Кружковая работа на уроках технологии на примере темы Вышивание атласными лентами

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы организации кружковой работы

по технологии в школе 5

1.1. Принципы организации кружковой работы по технологии 5

1.2. Учебно-воспитательный процесс в кружке 10

Глава 2. Организационно-педагогические условия работы кружка «Вышивание атласными лентами» 12

2.1. Методика проведения кружковых занятий по вышиванию

атласными лентами 12

2.2. Технология обучения вышиванию атласными лентами 21

Заключение 31

Список использованных источников 33

Приложение

Введение

Известно, что труд важнейший фактор нравственного воспитания, т.е. процесса формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. В ходе трудового обучения необходимо приучать школьников к самостоятельности и настойчивости в решении трудовых задач, вооружать умением, планировать и выполнять общественно полезные дела, работать коллективно, помогать товарищам, бережно и ответственно относиться к собственности других людей и окружающей среде. Роль трудового обучения для умственного воспитания обуславливается тем, что в труде ученика расширяется круг восприятий и представлений, складываются и совершенствуются познавательные способности, формируются процессы умственной деятельности, вырабатываются умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Учащиеся, занимающиеся в том или ином кружке, расширяют и углубляют трудовую подготовку, получаемую при изучении основ наук, в процессе трудового обучения, общество полезного труда во внеурочное время.

Занимаясь в кружках, учащиеся не только развивают свои интересы и способности, приобщаются к рационализаторской и изобретательской работе, но и создают общественно полезные материальные ценности, а в итоге- находят верную дорогу в выборе профессии.

На основе теоретического анализа литературы обозначена проблема организации трудовой деятельности во внеклассной и внешкольной работе.

Цель исследования — разработка теоретической модели кружка по технологии.

7 стр., 3351 слов

Организация работы в психоневрологическом диспансере

... Общие вопросы организации работы в            & ... психиатрические,  психотерапевтические и наркологические кабинеты при поликлиниках, МСЧ, а также лечебно-производственные, трудовые мастерские. В полустационарную ступень  входят дневные стационары, в штатном отношении  принадлежащие ...

Объект — внеклассная работа со школьниками.

Предмет — кружковая работа.

В соответствии с целью в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации кружковой работы.

2. Изучить теоретические основы кружковой работы.

3. Описать модель кружка по технологии.

Структура курсовой работы состоит из введения двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы организации кружковой работы

по технологии в школе

1.1. Принципы организации кружковой работы по технологии

Кружок — испытанная форма внеклассной работы, которая широко применяется в школах на базе различных учебных предметов. Независимо от профиля в работе кружков имеется много общего. Поэтому руководителям технических кружков следует глубоко изучать опыт работы кружков других профилей и применять в своей работе все лучшее. Конечно, содержание кружковой работы на базе трудового обучения специфично, и это накладывает свой отпечаток на методы и формы работы в них (8, с. 20).

Перед внеклассной работой на базе трудового обучения ставятся следующие задачи:

1) закрепление, обобщение и расширение знаний и умений, полученных учащимися в процессе трудового обучения;

2) включение учащихся в творческую деятельность на базе производительного труда;

3) расширение представлений об основах современного производства;

4) углубленная подготовка к выбору профессии (6, с. 128).

Главными принципами организации внеклассной работы по технологии являются:

1. Добровольность выбора формы и содержания занятий. Реализация этого принципа дает возможность всесторонне учитывать интересы и запросы учащихся, их общую технологическую теоретическую и практическую подготовку, индивидуальные склонности и способности. При этом роль, учителя, руководителя внеклассной работы заключается в помощи учащимся в правильном выборе характера этих занятий. Необходимо воспитывать у учащихся интерес к перспективным видам техники, прогрессивным наукоемким технологиям, учитывая при этом ориентацию учащихся на будущую профессиональную карьеру.

2. Массовость внеклассных занятий по охвату учащихся. Этот принцип требует от администрации и всего коллектива общеобразовательного учреждения создания необходимых организационных, дидактических и материально-технических условий для внеклассных занятий, чтобы каждый ученик смог удовлетворить свои интересы в занятиях любимым делом. Для этого необходима развитая сеть центров детского технического творчества и других учреждений дополнительного образования, хорошо подготовленные учителя-руководители технического и декоративно-прикладного творчества учащихся.

3. Опора на самодеятельность и инициативу учащихся. Этот принцип является логическим продолжением принципа добровольности выбора учащимися формы и содержания внеклассных занятий, при выборе объектов труда, а также методов и средств выполнения работы следует учитывать предложения самих учащихся, их интересы и желания.

4. Общественно-полезная работа направленность и творческий характер видов работы. Воспитание в процессе внеклассных занятий по технологии социально значимых качеств личности и развитие творческих способностей учащихся требуют реализации данного принципа. Действительно, если результаты внеклассной работы учеников будут не нужны другим людям и самим учащимся, то теряется интерес к работе, снижается активность и т.д. Творческое начало во внеклассной работе позволяет постоянно поддерживать интеллектуальную активность учащихся и тем самым развивать техническое мышление, осуществлять их интеллектуальное воспитание.

