Модуль 1. Органы слуха (28 часов)

Учебные цели

1. Сформировать у студентов прочную теоретическую медико-биологи-ческую основу понимания причин и механизмов развития нарушений слуха, а также особенностей этих поражений связанных с причиной, механизмами и возрастом на момент развития дефекта.

2. Сформировать у студентов современные и профессиональные представления о строении и нормальной физиологии слухового анализатора.

3. Ознакомить студентов с современными научными представлениями о причинах и механизмах развития стойких нарушений функций слухового анализаторов и связанных с этим индивидуальных особенностей образовавшихся дефектов.

Содержание модуля 1 «Органы слуха «

Тема 1.1. Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Патология органов слуха: клиническая характеристика и особенности течения. Понятие и общая анатомия, и физиология сенсорных систем. Анатомия и физиология органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Возрастные особенности органов слуха. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора. Болезни наружного уха. Болезни среднего уха, острые и хронические воспаления. Острый и хронический отит. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита. Распространенность процесса, ограниченный лабиринтит и разлитой (диффузный).

Этиопатогенез. Осложнения и остаточные явления Аномалии развития. Болезни проводникового отдела слухового анализатора. Невриты слухового нерва. Шумовые поражения. Воздушная контузия. Функциональные нарушения слуха. Центральные поражения слухового анализатора. Аномалии развития.

Тема 1.2. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Периферический отдел слухового анализатора, составные части: наружное, среднее, внутреннее ухо. Наружное ухо, его части: ушная раковина, наружный слуховой проход, их строение, функция, иннервация. Возрастные особенности наружного уха. Среднее ухо. Строение барабанной полости, ее стенки, сообщения, отделы, содержимое. Система слуховых косточек, их функция и адаптационные нервно-мышечные механизмы. Евстахиева труба строение и функция. Воздухообмен в среднем ухе. Возрастные особенности среднего уха.

4 стр., 1717 слов

Значение слухового анализатора в формировании психических процессов.

... восприятию устной речи и развитию навыка произношения . развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в единстве.   Нарушения слухового анализатора, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражаются на ...

Тема 1.3. Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора. Строение внутреннего уха. Рецепторный аппарат внутреннего уха. Механизм превращения физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения. Слуховой нерв. Проводящие слуховые пути головного мозга, уровни их организации. Особенности строения и связей коры первичного слухового поля. Функция первичного слухового поля коры. Вторичное корковое слуховое поле, отличительные особенности его строения и связей. Функция вторичного слухового поля. Третичные слуховые поля, их функция.

Тема 1.4. Чувствительность органа слуха человека. Звуковая волна, ее физические свойства: амплитуда, частота, длина. Единицы измерения. Акустические характеристики звука: высота, громкость, тембр. Распространение звука в среде: дифракция, интерференция, реверберация, резонанс. Понятие о пороге слуховых ощущений и дискомфорта, о дифференциальном пороге. Область слухового восприятия нормально слышащего человека. Частотно-динамический диапазон звуков речи. Речевое развитие слуха у детей. Защитно-приспособительный характер слуховой адаптации. Понятие о слуховом утомлении и звуковой травме. Бинауральный слух, его значение.

Тема 1.5. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Определение понятия «стойкое нарушение слуха». Причины стойких нарушений слуха: врожденные на следственные и ненаследственные заболевания. Классификация стойких нарушений слуха. Приобретенные нарушения слуха, роль болезней периферического отдела слухового анализаторов, общих и мозговых инфекционных заболеваний, токсических, химических веществ, травм мозга. Современные слуховые аппараты, слухоулучшающие операции. Протезирование слуха, электродно-имплантационное протезирование. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха. Роль психолога в лечебно-коррекционной работе при нарушениях слуха.

Тема 1.6. Патология слухового анализатора. Болезни наружного уха. Болезни среднего уха, острые и хронические воспаления. Острый и хронический отит. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита. Распространенность процесса, ограниченный лабиринтит и разлитой (диффузный).

