Материалы контроля для исходного уровня знаний

Тема 1.4. Обучение в сестринском деле

Знать:

· Обучение в сестринском деле: понятие, сферы, способы (методы) и приемы обучения

· Цели и задачи обучения в сестринском деле.

· Виды, методы и способы обучения в сестринском деле.

· Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.

· Приемы и способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.

· Факторы, способствующие и препятствующие обучению.

· Условия эффективного обучения.

· Деятельность медсестры в обучающем процессе – этапы обучения пациентов и родственников.

Материалы контроля для исходного уровня знаний

Выбрать один правильный ответ

1.Сфера обучения, в которой человек овладевает умениями, называется эмоциональной

1) да

2) нет

2. При проведении оценки уровня знаний, следует учитывать такие факторы, как возраст, образование и уровень знаний, состояние здоровья на момент проведения оценки, врачебный диагноз

1) да

2) нет

3. При определении целей, в эмоциональной сфере обучения, используются глаголы отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений

1) да

2) нет

4. Медицинская сестра в своей профессиональной деятельности занимается обучением коллег

1) да

2) нет

5. Процесс обучения начинается с выбора места обучения

1) да

2) нет

Эталоны ответов

1. 2

2. 1

3. 1

4. 2

5. 2

Термины Определения
Педагогика наука о воспитании.
Сестринская педагогика передача знаний, умений и навыков от медицинской сестры к пациенту и его окружению.
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio ) познавательный процесс.
Мотив движущая сила человеческого поведения, его деятельности.
Способность психологическая особенность человека.
Коммуникабельность способность к общению, общительность.
Конструктивность умение проектировать развитие обучающего процесса.
Полимотивация несколько побудительных мотивов.
Прием совокупность действий.
Экспрессивность Умение выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их.

Педагогика — это наука о воспитании и обучении человека. Предметом педагогики как области научного познания является:

· воспитание;

·  обучение;

·  творческое развитие личности. 

 

Сестринская педагогика – передача знаний, умений, навыков от медицинской сестры к пациенту или его окружению.  

Обучение – это неотъемлемая часть педагогической деятельности.            Обучение в сестринском деле – одна из функций в деятельности медицинской сестры.

Сферы обучения:

  1. Познавательная сфера — направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
  2. Эмоциональная характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида пациента:
  • злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психические «заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;
  • испуганныйуказывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;
  • апатичный — чаще по темпераменту «флегматик», могут быть, патологические изменения сферы (апатия), патология воли, а также индивидуальные особенности характера;
  • растерянный — указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.);
  • не может найти себе места — трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок;
  • состояние аффекта — вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени;
  • уравновешенный — является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;
  • признаки тревожности — потирание рук, напряженность в позе, голосе — являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.

3. Психомоторная сфера — характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает как пациент сипит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела.

К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить.
Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента:

Наблюдение Трактовка

Манера говорить