Коммуникативно-диалоговые технологии

Роль коммуникативно-диалоговых технологий в обучении и воспитании

Проблемная дискуссия.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста.

Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и целостно — ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений производственных задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д.

Дискуссия – диалог.

Дискуссия- диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных и производственных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнение, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.

Направленный диалог.

Межгрупповой диалог.

«Техника аквариума» — разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Её процедура выглядит таким образом:

  1. Постановка проблемы ведущим.
  2. Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу.
  3. Каждая подгруппа выбирает одного его члена, который будет представлять позицию подгруппы всей аудитории.
  4. Дается коллегиальное обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей точки зрения.
  5. Ведущий просит всех представителей группы выйти в центр и отстоять позицию своей группы.
  6. Остальные имеют право задавать провокационные вопросы своим оппонентам.
  7. Если представитель подгруппы затрудняется ответить, можно взять тайм-аут или в письменном виде (записка) подсказать.
  8. Анализ качества аргументации выступающих; подведение итогов; выявление лучших.

1.Коммуникативно-диалоговые технологии: виды, характеристика
Эффективность процесса обучения в современном образовательном учреждении обеспечивают интеграция академических и инновационных форм и методов взаимодействия педагога и обучаемых, которые позволяют личности повысить свою конкурентоспособность;улучшить свой вербальный и визуальный имидж; развить ассертивность, харизматический потенциал; научиться вести конструктивные переговоры;техники быстрого установления делового контакта;понять преимущества разных стратегий взаимодействия для создания команды; овладеть техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) и технологиями управления своей репутацией; раскрепоститься и приобрести уверенность в себе;преодолеть комплексы неполноценности; формированию внутренней мотивации к самосовершенствованию и саморазвитию и др.

17 стр., 8190 слов

Дискуссия и диалог как современные формы образовательного процесса в Российской старшей школе

Дискуссия и диалог как современные формы образовательного процесса в Российской старшей школе ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СТАРШЕЙ ШКОЛЫ 1.1 Психологические особенности учащихся старшей школы 1.2 Диалогичность общения взрослого и ребенка ГЛАВА 2. ДИСКУССИЯ И ДИАЛОГ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 2.1 Дискуссия 2.1.1 Понятие дискуссии 2.1.2 Методика организации дискуссии 2.1.3 ...

Инновационные психолого-педагогические технологии (ИППТ) условно можно разделить на четыре группы: коммуникативно-диалоговые, проблемно-поисковые, имитационно-игровые и рефлексивные. Дадим краткую характеристику наиболее интересных форм реализации ИППТ.

Коммуникативно-диалоговые технологии

Цель: развитие коммуникабельности, формирование коммуникативных компетенций основными средствами риторики и эристики.

^ Основные виды: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция;интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др.

Дискуссия(лат. discussio – рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо вопроса, спор) — характеризуется различием позиций в соединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники.

Подходы к ведению спора-дискуссии: эвристический, логический, софический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический.

14 стр., 6717 слов

Развитие коммуникативной компетентности (тренинг общения)

Развитие коммуникативной компетентности (тренинг общения) Тренинговая программа Пояснительная записка. Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности у подростков. Задачи: Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми. Осознание и снятие ...

На основе анализа основных средств риторики и эристики были разработаны опорно-логические схемы по организации таких коммуникативно-диалоговых форм как интеллектуальный бой, дискуссии, обозначены методы и приемы, виды аргументов и вопросов полемиста. (Приложение, рис. 1,2,3.)

Рассмотрим методику организации наиболее интересных видов коммуникативно-диалоговых технологий.

«Техника аквариума» — разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблем, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения. Её процедура выглядит таким образом:

 

  1. Постановка проблемы ведущим.
  2. Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу.
  3. Каждая подгруппа выбирает одного его члена, который будет представлять позицию подгруппы всей аудитории.
  4. Дается коллегиальное обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей точки зрения.
  5. Ведущий просит всех представителей группы выйти в центр и отстоять позицию своей группы.
  6. Остальные имеют право задавать провокационные вопросы своим оппонентам.
  7. Если представитель подгруппы затрудняется ответить, можно взять тайм-аут или в письменном виде (записка) подсказать.
  8. Анализ качества аргументации выступающих; подведение итогов; выявление лучших.

