Код и направление подготовки 080100Экономика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет экономический

Программа семинарских занятий по учебной дисциплины «Акмеология качества профессиональной деятельности»

Код и направление подготовки 080100Экономика

Профиль «Экономика предприятий и организаций», «Финансы и кредит»

Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»

Форма обучения очная

Составил:

доцент Паутова Л.Е.

1. Цели освоения дисциплины

Менеджерам необходимы знания и умения проектирования и внедрения более эффективных систем деятельности, которые определяют систему качества управленческого процесса. Однако построение такой системы деятельности не должно ограничиваться только обобщением практического опыта и перенесением его в новые ситуации. Необходима творческая переработка продуктивных технологий с учетом особенностей конкретной ситуации. Это предполагает, на основе теоретических и практических знаний, повысить качество деятельности всей организации.

Цель: овладеть достаточным запасом психологических, акмеологических знаний, умений и основами профессиональной деятельности.

Задачи освоения дисциплины:

  • изучение истории возникновения и теоретико-методологических основ науки акмеологии, системой акмеологических наук;
  • изучение теории качества профессиональной деятельности менеджера, ее продуктивности и факторов на нее влияющих;
  • раскрытие сущности процесса и особенностей самосовершенствования личности менеджера в профессиональной деятельности;
  • изучение методов исследования и оценки профессиональной деятельности менеджера;
  • развитие умений проектировать собственную деятельность, как высокопродуктивного управления организацией.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ооп)

Дисциплина «Акмеология качества профессиональной деятельности» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла (Б.3).

12 стр., 5985 слов

Зависимость успешных продаж от профессиональных качеств специалистов

... компании. Личностные качества идеального кандидата на позицию менеджера практически не различаются по направлениям деятельности компании, хотя свои особенности есть в каждой сфере рынка. Профессиональный менеджер по продажам ... сфере продаж довольно стандартны для каждого направления бизнеса. Поскольку высшего образования по профессии менеджер по продажам в нашей стране до недавнего времени не ...

Для успешного изучения дисциплины студенты должны:

— знать теоретические особенности становления теории управления, основ социологии и психологии, правовые особенности деятельности специалиста;

— уметь применять систему научных представлений и понятий в процессе формирования структуры деятельности организаций, собственной деятельности;

— владеть приемами, методами научно-практического анализа и самоанализа деятельности.

Дисциплина «Акмеология качества профессиональной деятельности» является предшествующей для следующих дисциплин: «Экономика предприятий», «Планирование на предприятии», «Управление персоналом».

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие

общекультурных компетенций:

— основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки (ОК – 5);

— умение использовать источники экономической, социальной и управленческой информации (ОК – 13);

профессиональных компетенций:

— представлять результаты аналитической исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи (ПК – 6);

— уметь организовать выполнение конкретного порученного этапа работы (ПК – 7);

— уметь организовать работу малого коллектива, рабочей группы (ПК – 8);

— владеть навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручения (ПК – 14).

В результате изучения курса «Акмеология качества профессиональной деятельности» студенты будут:

знать

  • теоретические основы акмеологической науки, ее методологических оснований, классификацию акмеологических наук, факторы и закономерности достижения высокопродуктивных результатов в будущей управленческой деятельности;

уметь

  • использовать полученные теоретические знания при проектировании собственной системы продуктивной деятельности, исследовать и анализировать различные модели профессиональной деятельности, использовать методы акмеологического исследования и оценки профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины Содержание тем семинарских занятий

Таблица 2

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Теоретические и методологические основы науки акмеологии

Научные истоки акмеологии. Акмеология как фундаментальная и прикладная наука.

Связь акмеологии с другими науками.

Система акмеологических наук. Предмет акмеологии управления.

Сущность акмеологического подхода к изучению профессиональной деятельности менеджера

2

Качество профессиональной деятельности менеджера – акмеологическая категория

Категория «качество», «качество профессиональной деятельности». Квалиметрия – наука об измерении и оценке качества

Анализ процесса управления организацией – повышение качества результатов всей организации.

Система критериев оценки профессионально-управленческой деятельности.

Понятие идеализированной модели профессиональной деятельности

3

Продуктивность профессиональной деятельности менеджера

Понятие продуктивность управленческой деятельности. Факторы и уровни продуктивности руководителей.