10 стр., 4939 слов

Организация исследовательской работы учащихся в 11 классе

... работы в процессе обучения и воспитания учащихся; 3) разработка исследовательского проекта с биологическим содержанием в рамках данной темы; Предмет исследования - выбор соответствующих форм организации занятий, ... деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Современная организация урока предполагает использование педагогических технологий, позволяющий ...

5. Подчинение всех внеклассных занятий по технологии общим задачам учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения. Это требование обусловлено тем, что внеклассная работа по технологии является частью всего учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения. Поэтому при организации любых видов внеклассных занятий по технологии надо органически сочетать их с учебной работой учащихся на уроках, а также с внеклассными занятиями по другим учебным предметам, с их трудовой деятельностью.

Среди групповых внеклассных занятий по технологии основной формой являются технические кружки. Кружок-это добровольное объединение учащихся, проявляющих общий интерес к той или иной области технологии и стремящихся заниматься практической деятельностью в этой области. Основу работы кружка составляет совместное изучение различных областей технологии, конструирование и изготовление технических устройств и их моделей, рационализаторская деятельность, научные и технические опыты и исследования.

Кружки характеризуются следующими особенностями:

1) постоянством состава учащихся. В кружке могут заниматься ученики одного или разных классов. Количество учащихся в кружке желательно, чтобы было не более 10-12 человек. Для успешной работы кружка важно, чтобы первоначальный состав кружка не менялся достаточно длительное время;

2) определенностью профиля работы. Если профиль работы кружка с течением времени будет изменяться, то естественно, из него будут уходить ученики, которых не интересует новый профиль. Нарушится постоянство состава кружка, которое необходимо для успешного овладения учениками системой знаний и умений в данной конкретной области;

3) длительностью и регулярностью занятий. Обычно занятия кружка проводятся раз в неделю по 2 академических часа в течение учебного года, а иногда и нескольких лет.

Во внеклассной работе по технологии кружки могут быть различного профиля. Они отличаются друг от друга содержанием занятий и учебно-воспитательными задачами, которые призваны решать (7, с. 102-104).

В практике работы школ встречаются разнообразные кружки. С точки зрения связи с учебными предметами можно выделить три группы кружков; предметные, межпредметные и непредметные.

Предметными называют такие кружки, которые связаны непосредственно с трудовым обучением. По своему содержанию они являются как бы продолжением того, что делали учащиеся на уроках труда, однако деятельность их становится более сложной, глубокой. Объекты труда в предметных кружках ни в коем случае не должны дублировать те, которые учащиеся выполняли в учебное время.

Предметные кружки не занимают еще надлежащего места во внеклассной работе. Иногда это пытаются объяснить тем, что учащимся надоедает выполнять обработку материалов в мастерских.

14 стр., 6737 слов

Методика преподавания аппликации соломкой в кружковой деятельности ...

... процессов является для них определяющим и должно стать основой форм работы с детьми данного возраста. Младшие школьники с удовольствием отдают предпочтение занятиям, требующих ... годы благоприятные условия для художественного воспитания школьников создают в учреждениях внешкольного образования. Выбор форм деятельности для данных занятий должен соответствовать возрастным особенностям, способностям, ...

Однако изучение опыта работы предметных кружков показывает, что причина их невысокой популярности в плохой организации. Как правило, они распадаются из-за того, что учитель не может подобрать интересную работу, требующую от учащихся полной отдачи, творческих раздумий. Ребята, приходящие в кружки, жаждут творческих поисков, хотят испытать свои силы. Под стать этим стремлениям и должно подбираться содержание деятельности в предметных кружках.

Среди межпредметных кружков наиболее положительно зарекомендовали себя физико-технические кружки. Они успешно решают задачи двух учебных предметов. Руководят работой физико-технических кружков учителя физики и труда. Непредметные кружки получили наибольшее распространение во внеклассной работе. По содержанию деятельности учащихся они могут быть самыми разнообразными. К непредметным относятся прежде всего спортивно-технические кружки (авто-, авиа-, судо-ракетомодельные и др.).

К руководству непредметными кружками очень часто привлекаются производственники с базового предприятия, родители учащихся. Конечно, учитель труда должен своевременно оказывать им методическую помощь.

Содержание работы кружков определяется программами, которые разрабатываются методическими кабинетами при органах народного образования, а также станциями юных техников, юннатов. Программы рассчитаны на 1 и на 2 года обучения.

Занятия в кружке обычно занимают два академических часа один раз в неделю. Однако среди школьников встречаются такие, которых это не удовлетворяет. С ними можно заниматься и чаще, но по согласованию с классным руководителем, который знает об успеваемости каждого ученика по другим предметам.

