Материалы для самостоятельного изучения

Гбоу впо воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

Кафедра философии и гуманитарной подготовки

МАТЕРИАЛЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО БИОЭТИКЕ

(Эвтаназия, паллиативная помощь и трансплантология)

Для студентов педиатрического факультета

(дневное отделение)

ВОРОНЕЖ 2011

УДК 614.253(082)+616.9+1(071)

ББК 87.75

Материалы к практическим занятиям по биоэтике (Эвтаназия, паллиативная помощь и трансплантология) / составитель И.В. Сатина. – Воронеж: ВГМА, 2011. – 16 с.

Рецензенты:

д.ф.н. Симонова С.А., к.ф.н. Погорельчик

Материалы к самостоятельной работе по биоэтике составлены в соответствии с ГОСТ 2000 г. и примерной программе по биоэтике 2001 г. Материалы к самостоятельной работе по биоэтике предназначены для студентов второго курса дневного отделения Педиатрического факультета. В нем представлен раздел курса Биоэтики: «Этические проблемы эвтаназии и трансплантологии» в соответствии с Государственным образовательным стандартом по данной дисциплине. Материалы к практическим занятиям предназначены для самостоятельной работы, повторения материала, подготовки к семинарским занятиям и зачету по курсу биоэтики. Материалы к практическим занятиям по биоэтике содержат основные определения и понятия, тексты для самостоятельного изучения, список основной и дополнительной литературы.

9 стр., 4216 слов

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ. методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН     СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА     методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям   для курсантов, обучающихся по специальностям 030501.65 – юриспруденция и   Белгород-2009 Социология права. Методические ...

Печатается по решению Центрального Методического Совета Воронежской Государственной Медицинской Академии им. Н.Н. Бурденко, Протокол № 2 от 29.11.2011

© И.В. Сатина

© ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко

Содержание

  1. Эвтаназия ……….………………………………………………4
  2. Паллиативная помощь ……………………………………… 6
  3. Трансплантология …………………………………………………..11
  4. Тесты для самоконтроля……………………………………….14

5. Список литературы…………………….……………………….14

ЭВТАНАЗИЯ

этические проблемы

Эвтаназия – легкая смерть. В соответствии с голландским законодательством – это всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя на встречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом.

Выделяют два вида эвтаназии: активную и пассивную

13 стр., 6481 слов

Повышение качества жизни детей больных онкологическими заболеваниями

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы изучения качества жизни детей больных онкологическими заболеваниями 1.1 Общая характеристика понятия "качество жизни" 1.2 Оценка КЖ в многоцентровых рандомизированных исследованиях 1.3 Оценка КЖ на индивидуальном уровне Глава 2. Изучение зарубежного и российского опыта оказания помощи детям больных онкологическими заболеваниями 2.1 Паллиативная ...

Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

1. «Убийство из милосердия» — врач вводит сверхдозу препарата, в результате чего наступает смертельный исход.

2. «Самоубийство, ассистируемое врачом» — врач помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

3. Пациент сам отключает аппаратуру, либо включает устройство, приводящее его к закономерному концу.

Пассивная эвтаназия – прекращение оказания медицинской помощи, что ускоряет наступление естественного конца.

В той или иной степени эвтаназия разрешена в Нидерландах (1984), Бельгии (2002), США (закон штата Калифорнии «Оправе человека на смерть» 1977 год; закон разрешающий оказание медицинской помощи в осуществлении самоубийства больным в терминальной стадии: штат Аризона (1994), штат Вашингтон (2008)).

Материалы для самостоятельного изучения

КЛЯТВА ГИППОКРАТА

1. Клянусь врачом Аполлоном, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, делая их свидетелями, исполнять по силам и разумению моему, данную клятву и письменное обязательство.

Считать научившего меня этому искусству равными моим родителям, делиться с ним своими средствами и при необходимости помогать ему в его нуждах; потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.

2. Я направляю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.

3. Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария.

