Общие подходы к изучению и формированию мотивации учащихся
Основной задачей формирования мотивов учения выступает развитие личности учащегося, её обученности и воспитанности, а так же обнаружение отклонений в развитии и их коррекция.
В процессе изучения мотивации ребенка очень важно сравнивать его личные достижения, а не прибегать к сравнению его с другими детьми, в том числе и более продвинутыми в учебной деятельности.
Учителю и психологу очень важно подходить к формированию мотивации учения с оптимистической гипотезой. Оптимизм может заключаться в том, что каждый ребенок стермится к совершенствованию.
Очень важно формировать мотивацию не только у слабоуспевающих учащихся, а в том числе и у успешно обучающихся. При этом необходимо обязательно учитывать особенности познавательной сферы ребенка.
Заключение суждения об ученике должны формироваться в щадящей форме.
В ходе изучения мотивации учения учителю и психологу необходимо обладать психологической грамотностью.
Таким образом формировать мотивацию, значит не закладывать готовые мотивы и цели в голову учащихся, а ставить его в такую ситуацию, где эти мотивы будут формироваться и развиваться.
Не поручая ответственных дел нельзя воспитать мотивации.
Прежде чем исследовать мотивы, необходимо установить систему ведущих потребностей, актуализирующих активность человека. Евгений Павлович Ильин рассматривает потребность в нескольких ракурсах:
— потребность, как нужда;
— потребность, как предмет удовлетворения нужды;
— потребность, как отсутствие блага;
— потребность, как необходимость;
— потребность, как состояние.
Этапа потребности.
1 латентный этап — потребность есть, а путей удовлетворения нет.
2 — удовлетворение потребности.
3- насыщения.
Какие аспекты влияют на удовлетворение потребности — конкретизация. Удовлетворение осуществляется конкретным образом.
2 ментализация — потребности удовлетворяются осознанно
3 социализация — потребности удовлетворяются социально одобряемым способом.
Потребность в учении ненасыщаемая.
Мотив — есть детерминанта активности.
Мотив, как потребность — когда потребность рассматривается как побудитель активности учащегося.
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся
... методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй — ... процессов обучения и воспитания. Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилами поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего ...
Мотив, как цель — цель это не то к чему следует стремиться, а то, что надо осуществить, поэтому целью может являться как предмет, объект, так и действие.
Мотив, как побуждение — в данном подходе мотив рассматривается, как побуждающая, движущаяся сила или побуждение. В качестве мотива рассматривается как внешний объект, так и воображаемый.
Мотив, как намерение – намерение есть ни что иное, как волевой акт, который создаёт ситуации позволяющие человека положиться на действия внешних стимулов в связи с чем выполнение намерения становится не волевым актом, а условно рефлекторным
Мотив, как устойчивое свойство личности.
Мотив, как состояние — в данном подходе отмечается, что состояние организма или состояния, определяющиеся переживаниями выступают, как основное мотивационное образование.
Мотив, как формулировка — в рамках данного подхода мотив рассматривается, как формирование цели.
Мотив, как удовлетворенность — здесь следует отличать удовлетворение и удовлетворенность. Поскольку удовлетворение не может выступать как мотиватор активности.
Мотивация — это психический процесс преобразующий внешнее побуждение во внутреннее.
Вопрос 2: Учебные мотивы и их характеристика.
Учебная мотивация школьников, есть один из показателей не только деятельности таковых, но в том числе и педагогического коллектива. В связи с этим уровень учебной мотивации рассматривается, как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности учреждения образования.
Применительно к изучению мотивации существует три подхода.
Первый вариант классификации рассматривал две группы мотивов:
1 группа — познавательные мотивы. Они характеризуют устремленность обучающихся на получение знаний и овладение учебными навыками. Знаниями и учебными навыками определяются глубина интереса к новым знаниям, теоретическим принципам и ключевым идеям.
2 группа — социальные мотивы. Эти мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия, в том числе и с другими людьми. В данной группе мотивов относятся и позиционные мотивы, выражающие стремление учащегося занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет.
