Личностные особенности студентов-психологов 1 курса

ТЕМА «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1 КУРСА»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 Теоретические подходы к позднему юношескому возрасту 4

1.1 Студент как субъект учебной деятельности 4

1.2. Особенности личности будущего психолога 11

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей личности студентов-психологов 1 курса 13

2.1 Актуальность, цель и задачи исследования 13

2.2 Объект исследования, процедура и методика исследования 13

2.3 Результаты исследования 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных задач вузов России на современном этапе является повышение эффективности учебной деятельности студентов, формирование их активности и самостоятельности. Современному обществу необходимы специалисты, способные к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности, адаптивные к постоянно меняющемуся миру.

Чтобы контролировать целостный процесс формирования специалиста, необходимо исследовать психологическое содержание личности будущего специалиста и, соответственно, владеть основными приемами их оптимизации.

Психология личности студента изучается в различных вузах нашей страны, где в качестве главных социально-психологических характеристик рассматривались экстраверсия и невротизм, их корреляционные связи с социально-психологическим статусом, уровнем академической успеваемости, некоторые проблемы психологической совместимости.

Решение данной проблемы является чрезвычайно актуальным для педагогики и психологии высшей школы.

12 стр., 5827 слов

Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими ...

... Г.У., Менг Т.В., Соломко Л.И. и др. Экспериментальная база исследования. В исследовании приняли участие студенты первых курсов Университета Дружбы народов города Москвы, в ... современной науки. 5] Цель исследования: исследовать психологические особенности студентов вузов разных этнических групп, используя статистические методы. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность статистических методов ...

В частном случае решение этой проблемы актуально и для психологических факультетов. Конкурсы на психологические факультеты держится на высоком уровне около десяти лет. На факультеты приходят учиться совсем молодые ребята, которые уже на первом курсе начинают сталкиваться с различными трудностями, как психологического, так и интеллектуального характера.

Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы при проведении диагностических обследований студентов, направленных на изучение их личностных особенностей.

Объектом исследования явились студенты – психологи 1 курса.

Предмет исследования стали личностные особенности студентов-психологов 1 курса.

Цель исследования: выявление особенностей личности студентов-психологов 1 курса.

Задачи:

  1. Дать теоретическое обоснование изучаемому явлению – личностным особенностям студентов-психологов курса.
  2. Изучить методику «тест «12Личностных факторов абитуриента»».
  3. Подобрать выборку испытуемых и организовать ее эмпирическое обследование.
  4. Обработать эмпирические материалы.
  5. Сформулировать выводы.

Методы работы: Для решения поставленной задачи использовался комплекс методов: теоретический анализ литературы, тестирование, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.

Для тестирования был использован Тест «12 Личностных Факторов абитуриента» И.А.Вишнякова.

Эпмирическая база исследования: 30 студентов-первокурсников в возрасте 17-19 лет ОГПУ, из них 23 девушки, 7 юношей.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Глава 1 Теоретические подходы к позднему юношескому возрасту

1.1 Студент как субъект учебной деятельности

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердие работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями.[2,65]

2 стр., 946 слов

Личностные особенности студентов-психологов

... Список литературы Бочавер А.А. (МГППИ) Личностные особенности студентов-психологов. ... материала", несущего облегчение и решение проблем. Таким образом, потенциальные психологи - несколько маргинальны, они верят, что действительность можно улучшить ... собственной проблемы, что опять же уменьшает его потенциал как психолога. Описанная выше специфика психологического студенчества показывает, с одной ...

Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. [6, 13]

Если изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.

В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности.

Студенческий возраст характеризуется и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.О. Кон, В.Т. Лисовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются качества, такие как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).[2,68]

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... измене­ния в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас осознанные ... ис­чезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в но­вый возраст. § 2. Учебная деятельность Ребенок действительно становится школьником тогда - когда приобретает соответствующую внутреннюю ...

Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но «идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.[9, 98]

«Неопределенная, размытая идентичность» характеризуется тем, что индивид еще не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности. «Досрочная, преждевременная идентификация» имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету.

Этап «моратория» характеризуется тем, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.

«Достигнутая, зрелая идентичность» определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

Обследовав свыше 5 тыс. молодых людей(15-18 лет), американский психолог Морис Розенберг (1965) нашел, что для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений о себе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» — «представляемое Я». С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» — юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения.[2,89]

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.

