МЕТОДИКА URIКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАДИЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Опросник для исследования стадии психотерапии URIКА (the Universiti of Rhode Island Change Assessment Scale) создан групой авторов (МсСоnnaughу, Ргochasка, Velisег) в начале 80-х годов. Методика дает возможность определить 4 терапевтические стадии изменения (предразмышлените, размышление, действие и сохранение), выделенные DiClemente к Ргochasка (1983, 1985).

С помощью методики URIКА можно проводить непрерывное исследование отношений и установок пациентов в процессе психотерапии, характерных для каждой стадии изменении. На основании результатов исследования определяется стадия психотерапевтического процесса, на которой находится в данный период пациент, или выделить характерные признаки нескольких стадий. Первоначально методика для исследования стадии психотерапии URIКА предназначалась для описания проблем пациентов с аддиктивным поведением, проходящих психотерапию. Однако методика URIКА является общей по своему содержанию, так как пациенты должны ответить на вопросы относительно имеющейся проблемы. Таким образом URIКА использовалась для измерения стадий терапии, связанных с широким кругом поведенческих проблем. Стадии терапии являются важнейшим аспектом психотерапии, которому до недавнего времени не уделялось достаточного внимания как в литературе, так и в конкретных исследованиях. Исследованием и примением данной методики занимались J. Ргochasка, W.Velisег, МсСоnnaughу, (1989,1992)

Методика URIКА описывает содержание стадии психотерапии, основанного на их последовательности. Цель методики заключается в том. чтобы отнести пациента к той или иной стадии терапии, выделяя шкалы, по которым он обнаруживает наибольшие показатели. Первые исследования стадий психотерапии свидетельствовали о том, что пациенты в каждый конкретный момент могут находиться только на одной стадии терапии. Однако позднее выяснилось, что пациент может находиться одновременно более чем на одной стадии.

Сопротивление, отрицание и различные уровни мотивации представляют собой серьезные проблемы для процесса и результата психотерапевтического лечения. Чаще всего готовность к изменениям рассматривается как наличие или отсутствие мотивации. DiClemente Ргochasка, (!982, 1985) выдвинули концепцию изменение как стадиального феномена. С их точки зрения процесс изменения представляет собой движение от предршмышления (для которого характерно непонимание или нежелание работать с проблемами и недостаточная активность) до размышления над проблемой (которое связано с серьезными намерениями и принятием решений).

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вассермана (модификация Бойко) Многое узнать о личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. ... - психологических факторов этиопатогенеза - психологической принадлежностью болезни. Например, на первой стадии невроза к первичным личностным особенностям относятся: - повышенная активность больного истерией ...

Стадия действия сопряжена с усилением активности, последняя стадия успешных изменений — стадия сохранения, представляет собой непрерывную деятельность, направленную на закрепление новых форм поведения и восприятия. Связь между четырьмя оценочными шкалами методики предполагает простейшую модель поведения, смежные пункты более связаны, чем не смежные. Поэтому переход от одного элемента к другому можно охарактеризовать как возрастающую прогрессию, а не как случайность или неожиданность

URIКА включает 32 пункта, предназначенных для измерения четырех стадий терапии. К каждой стадии относятся 8 высказываний, которые оцениваются пациентом по 5-бальной шкале: 1 -высказывание вообще мне не соответстсвует, 2 — едва соответствует, 3 – соответствует в достаточной степени, 4 — сильно соответствует, 5 — очень сильно соответствует. Любое высказывание описывает, что человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проблем. Количество баллов по каждой шкале переводится в стандартизованные показатели (Т).

ОСНОВНЬЕ СТАДИИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ИЗМЕНЕНИЙ ПО МЕТОДИКЕ URIКА.

1. Стадия предразмышления. Большинство больных, находящихся на данной стадии, не понимают или не до конца понимают характер своих проблем или вовсе не признают у себя проблем, которыми следовало бы заниматься. По словам Ргochasка, (1989), «Дело не в том, что они не видят решения. Они не видят проблемь». Больной не испытывает желания что-либо менять в себе или в ближайшем будущем, не понимает, каким образом сам способствовал возникновению своих трудностей, не видит смысла в лечении. Члены семьи, друзья, коллеги, напротив, понимают, что пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием окружения, зачастую использующего уговоры или даже угрозы, пациент соглашается обратиться к психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведении — до тех пор, пока сохраняется давление на него со стороны значимых людей.

