22
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Кафедра психологии и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине педагогическая психология
на тему «Изучение учебной мотивации студентов вуза»
Выполнила студентка
Коротыч Инна Владимировна
Курс 4 группа 1 Факультет психологии
Нормоконтролёр: Фисенко О.И
Научный руководитель:
профессор Головацкая Ольга Борисовна
Краснодар 2005г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ
1.1 Понятие мотивации и значение учебных мотивов
1.2 Мотивация как обязательный компонент учебной деятельности
1.3 Студент как субъект учебной деятельности
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Мотивация учения
2.2 Психологическая характеристика отдельных сторон мотивационной сферы учения
2.3 Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения
2.4 Индивидуальная работа с обучающимися по формированию у них учебной мотивации
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО УРОВНЯ МОТИВАЦИИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ И ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей курсовой связана с изучением учебной мотивации студентов вузов, студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая прежде всего определяется через два мотива: мотивация достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.
Теоретическая значимость работы заключается в том, чтобы осветить учебную мотивацию как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.
Рабочая гипотеза. Высокие показатели позитивной учебной мотивации существенно влияют на успехи студентов в учёбе и общий уровень овладения знаниями. Положительный уровень мотивации, познавательных интересов студентов и потребности в достижении успеха в учебной деятельности существенно влияют на общую учебную мотивацию.
Методы стимулирования и мотивации деятельности поведения учащихся
... Поощрение и порицание в учении. Метод поощрения школьников применяется в целях поддержания и развития, хороших начал в их поведении, в учебной деятельности. В учебном процессе — это похвала учителя, ... образовательной функции всех других методов. Как отмечалось выше, группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить ...
Практическая значимость состоит в подтверждении гипотезы о том, что учебная успеваемость и позитивное овладение знаниями и умениями зависит от познавательных интересов, положительного уровня мотивации и от потребностей в достижении успеха.
Предмет исследования учебная мотивация как основной фактор высокой успеваемости и овладения знаниями и умениями.
Объект исследования — учебная группа вуза, в составе 33 человек. Возраст студентов от 18 до 21 года. Группа проходит обучение по специализации оператор ЭВМ, 2-ой курс 3-х годичного обучения.
Цели и задачи исследования — выявить зависимость высоких показателей учебной успеваемости и быстрого овладения знаниями и умениями от положительного уровня мотивации, познавательных интересов и потребностей в достижении успеха.
Новизна. При проведении исследования мною были использованы современные методики такие как «Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В.С.Юркевич, «Оценка учебной мотивации» и «Методика диагностики удовлетворённости основных потребностей».
Актуальность. В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями, разработки и результаты исследований используют при внедрении в практику новых методик и программ обучения, позволяющих существенно повысить успеваемость среди студентов, общий уровень образования и грамотности.
ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ И УЧЕБНЫЕ МОТИВЫ
1.1 Понятие мотивации и значение учебных мотивов
« Мотивация — это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.
Учебная мотивация — это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.
Принято различать две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми.
Познавательные мотивы делятся на:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приёмам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов
... резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента; во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности -- мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами; в-третьих, происходит вхождение в новую ...
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечить наличие у студентов так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении к успеху в ходе постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых всё более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов в учебной деятельности, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным.» [4,с.182-184]
«Учебные мотивы обладают содержательными и динамическими характеристиками. К первым относятся такие характеристики как:
1) наличие личностного смысла учения для студента;
2) наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения учащегося;
3) место мотива в общей структуре мотивации. Каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным, подчинённым.
4) Самостоятельность возникновения и проявления мотива. Он может возникать как внутренний в ходе самостоятельной учебной работы или только в ситуации помощи постороннего, как внешний.
5) уровень осознания мотива;
6) степень распространённости мотива на разные типы деятельности.
Что касается динамических характеристик, то они следующие:
1) устойчивость мотивов, они могут быть как ситуативными, устойчивыми или относительно устойчивыми, связанными с определённым кругом предметов и заданий.
2) модальность мотивов, она может быть положительной и отрицательной;
3) сила мотива, его выраженность, быстрота возникновения и т.д.
Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения преподавателя; по ним он определяет характер мотивации учения данного студента. Но затем желательно двигаться к анализу внутренних, содержательных особенностей мотивов, определять, что же именно стоит, например за отрицательной модальностью — мотивами избегания, выявлять, показателем чего является неустойчивость мотива и т.д.» [1,с.264-269]
1.2 Мотивация как обязательный компонент учебной деятельности
«Мотивация как первый обязательный компонент учебной деятельности входит в структуру деятельности, может быть внутренней или внешней по отношению к ней, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Эффективность учебного процесса прямым образом зависит от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующими. Наилучший случай, когда такими мотивами являются познавательные, что не всегда имеет место. Поэтому мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В подобном случае учение служит учащемуся средством достижения других целей.
Цель учебной деятельности — получение знаний, никакой другой цели сама эта деятельность не позволяет достичь. Но если ученик не имеет потребности в этих знаниях, то достижение этой цели кажется бессмысленным, если это не удовлетворяет какой-то другой потребности, но уже не прямо, а опосредованно. Так, например, студент учится потому, что хочет получить престижную профессию, и это является его конечной целью.
Учебные мотивы учащихся 2-го класса
... эмпирическая), заключение, список литературы. Глава 1. Теоретические подходы к исследованию учебных мотивов младших школьников 1.1 Особенности образовательной деятельности младших школьников и ее структура Главная цель обучения - приобщение ...