Этиопатогенез. Осложнения и остаточные явления Аномалии развития. Болезни проводникового отдела слухового анализатора. Невриты слухового нерва. Шумовые поражения. Функциональные нарушения слуха. Центральные поражения слухового анализатора. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Роль психолога в лечебно-коррекционной работе при нарушениях слуха.

Тема 1.7. Возрастные особенности анатомии и физиологии органов слуха. Внутриутробное развитие слуховой системы. Особенности закладки и развития перепончатого и костного лабиринта. Развитие среднего и наружного уха. Аномалии развития. Постнатальное развитие слуховой системы. Миэлинизация слухового нерва, созревание подкорковых и корковых структур слуховой системы. Особенности слухового восприятия новорожденного. Развитие слуха у ребенка. Особенности нарушения слуха у пожилого человека.

Тематический план

№ п/п

Наименование модулей и тем

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Семинарские занятия

Модуль 1. Органы слуха

28

2

6

20

1.1

Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Патология органов слуха: клиническая характеристика и особенности течения

2

1.2

Физиологические основы деятельности анализатора.

5

1.3

Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора.

2

1 4

Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора.

2

1.5

Чувствительность органа слуха человека.

5

1.6

Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

5

1.7

Патология слухового анализатора.

2

1.8

Возрастные особенности анатомии и физиологии органов слуха.

5

Лекции (2 часа)

Тема: Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Патология органов слуха: клиническая характеристика и особенности течения (2 часа)

План

  1. Общая физиология сенсорных систем.

  2. Слуховой анализатор.
    1. Анатомия и физиология периферического отдела слухового анализатора.
    2. Анатомия и физиология проводникового и центрального отдела слухового анализатора.
    3. Возрастные особенности органов слуха.
  1. Патология органа слуха
    1. Болезни наружного и среднего уха.
    2. Болезни внутреннего уха.
    3. Травмы слухового анализатора.
    4. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита
    5. Глухота, основы сурдологии и слухопротезирования. Краткие сведения о физических и акустических свойствах звука.
    6. Аномалии развития уха.

Список литературы

[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26]

Семинарские занятия (6 часов)

Тема: Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Звукопроводящая функция органа слуха

  2. Наружное ухо. Возрастные особенности структуры наружного уха.
  3. Строение среднего уха.
  4. Евстахиева труба строение и функция.
  5. Внутреннее ухо.
  6. Кортиев орган улитки, наружные и внутренние волосковые клетки, покровная мембрана, их функция.
  7. Роль наружного, среднего и внутреннего уха в звукопроведении.
  8. Трансформирующее действие барабанной перепонки и рычажной системы слуховых косточек.
  9. Воздушное и костное проведение звука.
  10. Механизм возникновения колебаний Кортиева органа.

Список литературы

[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26–30]

Тема: Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Звуковоспринимающая система органа слуха.

  2. Механизм превращения физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения.
  3. Звуковосприятие. Слуховая чувствительность.
  4. Слуховой нерв, источник его формирования, состав волокон, их тонотопическая организация в стволе нерва.
  5. Проводящие слуховые пути головного мозга, уровни их организации
  6. Анатомия и физиология центрального отдела слухового анализатора.
  7. Особенности строения и связей коры первичного слухового поля.
  8. Вторичное корковое слуховое поле, отличительные особенности его строения и связей.
  9. Третичные слуховые поля, их функция.
  10. Речеслуховой, сенсорный центр речи (Вернике).

Список литературы

[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26–30]

Тема: Патология слухового анализатора (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Болезни наружного уха.

  2. Острый и хронический отит. Этиопатогенез. Последствия.
  3. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита.
  4. Каковы наиболее опасные осложнения гнойно-воспалительных процессов среднего и внутреннего уха?
  5. Невриты и другие виды поражения слухового нерва.
  6. Центральные поражения слухового анализатора.
  7. Травматические поражения слухового анализатора.
  8. Глухота и тугоухость. Виды глухоты.
  9. Распространенность и причины стойких нарушений слуха:
  10. Классификация стойких нарушений слуха.
  11. Отосклероз. Основы тимпанопластики
  12. Основы слухотпротезирования. Современные слуховые аппараты, слухоулучшающие операции
  13. Протезирование слуха, электродно-имплантационное протезирование.

