МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Гармонизация семейных отношений в России

в перспективах развития семьи как экономически-

И профессионально- ориентированного социального института

Программа социологического исследования

 

 

Иркутск – 2006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

1.1. Актуальность темы исследования. Радикальные изменения экономической инфраструктуры, социально-структурная трансформация общества, развитие гражданского социума, изменения в системе общественных ценностей в России привели к изменению и расширению функций семьи как социального института. Осмысление и анализ позитивных и негативных тенденций в развитии семьи в современной России дают основание полагать, что сегодня институт семьи выступает в своем новом качестве.

Семья как социальный институт в настоящее время теряет способность к самоорганизации и саморазвитию, не может самостоятельно справиться с происходящими в ней деструктивными процессами. Проявление крайней формы деструктивности, – насилия в семейных отношениях, – неизбежно приводит к разрушению системных свойств семьи. В процессе развития общества и трансформации семейных отношений условия и факторы, способствующие проявлению как насилия в семье, так и гармонизации семейных отношений, подвергаются изменениям, что обусловливает необходимость в проведении комплексных научных исследований в динамике. В этой связи, неизбежно встает задача поиска путей урегулирования системы семейных отношений с целью преодоления внутрисемейного насилия и их гармонизации.

Необходимость адаптации к рыночным отношениям, новым социально-экономическим условиям повлекла за собой изменение в структуре индивидуальных и семейных ценностей, встал вопрос о развитии семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института. В силу этого обстоятельства, появилась потребность в проведении углубленных теоретических и эмпирических исследований, в том числе, непосредственно направленных на выявление факторов семейного благополучия. Заметно возросло значение толерантности в межличностных семейных отношениях как основного способа достижения согласия и взаимопонимания между членами семьи, как социальной формы гармонизации семейных отношений. Актуализировалась проблема определения взаимосвязи внутрисемейной толерантности как социального феномена с ментальностью российского общества.

Учитывая объективные основания, полагаем, что в современных социологических исследованиях должно произойти смещение фокуса научного интереса от изучения насилия в семейных отношениях, как негативной тенденции трансформации социально-структурных отношений в обществе, к изучению толерантности как способа гармонизации семейных отношений, представляющее позитивное направление в исследовании современных социальных процессов на уровне института семьи. Семья, семейные отношения и семейные ценности в условиях развития и стабилизации рыночной экономики в России должны стать объектом особого внимания.

13 стр., 6473 слов

Семья как важнейший социальный институт 2

... и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 2) общественные процедуры (забота о ... первичной социализации. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья - это основанная на единой ...

1.2. Степень научной разработанности проблемы. В мировой социологической науке оформились различные традиции и парадигмы в рассмотрении института семьи, семейных отношений и семейных ценностей: структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, М. Джонсон и др.); гендерный подход (П. Бергер, И. Гофман, Д. Зиммерман, Д. Чафетс и др.); теория социального конфликта (Р. Коллинз, Д. Ритцер, М. Вебер и др.) и др. Обозначенные подходы в работе дифференцируются на макро- и микросоциологические теории. С позиции их взаимосвязи и выступает собственно автор.

На стыке выделенных подходов в зарубежной литературе просматривается целый спектр исследований по проблеме насилия в семейных отношениях. Прежде всего, следует выделить авторов, занимающихся исследованием проблем жестокого обращения с детьми (С.Г. Кемпе, П. Тоз, И.М. Кинард, П.Г. Джефф, Д.А. Уолф и др.) и насилия в семье в отношении женщин (О. Барнет, Л. Уолкер, М. Джонсон, Д. Бернард, М. Шварц, Б. Скотт и др.).

В аспекте рассмотрения семьи как системы социально-структурных отношений пристального внимания заслуживают концепции О. Тоффлера и Д. Берто, И. Берто-Вьям. О. Тоффлер рассматривает особенности возникновения и значение семейного бизнеса в эпоху информационных революций, дифференциации и глобализации. Д. Берто и И. Берто-Вьям концептуализируют социальный статус как атрибут семейных групп, пытаются восстановить и развить «семейное» направление в социологической науке.

В российской научной литературе проблемы семьи как социального института и малой социальной группы, внутрисемейного межличностного взаимодействия и, связанного с ним, благополучия в семейных отношениях, стали обсуждаться еще в советский период (А.И. Антонов, М.Ю. Арутюнян, С.И. Голод, Г.А. Заикина, М.С. Мацковский, В.М. Медков, А.Г. Харчев и др.).