13 стр., 6106 слов

Философия о жизни смерти и смысле жизни

Министерство Образования Российской Федерации. Российская Академия Предпринимательства. Кафедра Социологии и связей с общественностью.РЕФЕРАТ По теме Память, е виды и формы. выполнила Шамова Е.Ю. студентка 1 курса заочного отделения группа 131 проверил Николаев Валентин Иванович Москва , 2003 год Смерть есть тайна, жизнь загадка Где ж решение Цель Конец Впереди исчезновение Иль бессмертия венец ...

4. Чисто и свято я буду проводить свою жизнь и свое искусство.

5. Я не буду производить камнесечения, предоставив это людям, занимающимся таковым.

6. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больных, будучи далёк от всего умышленно несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, как свободными, так и рабами. 7. Что бы при лечении, а также и вне лечения, я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая все это постыдным для разглашения.

8. Мне, исполняющему и не нарушающему клятву, да будет счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Гиппократ. Этика и общая медицина.

Ф. Бэкон «О достоинстве и приумножении наук»

«Поэтому я абсолютно не сомневаюсь в необходимости создать какую-то книгу о лечении болезней, считающихся неизлечимыми, для того чтобы она побудила и призвала выдающихся и благородных врачей отдать свои силы этому труду, настолько это допускает природа, поскольку уже само утверждение, что эти болезни являются неизлечимыми, как бы санкционирует и безразличие, и халатность, спасая невежество от позора.

И я хотел бы пойти здесь немного дальше: я совершенно убеждён, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение боли как опасного симптома болезни  может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более лёгкой и спокойной, потому что эта эвтанасия, о которой так мечтал Август, уже сама по себе является не малым счастьем; примером такой счастливой смерти может служить кончина Антония Пия, который, казалось, не умер, а заснул глубоким сладким сном. То же самое, как говорят, выпало и на долю Эпикура: когда его состояние стало безнадёжным, он заглушил все чувства и боль в желудке, упившись вином, откуда и эти слова эпиграммы:

И затем уже пьяный он испил воды Стикса,

10 стр., 4889 слов

Медицина новейшего времени

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра общественного здоровья и здравоохранения (XX в.). Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов Гомель 2007 Составитель: Петрова, Н.П. Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре ...

т.е. вином заглушил горечь стигийской воды. А в наше время у врачей существует своего рода священный обычай остаться у постели больного и после того, как потеряна последняя надежда на спасение, и здесь, по моему мнению, если бы они хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы и увеличить свои познания в медицине, и приложить (в то же время) все силы, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком ещё не угасло дыхание. Эту часть медицины мы называем исследованием внешней эвтанасии (в отличие от той эвтанасии, которая рассматривает подготовку души) и считаем, что эта дисциплина должна получить развитие».

                             Ф. Бэкон «О достоинстве и приумножении наук»

Темы докладов и рефератов:

1. Медицина и проблема смерти: история вопроса.

2. Воззрения на эвтаназию, от древности и до наших дней.

3. Моральный смысл различных форм эвтаназии.

4. Эвтаназия и современное общество: проблемы и перспективы.

5. Проблема смерти в мифологических воззрениях древних греков и римлян.

6. Образ подземного царства в мировой мифологии.

7. Путешествие по загробному миру как аллегория земного бытия (на примере «Божественной комедии» Данте).

Паллиативная помощь Хосписы

Паллиативная помощь – это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки (ВОЗ).

Паллиативная медицина – это раздел медицины, задачами которого является использование методов и достижений современной медицинской науки для проведения лечебных процедур и манипуляций, призванных облегчить состояние больного, когда возможности радикального лечения уже исчерпаны.

12 стр., 5924 слов

Этические аспекты отношения медицинского работника к жизни и смерти

27 Федеральное агентство по образованию Главное образовательное учреждение высшего профессионального образования Петрозаводский Государственный Университет Кольский ФилиалДисциплина: МедбиоэтикаПреподаватель: Шелыгина Е.А.Тема: Этические аспекты отношения медицинского работника к жизни и смерти.Контрольная работаГруппа: М/2004-5Заочная форма обученияФакультет: Общеуниверситетская ...

Цели и задачи паллиативной помощи:

1. Адекватное обезболивание и купирование других тягостных симптомов.

2. Психологическая поддержка больного и ухаживающих за ним родственников.

3. Выработка отношения к смерти как закономерному этапу в жизни человека.