Список литературы

[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26–30]

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Богомильский М.Р. Детская оториноларингология: учеб. для вузов / М.Р. Богомильский, В.Р. Чистякова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 570 с.
  2. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для пед. вузов / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; ред. В.И. Селиверстов. – М.: Владос, 2011. – 221 с.
  3. Шипицына Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учеб. для вузов / Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. – М.: Академия, 2012. – 430 с.
  4. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: в 2 т.: учеб. пособие для вузов / ред.Я.А. Альтман, Г.А. Куликов, В.О. Самойлов. – М.: Академия, 2009. – 216 с.

Дополнительная литература

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для вузов / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 222 с.
  2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСт: Астрель, 2008. – 223 с.
  3. Высоцкая Т.А. Звуковосприятие и звукоощущение: учеб. пособие для пед. вузов / Т.А. Высоцкая; Забайк. гос. гуманит. пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – Чита: Забайкальск. гос. гумант. пед. ун-т, 2007. – 73 с.
  4. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие / сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 219 с.
  5. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика : воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для вузов / Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2010. – 319 с.
  6. Детская оториноларингология: в 2-х т.: руководство для врачей / ред., М.Р. Богомильский, В.Р.Чистякова. – М.: Медицина, 2005. – 527 с.
  7. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн.для логопеда / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 2006. – 143 с.
  8. Занятия по развитию социально-бытовой ориентировке с дошкольниками, имеющими нарушения зрения: метод. рек. / Л.А. Дружинина, Н.Ю. Абдалова, Л.А. Сидорович и др. – Челябинск: АЛИМ: Изд-во Марины Волковой, 2007. – 119 с.
  9. Измайлов Ч.А. Психофизиология цветового зрения: / Ч.А.Измайлов, Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 205 с.
  10. Ковалевский Е.И. Профилактика слабовидения и слепоты у детей: / Е.И. Ковалевский. – М.: Медицина, 1991. – 224 с.
  11. Козорез Е.С. ЛОР заболевания: учеб. пособие для вузов / Е.С.Козорез. – М.: Владос пресс, 2005. – 223 с.
  12. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей раннего возраста: / И.В. Королева. – СПб. : КАРО, 2005. – 280 с.
  13. Крылова Н.В. Анатомия органов чувств: (глаз, ухо): в схемах и рисунках: учеб. пособие для вузов / Н.В. Крылова, Л.В. Наумец. – М.: Мед. информ. агенство, 2004. – 95 с.
  14. Лаврова Е.В. Логопедия: основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
  15. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. – М.: Теревинф, 2008. – 143 с.
  16. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для вузов / А.Г.Литвак. – СПб.: Каро, 2006. – 328 с.
  17. Милнер П. Физиологическая психология: / Пер.с англ. О.С. Виноградовой; Под ред.и с предисл. А.Р. Лурия. – М.: Мир, 1973. – 647 с.
  18. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: метод. пособие / Т.В. Николаева. – М.: Экзамен, 2006. – 111 с.
  19. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для вузов / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. – М.: Академия, 2009. – 334 с.
  20. Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста : диагностика и коррекция: метод.пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. – М.: Экзамен, 2004. – 191 с.
  21. Хрестоматия по физиологии сенсорных систем: учеб. пособие / Ред.-сост. А.М. Черноризов. – М.: Рос. психолог. об-во, 2009. – 388 с.
  22. Циркин В.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека: – М.: Мед. кн.; Новгород: Изд-во Новгород. гос. мед. академии, 2001. – 524 с.

Электронный ресурс

  1. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru
  2. http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/
  3. http://www.medbook.net.ru/014809.shtml
  4. http://bookz.ru/

Контрольные вопросы по модулю

  1. Какова общая структура анализаторов?