Итак, учение может иметь различный психологический смысл для учащегося: а) отвечать познавательной потребности, которая выступает в качестве мотива учения, т.е. в качестве «двигателя» учебной деятельности; б) служит средством достижения других целей. В этом случае мотивом, заставляющим выполнять учебную деятельность, является эта другая цель.
Внешне деятельность всех студентов похожа; внутренне, психологически, она весьма разная. Это различие определяется, прежде всего, мотивами деятельности. Именно они определяют для человека смысл выполняемой им деятельности. Характер учебных мотивов является решающим звеном, когда речь идёт о путях повышения эффективности учебной деятельности.
Формирование лишь познавательной мотивации по отношению к учебному предмету без учёта мотивационной направленности личности может привести к своеобразному снобизму. Человек будет стремиться удовлетворить лишь свою потребность в знаниях, не думая о своих обязанностях перед обществом. Вот почему учебно-познавательная мотивация всегда должна быть подчинена социальной. В конечном итоге студент должен стремиться к познанию, чтобы быть полезным обществу.» [10,с.67-70]
1.3 Студент как субъект учебной деятельности
«Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, то есть овладевающий знаниями.
Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединённых институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в 11-12 веках. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии.
Студент как человек определённого возраста и как личность может характеризоваться с трёх сторон:
1. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого индивида, его психических процессов и состояний.
2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определённой социальной группе, национальности и т.д.
3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врождёнными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определённого возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков.
Мотивы учения студентов-первокурсников
... предмету, долг как мотив учения и др, не обращают внимания на другие мотивы. Цель исследования - исследование учебной мотивации у студентов-первокурсников. Объект исследования - проблема мотивации. Предмет исследования - мотивация учебной деятельности студентов первого курса. ...
Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Однако нередки немотивированный риск, неумение видеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.
Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на 2 и 3 курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу 3 курса окончательно решается вопрос о профессиональном определении. Однако случается, что в это время принимается решение в будущем не работать по данной специальности.
Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности.
Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая прежде всего определяется через два типа мотивов: мотивация достижения и познавательная мотивация.
Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности.
Формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, сознание им себя субъектом деятельности, носителем определённых общественных ценностей, социально полезной личностью.» [10,с.160-167]
ГЛАВА 2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
2.1 Мотивация учения
«Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от ракурса изучения этого вопроса, а также от произошедших за последнее время социально-экономических и политических изменений в нашей стране. Всё же можно отметить стабильно проявляющиеся мотивы, не утрачивающие своего значения при различном укладе общественной жизни.
Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодёжи, большое общественное значение профессии и широкая сфера её применения, соответствие профессии интересам и склонностям и её творческие возможности. Имеются различия в значимости мотивов у девушек и юношей. Девушки чаще отмечают большую общественную значимость профессии, широкую сферу её применения, возможность работать в крупных городах и научных центрах, желание участвовать в студенческой художественной самодеятельности, хорошую материальную обеспеченность профессии. Юноши же чаще отмечают, что выбираемая профессия отвечает интересам и склонностям. Ссылаются и на семейные традиции.
Ведущими учебными мотивами у студентов являются «профессиональные» и «личного престижа», менее значимыми «прагматические» (получить диплом о высшем образовании и «познавательные». Правда, на разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив — «профессиональный», на втором — «личного престижа», на третьем и четвёртом — оба этих мотива, на четвёртом ещё и «прагматический.
Организация работы по формированию учебной мотивации младшего школьника
... по А.Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в ...
А.И. Гебос выделены факторы (условия), способствующие формированию у студентов положительного мотива обучения:
— осознание ближайших и конечных целей обучения;
— осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
— эмоциональная форма изложения учебного материала;
— показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;
— профессиональная направленность учебной деятельности;
— выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
— наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.
П.М.Якобсон предложил для мотивов учебной деятельности свою классификацию.
Первый вид мотивов он назвал «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждение учащегося, вызванные осознанием определённых неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей и т.д. По существу, при таком мотиве — это обучение без всякой охоты, без интереса к получению образования, и к посещению учебного заведения.
Вторая разновидность мотивов учебной деятельности, тоже связана с внеучебной ситуацией, имеющей, однако, положительное влияние на учащегося. Воздействие общества формирует у учащегося чувство долга, которое обязывает его получить высшее образование, в том числе и профессиональное, и стать полноценным гражданином, полезным для страны и своей семьи.
Третий вид мотивации, связан с самим процессом учебной деятельности. Побуждают учиться, потребность в знаниях, любознательность, стремление познать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении нового материала; мотивация учения отражает устойчивые познавательные интересы.
В.Я. Кикоть и В.Я. Якунин разделяют цели обучения и учения. Первые задаются извне и выделяют общественные запросы и ценности, которые по отношению к студентам являются внешними. Вторые определяются индивидуальными потребностями, сформировавшимися на основании их предшествующего опыта. Обе цели могут совпадать лишь в идеальном случае, когда первые воспроизводят себя в структуре индивидуальных мотивов.
Все эти мотиваторы могут находиться в разных отношениях друг с другом и иметь различное влияние на учёбу, поэтому полное представление о мотивах учебной деятельности можно получить, только выявив значимость для каждого учащегося всех этих компонентов сложной мотивационной структуры.» [1,с.264-269]
«Мотивы учебной деятельности делятся на внешние и внутренние. Внешние мотивы не связаны с усваиваемыми знаниями и выполняемой деятельностью. В этом случае учение служит учащемуся средством достижения других целей. Например, ученик не любит математику и мечтает стать психологом. Но он знает, что без хорошего владения математикой поступить в университет на факультет психологии невозможно. И вот желание стать психологом заставляет ученика старательно заниматься математикой. При внутренней мотивации мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. В этом случае получение знаний выступает не как средство достижения каких-то других целей, а как сама цель деятельности учащегося. Только в этом случае имеет место собственно деятельность учения как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность; в других же случаях ученик учится ради удовлетворения других потребностей, непознавательных. В этих случаях говорят, что у учащихся мотив не совпадает с целью. Итак, учение может иметь различный психологический смысл для учащегося: а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в роли мотива учения, т.е. в качестве «двигателя» его учебной деятельности; б) служит средством достижения других целей.» [11,с.80-82]
Изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте
... знаниях, мотивации учения? Как она возникает? Эти вопросы актуальны сегодня как никогда, волнуют многих педагогов и родителей, а так же и самих учащихся. Цель: изучение особенностей мотивации учебной деятельности в ...