Социально-психологические и профессиональные требования к личности руководителя.

Акмеологическая деятельность руководителя. Акмеологические способности.

Эффективный стиль деятельности руководителя

4

Самосовершенствование личности менеджера в профессиональной деятельности

Взаимосвязь рефлексии менеджера и исследования результатов своей деятельности по признакам развития организации.

Факторы саморазвития (субъективные, субъективно-объективные, объективные), влияющие на продуктивность деятельности менеджера.

Повышение уровня профессионализма собственной деятельности средствами обучения технологиям самообразования, самоорганизации, самоконтроля.

Профессиограмма и акмеограмма менеджера

5

Методы исследования профессиональной деятельности менеджера.

Методы изучения продуктивной профессиональной деятельности руководителя.

Социологические методы исследования: беседа, интервьюирование, анкетирование, анализа продуктов деятельности. Наблюдение.

Метод акмеологического эксперимента. Лонгитюдное исследование. Биографический метод. Моделирование.

Системо-комплексная диагностика как технология акмеологического анализа.

6

Студент как субъект овладения знаниями и умениями высокопродуктивного управления организацией. Тренинг «Умения командообразования»

Принципы и функции управления качеством высшего образования (ориентированного на будущую профессиональной деятельность менеджера).

Значение самообразования и его источники, при обучении высшим образцам профессиональной деятельности.

Развитие инновационной позиции будущего менеджера как средство повышения качества конечных результатов.

Особенности творческой деятельности руководителя.

Самостоятельная работа студентов

Таблица 3

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Теоретические и методологические основы науки акмеологии

Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала, выполнение заданий в процессе подготовки к семинарским занятиям.

9

2

Качество профессиональной деятельности менеджера – акмеологическая категория

Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала, выполнение заданий в процессе подготовки к семинарским занятиям.

9

3

Продуктивность профессиональной деятельности менеджера

Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала, выполнение заданий в процессе подготовки к семинарским занятиям.

9

4

Самосовершенствование личности менеджера в профессиональной деятельности

Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала, выполнение заданий в процессе подготовки к семинарским занятиям.

9

5

Методы исследования профессиональной деятельности менеджера.

Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала, выполнение заданий в процессе подготовки к семинарским занятиям.

9

6

Студент как субъект овладения знаниями и умениями высокопродуктивного управления организацией. Тренинг «Умения командообразования»

Проработка конспектов лекций, изучение теоретического материала, выполнение заданий в процессе подготовки к семинарским занятиям.

9

7. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов (БРС) реализуется в строгом соответствии с Положением о БРС ГАОУ ПО «МГОСГИ» и методическими рекомендациями по БРС.

В каждом семестре студент может набрать максимум 100 баллов, которые складываются из баллов, набранных студентом за текущий и рубежный контроль (максимум 70 баллов), и баллов, набранных студентом за итоговый контроль (максимум 30 баллов).

Середине каждого семестра (ноябрь, апрель) осуществляется текущая аттестация. К этому моменту студент должен набрать не менее 18 баллов. В противном случае студент считается не аттестованным по данной дисциплине.

Студент допускается к итоговому контролю (к сдаче зачета и/или экзамена) по данной дисциплине только в том случае, если за текущий и рубежный контроль он набрал в сумме не менее 36 баллов.

В таблице 4 приведены критерии выставления зачета и оценки (по пятибалльной шкале) за экзамен/дифференцированный зачет.

Таблица 4

Сумма всех баллов за текущий, рубежный и итоговый контроль по дисциплине в семестре

Зачет

Оценка за экзамен/дифференци-рованный зачет

≤ 50

не зачтено

2 (неудовлетворительно)

51-66

зачтено

3 (удовлетворительно)

67-84

зачтено

4 (хорошо)

85-100

зачтено

5 (отлично)

Накопление баллов в 1-м семестре

Таблица 5

№ п/п

Виды работы

(общее количество)

Баллы

(за одну единицу)

Всего баллов

1

Посещение занятий (27)

0,5

13,5

2

Выполнение домашнего задания (15)

0,5

7,5

3

Самостоятельное изучение теоретического материала (7)

1

7

4

Проверочные работы (6)

2

12

5

Контрольная работа (1)

30

30

6

Зачет (1)

30

30

Всего баллов

100

Накопление баллов в 2-м семестре

Таблица 6

№ п/п

Виды работы

(общее количество)