4. Удовлетворение духовных потребностей больного и его близких.

5. Решение социальных и юридических, этических вопросов, которые возникают в связи с тяжелой болезнью и приближением смерти человека.

Хосписная помощь – это составная часть паллиативной помощи, всеобъемлющая помощь больному в конце жизни.

Хоспис – медицинское учреждение, где умирающие больные получают достойный уход.

Персоналии

Гнездилов А.В. (р.1940) – психотерапевт, почетный доктор медицинских наук Эссекского университета Англии, автор уникального метода сказкотерапии, основатель хосписа в Приморском районе Лахта Санкт-Петербурга.

Кюблер-Росс Э. (1926 – 2004) – американский психолог, создательница концепции психологической помощи умирающим больным. Автор работы «О смерти и умирании» (1969 г.), с момента ее издания начинается массовое хосписное движение.

Материалы для самостоятельного изучения

Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»

Как-то поздним вечером, когда госпиталь затих, и в его помещениях воцарилась тяжелая тишина, нарушаемая лишь глухими стонами, храпом и бредом, чуть слышно доносившимися из палат, в коридоре послышались знакомые тяжелые, громкие шаги. Мересьеву сквозь стеклянную дверь был виден весь слабо освещенный затемненными лампами коридор с фигурой дежурной сестры, сидевшей в дальнем конце у столика и вязавшей нескончаемую кофту. В конце коридора показалась высокая фигура Василия Васильевича. Он медленно шел, заложив руки за спину. Сестра вскочила, было при его приближении, но он досадливо отмахнулся от нее. Халат у него был не застегнут, шапочки на голове не было, пряди густых седоватых волос свешивались ему на лоб.

25 стр., 12362 слов

Отношение общества к смерти и умирающим.

Процесс умирания и его периоды Реанимационные отделения и принцип их работы Эвтаназия — схождение с креста Встреча с диагнозом 6.Переживания больного Медицинские проблемы умирающего. Дополнительные материалы по теме «Тяжелобольные и умирающие в семье» 1. Некоторые методы психотерапии горя и тяжелых болезней 2. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 7 июля 2008 года №115 ...

— Вася идет, — шепнул Мересьев Комиссару, которому он только что излагал свой проект протеза особой конструкции.

Василий Васильевич точно споткнулся и стал, опираясь рукой о стену, что-то бормоча под нос, потом оттолкнулся от стены и вошел в сорок вторую. Он остановился посреди палаты и начал тереть лоб, точно пытаясь вспомнить что-то. От него пахло спиртом.

— Присаживайтесь, Василий Васильевич, посумерничаем, — предложил Комиссар.

Нетвердым шагом, подволакивая ноги, профессор подошел к его кровати, сел так, что застонали прогнувшиеся пружины, потер руками виски. Он и раньше не раз во время обходов задерживался возле Комиссара потолковать о ходе военных дел. Он заметно отличал Комиссара среди больных, и в этом ночном визите не было, собственно, ничего странного. Но Мересьев почему-то почувствовал, что между этими людьми может произойти какой-то особый разговор, при котором не нужен третий.

Закрыв глаза, он сделал вид, что спит.

— Сегодня двадцать девятое апреля, день его рождения. Ему исполнилось, нет, должно было исполниться тридцать шесть лет, — тихо сказал профессор.

С большим усилием Комиссар выпростал из под одеяла огромную, распухшую руку и положил ее на руку Василия Васильевича. И случилось невероятное: профессор заплакал. Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек. Алексей невольно втянул голову в плечи и закрылся одеялом.

— Перед тем как ехать туда, он пришел ко мне. Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела. Он работал тут, у меня. Я был так поражен, что даже накричал на него. Я не понимал, зачем кандидату медицины, талантливому ученому нужно было брать винтовку. Но он сказал — я помню это слово в слово, — он сказал мне: «Папа, бывает время, когда кандидат медицины должен брать винтовку». Он так сказал и опять спросил: «Кому сдавать дела?» Мне стоило только поднять телефонную трубку — и ничего, ничего бы не случилось, понимаете — ничего! Ведь он же заведовал у меня отделением, он работал в военном госпитале… Ведь так?

Василий Васильевич замолчал. Было слышно, как он тяжело и хрипло дышит.