2.2 Психологическая характеристика отдельных сторон мотивационной сферы учения
«Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребность — это направленность активности человека, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности.
Всякому человеку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. На неё преподаватель должен прежде всего опираться, актуализировать её, сделать более чёткой, осознанной у большинства студентов. Если данная широкая познавательная потребность не актуализирована, то учащийся не переходит к другим — более активным формам побуждений, например к постановке целей.
Другой важный аспект мотивационной сферы — мотив, т.е. направленность активности на предмет. В обучении мотивом является направленность студентов на отдельные стороны учебного процесса. Сюда входит направленность студента на овладение новыми способами действий, и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу окружающих, и на установление желаемых отношений со сверстниками.
Учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами.
Особенности мотива как одной из сторон мотивационной сферы в том, что он прямо связан со смыслом, с личностной значимостью этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого человек учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот.
Для того чтобы реализовать учебный мотив, например, овладеть приёмами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде: научиться видеть отдалённые результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки.
Интерес к учению, тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане его выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы — мотивов и целей.
Иногда в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности, но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связь с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешению.
Для эффективности формирования мотивации учения надо стремиться воспитывать в единстве её социальные и познавательные стороны, процессуальные и результативные аспекты. Это способствует становлению основ творческой мотивации, состоящей в овладении способами преобразования окружающей действительности и своей деятельности.» [3,с.202-208]
2.3 Роль положительного уровня мотивации и познавательных интересов студентов в мотивации их учения
«Отмечена важность наличия у студентов активной направленности на разные стороны учебного труда, лежащей в основе различных мотивов учения (направленности на усвоение знаний, направленности на овладение новыми способами усвоения знаний и т.д.).
Однако наличия мотивов обычно бывает недостаточно, если у студентов отсутствуют умения ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.
В старшем школьном и студенческом возрасте, отмечает психолог Н.С. Лейтес, активность в целом носит уже преимущественно избирательный характер и оказывается неразрывно связанной с развитием способностей.
Становление мотивации учения в студенческом возрасте затрудняет:
— устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;
— неудовлетворённость однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
— отрицательное отношение к формам жёсткого контроля со стороны преподавателей;
— сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем или по уговорам родителей);
— недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.
Отмечена большая избирательность познавательных мотивов, эта избирательность продиктована не только интересом к учёбе, но и выбором профессии. Развитие избирательных познавательных интересов является основой для дальнейшего развития всех специальных способностей.
Продолжают развиваться широкие познавательные мотивы — интерес к новым знаниям, преодоление трудностей в ходе их добывания. Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивает не только закономерности учебного предмета, но и основы наук.
Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления. Студентов интересует участие в вузовских научных обществах, применение исследовательских методов на занятиях. Вместе с тем их привлекают и пути повышения продуктивности познавательной деятельности, о чём свидетельствует их интерес к пособиям о культуре и рациональной организации умственного труда.
Существенно развиваются мотивы и способы самообразования, доминируют далёкие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. Эти мотивы и цели самообразования вызывают принципиально новые способы самообразовательной деятельности: осознание студентом своей учебной деятельности и личности, соотнесения их с требованиями общества, оценка этих особенностей и их преобразование, поиск и выработка новых личностных позиций, осознание самообразования как особой деятельности, соотношение задачи и способов самообразования, развёрнутый самоконтроль и самооценка, выражающиеся в самопланировании и разумном самоограничении своей деятельности.
Появляется новый мотив самообразования — стремление к анализу индивидуального стиля своей учебной деятельности, определение сильных и слабых сторон своей учебной работы, стремление понять и выразить свою индивидуальность в ходе учения.
Социальные позиционные мотивы, складывающиеся и в отношениях с окружающими, также изменяются. Отношения со сверстниками продолжают играть для студента большую роль, неприятия студента в групповом коллективе вызывает неудовлетворённость и беспокойство, отрицательные эмоции. Предстоящие сессии усиливают деловую ориентацию студентов в отношении с преподавателями. Вместе с тем возрастает стремление студентов к уважительным формам контроля со стороны преподавателя.
На основе сплава зрелой социальной направленности и познавательных установок закладывается мировоззрение молодого человека как основной регулятор его социально обусловленного поведения. Наличие мировоззрения является показателем общей зрелости личности студента. Студент обладает рядом способов целепологания: умеет предвидеть последствия достижения тех или иных целей; при постановке системы целей определять ресурсы для реализации каждой из них.
Для студентов в целом характерны стабилизация эмоций и освобождение их от противоречивости и конфликтности, значительно более устойчива самооценка. Положительные эмоции также сопровождают сложные виды самостоятельной учебной работы студентов, многообразные формы их общественной активности. Избирательный интерес обусловлен не непосредственно эмоциональным отношением к предмету, а оценкой непосредственно практической значимости предмета.
