Как протекает игра у детей среднего дошкольного возраста

Дошкольный возраст — период развития ребенка от 3 до 7 лет.

Психологическая характеристика деятельности ребенка

Ролевые игры

Если понаблюдать за маленькими детьми становится понятно, что они постепенно подготавливают себя к взрослой жизни, играя в ролевые игры. Такой игрой они пытаются удовлетворить свои потребности и стремления. Практически все дети пытаются отразить работу своих родителей. Так например, если мама писатель, ребенок также начинает перебирать маленькими пальчиками по воображаемой клавиатуре и разговаривать по скайпу, используя различные приспособления.

Игра для ребенка является наиважнейшим этапом развития и становления личности. Именно играя и никак иначе, дети постигают мир. Ребенок не способен из-под палки, совершать какие либо действия и поэтому, превратив то или иное занятие в игру можно достигнуть потрясающих результатов!

Принимая на себя роль в игре, малыш одновременно берет на себя ответственность того, за кого он играет. Именно так постигаются основные понятия отношений, прав и обязанностей. В зависимости от сюжета игры ребенок может развивать в себе различные качества такие как: ответственность, сострадание, порядок, уверенность в своих силах, а главное лидерство.

Наблюдая за тем, как играет ребенок, можно получить сведения о его кругозоре. Так дети с ограниченным кругом общения ввиду тех или иных причин ограничиваются 2-3 ролевыми играми. Те дети, которые часто бывают в разных местах, общаются со сверстниками и получают информацию из книг и фильмов — имеют гораздо более широкий кругозор. А соответственно и боле полное психическое развитие.

Длительность игры

Чем меньше ребенок, тем короче его игра. Например, дети трех лет неспособны играть более 20 минут, не переключаясь на что нибудь другое. У детей постарше время на игру измеряется часами. Это обусловлено развитием мозга и прослеживанием причинно следственных связей в игре. Порой, найдя интересный сюжет, старшие дошкольники могут играть — дни наполет.

Сюжет игры

Нередко самыми распространенными сюжетами являются игры в дочки-матери, детский сад, в работу или превращения в то или иное животное. В зависимости от возрастной группы данные игры развиваются каждая по своему собственному сюжету и имеют многообразие образов и обязанностей.

Содержание игры

В зависимости от сюжета можно понаблюдать за содержанием игры. Так например, младшие дети из раза в раз пытаются повторить какое либо действие взрослого, используя различные предметы.

28 стр., 13897 слов

Изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта

... Л.В. Кузнецова, Б. Днас Гонсалес, У.В. Ульенкова. Цель исследования: изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта. Объект исследования: игровая деятельность дошкольников. Предмет исследования: ... особой связи, характерной для дошкольного возраста. Знакомство детей с жизнью и деятельностью взрослых является основным источником игр. Дети, которые плохо знакомы с окружающим миром, играют ...

Например, они варят несуществующую кашу, ей же кормят кукол и затем моют воображаемо грязную посуду. Причем если пытаться разубедить ребенка в том или ином действии вы натолкнетесь на стену непонимания: « Ну как же мама, ведь они такие голодные!» Часто, в данной возрастной категории дети не способны планировать игру – они исходят из того, что попадется под руку, будь то кукла или машинка, которую срочно нужно поставить в гараж.

Дети в старшей дошкольной категории уже более осознанно принимают на себя роль начальника и подчиненного, тем самым способствуя мысленному развитию отношений между людьми. От того каким именно примером будет пользоваться ребенок для построения игры, зависит дальнейшее развитие лидерских качеств.

Следите за этим.