«Турнир ораторов» — обеспечивает развитие коммуникативных способностей, способствует освоить искусство публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п.

Выбираются из аудитории два конкурсанта – оратора, которые заранее готовят свои выступления по обозначенным темам. Остальные – члены жюри, которые должны оценить выступающих. Ораторы поочередно докладывают. Затем предлагается членам жюри методом открытого голосования или при помощи жетонов (опустить в ящик выступающего) определяется победитель. Даётся устный комментарий – оценка нескольких членов жюри.

«Интеллектуальная дуэль» — форма коммуникативно-диалоговой технологии позволяет активизировать компетентность специалистов по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной ведущим теме. Остальная аудитория – секунданты, которые оценивают качество вопросов (проблемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность).

Методом голосования определяется победитель.

«Волшебный стул» — социально-психологическая форма групповой деятельности, которая позволяет развивать у студентов интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. В ней сочетаются ценностно-ориентированная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, присутствующие поочередно произносят вслух все положительные стороны личности (внешние и внутренние качества, черты характера).

Данная форма работы позволяет взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции; стимулирует говорить комплементы друг другу сейчас и теперь; развивает эмпатию; изменяет положение в группе; переориентирует внимание студентов с «недостатков» на «достоинства» сидящего на стуле; желание сказать ему ободряющее и возвышающее его как личность. Не следует бояться пауз, тишины, когда студенты молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупреждать возможность затруднений, отличая, что необходимо то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед ними, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, улыбаясь, отвечает в ответ.

«Открытая кафедра» — один из способов вывести студента на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего «я» с всеобщей жизнью. На открытую кафедру восходит студент в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему представили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством. При этом важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно выходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свою точку зрения. Отправным моментом для проведения «открытой кафедры» могут стать вопросы: «Что я сказал бы, если бы….»; «……если бы я был властен изменить мир»; «…..если бы меня услышало человечество»; «……если бы все государственные деятели сидели передо мной»; «….если бы я был президентом….» и т.п. так же возможен вариант гражданского отклика на случившиеся необычайные события в общественной жизни. Участвовать в «открытой кафедре»могут и преподаватели, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы студента и не навязать им своей жизненной позиции.

«Круглый стол»- одна из организационных форм познавательной деятельности специалистов для наращивания информации, прогнозирования и развития определенной проблемы, укрепления позиций, воспитания логической культуры ведения дискуссий; беседа, в которой все участники обмениваются между собой мнениями по поводу «на равных». Формы круглого стола: «заседание экспертной группы»; «форум»; «симпозиум»; «дебаты»; «диспут»; «прения»; «судебное заседание».

Таким образом, коммуникативно-диалоговые технологии, применяемые в образовательном процессе, обеспечивают овладение личностью способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога, воспитание коммуникативной культуры и социальной мобильности в условиях мультикультурной среды.
^ 2.Проблемно-поисковые технологии: виды, характеристика

Вторым видом ИППТ является проблемно-поисковые технологии, основная цель которых развитие логического, креативного мышления; формирование самостоятельности, самоорганизации, умения работать в парах и группе; формирование общенаучных компетенций.

^ Основные виды:

 


  • решение проблемных задач; проблемных ситуаций (иллюстрации, упражнения, оценки, проблемы);

  • кейс-технологии (репродуктивно-творческого, исследовательского, творческого уровня);

  • видео-практикум;

  • презентации и защиты творческих проектов;

  • в форме учебного совета, заседания научной лаборатории и др.


Дадим характеристику формам и методам кейс-технологий.

Кейс-технологии – технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов с использованием различных видов носителей информации.

К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стадии); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии.