Появляется новый спектр положительных и отрицательных эмоций, связанных с целостным представлением о самом себе с дифференцированной самооценкой. Чаще они приводят к чувству обоснованной уверенности в себе, в своих силах, а также в рефлексии и здоровой иронии, что является источником активности личности, но в ряде случаев самосознание сопровождается отрицательными эмоциями, неуверенностью, колебаниями, сомнениями, ложным самолюбием и т.д.» [9,с.15]
2.4 Индивидуальная работа с обучающимися по формированию у них учебной мотивации
« В любой группе учащихся имеется несколько человек, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это учащиеся с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также студенты с низким уровнем мотивации. Прежде чем рассмотреть особенности работы с такими учащимися, обратимся к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учащихся поможет более уверенно выбрать пути индивидуальной работы с ними. А.К. Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у учащихся.
1. Отрицательное отношение к преподавателю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение удач внешними причинами. Неудовлетворённость собой и педагогом, неуверенность в себе.
2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.
3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке преподавателя. Широкие нерасчленённые социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.
4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.
6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.
Описанные уровни мотивации показывают направление процесса формирования мотивов. Однако достижение высоких уровней не обязательно предполагает прохождение всех более низких. При определённой организации учебной деятельности большинство учащихся с самого начала работают на положительной познавательной мотивации, не проходя уровней отрицательной мотивации. Но если у студентов сложилась отрицательная мотивация, то задача преподавателя — обнаружить её и найти способы коррекции.
Диагностика мотивации. Для установления уровня мотивации существуют специальные методики. Для выявления указанных выше уровней мотивации, следует использовать наблюдение. Учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать занятия. Они небрежно выполняют задания, не задают вопросов педагогу.
Преподаватель может использовать беседу со студентом во время проверки того или иного задания. В ходе беседы преподаватель спрашивает, какие задания вызвали интерес учащегося, какие задания были для него трудны.
Третий метод — создание ситуации выбора. Например, преподаватель предполагает учащемуся вместо занятий, если он хочет, пойти отнести пакет в соседний факультет. При этом добавляет, что пакет он может отнести и после занятий. Используют также и такой приём: предлагают студенту составить такое расписание которое больше всего его устраивает.
После того как преподаватель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации, встаёт вопрос о причинах этого. Прежде чем говорить об этом, отметим, что преподаватель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения со студентом. Полученные данные о нём не должны быть предметом обсуждения в группе. Учащемуся нельзя ставить в упрёк его низкий уровень учебной мотивации. Надо установить причины такого положения дел. Как показали исследования, причиной является довольно часто неумение учиться. Это приводит к плохому пониманию изучаемого материала, слабым успехам, неудовлетворённостью результатами и в итоге — низкой самооценке.
Пути коррекционной работы. Данная работа должна быть направления на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением преподавателя в процессе выполнения действий. В процессе работы преподаватель должен отмечать успехи студента, показывать его продвижение вперёд.
Приобретение учащимся необходимых средств учения позволит учащемуся лучше понимать материал, успешно выполнять задания. Это приводит к удовлетворению своей работой. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней, но положительное отношение к предмету обязательно появиться.» [10,с.274-276]
«Исследования показали, что познавательные интересы учащихся существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстаёт перед учащимся как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений преподаватель объясняет и даёт возможность дальнейшего плана действия. При таком построении предмета есть большая вероятность потери интереса к нему.
Наоборот, когда изучение предмета идёт через раскрытие сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность учащийся сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает творческий характер. При этом, как показало исследование В.Ф.Моргуна, мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения: учащемуся интересно изучать какой-то предмет самостоятельно.
Второе условие связано с организацией работы над предметом малыми группами. В.Ф. Моргун обнаружил, что принцип подбора учащихся при комплектовании групп имеет большое мотивационное значение. Если студентов с нейтральным отношением к предмету объединить со студентами, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить студентов с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых к предмету не меняется.
мотивация обучение студент
В этом же исследовании показано, что большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплочённость учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим при комплектовании групп важно, чтобы учитывалось кроме успеваемости, общего развития ещё и желание. В группах где не было групповой сплочённости, отношение к предмету резко ухудшалось.
В другом исследовании М.В. Матюхиной обнаружено, что успешно можно формировать учебно-познавательную мотивацию, используя отношения между мотивом и целью деятельности.
Цель поставленная преподавателем, должна стать целью учащегося.
Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения — от мотива к цели, т.е. когда учащийся уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к цели.
К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идёт от цели к мотиву. В этом случае усилия педагога идут на то, чтобы поставленная им цель была принята учащимися, т.е. мотивационно обеспечена. В этих случаях важно прежде всего использовать саму цель как источник мотивации, превратить её в мотив-цель. Для превращения целей в мотивы-цели большое значение имеет осознание учащимся своих успехов, продвижение вперёд.» [11,с.94-99]
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО УРОВНЯ МОТИВАЦИИ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ И ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА В УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Проблема воспитания положительного отношения к учению рассматривается в современной педагогике в диалектической связи с воспитанием целостной личности, которая является субъектом единого процесса обучения и воспитания.
«Интерес к учению, тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане его выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы — мотивов и целей.
Иногда в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями студента. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности, но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешения.» [7,с.90-100]
«В последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. При этом выявлено, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении этот фактор не срабатывает — никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую выраженность, не может привести к значительным успехам в учёбе.
А.И. Гебос выделены факторы (условия), способствующие формированию у студентов положительного мотива к учению:
— осознание ближайших и конечных целей обучения;
— осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
— эмоциональная форма изложения учебного материала;
— показ «перспективных линий» в развитии научных понятий;
— профессиональная направленность учебной деятельности;
— наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе.» [1,с.266]
Итак, можно предположить, что учебная мотивация студентов зависит от уровня позитивной познавательной мотивации, от познавательных интересов и потребности в достижении успеха в учебной деятельности.
