Теоретико-методологическая часть программы исследования актуальных потребностей женщин и детей, подвергшихся насилию в защите их прав и интересов
Обоснование постановки проблемы
Выбранная мной тема вызывает большой интерес, так как в настоящее время в современном обществе становится все более актуальной проблема насилия над женщинами и детьми в семье. К сожалению, формы насилия в отношении женщин стали весьма разнообразными — сексуальные преследования на рабочем месте и в семье, принуждение к проституции, изнасилование, убийство на сексуальной почве, торговля «живым товаром». Но насилие в семье — это не только и не столько избиения в пьяном бреду, с похмелья, но и оскорбления, психологическое подавление, унижение, изоляция, экономическая зависимость.
Как правило, без посторонней помощи преодолеть нарушения в функционировании семьи затруднительно.
Для выявления закономерностей проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни используется анкетирование.
Существуют объективные причины данного явления:
— падение уровня жизни;
— кризис института семьи;
— наличие семей групп риска.
Государственная политика направлена на решение проблем женского насилия в обществе, защита прав и интересов женщин и детей, подвергшихся насилию.
Основная причина выделения женщин в особую социально – демографическую группу и специфическую категорию клиентов социальной работы – выполнение ими генеративной функции, т.е. наличие у них способности к деторождению, что является биологической предпосылкой целого ряда культурных и социальных последствий.
Задачи государства:
во-первых, меры по созданию иной системы образования, ориентированной на повышение конкурентоспособности женской рабочей силы, привлечение женщин в образовательные учреждения с целью совершенствования базовой подготовки, повышения квалификации, освоения новых профессий.
Во-вторых, система экономического стимулирования, поощрения предприятий всех форм собственности, сохраняющих и создающих рабочие места для женщин, в том числе реализация возможности работать неполный рабочий день.
8. психологические особенности детей, переживших насилие
... в силу чего подросток легко становится жертвой чужого вторжения. Нередко у жертв насилия деформирован образ собственного тела; наблюдается диссоциация, т.е. расщепленность, разделенность телесных ощущений и ... далекого). Другие люди представляются опасными, враждебными. Возникают трудности с доверием: подростки-жертвы насилия никому не доверяют (и прежде всего – взрослым) и зачастую отрицают саму ...
В-третьих, создание специальных консультационно-правовых служб, центров социально-психологической адаптации, специальных банков данных о рабочих местах для женщин в службах занятости.
Предмет, объект, цели и задачи исследования
Объект:женщины и дети, подвергшиеся насилию в семье.
Предмет:закономерности проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни.
Цель исследования — выявить закономерность проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни; перспективы развития насилия в российских семьях.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение комплекса социальных проблем женщин и детей, испытывающих насилие; выявить причины агрессии, формы агрессии;
2. Определить понятие насилия, формы насилия, факторы насилия; рассмотреть нормативно-правовую базу по защите прав женщин и детей;
3. Определение закономерностей проявлений насилия в семье в зависимости от уровня образования респондентов, образа жизни, поиск эффективных форм работы с данной группой.
Анализ основных понятий
Исходные теоретические понятия:женщины и дети, испытывающие насилие; насилие; формы насилия; корни насилия; агрессия; формы агрессии; причины агрессии.
Логический анализ основных понятий.
Понятие насилия. В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.
В основе насилия лежат стремления людей к господству и доминированию над другими людьми, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть. Следствием насилия могут быть физические, психологические травмы (побои, увечья, смерть, боль, страх, горе, унижение достоинства, стрессы.)
По результатам исследования были выделены несколько форм домашнего насилия в отношении женщин:
· прямое физическое насилие (избиение, изнасилование, пытки или просто дал пощечину, или толкнул); изоляция и лишение свободы передвижения (не встречайся с подругами, не говори по телефону с мамой, не ходи к сестре, а также постоянный контроль – что делает, куда пошла, с кем встречается);
· эмоциональное насилие. Создание в семье тяжелого психологического климата, грубость, упреки (“плохая мать”, “не умеешь готовить, шить, содержать дом в порядке, одеваться, краситься, разговаривать с людьми вести себя правильно, угадать настроение мужа”) и оскорбления (“что ты можешь понять своими цыплячьими мозгами, лучше уж молчи”, “и чего тебе в парикмахерскую ходить, только деньги тратить”);
Особенности опекунской семьи как формы жизнеустройства детей ...
... жизнедеятельности детей-сирот, как семейный детский дом (приемная семья), детские деревни, временная приемная семья и патронатная семья. Семейными формами жизнеустройства детей являются усыновление и опека (попечительство). ... другие ведут противоправную жизнь. [2] В связи с улучшением демографической ситуации в России развивается институт замещающей семьи, то есть семья принявшей ребенка-сироту ...
