Методика развития специфических координационных способностей средствами танцевальной подготовки у девочек, занимающихся эстетической гимнастикой

Кандидат педагогических наук, доцент Е.П. Прописнова1
Кандидат педагогических наук Д.И. Дегтярева1
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Терехова1
1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Ключевые слова: детские танцы, координационные спо- собности, юные спортсменки, эстетическая гимнастика.

Применение методики, содержащей в себе эле- менты детских танцев, способствует развитию двигательных качеств у юных гимнасток.

Литература
1. Карпенко Л.А. Актуальные аспекты развития эстетической гимна- стики / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Информационный вестник.
– 2014. – № 2. – С. 55-59.

Полищук Т . Влияние утомления на надёжность выполнения базо-

вых элементов в художественной гимнастике // Теория и прак-

тика физической культуры. – 2001. – № 11. – С. 7 – 11.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

  РОЖКОВА Л.В.1 1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14, Россия

Тип: статья в сборнике трудов конференции Язык: русский Год издания: 2011
 
Страницы: 381-383
 
УДК: 796.412.24

ИСТОЧНИК:

    ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ — 2011 Труды IX Международной научной конференции. В 2-х частях. 2011 Издательство: Калининградский государственный технический университет (Калининград)

КОНФЕРЕНЦИЯ:

    ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ — 2011 Калининград, 18-20 октября 2011 г. Организаторы: Федеральное агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»

 

УДК 796.412.24

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Л.В. Рожкова

Балтийский федеральный университет им. И. Канта,

236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14, Россия, Lorisan@mail.ru

Проблема совершенствования технической подготовки с предметом спортсменок в

художественной гимнастике на сегодняшний день является актуальной. Поиск

целесообразных и эффективных средств и методов подготовки гимнасток высокого класса –

главная задача специалистов, обеспечивающих подготовку спортсменок в каждом из звеньев

целостного многолетнего процесса тренировки. [6]. Кроме того, учитывая, что в последние

годы Россия потеряла лидерство по количеству заработанных медалей на Олимпийских

играх, то медали, традиционно заработанные гимнастками-художницами к закрытию

главного спортивного события четырехлетия, приобретают особое значение. Однако в

современном спорте не бывает отстающих, соперницы из стран ближнего зарубежья и Китая

не дают расслабляться Российским лидерам, конкуренция ужесточается постоянно.

Художественная гимнастика сегодня – чрезвычайно сложный технический вид спорта,

где в каждом новом цикле спортивной подготовки полностью обновляется соревновательная

программа гимнасток, усложняются технические элементы, без этого велика вероятность

потерять столь привычные золотые медали на значимых международных соревнованиях [1,

3, 4]. Успешность гимнастки на соревновательном помосте, кроме развитых до оптимального

уровня основных физических качеств, определяют стабильность и надежность в выполнении

сложнейших элементов тела в сочетании с виртуозным владением предметами

художественной гимнастики, также артистизм и способность передать, выполняя

сложнейшую техническую трудность, замысел композиции, её идею, создать эмоциональный

образ, который не оставит равнодушными зрителей и судей [2, 7].

Необходимо помнить, что спорт высших достижений невозможен без массового и

детского спорта. Благоприятную базу для совершенствования технической подготовки

гимнасток высокого класса необходимо создавать на начальных этапах обучения гимнастки,

закладывая обширный запас технических умений и навыков, формируя вариативность этих

навыков и развивая необходимые физические качества. Этим обусловливается важность

преобразования и совершенствования процесса обучения юных гимнасток (6-7 лет) на этапе

начальной подготовки в художественной гимнастике. В своем исследовании мы

рассматриваем развитие манипулятивных навыков у детей, как наиболее эффективную

основу для успешного освоения технических элементов с предметами художественной

гимнастики. В дополнение к этому формирование манипулятивных навыков должно

положительно отразиться на умственном и интеллектуальном развитии юных гимнасток [5].

Технология обучения должна охватить различные аспекты процесса обучения, в том

числе и методы контроля эффективности процесса обучения. В разрабатываемой нами

технологии обучения одним из методов контроля за развитием психомоторных

способностей, в частности манипулятивных навыков, является тест «Обведи фигуру».

Остановимся подробнее на процедуре тестирования. Испытуемым предлагаются четыре

фигуры: круг, восьмёрка, змейка, расположенная зубьями вертикально, и змейка,

расположенная зубьями горизонтально. Эти фигуры нужно обвести по контуру. Обведение

фигуры производится при обязательных условиях: 1) лист с предлагаемой фигурой

удерживается перед испытуемой на уровне её вытянутой руки вперед; 2) испытуемая должна

обвести фигуру прямой рукой, слегка касаясь карандашом листа; 3) карандаш стараться не

отрывать от листа и обводить фигуру непрерывным движением.