В 1990-е гг. четко оформилось три направления в исследовании семейных проблем. Представители первого направления предусматривали изучение семьи в условиях социально-экономических преобразований, развития предпринимательства, социально-структурных изменений в обществе (О. Тоффлер, Т.А. Гурко, О Дудченко и др.).

В фокусе внимания представителей второго направления находился феномен внутрисемейного насилия (Т.Ю. Забелина, Е.В. Исраелян, Ю.М. Антонян и др.).

Третье направление отражало социально-демографическую проблематику (А.И. Антонов, В.М. Медков, А.Г. Харчев и др.).

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что все три направления в той или иной степени на основе сформировавшихся традиций получили развитие в современной науке. В большей степени в последние годы прослеживается интерес к феномену внутрисемейного насилия. Стали появляться работы, посвященные изучению основных причин и выявлению некоторых аспектов проявления насилия в семье над женщинами (Е.В. Исраелян, Т.Ю. Забелина, Н.А. Шведова, Е. Здравомыслова).

9 стр., 4116 слов

Изменение ролей и отношений внутри семьи

... хозяйства и воспроизводством. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семья и брак относятся к ... ответственность за принятие решений и проведение досуга. Элизабет Ботт в своем исследовании «Семья и социальная сфера» в 1957 году писала, что существует два ...

Ю.М. Антонян, И.В. Горшков, Р.М. Зулкарнеев внесли свой вклад в рассмотрение правовых и психологических аспектов семейно-бытовых преступлений. Среди российских авторов, занимающихся изучением проблемы жестокого обращения с детьми в семье, можно отметить Н.Д. Ярославцеву, Т.Я. Сафонову, Е.И. Цымбал, А.Б. Орлова, Е.И. Смага и др. Исследования по проблеме насилия в семье также проводятся в рамках деятельности различных общественных организаций (кризисных центров, центров содействия семье и др.).

Учитывая взаимосвязь всех аспектов семейных отношений, полагаем, что назрела необходимость в привлечении внимания ученых и общественности к феномену благополучных семейных отношений в российском обществе с рыночной экономикой. Толерантность как способ гармонизации семейных отношений в России на сегодняшний день – тема фактически не изученная. Если общие вопросы исследования толерантности освещены в научных работах М.С. Мацковского, П.П. Николсона, А.В. Перцева, Д. Бродского, Б.Х. Бгажнокова, В.А. Петрицкого, Л.А. Шкатовой, Л.М. Дробижевой, В.М. Золотухина, Г.У. Солдатовой и др.; то по вопросам внутрисемейной толерантности существуют лишь единичные работы. Среди последних выделим работу В.Н. Недашковского «Толерантность в семье» (М., 2002), в которой исследуется проблема толерантности через призму конфликтности супружеских отношений и причин распада семьи, в основе которых лежат особенности иерархии ценностей.

В русле изучения специфики внутрисемейных отношений и формирования института семьи в его новом качестве как экономически- и профессионально- ориентированного социального института представляют интерес исследования социальной структуры современного общества, его социально-структурных отношений, социальной стратификации и мобильности, получившие освещение в трудах классиков мировой социологической науки – Э. Гидденса, П. Бурдье, М. Вебера, П. Сорокина и др. Из отечественных ученых выделим исследования Т.И. Заславской, В.И. Староверова, В. Ильина, М.Б. Глотова, М.А. Шабановой, Л.Г. Бызова и др. В трудах Т.И. Заславской находим обоснование особенностей трансформационных процессов в России, изменения социальной структуры российского общества, что имеет большое значение для изучения социально-структурных отношений в семье.

Разработка социологической концепции развития института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института на основе тенденции к благополучию в семейных отношениях в обществе с рыночной экономикой должна быть вынесена в проблемное поле социологии социальной структуры, социальных институтов и процессов. Актуальность и недостаточность научной разработанности феномена толерантности как способа гармонизации семейных отношений в России обосновывает выбор объекта и предмета, цели и задач исследования, в котором семья рассматривается в широком смысле, как система межличностных и социально-структурных связей и отношений.

1.3. Объектом исследованиявыступают семейные отношения жителей г. Иркутска.

1.4. Предмет исследования – процесс гармонизации семейных отношений в перспективах развития семьи как нового экономически- и профессионально- ориентированного института.