Для подтверждения выдвинутой рабочей гипотезы мною было проведено исследование студентов профессионального училища города Тихорецка.
Характеристика испытуемых. В исследование приняло участие две группы студентов, группа №67 и №59. В группе №67 обучается 29 человек, возраст студентов от 15 до 18 лет, в группе только мальчики. Специализация данной группы — газоэлектросварка, обучение 3-х годичное, 2-ой курс. В группе обучается 4 человека из так называемой «группы риска», это ребята из неблагополучных семей и оставшиеся без попечения родителей. В группе, как правило, они занимают позицию сторонних наблюдателей, замкнуты и малообщительны. Групповой коллектив развит слабо, внутри группы сложились мелкие подгруппы, включающие 5-6 человек, при этом некоторые студенты не включёнными не в одну из них. Группа безинициативна и мало активна.
В группе №59 учится 33 человека, из них 20 девочек и 13 мальчиков. Возраст учащихся 16-17 лет. Группа проходит обучение по специализации — оператор ЭВМ, 2-ой курс, 3-х годичного обучения. В группе установлен тесный контакт между куратором, мастером и студентами, что способствует высокой общественной активности группы, учащиеся принимают участие в мероприятиях, проводимых училищем, и общегородских. У учащихся отмечаются такие качества как доброта, душевность, ответственность, отзывчивость, дисциплинированность, вежливость. Коллектив группы развит достаточно хорошо, между учащимися сложились дружеские отношения.
Описание методик. Как и в случае диагностики других психологических показателей, при диагностики мотивационной сферы в своём выборе средств необходимо остановиться на определённом уровне диагностических средств.
Использование опросников, как например «Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В.С.Юркевич, позволяют реконструировать мотивы обследуемого исходя из полученных данных. Данная методика напрвлена на диагностику мотивационной сферы личности, позволяющая определить, на что направлена активность индивида.
Использование «Методики диагностики личности на мотивацию к достижению успеха и избеганию неудач Т.Элерса» применённые в комплексе позволяют выявить насколько сильна мотивация к достижению поставленной цели у исследуемого, насколько выражен у него уровень личностной защиты, мотивация к избеганию неудач, страх перед несчастьем, также методики помогают выявить готовность к риску (риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределённости).
«Опросник для определения привлекательности для учащихся своей группы» позволяет выявить возможные типы восприятия индивидом группы. Особенности индивидуального восприятия определяются многими факторами: сложившимися социальными установками, прошлым опытом, особенностями самовосприятия, степенью информированности друг о друге. Восприятие индивидом группы во многом детерминирует межличностные отношения.
Три варианта восприятия индивидом своей учебной группы.
1. Студент воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.
2. Индивид воспринимает группу как инструмент достижения тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения её «полезности» для индивида. Отдаётся предпочтение более способным оказать помощь, или послужить источником необходимой информации.
3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план у таких студентов выступают проблемы группы и отдельных её членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы.
С помощью методик : «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса»(1) и «Методика диагностики личнсоти к избеганию неудач Т. Элерса»(2) выявляю уровень стремления к достижению успеха.
Полученные результаты.
1.
№ группы |
Общее количество студентов, участвующих в исследовании |
Низкая мотивация к успеху(число человек) |
Средний уровень мотивации |
Умеренно высокая мотивация |
Слишком высокая мотивация |
|
59 |
29 |
1 |
15 |
7 |
6 |
|
67 |
24 |
10 |
11 |
2 |
1 |
|
Средний результат по двум группам |
53 |
5,5 |
13 |
4,5 |
3,5 |
|
2.
№ группы |
Общее количество человек, участвующих в исследовании |
Слишком высока мотивация к защите (число студентов) |
Низкая мотивация к защите |
Средняя мотивация к защите |
Высокая мотивация к защите |
|
59 |
29 |
1 |
13 |
9 |
6 |
|
67 |
24 |
8 |
10 |
2 |
4 |
|
Средний результат по двум группам |
53 |
4,5 |
11,5 |
5,5 |
5 |
|
Итак, данные полученные в результате исследования, говорят о том, что умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска, сравнивая оценочные данные учебных журналов, именно эти студенты имеют стабильный уровень знаний и преобладающие у них отметки 4-5. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху — достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
Те кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защите).
И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху — достижению цели.
Установка на защиту зависит от трёх факторов: степени предполагаемого риска; преобладающей мотивации; опыта неудач в учёбе. Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое — когда без риска удаётся получить желаемый результат; второе — когда рискованное поведение ведёт к неудачи. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т.е. мотивацию к избеганию неудач.
Проведя методику «Опросник для определения интенсивности познавательных интересов» В.С. Юркевич, мною были получены следующие данные.
№ группы |
Число студентов, участвующих в исследовании |
Сильно выраженная познавательная потребность (число студентов) |
Слабо выраженная познавательная потребность |
|
59 |
26 |
17 |
9 |
|
67 |
24 |
8 |
16 |
|
Среднее по двум группам |
12,5 |
12,5 |
||
Итак, полученные данные подтверждают зависимость учебной мотивации от интенсивности познавательных интересов, так как, сравнивая результаты данного исследования с показателями успеваемости студентов, выявлено, что сильно выраженный познавательный интерес имеют студенты с высокими показателями успеваемости, активно проявляют себя в учебной деятельности, участвуют во всевозможных конкурсах, олимпиадах и т.д.