Как протекает игра у детей среднего дошкольного возраста

  1. Обыкновенно, играя, ребенок не повторяет до бесконечности те или иные действия и, с развитием сюжета одна игра может незаметно перетечь в другую. Стоит заметить, что ребенок никогда не играет только для того, чтобы играть в действия. В игре он выражает свои чувства и отношение к тому или иному существу, в зависимости от той роли, которую он принял на себя. Так например, кукла может стать плохой или хорошей «дочкой» и получать от «ребенка мамы» похвалу или же наказание. В основном на данном этапе формируется понимание самой сути отношения между людьми в обществе.
  2. Чем больше отношения в ролевой игре носят развернутый характер, то есть содержат многообразие словесных предложений и действий, тем качественнее и быстрее ребенок приобщается к миру взрослых. Играя, дети подчиняются определенным правилам, которые в свою очередь сами себе и устанавливают. Повзрослев, дети могут, уже не боясь, на практике применить опыт из детства, что придает им определенную уверенность и способность выразить себя.
  3. Старшие дошкольники стараются немного ужесточить правила игры и соответственно подчинения этим правилам. Нередко, дети могут подолгу спорить и передергивать друг друга. Обусловлено это тем, что в данном возрасте дети начинают пристальнее рассматривать общество и мир вокруг. Поэтому и споры о том, что бывает, а чего не бывает, носят периодический характер. Не нужно ругать ребенка, лучше как можно подробнее и в понятной форме объяснить суть спора.

Заметьте, что сюжет игры, а главное его содержание напрямую отражает то, как глубоко разум ребенка проникает в жизнь и отношения окружающих его людей.

Играя, дети формируют важные личностные качества и особенности характера, развивают произвольное внимание и память, что является немаловажным моментом на пути становления личности.

Умственная деятельность в процессе игры развивается полнее, постепенно переходя к более качественному развитию в плане представлений. Воображение также развивается стремительно и подсказывает ребенку, как научиться замещать один предмет другим, и как правильно поступить в соответствии с определенной ролью в игре.

Игры — соревнования

Такие игры просто незаменимы для детей, так как они развивают дух лидерства и упорство. Пожалуй, самым приятным моментом соревнований становится приз или награда. Таким образом, ребенок начинает осознавать и прослеживать путь от мотивации к достижению успеха. Соревнуясь, дети выделяют в себе те или иные качества и навыки.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... черт характера: добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей. 5. Застревающий тип. Отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством. В конфликтах нередко ... нарушения логики мышления, нередкие конфликты с окружающими людьми из-за несерьезного отношения к своим обязанностям. Наиболее встречающиеся отрицательные черты характера: легкомыслие, склонность ...

Трудовая деятельность

Дети постарше – 5-6 лет, начинают постепенно совершенствуют свои игры, нередко превращая их во что-то полезное и нужное. Так девочки пытаются помочь по дому или в саду. Мальчики начинают конструировать, пилить, прибивать. Дети стараются научиться пользоваться всевозможными инструментами — тем самым развивая не только моторику рук, но и воображение. Обуславливается это тем, что у детей данного возраста активно развивается практическое мышление. И если на данном этапе родители станут подавлять у ребенка естественные желания помогать и делать, то они рискуют вырастить лентяя.

Изобразительное искусство (рисование)

Безусловно, среди всех игр, которые занимают ребенка — любимейшим является рисование. Рисуя, ребенок раскрывает свой внутренний мир, доверяя бумаге все свои ощущения как негативные, так и позитивные. Характер рисунка напрямую отражает все эмоции, переживания и события, которые произошли с малышом в ближайшее время. Также по рисунку можно понять физическое состояние ребенка – болезнь или напротив неуемную энергию. Неоднократно замечено, что рисунки, которые были выполнены больными детьми, очень сильно отличаются от тех, которые рисовали здоровые дети.

  • Ребенок в раннем возрасте не имеет большого запаса образов, которые он переносит на бумагу. Поэтому рисунки часто носят весьма символический характер – солнышко, домик, облачко, речка или всевозможные животные.
  • Детские рисунки не всегда отражают то, что ребенок видит, нередко ребенок изображает свои ощущения. Например, треугольная фигурка, которой он играл накануне, может быть изображена в качестве эллипса с отходящими от него остроконечными лучиками. Так ребенок пытается отразить свои ощущения от ощупывания предмета.
  • Маленькие дети склонны рисовать одним цветом, но со временем у ребенка появляется необходимость расширить цветовую палитру и добавить красок в свои картины. Существует два типа раскрашивания: произвольный и целенаправленный.
  • В произвольном типе ребенок берет разные краски и применяет их так, как душе угодно — то есть глазки у пупса он может сделать красными, а рот зеленым. Целенаправленный же тип отличается тем, что ребенок берет правильные цвета для окрашивания каких либо отдельных частей, отражая тем самым свое стремление к идеализму.
  • Нередко ребенок, слушая родителей, использует установленный ими цвет и гасит собственное восприятие гаммы.