19 стр., 9448 слов

Особенности психического развития личности взрослого человека

... состоял в изучении возрастных изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека. Новым этапом в научной деятельности Б.Г. Ананьева явился период разработки идеи комплексного изучения ... человека и построение на ее основе возрастной периодизации развития. В статьях "Человек как общая ...

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и III курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов — от восторженного в первые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т. п.

Уровень представлений студентов о профессии включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватно — неадекватно) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем ниже у него положительное отношение к учебе. При этом показано, что большинство студентов положительно относится к учебе.[2,78]

В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризующаяся наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Основным направлением обучения для студенчества является контекстное.

Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, которое очень индивидуально и вариативно. Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным чередованием «пиков» или «оптимумов» то одной, то другой из входящих в это ядро функций. Это означает, что учебные задания всегда одновременно направлены как на понимание, осмысление, так и на запоминание и структурирование в памяти студента усваиваемого материала, его сохранение и целенаправленную актуализацию. Такая постановка вопросов уже находит отражение в целом ряде учебников, учебных пособий, разработок, где отмечается неразрывность осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов при решении проблемных задач. Активизация познавательной активности студентов постоянно сопровождается организацией запоминания и воспроизведения учебной информации.[9, 126]

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая прежде всего определяется через два типа мотивов — мотивация достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.[6, 59]

Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.

Отношение к студенту как социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это в свою очередь означает для преподавателя необходимость усиления диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе.

1.2. Особенности личности будущего психолога

Психологические факультеты в последние десять лет пользуются большой популярностью среди абитуриентов. В глазах неискушенного молодого человека профессия – психолог кажется увлекательной и модной. Популярная психологическая литература представляет психологию, как науку, которая в короткий срок может сделать любого счастливым, успешным, богатым.

Какие варианты мотивации можно услышать в приемной комиссии вуза.

«Я хочу учиться на психолога, потому что…»

Дальше следует следующая аргументация: «Хочу помогать людям, хочу разбираться в людях, хочу научиться влиять на людей, хочу лучше понять себя».

Часто мотив «Хочу лучше понять себя» осознается студентом уже постфактум. По одному простому признаку: закончив вуз и преодолев личностные проблемы (не обязательно вследствие обучения), человек уходит работать по другой специальности либо получает второе высшее образование. Вообще, процент молодых людей, закончивших психологический факультет и работающих после него не по специальности, один из самых высоких среди всех специальностей

«Желание помочь людям» — очень популярный мотив при поступлении на психфак. Так как психолог – это помогающая профессия, необходимо много работать над собой, так как помочь человеку может только специалист, получивший большое и серьезное образование.

А какие же качества необходимы будущему психологу?

Недавно проведенный на сайте www.futurejob.ru опрос самих практикующих психологов показал, что необходимых качеств не так уж много, все остальное – профессиональные навыки, которые можно с большим или меньшим трудом освоить в процессе учебы или практики.[14, 1]

Важной особенностью успешного будущего психолога является интерес и уважение к человеку. По другому это можно обозначить как человеколюбие, дружелюбие, гуманизм.

Важным качеством является толерантность. Это терпимость к другому, готовность принимать разные проявления людей без агрессии и раздражения. Для эффективной работы психолога очень важно безоценочное принятие человека

Третьим качеством является гибкость и открытость к изменениям. Будущему психологу необходима и сензитивность, иначе говоря, чувствительность.

Среди других качеств были также названы такие, как умение ясно выражать свои мысли и умение слышать и понимать другого, ведь психолог много общается с людьми. Названо было и умение управлять собственными эмоциями. Также нужно учитывать, что основная трудность работы психолога в любой сфере – это риск эмоционального выгорания.

Таким образом, поздняя юность (18-25 лет) характеризуется зрелостью в умственном, нравственном отношении; убежденностью, сложившимся мировоззрением; чувством нового, смелостью, решительностью. Молодой человек способен к увлечениям, оптимист, самостоятелен, прямолинеен, критичен и самокритичен. Самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью. Возможно скептическое, критическое, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения. Сохраняется максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших. В поздней юности идет неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком. Поздняя юность – это пик интеллектуальных и познавательных возможностей. Принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни, выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере – все это надо успеть совершить в этот период жизни .

