Учебные цели
1. Сформировать у студентов прочную теоретическую медико-биологи-ческую основу понимания причин и механизмов развития нарушений слуха, а также особенностей этих поражений связанных с причиной, механизмами и возрастом на момент развития дефекта.
2. Сформировать у студентов современные и профессиональные представления о строении и нормальной физиологии слухового анализатора.
3. Ознакомить студентов с современными научными представлениями о причинах и механизмах развития стойких нарушений функций слухового анализаторов и связанных с этим индивидуальных особенностей образовавшихся дефектов.
Содержание модуля 1 «Органы слуха «
Тема 1.1. Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Патология органов слуха: клиническая характеристика и особенности течения. Понятие и общая анатомия, и физиология сенсорных систем. Анатомия и физиология органов слуха. Физиологические основы деятельности слухового анализатора. Возрастные особенности органов слуха. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора. Болезни наружного уха. Болезни среднего уха, острые и хронические воспаления. Острый и хронический отит. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита. Распространенность процесса, ограниченный лабиринтит и разлитой (диффузный).
Этиопатогенез. Осложнения и остаточные явления Аномалии развития. Болезни проводникового отдела слухового анализатора. Невриты слухового нерва. Шумовые поражения. Воздушная контузия. Функциональные нарушения слуха. Центральные поражения слухового анализатора. Аномалии развития.
Тема 1.2. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. Периферический отдел слухового анализатора, составные части: наружное, среднее, внутреннее ухо. Наружное ухо, его части: ушная раковина, наружный слуховой проход, их строение, функция, иннервация. Возрастные особенности наружного уха. Среднее ухо. Строение барабанной полости, ее стенки, сообщения, отделы, содержимое. Система слуховых косточек, их функция и адаптационные нервно-мышечные механизмы. Евстахиева труба строение и функция. Воздухообмен в среднем ухе. Возрастные особенности среднего уха.
Значение слухового анализатора в формировании психических процессов.
... восприятию устной речи и развитию навыка произношения . развитие слухового восприятия и произносительной стороны речи происходит в единстве. Нарушения слухового анализатора, особенно полное врожденное отсутствие слуха, крайне неблагоприятно отражаются на ...
Тема 1.3. Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора. Строение внутреннего уха. Рецепторный аппарат внутреннего уха. Механизм превращения физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения. Слуховой нерв. Проводящие слуховые пути головного мозга, уровни их организации. Особенности строения и связей коры первичного слухового поля. Функция первичного слухового поля коры. Вторичное корковое слуховое поле, отличительные особенности его строения и связей. Функция вторичного слухового поля. Третичные слуховые поля, их функция.
Тема 1.4. Чувствительность органа слуха человека. Звуковая волна, ее физические свойства: амплитуда, частота, длина. Единицы измерения. Акустические характеристики звука: высота, громкость, тембр. Распространение звука в среде: дифракция, интерференция, реверберация, резонанс. Понятие о пороге слуховых ощущений и дискомфорта, о дифференциальном пороге. Область слухового восприятия нормально слышащего человека. Частотно-динамический диапазон звуков речи. Речевое развитие слуха у детей. Защитно-приспособительный характер слуховой адаптации. Понятие о слуховом утомлении и звуковой травме. Бинауральный слух, его значение.
Тема 1.5. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Определение понятия «стойкое нарушение слуха». Причины стойких нарушений слуха: врожденные на следственные и ненаследственные заболевания. Классификация стойких нарушений слуха. Приобретенные нарушения слуха, роль болезней периферического отдела слухового анализаторов, общих и мозговых инфекционных заболеваний, токсических, химических веществ, травм мозга. Современные слуховые аппараты, слухоулучшающие операции. Протезирование слуха, электродно-имплантационное протезирование. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха. Роль психолога в лечебно-коррекционной работе при нарушениях слуха.
Тема 1.6. Патология слухового анализатора. Болезни наружного уха. Болезни среднего уха, острые и хронические воспаления. Острый и хронический отит. Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита. Распространенность процесса, ограниченный лабиринтит и разлитой (диффузный).
Этиопатогенез. Осложнения и остаточные явления Аномалии развития. Болезни проводникового отдела слухового анализатора. Невриты слухового нерва. Шумовые поражения. Функциональные нарушения слуха. Центральные поражения слухового анализатора. Основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушении слуха. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Роль психолога в лечебно-коррекционной работе при нарушениях слуха.