— …Не надо, голубчик, что вы, что вы, уберите руку, я знаю, как вам больно шевелиться… Да, и я думал всю ночь, как быть. Вы понимаете, мне было известно, что еще у одного человека — вы знаете, о ком я говорю, — был сын, офицер, и его убили в первые дни войны! И вы знаете, что сделал этот отец? Он послал на фронт второго сына, послал летчиком-истребителем — на самую опасную воинскую специальность… Я думал тогда об этом человеке, мне стало стыдно своих мыслей, и я не позвонил по телефону…

— А сейчас жалеете?

— Нет. Разве это называется сожалением? Я хожу и думаю: неужели я убийца своего единственного сына? Ведь он мог быть сейчас здесь, со мной, и мы бы оба делали с ним очень полезные для страны дела. Ведь это же был настоящий талант — живой, смелый, сверкающий. Он мог стать гордостью советской медицины… если бы мне тогда позвонить!

— Вы жалеете, что не позвонили?

— О чем вы? Ах, да… Не знаю, не знаю.

— А если бы теперь все повторилось снова, вы сделали бы иначе?

Наступило молчание. Слышалось ровное дыхание спящих. Ритмично поскрипывала кровать — очевидно, профессор в тяжелом раздумье раскачивался из стороны в сторону, — да в батареях парового отопления глухо постукивала вода.

— Так как же? — спросил Комиссар, и в голосе его чувствовалась бесконечная теплота.

— Не знаю… На ваш вопрос сразу не ответишь. Не знаю, но, кажется, повторись все сначала, я поступил бы так же. Я же не лучше, но и не хуже других отцов… Какая это страшная вещь — война…

— И поверьте, другим отцам при страшной вести было не легче вашего. Нет, не легче.

Василий Васильевич долго сидел молча. О чем он думал, какие мысли ползли в эти тягучие минуты под его высоким морщинистым лбом?

— Да, вы правы, ему было не легче, и все-таки он послал второго… Спасибо, голубчик, спасибо, родной! Эх! Что там толковать…

Он встал, постоял у койки, заботливо положил на место и закрыл руку Комиссара, подоткнул у него одеяло и молча вышел из палаты. А ночью Комиссару стало плохо. Без сознания, он то начинал метаться по койке, скрежеща зубами и громко стеная, то вдруг стихал, вытягивался, и всем казалось, что наступил конец. Он был так плох, что Василий Васильевич, который со дня смерти сына переехал из огромной пустой квартиры в госпиталь, где он спал теперь на клеенчатой кушетке в маленьком своем кабинетике, распорядился отгородить его от остальных ширмой, что делалось обычно, как было известно, перед тем как больной отправлялся в «пятидесятую палату».

Потом, когда с помощью камфары и кислорода пульс наладился, дежурный врач и Василий Васильевич ушли досыпать остаток ночи; за ширмой осталась только Клавдия Михайловна, встревоженная и заплаканная. Мересьев тоже не спал, со страхом думая: «Неужели это конец?» А Комиссар все мучился. Он метался и в бреду вместе со стоном упрямо, хрипло выговаривал какое-то слово, и показалось Мересьеву, что он требует:

— Пить, пить, да пить же!

Клавдия Михайловна вышла из-за ширмы и дрожащими руками налила воды в стакан.

Но больной воды не принял, стакан напрасно стучал о его зубы, вода плескалась на подушку, а Комиссар упорно, то прося, то требуя, то приказывая, произносил все то же слово. И вдруг понял Мересьев, что слово это не «пить», а «жить», что в крике этом бессознательно бунтует против смерти все существо могучего человека.

Потом Комиссар стих и открыл глаза.

— Слава богу! — прошептала Клавдия Михайловна и с облегчением стала свертывать ширму.

— Не надо, оставьте, — остановил ее голос Комиссара. — Не надо, сестренка, так нам уютнее, и плакать не надо: и без вас на свете слишком сыро… Ну, что вы, советский ангел!.. Как жалко, что ангелов, даже таких, как вы, встречаешь только на пороге… туда.

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Э. Кюблер-Росс, «О смерти и умирании»

Глава XII. Психотерапия больных в терминальной стадии

Смерть, как и рождение, принадлежит жизни.