    Именно поэтому все рисунки ребенка практически одинаковы: солнце желтое, небо синее, трава зеленая.

  • В рисунках дети стараются отразить свое отношение к тому или иному предмету, человеку или животному. То, что нравится ребенку, и что он считает красивым — всегда изображается яркими насыщенными красками, а то чего ребенок боится или не понимает — он рисует мрачными красками: черными, серыми, бордовыми. Нередко нарочно рисуя их из рук вон плохо.
  • Изображения, которые рисуют дети дошкольного возраста, чаще всего отображают объективный мир, но иногда фантастические животные и нереальные персонажи также присутствуют на бумаге. Когда ребенок достигает 6-7 летнего возраста, количество рисунков значительно сокращается, потому что у детей появляется новый круг общения и новые интересы.

Музыка и вокал

Очень важно на данном этапе развития дать ребенку хотя бы начальные навыки музыки и вокала. Ведь именно в этом возрасте дети начинают интересоваться музыкой. Им нравится прослушивать не только детские мелодии, но и классические произведения. Нередко в ребенке открывается настоящий вокальный талант.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... эти виды агрессии можно наблюдать у людей любых возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. ... авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и ... осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других ...

Если у ребенка есть доступ к музыкальным инструментам, разрешите ему немного побренчать струнами или поводить смычком. Музицируйте и пойте вместе с ребенком — развивая его слух и вокальные способности. Не забывайте, что именно в данном возрасте зарождается чувство прекрасного, и в последующем ваш ребенок может стать настоящим музыкантом.

В дошкольном возрасте дети шаг за шагом совершенствуются в разных видах творческой деятельности, которые каждая по своему развивает индивидуальность и способности малыша.

Развитие личности дошкольника

Формирование личности дошкольника можно разделить на три основных этапа:

  1. В возрасте от трех до четырех лет — у детей преимущественно развивается эмоциональная регуляция.
  2. В возрасте от четырех до пяти лет — ребенок начинает постигать нравственные нормы общества.
  3. Достигнув шестилетия, дети развивают в себе такие качества как: деловитость и осознание себя как отдельной личности.

Они начинают понимать, что такое нравственные понятия и нормы, стараясь руководствоваться ими в общении, ощущениях. Дети пытаются вести себя правильно, тем самым формируя моральные устои и представления об окружающем их обществе.

Общество

Что является источником морали для детей дошкольного возраста? Естественно – общество. Те люди, которые его окружают, воспитывают, играют с ним. Это не только родственники, но и всевозможные преподаватели дисциплин и, конечно же — сверстники. Опыт и знания взрослых в процессе общения и обучения, шаг за шагом передаются ребенку, формируя основы моральных и нравственных устоев.

Дети, подражая взрослым, незаметно учатся многим полезным вещам. И поэтому очень важно по возможности исключить весь негатив, который может навредить ребенку. Конечно, иногда наказание также учит ребенка соблюдать определенные правила, но запомните на данном этапе оно не должно носить физический характер.

Общаясь, ребенок удовлетворяет главную духовную потребность, которая проявляется довольно рано. Именно в общении дети учатся познавать не только других людей, но и себя, а значит формировать правильную самооценку.

Близкие люди

Для дошкольника, равно как и для младенца, очень важную роль в развитии и формировании личности играет самый близкий человек на свете – мама. От того как она общается с малышом зависит последующее развитие и формирование определенного поведения и личностных качеств. И если мать одобряет и поощряет ребенка, малыш чувствует дополнительный мощный стимул к стремлению развиваться и достигать поставленных целей.