^ Признаки и технологические особенности кейс-метода

Признаки Технологические особенности
1)наличие модели системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени 1) Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
2)коллективная выработка решений 2) Он выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией
3) Многоальтернативность решений. Наблюдается принципиальное отсутствие единственного решения. Приходится иметь дело со спектром оптимальных решений 3) Кейс-метод в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию. Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
4) Единая цель при выработке решений 4) Кейс-метод интегрирует в себя технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
5) наличие системы группового оценивания деятельности 5) Кейс-метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной технологии идет процесс разрешения имеющейся проблемы посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе идет формирование проблемы и путей её решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.
6) наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых 6) Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». В нём предусматривается деятельность по активизации студентов, стимулирования их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивания познавательной активности
7) Технология кейс-метода представляет собой процесс формирования информационного поля, его активизации, организации информационных коммуникаций, сталкивания позиций, пополнения поля информацией и использования информации, накапливающейся в нём. Интеллектуальное поле, которое складывается из мыслеформ, создаваемых студентами и преподавателем, служит благодатной средой не только обучения, но и воспитания личности. Само нахождение в развитом информационном поле, «проживание» в нем от истоков до разрешения проблемы благотворно для личности, которая «пропитывается» информацией, многообразными чувствами, рельефно ощущает методы и приемы мыслительной деятельности.


Наблюдается специфика кейс-метода и с точки зрения тех методов, на которые он опирается. Под методом обучения в дидактике понимается упорядоченный способ достижения учебно-воспитательных целей (приложение, таблицы 1, 2).

Итак, проблемно-поисковые технологии обеспечивают реализацию практико-ориентированного подхода, предполагающего интеграцию теории и практики, активизацию познавательной, научно-исследовательской активности обучаемых, применению ЗУН в нестандартных условиях.
^ 3.Имитационно-игровые технологии: виды, характеристика

Третью группу ИППТ составляют имитационно-игровые технологии.

Цель: формирование умений моделирования профессиональной ситуации и обсуждения различных способов ее решения; развития общепрофессиональных компетенций.
^ Основные виды: организационно-деятельностные, деловые,ситуационно-ролевые, креативные и праксиологические игры.

Виды организационно-деятельностных игр: проблемно-деловые; имитационно-моделирующие; инновационные; рефлексивные; поисково-апробационные.
^ Виды деловых игр: производственные,исследовательские,квалификационные (аттестационные), дидактические (учебные).

Виды ситуационно-ролевых игр: театрализованный практикум-этюд, дидактическая ролевая игра, имитационно-ролевая игра.

Дадим краткую характеристику основных видов имитационно-игровых технологий.

1. Организационно-деятельностные игры направлены на разработку концепций, стратегий перспективного развития образовательного учреждения.

^ Проблемно-деловые игры способствуют развитию коллектива посредством поиска неординарного совместного решения стоящих перед ним проблем.

Имитационно-моделирующие игры упражняют будущих специалистов в проектировании моделей различных педагогических систем образовательного учреждения (воспитательных, образовательных, научно-исследовательских, авторских, различных форм обучения, внеаудиторной работы и т.п.).

^ Инновационные игры направлены на развитие инновационного мышления, поведения, способности разрабатывать внедренческие проекты, экспериментальные апробации инноваций.

Рефлексивные – направлены на психологическое развитие каждого участника игры; снятие стереотипов, обучение анализу человеческих отношений, межгрупповому сотрудничеству.

Поисково-апробационные предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, направлены на разработку новых идей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения психолого-педагогических, кадровых, управленческих проблем.

Таким образом, все виды организационно-деятельностных игр требует от будущего специалиста разработки проекта и решения производственных задач, способствующих отработке оптимальных решений в прогнозируемых условиях; выдвижению и подготовке резервных возможностей в управлении, «вскрытию» и компенсации механизмов торможения развития образовательного учреждения и его структур; определение способов выведения его из кризиса и программирование полиальтернативных способов решения.

Деловые игры направлены на проигрывание реальных профессионально-личностных ситуаций.

Так, производственные деловые игры способствуют решению административно-хозяйственных и финансово-экономических задач в условиях конкурентной борьбы конкретного образовательного комплекса, пространства различного уровня (муниципального, регионального, федерального).

^ Исследовательские деловые игры направлены на разработку концепций, программ эксперимента; прогнозирование возможных последствий, потенциальных проблем при внедрении нововведений.

^ Аттестационные (квалификационные) – проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов при их аттестации, моделирование индивидуальной траектории профессионально-личностного развития и саморазвития.

^ Дидактические (учебные) направлены на развитие репродуктивных и творческих профессиональных знаний, умений и навыков.

3. Ситуационно-ролевые игры предполагают разыгрывание различных профессиональных ситуаций с различным выходом на решение обозначенной проблемы; воспроизведение процесса функционирования педагогической системы во времени; стимулируют проявление актерского мастерства; способствуют улучшению вербального и визуального имиджа, развитию ассертивности и раскрытию харизматического потенциала специалиста.

