Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических процессов, особое место принадлежит темпераменту. У детей с раннего возраста четко проявляются значительные различия по общей реактивности, глубине, интенсивности, устойчивости реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальной направленности (гнев, страх, радость, удовольствие), энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом.
Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути. Учет индивидуальных особенностей как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. Индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения.
Реализация индивидуального подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о характере каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения; получить возможность объяснить поступок ребенка и отношение к учебе в целом.
Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Виды индивидуального подхода: на основе учета комплекса различных особенностей ученика и на основе учета какой-либо отдельной особенности.
Цели индивидуализации следующие:
· Обучающая- углублять и расширять знания учащихся, повышать уровень их знаний, умений и навыков, исходя из интересов и способностей.
· Развивающая- формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ...
... обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются учащиеся с особенностями психофизического развития. Актуальность и ...
· Воспитание личности – индивидуализация создает предпосылки для развития интересов и специфических особенностей ребенка.
· Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
Основные варианты индивидуализации.
1. Дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплекса этих особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам и программам (классы, школа).
2. Внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы.
3. Прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: убыстренном (акселерация), замедленном (ретардация).
Педагогический принцип доступности и посильности обучения. При реализации этого принципа учитель должен знать и учитывать индивидуально- психологические особенности ребенка, ту совокупность факторов, которые могут помешать ученику успешно учиться. К их числу относится реальный запас знаний, умений и навыков; уровень развития ребёнка; особенности процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, эмоционально-волевых качеств; темп и особенности познавательной деятельности и многие другие показатели готовности ребенка к обучению в данном классе, по данному учебному предмету.
Факторы, влияющие на учебную деятельность и поведение ученика: темперамент, интересы, склонности, способности, характер отношения к учебной деятельности, взаимоотношений с учителем, учащимися, положение в классном коллективе, состояния здоровья, настроение.
Описание В школе №789 активно обсуждается идея оптимизации и повышения эффективности учебного процесса в связи с низкими показателями образовательных результатов ГИА и ЕГЭ. На педагогическом совете было выдвинуто предложение о дифференцированном подходе к учащимся в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей. Так, для повышения эффективности учебного процесса было предложено распределять учащихся по классам в зависимости от их темперамента.
Задание 1. Обоснуйте несостоятельность выдвинутых критериев для осуществления идеи индивидуализации обучения в рамках «переформирования контингента учащихся».
Дифференцированное обучение по типу темперамента — это форма организации учебной деятельности в мобильных или стабильных учебных группах, созданных на основе отбора по преобладающему типу темперамента, при которой учитываются особенности проявления каждого типа темперамента в учебно-воспитательном процессе для повышения эффективности обучения и налаживания эмоционального комфорта у учащихся на уроке.
Деление учащихся по классам на основе вида темперамента, представляется нецелесообразным. Во-первых, детям необходимо взаимодействие с детьми другого темперамента. Это помогает смягчать резкие, угловатые и нежелательные проявления того или другого темперамента. Ребенок в школе постепенно начинает осознавать, что нельзя всякому делать все, что нравится, и всегда поступать так, как хочется. Он замечает, что некоторые его качества неудобны для жизни в среде других людей. Постепенно у детей формируются качества, удобные и для себя самого и для товарищей, резкие черты темперамента стушевываются. И это происходит без насилия, а само собой.
Педагогическое сопровождение в развитии коллективной творческой ...
... коллективную творческую деятельность учащихся и разработать рекомендации по организации коллективной творческой деятельности учащихся. Объектом исследования является коллективная творческая деятельность учащихся. Предмет исследования - педагогическое сопровождение коллективной творческой деятельности учащихся. При написании работы использовались методы: ...
Во-вторых, деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко.
2. На какие ресурсы учащихся с разными темпераментами возможно опираться учителю без переформирования классов?
Ученик-флегматик в процессе приготовления часто долго настраивается на работу, но, вработавшись в свой ритм и установив свой темп, работает без перерывов, не снижая продуктивности деятельности, проявляет основательность, продуманность, упорство. Такой учащийся тратит много времени на подготовку (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т.д.) и стремится к неторопливой работе, без переключения с одного вида деятельности на другой, потому наибольших успехов достигает в деятельности, требующей усидчивости, равномерного напряжения сил, устойчивости внимания и терпения. Он склонен к организации рабочего места.
Удержание нескольких планов восприятия позволяют ученику-сангвинику легко миновать подготовительный этап, он может выполнять задание без планирования и распределения по времени, стремится сразу выполнить работу набело, мало внимания уделяет контрольным действиям. Однако в работе такому учащемуся требуются частые, но не длительные перерывы.
Учащийся, обладающий холерическим темпераментом, принимает решения быстро и работает без заранее составленного плана. Из-за излишней стремительности выполнения он иногда допускает пропуски элементов задания, ориентируется на факт выполнения, а не на тщательность. Такому учащемуся больше подходит работа, требующая немедленного исполнения, а не замедленный и спокойный темп работы.
Поскольку меланхолик быстрее устает, чем представители остальных типов темперамента, его производительность на начальном этапе работы выше. Такому учащемуся благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной, однообразной работы (монотонная работа не тяготит его), и работает он обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, долго раздумывает над следующими действиями. Ученик-меланхолик предпочитает браться за новую работу, лишь полностью завершив прежнюю, тяготеет к планированию своей деятельности.
3. Какие другие психологические критерии можно использовать при организации индивидуальной работы с учащимися?
1. Учет познавательных особенностей.
Внимание: — устойчивость или отвлекаемость; — легкость или трудность переключения от одного задания (деятельности) на другое; — возможность распределения внимания между несколькими заданиями (видами деятельности);
Восприятие: — полнота и точность восприятия учебного материала;
Педагогический аспект организации индивидуальной работы с младшими школьниками
... сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. ... с тем или иным поступком учащегося. Школьник ударил товарища. Можно ли ... индивидуальность, приспосабливать к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые ... исследования: «Педагогический аспект организации индивидуальной работы с младшими школьниками». Цель исследования: ...
Память: — преобладание непроизвольного или произвольного запоминания; — механической или логической памяти; — рациональное или нерациональное запоминание; — какими способами произвольного запоминания владеет?
Мышление: — эмпирическое мышление: характерна ориентация мышления на непосредственно наблюдаемые или представляемые признаки (необобщенный способ решения задач); — теоретическое мышление: ученик отвлекается от наглядных аспектов задачи, ориентируется на существенные отношения, общие для всех сходных случаев (обобщенный способ решения задач).
2. Развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Отношение к учебе: равнодушное, отрицательное и положительное.
4. Отношение коллектива к ученику и ученика к коллективу. При этом определяется, как относится ученик к коллективу класса в целом (его успехам и неудачам), чувствует ли ответственность за класс, за порученное дело; с кем дружит, каковы мотивы создания малых коллективов, членом которых он является; как относится коллектив к данному ученику.
Материалы кейса 1.Критерии индивидуализации. Статья «Индивидуализация обучения: формы и методы» Автор — Н.А.Ляпина, директор МОУ СОШ № 10, Н. В. Худоярова, заместитель директора по УР МОУ СОШ №10.