  2. Какое различие имеется между понятиями «органы чувств» и «анализаторы»?
  3. Какие существуют системы классификации анализаторов?
  4. Что такое пороговая величина?
  5. Какие пороговые параметры присущи анализаторам?
  6. Что такое рецепторное поле?
  7. В чем биологический смысл процессов латерального торможения?
  8. Каковы принципы кодирования в информации в анализаторах?
  9. Какова природа звуковых волн? Какими физическими характеристиками обладает звуковая волна?
  10. Каково строение барабанной полости, ее стенки, сообщения, отделы, содержимое?
  11. Каков механизм превращения физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения?
  12. Каковы способы кодирования частоты и интенсивности звукового сигнала?
  13. Каковы особенности строения и связей коры первичного слухового поля?
  14. Каковы, отличительные особенности строения и связей вторичного коркового слухового поля?

8.1. Словарь основных понятий дисциплины

Антрит (син.: отоантрит) — воспаление пещеры сосцевидного отростка, сопровождающееся остеомиелитом стенок его периантральных ячеек.

Атаксия — нарушение движений, проявляющееся расстройством их координации.

Атрезия — врожденное или приобретенное отсутствие естественного отверстия или канала.

Аудиология — раздел оториноларингологии, изучающий слух и его нарушения в физическом, физиологическом, медицинском, психологическом и социальном аспектах

Аутофония (син.: тимпанофония) — усиленное восприятие собственного голоса обусловленное патологическим процессом в слуховой трубе.

Аэроотит — воспаление среднего уха обусловленное баротравмой при полете в самолете.

А.Острый — аэроотит характеризующийся острой болью, ощущением заложенности и шума в ушах, кровоизлиянием в барабанную перепонку, иногда ее разрывом.

Бароотит — воспаление среднего уха возникающее в результате резкого колебания атмосферного давления, характеризующееся болью, шумом и звоном в ушах, тугоухостью по типу нарушения звукопроведения, кровоизлиянием в барабанную полость, разрывами барабанной перепонки.

Баротравма — повреждение уха, околоносовых пазух в результате резкого изменения барометрического давления.

Вестибулопатия — нарушение функций вестибулярного аппарата, проявляющееся вестибулярным синдромом.

Гиперемия — покраснение.

Глухота — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой невозможно восприятие речи.

Г.Кондуктивная — глухота, обусловленная поражением какой-либо части звукопроводящего аппарата.

Г.Контузионная (син.: глухота детонационная ) — глухота, вызванная воздействием ударной волны или мощного звука; обусловлена повреждением барабанной перепонки, кровоизлияниями в полость среднего и внутреннего уха, а иногда развитием охранительного торможения в коре больших полушарий головного мозга.

Г.Нейросенсорная — см. Глухота перцептивная.

Г.Перцептивная (син.: глухота нейросенсорная ) — глухота, обусловленная поражением какой-либо части звуковоспринимающего аппарата.

Г.Профессиональная — глухота, обусловленная воздействием вредных производственных факторов, в первую очередь шума и вибрации.

Г.Психогенная — временная глухота, возникающая в связи с психической травмой и не сопровождающаяся объективными изменениями органа слуха.

Головокружение (син.: вертиго ) — ощущение мнимого прямолинейного или кругового движения окружающих предметов или собственного тела, возникающее при нарушении взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов и глубокой чувствительности, совместно обеспечивающих пространственную ориентацию.

Лабиринт (син.: отит внутренний ) — воспаление внутреннего уха

Л. Острый — серозный или гнойный лабиринт, проявляющийся внезапно развивающимися симптомами нарушения функций внутреннего уха (голокружение с тошнотой и рвотой, нарушение статического и динамического равновесия тела, шум в ухе, понижение слуха); при серозном лабиринте симптомы постепенно исчезают через 2-3 недели, при гнойном лабиринте заболевание может принять хроническое течение.

Л. Хронический — лабиринт, характеризующийся поспенным нарушением функций внутреннего уха (головокружение с тошнотой и рвотой, шум в ухе, нарушение статического и динамического равновесия тела, понижение слуха), наличием фистульного симптома, спонтанными и вестибулосоматическими рефлексами.

Лабиринтные реакции (син.: вестибулярные реакции) — реакции организма, обусловленные раздражением рецепторов вестибулярного анализатора при перемещении тела в пространстве.