Тема 1.7. Возрастные особенности анатомии и физиологии органов слуха. Внутриутробное развитие слуховой системы. Особенности закладки и развития перепончатого и костного лабиринта. Развитие среднего и наружного уха. Аномалии развития. Постнатальное развитие слуховой системы. Миэлинизация слухового нерва, созревание подкорковых и корковых структур слуховой системы. Особенности слухового восприятия новорожденного. Развитие слуха у ребенка. Особенности нарушения слуха у пожилого человека.
Тематический план
№ п/п |
Наименование модулей и тем |
Количество часов |
|||
Всего |
Аудиторная работа |
Самостоятельная работа студентов |
|||
Лекции |
Семинарские занятия |
||||
Модуль 1. Органы слуха |
28 |
2 |
6 |
20 |
|
1.1 |
Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Патология органов слуха: клиническая характеристика и особенности течения |
|
2 |
|
|
1.2 |
Физиологические основы деятельности анализатора. |
|
|
|
5 |
1.3 |
Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора. |
|
|
2 |
|
1 4 |
Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора. |
|
|
2 |
|
1.5 |
Чувствительность органа слуха человека. |
|
|
|
5 |
1.6 |
Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха. |
|
|
|
5 |
1.7 |
Патология слухового анализатора. |
|
|
2 |
|
1.8 |
Возрастные особенности анатомии и физиологии органов слуха. |
|
|
|
5 |
Лекции (2 часа)
Тема: Основные понятия анатомии и физиологии органов слуха. Патология органов слуха: клиническая характеристика и особенности течения (2 часа)
План
-
Общая физиология сенсорных систем.
- Слуховой анализатор.
-
- Анатомия и физиология периферического отдела слухового анализатора.
- Анатомия и физиология проводникового и центрального отдела слухового анализатора.
- Возрастные особенности органов слуха.
- Патология органа слуха
- Болезни наружного и среднего уха.
- Болезни внутреннего уха.
- Травмы слухового анализатора.
- Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита
- Глухота, основы сурдологии и слухопротезирования. Краткие сведения о физических и акустических свойствах звука.
- Аномалии развития уха.
Список литературы
[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26]
Семинарские занятия (6 часов)
Тема: Анатомия и физиология звукопроводящей системы слухового анализатора (2 часа)
Вопросы для обсуждения
-
Звукопроводящая функция органа слуха
- Наружное ухо. Возрастные особенности структуры наружного уха.
- Строение среднего уха.
- Евстахиева труба строение и функция.
- Внутреннее ухо.
- Кортиев орган улитки, наружные и внутренние волосковые клетки, покровная мембрана, их функция.
- Роль наружного, среднего и внутреннего уха в звукопроведении.
- Трансформирующее действие барабанной перепонки и рычажной системы слуховых косточек.
- Воздушное и костное проведение звука.
- Механизм возникновения колебаний Кортиева органа.
Список литературы
[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26–30]
Тема: Анатомия и физиология звуковоспринимающей системы слухового анализатора (2 часа)
Вопросы для обсуждения
-
Звуковоспринимающая система органа слуха.
- Механизм превращения физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения.
- Звуковосприятие. Слуховая чувствительность.
- Слуховой нерв, источник его формирования, состав волокон, их тонотопическая организация в стволе нерва.
- Проводящие слуховые пути головного мозга, уровни их организации
- Анатомия и физиология центрального отдела слухового анализатора.
- Особенности строения и связей коры первичного слухового поля.
- Вторичное корковое слуховое поле, отличительные особенности его строения и связей.
- Третичные слуховые поля, их функция.
- Речеслуховой, сенсорный центр речи (Вернике).
Список литературы
[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26–30]
Тема: Патология слухового анализатора (2 часа)
Вопросы для обсуждения
-
Болезни наружного уха.
- Острый и хронический отит. Этиопатогенез. Последствия.
- Болезни внутреннего уха. Основные формы лабиринтита.
- Каковы наиболее опасные осложнения гнойно-воспалительных процессов среднего и внутреннего уха?
- Невриты и другие виды поражения слухового нерва.
- Центральные поражения слухового анализатора.
- Травматические поражения слухового анализатора.
- Глухота и тугоухость. Виды глухоты.
- Распространенность и причины стойких нарушений слуха:
- Классификация стойких нарушений слуха.
- Отосклероз. Основы тимпанопластики
- Основы слухотпротезирования. Современные слуховые аппараты, слухоулучшающие операции
- Протезирование слуха, электродно-имплантационное протезирование.
