Институты семьи и родства
Социальная структура
Социальная структура – это внутренне устройство общество или социальной группы, упорядоченное определенными нормами социальных взаимодействий.
Социальная структура общества включает:
1. социальные группы (трудовые коллективы. одноклассники, молодежь, женщины, пенсионеры и др.)
2. Социальные слои (бедные, средний класс, богатые)
3. Социальные общности (нации, этносы, классы)
4. социальные институты (семья. образование, наука, государство и др.)
Социальные отношения
Социальные отношения – отношения между людьми и группами, осуществляемые в соответствии с законами социальной организации (социальные взаимодействия )
Виды:
Материальные социальные отношения –отношения, складывающиеся в процессе практической деятельности человека (например, производственные отношения)
Духовные социальные отношения –формируются с помощью сознания людей (духовные, моральные, правовые, политические отношения)
Субъектомсоциальных отношений выступает только определенным образом организованная социальная единица (социальная группа, социальная общность).
Межличностные отношения
Межличностные отношения– это отношения между двумя и более индивидами в малой группе, как правило, имеющие эмоциональный характер (дружба, любовь, симпатии, антипатии)
Особенности:
1. имеют эмоциаонально-окрашенный характер (симпатии, антипатии)
2.осуществляются внутри узкого круга лиц
3. непосредственный характер взаимодействия.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположение, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетворенность его поведением).
Виды:
· формальные (примеры формальных межличностных отношений – отношения между учителем и учеником, начальником и подчинением)
· неформальными (примерами неформальных межличностных отношений являются отношения в семье между супругами, между супругами и родителями, между друзьями)
Проявления:
-отношения в семье
-отношения в компании друзей
— отношения среди коллег
Условия эффективного взаимодействия:
— готовность к диалогу и взаимопониманию
Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера 2
... характера 2.1 Структура характера 2.2 Типы акцентуаций характера Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер ... -половой ролью. Половое самосознание индивида формируется в социальной среде, которая подкрепляет "правильное" половое поведение и ...
-общность целей и интересов
-осуществление совместной деятельности
Социальные общности
Социальная общность – реально существующая группа людей, которую характеризуют единство признаков:
1)Сходство условий жизнедеятельности
2)Общность потребностей
3)Наличие совместной деятельности
4)Формирование собственной культуры
5) Социальная идентификация (идентификация – это процесс самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом)
Виды социальных общностей:
— по количеству:
1. Большие
2. Малые
По продолжительности существования
1. непродолжительное существование общности (театральная аудитория)
2.продолжительные (нации, религиозные группы)
Выделяют этнические общности (этносы) –это исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, обладающие общими чертами культуры, языка, психологического склада.
Племя –совокупность родов, связанных общим происхождением, религиозными представлениями, обрядами, диалектом.
Народность –исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, психическим складом.
Нация -исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, психическим складом, национальными чертами, имеющая развитые экономические связи и этническое самосознание..
Нация обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, имеет свои культурные особенности и традиции. Принадлежность к нации называется национальностью.
В развитии нации в современном мире выделяются две тенденции:
1) Интернационализм, т.е стремление к объединению, к экономическому, культурному сотрудничеству. (например, Европейский союз).
2)Стремление к самоопределению, сохранению своей самобытности. Выражается в конфликтной форме (баски в Испании выступают за создание собственных независимых государств, Чеченская республика в России стремилась стать самостоятельной)
а) Национализм – идеологическое, политическое обособление и противопоставление одной нации другим.
б) Шовинизм – неприязнь, ненависть к другим народам.
Межнациональный конфликт– крайнее обострение противоречий между народами при защите своих национальных интересов.
Причины:
1. спорные территории
- произвольное изменение границ
- притеснение этнического меньшинства
- исторические обиды
Национальная политика –это целенаправленная деятельность субъектов политики по регулированию отношений между нациями .
Задачи государства и общества: 1)Сочетать национальные и интернациональные интересы 2)Признание права каждого народа на самоопределение и образование самостоятельного государства 3)Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии (равенство прав для всех граждан независимо от национальной принадлежности).
Нация как социальная общность
... нацию. По плотности связи между людьми в конкретной общности -- от тесно объединенных коллективов и организаций до весьма расплывчатых образований. Социальными общностями являются: общество в целом, социальные классы, слои, этнические группы, ... характеризующиеся целостностью и организованностью. Таким образом, социальная общность - это группа людей, объединенная более или менее устойчивыми связями ...