При апробации игровых технологий в подготовке будущих специалистов необходимо учитывать этапы подготовки и организации выше перечисленных игр, которые включают в себя: вводный (подготовительный) этап, основной (организация конкретного вида игры) и заключительный (послеигровая дискуссия).

Необходимо большое внимание уделить заключительному этапу, который позволяет решить следующие послеигровые задачи дискуссии:

 

  • Установить те проблемы, явления, которые имели место в игре;
  • Определить и показать соответствие игры реальной жизни;
  • Оценить принятые в игре решения, их эффективность, нравственный или ценностный смысл;
  • Выявить причины позитивного и негативного поведения участников в игре;
  • Установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;
  • Предложить, что нужно изменить в игре, в действиях участников, чтобы достичь лучшего результата;
  • Проанализировать, что нужно изменить в своем поведении, стиле общения каждому участнику;
  • Подумать, какой урок можно извлечь для профессиональной деятельности.

Таким образом, имитационно-игровые технологии способствуют формированию проектировочных, прогностических умений будущего специалиста, развитию артистичности и реализацию харизматического потенциала; умению вести конструктивные переговоры;овладению техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) в моделируемой профессиональной ситуации.
^ 4.Рефлексивные (психотехнологии): виды, характеристика

Четвертая группа ИППТ представлена рефлексивными технологиями.

Цель: сформировать умение оценивать личностью собственных ресурсов (личных качеств), необходимых в решении конкретной моделирующей профессиональной ситуации.

Психологические технологии – целенаправленное моделирование и осуществление учебного процесса, участие в котором актуализирует определенные психологические качества личности, обеспечивает опосредованную передачу социального опыта, воспроизводящего соответствующие алгоритмы действий и поведения в профессиональной сфере.

Содержание деятельности участника психотехнологического процесса направлено на:

 


  • реальное овладение возможностями изменения параметров профессиональной деятельности;

  • отработку механизма оценки собственных личностных ресурсов и соответственного их изменения;

  • включает эмоционально переживаемый и рефлексируемый опыт воздействия на окружающие обстоятельства;

  • предполагает творческое самоопределение личности в моделируемых отношениях.


Критерием успешности применения психотехнологий является сформированное умение личности целенаправленно анализировать и изменять параметры собственной деятельности, или же модифицировать собственную жизненную позицию соответственно меняющимся социально-профессиональным условиям.

Виды психотехнологий: социально-перцептивные, организационно-коммуникативные, когнитивные, рефлексивные, комплексные.

Уровни психотехнологий в обучении: психотехнологические задачи, игровые модели взаимодействия, модели профессиональной деятельности.

^ Психотехнологические задачи требуют рефлексивного включения субъекта консультации в ситуацию, они могут быть образными, демонстрационными или иметь вид конкретных си-V , туаций; выполняют функции активизации мышления, часто так­же играют роль иллюстративного примера. Предметная ситуация подразумевает моделирование для обучающихся условий про­фессиональной деятельности по типу конкретной ситуации, когда заданы все начальные условия и поставлена задача деятельности. Клиенту предлагается адаптироваться в предлагаемых условиях деятельности и решать поставленную задачу средствами собст­венного личностного и профессионального потенциала.

Проигрывание наиболее общих ситуаций деятельности в модели, максимально приближенной к условиям реальной про­фессиональной деятельности отличается не только более глубо­ким личностным вовлечением участников в модельные ситуации (участники технологического процесса не играют роли, они сами решают задачи), но и тем, что итогом этого уровня работы является определение списка качеств, умений, навыков и способно­стей, которые должен освоить (развить, скорректировать и т.п.) каждый учащийся для того, чтобы выбранный им стиль деятель­ности максимально соответствовал критерию эффективности. Это определяет более глубокую рефлексию участников и предпо­лагает их большую психологическую защищенность в ситуации внешней оценки.

Инструментом рефлексии в рамках учебного процесса кро­ме преподавательской оценки являются рейтинговые процедуры, диагностические практикумы, анализ видеокейсов, а также груп­повой анализ упражнений (видеоанализ).