Лабиринтопатия — общее название болезней внутреннего уха, характеризующихся дистрофическими изменениями его нервных элементов (например, в результате патологических изменений в сосудистой системе лабиринта, нарушений обмена веществ) и проявляющихся нарушением слуха и вестибулярными расстройствами.

Мастоидит — воспаление слизистой оболочки ячеек и костной ткани сосцевидного отростка кости.

М. Гнойный — мастоидит, характеризующийся, образованием в сосцевидном отростке гнойного экссудата и разрушением костных перегородок между ячейками.

М. Тонзилогенный — медиастинит, возникший в результате распространения гнойного процесса из паратонзиллярного пространства.

Мезотимпанит — хроническое гнойное воспаление среднего и нижнего отделов барабанной полости, проявляющееся снижением слуха, слизисто-гнойными выделениями из уха, центральной перфорацией натянутой части барабанной перепонки, иногда разрастанием грануляционной ткани и образованием полипов. 

Менингит — воспаление оболочек головного и (или) спинного мозга, проявляющееся менингиальным синдромом.

Меньера синдром — сосудистые функциональные нарушения внутреннего уха и изменения в системе эндо- и перилилимфы в результате различных патологических процессов, характеризующиеся головокружением вращательного типа, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, снижением слуха, спонтанным нистагмом, нарушением равновесия, шумом в ухе; приступы могут длиться от нескольких минут до нескольких часов и сопровождаться бледностью, обильным потоотделением, тахикардией, тахипное.

Мирингит — воспаление барабанной перепонки.

Неврит — поражение нерва, характеризующееся изменениями интерстиция, миелиновой оболочки и осевых цилиндров; проявляется симптомами раздражения соответствующей зоне иннервации.

Опухоль (син.: бластома, неоплазма, новообразование) — патологическое разрастание тканей, состоящих из качественно изменившихся клеток, ставших атипичными в отношении дифференцировки, характера роста и передающих эти свойства при последующем делении.

Оталгия — боль в области ушной раковины и наружного слухового прохода при отсутствии видимых патологических изменений в них.

Отит — воспаление какого-либо отдела уха.

О.Наружный — отит, при котором поражены ткани наружного слухового прохода и ушной раковины.

О.Средний — отит, при котором поражены слизистые оболочки полостей среднего уха.

Отоларинголог — врач — специалист, получивший подготовку в области диагностики, лечения и профилактики болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани.

Отомикоз — заболевание, обусловленное развитием на стенках наружного слухового прохода различных видов плесневых грибков.

Отоневрология — (син.: оториноларингоневрология) — раздел невропатологии и оториноларингологии, изучающей признаки поражения вестибулярного, слухового и обонятельного анализаторов, а также нарушения двигательной иннервации гортани, глотки и мягкого неба, возникающие при болезнях и травмах головного мозга, с целью уточнения его поражения.

Оториноларингология — область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клиническое течение болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани и разрабатывающая методы диагностики, лечения и профилактики этих болезней.

Отосклероз — (син.:отодистрофия, отоспонгиоз) — болезнь органа слуха, обусловленная очаговым патологическим процессом в костном лабиринте, часто приводящим к фиксации основания стремени в окне преддверия, проявляющаяся прогрессирующим, обычно двусторонним, снижением слуха и шумом в ушах.

Парацентез — разрез барабанной перепонки с целью обеспечения оттока гноя при остром гнойном среднем отите.

Пробка серная — желтовато-коричневая масса, образующаяся в наружном слуховом проходе в результате усиленной секреции серных желез; состоит из серы, секрета сальных желез, чешуек эпидермиса и холестерина.

Продувание уха — введение воздуха под давлением в полость среднего уха через слуховую трубу с лечебной целью.

Сальпингоотит — см. Тубоотит.

Свищ (син.: фистула) — отсутствующий в норме канал, выстланный грануляционной тканью или эпителием и соединяющей полости тела (в том числе патологические, например, абсцессы), а также полые органы с внешней средой или между собой.