Шаг состоит из подъема и опускания стопы.

Тагор, Отбившиеся птицы, CCLXVII

Из предыдущих глав, очевидно, что у больного в терминальной стадии есть свои совершенно особые потребности; их можно удовлетворить, если мы дадим себе время и труд посидеть, выслушать и понять, в чем они состоят. Самое важное сообщение с нашей стороны заключается в том, чтобы дать пациенту понять, что мы готовы и хотим разделить с ним некоторые его трудности. Работа с умирающим пациентом требует определенной зрелости, которая приходит с опытом. Прежде чем мы сможем без напряжения, спокойно сидеть рядом с терминальным больным, нам необходимо серьезно проанализировать наше собственное отношение к смерти и умиранию….

Для других пациентов, у которых нет единой простой проблемы, полезен краткий курс психотерапии, для проведения которого также не обязателен врач-психиатр — достаточно, чтобы понимающий человек посидел рядом и послушал. Я имею в виду таких пациентов, как сестра И., которую мы посещали много раз, и которая получала этот курс лечения не только от нас, но и от других пациентов. Такие больные обладают счастливой способностью работать над некоторыми своими конфликтами во время болезни, благодаря чему приходят к более глубокому пониманию и даже одобрению ранее неприемлемых вещей. Такие лечебные беседы, подобные курсу психотерапии, с более тяжелыми, терминальными пациентами проводятся нерегулярно — их необходимо индивидуально приспосабливать и к физическому состоянию больного, и к его готовности и желанию участвовать в беседе; в этот период его следует время от времени навещать на две-три минуты, чтобы он чувствовал, что мы всегда рядом, даже если он не склонен к разговору. Эти короткие визиты можно делать даже чаще в периоды дискомфорта и болей, но они должны сводиться не столько к словесному общению, сколько к молчаливому присутствию….

Мы уделяли много внимания вопросам групповой психотерапии и убедились, что она показана для отобранных групп — групп пациентов, страдающих от одиночества и изоляции. Те, кто работает в отделениях с терминально больными, хорошо знают, какое общение устанавливается между пациентами, какую действенную поддержку они оказывают друг другу. Мы всегда удивлялись тому, как много происходящего на наших семинарах передается от больного к больному, они даже «назначают» друг друга к нам на собеседование. Мы не раз видели пациентов, сидящих в вестибюле рядышком после участия в нашем семинаре — они продолжали свое неформальное общение, словно члены некоего братства. В конце концов, мы оставили пациентам решать, как много времени они должны делить с другими, но мы всегда следим за их мотивацией относительно более формальной групповой встречи, поскольку в ней участвовать хотят далеко не все. Наиболее подходящими являются хронические больные, пережившие не одну госпитализацию; они уже знакомы или быстро знакомятся благодаря не только одинаковым болезням, но и одинаковым воспоминаниям по предыдущим госпитализациям. Нас всегда поражает их почти радостная реакция, когда умирает кто-то из «однополчан», хотя это всего лишь подтверждение известного подсознательного убеждения, что «это случится с тобой, но не со мной»….

Еще один важный пример — г-жа Ф., которая практиковала неформальную групповую терапию с некоторыми тяжело больными молодыми пациентами, госпитализированными по поводу лейкемии или болезни Ходжкина. Сама она страдала болезнью Ходжкина более двадцати лет, в последние годы ложилась в больницу в среднем каждые два месяца и в конце концов совершенно смирилась со своим состоянием. Однажды в больницу поступила Энн, девятнадцатилетняя девушка, напуганная диагнозом и предстоящим исходом и не умеющая ни с кем поделиться своим страхом. Ее родители отказывались говорить на эти темы, и г-жа Ф. стала ее неофициальным консультантом. Она рассказывала девушке о своем муже, о сыновьях, о доме, которым руководила столько лет, несмотря на многократные госпитализации; наконец Энн тоже решилась рассказать ей о своих переживаниях и даже стала задавать вопросы о собственной болезни. После выписки Энн прислала к г-же Ф. другую молодую пациентку, и так началась цепная реакция рекомендаций, очень похожая на групповую терапию, когда один пациент сменяет другого. Их группа редко насчитывала одновременно более двух-трех человек, но они держались вместе до выписки.

