Карта экспертной оценки эффективности занятия

Пакет экспертных карт

Для анализа учебных занятий

Карта экспертной оценки эффективности занятия

(адапт. вариант карты Квашко, 2001)

 

Цель: определение эффективности занятия на основе 30 критериев, структурированных по 5 блокам (дидактические принципы, психология обучения, методы обучения, деятельность преподавателя, деятельность учащегосяа) для выявления резервов личностной ориентации.

Эффективность занятия определяется с помощью ранжирования каждого критерия (от 0 до 2) экспертной карты. Максимально можно набрать 60 баллов. Полученную сумму баллов делят на максимально возможную, а коэффициент выражают в процентах.

Занятие с эффективностью больше 40% считается личностно-ориентированным. При этом все личностно-ориентированные занятия подразделяют по степени эффективности: 100-80% — высокая эффективность , 79-60% — средняя эффективность, 59-40% — низкая эффективность.

 

Институт психологии и педагогики

Курс__________ Направление подготовки_________________________________________

Дата оценки __________________________________________________________________

Дисциплина __________________________________________________________________

Педагог ________________________________________________________________

Эксперт ______

 

Тестовая карта коммуникативной деятельности преподавателя

Изучите тестовую карту коммуникативной деятельности педагога (Юсупов И. М.).

Проставьте оценки педагогу, занятия которого Вы посетили. Определите, элементы какого стиля и модели педагогического общения проявлялись на занятии. Обоснуйте, какие действия педагога вызвали те, или иные оценки.

 

Институт психологии и педагогики

Курс__________ Направление подготовки_________________________________________

Дата оценки __________________________________________________________________

Дисциплина __________________________________________________________________

Педагог ________________________________________________________________

Эксперт ______

 

Доброжелательность 7 6 5 4 3 2 1 Недоброжелательность
Заинтересованность 7 6 5 4 3 2 1 Безразличие
Поощрение инициативы 7 6 5 4 3 2 1 Подавление инициативы
Открытость (свободное выражение чувств, отсутствие «маски») 7 6 5 4 3 2 1 Закрытость (стремление держаться за социальную роль, боязнь своих недостатков, тревога за престиж)
Активность (все время в общении, держит обучаемых в «тонусе») 7 6 5 4 3 2 1 Пассивность (не управляет процессом общения, пускает его на самотек)
Гибкость (легко схватывает и разрешает возникающие проблемы, конфликты) 7 6 5 4 3 2 1 Жесткость (не замечает изменений в настроении аудитории, направлен как бы на себя)
Дифференцированность (индивидуальный подход) в общении 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие дифференцированности в общении (нет индивидуального подхода к обучаемым)

 

Если усредненная оценка экспертов колеблется в пределах 45 — 49 баллов, то коммуникативная деятельность очень напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Педагог достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собрались компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако при этом все заняты общим делом, а занятие достигает поставленной цели.

35 — 44 балла — высокая оценка. Дружеская, непринужденная атмосфера царит в аудитории. Все участники занятия заинтересованно наблюдают за педагогом или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблем. Стихийность отсутствует. Педагог корректно направляет ход занятия, не забывая отдавать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

20 -34 балла характеризуют педагога как вполне удовлетворительно овладевшего приемами общения. Его коммуникативная деятельность довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с обучаемыми, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

11 — 19 баллов — низкая оценка коммуникативной деятельности. Имеет место односторонняя направленность учебно-воспитательного воздействия со стороны педагога. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положение педагога. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

При очень низких оценках в 7 — 10 баллов всякое взаимодействие с обучаемыми отсутствует. Общение развивается по моделям дикторского или гипорефлексивного стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания пол радио. Педагогические функции ограничиваются лишь информационной стороной.

Экспертная карта для оценки методов,

отражающих степень активности и самостоятельности учащихся,

Используемых педагогом

Институт психологии и педагогики

Курс__________ Направление подготовки_________________________________________

Дата оценки __________________________________________________________________

Дисциплина __________________________________________________________________

Педагог ________________________________________________________________

Эксперт ______

Методы обучения Не используется Используется периодически Доминирует
Объяснительный и иллюстративный      
Репродуктивный      
Метод проблемного изложения      
Частично-поисковый (эвристический) метод      
Исследовательский метод      

Выводы и рекомендации__________________________________

Занятия (урока, семинара, практического занятия) — Алексеев Н.А.