Примером рейтинговой процедуры может быть краткий оп­рос участников групповой дискуссии по ее завершении. Вопросы могут быть следующими:

 

  1. Чье мнение для Вас было наиболее убедительным в ходе обсуждения?
  2. Кто, на Ваш взгляд, вносил наибольший вклад в работу группы?
  3. С кем бы Вы предпочли отдельно обсудить события, про­исходящие в группе?
  4. Кто из участников способен лучше всего понять Вас?
  5. В случае необходимости к кому бы Вы обратились за по­мощью?
  6. Кто поддержит Ваше мнение в группе?
  7. Кто из участников способен наиболее логично обосновы­вать свою позицию?
  8. На Ваш взгляд, чья позиция была наиболее независимой, наиболее понятной?
  9. Кому Вы были бы более склонны доверять?

10. С чьей стороны во время игры Вы ощутили: реальную помощь; молчаливое согласие; пассивное подчинение; активное согласие с Вашим мнением; усиление Вашей позиции своими доводами; показ Ваших слов или действий с других сторон?

11. Кто из участников группы, по Вашему мнению, наиболее ориентирован на интенсивный обмен информацией (является коммуникативным лидером): в своих целях; в целях одинаковой информированности всех; в целях организационной деятельности?

12. Как Вы считаете, кто, в основном, задавал эмоциональный фон обсуждения проблем: конструктивно; неконструктивно?

13. В процессе занятий Вы действовали как (оцените в баллах):

лидер-интеллектуал — Вы продуцировали идеи, рассматривали проблемы с разных сторон, предлагали варианты решений и т. д., участники группы обращались к Вам по этому поводу;

 

  • лидер-эмпатор — Вы создавали атмосферу неприятия агрессии, искали компромисса и согласия сторон, «гасили» агрессоров, старались разобраться в позиции человека и понять его, к Вам обращались за поддержкой;
  • лидер-организатор — Вы распределяли роли, организовывали процесс, контролировали выполнение правил и норм, распо­ряжались, подводили итоги;
  • волевой лидер — Вы настаивали на том, чтобы группа
    что-либо сделала до конца, помогали сплачиваться группе в си­туации неуспеха или агрессии со стороны, удерживали от излиш­них эмоций или отклонения от усилий совместной деятельности,
  • эмоциональный лидер — Вы создавали повышенный эмо­циональный фон совместной деятельности или общения (поло­жительный или отрицательный), способны были вовремя пошу­тить или привлечь внимание оригинальным действием, пароди­ровать соперников и т.д.;
  • аналитик — Вы занимали позицию наблюдателя, в основ­ном все решали «про себя», иногда выдавали какое-либо мнение, определяясь, в основном, со своей позицией, тщательно проду­мывая ее, не спешили участвовать в общей деятельности, особен­но в эмоциональной — она Вас не затрагивала;
  • сторонний наблюдатель — все происходящее для Вас странно, как можно этим заниматься всерьез, Вам было неинте­ресно, у Вас другие цели, Вам нужны другие умения)
  • активный «агрессор» — Вам прежде всего важно отстоять свое мнение, чтобы его услышали другие. Вы обычно быстрее всех ориентировались в ситуации и Вам приходилось «подталки­вать» других до своего уровня понимания;
  • лидер «мужской» («женской») позиции — на Ваше пове­дение как юноши (девушки) в первую очередь реагировали дру­гие. Вы умеете понравиться в своей позиции и правильно «себя подать». В своей аргументации для Вас важно, чтобы Ваше мне­ние было подкреплено позицией «настоящего парня» («девушки,
    умеющей себя ценить»);
  • «непроясненная позиция» — Вам было, что сказать по предлагаемом поводу, хотелось выразить свое мнение, но меша­ла внутренняя нерешительность в отстаивании своей позиции, поэтому Вы предпочли «держаться в тени».

В случае грамотной реализации подобных процедур воз­можно развитие следующих навыков:

 

  • развернутая ориентировка в информационном социаль­но-профессиональном поле;
  • перебор и оценка возможных вариантов практических действий и их последствий, (деятельностно-прогностический компонент, построенный на умении рефлексировать структуру и логику действия);
  • рациональный анализ борьбы мотивов участников дейст­вия;
  • формирование решения и создание оперативного плана действий, соотнесенного с реализацией определенной стратегии;
  • выработка определенного нормативно-ценностного отно­шения к деятельности и социальной позиции, определяемой ею.