Пациенты находящиеся на стадии предразмышления. могут заявлять о своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных намерений сделать это. Сопротивление пониманию и разрешению проблемы — отличительная черта данной стадии. Примеры высказываний. характерных для стадии предразмышления:

«Пребывание здесь — для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне никакого отношения», «Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах»

 

2. Стадия размышления. Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется возможно ли разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать выражена недостаточно. Другой важный аспект стадии размышления — взвешивание «за» и «против» между проблемой и ее решением. Пациенты, находящиеся на стадии размышления, часто раздумывают, стоит ли избавление от проблемы тех усилий и энергетических и временных затрат, необходимых для борьбы с ней.

Тем не менее, центральный аспект данной стадии — серьезное намерение разрешить проблемы. Примеры высказываний, характерных для стадии размышления:

«Над моими проблемами стоило бы поработать», «Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить».

21 стр., 10171 слов

Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии

... и на осязание, и на остаточное зрение, используя соответствую­щие дидактические средства. В связи с этим возникает проблема, свя­занная с дифференциацией и индивидуализацией обучения и ... высказывают свое мнение, но их рассказы являются монологическим высказыванием. Они не задают вопросов, не соотносят свои высказывания с высказыванием партнера. Партнер им нужен как слушатель. Воспринимаются лишь ...

3. Стадия действия. Пациент активно изменяет свое поведение, поступки и окружение с целью преодоления проблемы. Стадия действия предполагает наиболее явные, открытые поведенческие изменения и требует значительных затрат времени и энергии. Пациенты часто ошибочно приравнивают действия к изменениям и в результате упускают из вида необходимость активной работы (которая является своего рода подготовкой к конкретным действиям) и усилий, направленных на сохранение результатов.

Характерная черта стадии действия — модификация привычного образа восприятия и поведения и применение значительный усилий для изменения. Примеры высказываний, характерных для стадии действия:

«Иногда моя проблема трудная, но я работаю над ней»,

«Каждый может говорить, что он хочет измениться, я же действительно что-то делаю для этого».

4. Стадия сохранения. Пациент достиг определенных результатов в решении своей проблемы и его беспокоит и тревожит, что проблема, которую он считал решенной, может вернуться. На данной стадии идет работа, направленная на предупреждение возвращения проблемы и закрепление результатов, полученных в ходе лечения. Традиционно стадия сохранения рассматривалась как статичная, однако стоит помнить, что сохранение — это продолжение, а не отсутствие действия.

Основное положение данной стадии — сохранение позитивных изменений и предотвращение возобновления проблем.

Примеры высказываний, характерных для стадии сохранения:

«Пожалуй, сейчас я нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне сохранить то, чего я уже достиг»,

«Меня беспокоит, что опять может дернуться проблема, с которой я уже частично

справился, поэтому я ищу здесь помощи».

Прохождение данных стадий представляет собой не линейный, как описано выше, а циклический процесс. Пациенты могут начинать со стадии размышления, прийти к решению ничего не менять и прекратить лечение. Действие и сохранение нередко прерываются возвращением к привычному образу поведения. Пациенты подчас совершают несколько оборотов этого цикла, прежде чем достигают успешных, позитивных изменений.

НКА URIКА.

 

ИНСТРУКЦИЯ И ТЕКСТ.

Этот опросник должен помочь нам улучшить лечение.

Каждое высказывание описывает, что человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проблем.

Укажите, пожалуйста, насколько соответствует или, напротив, не соответствует Вам каждое высказывание. Пожалуйста, отмечайте то, чтоВы чувствуете именно сейчас, а не то, что Вы чувствовали раньше или могли бы, или хотели бы чувствовать.

В тексте опросника постоянно встречаются слова «проблема» и «здесь».

«Проблема» — это то, что Вы напишите в графе «проблема», т.е., то. в связи с чем Вы обратились в нашу клинику.

«Здесь» — относится к Вашему пребыванию в нашей клинике, данному конкретному периоду Вашего лечения и его программе.

Когда речь идет обизменении Вашей проблемы, имеется в виду, избавление от симптомов, улучшение самочувствия, решение какой-либо проблемы, конфликта или ситуации.

Пожалуйста, обведите кружком соответствующую цифру, которая лучше всего указывает, насколько соответствует или. напротив, не соответствует Вам каждое высказывание.

Для каждого вопроса имеется пять возможных ответов:

1 — вообще не соответствует

2 — едва соответствует

3 — соответствует в достаточной степени

4 — сильно соответствует

 

5 — очень сильно соответствует

ФИО:__ Дата:__ Проблема:

__________________________________________________________________

1. У меня нет личных проблем, которыми надо было бы заниматься  
2. Я думая, что сейчас я готов что-то изменить в себе к лучшему    
3. Я собираюсь что-то делать с проблемами, которые меня заботят    
4. Над моими проблемами стоило бы работать    
5. У меня нет никакой проблемы, поэтому пребывание здесь не имеет для меня никакого смысла    
6. Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже частично справился, поэтому я ищу здесь помощи    
7. Наконец-то я занимаюсь своей проблемой    
8. Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить    
9. Я уже с успехом работал над своей проблемой, но я не знаю, хватит ли у меня сил продолжить это.   1 2345  
10. Иногда моя проблема трудная, но я работаю над ней    
11. Пребывание здесь — для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне никакого отношения    
12. Я надеюсь, что мне здесь помогут лучше понимать самого себя    
13 Я предполагаю, что у меня есть слабости, но нет ничего такого, что я действительно должен был бы изменю    
14. Я действительно усердно работаю над тем, чтобы что-то в себе изменить   1 2345  
15. У меня есть проблема и я действительно думаю, что должен над этим работать    
16. Те изменения, которых я уже достиг, не так легко сохранить, как я надеялся, и я здесь для того, чтобы помешать возврату того, что было (рецидиву проблемы).

 

1 2345  
17. Хотя мне и не всегда удается что-то изменить в себе, я, по крайней мере, занимаюсь своей проблемой    
18. Я думаю, что однажды разрешив свою проблему, я должен был бы от нее освободиться, но иногда я снова вынужден бороться с ней.    
19. Я хотел бы иметь больше идей в отношении того, как решить свою проблему.    

 

20. Я уже начал работать над своей проблемой, но хотел бы помощи в этом  
21. Возможно, здесь мне смогут помочь    
22. Пожалуй, я сейчас нуждаюсь в содействии, для того, чтобы помочь мне сохранить то, что я уже достиг    
  23. Возможно, я как-то сам и способствовал проблеме, но я не думаю, что это действительно так    
24. Я надеюсь, что здесь кто-нибудь даст мне хороший совет    
25. Каждый может говорить о том. что он хочет измениться я же действительно что-то делаю для этого    
26. Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах    
27. Я здесь для того, чтобы предотвратить рецидив (возврат) проблемы.    
28. Меня тревожит, что проблема, которую я считал уже решенной, может вернуться снова    
29. У меня есть заботы, но они есть и у других, поэтому незачем тратить время, думая об этом    
30. Я активно работаю над моей проблемой.    
31 Лучше бы я научился избегать своих ошибок, чем лотом пытаться их исправлять    
32. После всего, что я сделал для того, чтобы изменить свою проблему, она все равно снова и снова преследует меня    

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. КЛЮЧ К МЕТОДИКЕ URIКА.

1 шкала — стадия «Предразмышление» включает пункты:

1, 5, 11, 13, 23 ,26, 29, 31

2 шкала — стадия «Размышление» включает пункты:

2, 4, 8, 12. 15, 19, 21,24

3 шкала — стадия «Действие» включает пункты:

3,7,10, 14,17,20,25,30

4 шкала — стадия «Сохранение» включает пункты:

б, 9, 16, 18, 22, 27, 28, 32

По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Далее суммарный балл по каждой шкале переводится в стандартизованные показатели (Т) по специальной, прилагаемой Таблице перевода сырых баллов в стандартные показатели

Пример обработки результатов:

В качестве примера приведем подсчет баллов по 1-й шкале «Предразмышление»

1 пункт — ответ 2

5 пункт — ответ 1

11 пункт — ответ 4

13 пункт — ответ 3

23 пункт — ответ 1

26 пункт — ответ 5

29 пункт — ответ 3

31 пункт — ответ 2

Суммарный балл — 21

Допустим, по всем шкалам получены следующие сырые оценки:

1 шкала — 21 балл

2 шкала — 25 баллов

3 шкала -13 баллов

4 шкала — 7 баллов

 

Соответственно стандартизованные показатели (Т) составят:

1 шкала — 75 Т

2 шкала — 30 Т

3 шкала -15 Т

4 шкала -10 Т

Таблица № 1. Перевод сырых баллов в Т баллы.

Т-оценки          
  30-35              
  29-30              
  27-28              
  25-26              
  23-24              
  21-22              
  19-20          
  17-18       33-34   33-34  
  15-16   34-35   31-32   31-32  
55-   13-14     29-30   28-29-30  
11-12 31-32 27-28 26-27
  09-10     25-26   23-24-25  
      28-29   23-24   21-22  
        21-22   18-19-20  
      25-26   19-20   16-17  
        17-18   13-14-15  
      22-23   15-16   11-12  
        13-14   08-09-10  
      19-20   11-12    
        09-10      
      16-17   07-08      
-05                
-10       13-14          
-15       07-12          

 

1 шкала — Предразмышление: 2 шкала — Размышление: 3 шкала — Действие: 4 шкала — Сохранение:

1, 5,11,13,23,26,29,31 2,4,8,12,15,19,21,24 3,7, 10,14,17,20,25,30 6,9,16,18,22,27,28,32,