13 стр., 6007 слов

Типы семейного неблагополучия и социально-педагогической поддержки детства

... семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны четыре статуса семьи: социально - экономический статус (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально ... кризис института современной семьи. Актуальность исследования заключается в потребности рассмотреть целый ряд факторов, определяющих семейное ...

1.5. Цель исследования – выявить основные особенности процесса гармонизации семейных отношений и внутрисемейной толерантности как его основного фактора в перспективах развития семьи как нового экономически- и профессионально- ориентированного института.

Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих приоритетных задач:

­ выявление проблем функционирования и развития семьи как социального института в контексте трансформации социально-структурных отношений в России на рубеже XX – XXI вв.;

­ исследование проблемы насилия в структуре семейных отношений и определение перспектив перехода к изучению толерантности в семье как в экономически- и профессионально- ориентированном социальном институте;

— изучение внутрисемейной толерантности как социального феномена, выявление ее особенностей в контексте гармонизации семейных отношений и развития социально-структурных отношений в России;

— на основе результатов проведенных исследований выделение основных путей и перспектив формирования и развития института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института.

1.6. Гипотеза исследованиязаключается в предположении, чтов российском обществе с рыночной экономикой тенденция к изменению и расширению функций семьи как особого вида социально-структурных отношений является основанием для выделения предпосылок формирования и функционирования семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института. Внутрисемейная толерантность выступает основным механизмом гармонизации семейных отношений и стабилизации социально-структурных отношений в современном российском обществе и имеет ряд специфических особенностей, которые, в первую очередь, зависят от типа семейных отношений, стажа супружества, экономического статуса семьи, профессиональной принадлежности и пола супругов.

1.7. Теоретико-методологические основы исследования.Принципы историзма, системности, нормативности, адаптивности, альтернативности, конструктивности и др. в значительной степени определяют содержание и логику научного исследования.

При анализе вопросов трансформации современных семейных отношений и проблем их гармонизации мы опирались на методологические основания изучения семьи с позиции структурно-функционального, гендерного подходов, подхода с позиции теории социального конфликта.

Исследование вопросов толерантности в системе внутрисемейных отношений в контексте их гармонизации на фоне общих тенденций социально-структурных изменений в современной семье основывается на сочетании и взаимодополнении макро- и микросоциологического подходов. Основные положения работы стали возможны на базе семейно-ориентированного подхода в его позитивной направленности. В основу авторского подхода легли основные идеи О. Тоффлера, Д. Берто, И. Берто-Вьям и др.

4 стр., 1906 слов

Семья как институт воспитания

... можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и ... от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых ...

1.8. Теоретическая интерпретация понятий.В целях получения целостного представления об объекте и предмете исследования, представляется важным дать интерпретацию содержания следующих социологических категорий:

Современная семья – это союз лиц, объединенных брачными, родст­венными и/или иными личными узами, про­живающих совместно и связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья как социальный институт – система межличностных и социально-структурных связей и отношений, осуществляющая ряд функций.

Семья как экономически- и профессионально- ориентированный социальный институт – это система межличностных и социально-структурных связей и отношений, обеспечивающих устойчивое функционирование социума посредством реализации ряда функций, среди которых традиционные функции воспроизводства и социализации, и при этом значительное место принадлежит новосформированным экономической и профессиональной функции.

Насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью человека, а также угрозы совершения таких актов.

Внутрисемейное (домашнее) насилие – это действия, которые нарушают права и свободы, унижают честь и достоинство одного или нескольких членов семьи, проявляемые со стороны агрессора (или агрессоров) и имеющие различные формы проявления.

Физическое насилие, под ним понимается любое физическое проявление принудительного или насильственного поведения, направленного против другого лица; под ним подразумевается нанесение физического ущерба, в том числе толкание, избиение, пытки, убийство.

Психологическое насилие (психическое, эмоциональное насилие) может рассматриваться как поведение, причиняющее обиду, вызывающее страх, психологический упадок и эмоциональную неуверенность в собственной значимости или неспособность защитить себя от физического, сексуального или дальнейшего психологического насилия; оно может проявляться в виде различных угроз, оскорблений, унижений, постоянной критике, запретах, контроле и ограничении действий партне­ра, то есть в целом создание в семье тяжелого психологического климата.

Сексуальное (половое) насилие – это любой сексуальный акт или сексуальное поведение, навязываемое одному из членов семьи без его согласия.

Экономическое насилие подразумевает под собой попытки лишения одним членом семьи другого возможности распоряжаться семей­ным бюджетом; контроль финансов жертвы, ее доходов и расходов; экономическое давление; отказ содержать семью.