Список литературы
[1–6; 8–10; 15–17; 19; 21–23; 25; 26–30]
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Богомильский М.Р. Детская оториноларингология: учеб. для вузов / М.Р. Богомильский, В.Р. Чистякова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 570 с.
- Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учебник для пед. вузов / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский; ред. В.И. Селиверстов. – М.: Владос, 2011. – 221 с.
- Шипицына Л.М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учеб. для вузов / Л.М. Шипицына, И.А. Вартанян. – М.: Академия, 2012. – 430 с.
- Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: в 2 т.: учеб. пособие для вузов / ред.Я.А. Альтман, Г.А. Куликов, В.О. Самойлов. – М.: Академия, 2009. – 216 с.
Дополнительная литература
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для вузов / Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 222 с.
- Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Ю. Борякова. – М.: АСт: Астрель, 2008. – 223 с.
- Высоцкая Т.А. Звуковосприятие и звукоощущение: учеб. пособие для пед. вузов / Т.А. Высоцкая; Забайк. гос. гуманит. пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. – Чита: Забайкальск. гос. гумант. пед. ун-т, 2007. – 73 с.
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте : метод. пособие / сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-Пресс, 2005. – 219 с.
- Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика : воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для вузов / Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2010. – 319 с.
- Детская оториноларингология: в 2-х т.: руководство для врачей / ред., М.Р. Богомильский, В.Р.Чистякова. – М.: Медицина, 2005. – 527 с.
- Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн.для логопеда / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 2006. – 143 с.
- Занятия по развитию социально-бытовой ориентировке с дошкольниками, имеющими нарушения зрения: метод. рек. / Л.А. Дружинина, Н.Ю. Абдалова, Л.А. Сидорович и др. – Челябинск: АЛИМ: Изд-во Марины Волковой, 2007. – 119 с.
- Измайлов Ч.А. Психофизиология цветового зрения: / Ч.А.Измайлов, Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 205 с.
- Ковалевский Е.И. Профилактика слабовидения и слепоты у детей: / Е.И. Ковалевский. – М.: Медицина, 1991. – 224 с.
- Козорез Е.С. ЛОР заболевания: учеб. пособие для вузов / Е.С.Козорез. – М.: Владос пресс, 2005. – 223 с.
- Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей раннего возраста: / И.В. Королева. – СПб. : КАРО, 2005. – 280 с.
- Крылова Н.В. Анатомия органов чувств: (глаз, ухо): в схемах и рисунках: учеб. пособие для вузов / Н.В. Крылова, Л.В. Наумец. – М.: Мед. информ. агенство, 2004. – 95 с.
- Лаврова Е.В. Логопедия: основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
- Леонгард Э.И. Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. – М.: Теревинф, 2008. – 143 с.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для вузов / А.Г.Литвак. – СПб.: Каро, 2006. – 328 с.
- Милнер П. Физиологическая психология: / Пер.с англ. О.С. Виноградовой; Под ред.и с предисл. А.Р. Лурия. – М.: Мир, 1973. – 647 с.
- Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом: метод. пособие / Т.В. Николаева. – М.: Экзамен, 2006. – 111 с.
- Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для вузов / В.М. Смирнов, С.М. Будылина. – М.: Академия, 2009. – 334 с.
- Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста : диагностика и коррекция: метод.пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. – М.: Экзамен, 2004. – 191 с.
- Хрестоматия по физиологии сенсорных систем: учеб. пособие / Ред.-сост. А.М. Черноризов. – М.: Рос. психолог. об-во, 2009. – 388 с.
- Циркин В.И. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека: – М.: Мед. кн.; Новгород: Изд-во Новгород. гос. мед. академии, 2001. – 524 с.
Электронный ресурс
- Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru
- http://www.krugosvet.ru/enc/medicina/
- http://www.medbook.net.ru/014809.shtml
- http://bookz.ru/
Контрольные вопросы по модулю
-
Какова общая структура анализаторов?
- Какое различие имеется между понятиями «органы чувств» и «анализаторы»?
- Какие существуют системы классификации анализаторов?
- Что такое пороговая величина?
- Какие пороговые параметры присущи анализаторам?
- Что такое рецепторное поле?
- В чем биологический смысл процессов латерального торможения?
- Каковы принципы кодирования в информации в анализаторах?
- Какова природа звуковых волн? Какими физическими характеристиками обладает звуковая волна?
- Каково строение барабанной полости, ее стенки, сообщения, отделы, содержимое?
- Каков механизм превращения физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения?
- Каковы способы кодирования частоты и интенсивности звукового сигнала?
