Тема 1.4. Обучение в сестринском деле
Знать:
· Обучение в сестринском деле: понятие, сферы, способы (методы) и приемы обучения
· Цели и задачи обучения в сестринском деле.
· Виды, методы и способы обучения в сестринском деле.
· Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
· Приемы и способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.
· Факторы, способствующие и препятствующие обучению.
· Условия эффективного обучения.
· Деятельность медсестры в обучающем процессе – этапы обучения пациентов и родственников.
Материалы контроля для исходного уровня знаний
Выбрать один правильный ответ
1.Сфера обучения, в которой человек овладевает умениями, называется эмоциональной
1) да
2) нет
2. При проведении оценки уровня знаний, следует учитывать такие факторы, как возраст, образование и уровень знаний, состояние здоровья на момент проведения оценки, врачебный диагноз
1) да
2) нет
3. При определении целей, в эмоциональной сфере обучения, используются глаголы отражающие ощущения, реакции и оценку пациентом тех или иных явлений
1) да
2) нет
4. Медицинская сестра в своей профессиональной деятельности занимается обучением коллег
1) да
2) нет
5. Процесс обучения начинается с выбора места обучения
1) да
2) нет
Эталоны ответов
1. 2
2. 1
3. 1
4. 2
5. 2
Термины | Определения |
Педагогика | наука о воспитании. |
Сестринская педагогика | передача знаний, умений и навыков от медицинской сестры к пациенту и его окружению. |
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio ) | познавательный процесс. |
Мотив | движущая сила человеческого поведения, его деятельности. |
Способность | психологическая особенность человека. |
Коммуникабельность | способность к общению, общительность. |
Конструктивность | умение проектировать развитие обучающего процесса. |
Полимотивация | несколько побудительных мотивов. |
Прием | совокупность действий. |
Экспрессивность | Умение выражать свои чувства, мысли, взгляды или скрывать их. |
Педагогика — это наука о воспитании и обучении человека. Предметом педагогики как области научного познания является:
· воспитание;
· обучение;
· творческое развитие личности.
Сестринская педагогика – передача знаний, умений, навыков от медицинской сестры к пациенту или его окружению.
Обучение – это неотъемлемая часть педагогической деятельности. Обучение в сестринском деле – одна из функций в деятельности медицинской сестры.
Сферы обучения:
- Познавательная сфера — направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.
- Эмоциональная характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида пациента:
- злобный — указывает на нарушение потребности общаться, нарушение эмоциональной сферы, психические «заболевания, дефекты характера и воспитания, самочувствие;
- испуганный — указывает на страх, психические состояния (фобии, невроз и др.), темперамент (меланхолик), мнительность, лабильность;
- апатичный — чаще по темпераменту «флегматик», могут быть, патологические изменения сферы (апатия), патология воли, а также индивидуальные особенности характера;
- растерянный — указывает на индивидуальные особенности, страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.);
- не может найти себе места — трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок;
- состояние аффекта — вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени;
- уравновешенный — является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния;
- признаки тревожности — потирание рук, напряженность в позе, голосе — являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.
3. Психомоторная сфера — характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Медсестра оценивает как пациент сипит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела.
К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить.
Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента:
Наблюдение | Трактовка |