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей личности студентов-психологов 1 курса

2.1 Актуальность, цель и задачи исследования

Проанализировав литературу, можно сделать вывод о значимости важных для развития личности студентов — психологов. Изучение данной проблемы является актуальным в настоящее время.

Целью исследования является изучение особенностей личности студентов-психологов 1 курса.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить методику «тест «12Личностных факторов абитуриента»».
  2. Подобрать выборку испытуемых и организовать ее эмпирическое обследование.
  3. Обработать эмпирические материалы.
  4. Сформулировать выводы.

2.2 Объект исследования, процедура и методика исследования

В нашем исследовании:

Объект исследования: личность студентов 1 курса психологического факультета.

Процедура исследования:

Исследование проводилось на базе психологического факультета Омского государственного педагогического университета. Взаимодействие с каждым студентом проходило индивидуально. Время на заполнение бланка психодиагностической методики не ограничивалось. Перед поведением исследования каждому испытуемому была объяснена цель работы и актуальность исследования. В исследовании участвовало: 30 студентов-первокурсников в возрасте 17-19 лет ОГПУ, из них 23 девушки, 7 юношей.

Тест «12 Личностных Факторов абитуриента»

Разработанн на основе предлагаемых в литературе и применяемых на практике шкал отдельных качеств личности, значимых для школьного психолога: искренность (шкала лжи), интеллект, эмпатия, уровень субъективного контроля, невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, активность, робость, общительность.

Использовались источники:

Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5, № 3.

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения).

— М. : Фолиум, 1994. — 175 с.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности : учеб. пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. – М. : Просвещение, 1985. – 319 с.

Юсупов И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности: Методическое руководство. – Казань, 1992. – 32 с.

Диагностировалось формирование профессионально важных качеств школьного психолога по отношению к заданной модели (тестовым нормам для абитуриентов).

Тест проводится со студентами первого курса, а затем, с этими же студентами через год и через два года. Значимые изменения в показателях теста, позволяют определить динамику в личностных особенностях студентов, выраженных факторами теста.

В тесте «12 ЛФ абитуриента» три типа шкал допустимых качеств:

1-й тип — возрастающая шкала. Наиболее желательны наиболее высокие значения по данной шкале. Сюда вошли шкалы:

интеллект, эмпатия, уровень субъективного контроля, совместимость, активность, общительность.

2-й тип — убывающая шкала. Наиболее желательны наиболее низкие значения по данной шкале. Сюда вошли шкалы:

невротизм, депрессия.

3-й тип — шкала нормального распределения. Наиболее желательны средние значения по данной шкале. Сюда вошли шкалы: психотизм, расторможенность, робость.

Использовалось два типа шкал недопустимых качеств:

1. Искренность, или «шкала лжи». В данном варианте теста пороговым значением для данной шкалы было 5 совпадений. Меньше пяти — тест не обрабатывался.

2. Пороговые значения по шкалам, диагностирующим качества, являющиеся противопоказаниями к обучению по данной специальности. К ним были отнесены шкалы невротизма и психотизма, дающие показатель более 9 из 12 возможных сырых баллов.

Профиль «Идеальный школьный психолог» для теста

«12 ЛФ абитуриента»

Номер шкалы

Название фактора

Пунктов

Идеал

Критические показатели

1

Искренность

10

от 5

меньше 5 – тест не обрабатывается

2

Интеллект

10

9-10

Меньше 5

3

Эмпатия

10

10

4

Уровень субъективного контроля

14

11-12

5

Невротизм

12

1

10

6

Психотизм

12

5

10

7

Депрессия

12

1-2

8

Совестливость

7

7

9

Расторможенность

7

4

10

Активность

7

7

11

Робость

7

4

12

Общительность

7

7

Обработка теста:

Весь тест состоит из 12 субтестов. В каждом подсчитываются только совпадения с «ключом» (цифры 1, 2, 3 возле номера вопроса).

Все вопросы имеют только ТРИ варианта ответа: 1, 2, 3.

В каждом субтесте количество совпадений переводится в баллы по принципу шкалы стэнайнов (стандартная девятка).

Тест нормировался на основе обследования 750 абитуриентов в 1996 и 1997 годах.