Внутрисемейная толерантность – это определенная система ценностей, норм и образцов поведения субъекта, направленных на уважение и признание индивидуальных особенностей других членов семьи, и стремление взаимодействовать с ними на основе согласия и взаимопонимания. Внутрисемейная толерантность предполагает определенные грани терпимости в отношениях между членами семьи к особенностям мировосприятия, ценностным установкам и ориентациям, образу жизни, поведению, мнениям и чувствам друг друга. Кроме этого, установка на толерантное взаимодействие между членами семьи включает в себя проявление сочувствия и сострадания друг к другу, стремление к согласию в семейных взаимоотношениях и ненасильственным способам разрешения конфликтных ситуаций.

1.9. Научная новизна исследованиявидится в следующем:

­ обоснована необходимость методологического поворота от изучения негативных тенденций в развитии и функционировании института семьи, таких проявлений семейного неблагополучия, как конфликтность и насилие, к исследованию позитивных тенденций в трансформации института семьи, поиску путей гармонизации семейных отношений и изучению оснований их благополучия. Данный подход обозначен как семейно-ориентированный в его позитивной направленности;

­ дана социологическая интерпретация изменения и расширения функций семьи в российском обществе с рыночной экономикой, в связи с чем выделены предпосылки и особенности формирования и функционирования института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института;­ предложено авторское определение внутрисемейной толерантности, выявлены природа и особенности ее проявления в благополучных семьях г. Иркутска, концептуально обосновано ее значение для гармонизации семейных отношений в России;

­ с учетом данных конкретных социологических исследований определены основные пути и перспективы формирования института семьи как экономически- и профессионально- ориентированного социального института в современной России.

1.10. Научно-практическое значение работы.Представленные в работе теоретические положения дополняют теоретико-методологическую базу изучения трансформационных процессов, происходящих в современной российской семье в условиях развития рыночной экономики. Полученные автором данные способствуют развитию семейного направления в современной социологической теории, расширяют содержание методологии изучения толерантности как способа гармонизации семейных отношений в рамках социологии социальной структуры, социальных институтов и процессов.

Полученные в ходе исследования результаты и разработанные рекомендации могут быть использованы при подготовке программ государственной социальной политики, представлять интерес для органов государственной власти различных уровней, для руководителей социальных организаций и учреждений, занимающихся решением вопросов семьи, в том числе и проблем насилия в семейных отношениях. Результаты и выводы могут быть также использованы в образовательном процессе при разработке программ лекционных курсов и семинарских занятий, учебных пособий по социологии семьи, гендерной социологии, социологии личности, по семьеведению и др. дисциплинам. Социологическая информация может стать основой для проведения прикладных исследований и разработки спецкурсов по соответствующей тематике.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

2.1. Определение выборочной совокупности.В качестве основного объекта конкретного социологического исследования нами были выбраны семьи г. Иркутска. Г. Иркутск являясь типичным представителем крупных городов Российской Федерации, позволит применить результаты проведенного исследования на основную массу крупных городов Российской Федерации, при проведении сравнительного анализа подобных исследований в других городах.

Проведенное нами в период с февраля по апрель 2006 г. в г. Иркутске комплексное конкретное социологическое исследование предусматривало 2 основных этапа: анкетирование на тему «Природа и особенности проявления толерантности в благополучных семьях г. Иркутска» и экспертный опрос «Основные пути и перспективы формирования и функционирования института семьи как нового экономически- и профессионально- ориентированного института в крупном российском городе (на примере г. Иркутска)».

Для определения выборочной совокупности при проведении анкетирования основу генеральной совокупности составили данные Всероссийской переписи населения за 2002 г. По произведенным расчетам, согласно Всероссийской переписи населения, количество семей в г. Иркутске в 2002 г. составило – 162356. Таким образом, выборка составила – 400 семей при соблюдении условий погрешности ± 4% и степени уверенности 0,95. Исходя из этого, в ходе анкетирования в общей сложности было опрошено 800 человек – оба супруга из 400 полных семей, отобранных по критерию благополучности в результате квотной выборки. В основу квотной выборки был положен возрастной показатель респондентов, согласно распределению возрастных групп населения г. Иркутска, среди людей состоящих в браке по данным Всероссийской переписи населения. Возрастные группы распределились следующим образом: 1) до 24 лет – 4,3%; 2) 25-34 лет – 25,0%; 3) 35-54 лет – 47,4%; 4) 55 лет и старше – 23,3%.