4) Создание условий для свободного развития нации. Зашиты её культуры. языка, традиций.
Социальная группа
Социальная группа -относительно устойчивая совокупность индивидов, объединенных общим признаком, вступающих в определенные взаимодействия.
Виды:
1. по размеру — малыми (семья, школьный класс) и
большими (нации),
2. формальными (отношения регулируются правовыми нормами) и неформальными(взаимодействие носит личностный характер).
Малая группа — немногочисленная по составу (2-20 человек) совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. Это определенная социальная ячейка, члены которой связаны друг с другом и зависят друг от друга
Признаки:
1. ограниченное число членов
2. стабильность состава
3. наличие внутренней структуры (ролей, статусов, механизмов социального контроля, норма, правил поведения
Функции:
— социализация
— эмоциональная
— совместная деятельность
— удовлетворение потребностей
Типы:
§ Формальные группы – создаются специально для достижения каких либо целей, отношения регламентированы формальными правилами (спортивная команда, группа студентов изучающая углублено иностранный язык, трудовой коллектив и др.)
§ Неформальные группы –создается спонтанно, добровольно, для них характерны свободные отношения(семья, группа друзей).
Их связывают общие интересы. Симпатии. Привычки.
Молодежь как социально-демографическая группа
Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик (от 16 до 25, 30).
Особенности молодежи как социальной группы:
1. переходность социального положения
2. высокий уровень социальной мобильности
3. освоение социальных ролей (студент, работник, гражданин, семьянин)
4. перспективы профессионального роста
5. объединение в неформальные группы,
Психические особенности молодежи:
- стремление к самоутверждению
- Внутренняя противоречивость
- самопознание собственного «Я»
- интолерантность (упрямство, стремление стоять на своем, не прислушиваться к мнению взрослых)
На молодежный возраст приходятся главные жизненные события – получение образования. Выбор профессии, начало трудовой деятельности, вступление в брак.
Квазигруппа
Квазигруппа– малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру, систему ценностей и норм. Квазигруппы чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.
Семья
Семья– это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.
Брак —юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
4 стр., 1969 слов
Социальный проект «Навстречу друг другу»
... как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет значительную роль в жизни человека, его защите, обеспечении социализации. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким ... детях, оставшихся без попечения родителей. Для распространения данного материала будет привлечена группа волонтеров. Знакомство с потенциальной замещающей семьей проходит в рамках беседы, путем ...
Функции:
репродуктивная
хозяйственно-экономическая в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление).
образовательно-воспитательная
первоначального социального контроля
рекреативная — (лат. recreatio — восстановление).
Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
духовного общения
социально-статусная
Типы:
-партриархальная., матриархальная, партнерская
-нуклеарная. сложная
-малодетная, однодетная
Особенности современной семьи (основные тенденции):преобладают партнерские семьи, малодетные. Гражданский брак, увеличилось число разводов.
Социальные конфликты
Социальный конфликт – эта высшая стадия развития противоречий в системе социальных отношений (в социальных институтах, в социальных группах, в обществе в целом).
Конфликт – столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидов.
Причины:
1. социальная неоднородность, наличие противоположных целей, ориентаций
2. различия уровня доходов
3. различные культурные ценности
4. религиозные различия
5. психологические особенности человека (разный характер, разный темперамент)
6. власть
Участники конфликта: субъекты конфликта, свидетели конфликта, пособники, подстрекатели
Типы:
По субъектам конфликта:
§ Межличностные конфликты
§ Межгрупповые конфликты
§ Этнические конфликты
§ Трудовые конфликты
§ Политические конфликты
По времени:
§ Краткосрочные
§ Долгосрочные
По масштабам:
§ Локальные
§ Глобальные
По способам разрешения
§ Мирные
§ Насильственные
Социализация
Социализация (отлат.socialis — общественный)–процесс включения человека в общество, усвоение им социальных ролей, норм, правил.Продолжается всю жизнь. Личность формируется в процессе социализации. Человек приобретает необходимые для жизни качества, навыки, знания.
Этапы социализации:
1) ранняя социализация,охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
2) стадия обучения,включающая весь период обучения в школе, в техникуме, в вузе
3) трудовая социализация –период трудовой деятельности
Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов (образование, полит. партии, СМИ).
Антропогенез – процесс исторического развития биологического ...
... он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, ... выявления наиболее актуальной на сегодняшний день. 2. Проследить этапы развития человека как биосоциального вида. 3. Охарактеризовать раннюю историю человечества, выявить её особенности. В процессе ...
Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.
Институты (агенты) социализации:семья, детский садик, школа, Вузы, СМИ, сверстники
Социальный статус и социальные роли
Соц. статус— это место, которое занимает человек в социальной структуре общества
Виды:
-предписанный
-приобретенный
Социальные роли –ожидаемое поведение человека в зависимости от социального статуса
Виды:
— Формальные социальные роли (нормы правила поведения. закрепленные на бумаге, например, полномочия президента)
-Неформальные социальные роли (роль друга, сына, основаны на личностных неформальных отношениях)
Межролевой конфликт – одна социальная роль мешает выполнению другой социальной роли (ученик –спортсмен, женщина-директор)
Внутри-ролевой конфликт — конфликт, связанный с несовместимостью требуемого поведения и личных принципов и представлений индивида
Социальная мобильность
Соцц. Мобильность – это перемещение человека в социальной стриктуре общества, смена его социального статуса
Виды:
1. Горизонтальная (переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: переезд из одного города в другой, переход учителя из одной школы в другую)).)
2. вертикальная ( перемещение по социальной лестнице вверх или вниз, восходящая, нисходящая)
3. 3. Индивидуальная, групповая
Соц. лифты:образование, брак, повышение квалификации, армия
Социальная дифференциация, Стратификация
Соц. дифферен- разделение общества на различные группы
Социальная стратификация – деление общество на различные социальные слои, страты
Исторические типы страт:
Рабство
Касты
Сословия
Классы
Основания для соц. стратификации:
Уровень доходов
Образование
Престиж профессии
Отношение к власти
Проблемы стратификации в России:
Бедность, разрыв между богатыми и бедными, недостаточное количество среднего класса
Исторические стратификационные системы:
Рабство –самая жестка форма закрепления положения человека за своей стратой.
Касты — социальная группа, членство в которой передается человеку только по рождению ( наследственные замкнутые группы людей).
Переход из одной касты в другую не возможен.
Сословие — социальная, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения. Права, обязанности и привилегии передаются по наследству.
Маргинальность (от лат. Marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, находящихся в промежуточном, пограничном положении между другими социальными группами, утративших прежние социальные связи и не приспособившихся к новым условиям жизни
Зависимость от виртуальной реальности компьютера — новый ...
... можно предположить наличие связи между активностью допамина и склонностью к аддиктивному поведению. Среди видов аддиктивного поведения наиболее известны: приём алкоголя, приём других веществ изменяющих ... аддиктов: "Лучше компьютер, чем наркотики". Большую роль играет "мода" на компьютеры, которые становятся всё более доступными и социальный инфантилизм части пользователей. Следует отметить, что лица ...
Социальные нормы
Социальные нормы — установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Функции:
1. Регулятивная (регулируют общественные отношения)
2. Охранительная (поддержание порядка, уважение к традициям, их сохранение)
3. Функция социализации (усвоение человеком норм и правил поведения)
4. Создание образцов поведения
Виды норм:
Моральные
Правовые
Религиозные
Политические
Эстетические
Этические
Социальное поведение — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида ли группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм
Виды:
· Адекватное, неадекватное
· Соответствующее нормам, девиантное
Девиантное поведение
Девиантное поведение— поведение, отклоняющееся от социальных норм
Виды:
Негативное (преступления, агрессивное поведение)
Нейтральное (чудачество)
Позитивное (талант, гениальность)
Социальный контроль
Соц.. контроль — система предписаний, запретов, наказаний, обеспечивающая выполнение социальных норм
Виды:
— внешний
— внутренний (самоконтроль)
Элементы социального контроля:
-социальные нормы
-социальные санкции
-самоконтроль
Санкции
Санкции– система вознаграждений (позитивные) за выполнение социальных норм или наказаний (негативные) за нарушение соц-х норм
Виды:
Формально-позитивные
Формально негативные
Неформально позитивные
Неформально негативные
Ценности— это мир внутренних устремлений человека, они показывают, что для него желаемо, необходимо.
Ценностьозначает положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта ( предмета, явления, поступка) для человека, группы, общества в целом.
Виды ценностей:
§ материальные (стремление к материальному благополучию, приобретению тех или иных товаров)
§ духовные (любовь, дружба, преданность, честность, милосердие):
§ общечеловеческие(высшие, абсолютные – жизнь, здоровье, свобода)
§ индивидуально-групповые (относительные ценности, например, власть, сила, прибыль, демократия)