Несомненно, на уровень учебной мотивации огромное влияние оказывают межличностные отношения в группе и уровень оценки студентом привлекательности своей группы. Это находит своё подтверждение в следующем исследовании с использованием методики «Определение привлекательности для учащихся своей группы».
Полученные результаты.
№ группы |
Количество студентов, принимавших участие в исследовании |
Самая неблагоприятная оценка привлекательности группы (число студентов) |
Средняя оценка привлекательности |
Самая высокая оценка привлекательности |
|
59 |
22 |
5 |
14 |
3 |
|
67 |
20 |
9 |
9 |
2 |
|
Среднее по двум группам |
7 |
11,5 |
2,5 |
||
Из полученных данных видно, что наибольшее количество студентов оценивают привлекательность для себя группы, в которой они обучаются как среднюю, однако баллы по неблагоприятной оценки привлекательности группы тоже достаточно высоки, а это значит, что многие студенты, неудовлетворенны своей группой и взаимоотношениями в ней, что существенно сказывается на уровне учебной мотивации у данных студентов, она, как правило, низкая, особого интереса к учёбе и активности они не проявляют. Большинство студентов оценивают свою группу с точки зрения её «полезности», как средство для достижения своих индивидуальных целей. Как правило, взаимодействие среди представителей осуществляет только с теми, кто может поддержать, помочь в решении тех или иных вопросов. Высоки показатели негативной оценки группы её членами, это свидетельствует об уклонении студентов от коллективных форм деятельности, ограничению контактов с одногруппниками. Лишь единицы студентов из двух групп готовы ставить интересы группы выше своих личных, настроены на групповую деятельность, как правило, это очень активные студенты, контактные и предприимчивые.
В работе по формированию здорового нравственного климата в учебном коллективе центральное место должно занимать налаживание хороших межличностных отношений.
Использование методики «Оценка учебной мотивации» позволяет непосредственно оценить уровень учебной мотивации.
Полученные результаты.
№ группы |
Число студентов, принимавших участие в исследовании |
Кол-во студентов имеющих высокий уровень мотивации |
Хороший уровень мотивации |
Положительное отношение к учёбе |
Низкий уровень мотивации |
Негативное отношение к учёбе |
|
59 |
23 |
5 |
8 |
6 |
3 |
1 |
|
67 |
19 |
2 |
7 |
4 |
4 |
2 |
|
Среднее по двум группам |
3,5 |
7,5 |
5 |
3,5 |
1,5 |
||
Полученный данные свидетельствуют о том, что у большинства студентов этих групп хороший уровень мотивации к учебной деятельности и положительное отношение к учёбе. Показатели хорошего уровня мотивации имеет большинство учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью, они проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Положительное отношение к учёбе имеют, как правило, ребята, которые благополучно чувствуют себя в учебном заведении, однако чаще ходят на занятия, чтобы общаться с друзьями, преподавателями. Познавательные мотивы у таких студентов в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Вывод: в ходе исследования учебной мотивации в двух группах, мною было выявлено, что большинство представителей данных учебных коллективов имеют хороший или средний уровень мотивации, сочетающийся с положительным отношением к самому учебному заведению. Было выявлено, что уровень учебной мотивации зависит от ряда факторов: от личностных особенностей учащегося, его самооценки, общей мотивации к успеху и избеганию неудач, познавательных интересов студентов и, конечно, от отношения к изучаемому материалу и своей учебной группе.
В результате изучения групп было установлено, что высокий и средний уровень учебной мотивации преобладает у учащихся, которые имеют высокий и средний уровень самооценки, то есть не имеют «комплекса неполноценности», более уверенны в себе, имеют выраженный познавательный интерес и стремление к обучению. Студенты, обладающие средним уровнем мотивации к успеху и низкой мотивацией к защите, как правило, и имели более высокую мотивацию к учебной деятельности. Огромное влияние на уровень мотивации оказывает и отношение к своей учебной группе и учебному заведению в целом. Так студенты, у которых было положительное отношение к учёбе и отмечавшие привлекательность своей группы как среднюю или высокую показывали высокие результаты и по уровню общей учебной мотивации.
Итак, гипотеза, выдвинутая в курсовой работе о том, что учебная мотивация зависит от познавательных интересов учащихся, потребности в достижении успеха в учебной деятельности и положительного уровня учебной мотивации и отношения к своему учебному коллективу, полностью подтвердилась.
Практические рекомендации. Для формирования полноценной учебной мотивации необходима целенаправленная, специально организованная работа. Учебно-познавательные мотивы, связанные с внутренним содержанием и процессом учения, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности, а не вне её. Поэтому именно организация полноценной учебной деятельности является главным условием, обеспечивающим развитие наиболее действенных учебных мотивов, заложенных в самой учебной деятельности.
Прежде чем приступать к коррекции мотивации и улучшению её, необходимо произвести диагностику мотивационной сферы, затем, разработать план коррекционной работы, исходя из полученных данных диагностики, и только затем приступать к самим коррекционным мероприятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация — это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.
Учебная мотивация — это система факторов, вызывающих активность индивида, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками. Учебная мотивация, тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации и самоактуализации личности.
Мотивационный этап один из главных этапов формирования умственных действий и понятий. Мотивация личности складывается из внутренних и внешних мотивов. Под внутренними мотивами имеется ввиду интерес к предмету изучения и удовлетворение от самого процесса получения знаний и успешного выполнения деятельности. Внешние мотивы создаются с помощью поощрения или наказания.
В студенческом возрасте мотивы самообразования сливаются с мотивами самовоспитания. В целом это способствует гармоничному развитию личности человека. Происходит обогащение личностным смыслом как социальных, так и познавательных мотивов, т.е. превращение их в смыслообразующие.