Важной предпосылкой успешной работы кружков является наличие необходимой материальной базы. Для предметных кружков по трудовому обучению такой базой служат школьные мастерские. Однако в зависимости от объекта труда они часто требуют дополнительной оснастки и материалов, поэтому комплектовать их надо заблаговременно.

Важное значение для успешной работы кружка имеет методическая сторона дела. С точки зрения методики кружковой работы необходимо уделять особое внимание таким вопросам, как структура кружкового занятия, методы и формы организации обучения.

Опыт работы передовых школ показывает, что структура кружкового занятия на базе школьных мастерских приближается к структуре комбинированного урока. Кружковые за……..

Список использованных источников

1. Ануфриева М. Я. вышивание атласными лентами. — М., 2005. — 150 с.

2. Барычева А. В. Вышивка атласными лентами: Программа дополнительного образования.- Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад., 2008. — 25 с.

3. Бирюкова Н. А. Роль и место дополнительного образования в современном образовательном пространстве // Теория и практика дополнительного образования: актуальные проблемы развития. Сборник научных статей. — Москва, 2004. — С. 25 — 26.

4. Буйлова Л. Н. Педагогика учреждения дополнительного образования детей. — М.: МИФИ, 2001. — 198 с.

5. Ворстер А. В. Роль учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка // Дополнительное образование и воспитание. — 2006. — №2 — С. 31 — 34.

12 стр., 5735 слов

Социально–культурная анимация в образовании детей

... и туризма, средствах массовой информации, реабилитационных центрах, учреждения дополнительного образования детей и пр. По средствам анимационной деятельности человек ... образовании детей; . Изучить психолого-педагогические основы социокультурной анимации в образовании детей; . Выявить наиболее эффективные методы ведения анимационной деятельности с детьми; Структура курсовой работы: Данная работа ...

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя 3-изд. М.: Просвещение, 2004 — 93 с.

7. Выготский Л. С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО — Пресс, 2004 — 108 с.

8. Гильмутдинова С. В. Формирование креативных умений учащихся // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. — 2007. — №4 — С. 93 — 101.

9. Гусакова А. М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2004. — 176с.: ил.

10. Дедюхина О. В. Обеспечение творческой самореализации воспитанников в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание. — 2005. — №9 — С. 18 — 21.

11. Дополнительное образование детей / Под ред. О.Е. Лебедева — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. — 256 с.

12. Дюмина Г. П. Бисер — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 256 с.

13. Евладова Е. Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. — М.:2004. — 350 с.

14. Евладова Е. Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. — 192 с.

15. Еремова О. М. Занятия по рукоделию // Начальная школа (журн.) — 2005. — №4 — С. 51-54.

16. Каргина З. А Практическое пособие для педагога дополнительного образования. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 96 с.

17. Конышева Н. М. Методика трудового обучения школьников: Основы дизайнообразования: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 162 с., ил.

18. Котова И. Н. Школа современного рукоделия. — Респекс, 2000. 224с.

19. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

20. Кругликов Г. К., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества: Книга для учителя. — М.: Народное образование, 1996. — 344 с.

21. Крупина О. В., Ибатуллин М.Н. Основы творческо — конструкторской деятельности. — Учеб. пособие для студ. технолого — экономических фак. педагогических вузов. — Стерлитамак: СГПА, 2006. — 220 с.

22. Леонова В. Е. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей // Дополнительное образование. — 2001. — №5. — С. 45-50.

23. Ляукина М. В. Вышивание — М.: Аст — пресс, 2008. — 176 с.

24. Мудрик А. В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.

25. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.

5 стр., 2495 слов

СИНДРОМ РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

... период бодрствования. Необходимо отметить, что тригерными (пусковыми) факторами в развитии СРК у детей чаще всего являются: перенесённые кишечные и вирусные инфекции (энтеровирусные и ... ротавирусные); стрессовые ситуации (разлука детей раннего возраста с родителями, начало посещения детского сада или школы, конфликтная ситуация ...

26. Супряженко О. В. Познавать мир «кончиками пальцев» // Дополнительное образование. — 2003. — №5 — С. 36 — 37.

27. Титов Б. А. Социально — культурный потенциал системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности. — Спб., 2003. — №7 — С. 38 — 42.

28. Шинкевич И. В. Личностно — ориентированное образование в учреждении дополнительного образования детей // Педагогический калейдоскоп. — 2000. — №3 — С. 16 — 17.

29. Фришман И. И. Методика работы педагога дополнительного образования. — М., 2004. — 135 с.

30. Хабибуллина Г. Г. Педагогическая практика на базе учреждений дополнительного образования детей с использованием средств декоративно — прикладного искусства // Дополнительное образование. — 2003. — №8 — С. 37 — 40.

31. Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2004. — 192 с.: ил.