Кандидат педагогических наук, доцент Е.П. Прописнова1
Кандидат педагогических наук Д.И. Дегтярева1
Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Терехова1
1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград
Ключевые слова: детские танцы, координационные спо- собности, юные спортсменки, эстетическая гимнастика.
Применение методики, содержащей в себе эле- менты детских танцев, способствует развитию двигательных качеств у юных гимнасток.
Литература
1. Карпенко Л.А. Актуальные аспекты развития эстетической гимна- стики / Л.А. Карпенко, О.Г. Румба // Информационный вестник.
– 2014. – № 2. – С. 55-59.
Полищук Т . Влияние утомления на надёжность выполнения базо-
вых элементов в художественной гимнастике // Теория и прак-
тика физической культуры. – 2001. – № 11. – С. 7 – 11.
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ |
РОЖКОВА Л.В.1 1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14, Россия |
Тип: статья в сборнике трудов конференции Язык: русский Год издания: 2011 |
Страницы: 381-383 |
УДК: 796.412.24 |
ИСТОЧНИК: |
|
ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ — 2011 Труды IX Международной научной конференции. В 2-х частях. 2011 Издательство: Калининградский государственный технический университет (Калининград) |
КОНФЕРЕНЦИЯ: |
|
ИННОВАЦИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ — 2011 Калининград, 18-20 октября 2011 г. Организаторы: Федеральное агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» |
УДК 796.412.24
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Л.В. Рожкова
Балтийский федеральный университет им. И. Канта,
236041, г. Калининград, ул. А. Невского, 14, Россия, Lorisan@mail.ru
Проблема совершенствования технической подготовки с предметом спортсменок в
художественной гимнастике на сегодняшний день является актуальной. Поиск
целесообразных и эффективных средств и методов подготовки гимнасток высокого класса –
главная задача специалистов, обеспечивающих подготовку спортсменок в каждом из звеньев
целостного многолетнего процесса тренировки. [6]. Кроме того, учитывая, что в последние
годы Россия потеряла лидерство по количеству заработанных медалей на Олимпийских
играх, то медали, традиционно заработанные гимнастками-художницами к закрытию
главного спортивного события четырехлетия, приобретают особое значение. Однако в
современном спорте не бывает отстающих, соперницы из стран ближнего зарубежья и Китая
не дают расслабляться Российским лидерам, конкуренция ужесточается постоянно.
Художественная гимнастика сегодня – чрезвычайно сложный технический вид спорта,
где в каждом новом цикле спортивной подготовки полностью обновляется соревновательная
программа гимнасток, усложняются технические элементы, без этого велика вероятность
потерять столь привычные золотые медали на значимых международных соревнованиях [1,
3, 4]. Успешность гимнастки на соревновательном помосте, кроме развитых до оптимального
уровня основных физических качеств, определяют стабильность и надежность в выполнении
сложнейших элементов тела в сочетании с виртуозным владением предметами
художественной гимнастики, также артистизм и способность передать, выполняя
сложнейшую техническую трудность, замысел композиции, её идею, создать эмоциональный
образ, который не оставит равнодушными зрителей и судей [2, 7].
Необходимо помнить, что спорт высших достижений невозможен без массового и
детского спорта. Благоприятную базу для совершенствования технической подготовки
гимнасток высокого класса необходимо создавать на начальных этапах обучения гимнастки,
закладывая обширный запас технических умений и навыков, формируя вариативность этих
навыков и развивая необходимые физические качества. Этим обусловливается важность
преобразования и совершенствования процесса обучения юных гимнасток (6-7 лет) на этапе
начальной подготовки в художественной гимнастике. В своем исследовании мы
рассматриваем развитие манипулятивных навыков у детей, как наиболее эффективную
основу для успешного освоения технических элементов с предметами художественной
гимнастики. В дополнение к этому формирование манипулятивных навыков должно
положительно отразиться на умственном и интеллектуальном развитии юных гимнасток [5].
Технология обучения должна охватить различные аспекты процесса обучения, в том
числе и методы контроля эффективности процесса обучения. В разрабатываемой нами
технологии обучения одним из методов контроля за развитием психомоторных
способностей, в частности манипулятивных навыков, является тест «Обведи фигуру».
Остановимся подробнее на процедуре тестирования. Испытуемым предлагаются четыре
фигуры: круг, восьмёрка, змейка, расположенная зубьями вертикально, и змейка,
расположенная зубьями горизонтально. Эти фигуры нужно обвести по контуру. Обведение
фигуры производится при обязательных условиях: 1) лист с предлагаемой фигурой
удерживается перед испытуемой на уровне её вытянутой руки вперед; 2) испытуемая должна
обвести фигуру прямой рукой, слегка касаясь карандашом листа; 3) карандаш стараться не
отрывать от листа и обводить фигуру непрерывным движением.