3 группа — мотивы социального сотрудничества — влияют на взаимоотношения с учителями, учащимися, и взрослыми.
Второй подход классификации мотивов характеризует отношение мотивов непосредственно к учебной деятельности.
Если мотивы стимулирующие определенную деятельность не связаны с ней напрямую их называют внешними. Если же наоборот, они напрямую с ними связаны, они рассматриваются, как внутренние. Внутренние мотивы характеризуются интересом к учебной деятельности и её результату. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга и личных убеждений. Внешний мотив без контроля взрослого или учителя не актуализируется.
Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие мотиваций двух тенденций.
— достижение успеха.
Направленность и мотивы деятельности личности
... и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, ...
— избегание неудачи.
Мотивированные на успех учащиеся ставят перед собой высокие цели. Обучение вызывает у них положительные эмоции. Они обладают хорошими учебными умениями и навыками, то есть способны получать дополнительные знания не только в процессе внутришкольной, но и самостоятельной деятельности.
Мотив избегания неудачи связан как правило с низкой самооценкой, неуверенностью, тревожностью, отрицательной эмоциональной окраской процесса обучения. В последствии это приводит к тому, что ребенок уклоняется даже от простых школьных заданий, теряет интерес к обучению.
Поведение есть функция окружения. Нужно дать ребенку померять свои силы.
Классические подходы к классификации мотивации.
В педагогической и возрастной психологии широко распространена следующая классификация учебных мотивов.
1. Познавательные мотивы делятся на:
— широкие познавательные мотивы
— узкие познавательные мотивы
— мотивы самообразования
2. Социальные мотивы делятся на:
— широкие социальные мотивы
— узкие социальные мотивы
— мотивы социального сотрудничества
Качество мотивов учения характеризуется двумя сторонами:
1) содержательная характеристика мотива, которая определяется осознанностью, самостоятельностью, обобщенностью, действенностью, доминированию в общей структуре мотивации.
Степень распространения на несколько учебных предметов.
2) динамическая характеристика качества учебного мотива – это устойчивость, сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов.
Применительно к мотивации учения важное значение имеет целеполагание, поскольку реализация мотива зависит от умения школьника ставить перед собой цели, обосновывать их и достигать в процессе обучения. Таким образом психологу важно не только диагностировать и корректировать мотивы учения, но и сформировать у учащегося навыки целеполагания, то есть умение воплощать свои мотивы через систему целей. Наличие способности ставить пред собой цели является одним из показателей зрелости мотивационной составляющей школьника. В тоже время способность к целеполаганию является одним из компонентов волевой й деятельности школьника.
Тема: Учебная мотивация обучающихся различных возрастных групп
Вопросы:
1. Учебные мотивы дошкольников
2. Мотивация учения младших школьников и подростков
3. Юношеский возраст, учебные мотивы старшеклассников и студентов
Литература: Ильин. Мотивация и мотивы. Любые учебники по возрастной и педагогической
Учебная деятельность предполагает не только учет индивидуальных качеств учащегося, но и так же в первую очередь учитывает его возрастное развитие.
Применительно к возрастной психологии в этом плане следует отметить ряд проблем:
1. Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека;
2. Проблема соотношения задатков и способностей
3. Проблема относительной организации и целенаправленного планомерного обучения
4.Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.
В психологии личности, ряд авторов в качестве важнейшего периода развития, рассматривает раннее детство, поскольку именно в этот период закладываются основные свойства личности.
Изучение мотивации учения школьника
... можно представить в таблице Количество указаний на любимые занятия, связанные с Содержанием учения Процессом учения ВСЕГО Занима- тельностью Учебные факты Сутью явлений ВСЕГО Дейст- виями Поисково ...
Младенчество — 2 месяца — 12 месяцев.
Раннее детство охватывает период от 1 года до 3 лет.
Центральным новообразованием возраста является возникновение у ребенка сознания, выступающего в виде собственного я. Основные симптомы данного возраста — кризис 3 лет, характеризующийся негативизмом, восприятие в штыки указаний взрослого, упрямство, строптивость, своеволие, протестное поведение, обесценивание требований взрослого, ревность, деспотизм. В этот период нарастает эмансипация ребенка от взрослого, таким образом снимается позиция ребенка по отношению к авторитету родителей, поскольку наряду с родительским конкурируют мнения других взрослых.