Сепсис — патологическое состояние, обусловленное непрерывным или периодическим поступлением в кровь микроорганизмов из очага гнойного воспаления, характеризующееся несоответствием тяжелых общих расстройств местным изменениям и часто образованием очагов гнойного воспаления в различных органах и тканях.

Серная пробка — см. Пробка серная.

Симптом — признак патологического состояния или болезни.

Синдром (син.: симптомокомплекс) — совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом.

С. Вестибулярный — синдром, наблюдаемый при поражении вестибулярного анализатора, характеризующийся головокружением, нистагмом, тошнотой, рвотой, сердечно-сосудистыми расстройствами.

Слуховая труба (син.: евстахиева труба, барабанно-глоточная) — костно-хрящевой канал, соединяющий барабанную полость с носовой частью глотки.

Слуховой проход наружный — костно-хрящевой канал, выстланный кожей и идущий от ушной раковины к барабанной полости; является частью наружного уха, проводит воздушные колебания к барабанной перепонке.

Слухопротезирование — комплекс мероприятий по улучшению слуха при тугоухости, включающий подбор слухового аппарата, обучение и тренировку в пользовании им.

Сурдология — раздел оториноларингологии, изучающий этиологию, патогенез и клинику различных форм тугоухости и глухоты, разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.

Тимпанопластика — пластика звукопроводящего аппарата среднего уха, поврежденного при хроническом гнойном или адгезивном среднем отите, с целью улучшения слуха.

Тимпаносклероз (син.: псевдоотосклероз, склероотит) — разрастание соединительной ткани в каких-либо участках среднего уха с последующим их гиалинозом, нередко с обызвествлением и окостенением; остаточное явление перенесенного среднего отита, приводящее к кондуктивной тугоухости.

Тубоотит (син.: евстахеит, сальпингоотит) — воспаление слизистой оболочки евстахиевой (слуховой) трубы.

Тугоухость (син.: брадиакузия) — ослабление слуха, при котором сохранено восприятие речи.

Т. Кондуктивная — тугоухость, обусловленная поражением звукопроводящего аппарата.

Т. Перцептивная — тугоухость, обусловленная поражением звуковоспринимающего аппарата или центрального отдела слухового анализатора.

Ушная сера — продукт секреции серных желез, расположенных в наружном слуховом проходе.

Ушной шум — шум в ухе.

Шум в ушах (син.: ушной шум ) — ощущение шума или звона при отсутствии соответствующих звуковых раздражителей; возникает, например, при повышенной возбудимости спирального (кортиева) органа, при патологических изменениях барабанной полости, при склеротических изменениях базилярной артерии.

Эпитимпанит — хронический отит, характеризующийся поражением не только слизистой оболочки, но и костных стенок надбарабанного пространства с образованием кариеса грануляций и холестеомы.

8.2 Темы рефератов

  1. Влияние различных дефектов слуха на состояние устной речи и её развитие у детей.

  2. Методы исследования слуха.
  3. Физическая природа звука. Явления акустики, биоакустики, явления маскировки, слуховой адаптации и утомления.

Самостоятельная работа студентов (20 часов)

Темы для самостоятельной работы

Изучаемые вопросы

Кол. часов

Формы самостоятельной работы

Методическое обеспечение

Время сдачи работы

Форма отчетности

Физиологические основы деятельности анализатора

  1. Структурно-функциональная характеристика и роль анализаторов, регуляция их деятельности.

  2. Свойства анализаторов и приспособление организма к окружающей среде.
  3. Нейрофизиологические механизмы деятельности анализаторов: понятие о первично — и вторично чувствующем рецепторах.
  4. Механизмы трансформации энергии внешнего раздражения в эндо генный процесс возбуждения.
  5. Понятие о рецепторном и генераторном потенциалах, пороги чувствительности, их вариабельность и ее биологическое значение.
  6. Организация рецептивных полей, их перекрытие, процессы латерального торможения.
  7. Основные принципы кодирование сенсорной информации.
  8. Сенсорная адаптация.
  9. Проблемы афферентной регуляции рецепторов.
  10. Общие закономерности строения и функции сенсорных систем: адекватность рецептора и раздражителя, кодирование, адаптация.
  11. Слуховой анализатор по И.П. Павлову, основные отделы: периферический, проводниковый, корковый.