По результатам перевода в баллы строится ПРОФИЛЬ АБИТУРИЕНТА.

В ПРОФИЛЕ имеются отдельные субтесты, определенные значения по которым дают оценку «0» за ВЕСЬ ТЕСТ, независимо от результатов по остальным субтестам, то есть тест не обрабатывается.

1-й субтест «ИСКРЕННОСТЬ».

Если совпадений меньше 5, то ТЕСТ НЕ ОБРАБАТЫВАЕТСЯ.

Результаты от 5 до 10 в баллы не переводятся и на итоговую оценку не влияют. Но в «профиле» их надо отразить.

(№ вопроса – № ответа) 4-1; 16-1; 28-1; 40-1; 52-3; 64-1; 76-1; 89-1; 100-3; 112-3

2-й субтест «ИНТЕЛЛЕКТ».

Если совпадений меньше 5, то ЗА ВЕСЬ ТЕСТ ставится «0» баллов.

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 5 6 7 8 9 10

Баллы: 1 3 5 7 8 9

(№ вопроса – № ответа) 3-2; 15-2; 27-2; 39-3; 51-2; 63-2; 75-1; 88-2; 99-2;111-1

3-й субтест «ЭМПАТИЯ».

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Баллы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

(№ вопроса – № ответа)1-1;13-1; 25-1; 37-1; 49-1; 61-3; 73-1; 85-1; 96-1;107-1

4-й субтест «УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ».

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Количество совпадений: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Баллы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 8 9 9 8 7

(№ вопроса – № ответа)2-3;14-1; 26-3; 38-3; 50-3; 62-3; 74-1; 86-1; 87-1; 97-1; 98-1; 108-3; 109-1; 110-3

5-й субтест «НЕВРОТИЗМ».

Если совпадений больше 9-ти, то ЗА ВЕСЬ ТЕСТ ставится «0» баллов.

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Баллы: 9 8 7 6 5 4 3 2 1

(№ вопроса – № ответа) 5 –3; 17-1; 29-1; 41-1; 53-3; 65-1; 77-3; 90-1; 91-1; 101-1; 102-3; 113-1

6-й субтест «ПСИХОТИЗМ».

Если совпадений больше 9, то ЗА ВЕСЬ ТЕСТ ставится «0»баллов.

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Баллы: 1 3 5 7 9 8 6 4 2 0 0 0

(№ вопроса – № ответа) 6 –1; 18-1; 30-3; 42-1; 54-1; 66-1; 78-1; 92-1; 93-1; 103-1;104-1;114-1

7-й субтест «ДЕПРЕССИЯ».

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Баллы: 9 9 8 8 7 7 6 5 4 3 2 1

(№ вопроса – № ответа)7 –1; 19-1; 31-1; 43-1; 55-1; 67-1; 79-1; 94-1; 95-1; 105-1; 106-1; 115-1

8-й субтест «СОВЕСТЛИВОСТЬ».

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 1 2 3 4 5 6 7

Баллы: 1 2 4 6 7 8 9

(№ вопроса – № ответа) 8 –1; 20-1; 32-1; 44-1; 56-1; 68-1; 80-1.

9-й субтест «РАСТОРМОЖЕННОСТЬ».

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 1 2 3 4 5 6 7

Баллы: 1 5 8 9 8 6 2

(№ вопроса – № ответа)9 –1; 21-1; 33-1; 45-1; 57-1; 69-1; 81-3

10-й субтест «АКТИВНОСТЬ».

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 1 2 3 4 5 6 7

Баллы: 1 2 4 6 7 8 9

(№ вопроса – № ответа)10-1; 22-1; 34-1; 46-1; 58-1; 70-1; 82-1

11-й субтест «РОБОСТЬ».

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 1 2 3 4 5 6 7

Баллы: 2 6 8 9 8 5 1

(№ вопроса – № ответа) 11-1; 23-1; 35-1; 47-1; 59-3; 71-1; 83-1

12-й субтест «ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ».

Перевод в баллы осуществляется по схеме:

Число совпадений: 1 2 3 4 5 6 7

Баллы: 1 3 5 6 7 8 9

(№ вопроса – № ответа)12-1; 24-1; 36-1; 48-1; 60-3; 72-1; 84-1.