При проведении экспертного опроса выборка была сплошная, в нее вошли руководители и специалисты всех организаций г. Иркутска, имеющих отношение к проблемам семьи, согласившихся принять участие в исследовании. Выборка организаций определялась на основании данных справочника «Иркутские желтые страницы 2005», базы данных по общественным некоммерческим организациям г. Иркутска отдела по связям с общественностью Администрации г. Иркутска, базы данных отдела помощи семье и детям ДСЗН Администрации г. Иркутска, базы данных Главного управления федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на 2005 г. Было выделено в г. Иркутске 27 организаций, занимающихся решением тех или иных вопросов, касающихся семьи. На момент проведения опроса согласились принять участие 29 руководителей и специалистов различного профиля из 16 социальных организаций г. Иркутска, занимающихся вопросами семьи и семейного благополучия (список экспертов – см. прил.10)

2.2. Методы сбора информации.Для решения поставленных задач автором применялись общенаучные методы исследований теоретического уровня и собственно социологические методы исследования.

Активно использовались теоретико-познавательные методы:анализ научной литературы и синтез имеющихся знаний по изучаемой проблеме, категоризация содержания обобщенных и осмысленных материалов, классификация и схематизация полученных результатов.

Среди методов анализа данных в работе были использованы: структурно-функциональный анализ, причинный анализ, факторный анализ, типологический анализ, ранжирование материалов и табличный метод.

Практическая реализация поставленных задач осуществлена посредством применения таких методов какстатистический анализ,теоретический анализ документальных источников,включенное и невключенное наблюдение, анкетирование, экспертный опрос, вторичный анализ материалов социологических исследований.

Главной целью конкретного социологического исследования является производство и воспроизводство социологической информации о семейных взаимоотношениях жителей г. Иркутска для комплексного выявления уровня их внутрисемейной толерантности и ее значения для гармонизации семейных отношений в перспективах развития семьи как нового экономически- и профессионально- ориентированного института. Второстепенная цель – подтверждение или опровержение, поставленных в программе социологического исследования, гипотез.

Учитывая особенности предмета исследования, поставленные цели и задачи, осуществлен выбор следующих методов:

Анкетирование.Исследование предусматривало разработку вопросника по изучению содержания проблемы, на базе которого была подготовлена анкета, включающая в себя 26 вопросов как открытого, так и закрытого характера для обоих супругов из полных семей г. Иркутска (см. приложение 2).

При составлении вопросника принимались во внимание некоторые блоки вопросов по исследованию толерантности в регионах Северного Кавказа «Толерантность во внутрисемейных, межэтнических и межконфессиональных отношениях» [145].

Анкетирование используется с целью получения количественных данных по ключевым вопросам исследуемой проблемы, а именно: выявление частоты проявления респондентами внутрисемейной толерантности во взаимоотношениях между супругами; степени влияния различных факторов на прочность брака и семейное благополучие респондентов; частоты возникновения конфликтов (ссор, разногласий) между супругами по какому-либо поводу в семьях респондентов; определение степени и основных особенностей проявления внутрисемейной толерантности среди населения г. Иркутска; уровня благополучия семейных отношений респондентов; мнения респондентов о степени влияния государства на проявление терпимости в семье как в социальном институте; выявление факторов, от которых зависит внутрисемейная толерантность; а также выделение характерных черт идеальной семьи в современном обществе по восприятию респондентов на основе полученных данных.

Экспертный опрос.Метод экспертных оценок позволяет получить наиболее достоверную и объективную информацию по исследуемой проблеме. Источником информации в данном случае выступают лица, компетентные в вопросах семейных взаимоотношений, практическая деятельность которых связана с решением проблем семьи. В исследовании в качестве экспертов выступили: руководящий состав организаций, а также специалисты разного профиля, работающие по проблемам семьи в социальных организациях г. Иркутска.

Исследование носило поисковый характер, было не анонимным. Вопросы анкеты носили как открытый, так и закрытый характер. По изучению содержания проблемы в анкете было сформулировано 15 вопросов (см. приложение 10).

Всего в ходе исследования опрошено 29 чел. из 16 организаций, из них 17 чел. – руководители организаций; 12 чел. – специалисты разного профиля, имеющие опыт работы с семьей.

Применение метода экспертных оценок в данном исследовании направлено на выяснение основных особенностей решения проблем семьи, выявление значения толерантности для гармонизации семейных отношений в перспективах развития семьи как нового экономически- и профессионально- ориентированного института.