Перечислим типичные ошибки, возникающие при использо­вании рефлексивных технологий:

 

  • вынесение оценочных суждений, относящихся к лично­сти участников, а не к их действиям;
  • использование обобщенных характеристик, касающихся
    поведения человека вообще, а не в данной конкретной ситуации;
  • присвоение кем-то из участников экспертной позиции, вынесение оценок безотносительно персоны оценивающего (фак­тический отказ от фраз типа «по моему мнению», «конкретно для меня» и т.д.)

Опасна некорректная обратная связь по итогам заданий или технологий, которая автоматически запускает действие механиз­мов психологических защит, что мешает адекватному усвоению уроков и ломает настрой на саморазвитие. В этом случае препо­даватель должен строить формулировки обратной связи в пози­тивном ключе, делая упор на успешные модели деятельности и резюмируя обратную связь участников в адрес друг друга в ре­комендательных формулировках.

Итак, рефлексивные технологии являются не только самостоятельной группой ИППТ, способствующие профессионально-личностному росту будущего специалиста, но и являются обязательной составляющей проблемно-поисковых, коммуникативно-диалоговых, имитационно-игровых технологий, так как обеспечивают эффективность внедрения данных форм обучения в современном вузе.

В качестве факторов, обеспечивающих оптимизацию ИППТ в системе подготовки современного специалиста рассматриваются:

1) высокая степень мотивации обучающихся к участию в ИППТ и достижению поставленной цели;

2) наличие эмоционально-позитивного фона обучения, стимулирующего деятельность и развитиеобучающихся;

 

  1. наличие необходимых пособий и методических разработок схем, презентаций, влияющих на восприятие обучающимисяпредлагаемого материала;
  2. авторитетность преподавателя (преподавателей), реализующих системное ИППТ;
  3. изначальное наличие у обучающихся в определенной степени выраженной социатьно-перцептивной, социально-психологической, аутопсихологической, коммуникативной, рефлексивной, акмеологической когнитивной компетентностей;

6) наличие представлений и опыта участия у обучающихся относительноособенностей системного обучения с использованием ИППТ.

Учет факторов, сопряженных с оптимизацией ИППТ, позволяет снизить вероятность напряжения обучающихся в деятельности, облегчить решение социальных и профессиональных задач.

Арт-технологии : виды, характеристика, способы применения в высшей школе.

На современном этапе большой интерес представляют арт-технологии, сущность которых заключается в применении различных техник разных видов искусств в учебно-воспитательном процессе как средство творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста. Основными формами проведения арт-технологий являются: мини-лекции, ролевые и деловые игры, видеообсуждение, концепты, групповые дискуссии.

Мини-лекции — короткие (до 15 мин.) информационные модули, в которых в сжатой форме преподавателем излагаются теоретические положения рассматриваемой проблемы. Эти модули могут могут как предварять отработку участниками иллюстрируемых положений (из теории — в практику), так и подводить итог проведенному взаимодействию в группе( из практики – в теорию).

Ролевые и деловые игры — проигрывание участниками конкретной профессиональной ситуации.

Кейс-студия — анализ участниками конкретных случаев по актуальным проблемам, их разбор участниками, описанных ситуаций с экспертной позиции, с «высоты своего опыта».

Психогимнастические упражнения – совокупность письменных и устных, вербальных и невербальных упражнений , проводимых в малых группах, направленных на расширение возможностей сознания, открывающее новые грани восприятия одной и той же проблемы.

Видеообсуждение — просмотр и анализ по заданному алгоритму видеосюжета обозначенной темы (проблемы).

Методические средства, направленные на получение участниками тренинга содержательных результатов: концепты, инструменты, ресурсы.

Концепты – осознанное усвоение теории, понимание всех причинно-следственных и иных связей в той картине мира, которая задается данной теорией; способность многоаспектно проанализировать реальность.

Инструменты — овладение участниками новыми приемами и способами действия в той содержательной области, которой посвящен тренинг; освоение инструментария, применяемого в модельных ситуациях, ролевых и деловых играх.

Ресурсы — осознание своих личностных и коммуникативных особенностей, своих субъективных картин мира и концептов, установок; осознание своих действий, их целенаправленное применение на практике (6).