2.3 Результаты исследования

Первичные данные обработаны, переведены в баллы и представлены в таблице 1 Приложения. Обращает на себя внимание то, что все полученные значения находятся в пределах допустимых значений, которые представлены в тесте «12 Личностных Факторов абитуриента».

Вычислены средние значения в группе девушек и юношей . Эти данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние данные в баллах в группе девушек – психологов и группе юношей — психологов

№ п/п

Искренность

Интеллект

Эмпатия

УСК

Невротизм

Психотизм

Депрессия

Совестливость

Расторможенность

Активность

Робость

Общительность

Среднее (ж)

1,95

6,13

5,17

5,17

4,43

4,43

2,56

4,30

4,39

4,9

3,86

4,65

Среднее (м)

2,28

6,14

7,14

6,0

5,4

4,28

2,85

3,14

4,14

4,14

3,0

6,14

Проведем анализ данных по всем шкалам теста.

Шкала искренности – это специальная шкала, с помощью которой выявляют уровень социальной желательности в ответах данного испытуемого на тест-ОПРОСНИК. Позволяет отбраковывать недостоверные протоколы.

Все участники исследования дали количество баллов меньшее пяти, что позволило обрабатывать протоколы, то есть считать их достоверными.

Шкала интеллекта.

В понятии интеллект подразумеваются индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. В частности подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе обучения в высшей школе.

Все испытуемые имеют уровень интеллекта, достаточный и необходимы для обучения в высшей школе.

Шкала УСК

Уровень субъективного контроля — индивидуальная особенность контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Уровень субъективного контроля, обладая известной инвариантностью у данной личности, все же может изменяться в зависимости от того, представляется ли ей ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Уровень субъективного контроля связан с осознанием и оценкой собственных действий, с чувством достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, саморегуляцией, самостоятельностью и зрелостью личности. Люди с низким уровнем субъективного контроля характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким уровнем субъективного контроля считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми.

Уровень субъективного контроля в группе испытуемых находится в пределах от среднего к высокому. То есть основная масса студентов может охарактеризовать себя как самостоятельными, дружелюбными людьми.

Шкала нейротизма.

Нейротизм является характеристикой эмоциональной устойчивости. Для лиц с высоким уровнем нейротизма характерна пониженная эмоциональная устойчивость (повышенная эмоциональная возбудимость), инерционность эмоциональных реакций, избыточная вовлеченность в поведение вегетативных, двигательных компонентов.

Все участники обследования показали умеренный уровень нейротизма.

Шкала депрессии.

Депрессия — Аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние.

У всех участников обследования были средние и низкие показатели по данной шкале.

Шкала расторможенности. Под расторможенностью понимается повышенная двигательная активность. У студентов можно отметить показатели по этой шкале от 1 до 8 баллов.

Совестливость, активность, робость, общительность являются сами по себе показателями социальной активности. По этим шкалам у студентов тоже отмечены показатели от 1 до 8-9 баллов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются основными в практике работы современного высшего учебного заведения. Это связано с тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, осуществляется процесс самоопределения молодежи в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. Данный период является решающим в жизни студента: будет ли он работать по выбранной профессии или нет.

На основании полученного исследования по тесту Тест «12 Личностных Факторов абитуриента» были сделаны следующие выводы.

Студенты-психологи 1 курса характеризуются следующими личностными особенностями.

У студентов данной выборки:

  • Достаточно высокий уровень интеллекта,
  • Разные уровни субъективного контроля:от экстернального до интернального.
  • Средний уровень нейротизма
  • Они не имеют склонности к психотизму и депрессии
  • Достаточный уровень совестливости
  • Они не склонны к расторможенности и к робости
  • Показывают достаточно высокий уровень активности и общительности.

Выявленные особенности личностного развития становления студентов-психологов и их динамика в ходе обучения в вузе могут являться основой для разработки методического инструментария при проведении профессионально-ориентированного собеседования .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,2000.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. — М.: Академия, 2000
  3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М.,2003.
  4. Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком.М.,2003.
  5. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. М..2006.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2003.
  7. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, 1994, №3.
  8. Кон И.С. Психология ранней юности.М.,2001.
  9. Немов Р.С. Психология. в 2-х т., Т. 1. — М.,2003.
  10. Немов Р.С. Психология. в 2-х т., Т. 2. — М., 2004 .
  11. Оллпорт Г. Личность в психологии. — СПб., 2008.
  12. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., — М.,2000.-342с.
  13. Столин В.В. Самосознание личности. М..2003.
  14. www.futurejob.ru
  15. www.psyhoslovar.ru

Приложение 1

Вопросник:

1. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

1) да 2) не знаю 3) нет

2. Болезнь — дело случая, если суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», то я должен был бы назвать преступника:

1) бандитом 2) святым 3) тучей

4. Временами Вам приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не рассказывать.