Применительно к мотивам — ребенок еще не умеет ставить цели, поэтому всецело подчинен внешней мотивации, в следствие полного подчинения воле взрослых. Эмоциональная составляющая доминирует над смыслообразованием, то есть поступки строятся по принципу позитивного эмоционального подкрепления.
Дошкольный возраст длится от 3 до 6-7 лет. Основная потребность ребенка жить общими интересами со взрослым. Ведущим деятельности является игра, в ходе которой ребенок приобретает первичные навыки социализации, то есть учится жить по правилам и уже понимает, что его права и обязанности взаимосвязаны и взаимобусловлены.
На протяжении всего дошкольного детства ребенок активно общается со взрослым. Формы этого общения сначала внеситуативно-познавательное общение — 3 — 5 лет. (разговор, устное пояснение, если взрослый работает с ребёнком, то ребёнок разговаривает как взрослый. Именно новизна является тем побудителем, который толкает на новые знания)
В конце возраста общение становится ситуативно-личностным. Хотя родители и являются наиболее значимыми в общении, ребенок тяготеет к общению с другими людьми.
В ряде семей существует убеждение, что обучением ребенка должны заниматься только педагоги, а не родители. В связи с тем могут возникать перекосы в формировании мотивационной сферы дошкольников. Известно, что к концу дошкольного детства у ребенка формируется устойчивая мотивация к учению. Она выражается в потребности посещать школу, включиться в новую деятельность, занять новое положение среди школьников. В тоже время существует и готовность ребенка к обучению в школе.
В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов и любознательность. В то же время мотивация учения младших школьников имеет ряд негативных характеристик:
Мотивы учения, как правило стимулируются учителем или родителями и угасает если не происходит их подкрепления.
Мотивы первоклассников мало осознанны.
До конца обучения в школе в начальной школе у ребенка еще не сформировано такое качество как воля. В то время как именно воля выступает в качестве важнейшего фактора формирования мотива, в том числе и на этапе когда один или несколько мотивов конкурируют между собой.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом:
Младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к закономерностям и принципам. В младшем школьном возрасте уже возникают мотивы к самообразованию. Они проявляются в самой простой форме получения новых знаний, благодаря чтению дополнительной литературы.
Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся ...
... новое, высшее единство деятельности субъекта - единство личности. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его ... дошкольного детства является возникновение у ребенка, относительно устойчивой иерархической структуры мотивов, что превращает его из существа ... на психическое развитие детей. В результате у значительной части воспитанников детских домов и школ-интернатов имеются ...
Социальные мотивы развиваются от общего недифиринцированного понимания социальной значимости обучения к осознанию необходимости получать надежное и прочное знание
В младшем школьном возрасте у ребёнка совершенствуются коллективные формы деятельности. В то же время в конце обучения в младшей начальной школе снижается продуктивность учебной деятельности учащихся. Поскольку учебная активность до этого носила характер сообщений, то есть учащиеся вербально или визуально приобщались к учебному материалу, в то время когда у них появляется потребность к самостоятельной работе по приобретению знаний. Снижение учебной активности и мотивации может дезориентировать учителя поэтому он обязан не только подкреплять интерес к полученным знаниям, но прежде всего к способу получения таковых. Любая инициатива ребенка в получении новых знаний должна поощряться.
Подростковый возраст
Выготский центральным и специфическим новообразованием подросткового возраста считает чувство взрослости. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и стремится быть таковым.
Лидия Ильинична Божович обращает внимание, что именно в подростковом возрасте закладываются элементы просоциального поведения. Именно в этом возрасте наиболее ярко проявляются альтруистические тенденции в поведении. Поскольку подросток ориентируется не на мнение родителей, а больше всего на мнение сверстников. Стремление быть принятым другими подростками является наиболее существенным. Представления о себе у подростка формируются под влиянием сверстников, от их мнения напрямую зависит и самовосприятие. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте является стремление занять новую жизненную к миру, другим людям и самому себе. А так же особая восприимчивость к усвоению норм поведения взрослого человека.
