

18. Основные нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.

19. Проблема нравственной взаимосвязи целей, средств
и результатов юридической деятельности. Проблема «меньшего зла».

20. Требования к кандидатам на юридическую службу.
21. Профессиональная пригодность.

22 Проблемы профессиональной адаптации.

23. Профессиональная деформация сотрудников правоохранительных органов, причины ее возникновения.

24. Признаки и структура профессиональной деформации.

25. Основные направления профилактики профессиональной деформации.

26. Судебная этика, ее предмет. Законность и нравственность в уголовном судопроизводстве.

27. Соотношение норм уголовного права и норм нравственности.

28. Отражение основных нравственных принципов в
отечественной системе права.

30. Справедливость, гуманизм и ответственность в уголовном процессе.

31. Принцип законности и целесообразности.

32. Нравственные основы независимости судей.

33. Проблема преюдиций с этической точки зрения.

34. Право обвиняемого на защиту.

35. Нравственный аспект презумпции невиновности.

36.Нравственные проблемы установления истины по
уголовному делу.

37. Нравственный аспект «свидетельского иммунитета».

38. Нравственное отношение следователя к обвиняемым (подозреваемым).

39. Соотношение процессуальных норм и этических
правил при расследовании преступлений.

40. Этически допустимые приемы побуждения обвиняемого к даче правдивых показаний.

41. Этический аспект взаимоотношений следователя и прокурора.

42. Этический аспект деятельности государственного обвинителя.

43. Законность и справедливость требований государственного обвинителя.

44. Отношение государственного обвинителя к подсудимому, его защитнику и другим участникам процесса.

45. Этические вопросы обвинительной речи прокурора.

46. Этический аспект защиты в уголовном судопроизводстве.

47. Нравственная необходимость защиты в уголовном
процессе.

48. Законные средства защиты.

50. Выбор адвокатом дела для защиты как этическая проблема.

50. Соотношение позиций защитника и его подзащитного.

51. Участие адвоката в судебном следствии.

52. Нравственный аспект защитительной речи адвоката.

53. Нравственные требования к адвокату — представителю потерпевшего.

54. Признаки коллектива юристов.

55. Социально-психологические особенности общения в группах, в коллективах.

56. Конфликты в коллективе, способы их разрешения.

16 стр., 7591 слов

Психологические аспекты регуляции поведения и деятельности подчиненного

... является изучение и анализ психологических аспектов регуляции поведения и деятельности подчиненного. Объектом исследования выступает социальное ... близости с окружающими; предшествующий жизненный и профессиональный опыт; принадлежность к определенной культуре и ... осуществляется сложный психологический процесс развития сознания, нравственных убеждений, ценностных ориентации личности, выработка навыков ...

57. Этика делового общения как показатель профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов.

58. Понятие и сущность служебного этикета.

59. Культура служебных отношений сотрудников правоохранительных органов.

60. Специфика служебного этикета в юридической деятельности

61.Общая характеристика кодексов профессиональной этики (сотрудника органов внутренних дел, прокурорского работника, адвоката, судьи