1) да 2) не знаю 3) нет

5. Обычно я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

6. Кое-кто настроен против меня.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

7. Меня редко посещают грустные мысли.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

8. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не останутся безнаказанными.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

9. Мне нравятся компании, где подшучивают друг над другом.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

10. Мне нравится верховая езда.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

11. Мне трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

12. Я общительный человек.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

13. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

1) да 2) не знаю 3) нет

14. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

15. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный», — это:

1) небрежный 2) тщательный 3) приблизительный

16. В игре Вы предпочитаете выигрывать.

1) да 2) не знаю 3) нет

17. Временами я волнуюсь из-за пустяков.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

18. Часто различная пища кажется мне одинаковой на вкус.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

19. Временами я чувствую себя бесполезным.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

20. Я считаю, что повседневную надоевшую работу всегда следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

21. Шутки о смерти в разговоре вполне допустимы и приличны.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

22. Мне нравится (или нравилась раньше) рыбная ловля.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

23.Часто я лишь с большим трудом могу скрыть свою застенчивость.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

24. Я люблю вечеринки и шумные веселые компании.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

25. Больному человеку надо помочь даже словом.

1) да 2) не знаю 3) нет

26. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

27. Какое слово не связано с двумя другими:

1) кошка 2) близко 3) солнце

28. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:

1) да 2) не знаю 3) нет

29. Временами я бываю злым и раздражительным.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

30. У меня отсутствуют враги, которые собираются всерьез мне навредить.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

31.Мои родители часто были настроены против моих знакомых.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

32. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

33. В школе у меня часто были плохие оценки по поведению.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

34. Иногда я дразню животных.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

35. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

36. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

37. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

1) да 2) не знаю 3) нет

38. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

39. Дом» так относится к «комнате», как «дерево» к:

1) лесу 2) растению 3) листу

40. Мне бывает трудно признать, что я не прав.

1) да 2) не знаю 3) нет

41. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

42.У меня бывают странные и необычные мысли.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

43. Даже среди людей я чувствую свое одиночество.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

44. Если бы я был вынужден солгать человеку, мне бы пришлось смотреть в сторону, так как было бы трудно смотреть ему в глаза.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

45. Я люблю подшучивать над людьми.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

46. Спортивные игры и соревнования доставляют мне больше удовольствия, если я заключаю пари (бьюсь об заклад).

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

47. Я редко заговариваю с детьми первым.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

48.В детстве я входил в компанию, где все стояли друг за друга.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

49. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

1) да 2) не знаю 3) нет

50. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

51.»Лопата» так относится к «копать», как «нож» к:

1) острый 2) резать 3) точить

52. Я равнодушен к критике в свой адрес:

1) да 2) не знаю 3) нет

53. Обычно я спокоен и меня трудно вывести из равновесия.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

54. Многих людей можно обвинить в развращенности.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

55. Мечты в моей жизни занимают много места, но я этого никому не говорю.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

56. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

57.Я люблю поговорить на сексуальные (любовные) темы.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

58.Я люблю охоту.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

59.Я без страха и смущения вхожу в комнату, где уже собрались и беседуют люди.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

60.Счастливее всего я чувствую себя в одиночестве.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет 61. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

1) да 2) не знаю 3) нет

62. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

63.Если стрелки часов встречаются через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

1) отстают 2) идут правильно 3) спешат

64.Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

1) да 2) не знаю 3) нет

65.Я так остро переживаю свои неприятности, что подолгу не могу выбросить их из головы.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

66.Думаю, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

67.Нередко бывают ситуации, когда легко потерять надежду на успех.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

68.Меня раздражает, когда женщина курит.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

69.Мне доставляет удовольствие разыгрывать беззлобные шутки.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

70.Будь я журналистом, мне бы понравилось писать о спорте.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

71.Иногда из-за своей сдержанности мне бывает трудно отстаивать свои права.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

72.Я охотнее проведу отпуск в тихом домике вдали от людей и дорог, чем в оживленном курортном городе.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

73. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

1) да 2) не знаю 3) нет

74. Когда я строю планы, то я в общем верю, что смогу осуществить их

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

75.Какое слово не подходит к двум другим?