В процессе проведения анкетирования населения и экспертного опроса предполагалось использование метода включенного наблюдения, что позволило автору получить информацию о лояльности респондентов к проблеме насилия в семье, об общем уровне их толерантности к окружающим, через восприятие объектов, опосредованное собственным опытом.

Метод статистического анализа.Данный метод предполагает анализ статистических сведений, имеющихся по вопросам исследования, с целью рассмотрения современного состояния и основных тенденций в развитии семьи как социального института.

Эмпирической базой данного метода исследования выступили статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Иркутску и Иркутской области, касающиеся проблем демографии семьи.

Анализ документальных источников. Метод направлен наоценку эффективности системы российского законодательства, и в целом, государственной политики, с точки зрения социальной поддержки и защиты семьи, в том числе защиты членов семьи от внутрисемейного насилия; а также на выявление степени распространенности и основных особенностей проявления насилия между членами семьи в г. Иркутске.

В качестве документальных источников исследования выступили:

­ международные нормативно-правовые акты;

­ Конституция Российской Федерации, Уголовный и Семейный Кодексы Российской Федерации;

­ федеральные законы и указы президента, касающиеся вопросов социальной поддержки и защиты членов семьи;

­ основополагающие федеральные целевые программы по социальной поддержке и защите семьи;

­ федеральный законопроект и модельное законодательство о социально-правовой защите от насилия в семье;

­ заключения экспертов по судебно-медицинской экспертизе и актов судебно-медицинских исследований по фактам причинения вреда здоровью различной степени тяжести, которые имели место в семейно-бытовой сфере по г. Иркутску.

Вторичный анализ материалов социологических исследований.Изучение результатов проведенных социологических исследований позволило дать более полную оценку процессам, происходящим в современной российской семье, определить актуальность проблемы внутрисемейного насилия в г. Иркутске и в России, в целом, и выявить основные особенности данного процесса.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования по проблеме насилия в семье, проведенное по инициативе «Проекта Гармония» в рамках программы «Сотрудничество местных сообществ по проблеме насилия в семье» и при содействии государственных и общественных организаций города Иркутска. Исследование проводилось при участии автора. Анкетирование населения города Иркутск осуществлялось в период с 20 декабря 2000 г. – по 20 февраля 2001 г. Целью исследования явилось получение информации по проблеме насилия в семье: выявление степени информированности населения о данной проблеме, ее актуальности для опрашиваемых, а также выявление различных направлений в решении проблемы домашнего насилия на основе полученных данных. Объектом данного исследования стали учащиеся средних классов (11 – 14 лет); учащиеся старших классов, а также начальных и средних профессиональных учреждений (15 – 17 лет); студенты высших учебных заведений (18 – 21 год); население города Иркутска в возрасте 21 год и старше. В рамках данного исследования было опрошено 7040 человек различных возрастных категорий по двум стандартизированным типам анкет.

Организационный план исследования

№ п/п Наименование этапа исследования Сроки проведения исследования Результаты исследования
1. Подготовительный этап (разработка программы исследования и подготовка социологического инструментария)   Программа исследования, социологический инструментарий  
2. Проведение социологических исследований (этап сбора, обработки и анализа эмпирических данных).

Статистический анализ. Анализ документальных источников. Анкетирование. Экспертный опрос. Вторичный анализ данных

  Систематизация полученных результатов. Подготовка к публикации научных работ разного уровня: статьи, тезисы докладов. Апробация материалов на конгрессах, конференциях, научных семинарах разного уровня
3. Интерпретация и презентация основных результатов исследования   Подготовка заключительного отчета по теме иследования. Оформление теоретической и эмпирической базы диссертационного исследования
4. Заключительный этап   Завершение диссертационного исследования. Использование основных результатов и выводов социологического исследования в разработке практических рекомендаций для организаций и учреждений, занимающихся решением проблем семьи

 

2.4. Основные области использования результатов исследования:

1. Разработка социальных программ государственной социальной политики и рекомендаций для органов государственной власти различных уровней, для руководителей социальных организаций и учреждений, занимающихся решением вопросов семьи, в том числе и проблем насилия в семейных отношениях.

2. Учебный процесс: при разработке учебных программ по дисциплинам «Социология семьи», «Гендерная социология», «Социология управления», «Социология личности», «Семьеведение»; для проведения прикладных исследований и разработки спецкурсов по соответствующей проблематике.