- Каковы особенности строения и связей коры первичного слухового поля?
- Каковы, отличительные особенности строения и связей вторичного коркового слухового поля?
8.1. Словарь основных понятий дисциплины
Антрит (син.: отоантрит) — воспаление пещеры сосцевидного отростка, сопровождающееся остеомиелитом стенок его периантральных ячеек.
Атаксия — нарушение движений, проявляющееся расстройством их координации.
Атрезия — врожденное или приобретенное отсутствие естественного отверстия или канала.
Аудиология — раздел оториноларингологии, изучающий слух и его нарушения в физическом, физиологическом, медицинском, психологическом и социальном аспектах
Аутофония (син.: тимпанофония) — усиленное восприятие собственного голоса обусловленное патологическим процессом в слуховой трубе.
Аэроотит — воспаление среднего уха обусловленное баротравмой при полете в самолете.
А.Острый — аэроотит характеризующийся острой болью, ощущением заложенности и шума в ушах, кровоизлиянием в барабанную перепонку, иногда ее разрывом.
Бароотит — воспаление среднего уха возникающее в результате резкого колебания атмосферного давления, характеризующееся болью, шумом и звоном в ушах, тугоухостью по типу нарушения звукопроведения, кровоизлиянием в барабанную полость, разрывами барабанной перепонки.
Баротравма — повреждение уха, околоносовых пазух в результате резкого изменения барометрического давления.
Вестибулопатия — нарушение функций вестибулярного аппарата, проявляющееся вестибулярным синдромом.
Гиперемия — покраснение.
Глухота — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой невозможно восприятие речи.
Г.Кондуктивная — глухота, обусловленная поражением какой-либо части звукопроводящего аппарата.
Г.Контузионная (син.: глухота детонационная ) — глухота, вызванная воздействием ударной волны или мощного звука; обусловлена повреждением барабанной перепонки, кровоизлияниями в полость среднего и внутреннего уха, а иногда развитием охранительного торможения в коре больших полушарий головного мозга.
Г.Нейросенсорная — см. Глухота перцептивная.
Г.Перцептивная (син.: глухота нейросенсорная ) — глухота, обусловленная поражением какой-либо части звуковоспринимающего аппарата.
Г.Профессиональная — глухота, обусловленная воздействием вредных производственных факторов, в первую очередь шума и вибрации.
Г.Психогенная — временная глухота, возникающая в связи с психической травмой и не сопровождающаяся объективными изменениями органа слуха.
Головокружение (син.: вертиго ) — ощущение мнимого прямолинейного или кругового движения окружающих предметов или собственного тела, возникающее при нарушении взаимодействия вестибулярного и зрительного анализаторов и глубокой чувствительности, совместно обеспечивающих пространственную ориентацию.
Лабиринт (син.: отит внутренний ) — воспаление внутреннего уха
Л. Острый — серозный или гнойный лабиринт, проявляющийся внезапно развивающимися симптомами нарушения функций внутреннего уха (голокружение с тошнотой и рвотой, нарушение статического и динамического равновесия тела, шум в ухе, понижение слуха); при серозном лабиринте симптомы постепенно исчезают через 2-3 недели, при гнойном лабиринте заболевание может принять хроническое течение.
Л. Хронический — лабиринт, характеризующийся поспенным нарушением функций внутреннего уха (головокружение с тошнотой и рвотой, шум в ухе, нарушение статического и динамического равновесия тела, понижение слуха), наличием фистульного симптома, спонтанными и вестибулосоматическими рефлексами.
Лабиринтные реакции (син.: вестибулярные реакции) — реакции организма, обусловленные раздражением рецепторов вестибулярного анализатора при перемещении тела в пространстве.
Лабиринтопатия — общее название болезней внутреннего уха, характеризующихся дистрофическими изменениями его нервных элементов (например, в результате патологических изменений в сосудистой системе лабиринта, нарушений обмена веществ) и проявляющихся нарушением слуха и вестибулярными расстройствами.
Мастоидит — воспаление слизистой оболочки ячеек и костной ткани сосцевидного отростка кости.
М. Гнойный — мастоидит, характеризующийся, образованием в сосцевидном отростке гнойного экссудата и разрушением костных перегородок между ячейками.
М. Тонзилогенный — медиастинит, возникший в результате распространения гнойного процесса из паратонзиллярного пространства.
Мезотимпанит — хроническое гнойное воспаление среднего и нижнего отделов барабанной полости, проявляющееся снижением слуха, слизисто-гнойными выделениями из уха, центральной перфорацией натянутой части барабанной перепонки, иногда разрастанием грануляционной ткани и образованием полипов.