· сексуальное насилие – принуждение к сексуальным отношениям;
· манипулирование детьми. Женщине внушается, что она портит детей, не умеет их воспитывать, а подросшим детям всеми способами дают понять, что их мать – плохая, глупая и недостойна уважения. При этом дети могут использоваться как посредники и средство шантажа;
· угрозы – отнять детей, покончить с собой, убить ее, изуродовать, рассказать всем, что происходит дома;
· запугивание – жестами, действиями, уничтожение предметов обихода (муж может бить посуду, швырять предметы, замахиваться молотком);
· понуждение к самоубийству (прямое — “когда же ты сдохнешь!” и косвенное — “если бы не ты, как всем было бы хорошо”);
· экономическое насилие — муж не позволяет жене работать или забирает у нее все деньги, вынуждая просить на все расходы у него, или не дает денег на необходимые нужды (еда, медицинская помощь, образование).
По данным статистики, 75 процентов мужей хотя бы раз ударили свою жену, причем четверо из пяти на этом не останавливаются. Вовсе не потому, что они такие уж злодеи. Просто насилие – заразительно и обладает способностью к самовоспроизведению, создавая порочный круг.
Факторы насилия.
МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
Большинство особенностей нашего поведения развивается путем подражания. Значительное влияние на формирование агрессивности оказывает детство человека. Так, наблюдаемые даже в младенческом возрасте сцены насилия над матерью могут приводить как к формированию склонности к алкоголизму и наркомании, так и агрессивного поведения во взрослом состоянии. Насилие в семьях часто ведет к насилию в дальнейшей жизни человека. Если воспитатели будут получать наказание за свою агрессивность, то это уменьшит проявление агрессивности у ребенка. Агрессивность развивается или уменьшается, либо просто не поддерживается в результате наблюдения сцен агрессии и анализа видимых последствий для человека действовавшего агрессивно. Негативно сказывается на человеке лишение матери, будь то физическая смерть матери, отрыв ребенка от нее и воспитание в детских учреждениях или нежелание матери заботиться о своем ребенке (материнская депривация).
Материнская депривация приводит к тому, что у ребенка возникает, прежде всего, ощущение отторгнутости и заброшенности. Это приводит к возникновению напряженности в отношениях с людьми. Усиливается негативное отношение к другим людям и к себе самому, формируется заниженная самооценка.
АГРЕССИЯ.
Агрессивность — поведенческая реакция человека на значимые противоречия и раздражающие факторы, которые которая направлена на причинение ущерба (физического, морального, психического) другим индивидам. При этом причинение ущерба не является самоцелью. Источников неблагополучия в семье очень много начиная от шума и заканчивая потерей работы. Свое раздражение родители вымещают на детях, тем самым лишь усугубляя и без того тяжелую обстановку в семье.
Формы агрессии.
Различают несколько видов агрессии:
Агрессия и насилие
... анализ материалов о насилии. Чтобы изучить влияние материалов о насилии на сознание человека, мы проводили анкетирование, о котором я скажу чуть позже, и выявили ряд факторов, которые, на ... текстам с речевой агрессией только тексты, содержащие открытую или скрытую угрозу, оскорбление и т.п. А большинство психологов обращают внимание на тот факт, что агрессивность повышается при ...
Реактивная агрессия возникает в ответ на предшествующую провокацию.
Проактивная агрессия возникает при отсутствии провокации.
Сверхактивная агрессия (особый вид реактивной агрессии) — тенденция реагировать мощной агрессией даже на самую слабую провокацию.
Физическая агрессия — это использование физической силы в акте агрессии против другого живого существа.
Вербальная агрессия — нападение осуществляется либо в словесной форме (ругательство, проклятие, угрозы), либо негативные чувства выражаются агрессором в виде криков, визгов или иной подобной форме.
Враждебная агрессия — намеренное причинение вреда другому живому существу.
Инструментальная- использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения позитивной цели. Примером проявления данного вида агрессии является поведение ребенка, кричащего и топающего ногами, который хочет, чтобы родители купили ему игрушку. Если родители неоднократно идут у него на поводу, то подобное поведение закрепляется, ребенок часто использует такие действия для получения желаемого.
Аутоагрессия — агрессия направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, в самоунижении, нанесение себе телесных повреждений, (крайняя форма — самоубийство).
Причины агрессии.
Что не является основной причиной возникновения и проявления этого феномена: индивидуально-типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия.
На агрессию влияет ряд факторов [прил.В, табл.№2]
Индивидуальные детерминанты агрессии. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, так как первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.
Личностная характеристика (предвзятая атрибуция агрессии).
Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.
Темперамент — проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется в течении жизни.
Авторитаризм — более авторитарные люди более агрессивны.
Чувство стыда. Существует следующая закономерность, чем чаще человек испытывает чувство стыда в процессе взаимодействия с другими людьми, тем выше его склонность к гневу и агрессивному поведению.
Наследственность — влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.
Химический состав крови человека оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.
Алкоголь — усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.
Всегда следует иметь в виду, что биологически процессы протекают в социальном контексте. Поэтому следует признать, что на агрессию действуют разные типы факторов, а биологические факторы среды оказывают решающее влияние.