Цель: определение личностно-ориентированного потенциала занятия на основе 26 критериев, структурированных по 4 блокам (содержание, методика, деятельность учителя, деятельность ученика) для выявления резервов развития личностной ориентации.

Занятие оценивается согласно параметрам экспертной карты, по которой можно оценить представленность в организации занятия каждого из выделенных параметров, а также получить общую оценку личностно-ориентированного потенциала урока.

Занятие считается личностно-ориентированным, если общая оценка урока превышает 5,9 балла.

 

Институт психологии и педагогики

Курс__________ Направление подготовки_________________________________________

Дата оценки __________________________________________________________________

Дисциплина __________________________________________________________________

Педагог ________________________________________________________________

Эксперт ______

 

Содержание
1. Соответствие содержания материала по сложности типу класса (группы) 7 6 5 4 3 2 1 По сложности материал не соответствует типу класса
2. Совпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации 7 6 5 4 3 2 1 Несовпадение формулировки цели занятия и его содержательной реализации
3. Оптимальный объем материала для достижения цели занятия 7 6 5 4 3 2 1 Неоптимальный объем материала для достижения цели занятия
Методика
4. Хорошая мотивировка учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Мотивационный этап урока практически не обеспечен
5. Широкий спектр заданий развивающего характера 7 6 5 4 3 2 1 Задания развивающего характера отсутствуют
6. Отсутствие «двойных» психологических заданий 7 6 5 4 3 2 1 Задания педагога не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий
7. Адекватность дидактического материала 7 6 5 4 3 2 1 Неадекватность дидактического материала
8. Адекватность когнитивной визуализации 7 6 5 4 3 2 1 Наглядность занятия не учитывает специфику восприятия учащихся
9. Хорошо используются самостоятельные работы для инициации творчества 7 6 5 4 3 2 1 Работы, инициирующие творчество в учебной деятельности не представлены
10. Частое использование эвристических приемов 7 6 5 4 3 2 1 Работа исключительно по образцам и алгоритмам
11. Педагог постоянно отслеживает этапы освоения учащимися материала 7 6 5 4 3 2 1 Этапы освоения материала учащимися на уроке не отслеживаются
12. Учет в объяснениях возможных ошибок учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Возможные ошибки учащихся при объяснениях в расчет не принимаются  
13. Частое использование моментов рефлексивного анализа 7 6 5 4 3 2 1 Рефлексия на занятии отсутствует
14. Педагог полностью управляет «свертыванием» учебного материала в головах учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Свертывание учебного материала в голове учащихся не контролируется учителем
15. Четкая логика построения занятия, обоснованное соотношение его частей 7 6 5 4 3 2 1 Логика построения занятия расплывчата, соотношение частей урока не продумано
16. Оптимальный для данной группы темп занятия 7 6 5 4 3 2 1 Темп занятия для данной группы абсолютно не учитывает ее особенности
17. Часто используются ситуации диалога, обмена мнений 7 6 5 4 3 2 1 На занятии присутствует только диалог типа «вопрос –ответ»
18. На занятии тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Работа строится на «среднего» ученика
19. На занятии постоянно создаются ситуации успеха, обеспечивается сохранение самооценки учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Учащиеся боятся отвечать, на уроке напряжены, скованы из-за боязни получить порицание
Учащийся на занятии
20. Уровень активности высокий 7 6 5 4 3 2 1 Уровень активности низкий
21. Наличие вопросов на уточнение понимания материала со стороны учащихся 7 6 5 4 3 2 1 Отсутствие вопросов на уточнение понимания материала со стороны учащихся
22. Адекватность ответов 7 6 5 4 3 2 1 Ответы учащихся свидетельствуют о плохом усвоении материала
23. Развитость самостоятельной речи 7 6 5 4 3 2 1 Неразвитость самостоятельной речи
Деятельность педагога
24. Хорошее учебное сотрудничество с учащимися 7 6 5 4 3 2 1 Полное отсутствие сотрудничества
25. Умение слушать и слышать учащегося 7 6 5 4 3 2 1 Неумение слушать и слышать учащегося
26. Гибкость педагога, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности 7 6 5 4 3 2 1 Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия на основе оперативной результативности

 

.