Менингит — воспаление оболочек головного и (или) спинного мозга, проявляющееся менингиальным синдромом.
Меньера синдром — сосудистые функциональные нарушения внутреннего уха и изменения в системе эндо- и перилилимфы в результате различных патологических процессов, характеризующиеся головокружением вращательного типа, сопровождающиеся тошнотой, рвотой, снижением слуха, спонтанным нистагмом, нарушением равновесия, шумом в ухе; приступы могут длиться от нескольких минут до нескольких часов и сопровождаться бледностью, обильным потоотделением, тахикардией, тахипное.
Мирингит — воспаление барабанной перепонки.
Неврит — поражение нерва, характеризующееся изменениями интерстиция, миелиновой оболочки и осевых цилиндров; проявляется симптомами раздражения соответствующей зоне иннервации.
Опухоль (син.: бластома, неоплазма, новообразование) — патологическое разрастание тканей, состоящих из качественно изменившихся клеток, ставших атипичными в отношении дифференцировки, характера роста и передающих эти свойства при последующем делении.
Оталгия — боль в области ушной раковины и наружного слухового прохода при отсутствии видимых патологических изменений в них.
Отит — воспаление какого-либо отдела уха.
О.Наружный — отит, при котором поражены ткани наружного слухового прохода и ушной раковины.
О.Средний — отит, при котором поражены слизистые оболочки полостей среднего уха.
Отоларинголог — врач — специалист, получивший подготовку в области диагностики, лечения и профилактики болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани.
Отомикоз — заболевание, обусловленное развитием на стенках наружного слухового прохода различных видов плесневых грибков.
Отоневрология — (син.: оториноларингоневрология) — раздел невропатологии и оториноларингологии, изучающей признаки поражения вестибулярного, слухового и обонятельного анализаторов, а также нарушения двигательной иннервации гортани, глотки и мягкого неба, возникающие при болезнях и травмах головного мозга, с целью уточнения его поражения.
Оториноларингология — область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, клиническое течение болезней уха, носа, околоносовых пазух, глотки и гортани и разрабатывающая методы диагностики, лечения и профилактики этих болезней.
Отосклероз — (син.:отодистрофия, отоспонгиоз) — болезнь органа слуха, обусловленная очаговым патологическим процессом в костном лабиринте, часто приводящим к фиксации основания стремени в окне преддверия, проявляющаяся прогрессирующим, обычно двусторонним, снижением слуха и шумом в ушах.
Парацентез — разрез барабанной перепонки с целью обеспечения оттока гноя при остром гнойном среднем отите.
Пробка серная — желтовато-коричневая масса, образующаяся в наружном слуховом проходе в результате усиленной секреции серных желез; состоит из серы, секрета сальных желез, чешуек эпидермиса и холестерина.
Продувание уха — введение воздуха под давлением в полость среднего уха через слуховую трубу с лечебной целью.
Сальпингоотит — см. Тубоотит.
Свищ (син.: фистула) — отсутствующий в норме канал, выстланный грануляционной тканью или эпителием и соединяющей полости тела (в том числе патологические, например, абсцессы), а также полые органы с внешней средой или между собой.
Сепсис — патологическое состояние, обусловленное непрерывным или периодическим поступлением в кровь микроорганизмов из очага гнойного воспаления, характеризующееся несоответствием тяжелых общих расстройств местным изменениям и часто образованием очагов гнойного воспаления в различных органах и тканях.
Серная пробка — см. Пробка серная.
Симптом — признак патологического состояния или болезни.
Синдром (син.: симптомокомплекс) — совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом.
С. Вестибулярный — синдром, наблюдаемый при поражении вестибулярного анализатора, характеризующийся головокружением, нистагмом, тошнотой, рвотой, сердечно-сосудистыми расстройствами.
Слуховая труба (син.: евстахиева труба, барабанно-глоточная) — костно-хрящевой канал, соединяющий барабанную полость с носовой частью глотки.
Слуховой проход наружный — костно-хрящевой канал, выстланный кожей и идущий от ушной раковины к барабанной полости; является частью наружного уха, проводит воздушные колебания к барабанной перепонке.
Слухопротезирование — комплекс мероприятий по улучшению слуха при тугоухости, включающий подбор слухового аппарата, обучение и тренировку в пользовании им.
Сурдология — раздел оториноларингологии, изучающий этиологию, патогенез и клинику различных форм тугоухости и глухоты, разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.