1) думать 2) видеть 3) слышать

76.Иногда Вам хотелось выругаться.

1) да 2) не знаю 3) нет

77.Меня трудно рассердить.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

78.Безопаснее никому не доверять.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

79.Иногда я хвалю людей, которых знаю очень мало.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

80.Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

81.Меня смущают неприличные анекдоты.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

82.Иногда я заставляю своих друзей пойти куда-нибудь, хотя они говорят, что им хотелось бы остаться дома.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

83.Если люди в магазине или на улице наблюдают за мной, мне становится несколько не по себе.

11) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

84.Я активно участвую в организации компаний, игр и других коллективных мероприятий.

11) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

85. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

1) да 2) не знаю 3) нет

86. То, что многим людям кажется удачей и везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

87. Думаю, что правильный образ жизни может помочь здоровью больше, чем врачи и лекарства.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

88.Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

1) двоюродным братом 2) племянником 3) дядей

89.Бывает ли, что Вы передаете слухи?

1) да 2) не знаю 3) нет

90.Ожидание действует мне на нервы.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

91.Я все чувствую более остро, чем другие.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

92.Думаю, что за мной следят.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

93.Большую часть времени я чувствую, что моя голова и нос чем-то заполнены.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

94.У меня бывают достаточно длительные периоды, когда я не могу ничего делать, потому что мне трудно заставить себя взяться за работу.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

95.Временами мне очень хотелось навсегда уйти из дома.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

96. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

1) да 2) не знаю 3) нет

97. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

98. Думаю, что случай и судьба не играют важной роли в моей жизни

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

99.»Усталый» так относится к «работа», как «гордый» к:

1) улыбка 2) успех 3) счастливый

100.Вы всегда переходите улицу в специально отведенных для этого местах:

1) да 2) не знаю 3) нет

101.Я впечатлительнее большинства людей.

11) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

102.Критика и замечания в мой адрес меня мало задевают.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

103.Люди безразличны и равнодушны к тому, что может случиться с другими.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

104.Я считаю, что многие способны пойти на нечестный поступок ради получения выгоды.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

105.Мое поведение в сильной степени зависит от обычаев окружающих меня людей.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

106.Я предпочитаю действовать импульсивно, под влиянием момента, даже если это приводит к дальнейшим трудностям.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

107. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

1) да 2) не знаю 3) нет

108. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

109. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

110. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

111.Какое из следующих слов не подходит к двум другим?

1) широкий 2) зигзагообразный 3) прямой

112.Вы никогда не откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня:

1) да 2) не знаю 3) нет

113.Иногда мне кажется, что я нахожусь на грани нервного срыва.

11) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

114.Меня крайне редко наказывали без причины.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

115.Бывает, я отказываюсь от начатого дела потому, что не верю в свои силы.