Баллы

(за одну единицу)

Всего баллов

1

Посещение занятий (18)

0,5

9

2

Выполнение домашнего задания (18)

0,5

9

3

Самостоятельное изучение теоретического материала (10)

1

10

4

Проверочные работы (6)

2

12

5

Контрольная работа (1)

30

30

6

Экзамен (1)

30

30

Всего баллов

100

Рейтинговый показатель студента за второй семестр по дисциплине рассчитывается как сумма среднего арифметического числа баллов, набранных студентом за текущий и рубежный контроль в первом и во втором семестрах, и баллов, набранных студентом за итоговый контроль во втором семестре (см. методические рекомендации по реализации БРС).

8. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

В таблице 7 приведены средства оценивания текущего контроля.

Таблица 7

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1

Теоретические и методологические основы науки акмеологии

Посещение лекций и семинарских занятий.

Оценивание ответов студентов на занятиях.

Оценивание самостоятельной работы (задания, доклада, проектов).

2

Качество профессиональной деятельности менеджера – акмеологическая категория

Посещение лекций и семинарских занятий.

Оценивание ответов студентов на занятиях.

Оценивание самостоятельной работы (задания, доклада, проектов).

3

Продуктивность профессиональной деятельности менеджера

Посещение лекций и семинарских занятий.

Оценивание ответов студентов на занятиях.

Оценивание самостоятельной работы (задания, доклада, проектов).

4

Самосовершенствование личности менеджера в профессиональной деятельности

Посещение лекций и семинарских занятий.

Оценивание ответов студентов на занятиях.

Оценивание самостоятельной работы (задания, доклада, проектов).

5

Методы исследования профессиональной деятельности менеджера.

Посещение лекций и семинарских занятий.

Оценивание ответов студентов на занятиях.

Оценивание самостоятельной работы (задания, доклада, проектов).

6

Студент как субъект овладения знаниями и умениями высокопродуктивного управления организацией. Тренинг «Умения командообразования»

Посещение лекций и семинарских занятий.

Оценивание ответов студентов на занятиях.

Оценивание самостоятельной работы (задания, доклада, проектов).

Средства оценивания рубежного контроля:

— контрольная работа — доклад (после изучения всех тем дисциплины – 2-й семестр);

Контрольное тестирование состоит из 30 заданий (по 3 тестовых задания из каждой темы).

За выполнение каждого задания можно получить от 0 до 1 балла. Баллы начисляются следующим образом: 1 балл – полностью выполнено задание, 0 баллов – получен неверный ответ по заданию.

Описание итогового контроля (экзамена – 2й семестр):

Вопросы (примерные) к экзамену

  1. Научные истоки акмеологии.
  2. Акмеология как фундаментальная и прикладная наука.
  3. Предмет акмеологии управления.
  4. Сущность акмеологического подхода к изучению профессиональной деятельности менеджера.
  5. Качество профессиональной деятельности менеджера.
  6. Квалиметрия – наука об измерении и оценке качества
  7. Сущность анализа процесса управления организацией.
  8. Разработка системы критериев оценки профессионально-управленческой деятельности.
  9. Сущность идеализированной модели профессиональной деятельности.
  10. Понятие продуктивность управленческой деятельности.
  11. Факторы и уровни продуктивности руководителей.
  12. Акмеологическая деятельность руководителя.
  13. Акмеологические способности.
  14. Особенности рефлексии менеджера и исследования результатов своей деятельности по признакам развития организации.
  15. Раскрыть факторы саморазвития (субъективные, субъективно-объективные, объективные), влияющие на продуктивность деятельности менеджера.
  16. Повышение уровня профессионализма собственной деятельности средствами обучения технологиям самообразования, самоорганизации, самоконтроля.
  17. Профессиограмма и акмеограмма менеджера
  18. Методы изучения продуктивной профессиональной деятельности руководителя.
  19. Социологические методы исследования: беседа, интервьюирование, анкетирование, анализа продуктов деятельности. Наблюдение.
  20. Метод акмеологического эксперимента.
  21. Лонгитюдное исследование.
  22. Биографический метод.
  23. Моделирование.
  24. Системо-комплексная диагностика как технология акмеологического анализа.
  25. Принципы и функции управления качеством высшего образования (ориентированного на будущую профессиональной деятельность менеджера).
  26. Значение самообразования и его источники, при обучении высшим образцам профессиональной деятельности.
  27. Развитие инновационной позиции будущего менеджера как средство повышения качества конечных результатов.
  28. Особенности творческой деятельности руководителя.
  29. Раскройте сущность факторов развития и саморазвития руководителя.
  30. Творческий потенциал личности специалиста.
  31. Методы социологического исследования при изучении продуктивности деятельности.
  32. Технологии анализа результаты собственной деятельности.
  33. Закономерности акмеологических исследований деятельности.
  34. Изучение профессиональной деятельности и личности взрослого человека.
  35. Значение рефлексии в деятельности руководителя.
  36. различия между акмеологией и психологией.
  37. Зачем необходима профессиограмма?
  38. Методы разработки акмеограммы.
  39. Качество профессиональной деятельности.
  40. Критерии анализа и оценки деятельности руководителя.
  41. Идеализированная модель деятельности и другие модели.
  42. Обоснуйте структурные компоненты идеализированной модели развития умений специалиста.
  43. Значение анализа процесса управления организацией.
  44. Профессионализм и его основные характеристики.
  45. Обоснуйте необходимость выделения уровней продуктивности деятельности.
  46. Акмеологическая культура руководителя.
  47. Раскройте сущность факторов развития и саморазвития руководителя.
  48. Раскройте структурные компоненты разработки авторской системы деятельности.
  49. Система изучения и развития творческого потенциала личности.
  50. Знания и умения высокопродуктивной управленческой деятельности.