Молчание, идущее дальше слов

В жизни пациента наступает время, когда боль прекращается, разум переключается в состояние без сна и без образов, потребность в пище падает до минимума и осознание окружающего мира почти исчезает во мраке.

Это тот самый период времени, когда родственники ходят по больничным коридорам и терзаются ожиданием и нерешительностью — прекратить бесполезное дежурство или оставаться поблизости от умирающего до самого конца. Это то самое время, когда слова уже не нужны, но крик о помощи, воплощенный в слова или беззвучный, больше чем когда-либо раздирает души близких людей. Уже ни к чему медицинское вмешательство, оно становится жестокостью даже при самых благих намерениях; и все же еще не наступил час последнего расставания. Для ближайших родственников это самое трудное время: им либо хочется, чтобы скорее все закончилось, либо они отчаянно цепляются за то, что вот-вот будет утрачено навсегда. Это время терапии молчанием, время последнего контакта между родными существами.

Врач, медсестра, социальный работник или священник могут оказать большую помощь в этой ситуации, если они понимают семейные противоречия и сумеют выбрать того, кому лучше других удастся провести последние часы с умирающим пациентом. Этот избранный действительно становится психотерапевтом для умирающего. Тем, кому такая функция не по силам, следует тоже оказать помощь, облегчая им чувство вины и успокаивая тем, что кто-то будет оставаться с умирающим до самого конца. Тогда они смогут уйти домой, зная, что пациент умрет не в одиночестве, им не будет стыдно и горько за то, что они уклонились от события, которое многие люди так тяжело переносят.

Те, у кого достаточно силы и любви, чтобы сидеть рядом с умирающим в молчании, которое идет дальше слов, знают, что в этих минутах нет ни страха, ни боли, а есть спокойное прекращение работы тела. Созерцание спокойной смерти человеческого существа напоминает нам падающую звезду — один из миллиардов огоньков в необъятном небе вспыхнул на короткое мгновение — только для того, чтобы тут же навеки исчезнуть в бесконечном мраке. Роль терапевта при умирающем заставляет нас осознать уникальность каждого живого существа в огромном человеческом море. Осознать собственную бренность, ограниченность своего жизненного пути. Не многие из нас переживают свои семь десятков, и все же за этот краткий миг почти каждый успевает создать и прожить уникальную биографию и вплести свою живую нить в полотно человеческой истории.

Вода в сосуде искрится, но морская пучина темна.

Ясными словами сияет маленькая истина; великая истина таит великое молчание.

Тагор, Отбившиеся птицы, CLXXVI

Элизабет Кюблер-Росс, «О смерти и умирании»

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Прочитайте и проанализируйте тексты. Опишите ваши впечатления с точки зрения биоэтики.

2. Обсудите в группе психологические проблемы, с которыми может сталкиваться медицинский персонал хосписов.

3. Каким образом необходимо улучшить современную паллиативную помощь?

Темы докладов и рефератов:

1. История хосписного движения в России.

2. История хосписного движения в мире.

Трансплантология

Трансплантация органов и тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан.

Виды трансплантологии:

1. Пересадка органов от трупа.

2. Пересадка органов от живого донора.

3. Ксенотрансплантация.

4. Искусственные органы.

Пластическая хирургия – это раздел хирургии занимающийся восстановлением анатомии и функции органов и тканей.

Эстетическая хирургия – раздел пластической хирургии, занимается конструированием человеческого тела в соответствии с эстетическими канонами. Часто имеет дело со здоровыми пациентами, у которых нет прямых показаний к оперативному вмешательству.

Персоналии

Бернард К. (1922 – 2001): хирург – трансплантолог, в 1967 году впервые осуществил удачную пересадку сердца человеку.

Демихов В.П. (1916 – 1998): ученый экспериментатор, основоположник мировой трансплантологии.

Каррель А. (1873 – 1944): французский хирург и биолог, разработал способ предотвращения свертываемости крови (1908г.), за что получил Нобелевскую премию в 1912 году.

Кольф В. (1911 – 2009): американский врач голландского происхождения, изобретатель искусственной почки.