1) да 2) затрудняюсь ответить 3) нет

Приложение 2

Таблица 1

Первичные данные в баллах в группе исследуемых студентов-психологов

№ п/п

Искренность

Интеллект

Эмпатия

УСК

Невротизм

Психотизм

Депрессия

Совестливость

Расторможенность

Активность

Робость

Общительность

1 ж

4

9

5

5

5

3

2

2

6

2

1

1

2 ж

2

5

2

4

4

5

1

4

5

1

2

4

3 ж

1

7

6

5

7

6

5

6

2

4

4

5

4 ж

3

5

4

6

5

5

2

6

5

7

6

6

5 ж

2

5

5

8

6

6

3

7

2

6

7

8

6 ж

1

5

8

8

6

2

4

5

5

9

8

7

7 ж

4

7

5

8

2

5

5

8

5

6

2

1

8 ж

2

5

7

4

6

4

2

6

5

9

2

5

9 ж

3

5

2

7

5

2

1

4

1

8

4

5

10 ж

1

5

6

8

5

5

1

6

5

4

2

1

11 ж

2

7

4

9

8

8

2

2

2

1

1

6

12 ж

1

7

5

6

4

6

1

4

5

2

4

3

13 ж

3

5

8

5

5

3

3

6

2

4

2

3

14 ж

2

9

5

9

6

5

2

2

6

7

6

1

15 ж

1

7

6

9

2

2

4

6

8

2

1

5

16 ж

1

8

4

5

4

4

2

4

5

6

4

6

17 ж

1

5

8

6

5

2

3

6

6

1

4

8

18 ж

2

5

4

3

2

5

6

2

5

4

8

7

19 ж

3

5

5

7

2

6

2

6

6

6

4

9

20 ж

1

5

2

8

4

2

1

2

2

9

4

6

21 ж

2

7

6

5

2

6

2

2

2

7

4

6

22 ж

1

8

6

9

5

4

3

1

5

4

6

1

23 ж

2

5

6

5

2

6

2

2

6

4

3

3

24 м

1

5

7

8

4

2

1

2

2

2

4

1

25 м

4

7

7

7

3

5

3

2

1

1

2

6

26 м

2

7

8

5

3

6

2

4

6

4

1

7

27 м

1

5

8

5

8

6

3

2

5

8

2

7

28 м

2

6

8

5

5

6

5

4

5

6

4

9

29 м

4

8

7

6

2

4

3

2

6

4

2

6

30 м

2

5

5

6

5

4

3

6

4

4

6

7

среднее

2.03

6.13

5.63

6.36

4.4

4.5

2.63

4.03

4.33

4.73

3.66

5.0

Таблица 2

Первичные данные в баллах в группе девушек – психологов

№ п/п

Искренность

Интеллект

Эмпатия

УСК

Невротизм

Психотизм

Депрессия

Совестливость

Расторможенность

Активность

Робость

Общительность

1 ж

4

9

5

5

5

3

2

2

6

2

1

1

2 ж

2

5

2

4

4

5

1

4

5

1

2

4

3 ж

1

7

6

5

7

6

5

6

2

4

4

5

4 ж

3

5

4

6

5

5

2

6

5

7

6

6

5 ж

2

5

5

8

6

6

3

7

2

6

7

8

6 ж

1

5

8

8

6

2

4

5

5

9

8

7

7 ж

4

7

5

8

2

5

5

8

5

6

2

1

8 ж

2

5

7

4

6

4

2

6

5

9

2

5

9 ж

3

5

2

7

5

2

1

4

1

8

4

5

10 ж

1

5

6

8

5

5

1

6

5

4

2

1

11 ж

2

7

4

9

8

8

2

2

2

1

1

6

12 ж

1

7

5

6

4

6

1

4

5

2

4

3

13 ж

3

5

8

5

5

3

3

6

2

4

2

3

14 ж

2

9

5

9

6

5

2

2

6

7

6

1

15 ж

1

7

6

9

2

2

4

6

8

2

1

5

16 ж

1

8

4

5

4

4

2

4

5

6

4

6

17 ж

1

5

8

6

5

2

3

6

6

1

4

8

18 ж

2

5

4

3

2

5

6

2

5

4

8

7

19 ж

3

5

5

7

2

6

2

6

6

6

4

9

20 ж

1

5

2

8

4

2

1

2

2

9

4

6

21 ж

2

7

6

5

2

6

2

2

2

7

4

6

22 ж

1

8

6

9

5

4

3

1

5

4

6

1

23 ж

2

5

6

5

2

6

2

2

6

4

3

3

Среднее

1,95

6,13

5,17

5,17

4,43

4,43

2,56

4,30

4,39

4,9

3,86

4,65

Таблица 2

Первичные данные в баллах в группе юношей – психологов

24 м

1

5

7

8

4

2

1

2

2

2

4

1

25 м

4

7

7

7

3

5

3

2

1

1

2

6

26 м

2

7

8

5

3

6

2

4

6

4

1

7

27 м

1

5

8

5

8

6

3

2

5

8

2

7

28 м

2

6

8

5

5

6

5

4

5

6

4

9

29 м

4

8

7

6

2

4

3

2

6

4

2

6

30 м

2

5

5

6

5

4

3

6

4

4

6

7

Среднее

2,28

6,14

7,14

6,0

30

4,28

2,85

3,14

4,14

4,14

3,0

6,14