Тимпанопластика — пластика звукопроводящего аппарата среднего уха, поврежденного при хроническом гнойном или адгезивном среднем отите, с целью улучшения слуха.
Тимпаносклероз (син.: псевдоотосклероз, склероотит) — разрастание соединительной ткани в каких-либо участках среднего уха с последующим их гиалинозом, нередко с обызвествлением и окостенением; остаточное явление перенесенного среднего отита, приводящее к кондуктивной тугоухости.
Тубоотит (син.: евстахеит, сальпингоотит) — воспаление слизистой оболочки евстахиевой (слуховой) трубы.
Тугоухость (син.: брадиакузия) — ослабление слуха, при котором сохранено восприятие речи.
Т. Кондуктивная — тугоухость, обусловленная поражением звукопроводящего аппарата.
Т. Перцептивная — тугоухость, обусловленная поражением звуковоспринимающего аппарата или центрального отдела слухового анализатора.
Ушная сера — продукт секреции серных желез, расположенных в наружном слуховом проходе.
Ушной шум — шум в ухе.
Шум в ушах (син.: ушной шум ) — ощущение шума или звона при отсутствии соответствующих звуковых раздражителей; возникает, например, при повышенной возбудимости спирального (кортиева) органа, при патологических изменениях барабанной полости, при склеротических изменениях базилярной артерии.
Эпитимпанит — хронический отит, характеризующийся поражением не только слизистой оболочки, но и костных стенок надбарабанного пространства с образованием кариеса грануляций и холестеомы.
8.2 Темы рефератов
-
Влияние различных дефектов слуха на состояние устной речи и её развитие у детей.
- Методы исследования слуха.
- Физическая природа звука. Явления акустики, биоакустики, явления маскировки, слуховой адаптации и утомления.
Самостоятельная работа студентов (20 часов)
Темы для самостоятельной работы |
Изучаемые вопросы |
Кол. часов |
Формы самостоятельной работы |
Методическое обеспечение |
Время сдачи работы |
Форма отчетности |
Физиологические основы деятельности анализатора |
|
5 |
Учебная работа (создание конспекта) |
[1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30] |
Семинар 1 |
Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене |
Чувствительность органа слуха человека |
|
5 |
Учебная работа (создание конспекта) |
[1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30] |
Семинар 1 |
Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене |
Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специализированных учреждениях для детей с нарушениями слуха. |
|
5 |
Учебная работа (создание конспекта) |
[1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30] |
Семинар 3 |
Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене |
Возрастные особенности анатомии и физиологии органов слуха. |
|
5 |
Учебная работа (создание конспекта) |
[1-6; 8-10; 15-17; 19; 21-23; 25; 26-30] |
Семинар 2 |
Выступление на семинаре, проверка конспекта, терминологический диктант, вопросы на экзамене |
Вопросы к экзамену
-
Анатомия, физиология и патология внутреннего уха.
- Анатомия, физиология и патология наружного уха.
- Анатомическое строение и функции среднего уха. Барабанная полость. Слуховая труба.
- Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров.
- Задачи и основные направления слуховой работы у глухих детей.
- Кондуктивная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).
- Лабиринтит. Клиническая картина. Состояние слуха и вестибулярная функция в период ремиссии.
- Методы исследования слуха. Исследование слуха речью. Исследование слуха камертонами. Аудиометрия. Исследование слуха у детей.
- Методы исследования слуховой функции. Стойкие нарушения слуха у детей, причины, профилактика. Слабослышашие и практически глухие дети.
- Методы компенсации нарушенной слуховой функции: индивидуальные слуховые аппараты, звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования.
- Нейросенсорная тугоухость (причины, методы диагностики, лечение и профилактика, методы компенсации).
- Организация и содержание лечебно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями слуха. Гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
- Отогенные осложнения гнойно-воспалительных заболеваний ЛОР-органов.
- Отосклероз. Клиническая картина. Необратимость патологических изменений, генетическая обусловленность.
- Приобретенные нарушения слуха (позднооглохшие дети), причины, лечение и профилактика, методы компенсации.
- Развитие речи и интеллекта у детей с нарушениями слуха. Классификация глухих детей. Факторы, влияющие на развитие речи у детей с нарушениями слуха.
- Тугоухость вследствие инфекционных заболеваний.
- Физиология органа слуха. Слуховая адаптация. Слуховое утомление. Звуковая травма.
- Фило- и онтогенез слухового анализатора. Основные этапы формирования слуховой функции ребенка.