Прежде чем использовать этот тест в тестировании юных гимнасток, данный метод был

апробирован на группе квалифицированных (I взрослый и КМС) гимнасток. Результаты

тестирования этой группы гимнасток позволили сделать вывод, что данный тест, кроме как

метода оценивания уровня развития манипуляторных навыков, можно использовать и в

качестве косвенного показателя темперамента и психологических характеристик

спортсменок. При большем числе испытуемых возможно будет выделить типовые группы

этих показателей.

Для удобства анализа результатов данного теста нами разработаны следующие

параметры оценки:

1. Количественная оценка – количество отклонений линии обведения от контура

фигуры больших 3 мм;

2. Качественная оценка – количество прерываний линии и остановок;

3. Характер выполнения задания.

Наименьшее количество отклонений от заданной линии, прерываний и остановок

линии обведения говорит о лучшей сформированности манипулятивных навыков. Характер

выполнения задания (уверенно, спокойно, неряшливо и т.п.) позволяет дать оценку

психическим свойствам испытуемого.

Таким образом, в нашем пробном тестировании в группе из трёх гимнасток, имеющих

звание КМС, и двух, имеющих I взрослый разряд, оказалось, что из пяти испытуемых у

четырёх количественная оценка, т.е. количество отклонений от линии, незначительно: по

всем рисункам этот показатель не превысил 5, наибольшую трудность составил рисунок

«восьмерка», здесь испытуемые допустили наибольшее количество отклонений от заданной

линии. Эти гимнастки выполняли тестовое задание уверенно, без лишнего напряжения и

надавливания, одним слитным движением. Одна представительница группы

продемонстрировала неряшливый характер исполнения тестового задания и её

количественный показатель в среднем по всем фигурам составил 7, что говорит о

недостаточной сформированности манипулятивных навыков у этой гимнастки.

Как говорилось выше, помимо количественного показателя важным критерием,

который мы учитывали при интерпретации результатов этого теста, является качественный

показатель. Предпочтительно обводить фигуру одним слитным уверенным движением,

прерывания линии и остановки в ходе выполнения задания не желательны – это определяет

качество выполнения задания. Среди наших испытуемых две представительницы

продемонстрировали очень хорошее качество обведения предложенных фигур – без

остановок и прерывания линии. Еще двое испытуемых показали средний результат – в

среднем количество остановок составило 5, прерываний линии – 1–2. Одной гимнасткой

были продемонстрированы следующие результаты: фигура «Круг» – 23 остановки, без

прерываний линии; фигура «Восьмерка» – 4 остановки, без прерываний; фигура «Змейка с

вертикальными зубьями» – 12 остановок, 1 прерывание; фигура «Змейка с горизонтальными

зубьями» – 8 остановок, 2 прерывания. По таким результатам теста можно говорить о

недостаточном развитии психомоторных способностей данной гимнастки.

Мы предполагаем, что данный метод тестирования позволит получить ценную

информацию как о технической подготовленности гимнастки к работе с предметом, так и о

её некоторых психологических особенностях.

Исследование психомоторных способностей юных гимнасток будет одним из

ключевых аспектов в разрабатываемой нами технологии обучения детей упражнениям с

предметами в художественной гимнастике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова, Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: дисс.

… канд. пед. наук: 13.00.04 / СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 1998. – С. 7–117.

2. Архипова, Ю.А. Исследование специальных способностей гимнасток к манипулятивной

деятельности с предметами / Ю.А. Архипова, Л. Карпенко // Человек в мире спорта: Новые

идеи, технологии, перспективы: Междунар. конгр. тез. докл. – М., 1998. – Т. 1. – С. 251–253.

3. Байер, В.В. Составление тренировочных комбинаций на различные виды

координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки в

художественной гимнастике (на примере упражнений с булавами) / В.В. Байер, А.Я.

Муллагильдина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей – 2004. – № 2.

– С. 31.

4. Горбачева, Ж.С. Использование эффекта положительного переноса навыка в процессе

начального обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике / Ж.С.

Горбачева, И.А. Степанова // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 10. – С. 52.

5. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка Г. Доман. – М.: Аквариум, 1996. – 448 с.

6. Карпенко, Л.А. Художественная гимнастика: учебник для тренеров, преподавателей и

студентов институтов физической культуры / Л.А. Карпенко. – М.: Всероссийская федерация

художественной гимнастики, Санкт-Петербургская Академия физической культуры имени

П.Ф. Лесгафта, 2003. – 381 с.

7. Пахомова, Л.Э. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике к

выполнению упражнений с предметами / Л.Э. Пахомова, Е.С. Николаева //Физическая

культура. Воспитание. Образование. Тренировка. – 2006. – № 5. – С. 32.