В зависимости от вида художественно-творческой деятельности выделяют следующие направления арт-технологий: библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия.

Библиотерапия — направление арт-терапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, то есть самовыражение через творческое сочинение.

Основные техники, которые можно применять на различных занятиях с учетом специфики изучаемой дисциплины, это: использование готовых произведений любого жанра, письма (коллеге, начальнику, конкуренту и т. п.), стихи (использование размера без рифм), написание любого литературного произведения, рассказ на заданную (выбранную) тему, автобиография в виде литературного произведения, переписка субличностей, сочинение архетипических легенд, сочинение сказки, сочинение по кругу, драматургия, сенквейн.

В своей практической деятельности широко использую такую технику библиотерапии как синквейн.

Синквейн – литературная форма, сочиняемая по жесткой схеме, которая не изменяется. Состоит из 11 слов, рифмовать запрещено, предлоги и союзы словами не являются.

Цель применения:

— креативный менеджмент и креативность в менеджменте;

— стрессменеждмент: саморегуляция и самосбережение в деятельности руководителя (специалиста).

Техника написания синквейна:

Первая строка – одно слово, название состояния;

Вторая строка – два слова, описание, в том числе и метафорическое, этого состояния;

Третья строка – три слова, действия, которые вы обычно совершаете, попав в это состояние;

Четвертая строка – четыре слова, чувства, которые вы испытываете, совершив привычные действия;

Пятая строка – повторение первой строки, название состояния.

Ценность данной техники заключается в том, что личность может изменить нежелательное состояние, в которое человек регулярно попадает. Своего рода саморегуляция через раскодирование словестных метафор. Так же можно сконцентрироваться на позитивных состояниях. Примеры синквейнов студентов магистратуры географического факультета.
Депрессия,

Вязкий туман.

Лежу, в комочек сжавшись.

Отчаянье, бессилие, и страх, и пустота…

Депрессия.
Депрессия,

Нет времени,

Лежу, закрыв глаза,

И пусто, пусто, пусто, пусто…

Тишина
Депрессия,

Выжатый лимон,

Звоню подруге, плачу,

Мне легче, ясность, осмысленность,

Оптимизм.
Основная идея этой процедуры: меняя действия, совершая нечто новое, пробуя различные варианты, мы способны изменить своё состояние или укрепить, если речь идет о положительных эмоциональных состояниях.

Также данную технику можно использовать в раскрытии сущности понятий предметов изучения конкретной науки.

Драматерапия — вид игровой деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе, связана со способностью выражать события и переживания ярко и точно; способность посмотреть на них другими глазами. Направлена на развитие спонтанности, импровизационности, пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной), харизматичности; расширению поведенческих реакций, возможности переиграть жизненные сценарии.

Основные техники драматерапии: сценическая пластика (пантомима, пластические этюды, сценический танец), работа с голосом («озвучка» фрагментов знакомых фильмов, сказок, жизненых сюжетов), беспредметные и предметные этюды, театр импровизации («История театра», «Национальные традиции»), драматизация художественных произведений, драматизация фантазий философских категорий, эмоциональных состояний (добра,зла, красоты и т.п.), театр абсурда, кукол и др.

Сказкотерапия — использование сказки в целях психодиагностики развития и креативности личности как расширение спектра альтернативных решений.

Виды: рецептурные сказки, использование архетипа сказки, сочинение сказок, драматерапия сказки, рисование сказки, сказочное путешествие.

Изотерапия — применение художественно-изобразительных средств с целью коррекции и развития личности.

Виды: рисунок, коллаж, лепка, скульптура, готовые произведения художественного искусства.

Техники использования рисунка:

 

  • Рисунок по кругу (групповая динамика, система взаимоотношений и стилей поведения в команде);
  • Общий рисунок на заданную (свободную) тему;
  • «Триптих» («Я какой есть», «Я глазами других», «Я каким хочу быть» и др.);
  • Автопортрет (портрет группы);
  • «Моя группа», «Мой университет», диалог-рисунок «Почта» («Я хочу тебе сказать», «Я боюсь тебе сказать», «Я не хочу, чтобы ты знал», «Письмо-рисунок преподавателю» и т.п.);
  • Рисование стихов, музыки (снятие напряжения);
  • Рисование своих чувств, эмоций, переживаний, настроений и др. членов группы («Мой стресс»);
  • Свободный рисунок «Я-зима, лето, осень, весна»;
  • Ассоциативное рисование;
  • Рисование гербов (персональный, профессии, статуса, должность, группы, организации.