Прежде чем использовать этот тест в тестировании юных гимнасток, данный метод был
апробирован на группе квалифицированных (I взрослый и КМС) гимнасток. Результаты
тестирования этой группы гимнасток позволили сделать вывод, что данный тест, кроме как
метода оценивания уровня развития манипуляторных навыков, можно использовать и в
качестве косвенного показателя темперамента и психологических характеристик
спортсменок. При большем числе испытуемых возможно будет выделить типовые группы
этих показателей.
Для удобства анализа результатов данного теста нами разработаны следующие
параметры оценки:
1. Количественная оценка – количество отклонений линии обведения от контура
фигуры больших 3 мм;
2. Качественная оценка – количество прерываний линии и остановок;
3. Характер выполнения задания.
Наименьшее количество отклонений от заданной линии, прерываний и остановок
линии обведения говорит о лучшей сформированности манипулятивных навыков. Характер
выполнения задания (уверенно, спокойно, неряшливо и т.п.) позволяет дать оценку
психическим свойствам испытуемого.
Таким образом, в нашем пробном тестировании в группе из трёх гимнасток, имеющих
звание КМС, и двух, имеющих I взрослый разряд, оказалось, что из пяти испытуемых у
четырёх количественная оценка, т.е. количество отклонений от линии, незначительно: по
всем рисункам этот показатель не превысил 5, наибольшую трудность составил рисунок
«восьмерка», здесь испытуемые допустили наибольшее количество отклонений от заданной
линии. Эти гимнастки выполняли тестовое задание уверенно, без лишнего напряжения и
надавливания, одним слитным движением. Одна представительница группы
продемонстрировала неряшливый характер исполнения тестового задания и её
количественный показатель в среднем по всем фигурам составил 7, что говорит о
недостаточной сформированности манипулятивных навыков у этой гимнастки.
Как говорилось выше, помимо количественного показателя важным критерием,
который мы учитывали при интерпретации результатов этого теста, является качественный
показатель. Предпочтительно обводить фигуру одним слитным уверенным движением,
прерывания линии и остановки в ходе выполнения задания не желательны – это определяет
качество выполнения задания. Среди наших испытуемых две представительницы
продемонстрировали очень хорошее качество обведения предложенных фигур – без
остановок и прерывания линии. Еще двое испытуемых показали средний результат – в
среднем количество остановок составило 5, прерываний линии – 1–2. Одной гимнасткой
были продемонстрированы следующие результаты: фигура «Круг» – 23 остановки, без
прерываний линии; фигура «Восьмерка» – 4 остановки, без прерываний; фигура «Змейка с
вертикальными зубьями» – 12 остановок, 1 прерывание; фигура «Змейка с горизонтальными
зубьями» – 8 остановок, 2 прерывания. По таким результатам теста можно говорить о
недостаточном развитии психомоторных способностей данной гимнастки.
Мы предполагаем, что данный метод тестирования позволит получить ценную
информацию как о технической подготовленности гимнастки к работе с предметом, так и о
её некоторых психологических особенностях.
Исследование психомоторных способностей юных гимнасток будет одним из
ключевых аспектов в разрабатываемой нами технологии обучения детей упражнениям с
предметами в художественной гимнастике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова, Ю.А. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: дисс.
… канд. пед. наук: 13.00.04 / СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 1998. – С. 7–117.
2. Архипова, Ю.А. Исследование специальных способностей гимнасток к манипулятивной
деятельности с предметами / Ю.А. Архипова, Л. Карпенко // Человек в мире спорта: Новые
идеи, технологии, перспективы: Междунар. конгр. тез. докл. – М., 1998. – Т. 1. – С. 251–253.
3. Байер, В.В. Составление тренировочных комбинаций на различные виды
координационных способностей на этапе предварительной базовой подготовки в
художественной гимнастике (на примере упражнений с булавами) / В.В. Байер, А.Я.
Муллагильдина // Физическое воспитание студентов творческих специальностей – 2004. – № 2.
– С. 31.
4. Горбачева, Ж.С. Использование эффекта положительного переноса навыка в процессе
начального обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике / Ж.С.
Горбачева, И.А. Степанова // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 10. – С. 52.
5. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка Г. Доман. – М.: Аквариум, 1996. – 448 с.
6. Карпенко, Л.А. Художественная гимнастика: учебник для тренеров, преподавателей и
студентов институтов физической культуры / Л.А. Карпенко. – М.: Всероссийская федерация
художественной гимнастики, Санкт-Петербургская Академия физической культуры имени
П.Ф. Лесгафта, 2003. – 381 с.
7. Пахомова, Л.Э. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике к
выполнению упражнений с предметами / Л.Э. Пахомова, Е.С. Николаева //Физическая
культура. Воспитание. Образование. Тренировка. – 2006. – № 5. – С. 32.