На основе сплава зрелой социальной направленности и познавательных установок закладывается мировоззрение молодого человека как основной регулятор его социально обусловленного поведения.
В ходе работы и в практической части была разрешена поставленная в начале работы цель и задача по выявлению значимости высокого показателя учебной мотивации на успехи в учёбе и на общий уровень овладения знаниями.
Проблема изучения учебной мотивации весьма актуальна в настоящее время, её исследование позволяет разрабатывать новые программы, которые носят как психологический, так и педагогический характер. Разработка и применение программ по повышению уровня учебной мотивации может привести к развитию познавательного интереса учащихся, стремлению повышать свой интеллектуальный уровень и овладевать всё новыми и новыми навыками, несомненно, всё это приведёт к более успешному использованию образовательных программ и новых педагогических технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин Е.П., Мотивация и мотивы, — Питер, 2000,512с.
2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С., Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики, — КАРО, 2004, 180с.
3. Крившенко Л.П., Педагогика, — М.:ТК Велби, 2004, 432с.
4. Крылов А.А., Психология, — М.: ПБОЮЛ 2001, 584с.
5. Леонтьев В.Г., Психологические механизмы мотивации учебной деятельности, — Новосибирск, 1987, 92с.
6. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М., Мотивация учения и её воспитание, — Москва.:Педагогика, 1983, 102с.
7. Маркова А.К., Формирование мотивации учения, — Владимир, 1970, 129с.
8. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф., Психодиагностические методы изучения личности, Москва, 2005, 130с.
9. Стимулы и мотивы познавательной деятельности учащейся молодёжи//Материал научной конференции, — Владимир, 1970.
10. Столяренко Л.Д., Педагогическая психология, — Ростов н/Д: Феникс,2004,544с.
11. Талызина Н.Ф., Формирование познавательной деятельности подростков, — М.: Просвещение, 1988,175с.
12. Чернявская А.П., Психологическое консультирование по профессиональной ориентации, — Владос, 2004,80с.
ПриложениЯ
Приложение 1
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
«Вам предложено 41 утверждение, на каждое из которых ответьте «да», если вы согласны с ним, или «нет», если не согласны».
Список утверждений.
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определённое время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на 100% выполнить задание.
3. Когда я что-то делаю, это выглядит так, будто я всё ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нём бы я добился успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдых.
11. Усердие — это не основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекают другие занятия, чем те, которыми я занят обычно.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои ровесники считают меня способным человеком.
16. Препятствия делают мои решения более твёрдыми.
17. У меня легко вызвать честолюбие.
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19. При выполнении задания я не рассчитываю на помощь других.
20. Иногда откладываю то, что должен сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чём другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце каникул я обычно радуюсь, что скоро выйду на учёбу.
26. Когда я расположен к работе, я делаю её лучше, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно трудиться.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мне приходится выполнять ответственные задания чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воли преподавателя.
34. Иногда не знаешь, какое задание придётся выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я не терпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа даёт большие результаты, чем работа других.
38. Многое за, что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены делами.
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути доказательства своей правоты, я иду вплоть до крайних мер.
Ключ.
В 1 балл оцениваются ответы «да» на вопросы: 2,3,4,5,7,8,9,10,14,15,16,17,21,22,25,26,27,28,29,30,32,37,41 и ответы «нет» на вопросы: 6,13,18,20,24,31,36,38,39. Ответы на остальные вопросы не учитываются.
Результаты интерпретируются следующим образом:
1-10 баллов: низкая мотивация к успеху;
11-16 баллов: средний уровень мотивации;
17-20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;
свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху. [2,с.43]
Приложение 2
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
Инструкция: «Вам предлагается список слов на 30 строках по 3 слова в каждой. В каждой строке выберете только одно из 3 слов, которое наиболее точно вас характеризует, и пометьте его.»
1 |
смелый |
бдительный |
предприимчивый |
|
2 |
кроткий |
робкий |
упрямый |
|
3 |
осторожный |
решительный |
пессимистичный |
|
4 |
непостоянный |
бесцеремонный |
внимательный |
|
5 |
неумный |
трусливый |
недумающий |
|
6 |
ловкий |
бойкий |
предусматрительный |
|
7 |
хладнокровный |
колеблющийся |
удалой |
|
8 |
стремительный |
легкомысленный |
боязливый |
|
9 |
незадумывающийся |
жеманный |
непредусматрительный |
|
10 |
оптимистичный |
добросовыстный |
чуткий |
|
11 |
меланхоличный |
сомневающийся |
неустойчивый |
|
12 |
трусливый |
небрежный |
взволнованный |
|
13 |
опрометчивый |
тихий |
боязливый |
|
14 |
внимательный |
неблагоразумный |
смелый |
|
15 |
рассудительный |
быстрый |
мужественный |
|
16 |
предприимчивый |
осторожный |
предусмотрительный |
|
17 |
взволнованный |
рассеянный |
робкий |
|
18 |
малодушный |
неосторожный |
бесцеремонный |
|
19 |
пугливый |
нерешительный |
нервный |
|
20 |
предусмотрительный |
бойкий |
отчаянный |
|
21 |
исполнительный |
преданный |
авантюрный |
|
22 |
укрощённый |
безразличный |
небрежный |
|
23 |
осторожный |
беззаботный |
терпеливый |
|
24 |
разумный |
заботливый |
храбрый |
|
25 |
предвидящий |
неустрашимый |
добросовестный |
|
26 |
поспешный |
пугливый |
беззаботный |
|
27 |
рассеянный |
опрометчивый |
пессимистичный |
|
28 |
осмотрительный |
рассудительный |
предприимчивый |
|
29 |
тихий |
неорганизованный |
боязливый |
|
30 |
оптимистичный |
бдительный |
беззаботный |
|
Ключ.