Также немаловажным моментом для ребенка является то, как его оценивают близкие люди – родственники, друзья. Постарайтесь оградить ребенка от того человека, который негативно влияет на психику и развитие ребенка. Такие люди, не понимая, какой урон они наносят психике ребенка, начинают подсмеиваться над ним или как бы в шутку обзываться. Не каждый взрослый это выдержит, ну а ребенок может надолго замкнуться в себе.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... -педагогической литературы; - конкретизировать понятие «музыкально-творческие способности детей среднего дошкольного возраста»; - выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческих ... установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме ...

Порядок приобщения к нормам поведения

Самыми первыми нормами, к которым приобщается ребенок, являются так называемые нормы поведения в быту, гигиенические нормы, нормативные обязанности, которые связаны с режимом дня, уборкой своих вещей и игрушек.

Затем ребенок постепенно начинает постигать те нормы, которые отвечают за то, как нужно обращаться с людьми и животными. Конечно, для детей они весьма сложны и непонятны, именно поэтому так необходимы ролевые игры с определенными правилами, ведь в них дети легче постигают все сложности общения между людьми.

Личностная и нравственная саморегуляция

Она наступает в старшем дошкольном возрасте и подразумевает собой не только развитие определенного интеллекта, но и самостоятельного управления своими социальными поступками. Проще говоря, у ребенка прочно приживаются нравственные нормы, они становятся привычными, что дает ребенку возможность сформировать собственный взгляд на жизнь и в последующем его придерживаться.

Отношение к людям

Отношение к людям также формируется в дошкольном возрасте и в первую очередь это: внимание, сопереживание и сочувствие.

Именно сочувствие и внимание по отношению к другим, чаще всего появляется у детей данной возрастной категории.

Старшие дети этого возраста вполне способны дать объяснения своим поступкам, используя определенные нравственные нормы, которые сформировались в более раннем возрасте. Также ребенок – дошкольник, пытается расширить круг своего общения за счет полученных ранее моральных навыков. Поэтому так важно не упустить моменты воспитания и общения в младшем дошкольном возрасте.

Оценки взрослых людей

Для ребенка очень важны оценки, которые выставляют им взрослые. Ребенок не просто ждет хорошей или отличной оценки, но и пытается всеми силами добиться ее самостоятельно. Дети очень любят, когда их хвалят и поощряют. Мотивируя ребенка на какую либо задачу, взрослые пытаются развить и укрепить в ребенке такое качество как, стремление к достижению успеха и конечно ряд других ценных качеств, которые помогут ребенку в будущем.

Личностные качества

В зависимости от того в какой стране и обществе растет и воспитывается ребенок у него сформировываются основные личностные качества, которые впоследствии определяют индивидуальность человека. Именно в раннем возрасте формируются такие качества как: эмоциональность, общительность, доверие, интроверсия, невротичность и др.

Характер

У детей младшего, а также среднего дошкольного возраста характер практически не сформирован, он только начинает свое становление. В основном характер складывается из наблюдений за взрослыми – за их поведением. На данном этапе формируются такие важные качества как: независимость, инициативность и воля.

6 стр., 2813 слов

Лекция 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. ...

... семьи. Социальная роль учителя связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. По словам В.С. Мухиной, ... (воздействует, прежде всего, на формирование характера младшего школьника). В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно ...

У детей постарше — характер продолжает формироваться, ребенок по-прежнему учится общаться, налаживать контакты с новыми сверстниками, усваивать нормы и правила поведения. В последующем это поможет ему наладить как личные, так и деловые взаимоотношения.

Для того чтобы спрогнозировать результат развития ребенка, важно знать как именно дети разного возраста воспринимают родителей.

Как установили ученые, дети в возрасте от 3-х до 8-ми лет испытывают наиболее сильное воздействие родительского поведения. Но между девочками и мальчиками существуют определенные различия восприятия. На девочек, психологическое влияние родителей начинается примерно в возрасте трех лет и продолжается довольно долго – до 8-ми – 10-ти лет. У мальчиков же, данное влияние наблюдается от 5-ти до 7-ми лет, заметьте, оно значительно короче.

Таким образом, психологическое развитие детей дошкольного возраста начинается с младенчества и продолжается плоть до 6-ти – 7-ми лет.