Музыкотерапия — воздействие музыки на психические структуры личности посредством: сочинения музыки (импровизации), рисование музыки; вокалотерапия с драматизацией; импровизация на различных музыкальных инструментах; слушание музыки и обсуждение возникших ассоциаций; сочинение рассказов, стихов после прослушивания музыки и т.п.

И так, применяя арт-технологии в целостном образовательном процессе вуза будет способствовать созданию благоприятного социально-психологического микроклимата; снижению напряженности; повышению стрессоустойчивости у субъектов педагогического процесса; формированию экопсихологической культуры личности.

Таким образом, на основе анализа различных видов ИППТ, ориентированных на социально-профессиональное развитие личности, которое способствует задействованию предельно возможного спектра ресурсов личности; эффективной реализации практико-орентированного, деятельностного подходов; учета индивидуальных особенностей личности в ходе реализации технологии; развитию личности в контексте жизненного, профессионального и духовного пути; формированию способности становиться субъектом принятия самостоятельных решений, обуславливающих путь к созидательной деятельности.

 

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

В соответствии со спецификой естественно — научного образования, его ведущей целью становится развитие коммуникативной компетентности в рамках данной образовательной области, что предполагает:

 

· решение проблем на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции, что отражает логику раз-вития естествознания и составляет ядро развивающего обучения;

· сотрудничество, основанное на проблемно-поисковом познании явлений природы, фиксации и обсуждению его результатов, предрасполагающее разностороннее использование языка науки;

· коммуникабельность участников образовательного процесса, т.е. их участие в проектировании и решении проблем, передаче информации, в том числе с помощью информационно — коммуникационных технологий, чему способствует и международный характер научного языка;

· активное общение, включающее коммуникацию (передачу информации), интеракцию (взаимодействие и обмен знаниями, умениями и результатами деятель- ности), перцепцию (восприятие друг друга).

Именно их единство делает успешным сотрудничество участников

образовательного процесса;

· направленность предметов естественно — научного цикла на изучение комплексных проблем экологического характера, как правило, имеющих не только социальную, но и личностную значимость, что повы-шает интерес к их решению и сотрудничеству.

В формировании коммуникативной компетентности учащихся большую роль играют методические, теоретические,экспериментально-практические, символико-графические, компьютерные и другие умения, специфика которых определяется предметным содержанием, особенностями естественно-научного познания предполагающего обязательное общение с актив-

ным использованием языка науки.

При формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию, которая относится к технологиям личностно ориентированного обучения. В её основе лежат познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников бразовательного процесса, реализуемые прежде всего в диалоге. Организация этих процессов осуществляется на основе индивидуального подхода и адаптации системы обучения к особенностям каждого ученика.

Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Это способствует саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему.

Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в

учебном материале, сформулировать основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога.

Большое значение в диалоге имеет равноправное общение. Для его организации полезно использовать следующие методические приемы:

· формулирование проблемы и анализ способов её решения;

· выражение собственной точки зрения в контексте иных;

· эффективное слушание и понимание собеседников;

· выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;

· оценку смысла и значения поступающей информации;

· выделение различных причинно — следственных связей;

· логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;

· разные интерпретации информации;

· выражение оценочных суждений и самооценку;

· формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя — терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненный опыт учащихся как источник проблем дляобсуждения. Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу мы обращаем особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. При проведении диалога важны чёткая организация и вовлечение каждого учащегося в диалог, управление процессом.

При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках изучаемой темы, уровень сформированности коммуникативной компетентности и культуры учащихся достижение целей занятия. Приведём несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога

· Критиковать идеи, а не человека. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

· Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

· Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

· Пытаться разобраться в том, что непонятно.

· Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы.

· Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

· Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов. В своей работе использую следующие формы деятельности: дискуссию, диспут, групповую проектную деятельность, защиту межпредметных проектов, обсуждение и решение комплексных экологических проблем и др. Диалоговая технология может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Практика показывает, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания усвоению больше го количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.

 

Е.И.Замбровская

преподаватель биологии и химии

Екатеринбургского суворовского военного училища