В 1 балл оцениваются следующие выборы, приведённые в ключе. Первая цифра перед косой линией означает номер строки, вторая цифра после косой линии — номер столбца, в котором расположено нужное слово. Например, 1\2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце — «бдительный». При других выборах балл не выставляется.
Ключ подсчёта.
1\2; 2\1; 2\2; 3\1; 3\3; 4\3; 5\2; 6\3; 7\2; 7\3; 8\3; 9\1; 9\2; 10\2; 11\1; 11\2; 12\1; 12\3; 13\2; 13\3; 14\1; 15\1;16\2; 16\3; 17\3; 18\1;19\1; 19\2; 20\1; 20\2; 21\1; 22\1; 23\1; 23\3; 24\1; 25\1;26\2; 27\3; 28\1; 28\2; 29\1; 29\3; 30\2.
Оценка результата: чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите; 2-10 баллов — низкая мотивация к защите; 11-16 баллов — средний уровень мотивации; 17-20 баллов — высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов — слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите. [2,с.45]
Приложение 3
Опросник для определения интенсивности познавательных интересов (В.С. Юркевич).
1. Как долго вы занимаетесь умственной работой:
А) часто;
Б) иногда;
В) очень редко?
2. Что вы предпочитаете, когда задан вопрос на «сообразительность»:
А) «помучиться», но самому найти ответ;
Б) когда как;
В) получить готовый ответ от других?
3. Много ли вы читаете дополнительной литературы:
А) много и постоянно;
Б) неровно: иногда много, иногда ничего не читаю;
В) мало или совсем не читаю.
4. Насколько эмоционально вы относитесь к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой:
А) очень эмоционально;
Б) когда как;
В) эмоции ярко не выражены.
5. Часто ли вы задаёте вопросы:
А) редко;
Б) иногда;
В) очень редко?
Большое количество ответа а) свидетельствует о сильно выраженной познавательной потребности. [8,с.36]
Приложение 4
Определение привлекательности для учащихся своей группы (Сишора).
Ход выполнения задания. Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из вариантов ответа, наиболее верно выражающий ваше мнение.
1. Как вы оцениваете свою принадлежность группе?
А) Считаю себя активным, полноправным членом коллектива. (5)
Б) Участвую в большинстве дел группы, но часто одногруппники делают это активнее меня. (4)
В) Участвую примерно в половине дел группы. (3)
Г) Не чувствую привязанности к группе и в её делах участвую редко. (2)
Д) Делами группы не интересуюсь и участвовать в них не желаю. (1)
2. Хотели бы вы перейти в другую группу, если бы предоставилась возможность?
А) Очень хотел бы. (1)
Б) Скорее всего, перешёл бы, чем остался. (2)
В) Не вижу никакой разницы. (3)
Г) Скорее всего, остался бы в своей группе. (4)
Д) Очень хотел бы остаться в своей группе. (5)
3. Взаимоотношения учащихся в вашей группе.
А) Лучше, чем в других. (3)
Б) Такие же, как в других группах. (2)
В) Хуже, чем в других группах. (1)
4. Взаимоотношения учащихся вашей группы с преподавателями.
А) Лучше, чем в других группах. (3)
Б) Такие же, как в других группах. (2)
В) Хуже, чем в других группах. (1)
5.Отношения одногруппников к учёбе.
А) Лучше, чем в других группах. (3)
Б) Такое же, как в других группах. (2)
В) Хуже, чем в других группах. (1)
Подсчитать сумму баллов по всем вопросам (они даны в скобках).
Она колеблется от 5 — самая неблагоприятная — до 18 баллов — самая высокая оценка привлекательности группы. [2,с.53]
Приложение 5
Оценка учебной мотивации.
Вопросы анкеты.
1.Тебе нравиться в училище или не очень?
— не очень
— нравиться
— не нравиться
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь на занятия или тебе часто хочется остаться дома?
— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
Иду с радостью
3.Если бы преподаватель сказал, что завтра в училище не обязательно приходить всем учащимся, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в училище или остался бы дома?
— не знаю
— остался бы дома
— пошёл бы обязательно
4.Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь занятия?
— не нравится
— бывает по-разному
— нравится
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю
6.Ты хотел бы, чтобы в училище остались одни перемены?
— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы
7.Ты часто рассказываешь об училище родителям?
— часто
— редко
— не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя были менее строгие преподаватели?
— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы
9.У тебя в группе много друзей?
— мало
— много
— нет друзей
10.Тебе нравятся твои одногруппники?
— нравятся
— не очень
— не нравятся
Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, для оценки используется следующий ключ:
№ вопроса |
Оценка за первый ответ |
За второй ответ |
За третий ответ |
|
1 |
1 |
3 |
0 |
|
2 |
0 |
1 |
3 |
|
3 |
1 |
0 |
3 |
|
4 |
3 |
1 |
0 |
|
5 |
0 |
3 |
1 |
|
6 |
1 |
3 |
0 |
|
7 |
3 |
1 |
0 |
|
8 |
1 |
0 |
3 |
|
9 |
1 |
3 |
0 |
|
10 |
3 |
1 |
0 |
|
5 условных уровней учебной мотивации:
1. 25-30 баллов — высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.
2. 20-24 балла — хорошая учебная мотивация.
3. 15-19 баллов — положительное отношение к учёбе, но учёба привлекает больше внеучебными сторонами.
4. 10-14 баллов — низкая учебная мотивация.
5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к учебному заведению, учебная дезадаптация. [8,с.64]
Размещено на