Примерные темы для контрольных работ (подготовить доклад-презентацию)

№ п/п

Название тем

1

Сущность науки акмеологии, ее отличия от других наук.

2

Понятие «качество образования», «единый критерий качества образования»

3

Сущность управления качеством профессиональной деятельности: принципы, закономерности, этапы, функции

4

Современные требования к профессиональной управленческой деятельности.

5

Понятие «идеализированная модель» и ее необходимость в практической деятельности менеджера.

6

Критерии оценки профессионализма управленческой деятельности.

7

Проектирование АСД менеджера.

8

Методы исследования результатов собственной деятельности.

9

Уровни и факторы продуктивности деятельности менеджера в современных организациях.

10

Самосовершенствование менеджера в профессиональной деятельности.

11

Самоанализ профессиональной управленческой деятельности.

12

Мониторинг качества высшего образования.

13

Инновационная деятельность менеджера как средство повышения качества деятельности организации в целом.

14

Понятие «конкурентоспособность выпускника университета».

15

Методы мониторингового исследования.

16

Особенности акмеологического исследования качества конечных результатов.

17

Построение программы самосовершенствования в профессиональной управленческой деятельности.

Контрольные вопросы для итогового контроля знаний (дискуссионные вопросы)

№ п/п

№ раздела и/или темы программы

Вопрос

1

Тема 6

Можно ли использовать методы социологического исследования при изучении продуктивности деятельности?

2

Тема 4, 6

Каким образом можно проанализировать результаты собственной деятельности?

3

Тема 1, 5, 6

Для чего необходимо знать закономерности и уметь проводить акмеологические исследования управленческой деятельности?

4

Тема 1, 3

Необходимость изучения профессиональной деятельности и личности взрослого человека?

5

Тема 4, 5

Значение рефлексии в деятельности руководителя?

6

Тема 1

В чем различия между акмеологией и психологией?

7

Тема 4

Зачем необходима профессиограмма?

8

Тема 4, 6

Какие методы применяются при разработке акмеограммы?

9

Тема 2, 3

Что понимается под «качеством профессиональной деятельности»?

10

Тема 2

Какие критерии необходимо выделять при анализе и оценке деятельности руководителя?

11

Тема 2, 3

Зачем необходима идеализированная модель деятельности и другие модели?

12

Тема 2

Обоснуйте структурные компоненты идеализированной модели развития умений специалиста?

13

Тема 2, 5

Значение анализа процесса управления организацией?

14

Тема 3, 4

Что такое профессионализм и его основные характеристики?

15

Тема 3

Обоснуйте необходимость выделения уровней продуктивности деятельности?

16

Тема 3

Что такое акмеологическая культура руководителя?

17

Тема 4, 5

Раскройте сущность факторов развития и саморазвития руководителя?