5

Учебная работа (создание конспекта)

[1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30]

Семинар 1

Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене

Чувствительность органа слуха человека

  1. Звуковая волна, ее физические свойства: амплитуда, частота, длина. Единицы измерения.

  2. Акустические характеристики звука: высота, громкость, тембр. Единицы измерения.
  3. Распространение звука в среде: дифракция, интерференция, реверберация, резонанс.
  4. Две группы звуков: тоны и шумы.
  5. Звуки речи: гласные, согласные, их звуковые характеристики.
  6. Понятие о пороге слуховых ощущений и дискомфорта, о дифференциальном пороге.
  7. Область слухового восприятия нормально слышащего человека.
  8. Частотно-динамический диапазон звуков речи.
  9. Речевое развитие слуха у детей.
  10. Защитно-приспособительный характер слуховой адаптации.
  11. Понятие о слуховом утомлении и звуковой травме. Бинауральный слух, его значение.

5

Учебная работа (создание конспекта)

[1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30]

Семинар 1

Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене

Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха.

  1. Краткая характеристика слуховой функции при стойких её нарушениях.

  2. Причины стойких нарушений слуха: врожденные на следственные и ненаследственные заболевания.
  3. Приобретенные нарушения слуха, роль болезней периферического отдела слухового анализаторов, общих и мозговых инфекционных заболеваний, токсических, химических веществ, травм мозга.
  4. Классификация стойких нарушений слуха. Цель и критерии классификации.
  5. Тактильно-вибрационное чувство в восприятии устной речи.
  6. Современные слуховые аппараты, слухоулучшающие операции.
  7. Протезирование слуха, электродно-имплантационное протезирование.
  8. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха.
  9. Роль психолога в лечебно-коррекционной работе при нарушениях слуха.

5

Учебная работа (создание конспекта)

[1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30]

Семинар 3

Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене

Возрастные особенности анатомии и физиологии органов слуха.

  1. Внутриутробное развитие слуховой системы.

  2. Особенности закладки и развития перепончатого и костного лабиринта.
  3. Развитие среднего и наружного уха.
  4. Аномалии развития.
  5. Постнатальное развитие слуховой системы.
  6. Особенности слухового восприятия новорожденного.
  7. Развитие слуха у ребенка.

5

Учебная работа (создание конспекта)

[1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30]

Семинар 2

Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене

Вопросы к экзамену

  1. Анатомия, физиология и патология внутреннего уха.

  2. Анатомия, физиология и патология наружного уха.
  3. Анатомическое строение и функции среднего уха. Барабанная полость. Слуховая труба.
  4. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров.
  5. Задачи и основные направления слуховой работы у глухих детей.
  6. Кондуктивная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).
  7. Лабиринтит. Клиническая картина. Состояние слуха и вестибулярная функция в период ремиссии.
  8. Методы исследования слуха. Исследование слуха речью. Исследование слуха камертонами. Аудиометрия. Исследование слуха у детей.
  9. Методы исследования слуховой функции. Стойкие нарушения слуха у детей, причины, профилактика. Слабослышашие и практически глухие дети.
  10. Методы компенсации нарушенной слуховой функции: индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования.
  11. Нейросенсорная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).
  12. Организация и содержание лечебно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
  13. Отогенные осложнения гнойно-воспалительных заболеваний ЛОР-органов.
  14. Отосклероз. Клиническая картина. Необратимость патологических изменений, генетическая обусловленность.
  15. Приобретенные нарушения слуха (позднооглохшие дети), причины, лечение и профилактика, методы компенсации.
  16. Развитие речи и интеллекта у детей с нарушениями слуха. Классификация глухих детей. Факторы, влияющие на развитие речи у детей с нарушениями слуха.
  17. Тугоухость вследствие инфекционных заболеваний.
  18. Физиология органа слуха. Слуховая адаптация. Слуховое утомление. Звуковая травма.
  19. Фило- и онтогенез слухового анализатора. Основные этапы формирования слуховой функции ребенка.