Мюррей Дж. (р.1919): американский хирург, совершивший первую в мире успешную пересадку почки (1954 г.).

В 1990 году, нобелевский лауреат в области физиологии и медицины. В 2001 году Джозеф Мюррей издал свою автобиографию «Хирургия Души: размышления о любопытной карьере».

Шумаков В.И. (1931 – 2008): академик РАН и РАМН, директор НИИ трансплантологии и искусственных органов Министерства Здравоохранения Российской Федерации. Впервые в СССР успешно выполнил пересадку сердца.

Темы докладов и рефератов:

1. Трансплантология в контексте прав человека.

2. Этические аспекты донорства.

3. Этические проблемы дефицита, экспорта и импорта донорских органов.

4. История трансплантации в России.

5. История трансплантологии.

Тесты для самоконтроля

Выберите один правильный ответ

1. СЛАБЫХ И БОЛЬНЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ СБРАСЫВАЛИ СО СКАЛЫ В ДРЕВНЕЙ

1) Спарте

2) Афинах

3) Мегаре

2. ОТКАЗ ОТ ЖИЗНЕПОДДЕРЖИВАЮЩЕГО ЛЕЧЕНИЯ НАЗЫВАЕТСЯ

1) активной эвтаназией

2) пассивной эвтаназией

3. В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ ТЕРМИН ЭВТАНАЗИЯ ВВЕЛ АНГЛИЙСКИЙ ФИЛОСОФ

1) Ф. Бэкон

2) Дж. Локк

3) И. Ньютон

4. ЮРИДИЧЕСКИ ВПЕРВЫЕ ЭВТАНАЗИЯ БЫЛА РАЗРЕШЕНА

1) Во Франции

2) В Испании

3) В Голландии

5. МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ОСНОВАТЕЛЬНИЦА СОВРЕМЕННОЙ ХОСПИСНОЙ СИСТЕМЫ

1) Ф. Найтингейл

2) В. Хендерсон

3) С. Сондерс

6. ПЕРВЫЕ ХОСПИСЫ ПОЯВИЛИСЬ В

1) Римской империи

2) Киевской Руси

3) Империи Карла Великого

7. ПЕРВЫЙ ХОСПИС В РФ ПОЯВИЛСЯ В

1) 1990 году

2) 2000 году

3) 2003 году

8. ВПЕРВЫЕ ПЕРЕСАДКА СЕРДЦА ЧЕЛОВЕКУ БЫЛА ПРОВЕДЕНА В

1) США

2) Австрии3) ЮАР

9. ПЕРВУЮ УДАЧНУЮ ПЕРЕСАДКУ ПОЧКИ ОТ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ ОСУЩЕСТВИЛ

1) К. Бернард

2) Дж. Мюррей

3) А. Каррель

10. ПЕРВУЮ ПЕРЕСАДКУ СЕРДЦА В СССР ОСУЩЕСТВИЛ

1) В.П. Демихов

2) Б.В. Петровский

3) В.И. Шумаков

Ключ: 1. а 2. б 3. а

4. в 5. б 6. а

7. а 8. в 9. б 10.в

Список литературы

Основная

  1. Гусейнов А.А.  Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М.: Гардарика, 2006. – С. 425 – 433с.

2. Уильямс Р.Д. Руководство по медицинской этике / Р.Д. Уильямс. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 128 с.

Дополнительная литература

  1. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук / Ф. Бэкон. – М.: Мысль, 1977. – С.255 – 256 // Интернет-ресурс: http: // filosof.historic.ru/books/item/f00ls00/z0000452
  2. Гиппократ. Этика и общая медицина / Гиппократ. – СПб.: Азбука, 2001. – С.45-46
  3. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании // Интернет-ресурс: http: // chugrev.ru/ross/kriz.htm/#O.
  4. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке / Б. Полевой. – М.: детская литература, 1979. – С. 121 – 124.
  5. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика / А.Н. Орлов. – М.: Медицина, 2003. – С. 115 – 136.
  6. Разин А.В. Основы этики / А.В. Разин. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М., 2006. – 304 с.
  7. Яровинский М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» / М.Я. Яровинский. – М.: Медицина, 2004. – 528 с.