18

Тема 6

Раскройте структурные компоненты разработки авторской системы деятельности?

19

Тема 4, 6

Что такое творческий потенциал личности руководителя?

20

Тема 2, 3, 4, 6

Зачем необходимо овладевать знаниями и умения высокопродуктивной управленческой деятельности?

Критерии оценивания экзамена

Билет на экзамене состоит из 2-х теоретических вопросов. За каждый правильный ответ на вопрос можно получить от 0 до 15 баллов. Всего за экзамен можно получить 30 баллов. Баллы начисляются следующим образом:

15 баллов – безошибочно раскрываются основные понятия и структурно-содержательные элементы, получен полный ответ, хорошо иллюстрированный примерами;

10 баллов – приведены все основные понятия, определены структурные и содержательные элементы по вопросу, ответ проиллюстрирован практическими примерами, при ответе допущены неточности, которые были устранены студентом;

5 баллов – приведены все понятия, определены структурные и содержательные элементы по вопросу, приведены примеры, при ответе допущены неточности, которые были устранены студентом только после замечаний, сделанных преподавателем;

3 балла — получен неверный ответ, на большую часть наводящих вопросов (больше половины) преподавателя ответа не последовало;

0 баллов – во всех остальных случаях.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение

  • Основная литература
  1. Акмеология: Учебник изд. 2-е, перраб. / Под общ. Ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 424 с. (базовый учебник).

  • Дополнительная литература
  1. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: Монография / Н.В. Кузьмина, С.Д. Пожарский, Л.Е.Паутова. – Санкт-Петербург-Коломна-Рязань, 2008. – 376 с.
  2. Словарь-хрестоматия: фундаментальная акмеология / Сост.: С.Д. Пожарский, Л.Е.Паутова, 2008. – 90 с.
  3. Актуальные проблемы оценки и мониторинга качества в образовании/Материалы IX Симпозиума «Квалиметрия человека и образования: методология и практика». Кн. 1. Под ред. Н.А.Селезневой и А.И.Субетто. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
  4. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  5. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. – СПб.: Политехника, 2002.
  6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1994.
  7. Деркач А.А., Синягин Ю.В., Морозов А.Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя. – М.: Изд-во РАГС, 1999.
  8. Деркач В.И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем (Монография).

    – М.: ИТАР – ТАСС, 1997.

  9. Деркач А.А., Москаленко О.В. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. – М.: РАГС, 1999.
  10. Кабаченко Т.С. Психология управления: Уч. пособ. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  11. Кинарская С.В. Прогнозирование успешной реализации управленческого решения и подбор на этапе реализации / Под общ. Ред. А.А. Деркача. – М., 2003.
  12. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. – М., 1984.
  13. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.
  14. Кузьмина Н.В. (Головко – Гаршина).

    Предмет акмеологии. – 2-е изд, испр. и доп. – СПб.: Политехника, 2002.

  15. Кузьмина Н.В. (Головко-Гаршина).

    Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

  16. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. – М.: Высш.шк., 1989.
  17. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990.
  18. Лаптев Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. – М.: РВСН, 1994.
  19. Литвак Б.Г. Экспертная информация: Методы получения и анализа. – М.: Радио и связь, 1982.
  20. Михайлов Г.С., Мурадян В.А. Продуктивность управленческой деятельности руководителя. Монография. – М.: Народное образование, 2002.
  21. Ньюстр Дж.В., Девис К. Организационное поведение / Пер с англ. – СПб.: Питер, 2000.
  22. Огнев А.С. Технологии командообразования / Под общ. ред. доктора психологических наук,акад. РАО А.А. Деркача. – М.: Российская академия государственной службы при президенте РФ, 2003.
  23. Проблемы качества образования. Книга 3. Мониторинг и управление качеством образования//Материалы XI Всероссийской научно-методической конференции. – М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
  24. Разанова В.А. Психология управления: Учеб. пособ. – М.:»Бизнес-школа», 1999.
  25. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
  26. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория. Методика. Психотехнологии. – М., 1996.
  27. Социальная психология: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др. — 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  28. Тарасова В.Н. Предмет коррекционной акмеологии. – СПб: Академия акмеологических наук, 1999.
  29. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М.Поташника. – М.:Педагогическое общество России, 2000

Автор: Паутова Людмила Евгеньевна, доцент кафедры экономики и менеджмента, кандидат психологических наук.