Подростки в своей деятельности мотивированы уже не внешними, а внутренними мотивами, которые характеризуются осознанной целью и личностным смыслом. Таким образом может идти речь о ведущих мотивах определяющих учебную деятельность подростка.
Наряду с ведущими на передний план выходят и смыслообразующие мотивы. Мотивы когда подросток не только знает для чего, но и понимает и осознает пути достижения этого.
Наряду с мотивами у подростка появляется широкий спектр интересов, которые по своей природе являются еще неустойчивыми и зависят от ряда факторов таких как окружение, настроение, увлечение и так далее.
Укрепляются познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, что нередко приводит к поиску новых знаний гораздо более широким чем предусмотрено учебной программой.
У подростков появляется новый мотив овладение способами добывания знаний. Задачи самообразования становятся более конкретными. Причем на передний план выходит стремление хорошо подготовиться к занятию. Установлено, что подростки хорошо успевающие в школе имеют более высокий статус среди сверстников, ориентируются на успех, имеют как правило высокую самооценку
Подросток не всегда соотносит собственную мотивацию и мотивацию сверстников с образцами и идеалами принятыми в нашем обществе. Возникают различные направления деятельности подростков вне школы.
Подростки обнаруживают упорство в достижении цели и преодолении трудностей на пути к ней. В тоже время у них ещё не сформирована система целеполагания, на что следует обращать внимание педагогам.
Развитие познавательных мотивов у детей дошкольного возраста ...
... новыми чувствами и мотивами, эмоционально-потребностной сферы. Центральное новообразование этого возраста - развитие внутренней позиции и самосознания. Проблема познавательной деятельности детей этого возраста чрезвычайно важна для ... сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это также период творчества. Ребёнок осваивает речь, ...
Страший школьный возраст.
Характеризуется следующими изменениями — близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии. Объективное подтверждение взрослости (наличие паспорта, а в восемнадцать лет это наличие полной дееспособности и правоспособности).
В этом возрасте происходит переход от предполагаемых перспективных целей к реальным. Мотивация учения затрудняется возросшим интересом к одним предметам в ущерб другим
Студенты
Четкая система получения знаний. Люди знают зачем учатся. Социальные мотивы студентов проявляются широко в активной жизненной позиции.
Тема: Диагностика и коррекция учебной деятельности дошкольников, подростков и студентов.
Это 3 вопроса для зачета
Вопросы:
1. Диагностика коррекции мотивации в дошкольном и младшем школьном возрасте.
2. Диагностика учебной мотивации подростков.
3. Исследование мотивов у старшеклассников.
Литература.
Божович «Избранные произведения», Немов «Психология» 2 том, Ильин «Мотивация и мотивы», выготский
Существуют следующие методы психологического воздействия, в том числе и на ребенка.
Прямое воздействие. Оно включает в себя внушение, убеждение, подражание.
Опосредованное воздействие. Регуляция уровня удовлетворения потребности, включение в определенным образом организованную деятельность.
Трехлетний ребенок манипулирует предметами. У него сенсорный интеллект. Дети старше — ролевая игра, подражают взрослым. Дошкольники — ролевая игра, игра по правилам
Лидия Ильинична Бажвич в своей работе психологические закономерности формирования личности в онтогенезе отмечает, что личность это человек который достиг достаточно высокого уровня психического развития. Психическое развитие ребенка может быть понято в рамках его социализации, усвоение продуктов накопленного опыта.
В своей работе Лидия Ильинична Бажович критикует позицию Алексея Николаевичка Леонтьева отрицая при том принятое в психологии описание развития потребностей в терминах: субъективное состояние, желание, увлечение и аффекты. Она так же критикует и трактовку им мотивов поскольку им недостаточно обосновывается понятие значения и смысл. По ее мнению Леонтьев раскрыл одно из условий способствующих рождению новых мотивов, но не раскрывает причин и процесса формирования мотивов.
Нормативный документ программа диагностики и коррекции.
Лапицкий дал два листика.